Дэвид боуи сейчас. Ушел из жизни Дэвид Боуи (15 фото). Космическая тематика в текстах песен Дэвида Боуи

Детство Дэвида Боуи

Дэвид Роберт Джонс родился в Брикстоне, одном из районов Лондона, в 1947 году. Его родители – Маргарет Мэри Пеги (Барнс) и Хэйворд Стентон Джон Джонс, официально оформили свои отношения через восемь месяцев после рождения Дэвида. Мать мальчика, ирландка по происхождению, работала билетным кассиром в кино, а отец был клерком в отделе кадров благотворительной организации. Джонсы обитали на улице Стэнсфилд-Роуд, которая разделяла два южных района британской столицы – Брикстон и Стокуэлл.

Дэвид до шестилетнего возраста учился в подготовительном классе школы Стокуэлла. Учителя характеризовали мальчика как талантливого и умного, но в то же время задиру и скандалиста.


С 1953 года Джонсы меняют место жительства – семья переезжает в Бромли, пригородный район Лондона. Там Дэвид и поступает в начальную школу. В школе мальчик учился хорошо, занимался в школьном хоре (достаточно посредственно, по оценкам учителей), состоял в школьной спортивной команде по футболу и увлекался игрой на флейте.

С девяти лет будущий музыкант начинает посещать появившиеся в школе музыкальный и хореографический кружок, где учителями его способности к интерпретациям были названы как «ярко художественные, удивительные, феноменальные». Вскоре Дэвид впервые услышал музыкальные композиции Элвиса Пресли – на пластинках, принесенных отцом. Американский музыкант поразил мальчика, и после этого он упросил отца купить ему укулеле, а также сам сделал бас для участия с друзьями в скиффл-сессиях. В школе же Дэвид начал осваивать игру на фортепиано.


Увлечение музыкой отрицательно повлияло на учебу – Дэвид Джонс не смог сдать выпускной экзамен, что заставило его с 1958 года продолжить обучение в техническом колледже Бромли.

Колледж

В колледже Дэвид познакомился с Питером Фрэмптоном, сыном одного из преподавателей заведения. Оуэн Фрэмптон, отец Питера, поощрял изучение языков, искусства и дизайна. Он активно советовал своему сыну продолжать музыкальную карьеру с Дэвидом, талант которого он сразу оценил. Питер Фрэмптон и Дэвид Джонс даже начали сотрудничество, однако оно оказалось кратковременным. Впоследствии друзья по колледжу начнут совместную творческую деятельность, но это произойдет лишь через 30 лет.

David Bowie- Space Oddity Original Video (1969)

В колледже Дэвид отдавал предпочтение изучению полиграфии и печатного дела. Тогда же будущий музыкант открывает для себя современный джаз, увлекается творчеством Джона Колтрейна и Чарльза Мингуса. В возрасте пятнадцати лет в жизни Дэвида происходит неприятный инцидент – из-за девушки возникает конфликт между ним и его лучшим другом той поры Джорджем Андервудом. Конфликт перерос в драку, во время которой Андервуд серьезно травмировал Джонса, попав во время удара кулаком в лицо перстнем в левый глаз.

Дэвид на четыре месяца был вынужден оставить обучение и лечь в больницу, где врачи провели ряд операций по предотвращению слепоты. Полностью вернуть утраченное зрение медикам так и не удалось, и Дэвид на всю жизнь остался с утраченным восприятием цвета в травмированном глазу. Все вокруг Дэвид видит левым глазом в коричневом цвете. Из-за мидриатичного зрачка после травмы создалось впечатление разного цвета глаз. Несмотря на все последствия драки, друзья не поссорились и продолжили тесное общение и сотрудничали впоследствии при создании альбомов Дэвида – Джордж иллюстрировал ранние альбомы Джонса.


Ко времени окончания колледжа музыкант умел играть на саксофоне, гитаре, клавишных, электрогитаре, клавесине, губной гармошке, фортепиано, меллотроне, стилофоне, укулеле, ксилофоне, кото, вибрафоне, ударных инструментах и перкуссии. Несмотря на то, что Дэвид – левша, он пользуется обычной, праворукой гитарой.

Череда неудач Дэвида Боуи

В пятнадцатилетнем возрасте Дэвид собрал свой первый коллектив – «The Kon-rads». Группа в основном играла рок-н-ролл на свадьбах и вечеринках. Группа просуществовала год, после чего амбициозный Дэвид оставил команду и присоединился к коллективу «The King Bees». Играя в составе этой группы, Боуи набрался наглости и написал письмо миллионеру Джону Блуму с предложением заработать еще один миллион, заключив с группой контракт. Миллионер не проигнорировал предложение, передав письмо Лесли Конну, одному из издателей Битлз. Лесли Конн и заключил с Дэвидом первый контракт.


Тогда же появился и псевдоним Джонса – Дэвид Боуи, взятый музыкантом для того, чтобы избежать путаницы с Дэйви Джонсом из группы «The Monkees». Происхождение псевдонима связано с увлечением творчеством Мика Джаггера . Выяснив, что с древнеанглийского «джаггер» переводится как «нож», Дэвид взял себе псевдоним Боуи (это название типа охотничьих ножей, изобретенного следопытом Джимом Боуи).

Лесли Конн занялся продвижением молодого музыканта, на начальных порах безуспешным в коммерческом плане. К тому времени Боуи ушел из «The King Bees». Следующей группой Дэвида стала «Manish Boys», с которой музыкант выпустил сингл, также не получивший признания. Боуи вновь поменял группу, войдя в состав «Lower Third». Сингл, записанный с ними, стал столь же непродающимся и контракт Конна с Боуи был расторгнут. Сингл, выпущенный с группой «Buzz», также оказался неудачным. Далее последовали дебютный альбом и шестой сингл, традиционно не попавшие в чарты.


После этого Боуи бросил попытки записи на два года и занялся изучением пантомимы и циркового искусства, познакомившись с мимом Линдси Кемпом. Линдси свел Дэвида и с его первой серьезной любовью – Гермионой Фартингейл, с которой Боуи сотрудничал в области создания поэтических менуэтов, а впоследствии Гермиона и Дэвид играли в одной группе, однако недолго. Около года пара прожила вместе на квартире в Лондоне, после чего Боуи и Фартингейл расстались.

Первый успех Дэвида Боуи

Первый успех пришел к Боуи через семь лет после начала карьеры. Сингл «Space Oddity», выпущенный одновременно с высадкой на Луне первых астронавтов, вошел в топ-5 в Великобритании. Композиция из сингла использовалась в качестве музыкального фона для репортажей о высадке на Луне астронавтов и о полетах «Аполлона-13» в 1969-1970 годах. Вскоре вышел одноименный альбом Дэвида, имевший успех как в Европе, так и в США. Практически одновременно с этим увидела свет и третья пластинка – «The Man Who Sold the World», в которой Боуи от акустических композиций переходит к тяжелому року и heavy metal. Впоследствии критиками альбом был назван «началом эры глэм-рока».


Позже Боуи едет в Нью-Йорк, где знакомится с коллективом «The Velvet Underground», чей необычный стиль вдохновил Дэвида на создание рок-группы «Hype». В феврале 1972 года Боуи дает свой первый большой концерт, выступая под своим новым, но так и не прижившимся псевдонимом Зигги Стардаста. Концерт произвел настоящий фурор и стал импульсом, принесшим Боуи славу. Окрыленный успехом выступления, Дэвид поехал в масштабный тур по стране, во время которого Боуи заложил основы своего концертного артистического стиля - креативные необычные костюмы, легендарный огненный маллет.


Позже Боуи поехал в тур по США, начав его с выступления в знаменитом Мюзик-холле в Кливленде, Огайо, где сейчас расположен Зал славы рок-н-ролла. Альбомы Боуи тем временем попадают в пятерку, а затем и в тройку английских чартов.

Следующая пластинка Боуи, «Aladdin Sane», появившаяся в ротации в апреле 1973 года, стала альбомом номер один в Британии. Следующие альбомы музыканта неизменно входили в десятку лучших в английских и американских чартах.

Наркозависимость Дэвида Боуи

К 1974 году Дэвид Боуи приобрел зависимость от наркотиков. Именно с употреблением наркотиков, к которому Боуи пристрастился в США, многие связывают своеобразие нецельного ритма и эмоционально оторванное звучание нового альбома звезды. Несколько передозировок в течение короткого периода времени помутили сознание Дэвида по его собственному признанию. Музыкант начал стремительно терять в весе и все более слабо воспринимать окружающую действительность.

В 1976 году Боуи, несмотря на все проблемы со здоровьем и сознанием, отправляется в следующий тур, успешный в коммерческом плане, однако скандальным в плане политическом. Во время гастролей Дэвид Боуи сделал несколько шокирующих заявлений в поддержку фашизма и Адольфа Гитлера, был задержан таможней за перевозку фашистской атрибутики, в Лондоне Боуи приветствовал толпу жестом, близким к нацистскому приветствию.


Впоследствии Боуи извинился за свои фашистские высказывания и прочие инциденты, объяснив их тем, что был не в своем уме после нескольких неудачных приемов тяжелых наркотиков. В итоге наркотическая зависимость наравне с интересом к немецкой музыке привели к переезду в Западный Берлин, где Дэвид Боуи снимал квартиру вместе со своим другом, Игги Попом , также лечившимся от наркотической зависимости. В течение трех лет жизни в Берлине Боуи не только записывает три своих альбома, но также занимается продюсированием Игги, помогая ему с записью первых двух сольных альбомов, а также присоединившись к группе Игги во время ее гастрольного тура по Европе и США в 1977 году в качестве клавишника и бэк-вокалиста.

David Bowie - «Life On Mars?»

Три собственных альбома, записанные в Берлине, получили название «Берлинской трилогии» и вошли в число лучших альбомов Боуи, не говоря уже о неизменном попадании в топ-5 британских и топ-20 американских чартов. В поддержку «трилогии» в 1978 году Боуи с группой музыкантов отправился в мировое турне, включавшее посещения Австралии и Новой Зеландии. В следующем году музыкант записывает альбом «David Bowie Narrates Prokofiev’s Peter and the Wolf», в основу которого легло произведение Сергея Прокофьева «Петя и Волк».

Дэвид Боуи - мегазвезда

С 1980 года Дэвид перестает употреблять наркотики, а также разводится со своей женой Анджелой, заканчивая тем самым эпоху творчества, названную критиками эрой «Изможденного Белого Герцога». Следующий альбом, записанный под впечатлением от жизни в Берлине, имеет четкие хард-роковые нотки. Записанная в 1981 году совместно с Фредди Меркьюри и группой «Queen» композиция «Under Pressure» становится третьим релизом музыканта, достигшим вершины британского хит-парада. Тогда же Дэвид снимается в эпизодической роди в фильме «Мы дети со станции Зоо» производства Германии, в котором рассказана история жизни тринадцатилетней немецкой девочки с наркозависимостью, которая зарабатывает на наркотики проституцией и вскоре погибает. В те же годы Боуи участвует в нескольких театральных постановках и пишет музыку для фильмов.


Все альбомы и синглы Боуи, выходившие в восьмидесятых, моментально занимали лидирующие позиции в чартах, превращая Боуи из суперзвезды в мегазвезду. Боуи продолжал также театральную и кинокарьеру, активно гастролировал по миру и участвовал в благотворительных концертах и акциях, мгновенно увеличивая сборы пожертвований в несколько десятков раз. Из самых заметных ролей в кино того времени стоит отметить роль Понтия Пилата в картине Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988).

В начале девяностых Боуи организовывает постоянную группу «Tin Machine», с которой выпускает два альбома и отправляется в несколько мировых турне, а также знакомится со своей будущей второй женой, Иман. Знакомство состоялось на вечеринке, посвященной дню рождения их общего парикмахера. Вскоре Дэвид и Иман начали встречаться и в итоге в 1992 году оформили свои отношения.

Эксперименты девяностых

С начала девяностых Дэвид экспериментирует с новыми образами и жанрами музыки, такими, как белый соул, индастриал, AOR и джангл, смешанные с влиянием хэви-металла, джаза и хип-хопа. В эти годы за Боуи окончательно закрепляется статус «хамелеона рок-музыки», постоянно меняющего имидж, музыкальные жанры и направления, тематику песен, но тем не менее сохраняющего свой индивидуальный, легко узнаваемый музыкальный стиль.


Одним из наиболее интересных, концептуальных и одновременно амбициозных альбомов этих лет можно назвать вышедший в 1995 году «1.Outside», в котором влияние индастриала переплетается с другими направлениями электронной музыки. Альбом был записан совместно с Брайаном Ино, признанным гуру данного направления. В 1996 году Дэвида Боуи ввели в Зал славы рок-н-ролла. В том же году в рамках мирового турне Дэвид впервые посетил Исландию, Японию и Россию.

Неоклассицизм

С 1998 года Боуи пишет саундтреки к мультипликационным картинам и компьютерным играм, а также работает над записью нового студийного альбома. Пластинка, названная «Heathen» (Язычник), увидела свет в 2002 году и стала последним грандиозным успехом Боуи в британских и мировых хит-парадах. Последний на данный момент студийный альбом исполнителя вышел в 2003 году и получил название «Reality». Во время турне Боуи почувствовал болезненные ощущения в области груди. Диагнозом медиков стала остро заблокированная артерия, вследствие чего тур был прерван, а Боуи отправился в больницу в Гамбурге, где его прооперировали.


В начале 2004 года музыкант выписался из больницы. Запланированный ранее и отложенный тур был перенесен на неопределенное время в связи со слабым здоровьем звезды. Вернулся на сцену музыкант только в 2005 году, выступив на концерте с группой «Arcade Fire». В 2006 году Боуи был награжден премией «Грэмми» за большой вклад в развитие музыки.

В августе 2011 года музыкант объявил о завершении карьеры, однако в январе 2013 года Дэвид выпустил новый сингл «Where Are We Now?» и озвучил планы по выпуску нового альбома с рабочим названием «The Next Day», тексты песен для которого, по признанию Боуи, он писал под впечатлением от истории современной России. Альбом вышел в свет 11 марта 2013 года и занял лидирующие позиции в чартах сорока стран мира, а также стал четвертой пластинкой Боуи, добравшейся до вершины британского хит-парада.

Личная жизнь Дэвида Боуи

Дэвид познакомился со своей первой женой Анджелой Барнетт в конце 60-х на вечеринке у общих знакомых. Любовь Анджелы к эпатажу и умение выглядеть стильно оказало влияние на сценический образ Дэвида Боуи. В 1970 году пара оформила отношения, а спустя год у них родился сын - Данкан Зоуи Хейвуд Джонс. После десяти лет брака пара рассталась.


В 1992 году Дэвид Боуи взял в жены модель Иман Абдулмаджид, в 2000 году у них родилась дочь Александрия Захра.

Смерть Дэвида Боуи

Дэвид Боуи – один из культовых музыкантов XX века - скончался 10 января 2016 года в кругу близких ему людей. Причиной смерти стал рак, с которым он боролся последние 18 месяцев жизни. Несмотря на страшную болезнь Дэвид Боуи продолжал заниматься творчеством. Незадолго до смерти, 8 января 2016 года вышел последний альбом музыканта. Немногим ранее Дэвид Боуи представил клип на песню Lazarus.

Последний клип David Bowie - Lazarus

Британская легенда рока, художник, актер, продюсер и великий экспериментатор Дэвид Боуи ушел из жизни в неполные 70 лет. Причина смерти – рак, с которым он боролся на протяжении 18 месяцев. Пятидесятилетней карьеры «хамелеона рок-музыки», как его часто называют благодаря постоянным экспериментам со внешностью и стилем, хватит не на один байопик. Его не раз признавали величайшим из величайших – музыка Боуи вдохновляла и вдохновляет самых талантливых музыкантов эпохи, Дэвид один из самых влиятельных британцев нашего времени, он включен в Зал славы рок-н-ролла, а в 2003 году чуть не удостоился рыцарского титула, но отказался.

Прочесть биографию этого великого, без сомнения и всяких «но», музыканта стоит каждому хоть немного увлекающегося музыкой человека. Уверены, найти содержательную статью об этапах становления Боуи как музыканта и легенды, будет несложно, поэтому мы не станем останавливаться на привычных «рождение, взросление, развитие», а расскажем лишь о нескольких интересных моментов из жизни Боуи, которые лучше, чем любой биограф, опишут личность музыканта.

  • В августе 2011 года Дэвид Боуи заявил о завершении музыкальной карьеры. Точнее говоря, о том, что музыкант больше не выйдет на сцену сообщил его биограф Пол Тринка, который также подчеркнул, что на сцену певец выйдет только в том случае, если будет готов произвести «подлинное землетрясение». Через два года, в 2013 году Боуи выпустил первый за 10 лет сингл «Where Are We Now?», а 20 ноября 2015 года свет увидел заглавный трек с пластинки «Blackstar», которая полностью вышла в день рождения музыканта, 8 января 2016. Оба релиза действительно произвели эффект бомбы.
  • Глаза Боуи – один из фетишей его поклонников. Во-первых, они разного цвета, один голубой, а второй карий. Во-вторых, зрачок левого глаза всегда расширен. По легенде, в 16 лет Дэвид подрался с приятелем Джорджем Андервудом из-за девушки, и тот поранил ему глаз. С тех пор зрачок был атрофирован. К слову, на заре карьеры Боуи старался придать значительности этой своей особенности, активно используя коричневый карандаш по самой линии роста ресниц. Отличный ход!

  • Свою «шизоидность» Боуи объясняет двумя фактами из своего детства. Он родился в Лондоне, но после окончания школы перебрался в Йоркшир, на север Англии, и жил там на ферме. За проведенное там время он отлично изучил трущобы Брикстона с их сложным населением и социальными проблемами и мирную деревенскую жизнь. Два этих противоположных мира прочно обосновались в голове музыканта и стали, по его же словам, основой его двойственного отношения к жизни и миру.
  • Помимо музыкальной карьеры, на счету Боуи несколько киноработ, главная из которых – первый фильм, вышедший в 1976 году, «Человек, который упал на Землю». Лента рассказывает об инопланетянине, который оказался среди людей и пытается сохранять свою изначальную двойственность. Снаружи он человек, а внутри все-таки пришелец. После просмотра сложно поверить, что все описанное – вымысел. Еще один фильм, который стоит выделить в фильмографии музыканта – «Лабиринт». Ниже можно посмотреть отрывок из ленты.

  • Переезд в США стал для Боуи одним из важнейших моментов в его жизни. Он во многом изменил его отношение к миру и окружающей действительности. Особенно его удивляли взгляды американцев, они казались ему широкими, всеобъемлющими, в отличие о тех, к которым он привык в родной Британии, в том числе это касалось и отношения к музыке: «Здесь {в США} музыка - это средство тотальной коммуникации. А у нас {в Великобритании} музыка - это так, чтобы послушать».
  • Хотите узнать, какая музыка нравилась самому Боуи? Pixies, Sonic Youth, The Cure, Velvet Underground, Elgar, Little Richard, The Mekons.
  • В 1980-е в поп-музыке произошли очередные переменены. Новое отношение, новое звучание, новые герои. Боуи нашлось, что сказать и по этому поводу тоже. Ему казалось, что за десятилетие музыка лишилась сексуальности и это, на удивление, самому музыканту крайне импонировало. Секс аккуратно и незаметно становился почти запретной темой, что давало массу новых вариантов и возможностей для творчества. Так констатировал, правда не без опаски, музыкант.

  • Бисексуальность музыканта – одна из самых щепетильных и обсуждаемых тем. По этому поводу было много сказано и написано различными журналистами, но лучше всего об этом рассказал, что неудивительно, сам Боуи. В январе 1972 года в интервью журналу Melody Maker Дэвид впервые рассказал о своей бисексуальности, а в сентябре 1976 еще раз подтвердил это в интервью Playboy. Правда уже в 1980 году в интервью Rolling Stone он назвал те свои признания «самой большой ошибкой, которую когда-либо совершал», констатировав, что подобный каминг-аут был сделан в угоду моде. Более подробный и развернутый комментарий последовал только в 2002 году, когда музыкант рассказал журналу Blender, что это признание помешало ему реализовать массу того, о чём он мечтал. По признанию музыканта, ему совершенно не хотелось нести чей-то флаг и представлять какую-то определенную группу, пусть это и было правдой.
  • Знаменитый образ вымышленного персонажа Зигги Стардаста, придуманного Дэвидом Боуи для своего альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars, появился в голове Дэвида после встречи с рок-музыкантом Винсом Тейлором. Это его альтер-эго – один из самых тиражируемых образов нашего времени.

Британский рок-певец Дэвид Боуи умер на 70-м году жизни. 8 января певец отметил свой 69-й День Рождения и выпустил новый альбом Blackstar («Черная звезда»). Музыкант ушел из жизни после 18-месячной борьбы с раком, новость о его смерти появилась на официальном сайте, где сказано: «Хотя многие из вас сопереживают потере, мы просим вас уважать частную жизнь семьи во время скорби». Вспомнить творчество Дэвида Боуи нам помогут интересные факты из его биографии.

1. Боуи утверждал, что в возрасте пяти лет у него был "ужасный случай", связанный с чаем - с тех пор он так ни разу и не пил его.

2. Школу Дэвид окончил с отметкой "0" по искусству.

3. В восемь лет Боуи загорелся мечтой стать саксофонистом. Это подтолкнуло его купить первый саксофон, правда он был из розовой пластмассы. Ради такой покупки маленький Дэйв вынужден был таскать заказы для мясной лавки. В 1961 году мать подарила ему альт-саксофон лучшего качества.

4. Правый зрачок Боуи всегда расширен – это результат его школьной драки с другом по имени Джордж Андервуд. Ссора была, конечно же, из-за девушки. Врачи опасались, что он потеряет зрение, но смогли провести ряд операций и предотвратить слепоту. Полностью восстановить зрение не удалось - в результате травмы у Боуи возникло дефектное восприятие глубины поля зрения. Став известным, артист заявил, что, хотя он и может видеть своим травмированным глазом, восприятие цвета утрачено (постоянно присутствует коричневый фон). Зрачок травмированного глаза стал мидриатичным, что создало впечатление различного цвета глаз. Несмотря на драку, Андервуд и Боуи остались хорошими друзьями.

5. Боуи - мультиинструмениталист. Он играет на гитаре, фортепиано, клавесине, губной гармонике, меллотроне, стилофоне, вибрафоне, кото, ударных и перкуссии.

6. Будучи большим поклонником Мика Джаггера, Боуи узнал, что "джаггер" в переводе со староанглийского означает "нож", поэтому Дэвид взял себе похожий псевдоним (нож Боуи - тип охотничьих ножей, названный в честь героя Техасской революции Джима Боуи). Днём рождения "Дэвида Боуи" считается 14 января 1966 года. Именно в этот день он впервые появляется под таким именем с группой The Lower Third на обложке пластинки "Can’t Help Thinking About Me".

7. "Я очень хотел прославиться, но не знал, как это сделать, и на протяжении 1960-х перепробовал всё, что мог - в театре, изобразительном искусстве и музыке", - признавался Боуи в одном из интервью восьмидесятых годов. Несомненно, в то время на творчество артиста сильно повлиял фронтмен Pink Floyd Сид Барретт, покинувший группу после записи первого альбома. "В Сиде было что-то не от мира сего, и это меня сильно привлекало. Он был похож на Питера Пэна", - говорил музыкант.

8. В 1974 году концерт Боуи посетил Майкл Джексон. Позже он высказывался о странных движениях музыканта, имея в виду лунную походку. Изначально этот танец появился ещё в пантомимных пьесах Боуи шестидесятых годов.

9. Маленькая звукозаписывающая студия "Ханса", окна которой раньше выходили на Берлинскую Стену, стала одним из излюбленных мест туристов, хотя и продолжает работать как студия. Всё из-за Боуи, записавшего там так называемую "Берлинскую трилогию" ("Low" - "Heroes" - "Lodger").

10. Начиная с 24 сентября 1980 года Боуи три месяца выступал на Бродвее в постановке "Человек-слон". В этот период его друг и коллега Джон Леннон был убит сумасшедшим фанатиком Марком Чепменом. Это событие произвело на Дэвида крайне тяжёлое впечатление - он не только потерял близкого друга, но и понял, что сам был близок к гибели. Чепмен присутствовал на пьесе, фотографировал Боуи у дверей на сцену и вскоре после этого застрелил Леннона. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Джона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида.

11. В фильме Дэвида Линча "Твин Пикс: Сквозь огонь" (1992) Боуи сыграл таинственного агента ФБР Филиппа Джеффриса. В картине он появляется всего на несколько секунд, но впечатление производит неизгладимое. "Это был сон. Мы живем во сне", - говорит он, вовлекая зрителей в самый центр запутанной головоломки одного из выдающихся мастеров артхауса.

12. В Москве Боуи был трижды. Впервые он побывал в столице в 1973 году проездом из Японии в Европу. В тот период он боялся летать на самолётах и предпочитал пользоваться наземным транспортом. Для того, чтобы попасть в Москву, ему пришлось сесть на корабль из Йокогамы в Находку, а уже оттуда - на Транссибирскую магистраль. 30 апреля, спустя 18 дней после выезда, Боуи прибыл в Москву на три дня. Тогда он побывал на первомайском параде, посетил Оружейную палату и ГУМ. Вторая поездка Боуи в Москву, теперь уже вместе с Игги Попом, состоялась в начале апреля 1976 года. Тогда пограничники конфисковали у него запрещённую к ввозу нацистскую литературу. Третья поездка состоялась в июне 1996 года, на этот раз с концертом в Государственном Кремлёвском Дворце. Перед пресс-конференцией была организована встреча фанатов с Боуи у него в номере. Поклонники рассказали ему о плохой акустике в Кремле и дороговизне билетов. Боуи тут же подарил их тем, у кого не хватило денег. 18 июня состоялся концерт и Дэвид остался им жутко недоволен - из-за сидящей публики и странной организации зала. Тогда он пообещал, что больше никогда не приедет в Россию.

13. В 2000 году в результате опроса, в котором приняло участие свыше 190 тысяч человек, совместная с Queen песня "Under Pressure" заняла десятое место в списке лучших песен тысячелетия.

14. Из современных исполнителей Боуи предпочитал творчество Руфуса Уэйнрайта, Placebo, Godspeed You! Black Emperor и Arcade Fire.

15. В 2009 году немецкий учёный Петер Йегер открыл новый редкий вид пауков и решил назвать его в честь Боуи. Представитель вида, получившего название Heteropoda davidbowie, был обнаружен исследователем в Малайзии. По словам арахнолога, на это его вдохновили турне "Glass Spider" и песня "Ziggy Stardust".

Как Дэвид Боуи цитировал Набокова и Элиота, сколько его песен посвящено небу и полетам, что дала совместная работа с Игги Попом, как стерлись границы между мужским и женским и существует ли творческая старость - «Бумага» публикует тезисы самых любопытных выступлений четырехдневной конференции, посвященной фигуре культового музыканта.
Следуя популярному направлению edutainment (обучение во время игрового процесса), Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, организовала в Петербурге конференцию, посвященную Дэвиду Боуи. С 8 по 11 января на разных площадках проходили встречи, чтения и обсуждения докладов и кинопоказы.

Елизавета Столярова , организатор конференции:

Популяризация науки - следствие того, что наука стала чаще обращаться к современному материалу, к вопросам, которые актуальны в научном и бытовом понимании. Одним из источников вдохновения для меня послужила история Ирины Прохоровой: была организована научная конференция в каком-то небольшом городке, и внезапно к ней проявили большой интерес местные жители, далекие от науки. Отличие моего формата в том, что я сделала акцент на непрофессиональных и не «звездных» докладчиках. Научными консультантами стали организаторы конференции. С докладами выступали в основном филологи и дизайнеры, среди музыковедов мероприятие не вызвало интереса, что очень заметно по тематике докладов. Мы принципиально не стали разделять докладчиков, хотя изначально хотели сделать научную и научно-популярную части отдельно. В итоге получили именно то, что хотели, - атмосферу, которую я условно назвала «интеллектуальный Вудсток» (Brain, art, David Bowie!).

Интеллектуальные игры Боуи с широкой аудиторией

Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, Санкт-Петербург

Ключевой вопрос - вопрос статуса творчества Боуи. Кто он: артист или творец-интеллектуал? По сути, и первое, и второе. Примером может служить песня I’d rather be high, которая построена на множественности смыслов, Боуи цитирует Владимира Набокова и Томаса Стернза Элиота. Можно оттолкнуться от фигуры Боуи и описать все его творчество как игру с публикой, построенную на двойном-тройном восприятии. Важным моментом в его творчестве являются игры с гендером. Возможно, в британской традиции повышенный интерес к трансгендерным играм восходит к Шекспиру (любопытное художественное воплощение этой проблемы - в американском фильме «Красота по-английски»). Для Боуи, безусловно, не менее важен был театр Кабуки, где женские роли тоже исполняли мужчины.

Дэвид Боуи: игра в гендер

Виктория Васина, журналист, выпускница факультета журналистики РГГУ, Москва

В 70–80-е годы музыкальную сцену захватывают полчища феминизированных мужчин, обретая всеобщее признание и популярность. Сам Боуи, задав тон поколению 1970-х и став иконой глэм-рока, довольно быстро охладел к такой манере исполнения и продолжил музыкальные эксперименты в других жанрах. Для исследования особый интерес представляет период Боуи - Зигги Стардаста, красноволосого, полисексуального звездного пришельца в очень откровенных и очень оригинальных нарядах, который начал завоевывать воображение всего мира. Журналистка Мэри Финниган в своей книге напишет: «Невозможно было понять, кто он - мужчина или женщина, а может, вообще, - инопланетянин. Но именно Энджи (жена Дэвида, Анджела Барнетт) была в восторге от путаницы полов, обожала все эти дела с сексуальной двусмысленностью. Пара поменялась ролями: Дэвид становился все более женственным, а Энджи - более резкой». Зигги Стардаст прожил чуть больше года и был похоронен своим создателем равнодушно и публично - в конце тура 1973 года в лондонском Хаммерсмит-Одеоне. Энжи Боуи так описывает историческую роль Зигги Стардаста: «Он был той вспышкой, которая вызвала всемирный взрыв экспериментирования с секс-ролями, соревнования в блеске и пышности и нарциссическом самолюбовании. Он стал зеленым светом на повороте истории; он остановил этот несчастный зачуханный и разбитый хиппи-коммунальный автобус и указал дорогу миллионам маленьких, сверкающих, отдельных и непохожих личных транспортных средств образца „Я-десятилетия“».


Космическая тематика в текстах песен Дэвида Боуи

Анна Глушкевич, ученица Аничкова лицея, Санкт-Петербург

Начиная с сингла Space Oddity, вышедшего в 1969 году, и вплоть до недавнего альбома The Next Day в песнях Дэвида Боуи прослеживается интерес к космической тематике. В докладе представлены результаты анализа встречаемости и контекстов употребления слов, связанных с небом, полетами и космическими телами в песнях Боуи.


На графике: количество песен, связанных с космической тематикой, на разных альбомах Дэвида Боуи

The Idiot - плод сотворчества (Дэвид Боуи и Игги Поп)

Дмитрий Лебедев, кандидат физико-математических наук, Санкт-Петербург

The Idiot - первый сольный альбом Игги Попа. Его возникновение тесно связано с последующей серией альбомов Дэвида Боуи, известных как «Берлинская трилогия». Это произведение обладает сильной энергетикой, несет в себе двойной драйв, и это заслуга двух авторов. Изможденному Белому Герцогу нужна была подпитка, а Игги нужен был учитель. Для Игги Попа это были годы полнейшего беспредела рок-звезды с эпатажным поведением, наркотиками и панк-драйвом. Дэвид Боуи, в то время выпустивший Station to Station, один из самых мистических своих альбомов, крепко подсел на кокаин, и опасался за свое психическое здоровье. Таким образом, оба музыканта находились в состоянии кризиса и решили, что совместно им удастся осуществить перемены в своих жизнях. Так возник творческий союз, подаривший миру альбом The Idiot.


Дэвид Боуи 2000–2010 годов в аспекте рецептивной эстетики. Заметки к теме

Руслан Комадей, поэт и научный сотрудник музея «Литературная жизнь Урала XX века», Екатеринбург

Дэвид Боуи во многом пытается совместить статус культового со статусом актуального музыканта. Он не может полностью избавиться от уже закрепленных за ним массовым сознанием характеристик после 40 лет нахождения в социокультурном поле. Новой тенденцией для Боуи является использование приема минус-присутствия: он позволяет реципиенту самому достраивать необходимые культурные звенья. Это связано с практикой так называемого «молчания», которую избрал Боуи после 2004 года. В январе 2013 года релиз новой песни и клипа Where are we now был неожиданным. В видео Боуи изображен как стареющий человек, полный воспоминаний о насыщенной молодости. Между тем на альбоме, который вышел позже, его голос звучит уверенно, аранжировки современны, видеоклипы актуальны. Боуи разрушает культурный стереотип восприятия зрелого творца как традиционалиста. Он использует свой возраст для создания ложного представления о своем творчестве. Изображая себя визуально как пожилого джентльмена в клипе The stars are out tonight, Дэвид Боуи звучит как современный представитель indie-музыки. Таким образом, он демонстрирует как условность физиологического возраста, так и условность существования «профессиональной творческой старости» и закостенелости.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Количество арт-объектов, на которых людей по всему миру вдохновила смерть Боуи, не поддаётся исчислению

Согласно голосованию 13-летней давности, Дэвид Боуи оказался выше всех других живых на тот момент музыкантов в списке "100 величайших британцев". Теперь, когда "хамелеон" от мира музыки покинул нас после полуторагодичной борьбы с раком , корреспондент Би-би-си Михаил Поплавский вспоминает самое удивительное из жизни артиста.

1) Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года - ровно через 12 лет после рождения "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли. В период увлечения астрологией взрослый Джонс (конечно, Боуи) не раз будет сравнивать себя с ним - согласно китайским эзотерическим учениям, оба певца родились в год Кабана.

2) В 12 лет юный Дэйв научился играть на саксофоне: за карьеру этот инструмент не раз ему пригодился.

3) Впоследствии Джонс освоит такие инструменты, как электрогитара, двенадцатиструнная гитара, клавишные, фортепиано, клавесин, губная гармоника, синтезатор и ряд ударных.

4) Разноцветные глаза Боуи "достались" в драке с одноклассником Джорджем Андервудом в возрасте 15 лет - так его левый глаз из-за деформации сетчатки стал зелёным, а правый остался голубым. Вопреки популярной городской легенде, Дэвид никогда не терял зрение, однако повреждённый глаз испытывал проблемы с передачей цветов. Примечательно, что Боуи и Андервуд остались друзьями и после инцидента.

5) Дэвид Джонс взял себе псевдоним в честь разновидности охотничьих ножей "боуи", когда ему было 19 лет.

6) Танцам Боуи в конце 1960-х обучал Линдсей Кемп - хореограф, который впоследствии поставит движения Кейт Буш в прославившем её клипе 1978 года Wuthering Heights ("Грозовой перевал").

7) Рост музыканта во взрослом возрасте составлял 1 метр 78 сантиметров - ровно столько же, сколько у его второй жены Иман Абдулмаджид.

Лунная пыль покроет тебя из песни Боуи Hallo Spaceboy

8) На заре карьеры Дэвид записал нарочито комедийную песенку The Laughing Gnome ("Смеющийся гном"), которую ждала удивительная судьба - в 1967 году она не произвела никакого впечатления на публику, но шесть лет спустя, когда Боуи уже был суперзвездой, внезапно взлетела на шестое место британского чарта. По-настоящему злую шутку с артистом эта песня сыграла в 1990 году: тогда любитель инноваций устроил телефонное голосование среди фанатов за песни, которые те хотели бы услышать в его туре лучших хитов Sound+Vision. Благодаря флешмобу, запущенному музыкальным изданием NME, "Гном" оказался на первом месте. В нарушение обещаний Дэвид не стал петь её в том туре - чего нельзя сказать о других хитах-лидерах голосования.

9) Первая жена Боуи Энджи, состоявшая с музыкантом в браке с 1970 по 1980 годы, называла его Намой - что бы это ни значило.

10) Боуи и его первая жена приняли решение назвать их первенца Зоуи Боуи - где имя означало бы отсылку к слову "жизнь ("зоо"). Выросший мальчик решил убавить долю эксцентричности в своих анкетных данных и стал известен как Дункан Джонс - уже в зрелом возрасте он прославится как режиссёр фильмов "Луна 2112" и "Исходный код". Отец ни разу не появлялся в фильмах сына.

11) После огромного успеха альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars Боуи многократно давал уклончивые комментарии о своей сексуальности: в 1970-е он регулярно говорил о своей бисексуальности, однако в 2002 году отметил, что часть его тогдашних признаний имела целью шокировать консервативную публику.

12) У Дэвида сложились интересные отношения с иностранными языками - так, едва дождавшись прорыва на родине с песней 1969 года Space Oddity , молодой музыкант записал её итальянскую версию Ragazzo solo, ragazza sola , чей текст не имел никакого отношения к драме с выходом майора Тома в открытый космос. Впоследствии Дэвид записал французскую и немецкую версию своего хита Heroes - Héros и Helden соответственно. Последнюю в 2007 году перепел вокалист Rammstein Тиль Линдеманн под аккомпанемент финских виолончелистов из Apocalyptica.

13) Увлечение Боуи Востоком также нашло своё отражение в лингвистической плоскости - его песня Seven Years in Tibet получила неожиданный дублет на мандаринском диалекте китайского языка. Кроме того, существует запись Дэвида на индонезийском языке.

14) Актёрская карьера Боуи была вполне многоликой: он снялся более чем в 20 картинах. При этом его игра получала самые разные оценки: так, "Прекрасный жиголо, бедный жиголо" удостоился виртуальных помидоров от массы критиков - Дэвид впоследствии говорил, что в этой роли он вобрал все "32 фильма Элвиса" (Пресли и вправду неудачно снимался в кино). Более того, сыгравшая в "Жиголо" свою последнюю роль Марлен Дитрих из принципа не приехала в ФРГ, где шли съёмки, поэтому сцену с ней пришлось снимать в Париже. С другой стороны, роли Боуи в фантастической драме "Человек, который упал на Землю", вампирском эротическом хорроре "Голод" и в военной драме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" удостоились от киносообщества высоких оценок.

15) В случае с фильмом "Лабиринт" 1986 года, где Боуи предстал перед публикой королём гоблинов, он же сам и записал саундтрек - одну из наиболее порицаемых критиками своих работ.

16) Помимо того, Дэвиду не раз случалось исполнять роли исторических и других известных персонажей: в "Последнем искушении Христа" он сыграл Понтия Пилата, в фильме "Баския" - Энди Уорхола, а в "Престиже" - Николу Теслу.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption На подиумы, помимо песни Боуи Fashion, выходили и модели с посвящениями усопшему музыканту

17) Не остановившись на киноиндустрии, Боуи блеснул и в театре: в начале 1980-х он сыграл в пьесе Бертольта Брехта "Ваал". Не обошлась без его участия и театральная постановка книги Фредерика Тривза "Человек-слон".

18) За свою карьеру Дэвид продал более 140 млн экземпляров альбомов - без учёта синглов.

19) Этих студийных альбомов у Боуи насчитывается 28 - если включать в это число саундтрек к фильму "Будда из пригорода" и два альбома в составе группы Tin Machine.

20) У только что упомянутой группы Tin Machine век был недолог: она просуществовала с 1989 по 1992 год и попала под шквальный огонь критики. Оба её альбома не нашли понимания у музыкальных экспертов, публика же не приняла Боуи в образе "солиста рок-ансамбля"; кроме того, модные журналы не преминули отметить, как мало внимания - на контрасте с Дэвидом - уделяли своему внешнему виду остальные участники группы. Впрочем, после её распада гитарист Ривс Гэбрелс работал с Боуи до альбома 1999 года "Hours..." включительно.

21) Персонаж майора Тома, выросший из Space Oddity, упоминался ещё в двух песнях мультижанрового музыканта - его мегахите 1980 года Ashes to Ashes и радикально переработанном дуэтом Pet Shop Boys сингле 1996 года Hallo Spaceboy .

22) Пожалуй, самая поразительная версия Space Oddity появилась три года назад: на борту МКС "Космическую непонятность" исполнил канадский астронавт Крис Хэдфилд.

23) Космос и одиночество - темы, которые музыкант пронёс через всю карьеру: от упомянутого выше хита и одноимённого альбома 1969 года до его последнего релиза Blackstar , вышедшего за три дня до смерти.

24) Музыкант дал своё имя первым в истории банковского дела музыкальным финансовым облигациям - Bowie Bonds ("бонды Боуи"). Сразу после выпуска в 1997 году эти финансовые бумаги имели доходность 7,9% годовых, что на 1,5% больше, чем у американского казначейства в конце 90-х. К 2004 году, впрочем, рейтинговое агентство Moody"s понизило их статус с "очень стабильного" до почти "мусорного". Однако запуск iTunes и онлайн-продаж песен смог вернуть интерес инвесторов к подобным облигациям.

25) Самым верным продюсером Боуи стал бруклинский американец итальянского происхождения Тони Висконти: он участвовал в записи как прорывной пластинки Space Oddity 1969 года, так и последних двух опусов - The Next Day и Blackstar, не исключая и знаменитую "берлинскую трилогию" в конце 1970-х.

26) Первый американский хит №1 у Боуи - Fame - появился в 1975 году. Соавтором песни, помимо самого Дэвида и гитариста Карлоса Аломара, числится и бывший участник Beatles Джон Леннон.

27) Первый британский хит №1 музыкант записал за пару лет до того - им оказалось переиздание всё той же Space Oddity.

Я уже на пять лет старше, я уже в могиле из песни Боуи The Hearts Filthy Lesson

28) По собственному признанию, в "берлинский период" 1977-78 годов диета музыканта во многом состояла из молока, кайенского перца и кокаина. Впрочем, Боуи не раз случалось лукавить в беседах с журналистами.

29) Боуи был на территории нынешней России трижды: в конце 70-х он проехал по Транссибу на поезде от Хабаровска до Москвы, через год прогулялся с Игги Попом по Красной площади, а в 1996 году, наконец, добрался до Москвы с концертом - впрочем, музыкант оценил своё как "катастрофу" и решил воздержаться от повторных российских гастролей.

30) В том же туре в поддержку индастриал-рок-альбома Outside Боуи принял неожиданное решение: играть все песни на концертах вместе с корифеями жанра американской "группой одного человека" - Nine Inch Nails, деля репертуар "на двоих". Такой демарш вызвал смятение в рядах поклонников обоих артистов, однако Трент Резнор - единственный постоянный участник Nine Inch Nails - остался в очень хороших отношениях с Дэвидом и впоследствии сыграл мистического преследователя Боуи в клипе I"m Afraid of Americans .

33) В 1985 году единоутробный брат Боуи Терри, страдавший шизофренией, покончил с собой, прыгнув под поезд. Музыкант переживал смерть брата, поскольку тот сильно повлиял на его музыкальные вкусы. Спустя восемь лет Дэвид посвятил ему выдержанный в синих тонах клип Jump They Say ("Они говорят: "Прыгай"), где сыграл затравленного бизнесмена-параноика.

34) Вышедший в 1996 году сингл Telling Lies ("Говоря неправду") стал первым резонансным музыкальным интернет-релизом. Чтобы отметить выход песни, Боуи устроил сессию с вопросами и ответами в форме онлайн-чата, на которой он писал только правду, а два его помощника давали фанатам заведомо ложные ответы ("were telling lies"). Когда поклонников, принявших участие в интерактивной сессии, попросили оценить, кто из трёх отвечавших - сам Дэвид, настоящий музыкант набрал наименьшее число голосов.

35) В 1996 году имя Боуи внесли в "Американский зал славы рок-н-ролла", а спустя 10 лет он получил премию "Грэмми" за вклад в искусство.

36) На 50-й день рождения музыкант устроил себе подарок в виде концерта-посвящения в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден с огромным количеством приглашённых звёзд - от Лу Рида до группы Smashing Pumpkins, от Foo Fighters до Cure. Многие из артистов тогда специально разучили партии свежайшего на тот момент альбома Дэвида - Earthling - на котором перекрасивший волосы в рыжий цвет музыкант скрестил драм-н-бейс с жёстким индастриал-роком.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption На 50 лет Боуи устроил себе роскошный подарочный концерт

37) Альбом "Hours..." 1999 года примечателен тем, что создавался одновременно с компьютерной игрой Omikron, в которой имелись персонажи и Дэвида, и Иман.

38) Право написать текст на одну из песен всё с тех же "Часов..." было разыграно отдельно: счастливчиком оказался некий Алекс Грант, а получившийся трек назвали What"s Really Happening?

39) В 2000 году Дэвид отказался от рыцарского звания.

40) В том же году родилась его единственная дочь от Иман - Александрия Захра.

41) Первый сингл Боуи - Liza Jane - вышел в 1964 году. Дэвиду Джонсу тогда было 17 лет. Впоследствии у артиста выйдет порядка 100 синглов.

42) Одна из самых неожиданных актёрских задач встала перед Боуи в 2007 году: тогда ему пришлось озвучить Нептуна в мультсериале "Губка Боб: Квадратные штаны".

43) В 70-е артисту случалось экспериментировать с языком: для этого Дэвид пробовал технику писателя Уильяма Бэрроуза, состоявшую в нарезании и перемешивании бумажек со словами; так родился текст песни Subterraneans .

44) У Иман есть татуировка в виде... ножа типа "боуи"!

"Какие тяжёлые новости с утра. Один из бессмертных #AshestoAshes [Пепел к пеплу]" Стивен Фрай, актёр, писатель и телеведущий

45) В последнее время чета жила попеременно в Нью-Йорке и Лондоне.

46) В начале карьеры Дэвид сменил восемь групп, затем к ним добавилась упомянутая Tin Machine и сформированная в 1997 году эфемерная группа Tao Jones Index; таким образом, Боуи побывал в 10 коллективах.

47) Помимо музыки и кино, Боуи также активно пробовал себя как художник и скульптор.

48) За карьеру музыкант записал десятки дуэтов с различными артистами, в том числе поучаствовал в последней прижизненной записи американского певца Бинга Кросби Peace On Earth/The Little Drummer Boy .

49) В начале 70-х Боуи посещал выступления балетных трупп, чтобы получить представления о сценическом освещении, применяемом в балете.

50) Немецкие электронные пионеры Kraftwerk упоминают имя Боуи в песне Trans Europa Express . При этом группа отклонила запрос Боуи о возможном сотрудничестве.

51) В 1977 году Дэвид был последним приглашённым гостем на личном телешоу другой звезды глэм-рока - Марка Болана из группы T-Rex. Болан погиб через две недели после записи передачи.

52) В полнометражном приквеле к сериалу Дэвида Линча "Твин Пикс" - "Сквозь огонь иди со мной" - Боуи появляется на пару минут в роли голограммы агента Филипа Джеффриса.

53) За всю карьеру у Дэвида Боуи был единственный альбом, полностью состоящий из реприз чужих песен - Pin Ups 1973 года. Он достиг первого места в британском чарте.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Брайтоне существует стена Боуи. Теперь их количество по миру может резко увеличиться.

54) На обложке Pin Ups красовалась супермодель Твигги.

55) В саундтреке к фильму 2001 года "Мулен Руж" сложилась уникальная комбинация: артист Бек перепел хит Боуи Diamond Dogs , в то время как сам Дэвид исполнил джазовый стандарт Nature Boy .

56) Боуи не раз говорил, что терпеть не может обращение "дорогуша".

57) Несмотря на долговременное увлечение восточными духовными практиками, к концу жизни Дэвид описывал себя в интервью то как агностика, то как атеиста.

58) Американский композитор-минималист Филипп Гласс выпустил оркестровые переложения альбомов из "Берлинской трилогии" Боуи.

59) В 1998 году на экраны вышел фильм "Бархатная золотая жила", названный по песне музыканта из начала 70-х. Несмотря на очевидное сходство протагониста картины с молодым Дэвидом, сам артист крайне негативно оценил сценарий ленты и не дал добро на использование его песен в саундтреке картины.

60) В 2011 году в интернете "всплыли" неизданные треки артиста, которые должны были войти в альбом Toy - проект 2001 года, который так никогда и не увидел свет. Вместо доработки тех треков Дэвид предпочёл сосредоточиться на записи альбома Heathen.

61) На концерте в Осло в 2004 году в глаз Боуи прилетел леденец на палочке от фаната. Артист отделался лёгкой травмой.

62) На вопрос, как ему удаётся поддерживать столь прекрасную физическую форму после 55 лет, музыкант с улыбкой отмечал, что не упускает случая боксировать. "Бокс - это тяжело, но в этом и смысл", - говорил Дэвид.

63) Под занавес тура в поддержку альбома 2003 года Reality у музыканта начались проблемы со здоровьем: боль в груди, поначалу определённая врачами как защемление нерва, оказалась на поверку блокировкой артерии и потребовала хирургического вмешательства. Остаток турне пришлось отменить; Боуи более никогда не ездил на кругосветные гастроли.

Что-то случилось в день, когда он умер, дух взмыл на метр вверх и отступил, кто-то другой занял его место, смело закричав: "Я - чёрная звезда! Я - чёрная звезда!" из песни Боуи ★ (Blackstar)

64) Длительное лечение и усталость от шоу-бизнеса обусловили самый длительный альбомный перерыв в карьере артиста: после Reality 2003 года его следующий студийный лонгплей - The Next Day - увидел свет лишь в 2013 году.

65) В клипах на синглы с The Next Day снялся ряд известных актёров: Тильда Суинтон, Гэри Олдман и Марион Котийяр.

66) В 2013 году в лондонском музее Виктории и Альберта прошла уникальная биографическая выставка о Боуи - на ней были выставлены более 300 экспонатов.

67) Последний диск Боуи - ★ (Blackstar) - вышел в день рождения артиста.

68) К своему дню рождения и выходу альбома ★ - 8 января - музыкант также выпустил клип на свой последний сингл - Lazarus ("Лазарь"), в котором есть строчка: "Look up here, I"m in heaven" ("Смотрите сюда, я в раю"); в конце видеоролика певец закрывает дверь шкафа изнутри.

69) На странице , запущенной за несколько дней до дня рождения Боуи вьетнамским и норвежским программистами, пользователю, вбившему свой возраст в поисковую строку, сообщается, что делал в его годы музыкант. При вводе числа выше 69 машина выдаёт: "Он астронавт. Или внеземное существо. Или нечто, что мы не можем осознать".