Центр жоржа помпиду в париже выставки. Центр жоржа помпиду в париже. Centre Georges-Pompidou: особенности посещения

Расположенный в сердце Парижа недалеко от улицы Риволи в квартале Бобур, Центр Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou) удивляет своей архитектурой и содержанием. С его верхних этажей и смотровой площадки, город видно как на ладони: здесь открывается великолепная панорама на Собор Парижской Богоматери , Эйфелеву башню , церковь Святого Сердца , Монмартр . Округ, где построено авангардное «чудо архитектурной фантазии», которое парижане окрестили Помпизавром и Бобуром, издавна известен как квартал развлечений – с кафе, ресторанами, уличными музыкальными представлениями, жонглерами, «живыми скульптурами», ярмарками... Это идеальный уголок Парижа для всех – самостоятельных путешественников, влюбленных пар, семей с детьми, компаний, в котором любят бывать больше, нежели на Марсовом поле с Эйфелевой башней.

Комплекс состоит из шести уровней (8-ми этажей: с 1-го по 6 уровень), полностью посвященных культуре. В нем можно без труда и усилий провести день напролёт. Здесь расположен самый большой музей современного искусства в Европе с собранием более чем 76 000 работ, среди которых шедевры таких мастеров как: Пикассо, Кандинского, Леже, Матисса, Миро, Шагала, Сальвадора Дали , Мунка, Кляйна, Твобли, Ворхола и др.

Не путать с Музеем современного искусства Парижа (Мusée d’аrt modernе dе lа Villе dе Pаris), расположенным в Токийском дворце.

Истории создания Центра

Известный политик-реформатор Жорж Помпиду, еще в начале своей карьеры на посту президента пятой Французской Республики, решил модернизировать не только политику и экономику, но и создать суперсовременный символ культуры, где были бы собраны воедино различные выставки, библиотеки и мастерские. Был объявлен конкурс на лучший авангардный проект здания-символа. В конкурсе приняли участие специалисты из 49 стран, были рассмотрены более 680 предложений. Победителем стал новаторский проект итальянских архитекторов Роджерса и Пьяно. В 1977 году, в торжественной обстановке с Центра сдернули ткань, скрывавшую строение, – и перед потрясенной публикой предстал железный монстр, похожий на вывернутый наизнанку завод! Разноцветные гигантские трубы каждой отдельной системы окрашены в свой цвет, в стеклянной трубе – эскалатор по диагонали, а лифты и вся арматура – снаружи. Конечно, здание получилось необычным (особенно для изящного центра Парижа), но довольно практичным за счет такого оригинального вынесения коммуникационных конструкций за периметр основных площадей.

Ежегодно принимает в своих стенах более 25 выставок – настоящих мировых событий, представляя мэтров истории искусства ХХ века и современных величайших художников XXI-ого. Здесь также находится кинотеатр, где демонстрируют арт-хаусное кино, а насыщенная программа театра, танцев, концертов, конференций, семинаров, огромная библиотека, магазины, рестораны и открытые кафе – органично дополняют это художественное изобилие и превращают Центр Помпиду в исключительное место.

Что находится в Центре Помпиду?

1. Французский Государственный музей Современного Искусства.

2. Общественная информационная библиотека (Bpi). Здесь всегда собираются очереди студентов, так как библиотека предлагает свободный доступ к огромному банку данных с документами, книгами, аудио и видеоматериалами.

3. Институт исследований и акустической координации и музыки (Ircam) расположен в подземном уровне, под площадью имени Стравинского. Здесь изучают мир звуков и представляют разнообразные концертные программы.

Кроме основных отделов, в Центре на 1-м (в Южном Мезонине - Mezzanine Sud) и 6-м уровне находятся галереи с временными экспозициями.

Зона спектаклей (уровень -1), состоит из 4 залов, посвященных живым представлениям: танцу, музыке, театру, а так же кино, семинарам и конференциям.

О музее Центра Помпиду

Вход с 4-ого уровня. В одном из самых больших музеев современного искусства мира представлено развитие жанров от фовизма и кубизма до актуальности. Среди экспонатов: художественные полотна, фотографии, скульптуры, дизайнерские и архитектурные предметы, макеты, ретроспективы, мебель и др. Музей разделен на 2 этажа: модернизм 1905-1960 гг. и временные выставки в Grand Galleries (уровень 5), и современность – с 1960 до наших дней (уровень 4).

Модернисты

Постоянная выставка, насчитывающая более 1000 экспонатов, раскинулась на 40 залов. По ходу движения, на примерах экспонатов дизайна, живописи и архитектуры, можно представить, как развивались и какими противоречивыми к своему времени (каждые 10 лет), были их легендарные творцы. Особенно чувствуется контраст между залами монографий (Пикассо, Матисс, Леже, Делоне) и тематическими выставками. Здесь также можно увидеть работы нашумевшего социально-духовного течения дадаистов (Дада – «хвост коровы» в одном из африканских языков), идеология которого заключалась в борьбе с саморазрушением и «железной логикой» общества. Выражение дадаизма вылилось в иррациональное анти-искусство, порождая новое течение – сюрреализм. Привлекают интерес абстракции Кандинского, импровизации Купки и Мондриана, предметы повседневности «ready-made» Дюшампа, арабески Модильяни, работы Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Миро и иностранных художников-экспрессионистов, которые основали на Монпарнасе свою Парижскую школу, арт-объекты движения «Кобра», комиксы и др.

Современные тенденции

Экспозиции современного искусства постоянно пополняются всевозможными предметами стиля, дизайна, фотографии, видео, инсталляциями, скульптурами, полотнами, архитектурными макетами и перформансами.

Три зала полностью посвящены архитектуре и дизайну от 60-ых годов XX века до наших дней (Старк, Нувель, Перро).

Инфраструктура

Бар на уровне для спектаклей (-1).

0 уровень: гардероб, книжный магазин по дизайну, фотографиии, архитектуре, почтовое отделение, магазин сувениров, библиотека имени Кандинского, продажа ж/д билетов (SNCF), банкоматы.

Центр Жоржа Помпиду — самый необычный музей современного искусства во Франции. Это здание, как, впрочем, и выставки способны поразить воображение каждого. Посещение центра точно станет одним из ярких событий во время отдыха в Париже.

Что касается параметров здания, то этот параллелепипед из стекла и стали имеет длину 166 метров, ширину — 60 метров, высоту — 42 метра.

Создание Центра Жоржа Помпиду

В 1969 году президент Жорж Помпиду решил, что в районе Бобур нужно построить современный культурный центр.

Открылся он в начале 1977 года. Это место сразу стало популярным у жителей Парижа и туристов. Там выставлялись произведения искусства современных дизайнеров и художников. В 1992 году в центре начались преобразования. Появился отдел культурного развития, благодаря которому стали проводить лекции, открытые дискуссии, кинопоказы и другие мероприятия.

С 1997 по 1999 годы в центре прошел ремонт — расширили зал галереи, после этого общая площадь центра достигла 100 000 квадратных метров. Сейчас центр состоит из Музея современного искусства, выставочных залов, библиотеки, Института исследования и координации акустики и музыки, Центра промышленного дизайна, кинозалов, смотровой площадки.

В 2010 году открылся филиал центра во французском городке Мец, а в 2015 году — в испанском городе Малага.

Ежегодно центр посещают от 3,5 до 3,8 миллионов человек.

Особенности здания

Облик музея в 1977 году, когда состоялось его открытие, удивил жителей Парижа: большинство инженерно-технических конструкций оказались не внутри здания, а снаружи.

Архитекторы предложили покрасить электропроводку в желтый цвет, в синий — водопроводные трубы, в зеленый — вентиляционные трубы, а лифты и эскалаторы — в красный.

В общем здание стало олицетворением стиля хай-тек, который в 1970-х годах был прорывом в архитектуре, а центр — одним из лучших образцов этого стиля.

Всего в здании шесть этажей. Есть еще подземный этаж, там расположены кинозалы, студия 13/16 для детей и подростков, творческая студия — «Ателье для детей» и галерея фотографий. На первом находится кинозал, там проходят фестивали артхаусного кино, выставочные залы и библиотека. На втором и третьем этажах — библиотека. Книги можно почитать в отдельном зале, с собой ничего забирать не разрешается. Вход в библиотеку свободный. На четвертом и пятом этажах — выставки «Музей: Новейшее искусство» и «Галерея графического искусства». На шестом — Галерея эволюции (Grande Galerie). На крыше есть смотровая площадка.

Выставки в Центре Жоржа Помпиду

В залах представлены 60 000 экспонатов, которые относятся к разным видам современного искусства — живописи, музыке, архитектуре, графике. Там можно увидеть работы Сальвадора Дали, Анри Матисса, Василия Кандинского и других мастеров. Всего представлены работы 5 000 авторов со всего мира.

В Галерее эволюции (Grande Galerie) демонстрируются временные экспозиции — вы увидите произведения искусства, относящиеся к таким направлениям, как сюрреализм, кубизм, экспрессионизм.

Есть еще интересные студии для детей от 9 до 12 лет — «Фабрика», и для подростков от 13 до 16 лет — «Студия 13/6». Там дизайнеры, скульпторы и художники со всего мира проводят интересные мастер-классы. Кроме того, дети могут поучаствовать в создании произведения искусства.

Режим работы и билеты

Есть небольшие расхождения в режиме работы выставочных залов и библиотеки.

Расписание

  • залы с 11:00 до 21:00. По четвергам — до 23:00 (только временные выставки на шестом этаже).
  • библиотека работает с понедельника по пятницу (кроме вторника — выходного дня) с 12:00 до 22:00. В субботу и воскресенье — с 11:00 до 22:00.

Стоимость посещения

  • билет «Музей и выставки» включает в себя посещение всех залов и смотровой площадки. Полный билет -14 евро, для студентов, детей и людей с ограниченными возможностями — 11 евро;
  • билет только на смотровую площадку — 5 евро;
  • билет в кинотеатр, полный — 6 евро, льготный — 4 евро.

В первое воскресенье каждого месяца посещение музея, смотровой площадки и детской галереи бесплатно для всех.

Как добраться

Центр находится в квартале Бобур между Ле-Аль и Маре. Добраться можно так:

  • на метро — до станции «Рамбюто» (Rambuteau — линия 11), «Отель-де-Виль» (Hôtel de Ville — линии 1 и 11), «Шатле» (Châtelet — линии 1, 4, 7, 11 и 14);
  • на автобусах № 29, 38, 47, 75 до остановки «Centre Georges Pompidou»;
  • можете доехать до центра на личном или арендованном автомобиле. По google-карте вы можете проследить маршрут до музея от Елисейских полей (в пути примерно 30 минут) или из аэропорта Шарль-де-Голль (в пути примерно час).

Также вы можете доехать до центра на такси — Taxi G7, 01 Taxi, Taxis.

Центр Жоржа Помпиду на google-панораме

Центр Помпиду на видео

Запечатлев лучшие виды Эйфелевой башни, и повидав величественный Нотрдам де Пари, мы решили посетить третий по значимости объект в Париже – знаменитый центр имени Жоржа де Помпиду, построенный по проекту Роджерса. Это удивительное здание буквально сразило нас своим необычным архитектурным стилем, и еще более необычной экспозицией. Признаться , я до того никогда не встречал столь необычный музей, несмотря на свой, казалось бы, небедный опыт в странствиях.

  • Единственное сооружение способное , на мой взгляд, соперничать с Помпиду в оригинальности – Пирамида Лувра. В итоге, впечатленность им и вдохновила меня на это описание.

Архитектура и внешний стиль

При подходе к де Помпиду первое, что бросилось нам в глаза, это его невообразимый архитектурный стиль, думаю, в 1977 год вызвал ничуть не меньший скандал, чем в свое время стиль Эйфелевой башни, и гораздо меньший восторг чем восхитительная Пирамида Лувра. Как бы впротивовес, царящей в Париже консервативной элегантности, культурный центр блещет своим нонконформизмом, вызывая смешанные эмоции у местных.

По сути, внешне центр искусств де Помпиду наглядно символизирует все все каноны современного искусства, то есть совершенно оригинальные, а порой даже и эпатажные решения . Так, главный автор музея – Ричард Роджерс решил не расходовать драгоценную внутреннюю площадь музея на коммуникации и прочую дребедень, дабы полностью освободить ее для предстоящих экспозиций.

В итоге Роджерс решил вынуть все внутренности строения наружу, обнажив перед лицом города, причудливые сплетения водопроводных труб, тросов и газо-отопительных систем. Такое нестандартное решение, с легкостью могло бы приравнять центр искусств де Помпиду, к объектам российского индустриального пейзажа, однако на деле все вышло гораздо интересней.

  • Все коммуникации обеспечения музея, автор велел раскрасить в яркие и довольно пестрые цвета, соответствующие назначению каждого из узлов.

В итоге, строительство продолжавшееся ни один год, было завершено, а всю площадь здания буквально опутало голубыми, зелеными и бирюзовыми трубами, а также белой арматурой. Честно говоря , словами описать центр довольно трудно, а потому советую вам ознакомиться с представленными ниже фото и видео.

Немного истории

Национальный центр современных культуры и искусств в Париже, был построен Роджерсом в 1977 год, по благородному соизволению французского президента Жоржа де Помпиду, вследствии чего им был назван в свою честь. С самого начала, музей был задуман как вместилище постоянной экспозиции произведений XX века, и плацдарм для их изучения, однако впоследствии превзошел все ожидания превратившись в важнейший культурный центр искусств в Париже, привлекающий миллионы посетителей каждый год.

  • Как уже говорилось выше, музей де Помпиду спроектировал архитектор по имени Ричард Роджерс. Им были воплощены смелые дизайнерские фантазии, какие только мог позволить архитектор в 1977 год. Исторические фото музея вы можете посмотреть ниже.

Внутри Помпиду

Описывая столь нестандартное и эпатажное явление мировой культуры как музей искусств де Помпиду, я хочу приобщиться к свойственной им(архитекторам) оригинальности, начав обзор с верхнего этажа.

Итак, на самом последнем этаже центр имеет довольно широкую смотровую площадку, позволяющую насладиться невероятными парижскими видами и делать потрясающие фото и снимать видео. Подняться к ней можно со второго этажа Помпиду на эскалаторе, но для этого необходимо иметь уже приобретенный билет в музей современного искусства, или же, билет непосредственно на саму площадку.

Кстати с ее вершины можно легко увидеть уже упомянутые Нотрдам де Пари и Эйфелеву башню. Кстати, фото последней сделанное непосредственно с площадки вы можете увидеть ниже.

Далее на шестом этаже находиться ресторан George, видимо, как и музей искусства, названный так в честь Жоржа де Помпиду. К слову, этот ресторан, является одним из лучших заведений своего рода в Париже, и помимо прекрасного меню для посетителей, предлагает им насладиться прекрасными панорамами столицы, отчетливо проступающими сквозь прозрачные стены. Как это выглядит внутри можно рассмотреть на фото.

Пятый, четвертый и третий этажи центра искусств де Помпиду, отведены под масштабную библиотеку, включающую в себя книги, периодические издания, а также мощную мультимедийную видео базу – и все это на различных языках! К сожалению, мое время было ограничено и я не смог уделить им особое внимание, однако я уверен, что в ней кроется огромный потенциал. Наглядным подтверждением моих выводов, являются фото местных студентов, усердно бороздящих недра библиотеки в поисках необходимых материалов.

Кроме того, помимо библиотеки на 4 этаже центра искусства есть книжный магазин, торгующий эксклюзивными изданиями по истории искусств, и различными аксессуарами. К сожалению, для незнающих французский людей, многие фолианты лишены всякой информационной ценности, представляя им лишь ценность культурную.

На втором этаже пред нами предстало два тематических кинозала, предлагающие там к просмотру авангардное и ретроспективное кино. Как бы то ни было ни одна из прокручиваемых в то время картин, не вызвали у нас интереса, тем более, что обе они были на французском языке. Тем не менее, если перед посещением центра искусств де Помпиду заглянуть к им на сайт, можно узнать расписание сеансов и придя в указанное время попасть на интересующий вас фильм.

  • Кроме кинотеатра, на втором этаже центр располагает неплохим кафе с плохими ценами, так что если вы хотите быстро набить желудок, но при этом дорожите собственным кошельком, лучше загляните в студенческую закусочную на 4-м этаже.

Теперь, пропустив один этаж центра, спущусь чуть ниже, в подвальные помещения, чтобы представить вашему вниманию концертный зал Ателье Бранкузи. Там демонстрируют видео, проводят всевозможные презентации, и конференции которые можно посетить, ознакомившись с предварительной информацией на сайте.

На предусмотрительно пропущенном мною первом этаже располагается, собственно, главная достопримечательность центра искусств де Помпиду – французский национальный музей современных искусств. Его удивительно просторные и необычные залы представляют собой галереи из постоянной и временных экспозиций, тематика которых затрагивает наиболее острые проблемы XX, XXI веков, а стилистика во многом является провокационной.

  • Изображения наиболее гротескных и невероятных экспонатов из тех, что представляет там музей, вы можете рассмотреть на предоставленных им ниже фото.

Однако далеко не все произведения центра несут новаторство и эпатаж. Разбирающиеся в искусстве ценители легко обнаружат, что там есть работы таких маэстро прошлого века как Модильяни, Пикассо и Кадинский, чьи шедевры уже давно вышли из рамок непонимания, став высоко ценимой классикой. Как наглядно показывают фото, в основу экспозиции музей исскуства выставляет фото, живопись, скульптуры и всевозможные натурные композиции.

Адрес, часы работы и цена билетов

Музей Жоржа де Помпиду, находиться по адресу: Place Georges Pompidou , в Париже. Добраться в музей можно на парижском метро, выйдя на станциях Hotel de Ville или Rambuteau, обе из которых находятся на 11-й линии метро. Работает центр круглый год, с 11 утра до 10 вечера кадый день, вторник выходной. Библиотека центра, как правило, открывается на час позже остальных коммуникаций, то есть в 12:00. Заказ билетов в центр исскуства осуществляется на кассе или же на официальном сайте центра. На данный момент стоимость взрослого билета в национальный музей искусств составляет 11 евро, а возможность добраться к смотровой площадке, без права посещения музея – 3 евро.

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства, представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек.

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства , представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек .

Место расположения:

Центр Помпиду находится в одном из старейших районов Парижа, называемом Бобур. С тридцатых годов и вплоть до 1971 года, когда началось возведение Центра, здесь был просто гигантский пустырь заброшенной стройки. Сейчас же на месте этого пустыря стоит чудо современной архитектуры - многофункциональный центр Помпиду. Среди реставрированных и обновленных зданий квартала он резко выделяется своей современной архитектурой.

На площади перед Центром 31 января 1987 г. были установлены на двух 9-метровых столбах любопытные часы «Женитрон» , созданные двумя дизайнерами - Франсуа Скали и Аленом Доминго. 9 светящихся цифр, пробегающих на табло, отсчитывают время, отделяющее нас от 2000 года (с точностью до 300 миллисекунд в 13 лет). Находящийся внизу автомат за 10 франков выдает открытку-сувенир с выбитым на ней временем.

Через улицу, на площади имени Игоря Стравинского, в марте 1983 г. был открыт необычайный 30-метровый бассейн, уставленный странными красочными фигурами Ники де Сен-Фаль и фонтанами Жана Тингели. Скульптуры иллюстрируют произведения известного русского композитора: Весна священная, Жар-птица, Байка про лису и др.

По другую сторону площади перед Центром, обычно заполненной уличными художниками, музыкантами и фокусниками, вырос современный квартал Часов, пересеченный пешеходными улочками, обрамленными красивыми витринами магазинов и уютными кафе. На одном из домов квартала установлены большие автоматические часы «Защитник времени» - произведение Жана Монестье. Каждый час вооружен мечом. Защитник времени сражается с драконом, птицей и крабом, которые символизируют стихии земли, воздуха и воды . Часы дали название всему кварталу.

Недалеко от часов стеклянный вход ведет в павильон Магия автоматов, где около 300 движущихся и поющих автоматов представляют 12 сказочных спектаклей. И тут же, на углу улиц Брантом и Рамбюто возвышается Прометей - удивительная статуя нашего современника, скульптора Иосифа Цадкина.

По заказу французского президента Жоржа Помпиду, в Париже начали готовиться к строительству необычного культурного центра, который должен не только был состоять из музеев, библиотек и мест отдыха, но и сам должен стать гордостью Франции. Он должен был сделать широко известным современное искусство.

На конкурс проектов, состоявшемся в 1969 году, было предоставлено более 680 проектов, в нем приняли участие мастера из 48 стран мира. Лучшей работой был признан проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса.

Это здание должно было представлять новое архитектурное течение хай-тек. Главной идеей было разместить снаружи то, что должно быть внутри. Авангардная архитектура здания, напоминающего своими переплетениями труб (все коммуникации выведены наружу - это позволяет освободить почти 20 тыс. кв. м.) нефтеперегонный завод. Это должно символизировать основное назначение центра - массовое «производство» и распространение культуры. Причем расположено все это в самом центре одного из старейших районов Парижа - в центре старинного квартала Бобур.

На все строительство было потрачено 900 млн. франков (около 137 млн. евро). После 5 лет строительства, 31 января 1977 года, завершилось строительство гигантского культурного центра-фабрики современного искусства. А для посетителей центр открылся через 2 месяца - 2 февраля 1978 года.

Особенности строения:

Высота восьмиэтажного центра составляет 42 метра, длина - 166 метра, ширина - 60 метра. Площадь каждого этажа - 7 800 квадратных метров, а площадь всего здания - 100 000 квадратных метров.

Снаружи центр выглядит довольно пестрым, так как все его части, вынесенные наружу, разукрашены в разные цвета: транспортные коммуникации (лестницы, лифты, эскалаторы, подъемники) красного цвета, электропроводка желтого, трубы водоснабжения желтого, кондиционер голубого цвета.

Сразу в одном месте находятся музеи и творческие мастерские. В современном центре Помпиду сейчас расположились Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки, библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны.

По диагонали центр пересекается гигантским застекленным эскалатором. На верхнем этаже расположена смотровая площадка, на которой можно полюбоваться видами Парижа. Отсюда хорошо видны башня Сен-Жак, собор Нотр-Дам и холмы Монмартр с базиликой Сакре-Кер.

Особенного внимания заслуживает строение крыши. Она состоит из нескольких частей, которые, по сути, представляют собой 14 стоек си 13 опирающихся на них секций, с интервалом в 12,8 метров. Скрепляют крышу вертикальные панели 4 фасадов и горизонтальные - на уровнях каждого этажа. Сверху все покрыто бетонными плитами.

Всего в центре 8 этажей, каждый этаж высотой в 7 метров. Все пролетное строение из стекла и металла абсолютно открыто по всему объему. В самом центре здания - пустое пространство. Его специально не стали заставлять, тем самым, оставив место для своеобразной площади, которая больше похожа на одну из городских улиц.

Первый, второй и третий этаж занимает библиотека. Богатейшее книгохранилище Центра занимает 15 тысяч кв. м и насчитывает 400 тысяч томов. Библиотека ежедневно принимает до 11 тысяч человек (в выходные дни - до 19 тысяч посетителей). Помимо книг, библиотека располагает диапозитивами, микродокументацией, пластинками, кассетами и фильмами из самых различных областей знаний. В распоряжении посетителей на 2-ом этаже имеется лингафонный кабинет, позволяющий с помощью современных установок изучать любые иностранные языки .

Самой интересной достопримечательностью Центра является Национальный музей современного искусства, переведенный в 1977 г. из своего бывшего помещения во Дворце Токио. Музей занимает залы на 4-ом и 5-ом этажах здания. Здесь насчитывается 3600 картин, 2000 скульптур, 8000 рисунков, 3000 фотографий, 800 эстампов французских и иностранных мастеров, среди которых Боннар, Брак, Вламинк, Дали, Делоне, Дюфи, Кандинский, Леже, Марке, Матисс, Миро, Модильяни, Пикассо, Сутин, Шагал и многие другие.

На этом же этаже находятся один из двух залов синиматеки (второй - зал Гаранс, который помещается на 1-ом этаже), еженедельно проводящей показ 20 фильмов всех стран мира.

Еще до того, как состоялось открытие центра, было много противников этого нового здания. Называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства. Центр Помпиду в настоящее время собирает больше посетителей, чем любая другая достопримечательность столицы - он даже обогнал легендарную Эйфелеву башню . За двадцать лет его существования Центр Помпиду посетило почти 156 000 000 человек.

Каждое поколение стремится оставить после себя нечто уникальное, удивительное – то, что станет предметом восхищения потомков. Не уставая поражаться величественной красоте средневековых архитектурных достояний, современное общество создает собственные творения, предпочитая в дизайне и зодчестве прогрессивные направления, а ярким примером служит Национальный Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Расположен культурный Центр в одной из наиболее старой части города – в , раскинувшемся на правом берегу Сены, и включающим в себя остров Сен-Луи с восточной территорией Сите, на которой возвышается готический , охраняемый химерами и горгульями.

История Центра Жоржа Помпиду

Жорж Раймон Помпиду был не только президентом Пятой республики, но и большим ценителем искусства, преподавателем словесности и литературоведом. Во время его правления Франция совершила значительный шаг вперед в области экономики, и практически совершила техническую революцию.

Прогрессивные взгляды главы государства инициировали множество проектов, способствующих развитию страны во всех направлениях. Одно из достойных его детищ – многофункциональный Центр Помпиду, призванный поддерживать современное искусство, будь то музыка, живопись, танец, литература, кинематограф или другая школа.

В качестве строительной площадки было выбрано широкое плато Бобур, и так порой в простонародье называют сам комплекс.

Чтобы воплотить грандиозную задумку, власти города ориентировались на прогрессивных людей, умеющих думать креативно. В период действия конкурса на рассмотрении оказалось 681 планов от зодчих 49-и стран, но жюри выбрало троих наиболее достойных: английского архитектора Ричарда Роджерса и итальянцев Д. Франчини и Р. Пьяно.

Причем Роджерс и Пьяно управляли проектом и создали направление хай-тек, уходящее корнями в поздний модернизм.

Его основные характеристики: технологичность, восприятие конструкции как орнамента, монументальность, сложная простота, функциональность и удобство, что дало повод критикам считают новаторский стиль неким поэтическим окончанием целой эпохи.

С момента рождения идеи о строительстве в 1969 г. до окончания работ в 1977 г., прошло 8 лет. Торжественное открытие Помпиду прошло 31 января, а первых посетителей он принял 2 февраля.

Первое впечатление от экстравагантного здания было в духе парижан – неприкрытая критика и сравнение с нефтеперегонной фабрикой. Но вспоминая историю , и других , видно, что столичные жители всегда предвзято относились к смелым концепциям, и только спустя время соглашались, что строение отлично вписывается в структуру города, внося определенный колорит и изюминку.


Сегодня Центр искусств Помпиду считается визиткой столицы, одним из значимых и посещаемых шедевров современности.

Сооружение действительно необычно по своей структуре, и имеет протяженность 166 м, на 42 м уходит ввысь и на 60 м в ширину, поднимаясь на 10 уровней и занимая площадь 7 500 кв. метров. Чтобы максимально полезно использовать его внутреннюю площадку, решено было вынести наружу всю техническую начинку: эскалаторы, лифты, трубопровод и даже арматурные соединения.

Это освободило 40 тыс. м кв. полезной территории, а наружные коммуникации раскрасили в разные цвета, что придало сооружению гротескный вид. На фоне белого каркаса выделяются синие воздуховоды, зеленые коммуникации водопровода, желтая электропроводка, и среди этого пестрого переплетения курсируют нарядно-красные эскалаторы и лифтовые кабины.

Организация работы культурного Центра

Центр Жоржа Помпиду, это отлично продуманное сооружение, ставшее своеобразным толчком для активации развития всех творческих направлений. Под одной крышей объединили общественную библиотеку; государственный музей современного искусства, который до этого занимал крыло Токийского дворца; Центр современной музыки.


Планировалось, что именно Бобур отныне станет тем ядром, где сосредоточены все актуальные веяния и течения андеграунда, а разрабатывал план их демонстраций Франсуа Матей, приглашенный из Музея декоративных искусств.

После открытия до 90-х годов прошлого столетия культурный Центр провел ряд выставок, ставших впоследствии успешным «рецептом» для дальнейших экспозиций.

Директорат, в который входили Понтус Хультен и Доменик Бозо, предложили организовать вернисажи Уолтеру Хоппсу, и его авторству принадлежат: «Париж-Нью-Йорк», «Париж-Париж», «Париж-Берлин», «Париж-Москва».

Во время их организации Хоппс привлек в проект не только служащих Государственного музея современного искусства, но и прочих департаментов. Каждая тема имела собственный план. На вернисаже «Париж-Нью-Йорк» разные отделения, в том числе и библиотека, имели обособленную секцию, а в случае с «Париж-Берлин» собрания занимали общую площадь.

Тематические выставки требовали тщательного подхода в организации, стараясь затронуть все сюжетные линии, но чтобы результат был доступен и понятен с первого раза. К примеру, «Париж-Москва» освещала тему гласности. А охватывая период от начала XX столетия до 30-х годов, благодаря потеплению французско-российских отношений, демонстрировали полотна французских живописцев, участвовавших в московских дореволюционных выставках.

В других тематиках также прослеживалась связующая нить между культурами Запада и Востока, задевающая архитектуру, мастерство дизайна, музыку, литературу, театр и кинематограф.


Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду продолжает развиваться, обретая все большее значение в избранной нише. В 1992 г. происходит его реорганизация, после которой появляется отдел культурного продвижения, ответственный за проекты живых вечеров: лектории, кинопремьеры, дискуссионные собрания и симпозиумы.

За 20 лет плодотворной работы здание слегка поизносилось и, будучи президентом Центра, Жан-Жак Айагона решает, что пришло время капитального ремонта. Началась реконструкция в 1997 г. Помимо усовершенствования коммуникаций, государство изыскало средства на увеличение площадей под постоянные коллекции, и в итоге Помпиду развернулся на 100 м кв. Под постоянные презентации экспозиций в музее отведено 12 210 м кв., а под временные – 5 900 м кв.

Он снова принимает до 4 млн. гостей в год, являясь третьим по посещаемости, уступая пальму первенства Эйфелевой башне и . Бобур стал местом встречи, объединившим целое поколение, куда приходят потому, что в нем происходит действительно что-то важное, увлекательное, запоминающееся.

Центр Помпиду сегодня

Выполненный из камня, стеклянных и металлических элементов, Музей Помпиду делится на две доли: офисные помещения с зонами технического обслуживания, и территории для посетителей. Именно сюда стекаются с разных уголков планеты, чтобы увидеть, послушать, прочитать и приобщиться к бурлящей культурной жизни современности.


Обдумывая проект, архитекторы еще на момент планирования задали определенный тон, при котором даже инженерные элементы превращались бы в дизайнерскую находку. Хотя наружный эскалатор и не всем по душе, он неотъемлемая часть конструкции, и прокатиться на нем рекомендуется каждому, кто решил посетить креативный комплекс. Правда, теперь это платное удовольствие, но зато живописная поездка точно останется в памяти.

  • Полная стоимость билетов – 14 евро
  • Молодежь 18-25 лет – 11 евро
  • Панорамная площадка «Вид Парижа» – 5 евро
  • Шоу и концерты – 10-18 евро
  • Шоу и концерты для лиц 18-25 лет – 10-14 евро
  • Кинотеатр – 6 евро
  • Кинотеатр для лиц 18-25 лет – 4 евро
  • До 18 лет – вход бесплатный

Купив на официальном сайте Центра карту Pass Solo, целый год со дня её приобретения вы сможете пользоваться преимуществами, которые она дарит:

  • Полный доступ к постоянным экспозициям и новым коллекциям.
  • Бесплатные кинопоказы и конференции при предварительной регистрации.
  • Льготный допуск на все шоу в Помпиду.
  • Сниженная стоимость на посещение экскурсий и мастерских, посвященных детям и семьям.
  • Приятные цены на товары в магазинах.
  • Получение приглашений на вечеринки, выступления, семинары и прочие мероприятия.
  • Уникальные предложения от партнеров Центра.

Как добраться до Центра Помпиду