Биография жорж санд. Биография санд жорж

(настоящее имя - Амандина Аврора Люция Дюпен, баронесса Дюдеван) (1804-1876)

французская писательница

Жорж Санд пользовалась широким признанием при жизни, да и сейчас ее романы читают во всем мире. В свое время И. Тургенев называл ее «одной из наших святых», а Н. Чернышевский утверждал, что Санд «...имела на развитие литературное и общественное более влияния, нежели какой бы то ни было поэт со времен Байрона». После ее смерти В. Гюго сказал: «Я оплакиваю умершую и приветствую бессмертную... Жорж Санд останется гордостью нашего века и нашей страны».

Биография писательницы частично отразилась в ее творчестве. Она создавала свои произведения в то время, когда на смену сентиментализму пришел романтизм, а вслед за ним реализм. Поэтому в ее романах можно найти и налет чрезмерной чувствительности, и восторженную патетику, и беспристрастную фиксацию самых интимных переживаний.

Аврора Дюпен родилась в Париже, роман ее родителей историки литературы часто называли полковой связью. Союз красивого военного и дочери птицелова был узаконен в мэрии накануне рождения их ребенка. Вскоре после приезда к бабушке отец маленькой Авроры разбился насмерть, наскочив ночью на груду камней.

Госпожа Аврора Дюпен де Франкей решила сама воспитывать свою внучку и видела ее в будущем внешне привлекательной, тщательно одетой, изящной в обращении девицей. Мать Авроры-младшей вернулась в Париж, а девочка осталась в поместье бабушки в Ноане. С пятилетнего возраста ее учили французской грамматике, латинскому языку, арифметике, географии, истории и ботанике.

Аврора пользовалась определенной свободой, ей не мешали дружить с деревенскими детьми. Наставник воспитывал ее по-мальчишески и даже научил носить мужской костюм. Так в Авроре стали уживаться робость и необузданность, образованность и природная смекалистость.

Бабушка была сторонницей идей Руссо, она хотела привить внучке трудовые навыки и отдала ее в монастырь. Там Аврора провела три года. После смерти госпожи Дюпен Аврора стала единственной наследницей Ноанской усадьбы.

Она прекрасно понимала, что в современном мире трудно быть независимой женщиной. Аврора выходит замуж за внебрачного сына барона Дюдевана - Казимира. Его отец признал ребенка, но все наследство завещал законной жене, а Казимиру выделил всего 60 тысяч франков. Аврора думала, что у них с мужем будет много общего: и происхождение, и почти равное материальное положение. На деле же оказалось, что Дюдеван был типичным мелким помещиком, больше любил охоту, служанок и хорошую еду. Он, правда, пытался потакать прихотям своей жены, по-своему ухаживая за ней. Но в то же время удивлялся ее привычкам играть на фортепиано, засиживаться за полночь за книгой, выражать свои мысли в письмах.

Между супругами все больше нарастало отчуждение. Но Аврора долгое время все еще была верна мужу. Только после рождения сына она воспылала платонической любовью к Орельену де Сезу. Скорее всего, Аврора искала не просто любовника, но друга и даже исповедника. Письма будущей писательницы полны поразительных признаний. Некоторые из них позже войдут в десятитомную «Историю моей жизни» (1855).

Биографы Ж.Санд полагают, что свою дочь Соланжона родила от случайной связи со Стефаном Ажанссоном де Грансалем. Тем не менее супруги Дюдеван продолжали жить вместе в Ноане. Только в 1831 году Аврора решается на невероятный по тем временам шаг и уезжает в Париж, чтобы стать любовницей писателя Жюля Сандо. В своем багаже Аврора привозит роман «Эме».

В поисках заработка она пишет газетные статьи и заметки для хроники. Вместе с Сандо Аврора задумывает написать роман «Роз и Бланш» - историю актрисы и монахини. В него вошли монастырские впечатления Авроры, путевые записки, откровенные признания некоторых знакомых.

К тому времени писательство становится для Авроры насущной потребностью. Находясь дома с детьми, она писала по ночам, а когда возвращалась к Сандо, задавала себе определенную норму и всегда ее выполняла.

Практически ежегодно Жорж Санд (такой псевдоним выбирает себе госпожа Дюдеван) создает по роману - «Индиана» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834). В основе каждого из них лежала какая-то конкретная история. Произведения Жорж Санд поражали своей открытостью и непритязательностью.

В это время Аврора расстается с Сандо, который тяготит ее своей безалаберностью, и пускается в любовные интриги. Некоторые из них длятся долго, другие, как, например, с писателем Альфредом де Мюссе, заканчиваются непродолжительной связью. Позже Мюссе выразит свои чувства к Авроре в романе «Исповедь сына века».

Надо признать, что друзья, близкие и просто знакомые люди не осуждали писательницу. Они воспринимали ее первую открытую связь с Сандо не как вызов обществу, а как романтическое слияние двух любящих сердец. Лишь позже один из ее друзей, знаменитый Оноре де Бальзак, согласится с ее оценкой Сандо. Обоих писателей просто сжигала страсть к творчеству, они могли, едва начав писать одно произведение, тотчас перейти к следующему. А Сандо жил сегодняшним днем, он не был способен к продолжительному труду. Свои лучшие произведения он написал под влиянием Авроры так же, как позже добился богатства, выгодно женившись.

Итак, Аврора продолжает жадно впитывать впечатления, совершает свою первую поездку в Италию, где знакомится с республиканцем, адвокатом Мишелем, композитором Листом. Она окончательно расходится с мужем, чтобы получить материальную и моральную независимость.

В этот второй период творчества Жорж Санд написала такие известные произведения, как «Социалистические рапсодии Спиридон» (1838), «Консуэло» (1842-1844), «Графиня Рудольштадт» (1843-1845), «Мельник из Анжибо» (1847). В это время она находится под явным влиянием современных философов и социалистов - М. Бурже и П. Леру.

Среди всех этих романов особенно выделяется роман «Консуэло». Он по праву считается одним из лучших произведений писательницы. История цыганки Консуэло служит поводом для глубокого разговора о ценностях жизни. Умело построенный сюжет, где красочные описания перемежаются неожиданными поворотами, держит читателя в напряжении до последних страниц романа. Продолжение истории Консуэло - роман «Графиня Рудольштадт» - оказался намного слабее. Но и в нем Санд показала себя тонким психологом. В центре романа - история общества Невидимых, в котором легко увидеть черты реальных тайных организаций того времени.

Одним из самых значительных произведений Санд является и другой ее роман - «Орас». Он написан в форме воспоминаний Теофиля де Монта. Из них мы и узнаем о жизни главного героя - юноши Ораса, который проходит большой путь внутреннего развития. В этом романе Жорж Санд применяет новаторский прием: она не прямо описывает героя, а только передает отношение к нему разных лиц. Постепенно становится очевидным, что поступки героя неизменно противоречат его громогласным заявлениям, и Орас превращается из героя в ничтожную личность. Герцен так охарактеризовал Ораса: «Он увлекает своими фразами, чтобы предать при первой возможности».

Несколько романов Санд посвятила и сельской жизни. Самые известные из них- «Море дьявола» (1846), «Франсуа де Шампи» (1847 - 1848) и «Маленькая Фадетта» (1849). Простые и искренние повествования об обычных людях нашли своего читателя.

В это время в жизни писательницы появился новый возлюбленный - композитор и пианист Ф.Шопен. Их восьмилетняя связь отразилась на творчестве Жорж Санд, наполнила ее романы лирическим настроением. Правда, писательница снова взяла на себя функции лидера, проявляя мужские свойства характера. Но когда она искренне любила, она умела быть и ласковой, и нежной. Аврора была всесторонне одарена от природы. По выражению ее биографа А.Моруа, она понимала лучше, чем кто-либо, язык звуков. Сохранились и рисунки Авроры, а позже страсть к рисованию перенял от матери ее сын.

Последние двадцать лет своей жизни Жорж Санд практически безвыездно жила в Ноане, лишь изредка приезжая в Париж на театральные премьеры. Только после смерти своей внучки она отправилась в Европу, чтобы немного развеяться. В эти же годы Жорж Санд написала свои лучшие произведения - «Прекрасные господа из Буа-Доре» (1858), «Маркиза Велемер» (1861), «Мадемуазель Квинтина» (1863), в которых нашли отражение впечатления той поры. По-прежнему описывая знакомый ей мир и делая прототипами близких людей, Санд в то же время полагала, что в романе автор вовсе не обязательно должен быть реалистичным и добиваться буквального сходства.

Одновременно Аврора попыталась обрести личный покой и семейный уют. Ее сын Морис наконец женился, и для своих внучек Санд написала несколько сказок, которые вошли в сборник «Сказки одной бабушки» (1873).

Жорж Санд написала за свою жизнь почти сто произведений. Правда, критики говорят, что в них не все равнозначно. Но ведь такое бывает у всех писателей, зато современники Санд отмечали, что из ее произведений исходит могущество формы и страсти. Может быть, поэтому романы Санд читают и любят до сих пор.

имя писательницы Дюпен (Жорж Санд)

Альтернативные описания

В древнеримской мифологии богиня утренней зари

Единственная греческая богиня, служившая большевикам

Богиня утренней зари

Имя писательницы Дюпен (псевдоним Санд)

Испанский автоматический пистолет калибра 6,35 мм

Какой крейсер «приковала» Нева

Кинотеатр в Москве, ул. Профсоюзная

Крейсер, попавший в историю холостым

Литературный журнал

Любимый крейсер большевиков

Название американского космического корабля

Название крейсера Балтийского флота

Название периодического издания

Партия из балета Чайковского, впервые исполненная итальянской танцовщицей Карлоттой Брианца

Принцесса из балета П. Чайковского «Спящая красавица»

Римская богиня утренней зари, соответствует греческий Эос (мифическое)

Русский крейсер

Самое мощное оружие в мире: один холостой выстрел - и 83 года полной разрухи

Сорт айвы

Дневная бабочка из белянок

Сорт сливы

Мать Зари и Дня в сказке Шарля Перро

Крейсер «утренней зари»

Самый известный русский корабль, участвовавший в Цусимском сражении

Картина французского живописца Н. Пуссена «Кефал и...»

Имя какой богини произошло от латинского слова со значением «предрассветный ветерок»?

Даль объяснял это как зорьку, яркий свет по горизонту до восхода, а нам это более известно как название корабля, а что это за корабль?

После Февральской и Октябрьской революций почти все корабли ВМС России были переименованы кроме этого

Крейсер на Неве

Богиня, «стрельнувшая» по Зимнему

Крейсер, сделавший самый громкий выстрел 20-го века

Крейсер-музей

. «сигнальщица» большевикам

. «стреляющая» богиня

Женское имя

Соната немецкого композитора Л. Бетховена

Кантата итальянского композитора Д. Россини

Персонаж балета П. Чайковского «Спящая красавица»

Книжное издательство

Дневная бабочка

Сорт помидор

Американский искусственный спутник

Московский кинотеатр

Профессиональный борец сумо из России

Революционный крейсер

Крейсер в 1917 г

Крейсер революции

Питерский крейсер

Крейсер на приколе

Музей на Неве

Музейный крейсер

Древняя бабочка из белянок

Дала старт штурму Зимнего

Сонный крейсер

Крейсер, ставший питерским музее

Богиня, пальнувшая по Зимнему

Дала сигнал штурму Зимнего

Крейсер на вечном приколе в Неве

Российск. революционный крейсер

Крейсер, ставший музее

Исторический крейсер

Ее выстрел возвестил революцию

Корабль-музей в Питере

Российский революционный крейсер

Крейсер богини утренней зари

Ирина Юдина на экране

Крейсер - вестник революции

Собрат «Дианы» и «Паллады»

Крейсер

. «божественный» крейсер революции

Крейсер-музей в Питере

Крейсер Октябрьской революции

Богиня или крейсер

Соната Бетховена «Богиня утренней зари»

И богиня, и крейсер

Музей на волнах Невы

Женское имя в рифму с конторой

Русский крейсер и богиня зари

Крейсер, ставший музеем

Крейсер, ставший питерским музеем

Октябрьский крейсер

Богиня любви в римской мифологии

Кинотеатр в Питере

Бабахнула в 1917

Хорошее имя для революционного крейсера

Русский крейсер и богиня утренней зари

Нормальное имя для революционного крейсера

Какой крейсер «видит сны»?

Подходящее имя для революционного крейсера

Легендарный крейсер на Неве

В римской мифологии богиня утренней зари

Крейсер Балтийского флота

Издательство, Санкт-Петербурга Основано в 1969

Женское имя

. "Божественный" крейсер революции

. "Стреляющая" богиня

. "сигнальщица" большевикам

Даль объяснял это как зорьку, яркий свет по горизонту до восхода, а нам это более известно как название корабля, а что это за корабль

ИСПАНСКИЙ ПРИНЦ

Богиня, "стрельнувшая" по Зимнему

Героический крейсер

Ж. утренняя заря, зорька, заряница; брезг, свет, рассвет, утреница, денница, досвет, досветки; алый и золотистый свет по овиди, по закрою (горизонту) до восхода солнца

Женское имя, рифмующееся с флорой

Имя какой богини произошло от латинского слова со значением "предрассветный ветерок"

Какой крейсер "видит сны"

Какой крейсер "приковала" Нева

Картина французского живописца Н. Пуссена "Кефал и..."

Крейсер "утренней зари"

Крейсер - вестник революции

Персонаж балета П. Чайковского "Спящая красавица"

Принцесса из балета П. Чайковского "Спящая красавица"

Собрат "Дианы" и "Паллады"

Соната Бетховена "Богиня утренней зари"

Годы жизни: с 01.07.1804 по 08.06.1876

Жорж Санд(настоящее имя - Амандина Аврора Люсиль Дюпен (Amandine Aurore Lucile Dupin) - французская писательница. Известна своими романами "Консуэло" и "Графиня Рудольштадт".

Семья

Аврора Дюпен происходит от знатного рода по линии своего отца Мориса. Ее прабабушкой была не кто иная как Мария Аврора фон Кенигсмарк, сестра Филиппа фон Кенигсмарка, убитого по приказу курфюрста Ганновера. Мать же была из простой крестьянской семьи.

Морис Дюпен избрал карьеру военного. В 1800 году в Милане познакомился с Антуаннеттой-Софи-Викторией Делаборд, любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей. Вскоре они зарегистрировали брак, а спустя некоторое время у них родилась дочь, которую они назвали Авророй Люсиль Дюпен. Из-за происождения матери отцовская аристократическая родня недолюбливала девочку.

Детство и юность

Когда девочке было 4 года, ее отец умер вследствии несчастного случая: лошадь в темноте натолкнулась на груду камней. После гибели Мориса, свекровь-графиня и невестка-простолюдинка на время сблизились. Однако вскоре госпожа Дюпен посчитала, что мать не может дать достойного воспитания наследнице знатного рода, а мать Авроры Софи-Виктория, не желая лишать дочь большого наследства, переехала в Париж со своей внебрачной дочерью Каролиной. Аврора очень тяжело переживала разлуку с матерью.

Девочка видела мать лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Но госпожа Дюпен, стремясь свести влияние Софи-Виктории к минимуму, старалась сократить эти визиты. Аврора решила сбежать от бабушки, вскоре ее намерение было раскрыто, и госпожа Дюпен решила отправить Аврору в монастырь. По приезде в Париж Аврора встретилась с Софи-Викторией, и та одобрила планы бабушки по дальнейшему обучению дочери. Аврора была поражена холодностью матери, в то время в очередной раз устраивавшей свою личную жизнь.

Замужество

В 18 лет Аврора Дюпен вышла замуж за барона Дюдевана. У них родилось двое детей, но брак не сложился, и вскоре решено было развестись. В 1831 году после развода Аврора Дюдеван поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей девушка начала заниматься живописью по фарфору и продавала свои изящные работы. Наконец она решает занятся литературой. Первый самостоятельный роман («Индиана»), опубликованный под псевдонимом Жорж Санд, появился в 1832 году и имел шумный успех. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека.

Дальнейшая жизнь Жорж Санд

На одном из обедов Жорж Санд встретилась с Альфредом де Мюссе. Между ними завязалась переписка, скоро Мюссе переехал в квартиру Санд. Через некоторое время они поженились.

Кризис в их отношениях наступил во время путешествия по Италии. Изменчивый характер Мюссе дал о себе знать. Вскоре Жорж Санд надоели постоянные скандалы, и она становится любовницей доктора Паджелло, который лечил Альфреда. И Санд, и Мюссе сожалели о разрыве, между ними продолжалась переписка, но все-таки Санд вернулась в Париж с Паджелло. В конце концов Жорж окончательно ушла от Мюссе, который пронёс воспоминание об этой мучительной для обоих связи через всю жизнь.

В 1835 году, когда Санд и Мюссе приняли решение развестись, писательница обратилась к известному адвокату Луи Мишелю. Вскоре между ними вспыхнули чувства, но Мишель был женат и не собирался оставлять семью.

В конце 1838 года Санд завязывает отношения с Шопеном, к тому времени расставшимся со своей невестой Марией Водзинской. Вместе с ним и детьми Жорж решает провести зиму на Майорке, но из-за начавшегося там сезона дождей у Шопена открылись приступы кашля. Санд и Шопен вернулись во Францию. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье. Но как бы ни улучшалось его положение, долго быть в умиротворённом состоянии Шопену не позволяли его характер и его болезнь.

Опасаясь за его состояние, Санд свела их отношения только к "дружеским". Отношения с Шопеном нашли своё отражение в романе Санд «Лукреция Флориани». Но она не признавалась, что списала Лукренцию с себя, а Кароля с Шопена. А сам Шопен или не узнал, или не пожелал узнать себя в эгоистичном молодом чловеке, любимым Лукренцией.

Шопен уехал в 1846 году. Поначалу он и Жорж Санд обменивались письмами, но к окончательному разрыву ее подтолкнула дочь.

Последние годы ее жизни были мирными и безмятежными. Она провела их среди своих внуков в фамильном замке во Франции. Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане.

Библиография

Основные романы

- (1832)
- (1832)
-Мельхиор (1832)
-Лелия (1833)
-Кора (1833)
-Жак (1834)
- (1835)
- (Mauprat, 1837)
-Мастера мозаики (1838)
-Орко (1838)
- (1839)

В первый раз я читала "Консуэло" лет в восемь-десять, и осилила только первый эпизод до дебюта девушки. Хорошо помню, как меня удивило, что будучи некрасивой, можно стать героиней целого романа. Меня это очень утешало. Конечно, мама и папа говорили, что я просто красавица, но на всякий случай надо было иметь пути отхода...
Второй раз помню упоительное чтение в летние каникулы на балконе. Лет, наверное, в четырнадцать-пятнадцать. Книгу взяла у подружки, влюбилась в Альберта и да, я бы тоже спустилась за ним в колодец.
В третий раз читала книгу лет пять назад, и это было огромное удовольствие - перенестись на сотни лет назад в другую часть мира и увидеть там необыкновенных людей.
Сейчас, перечитывая роман, я понимаю, что очень изменилась. Не скажу, что категорически недовольна, скорее это было веселое удивление, что, оказывается, и на солнце есть пятна. Но все же... почему я не замечала этого раньше и как прекрасно было просто упиваться замечательной книгой и приключениями героев.
Роман писался для печати в газете. Номер за номером читатели знакомились с жизнью Консуэло Порпорины, величайшей по таланту певицей, прекраснейшей по своим душевным качествам девушки. По всем правилам завлечения читателя, первый эпизод - просто чудо. Поэтичная Венеция, яркие образы Консуэло и Андзолето, тут же на сцене граф и учитель как второстепенные, но тоже очень интересные персонажи. Все это читается на одном дыхании.
Но вот Консуэло переносится в мрачную Богемию. Этот готический нарост на сюжете совершенно лишний, он так отягощает и уродует роман. Все, что происходит в замке Исполинов, неясно, неопределенно. Образ Альберта ниже всякой критики даже для романтическо-готического героя. Все эти Яны Жижки, гуситы, чаши... Может, в те годы был какой-нибудь всплеск интереса в обществе к национально-освободительным движениям, религиозным войнам, вот я появилась такая вставка в сюжет "на злобу дня". А может, автор решила избежать банального богатого аристократа, влюбленного в певичку...
И вот, благополучно пережив готические ужасы в замке Исполинов, Консуэло в дороге. И это снова прекрасный фрагмент. И я вместе с самой Консуэло восклицаю - как можно было почти год просидеть в холодном унылом замке, лишив себя жизни, света, солнца, воздуха. У Консуэло верный друг-попутчик, и чего только не происходит с ними в пути.
Вот они добираются до конечного пункта своего путешествия и снова начинается муть, дрязги, болезни и неприятности. Финал принес с собой чувство освобождения. Я порадовалась, что кончились злоключения героев и порадовалась, что кончились мои мучения.

В итоге, мне приятно было перечитать эту книгу как давнюю приятельницу. И автор остается для меня прекрасной писательницей. Остроумной, мудрой, шутливой, ироничной, честной. Но герои здесь не были ценны сами по себе, их приноравливали к обстоятельствам. Нужно - и Консуэло прекрасно сложенная девушка, красавица, в которую влюбляются все поголовно, нужно - и вот она крестьянский мальчик, даже соперница Корилла не может ее узнать. Когда нужно - она сильная личность со стальным стержнем, когда нужно - безвольная кроткая дамочка. Вот она, прообраз будущих феминисток, отказывает графу в свадьбе и отправляется путешествовать одна, а вот не может решить в ерундовой ситуации, как ей поступить.

Вот сейчас пишу и понимаю, что все-таки Консуэло и Альберт - два сапога пара. Жить в обществе и не прогнуться ни на миллиметр под его законы - это вам не шутки. Наверное, было бы гораздо проще автору и полезней для успеха книги написать вариант со счастливым финалом и со счастливой устроенностью. Это было бы легче. Жорж Санд пошла по пути наибольшего сопротивления и решила максимально избежать банальности и штампов. Что-что, а это ей удалось.

(George Sand, настоящее имя — Амандин Люси Аврора Дюпен, в замужестве — Дюдеван) родилась 1 июля 1804 года в Париже (Франция).

Ее отец, Морис Дюпен, принадлежал к знатному аристократическому роду , происходящему от герцога Саксонского. Мать была из простой семьи. Во время Революции 1789 года Морис Дюпен вступил в ряды революционной армии, участвовал в нескольких Наполеоновских походах и умер молодым.

Большую часть детства Аврора Дюпен провела в доме бабушки в Ноане (провинция Берри).

Юная Аврора училась в английском католическом институте-монастыре в Париже. После получения образования девушка вернулась в Ноан, в 18 лет вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. В этом браке родилось двое детей, но брак не сложился, и супруги расстались через восемь лет семейной жизни. В 1831 году после развода Аврора Дюдеван поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей, она занялась живописью по фарфору и довольно успешно продавала свои работы, затем занялась литературным творчеством.

Литературная деятельность Авроры Дюдеван началась с совместной работы с писателем Жюлем Сандо. Их роман "Роза и Бланш" вышел в свет в 1831 году под псевдонимом Жюль Санд и имел успех. В 1832 году вышел первый самостоятельный роман Авроры Дюдеван "Индиана", подписанный псевдонимом Жорж Санд. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека. Затем последовали романы "Валентина" (1832), "Лелия", (1833), "Андре", (1835), "Симон" (1836), "Жак" (1834) и т.д. С 1832 года и до конца жизни Санд, писала ежегодно по роману, а иногда по два-три, не считая повестей, рассказов и статей.

С середины 1830-х годов Жорж Санд увлекалась идеями сенсимонистов (течение социального утопизма), взглядами левых республиканцев.

Доминирующей нотой ее романов стала идея о несправедливости социального неравенства. Центральными фигурами ее романов стали крестьяне и труженики города ("Орас", 1842; "Товарищ круговых путешествий по Франции", 1840; "Грех господина Антуана", 1847; "Жанна", 1844; "Мельник из Анжибо", 1845-1846).

В романах "Чертова лужа" (1846), "Франсуа-найденыш" (1847-1848), "Маленькая Фадетта" (1848-1849) Жорж Санд идеализировала патриархальные деревенские нравы.

Ее наиболее заметным произведением тех лет стал роман "Консуэло" (1842-1843).

Жорж Санд принимала участие в февральской революции 1848 года, была близка к радикальным кругам левых республиканцев, редактировала "Бюллетень де ла репюблик" (Bulletins de la republique). После подавления революционного восстания в июне 1848 года Санд отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений "Снеговик" (1858), "Жан де ля Рош" (1859) и др.

В этот же период жизни Жорж Санд увлеклась драматическим искусством и написала целый ряд пьес, из которых наибольший успех имели "Франсуа-Найденыш" (1849; по роману того же имени), "Клавдия" (1851), "Свадьба Викторины" (1851) и "Маркиз де Вильмер" (1867).

С 1840-х годов Жорж Санд была популярна в России. Ею восхищались Иван Тургенев, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Александр Герцен.

В 1854-1858 годах вышла в свет ее многотомная "История моей жизни", которая вызвала большой интерес у читателей. Ее последние значительные произведения — "Сказки бабушки" (1873), серия "Воспоминаний и впечатлений" (1873).

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Скончалась 8 июня 1876 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников