Зимнее путешествие в дремучий лес сказка. Названо богатырской сказкой. В ней рисуется поэтическая картина природы, создаётся образ Ильи Муромца, непохожего на былинного богатыря, а лишь частично


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Альбомы разработали педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 244: Вилкова Наталья Николаевна – воспитатель 1 кв. категории Гудун Александра Николаевна – воспитатель 1 кв. категории Егорова Надежда Юрьевна – воспитатель 1 кв. категории Краснова Татьяна Николаевна – воспитатель Куданова Ольга Владиславовна – воспитатель 1 кв. категорииПопова Надежда Алексеевна – воспитатель Самаренкина Валентина Александровна – воспитатель 1 кв. категории Белова Ирина Александровна- зам.зав. по УВРРасскажите детям о Н.М.Карамзине Пояснительная запискаФедеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентиро­ванные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач, по­ставленных перед педагогами, является приоб­щение детей к культурному наследию социума.Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Глубокая, духовная, творческая нравственность связана с личной духовностью человека, ее глубиной. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важней­шее условие развития России. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является художественная литература.В настоящее время постепенно возвращается национальная память, и общество по- новому начинает относиться к писателям, поэтам прославившим свою Родину. В 2016г. исполняется 250 лет со дня рождения нашего великого соотечественника Н.М. Карамзина. Имя писателя, публициста, историка Н. М. Карамзина, уроженца Симбирского края, всемирно известно. Его произведения способствуют повышению интереса к отечественной литературе и истории, пробуждают патриотические чувства, чувство гордости за свою страну. В творчестве Н. М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения: сказки «Прекрасная царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес», «Илья Муромец» и др. В своем творчестве Н.М. Карамзин акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие разновидности любви к Отечеству:- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.Соответственно знакомство с жизнью и творчеством нашего знаменитого земляка способствует решению следующих задач:- формировать у дошкольников систему представлений о культуре и истории региона;- воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям края, его жителям;- подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;- развивать социальную активность дошкольников: желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности, вызвать стремление к ее позитивному преобразованию.дание цикла познавательных альбомов посвященных Н.М. Карамзину и диагностического комплекса по этим альбомам является одним из инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Альбом №1 «Расскажите детям о Карамзине» как наглядно-дидактическое пособие. В этом альбоме дети знакомятся с знаменательными датами, начиная с рождения Карамзина и до конца его жизни. - Предположительное место рождения Н.М. Карамзина - Детство Н.М. Карамзина - Юность Н.М. Карамзина - Отрочество Н.М. Карамзина - Семья Н.М. Карамзина - Путешествия Н.М. Карамзина - Н.М. Карамзин в Москве - Журналы, созданные Н.М.Карамзиным - Первый детский журнал - Вестник Европы - Сказки Н.М. Карамзина - Н.М.Карамзин в царском селе - Карамзин в Остафьеве - Болезнь Карамзина - Память о Карамзине В альбоме так же представлены небольшие задания для совместной работы родителей и детей, которые закрепят представление о жизни Н.М.Карамзина. Альбом № 2 «Дремучий лес». В данном альбоме представлен материал, который готовит детей к чтению сказки «Дремучий лес»: - Познавательный рассказ с иллюстрациями о жизни и быте древних славян.- Иллюстрация мифического персонажа «Вельзевул»- Познавательный рассказ с иллюстрациями о Галльских племенах (Кельты), их территориальности, жилище, одежде, основного занятия.- Рассказ о духовной стороне жизни Галльских племён: учителя – Друиды; певцы- Барды; легендарный герой- Оссиан.- Генеалогическое древо семьи Н.М Карамзина- Семья Н.М Карамзина, его дети и внуки, рассказ о их жизни и достижениях. Альбом № 3 «Символика г. Ульяновска и Ульяновской области». В данном альбоме представлена символика (герб и флаг) Ульяновска и области со времен их создания по настоящее время.- Герб рода Карамзиных,представителей дворянского рода.- Герб Синбирский. Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году за оборону от Стеньки Разина.- Герб Симбирский. Впервые появился на знаменах Симбирского полка в 1712 году.- Герб Симбирской губернии. 5-го июля 1878 года в Царском селе «высочайше утвержден» герб Симбирской губернии. Далее идут 11 гербов Симбирской губернии с 1778 года.- Герб Алатыря. - Герб Ардатова.- Герб Буинска.- Герб Канадея.- Герб Карсуна.- Герб Костякова.- Герб Курмыша.- Герб Сенгилея.- Герб Ставрополя в1738 г. с 1964 года –город Тольятти.- Герб Сызрани.- Герб Тагая.- Герб Самары, ставшей впоследствии губернским городом.- Современный герб города Ульяновска. Этот герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации - №231.- Флаг города Ульяновска – опознавательно - правовой знак, служащий символом местного самоуправления.Кодекс жителя Ульяновской области, который является сводом моральных правил для всех, живущих на Ульяновской земле. Альбом № 4 «Государственная символика России». Открыв этот альбом вы увидите здесь историю возникновения государственной символики России – герба и флага от первого упоминания до настоящего времени.- Государственный герб Российской Федерации.- Герб времен правления великого князя Ивана III.- Герб в эпоху Ивана Грозного.- Герб во времена правления Федора Ивановича.- Герб династии Романовых.- Герб в годы правления Петра I.- Герб времен правления Павла I.- Герб при императоре Николае I.- Большой герб,который утвердил Император Александр III.- Герб России 1917 года.- Герб 1918 года, когда было порвано с исторической символикой России.- Герб Советского Союза 1922 года.- Государственный герб Российской Федерации с 1993 года.- Герб Российской Федерации, принятый в 2000 году.- Флаг России 1668 года, который был впервые поднят над первым русским кораблем.- Флаг 1693 года, который впервые использовал Петр I на своей яхте.- Флаг 1705 года. Он использовался как военно-полевой флаг русской армии.- Флаг 1712 года. Макет флага был лично создан Петром I.- Флаг 1806 года являлся флагом Российско –Американской кампании.- Флаг 1858 года был утвержден Александром II.- Флаг 1865 года. Вышел указ,в котором черный,золотой и белый назывались государственными цветами Российской Империи.- Флаг 1883 года использовался только в торжественных случаях.- Флагу 1896 года был официально присвоен статус государственного флага.- Флаг 1918 года по предложению Свердлова стал государственным.- Флаг 1954 года. До этого времени флаг РСФСР был без надписей и рисунков.- Флаг 1991 года началась новая история флага России.- Флаг 1993 был окончательно утвержден в том виде, в котором мы имеем его сейчас.- Флаг 2008 года может быть использован частными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. Альбом № 5 «История Государства Российского» Данный альбом посвящен самому трудоемкому произведению Николая Михайловича Карамзана – «Истории государства Российского». Это многотомное сочинение, где автор описывает российскую историю начиная с древнейших времён до правления Василия Иоановича Шуйскова и Междоцарствия 1611 -1612гг. Труд Н. М. Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания. Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в первые научный оборот.В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Альбом содержит в себе краткие данные:- о жизни древних славян Древней Руси, - о правлении князей: Рюрик, Синеус и Трувор. Г. 862-879,- Олег Правитель. Г. 879-912- Князь Игорь. Г. 912-945 - Князь Святослав. Г. 945-972 - Великий князь Ярополк. Г. 972 -980 - Владимир Мономах, названный в крещении Василием 1113 – 1125- Великий князь Всеволод Ольгович 1139 – 1146- Великий князь Георгий, или Юрий Владимирович, прозванием Долгорукий 1155 – 1157 - Великий князь Святослав Всеволодович, Андрей Ярославович и Александр Невский 1247 – 1263- Великий князь Димитрий Иоанович, прозванием Донской. Г. 1363 -1389- Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич II. Г. 1533-1538- Царствование Феодора Иоанновича. Г. 1584-1587 - Царствование Бориса Годунова. Г. 1598-1604- Царствование Лжедмиртия. Г. 1605-1606 - Царствование Василия Иоанновича Шуйского. Г. 1606-1608 Альбом № 6 «Памятные места Ульяновска связанные с именем Н.М. Карамзина». Данный альбом знакомит детей с историческими местами города Ульяновска, связанных с именем нашего земляка писателя-историка Н.М. Карамзина.Он включает в себя:Дом Н.М. КарамзинаПамятник Н.М. Карамзину открытому в Симбирске и сохранившемуся до наших дней.Карамзинская библиотека в СимбирскеОбщественная библиотека имени Н.М. Карамзина в УльяновскеНаучно-исследовательский институт истории и культуры Ульяновской области имени Н.М. КарамзинаПсихиатрическая больница имени Н.М.КарамзинаКарамзинская колония душевнобольных Симбирского губернского земстваАэропорт центральный имени Н.М.КарамзинаПамятник букве «ё»Переулок Карамзина Расскажите детям о Н.М.Карамзине. Предположительное место рождения Карамзина Детство Н.М.Карамзин родился 12 декабря(1 декабря по ст.ст.) 1766 года, в селе Знаменское, близ Симбирской губернии в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование; знал немецкий, французский, английский, итальянский языки. Детство свое Карамзин провел на берегу реки Волги, и картины природы Поволжья оставили в его душе сильное, неизгладимое впечатление. В юности он не раз воспевал в своих стихах те места, где он вырос. Я природу полюбил,Ей первенца души и сердцаСлезу, улыбку посвятил,И рос в веселии невинном,Как юный мирт в лесуПустынном!… Н.М.Карамзин Юность 1782 – поступил на действительную службу в гвардейский Преображенский полк, после смерти отца выходит в отставку поручиком в возрасте 17 лет (по обычаю того времени Карамзин с колыбели был записан в военную службу). Уволен 1 января 1784 г.; уезжает на родину. Карамзин в Москве1784–1785 – поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова.Участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума». Семья В 1801 году Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой. Она умерла в 1802 году. В 1804 году Карамзин женился второй раз – на побочной дочери князя А.И.Вяземского Екатерине Андреевне Колывановой. У них было пятеро детей, в семье также воспитывалась дочь Карамзина от первого брака Софья. М.И.Карамзин в Царском селеВпервые М.И.Карамзин приехал в Царское село с женой и четырьмя детьми в 1816 году. Его старшей дочери Софье было тогда четырнадцать лет, младшему сыну Александру – всего несколько месяцев. Семья писателя поселилась в одном из кавалерских домиков, который стоит на углу Садовой улицы и Леонтьевской. Дом этот и теперь часто называют домом Карамзина; нынешний его адрес Садовая, 12. Смерть Карамзина явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года, и 3 июня(22 мая по ст.ст.) 1826 года он скончался в Санкт - Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро – Невской лавры. Отрочество В 1780 году в 14 лет Карамзин был отправлен в Москву и отдан в пансион профессора Московского университета И.М.Шадена, в котором учился с 1780 по 1781 годы. Одновременно посещал лекции в университете. Путешествия В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790 года, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию. В Париже был свидетелем событий французской революции. Первый детский журнал Первый русский журнал для юных читателей появился в 1785 году под названием «Детское чтение для сердца и разума». Карамзин внес большой вклад в развитие детской литературы, он был замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы, написал и перевел для юных читателей около 30 произведений. В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших Российских традициях. Издатели новых журналов имею прекрасный пример для подражания в лицее Н.М.Карамзина и его журнала «Детское чтение…».В 1997 году был возрожден журнал «Детское чтение для сердца и разума», где печатаются стихи, поучительные рассказы для детей в доступной и яркой форме. Сказки В 1792 году Карамзин публикует сказку «Прекрасная царевна», а в 1795 году - «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Журналы, созданные Н.М.Карамзиным«Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789),«Московский журнал» (1802-30),«Вестник Европы» (1802-03). «Вестник Европы» Более 200 лет назад, в январе 1802 года, в свет вышел первый номер «Вестник Европы» - первого в России литературного и общественного – политического журнала. Создателем, редактором и издателем был Карамзин. Память о КарамзинеКарамзина помнят не только в Ульяновске, но и в других городах России. Ему созданы памятники, в честь него названы улицы, скверы, парки.Сквер Карамзина в УльяновскеБиблиотека имени Карамзина в Ульяновске Карамзин в Остафьево Памятник 1000-летию России в Великом Новгороде.

Николай Михайлович Карамзин

Прекрасная царевна и счастливый карла

Старинная сказка, или Новая карикатура

О вы, некрасивые сыны человечества, безобразные творения шутливой натуры! вы, которые ни в чем не можете служить образцом художнику, когда он хочет представить изящность человеческой формы! вы, которые жалуетесь на природу и говорите, что она не дала вам способов нравиться и заградила для вас источник сладчайшего удовольствия в жизни – источник любви! не отчаивайтесь, друзья мои, и верьте, что вы еще можете быть любезными и любимыми, что услужливые Зефиры ныне или завтра могут принести к вам какую-нибудь прелестную Псишу, которая с восторгом бросится в объятия ваши и скажет, что нет ничего милее вас на свете. Выслушайте следующую повесть.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя, любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной. Когда Царь добрый человек, одеянный богатою багряницею, увенчанный венцом сапфиро-рубинным, сидел на высоком троне среди народного множества и, держа в правой руке златой скипетр, судил с правдою своих подданных; когда, воздыхая из глубины сердца, изрекал приговор должного наказания, тогда являлась прекрасная Царевна, смотрела прямо в глаза родителю, подымала белую руку свою, простирала ее к судящему, и пасмурное лицо правосудия вдруг озарялось солнцем милости, виновный, спасенный ею, клялся в душе своей быть с того времени добрым подданным царя доброго. Бедный ли приближался к Царевне? она помогала ему; печальный ли проливал слезы? она утешала его. Все сироты в пространной области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных. Такова была душа Царевнина. Телесную красоту ее описывали все стихотворцы тогдашних времен, как лучшее произведение искусной природы, а стихотворцы были тогда не такие льстецы, как ныне; не называли они черного белым, карлы великаном и безобразия примером стройности. В древнем книгохранилище удалось мне найти одно из сих описаний; вот верный перевод его:

«Не так приятна полная луна, восходящая на небе между бесчисленными звездами, как приятна наша милая Царевна, гуляющая по зеленым лугам с подругами своими; не так прекрасно сияют лучи светлого месяца, посребряя волнистые края седых облаков ночи, как сияют златые власы на плечах ее; ходит она, как гордый лебедь, как любимая дочь неба; лазурь эфирная, на которой блистает звезда любви, звезда вечерняя, есть образ несравненных глаз ее, тонкие брови, как радуги, изгибаются над ними, щеки ее подобны белым лилеям, когда утренняя заря красит их алым цветом своим; когда же отверзаются нежные уста прекрасной Царевны, два ряда чистейших жемчужин прельщают зрение; два холмика, вечным туманом покрытые… Но кто опишет все красоты ее?»

Крылатая богиня, называемая Славою, была и в те времена так же словоохотлива, как ныне. Летая по всей подсолнечной, она рассказывала чудеса о прекрасной Царевне и не могла об ней наговориться. Из-за тридевяти земель приезжали царевичи видеть красоту ее, разбивали высокие шатры перед каменным дворцом Царя доброго человека и приходили к нему с поклоном. Он знал причину их посещения и радовался сердечно, желая достойного супруга милой своей дочери. Они видели прекрасную Царевну и воспламенялись любовию. Каждый из них говорил Царю доброму человеку: «Царь добрый человек! Я приехал из-за тридевяти земель, тридесятого царства; отец мой владеет народом бесчисленным, землею прекрасною; высоки терема наши, в них сияет серебро и золото, отливают разноцветные бархаты. Царь! отдай за меня дочь свою!» – «Ищи любви ее!» – отвечал он, и все царевичи оставались во дворце его, пили и ели за столом дубовым, за скатертью браною, вместе с Царем и с Царевною. Каждый из них смотрел умильными глазами на прекрасную, и взорами своими говорил весьма ясно: «Царевна! полюби меня!» Надобно знать, что любовники были в старину робки и стыдливы, как красные девушки, и не смели словесно изъясняться с владычицами сердец своих. В наши времена они гораздо смелее, но зато красноречие взоров потеряло ныне почти всю силу. Обожатели прекрасной Царевны употребляли еще другой способ к изъявлению своей страсти, способ, который также вышел у нас из моды. А именно, всякую ночь ходили они под окно Царевнина терема, играли на бандурах и пели тихим голосом жалобные песни, сочиненные стихотворцами их земель; каждый куплет заключался глубокими вздохами, которые и каменное сердце могли бы тронуть и размягчить до слез. Когда пять, шесть, десять, двадцать любовников сходились там в одно время, тогда они бросали жеребий, кому петь прежде, и всякий в свою очередь начинал воспевать сердечную муку; другие же, поджав руки, ходили взад и вперед и посматривали на окно Царевнино, которое, однако ж, ни для кого из них не отворялось. Потом все они возвращались в свои шатры и в глубоком сне забывали любовное горе.

Таким образом проходили дни, недели и месяца. Прекрасная Царевна взглядывала на того и на другого, на третьего и на четвертого, но в глазах ее не видно было ничего, кроме холодного равнодушия к женихам ее, царевичам и королевичам. Наконец все они приступили к Царю доброму человеку и требовали единодушно, чтобы прекрасная дочь его объявила торжественно, кто из них нравен сердцу ее. «Довольно пожили мы в каменном дворце твоем, – говорили они, – поели хлеба-соли твоей и меду сладкого не одну бочку опорожнили; время, возвратиться нам во свои страны, к отцам, матерям и родным сестрам. Царь добрый человек! мы хотим ведать, кто из нас будет зятем твоим». Царь отвечал им сими словами: «Любезные гости! если бы вы и несколько лет прожили во дворце моем, то, конечно бы, не наскучили хозяину, но не хочу удерживать вас против воли вашей и пойду теперь же к Царевне. Не могу ни в чем принуждать ее; но кого она выберет, тот получит за нею в приданое все царство мое и будет моим сыном и наследником:». Царь пошел в терем к дочери своей. Она сидела за пяльцами и шила золотом, но, увидев родителя, встала и поцеловала руку его. Он сел подле нее и сказал ей словами ласковыми: «Милая, разумная дочь моя, прекрасная Царевна! ты знаешь, что у меня нет детей, кроме тебя, света очей моих; род наш должен царствовать и в будущие веки: пора тебе о женихе думать. Давно живут у нас царевичи и прельщаются красотою твоею, выбери из них супруга, дочь моя, и утешь отца своего!» Царевна долго сидела в молчании, потупив в землю голубые глаза свои; наконец подняла их и устремила на родителя, тут две блестящие слезы скатились с алых щек ее, подобно двум дождевым каплям, свеваемым с розы дуновением зефира. «Любезный родитель мой! – сказала она нежным голосом. – Будет мне время горевать замужем. Ах! и птички любят волю, а замужняя женщина не имеет ее. Теперь я живу и радуюсь; нет у меня ни забот, ни печали; думаю только о том, чтобы угождать моему родителю. Не могу ничем опорочить царевичей, но позволь, позволь мне остаться в девическом моем тереме!» Царь добрый человек прослезился. «Я нежный отец, а не тиран твой, – отвечал он Царевне, – благоразумные родители могут управлять склонностями детей своих, но не могут ни возбуждать, ни переменять оных; так искусный кормчий управляет кораблем, но не может сказать тишине: превратися в ветер! или восточному ветру: будь западным!» Царь добрый человек обнял дочь свою, вышел к принцам и сказал им с печальным видом и со всевозможною учтивостью, что прекрасная Царевна ни для кого из них не хочет оставить девического своего терема. Все царевичи приуныли, призадумались и повесили свои головы, ибо всякий из них надеялся быть супругом прекрасной Царевны. Один утирался белым платком, другой глядел в землю, третий закрывал глаза рукою, четвертый щипал на себе платье, пятый стоял, прислонясь к печке, й смотрел себе на нос, подобно индийскому брамину, размышляющему о естестве души человеческой, шестой… Но что в сию минуту делал шестой, седьмой и прочие, о том молчат летописи. Наконец, все они вздохнули, – так сильно, что едва не затряслись каменные стены, – и томным голосом принесли хозяину благодарность за угощение. В одно мгновение белые шатры перед дворцом исчезли, царевичи сели на коней и с грусти помчались во весь дух, каждый своею дорогою; пыль поднялась столбом и опять легла на свое место.

Создано 19.12.2013 06:29

Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

«Оказывается, Карамзин тоже писал сказки!» – неподдельно удивлённо восклицали ребята, с интересом рассматривая иллюстрации к добрым, мудрым сказкам Николая Михайловича – «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», «Дремучий лес». Яркие, неповторимые, нарисованные юными читателями Аксаковки, они так точно передали сказочный колорит, что никого не оставили равнодушными: ни детей, ни взрослых. Ребята увлечённо играли со сказками Н.М.Карамзина, соотнося предложенные фрагменты авторского текста с рисунками своих ровесников. Отгадал сказку по описанию – молодец, а не отгадал – приходи в Аксаковку за книгой и читай, с наслаждением погружаясь в сказочный мир, созданный классиком.

Что может быть радостнее, чем общение с любознательными, пытливыми, вечно ищущими ответы на вопросы, читателями, настоящими и будущими?

Об огромном вкладе Н. М. Карамзина в детскую литературу взрослые и дети узнали из презентации литературного путеводителя «Карамзин детям», раскрыв для себя всю многогранность творческой деятельности великого классика.

Около 30 произведений, адресованных юным читателям, написал и перевёл наш знаменитый земляк. Едва ли не все они входили и входят по сей день в круг чтения детей среднего и старшего возраста. Именно Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для подростков – «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире…

Участвуя в мультимедийной викторине «И будет имя жить его в России вечно», гости музейной ночи узнали много интересных фактов и событий, связанных с именем Н.М. Карамзина. Кем была собрана библиотека, книгами которой зачитывался будущий писатель? Какое образование получил юный Карамзин? В поисках чего отправился заграницу?

Самые маленькие посетители музея, их папы и мамы также с интересом приняли участие в литературной игре «Задушевное слово классика». Отвечая на её вопросы, ребята вспоминали произведения классиков русской литературы (А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.И.Куприна и др.), угадывали по описанию «литературные портреты» героев книг.

Дети, разумеется, не без помощи взрослых, вдумчиво и внимательно искали ответы на вопросы: как в алфавит попала буква «Ё»? Сколько ей лет? Как связаны буква «Ё» и наш знаменитый земляк Н.М.Карамзин? Кто изображён в верхней части памятника Н.М.Карамзину и почему? Маленькие краеведы с честью справились с заданиями, ещё раз доказав тем самым, что имя великого классика, «историографа Государства Российского», живо и памятно на родной симбирско-ульяновской земле!

«Николай Михайлович Карамзин. Дремучий лес. Сказка для детей, сочинённая в один день на следующие заданные слова – балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, ...»

Николай Михайлович Карамзин.

Дремучий лес.

Сказка для детей, сочинённая в один день на следующие заданные слова – балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка. Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе.

Вечер сумрачен. Грозные облака мчатся по синему небу. Там, на западе, образуется чёрная туча. Ветер воет среди развалин нашей древней церкви. Всё уныло, всё печально!

Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную, и минувшее превратил для вас в настоящее. Не правда ли? – Хорошо, слушайте.

Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Вы слышите глухой шум дерев, потрясаемых ветром, – и чувствуете хлад ужаса в сердцах своих. Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее. Никто не прокладывал в нём ни дорожки, ни тропинки; дикие звери жили в его мрачных пустынях, и томный странник в самый жаркий полдень не смел искать прохлады в густой сени его.

Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем, лесу – надобно знать, что ему не было другого имени», – издавна жил и царствовал один злой волшебник или чародей, кум и друг адского Велзевула. Часто, в глубокую полночь вылетали оттуда пламенные шары, носились по мрачному воздуху и вдруг с треском исчезали.



Часто при свете луны, когда поселяне издали смотрели на лес, расхаживало между деревами какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя саженей на сто. Сверх того, случалось несколько тысяч раз, что молодые лошади, которые, будучи смелее людей, заходили иногда в чащу бора, возвращались домой все в ранах, все в крови; и деревенские жители, по естественной логике заключали, что один злой чародей, кум Велзевулов, мог искусать их таким немилосердным образом. – Вы согласитесь, друзья мои, что это было, в самом деле, очень, очень страшно.

Не знаю, как называлась наша деревня в то время, о котором говорю я, но знаю, что в ней жили тогда под кровлею смиренной хижины добрый старик и добрая старушка, муж и жена, в мире и согласии, по закону Небесному, закону чистой совести, жили счастливо, как Филемон и Бавкида, с тою разницею, что фригийские супруги не имели детей, а у наших был сын, Ангел красотою, голубь смирением, и – в двадцать лет – старик разумом. Зависть находила в нём только один порок, а именно тот, что он не любил женщин и не думал искать себе невесты, к великому огорчению всех деревенских красавиц, которые, имея чувствительные сердца, не могли смотреть равнодушно на бело-румяное лицо, чёрные глаза, величавую осанку и прямой стан любезного юноши. Тщетно приступали к нему отец и мать; тщетно говорили ему: «Обрадуй нас в глубокой старости, сын бесценный, обрадуй нас своею женитьбою. Ах! Ужели никогда милые внучата не будут играть на коленях наших?» – «Любезные родители! – отвечал он сквозь слёзы. – Не мучьте вашего бедного сына; ради Бога не мучьте его! Я готов умереть за вас; но только не могу жениться без сердечной склонности. Что мне делать? Наши красавицы не прельщают меня. Будем ждать суженой невесты, любезные родители, и молиться Богу!» – Что делать? Добрые старики вздыхали и молились Богу.

Теперь – слушайте со вниманием!.. В одну ночь, когда добрый старик, добрая старушка и добрый сын их наслаждались тихим и покойным сном, раздался в хижине гремящий голос и сказал родителям: «Пошлите сына в дремучий лес; там найдёт он своё и ваше благополучие» – а сыну: «Поди в дремучий лес; там найдёшь своё и родителей твоих благополучие». Старики проснулись с трепетом; но молодой человек открыл глаза с улыбкою и сказал отцу и матери: «Вы слышали Небесный голос, голос моего Ангела хранителя; надобно ему повиноваться, надобно идти в дремучий лес». – «Идти в дремучий лес! – воскликнули с ужасом добрые старики. – Любезный сын! Что говоришь ты? Там верная смерть ожидает тебя. Нет, не Ангел хранитель твой, а какой-нибудь злой, адский дух, желающий гибели нашей, произнёс такие ужасные слова». – Молодой человек не хотел переменить своих мыслей, и наконец, положено было ждать дальнейших происшествий. – Что же? Другая ночь наступила, и тот же голос раздался в хижине: слова были те же: «Поди в дремучий лес!» Опять затрепетали родители, и молодой человек с прежнею улыбкою сказал им: «Видите!» – Третья ночь наступила: тот же голос, те же слова, с прибавлением: «Горе неимущим веры!» – Тогда отец и мать, несмотря на ужас свой, несмотря на боязливую любовь к милому сыну, ощутили необходимость повиноваться Небу. Воля Его была явна и несомнительна: какой злой, адский дух мог говорить о святой вере? Молодой человек увещевал их иметь полную доверенность к темным путям вышней Премудрости; старался успокоить их весёлым видом своим и доказывал, что дремучий лес может быть страшен для других, а не для него.

Наконец, родители, заплакав горько, согласились расстаться с любимцем души своей. Нежная мать отпустила с ним всё нужное для дороги и надела ему на шею маленький образ, которым благословила её покойная бабушка и который хранил их смиренное жилище не хуже того, как статуя Минервина хранила некогда великолепную Трою. Добрый старик положил обе руки на голову юноше, взглянул на небо и сказал: «Ты будь щитом его!» – Они расстались... на рассвете дня, самого прекрасного из весенних. Родители стояли неподвижно и глядели на своего милого, который с посохом в руке шёл прямо к дремучему лесу, не зная точно, за каким делом. Уже он скрылся от глаз их... Но они всё смотрели; смотрели на мрачный бор, который казался им мрачнее и грознее, нежели когда-нибудь.

Но нам, друзья мои, не должно оставлять юного Героя. Будучи добр и невинен в сердце своём, без всякого ужаса приближался он к лесу – вступил в него – и (следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал) вышел сквозь густоту дерев на зелёный луг, где цветы благоухали, светлые ручейки журчали и белые козы щипали мураву вокруг прекрасного сельского домика, обсаженного малиновыми и смородинными кустами. Но молодой человек забыл и цветы, и ручьи, и белых коз, и сельский домик, когда увидел вдруг перед своими глазами... «Какое-нибудь чудовище? – думаете вы.

– Какого-нибудь дракона, змея, крокодила или злого волшебника, в высокой шапке, верхом на летучей мыши?»...Нет, друзья мои! Совсем иное, совсем другое. Он увидел – юную, прекрасную женщину (в лёгком белом платье с золотым поясом), которая похожа была не на Венеру, но на Ангела непорочного. Она приблизилась к юноше, взглянула на него большими светлыми голубыми глазами, в коих изображалась вместе и кротость сердечная, и трогательная горесть, поклонилась ему, взяла с нежностью за руку и, не говоря ни слова, повела его к сельскому домику. Мог ли он нейти с нею? Мог ли чего-нибудь страшиться, видя её прелести и любезность, печать Небесного благоволения, зеркало красот душевных? Уже сердце его нежно влеклося к её сердцу; уже горесть её трогала его душу; уже хотел он спросить о причине слёз, блиставших на её ресницах... Но тут другое явление представилось глазам его.

Под тенью древнего дуба, омрачавшего домик своими густыми ветвями, сидел беловласый почтенный старец в длинной тканой одежде, какую горные шотландские ветры развевали некогда на священных Друидах и Бардах, современниках Оссиановых. Он воззрел на юношу очами томными...но в них сияли ещё искры небесного огня, пламенеющего в сердце мужей великих... воззрел и, простирая к нему свои объятия, сказал тихим, но внятным голосом: «Небо посылает тебя, о добродетельный юноша! в сию уединённую пустыню, да будешь свидетелем моей смерти и обладателем сокровища, которое достойно первейшего из царей земных, но которого не все цари земные достойны. Приблизься к моему сердцу, да обниму тебя вместе с сею любезною дщерью, любимецею души моей, которую благое Провидение назначило тебе в супруги. Она будет любить тебя, ты будешь любить её, и мирное счастье увенчает дни ваши. Знай, сын мой – ибо мне дано уже священное право называть тебя сим

именем, – знай, что я был одним из оных смертных, которым Божество благоволит открывать вечную премудрость свою и тайны чудесной Природы, да поклоняются они Его величию в восторге душ своих. Здесь, удалённый от суеты мирской, удалённый от злых и развращённых людей, в безмолвной тишине уединения, я вникал духом в законы небесные, правящие вселенною. Но и земные радости веселили душу мою. Я наслаждался оным нежным, сердечным союзом, без коего нет для смертных истинного благополучия; наслаждался любовью милой, добродетельной супруги, которую видишь ты в цветущем образе её дочери. Но давно уже переселилась она в обители небесные: я спешу там соединиться с нею новым союзом. Пришёл час мой – чувствую хладную руку смерти – острая коса её сверкает пред очами моими. Все живущие под солнцем должны рано или поздно в прах обратиться. Я предвидел конец свой и только об участи милой дочери моей сокрушался: невинность оставалась сиротою в мире. Я молился – излил душу свою пред вечною Благостию – и Милосердный услышал моление чистого сердца: Он обещал послать добродетельного супруга моей любезной – глас Неба возвестил мне время, в которое надлежало тебе явиться в нашей пустыне. Сие мирное уединение должно быть вовеки твоим обиталищем; здесь будешь иметь всё нужное для умеренной и покойной жизни. Приведи сюда родителей твоих: пусть некогда и они лежат в земле подле супруги моей, вместе со мною, на берегу святого источника, в тени сего древнего дуба, где я так часто углублялся в священные размышления!.. Провидению не угодно включить тебя в число мудрецов земных; но Оно включает тебя в число добрых – сего довольно, – не жалуйся на судьбу свою. Ты не почувствуешь никогда оных неизъяснимых горестей и внутренних терзаний, которые по закону Всевышнего бывают долею многоведения... Грядущее отверзается пред моим взором... Зрю времена ужаса и страха, зрю веки гибели и клятвы, среди просвещения и величайших успехов разума человеческого. Ещё далеки времена сии; но они придут. Бледная злоба, вооружённая смертоносным кинжалом, будет свирепствовать на земном шаре и разить слабых; реки потекут кровью, и стенания несчастных заглушат бурю. Добрые и праведные осыплют пеплом главы свои, закроют лица и обольются горькими слезами... Но и тогда найдутся ещё тихие убежища для миролюбивой добродетели. Таким образом, чувствительное семейство, общество нежнейших друзей, удаляясь от шумного мира, поселится некогда близ сего дремучего леса, которого ночь озарится со временем лучами света; здесь, не взирая на всемирный мятеж, насладится оно любовью и святою дружбою... Глаза мои темнеют; слова замирают на устах моих... Простите. Бог не оставит вас, милые дети. Обнимите меня... хладеющее сердце моё чувствует ещё теплоту вашего... Простите... умираю». – И святой муж скончался, подобно как тихий свет зари вечерней умирает под мантиею ночи.

Не буду говорить вам о слезах нежной дочери, которые вместе со слезами доброго юноши лились на хладное тело старца; но души не было в сём теле, и земля требовала его в недра свои. Смертные остатки бессмертного мужа, сообразно с его волею, погреблися на берегу светлого источника, в тени древнего дуба, подле гроба его супруги. Предание говорит, что в самую ту минуту раздалася в лесу небесная музыка и что её гармонические звуки тихо исчезли в вышних пространствах воздуха.

Трогательные и торжественные слова умирающего отца; его нежные взоры, обращаемые то на милую дочь, то на доброго юношу; имя любезных детей, которым он называл их вместе, с любовью прижимая их друг к другу в своих хладеющих объятиях; наконец, последний взор его, который, так сказать, между ими делился, и горестный, священный обряд погребения, сливавший в одно их чувства, – всё питало, всё умножало взаимную страсть двух юных сердец, одно для другого сотворённых.Уже тенистый вечер готов был спуститься на землю, когда Герой ведя за руку любезную свою, явился глазам добрых стариков; расставшись с ним, они не хотели войти в хижину, стояли у ворот и ждали беспрестанно его возвращения. «Любезные родители! Вот моё, вот ваше благополучие! Вот оно!»... Он рассказал им всё.

Вы легко можете представить себе их удивление, их радость, Плакали, обнимались, говорили и не слыхали слов своих.

Но – подивитесь странной привязанности людей к наследственному крову, даже к самому низкому и бедному! – им не хотелось променять хижины своей на прекрасный домик дремучего леса. Одно чудо могло их к тому принудить: вдруг откуда ни взялся ветер, сорвал хижину и унёс из виду, так что ни малейшего следа её на земле не осталось. Делать было нечего; старики вздохнули, выронили капли две слёз и пошли, куда Небесная воля призывала их и где они лучше могли наслаждаться остатком дней своих. Что принадлежит до юных любовников, то блаженство их было совершенно; оно скончалось только вместе с их жизнью; и ещё сияло в мире, как заря вечерняя, – сияло в благополучии многочисленного их потомства.

Здесь заключается история дремучего леса.

«А злой волшебник; а пламенные шары, которые вылетали из лесу; а страшное чудовище, которое расхаживало наравне с соснами; а огненные глаза его, которые саженей на сто всё вокруг освещали; а молодые лошади, которые возвращались домой все в ранах, все в крови?» – Вы требуете изъяснения, друзья мои! Знайте же, что слух о злом волшебнике принадлежит к числу нелепых басен, до которых издавна охотники добрые люди; что пламенные шары составлялись из обыкновенных воздушных огней; что ужасное чудовище существовало только в воображении робких поселян, а светлые глаза его были не что иное, как маленькие червячки, которые в летние ночи блестят на траве и на деревьях; что молодых лошадей кусал в бору не кум Велзевулов, а сильный овод.

Примечание: Сказка «Дремучий лес» печатается по изданию: Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. – № 5. – С. 12-17.

Похожие работы:

«Тесты 1 курс. 1В каком варианте во всех словах на месте пропуска пишется буква е? A) к мо.му братишк., в замерзающ.й проруб. B) на треть.м экзамен., в усмиривш.мся течени. C) в древн.м племен., о подходящ.м материал. D) о краснеющ.й Наталь., на черствеющ.м хлеб. 2В каком ряду во всех словах...»


Так игра в литературу перерастает в литературу игры.

В Знаменском Карамзин написал и подготовил к печати основные материалы двух томов альманаха «Аглая».

«Аглая» как совершенно новый тип издания в некотором отношении близка к брошюре «Les amusemens de Znamenskoe» - Дух семейной интимности пронизывает альманах. Само название его, как и посвящение второго тома, обращено к Настасье Ивановне; обращение в стихах к Александру Алексеевичу, включение сказки «Дремучий лес», намеки на странствия Карамзина - все придает изданию интимный характер. Но «Аглая» адресована читателю, т. е. к чужому, незнакомому человеку. Интимность здесь превращается в «как бы интимность», имитацию дружески-непосредственного общения. Между писателем и лично неизвестным ему читателем устанавливаются отношения, имитирующие дружескую близость. Создается тип отношения, который в будущем сделается обязательным для альманаха (некоторый оттенок «альбомности») и который в принципе отличен от функционирования книги.

«Альбомность», включение текста не в анонимную аудиторию книги, а в как бы интимный круг близких людей естественно придает авторскому «я» конкретно-биографический характер. Читатель, не колеблясь, отождествляет его с реальным Николаем Михайловичем Карамзиным. Это поддерживается тем, что в ч. 1 включен отрывок из «Писем русского путешественника» (из «английской» части - вся французская была в 1794 году цензурно невозможной), а во 2-й - Письма Мелодора к Филалету и Филалета к Мелодору. Автобиографический характер этих произведений не вызывал у читателя сомнения.

И вдруг это авторское «я» начинает, к удивлению читателя, двоиться. Рассказчик - все тот же путешественник, но рассказ его приобретает лирические и романтические черты, проза начинает напоминать поэзию, а реальное путешествие все более явственно превращается в воображаемое. Автор, каким он создал сам себя в своем воображении, подается читателю как равноправный двойник реального писателя.

Повесть «Остров Борнгольм» предлагает читателю, который уже знаком с «Московским журналом» и первыми публикациями «Писем русского путешественника», верить, что Карамзин действительно, возвращаясь из Англии в Петербург, остановился на датском острове Борнгольм и пережил там таинственные встречи. Позже, когда «Письма» были опубликованы полностью, читатель получал две версии возвращения и мог выбирать любую в качестве «подлинной». Любопытно, кстати, отметить, что, возможно, обе являются плодом литературного вымысла. Г. П. Шторм, рассматривая списки прибывающих в столицу, подававшиеся полицмейстером Н. Рылеевым императрице, обнаружил такую запись: «Из Москвы отставной поручик Карамзин (первоначально описка: Карамзан. - Ю. Л.) и стал в той же части (т. е. во 2-й полицейской части. - Ю. Л.) в доме купца Демута» . На основании этого Г. П. Шторм приходит к выводу, что Карамзин приехал в Петербург 15 июля 1790 года не морем из Лондона через Кронштадт, как это указано в «Письмах», а из Москвы сухим путем. Последнее представляется странным: если уж Карамзин вернулся из-за границы в Москву, ему решительно было незачем спешить в Петербург затем, чтобы обратно направиться в Москву. Такой странный вояж не мог бы остаться незамеченным Плещеевыми, Петровым, Дмитриевым, Державиным, с которыми Карамзин был тесно связан. Между тем ни в каких документах этого круга лиц он не нашел отражения. Можно было бы предположить, что «из Москвы» означает «москвич», если бы в записях этого рода не было обязательным указывать, откуда прибыло то или иное лицо, и делалось это именно такой формулой: из Москвы; из Новагорода, из чужих краев. Может быть, это ошибка, которую надо понимать так, что Карамзин, доехав по морю до какого-то порта (Любека, Кенигсберга или Ревеля?), прибыл в Петербург в карете и по неопытности назвал как место отбытия свой начальный пункт путешествия. Дежурный же унтер-офицер облек ответ в привычную формулу. Мы не можем сейчас решить этот вопрос окончательно, но маршрут прибытия на родину не только в фантастическом «Острове Борнгольм», но и в «документальных» «Письмах русского путешественника» остается под сомнением до обнаружения каких-либо новых материалов.