Зачем нам нужны чувства? Эмоции и чувства – зачем они нужны

"Миром правят эмоции. Вся судьба цивилизации находится во власти человеческих чувств.

Люди в своих действиях руководствуются не столько разумом, сколько порывами души".

Наполеон Хилл.

Как Вы думаете, сколько эмоций способен испытывать человек?

Психологи выделяют несколько базовых эмоций: радость, гнев, печаль, удивление, отвращение, стыд, вина. И у каждой эмоции есть своя шкала оттенков.

Например, разная степень страха имеет своё название: испуг-страх-ужас-паника. То же самое относится и к другим эмоциям.

Вот такая богатая у нас палитра для того, чтобы нарисовать свою собственную жизнь!

Причём тут эмоции, спросите Вы?

Да ведь именно эмоции и являются теми красками, которые создают полотно наших дней. Именно они в конечном счёте определяют, как Вы будете оценивать прошедшие годы, бросив взгляд назад. То, что не было эмоционально окрашено, быстро забывается. Помним мы лишь то, что является значимым, а, следовательно — вызывает сильные эмоции!

Эмоции такая же неотъемлемая часть жизни, как дыхание. Они позволяют нам:

  • Адаптироваться к окружающему миру и выживать;
  • устанавливать контакт с другими живыми существами;
  • регулировать поведение;
  • определять настроение и настрой.

Эмоции позволяют нам переживать реальность.

Можно сказать, что мы всегда смотрим на мир через увеличительное стекло эмоций.

Если у нас приятные эмоции, то нам кажется, что мир добрый и прекрасный, а все люди вокруг — исключительно замечательные и дружелюбные.

Если мы смотрим через увеличительное стекло в плохом настроении, то нам кажется, что всё вокруг мрачное и враждебное, а окружающее пространство — на редкость неприятное местечко во Вселенной…

Известный профессор психологии Кэрол Изард считает, что " …именно эмоции определяют образ жизни и задают программы познания и поведения" .

Что же такое эмоции?

Эмоции — это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизни и связаны с нашими потребностями.

Можно сказать, что эмоции — это почтальоны, по меткому выражению Д. Аксенова. Они приносят нам важную информацию о том, в чём мы на самом деле нуждаемся больше всего на свете. Таким образом, наши эмоциональные реакции всегда показывают наши потребности.

Как и всё в природе, эмоции имеют двойственный характер.

С одной стороны, они помогают нам взаимодействовать с другими людьми, с другой стороны — могут и навредить. Видимо, поэтому некоторые эмоции принято считать негативными.

Хотя правда в том, что "вредных" эмоций не существует. Просто у каждой эмоции есть своя собственная функция и своя "полезность".

Возьмём, например, такую эмоцию как страх. Чем она может быть нам полезна?

Страх — одна из самых сильных эмоций, вызывающая значительный выброс гормонов в кровь. Её задача — быстрая реакция на опасность.

Кстати, в результате исследований обнаружили, что люди больше всего боятся испытывать страх. Психологи связывают этот эффект страха перед страхом с потерей контроля над телом и над ситуацией. Как только контроль возвращается, или мы понимаем, что можем влиять на ситуацию, страх проходит.

Когда человека охватывает страх, кровь устремляется к большим скелетным мышцам, в частности, к мышцам ног, помогая быстрее убегать от опасности. Человек при этом бледнеет, что происходит в результате оттока крови от головы.

Появляется ощущение, что кровь "стынет в жилах". В этот момент цепенеет тело, а внимание сосредоточивается на непосредственной угрозе, чтобы быстрее определить, как действовать для спасения жизни.

Со школьных лет мы знаем 2 реакции на опасность: беги и нападай .

Страх активирует реакцию "беги". Но не всегда.

В зависимости от силы испытываемого страха человек может оцепенеть, замереть. Эволюционно самый сильный страх вызывали смертельно опасные хищники, от которых спастись бегством было невозможно. Один выход в этой ситуации — притвориться мёртвым, сделать так, чтобы хищник принял тебя за камень или дерево и прошёл мимо.

Такой "страх оцепенения" возникает в самых критических ситуациях, он сопровождается максимальным выбросом гормонов в кровь и кратковременно парализует мышцы. Наши мыслительные процессы замедляются, давление и температура снижаются.

Иногда говорят: "Страх мозг отключил" . Это означает, что в состоянии страха думать невозможно. Мы не можем думать, анализировать ситуацию, не можем принимать решения.

Дерево. Камень. Спасение.

Это можно сравнить с заполнением стакана водой.

Если воды на дне стакана немного, то песок лежит ровным слоем где-то на дне и никак не мешает течь потоку мыслей. И мысли бурлят, текут, проплывают в нашей голове непрерывно.

Но стоит только песку взбаламутиться и подняться со дна, как прозрачность становится нулевой. Мы не видим дна в стакане — сплошная муть.

То же самое и с эмоциями.

Но если посмотреть глубже в суть проблемы, то становится понятно, что дело не в том, что эмоции наносят вред, а в том, что мы не можем с ними совладать, не понимаем их и не можем остановить свои слова или действия . Собственно, вред, о котором мы все говорим — это последствия необдуманных действий и слов…

На самом же деле эмоции снабжают нас информацией о реальности, они наше зеркало, они дают справедливые оценки и позволяют нам реагировать на ту или иную ситуацию.

Эмоции в прямом смысле управляют всей нашей жизнью.

Эмоции создают движение энергии.

Наполеон Хилл ещё в начале прошлого века предложил вот такую расшифровку:

Е — Motion = Energy Motion

"Эмоции позволяют нам проживать реальность, чувствовать, желать и быть.

Мы подобны потоку, который находится в непрерывном движении". (Д. Гоулман)

Именно эмоции лежат в основе нашего настроения и настроя. А они, в свою очередь, влияют на решения, которые мы принимаем, и на эффективность наших действий.

Настроение — это длительная эмоциональная доминанта. Часто настроение включает в себя целое семейство "родственных" эмоций и продолжается от нескольких часов до дней.

И если сменяющие друг друга за несколько секунд эмоции мы не всегда идентифицируем, то настроение, как правило, заметить успеваем.

"Мне грустно", "сегодня такой приятный день", "у меня радостное настроение".

Это — настроение.

А на что влияет наше настроение?

    Настроение определяет степень работоспособности.

    Позитивное настроение вызывает подъём и возбуждение, у нас появляется бодрость и готовность действовать.

    Настроение определяет степень нашей эффективности.

    Под влиянием грусти и "расстроенных чувств" всё буквально валится из рук. Берёшься помыть посуду — обязательно чашку разобьёшь, делаешь отчёт для начальника — обязательно пару ошибок пропустишь. Можно сказать, что в плохом настроении мы притягиваем к себе неприятности. Мы даже иногда говорим: "Утром не с той ноги встал — и весь день насмарку" . Но дело, конечно же, не в ногах! Просто мы вовремя не осознали свои эмоции и никак не повлияли на них. Хотя могли бы…

    Настроение определяет способность к творчеству. Этот фактор влияния очень важен для людей творческих профессий. Попробуйте написать статью в состоянии апатии! Зато подлинные шедевры в любом виде творчества выйдут из-под Ваших рук в состоянии приподнятого настроения.

    Настроение определяет качество взаимодействия с другими людьми. Чем чаще мы пребываем в хорошем настроении, тем легче нам устанавливать контакты с другими людьми. В хорошем настроении мы более открыты, способны к доверию и со-переживанию. Мы можем со-чувствовать. Такие понятия как эмпатия и социальное взаимодействие становятся нам доступны на практике.

    Настроение определяет способность к счастью. В позитивном настроении мы более склонны видеть свои достоинства, принимать себя и других людей такими, какие они есть. Нам легче достигать внутренней гармонии и целостности. И, конечно же, нам легче поддерживать сильную веру в себя. Именно вера в себя, как корни могучего дерева, удерживает нас в различных жизненных ситуациях и помогает пережить горе и радости.

"…Определённое настроение изменяет и ограничивает наш образ мыслей.

Оно делает нас уязвимыми там, где в нормальном состоянии мы сильны…". (Д. Гоулман)

Наша система образования не предусматривает курса по управлению настроением.

Но каждый может самостоятельно научиться осознавать свои эмоции, понимать их язык и "дружить" с ними.

Как только Вы будете понимать, какую информацию несут Ваши эмоции, как Вы можете превращать одну эмоцию в другую, усиливать или ослаблять свои переживания или создавать "настроение по заказу", качество жизни значительно улучшится.

Ведь именно эмоции — то самое волшебное стекло, которое, как в калейдоскопе, из множества разноцветных кусочков мира создаёт волшебный орнамент Вашей жизни…

В статье использованы материалы книги Полины Рэй "Рецепт жизни — добавляем счастье по вкусу".

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, — раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций — это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

No related links found



Знаем ли мы на самом деле, что такое психология чувств? Это сложная и многогранная тема, которой посвящена не одна диссертация.

Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, вызывает у нас какое-то отношение, которое проявляется к свойствам объектов. Сфера чувств человека многогранна и сложно устроена.

Что такое чувства?

Современная психология утверждает, что чувство — это отношение личности, переживаемое в разных формах, к разным явлениям действительности. Мы не способны жить без переживаний. Если человек живет без эмоций, то у него наступает «голод по чувствам», который он старается утолить тем или иным способом. Для эмоционального насыщения мы используем:

  • литературу;
  • кинематограф;
  • музыку;
  • живопись;
  • общение.

Но стоит отметить, что для того, чтобы в полной мере утолить эмоциональный голод, нам нужны не только положительные эмоции, но и страдания.

Какие чувства являются фундаментальными?

Эмоция — вот, к чему стремится каждый из нас. Стоит отметить, что эмоции бывают фундаментальными и второстепенными. Психология выделяет следующие фундаментальные эмоции личности:

  • интерес;
  • радость;
  • удивление;
  • горе;
  • гнев;
  • отвращение;
  • презрение;
  • страх;
  • стыд;
  • чувство вины.

Зачем человеку нужны чувства?

Эмоции — вид чувств, которые были придуманы природой для того, чтобы личность могла приспособиться к реальности. Когда мы переживаем положительные эмоции при определенных обстоятельствах, то закрепляем в своей памяти желательную модель поведения, которая потом приносит нам удовлетворение. Приведем пример: интерес подталкивает нас к разным исследованиям, удовлетворение — к наслаждению, любовь порождает все перечисленные побуждения вновь и вновь. Положительные эмоции очень важны, ведь они помогают изучить себя и окружающий мир, заставляют личность творчески подходить к построению своей жизни, проявлять заинтересованность в общении с другими людьми. Когда мы наполнены положительными чувствами, то хотим больше общаться, делиться радостью. Конечно же, эмоции — это недолговечная субстанция, которая быстро «улетучивается», но влияние, оказанное при воздействии, имеет очень длительный срок. К примеру, во время сильного стресса или кризиса, а также в период эмоционального голода мы мысленно вновь возвращаемся в те моменты своей жизни, где испытали положительные эмоции. Психика человека, таким образом, компенсирует равновесие. Если внешний мир не способен подарить новую порцию положительных эмоций — мы вспоминаем прошлое, где были счастливы. Это всегда помогает справиться с неприятностями, окрепнуть.

Отрицательные эмоции также могут быть полезными, ведь они подталкивают нас к изменениям. Они мотивируют нас к решению насущных проблем, а это так важно для полноценной жизни и выживания в целом. Надо сказать, что польза от негативных эмоций так же важна, как и от положительных. Именно эти чувства помогают нам совершенствоваться и быть сильнее. Испытав негатив, мы стремимся разрешить проблему, накопить опыт, нужную информацию и пр.

Как видим, спектр человеческих чувств действительно очень велик, и сложно переоценить роль эмоций в жизни каждого из нас.

На протяжении всей своей истории человечество воспевало и культивировало самые разные качества – ум, физическую силу, красоту и смелость. А вот с эмоциональностью, наоборот, постоянно боролись и «вырабатывали» всё новые и новые способы сдерживания и подавления своих чувств. Но это «сражение» было заведомо проиграно: эмоции были, есть и останутся с нами навсегда. Потому что они имеют огромное биологическое значения для организма человека. Чувствовать и переживать несмотря ни на что – вот девиз homo sapiens.

Фото © RAWinterest

Как же работают эмоции?

Эмоции – очень специфический и вместе с тем универсальный для всех млекопитающих механизм, с помощью которого мы можем понять ценность того или иного объекта, явления или события. Не испытывай мы удовольствия, давно бы вымерли с голоду и не стали бы продолжать свой род. Эмоции и только эмоции помогают нам понимать друг друга (а вовсе не слова, как может показаться на первый взгляд), сочувствовать близким, поддерживать друзей.

Тем не менее иногда мы встречаем людей, которые нас категорически не воспринимают и отказывают в сочувствии и поддержке. Конечно, может быть и так, что мы просто их чем-то не устраиваем. Но есть люди, которым вообще очень тяжело быть рядом с другими, выдерживать чьё-то присутствие. Они предпочитают одиночество любой, самой тёплой компании.

Нет ничего приятнее для ребёнка, чем слышать родительскую похвалу. Однако поощрять детей надо правильно. Многие родители хвалят малыша за каждую мелочь. Итог – беспомощность, зачастую пренебрежительное отношение к родителям. Похвала – дело серьёзное, утверждают учёные.
Поощряйте ребёнка за действительно значимые успехи, а не пустяки.
Не переусердствуйте в выражении восторга – это отнимет у малыша стимул добиваться дальнейших успехов.
Не стоит чрезмерно хвалить ребёнка в присутствии братьев и сестёр, надеясь, что те будут брать с него пример. В действительности это может привести к конкуренции и соперничеству.

Значит ли это, что им не нужны эмоции? Ни в коем случае! Просто такие личности черпают свои радости и печали из совершенно других источников. Это могут быть книги, музыка, коллекция значков или машинок, гербарий, компьютерные игры. Многие из них осознают, что общение с окружающими необходимо, пытаются вступать в какие-то взаимодействия, но испытывают при этом большой дискомфорт.

Да и вы наверняка сталкивались с такими персонажами: они, как правило, выглядят эгоистичными, не спешат откликнуться на чужую беду и могут устроить скандал из-за пустяка. Что и говорить, этим людям очень сложно жить в обществе, потому что с ними практически невозможно наладить полноценные человеческие отношения. А ведь взаимное непонимание – это не только социальные трудности, но и потенциальная опасность. Если ты неправильно распознал намерения другого, то начинаешь там, где это вовсе не нужно. А если тебя неправильно поняли, можно столкнуться с немотивированной с твоей точки зрения агрессией.

Один, совсем один…

У людей, которые не могут найти взаимопонимание с окружающими, как правило, отмечается не оптимальное состояние нервной системы. В первую очередь тех её структур, которые связаны с восприятием, оценкой и регуляцией эмоций. Эти структуры, часть из которых объединена в так называемую лимбическую систему, нужно своевременно запустить.

Такой запуск происходит в первые два месяца жизни ребёнка – прежде всего, благодаря эмоциональной активности близких. Родители должны брать малыша на руки не только для того, чтобы накормить или переодеть, но чтобы обнять и приласкать. Разговаривайте со своим грудничком, улыбайтесь ему и смотрите в его глазки, и через какое-то время он начинает сам проявлять активность при появлении членов семьи – будет дрыгать ножками и ручками, издавать призывные звуки, радоваться встрече. Так возникает « ». В течение первых месяцев жизни ребёнок учится отличать своих от чужих, женщин от мужчин и распознавать разные эмоциональные проявления. Это необходимо для того, чтобы в будущем он мог «чувствовать» других людей. Если систему не запустить, глубокие эмоциональные нарушения останутся на всю жизнь, и интуитивное понимание другого человека уже никогда не сформируется.

Яркий пример подобного рода нарушений получил название «госпитализм». Это патология развития, которая возникает из-за ограничения или полного отсутствия эмоциональных контактов (типичный случай – длительное пребывание ребёнка в больнице без родителей, в приюте, в яслях на пятидневке). Госпитализм характеризуется задержкой физического и умственного развития, а после возвращения в социум – трудностями адаптации к социальному окружению и нарушениями эмоциональной сферы. Детёныши обезьян, которых отлучали от матерей и пересаживали на искусственную «маму», во взрослом возрасте демонстрировали черты аутичного поведения, оказывались внизу социальной лестницы и были не способны установить партнёрские отношения для продолжения рода.

Конечно, социальный фактор в возникновении эмоциональных нарушений не является единственным. Специалисты говорят о влиянии наследственности, а также травм и заболеваний головного мозга, приводящих к повреждению лимбической системы.

За гранью чувств

Дети и взрослые, страдающие от этих нарушений, могут испытывать существенные трудности распознавания социальных знаков – эмоциональных выражений лица, поз, жестов, интонаций.

Для них очень характерны проблемы идентификации негативных эмоций. Если такому взрослому или ребёнку показать злое лицо и спросить, какое настроение у этого персонажа, они могут ответить, что человек, например, просто задумался. В обычной жизни эти люди не чувствуют той границы, за которую нельзя переступать, и доводят ситуацию до конфликта.

Прививать детям хорошие привычки и приучать к дисциплине – необходимость для родителей. Но контролировать современных детей становится все труднее. Родителям помогут рекомендации специалистов в области детской психологии.
Вознаграждение. Поощрения за успехи в дисциплине (например, месяц без замечаний в школе) – мощный стимул для ребёнка.
Базовые правила. Составьте чёткий список правил, а также объясните, что невыполнение этих правил ведёт к наказанию.
Чёткий распорядок дня приучает ребёнка к ответственности, не оставляет времени для лени и шалостей.

По ходу жизни они, как правило, находят некоторое взаимопонимание с кем-то из близких, но этого всё равно недостаточно для полноценного общения. Взрослые и дети с нарушениями работы лимбической системы не могут соотнести свою реакцию на то или иное событие с тем впечатлением, которое она произведёт на остальных. Поведение окружающих им не ясно, они не могут оценить ситуацию с позиций другого человека. В результате постоянной негативной обратной связи, которую дают таким людям окружающие, формируются различные защитные формы поведения, одной из которых является уход от социальных взаимодействий. Дополнительную лепту в выбор одиночества вносит повышенная чувствительность к звукам и прикосновениям, отмечающаяся у некоторых представителей этой социальной группы, плохая переносимость шума и прямого телесного контакта.

Лучшее «лекарство»

Можно ли развить эмоциональную сферу человека, сделать её более чувствительной к оттенкам переживаний других людей и устойчивой к внешним интенсивным воздействиям? Можно, но, в зависимости от возраста, способы будут разные.

Если речь идёт о младенце, то, как мы уже говорили, здесь главное – положительное внимание в период активного развития «эмоциональных» структур мозга, то есть в течение первого года жизни. Это – отличная профилактика расстройств эмоционального развития. Чтобы не нарушить возникшую привязанность и не подорвать у ребёнка доверие к миру, важно не оставлять его без родительского тепла хотя бы до двух лет. В этот период пребывание в яслях или в детском саду скорее навредит, чем принесёт пользу.

Если мы говорим о малыше и младшего школьного возраста, у которого возникли очевидные трудности в контактах с другими взрослыми и детьми, то важно постараться понять, что мешает развитию. Для этого советуем пройти медицинское обследование, проверить работу мозга с помощью электроэнцефалографии, выяснить, нет ли проблем с кровообращением и не повышено ли у ребёнка внутричерепное давление. Если проблемы есть, нужно своевременно получить помощь врача-невролога.

Помимо этого необходимо вплотную заняться развитием эмоциональности, и тут может помочь профессиональный психолог. Прежде всего, важно научить ребёнка различать видимые эмоции. Попробуйте разобрать с ним фотографии разных людей, попытайтесь найти и описать черты, общие для каждой из эмоций. Можно изображать переживания на своём лице и просить малыша угадать, что вы хотите сообщить.

Затем помогите ребёнку разобраться в себе. Дайте ему адекватную обратную связь, сообщайте, как вы поняли то, что с ним происходит, будьте его «зеркалом». Если он злится, скажите: «Ты, я вижу, злишься», если радуется, поддержите его: «Хорошо, что тебе весело». Не менее важно «сообщать» малышу о том, что испытываете вы, когда он ведёт себя тем или иным образом.

Кроме того, обязательно научите маленького человека социально приемлемым способам выражения своих отрицательных эмоций. Наконец, таким детям часто помогает чёткая система правил, опираясь на которую, они могут взаимодействовать с другими людьми.

Если малыш научится при встрече здороваться, задавать стандартные вопросы («Как тебя зовут?»), то это облегчит его контакт с окружающими. А вот подростки и взрослые, у которых уже накопилась длинная история социальных проблем, – самый сложный вариант. В первую очередь, из-за сопротивления. Здесь может помочь психотерапия. Благодаря работе с психологом они становятся более чувствительными к своему состоянию, лучше осознают происходящее и берут под контроль свои эмоциональные реакции.