Вопросы для анализа главы максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”. «Герой нашего времени»


УРОК 61

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
Неужели я не тот же?

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Итак, повествование о главном герое открывает Максим Максимыч. Мы видели, что он многое не понимает в характере Печорина, видит только внешнюю сторону событий, поэтому и для читателей Печорин скрыт, загадочен. Характеристики, которые дает Печорину Максим Максимыч, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограниченности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина.

Но уже в первой повести появляется другой рассказчик, тот, который сообщает читателю о своих кавказских впечатлениях.
II. Беседа по вопросам:

1.Что мы узнали о нем из повести «Бэла»? (Не так много: он едет из Тифлиса, путешествует по Кавказу «с год», его чемодан набит путевыми записками о Грузии, видимо, он писатель, потому что очень заинтересовался «историйками» Максима Максимыча. Однако на вопрос Максима Максимыча о роде его занятий он не дает конкретного ответа. Это создает завесу тайны. Информация о повествователе пропущена, читатель никогда о нем ничего не узнает.)

2. Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? (Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)

3. С чем связана смена рассказчиков? (Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».)

4. Коротко перескажите сюжет повести.

5. Что более всего поражает наблюдающего за Печориным? (Внешность вся соткана из противоречий - чтение описания со слов: «Он был среднего роста» до слов: «...которые особенно нравятся женщинам».)

6. Какова роль портрета Печорина? (Портрет психологический. Он объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погруженности в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина - ключ к пониманию его отчужденности при встрече с Максимом Максимычем.)

7. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что тот хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу?

8. Почему Печорин не захотел вспоминать прошлое?
III. На доске и в тетрадях чертится и заполняется таблица, помогающая понять состояние героев, их переживания.


Максим Максимыч

Печорин

Переполнен радостью, взволнован, хотел «кинуться на шею» Печорину.

«...довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул... руку...»

«На минуту остолбенел», потом «жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

Печорин первым произносит: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч...»

Не знает, как называть: на «ты» - на «вы»? Пытается остановить Печорина, просит, чтобы не уезжал.

Односложный ответ: «Еду в Персию - и дальше...»

Речь сбивчивая, передает взволнованность.

По-прежнему односложные ответы: «Мне пора», «Скучал», произносимые с улыбкой.

Напоминает о «житье-бытье» в крепости: об охоте, о Бэле.

«...чуть-чуть побледнел и отвернулся...». Отвечает опять односложно и принужденно зевает.

Упрашивает Печорина остаться на два часа поговорить, интересуется его жизнью в Петербурге.

Отказ, хоть и вежливый: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...» Берет за руку

Старается скрыть свою досаду

Успокаивает, дружески обнимает: «неужели я не тот же?» Говоря, садится в коляску.

Напоминает о бумагах. «Что... с ними делать?»

Полное безразличие: «Что хотите!»

Вывод: Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с Максимом Максимычем подчеркивает пропасть между ними - между простым человеком и дворянином. Помимо того, что Печорину больно вспоминать о смерти Бэлы, они настолько разные, что говорить не о чем.

Финал этой повести многое объясняет в старом штабс-капитане. Повествователь прямо говорит о заблуждениях Максима Максимыча, его ограниченности, о его непонимании характера Печорина.
I V . Слово учителя.

Говорить о высокомерии Печорина нельзя, ведь он как мог сгладил ситуацию: взял за руку, дружески обнял, произнося слова: «Всякому своя дорога...»

Максим Максимыч не увидел, как Печорин побледнел, когда услышал предложение вспомнить «житье-бытье в крепости», - это означало, что Печорину больно вспоминать о Бэле, ее смерти. Не понял Максим Максимыч и того, что реакция Печорина не объясняется их социальным различием.

Попытаемся объяснить нежелание Печорина вспоминать минувшее с его точки зрения: одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного - чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит все и страдает от того, что стал виновником смерти человека.

Диалог показывает, что изменилось в Печорине после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут. Одиночество героя становится трагичным.

Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невеселых мыслей, даже прошлое кажется ему недостойным внимания. Некогда он писал, что его дневник со временем будет для него «драгоценным воспоминанием», а в настоящем он безразличен к участи своих записей. А ведь в них запечатлен мир его чувств и сокровенных мыслей, исканий, отражены горестные радостные минуты прожитого; в них рассказ о невозвратимых днях, когда он был полон надежды найти достойное место в жизни. И все это прошлое перечеркнуто, да и настоящее мало радует, а будущее бесперспективно. Таковы итоги жизни личности одаренной, незаурядной.

Повесть пронизана настроением грусти: уехал в неизвестность Печорин, уехал странствующий офицер, ставший свидетелем невеселой встречи, остался один Максим Максимыч со своей обидой и болью. Это настроение подчеркнуто последними строками рассказчика о Максиме Максимыче.
V . Домашнее задание.

1. Чтение и анализ »Предисловия» к «Журналу Печорина» и повести »Тамань».

2. Индивидуальное задание - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

Карточка 35

Какова роль пейзажа в повести «Тамань»? 1

Романтический пейзаж усиливает ощущение тайны, которая влечет Печорина, дает почувствовать контраст убогости «нечистого» места, вполне прозаических дел контрабандистов и могущественной силы природы.

Печорин любит природу, умеет видеть ее краски, слышать ее звуки, любоваться ей, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Общение с природой всегда радостно для него (это можно увидеть, читая повести «Княжна Мери» и «Фаталист»). Печорин не только видит природу, но рассказывает о ней языком художника. Слово Печорина точно, выразительно: «тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой», «беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны». Два предложения о волнах, но передают разные его состояния: в первом случае однородные наречия передают картину умиротворенного моря, во втором - инверсия и упоминание о цвете волн подчеркивает картину моря бурного. Печорин употребляет сравнения: лодка, «как утка», себя он сравнивает с «камнем, брошенным в гладкий источник».

И все же в пейзаже остаются обычные разговорные интонации, предложения просты по структуре, строги по лексике и синтаксису, хотя пронизаны лиризмом.

Даже образ паруса, который встречается в романе несколько раз, действует как реальная бытовая деталь: «...они подняли маленький парус и быстро понеслись... мелькал белый парус...»

УРОК 62

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ТАМАНЬ».
Вы видите человека с сильной волею, от-

важного, не бледнеющего никакой опаснос-

ти, напрашивающегося на бури и тревоги...

В.Г. Белинский
I. Слово учителя.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмел: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие две повести - это дневник Печорина.

Дневник - это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал... для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Итак, перед нами первая повесть в дневнике героя - «Тамань», из которой мы узнаем о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.
II. Беседа но вопросам:

1. Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»? В каких сценах они проявляются особенно ярко? [Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать. Эти качества проявляются в сценах:

а) Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

б) Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо!.. никогда подобной женщины не видывал».

в) Сцена «очаровывания» Печорина ундиной выдает в нем «юношескую страсть»: «В глазах у меня потемнело, голова закружилась…» Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.

г) Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать горю. (Чтение со слов: «Между тем моя ундина вскочила в лодку...» до слов: «...и как камень едва не пошел ко дну!»)]

2. Почему в начале повести Печорин так желает приблизиться к обитателям «нечистого» места и почему это сближение невозможно? Чем закончилась эта попытка? (Печорин - деятельная натура. Здесь так же, как в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасностей, миру контрабандистов.

Но Печорин с его глубоким умом лучше, чем кто-либо другой понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мечущаяся душа. И пусть во всем ему потом откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, - и для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.)

3. Не забываем о том, что перед нами дневник Печорина, который демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Все охватывает его острый взгляд и слух. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек. (Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

4. Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...»? (Потому что его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)
III. Слово учителя.

Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдал за плачущим мальчиком, он понимает, что также одинок. Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.

Однако и слепой мальчик - не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец. Ведь именно он обокрал Печорина.

«Романтический «русалочный» мотив трансформируется Лермонтовым, эпизод с ундиной обнаруживает внутреннюю слабость героя, чуждого естественному миру, его неспособность к простой, полной опасностей жизни. Интеллектуальный, цивилизованный герой вдруг теряет свои несомненные преимущества перед простыми людьми, не допускается в их среду. Он лишь может завидовать отваге, ловкости простых людей и горько сожалеть о неотвратимой гибели естественного мира...

В «Бэле» герой играет душами простых людей, в «Тамани» он сам становится игрушкой в их руках» 1 .

Вывод: И тем не менее Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя как человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями и рефлексией. Он решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Недаром он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами». Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.
I V . Домашняя работа.

1. Чтение повести «Княжна Мери».

2. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким?» (по карточке 40).

3. Класс разбивается на 4 группы.

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения на следующем уроке. Вопросы распределяются среди членов группы. Ответы на них готовятся дома.

Карточка 36

Печорин и Грушницкий

1. Какую характеристику дает Печорин Грушницкому? Почему он столь непримирим в своем восприятии этого человека? Почему он высказывает предположение о том, что они столкнутся на другой дороге, и одному несдобровать?

2. Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

3. Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?

4. Что можно сказать о чувствах Печорина после дуэли? Что говорит о его готовности к смерти?

5. Испытывает ли он торжество победы?

Карточка 37

Печорин и Вернер

1. В чем сходство Печорина и Вернера? Какая черта их сближает? В чем их отличие?

2. Почему, «читая в душе друг друга», они не становятся друзьями? Что привело их к отчуждению?

3. Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом?

Карточка 38

Печорин и Мери

1. Почему Печорин затевает игру с Мери?

2. Какие действия Печорина вызывают у Мери ненависть к нему?

3. Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменяется отношение Печорина к Мери на протяжении повести?

4. Почему он отказывается жениться на ней? Почему пытается убедить ее, что она не может любить его?

Карточка 39

Печорин и Вера

1. Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Чем она не похожа на Мери?

2. Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв?

3. Как Лермонтов помогает читателям понять силу чувств героя в этот кульминационный момент?

Лермонтов явно пародирует "Ашик-Кериба". Вот первые строки повести:

"Расставшись с Максимом Максимычем, я живо проскакал Терекское и Дарьяльское ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел в Владыкавказ".

Сказочный герой Ашик-Кериб за день преодолевает расстояние, которое не под силу ни одному коню, – поспеть из Арзиньянской долины в Тифлис можно, и вправду, только на крыльях. Остановки в пути он делает для того, чтобы сотворить намаз, то есть молитву.

Автор повести "Максим Максимыч" завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, ужинал во Владикавказе (теперь город Орджоникидзе) – останавливался, чтобы поесть, а не помолиться. Между завтраком и ужином он проскакал 42 версты вполне реальный путь.

Автор начинает с того, что подсмеивается над самим собой, сравнивая себя со сказочным Ашик-Керибом, а затем описывает и горы, и дорогу, и гостиницу все тем же насмешливым тоном: "Избавляю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают..." Это пишет тот же самый человек, который в первых своих записях восклицал: "Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные..." – и подробно описывал горы, скалы, реки. Что же произошло, что заставило Автора перейти от восторгов к ироническому раздражению? Ответ на этот вопрос мы получим в конце повести о Максиме Максимыче, потому что запись о новой встрече с добрым штабс-капитаном сделана, очевидно, после этой встречи, и причины раздражения Автора следует искать в ней.

"Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие, и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы или так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться".

Инвалиды глупы и пьяны, гостиница плоха, и вдобавок приходится задержаться в этой гостинице на три дня – казалось бы, достаточно причин для раздражения. Однако Автор "для развлечения вздумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле", в котором, как мы видели, никакого раздражения нет – наоборот, Автор полон впечатлениями от прекрасной природы, сочувствует Бэле, симпатизирует штабс-капитану. Гостиница, инвалиды, задержка в пути начнут раздражать его позднее, когда он примется описывать свое новое приключение.

"Первый день провел я очень скучно; на другой день рано утром въезжает на двор повозка... А! Максим Максимыч!.." Здесь нет никакого чувства, кроме радости, и в восклицании, которым Автор приветствует доброго старика, и в прямом признании: "Мы встретились, как старые приятели. Я предложил ему свою комнату». Но в следующих строчках уже начинает звучать странное пренебрежение, которого мы до сих пор не замечали в отношении Автора к Максиму Максимычу: "Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!.."

В "Бэле" Автор не раз восхищался многообразными уменьями Максима Максимыча; теперь он говорит о них с чуть заметной насмешкой, неуважительно. Даже то, что штабс-капитан "удивительно хорошо зажарил фазана", раздражает Автора. В "Бэле" он старался расспросить Максима Максимыча, не сомневаясь, что тот может рассказать немало интересного. Теперь он замечает: "Мы молчали. Об чем было нам говорить?.."

Что же заставило Автора изменить свое отношение к доброму Максиму Максимычу? Очевидно, здесь, в этой скучной гостинице, произошли какие-то события – в них-то и кроется причина раздражения Автора. Мы ждем описания этих событий, но Автор не спешит удовлетворить наше любопытство. Пауза затягивается. "Так сидели мы долго. Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков".

Звон дорожного колокольчика и крик извозчиков – первые вестники появления Героя. Лермонтов нагнетает ожидание. Холодные вершины гор и беловатый туман дополняют спокойно-равнодушное настроение двух офицеров, молча сидящих у огня. Но ведь должны произойти какие-то важные события. "Когда же?" – ждет читатель.

Герой, Печорин, появляется далеко не сразу. Его появлению предшествует длинная церемония. Во двор въезжает несколько повозок, «за ними пустая дорожная коляска». Путешественнику, скучающему в скучной гостинице скучного города, интересно всякое новое лицо - но лица-то и нет: есть только пустая коляска, невольно привлекающая внимание. Да к тому же "ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток". Такая коляска – признак богатства ее владельца, она возбуждает в Авторе завистливый интерес.

За коляской "шел человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея… Он явно был балованный слуга ленивого барина".

"Несколько повозок" – это и была та самая оказия, которой дожидались путешественники, чтобы отправиться в путь. Но Автор так заинтересован коляской и дерзким лакеем, не отвечающим на расспросы, что даже забывает обрадоваться приходу оказии. Максим Максимыч радуется: "Слава богу!" – и привычно ворчит, заметив коляску: "Верно какой-нибудь чиновник едет на следствие в Тифлис. Видно, не знает наших горок! Нет, шутишь, любезный: они не свой брат, растрясут хоть английскую!" Читатель уже почти догадался, чья это коляска, но Максим Максимыч еще ничего не подозревает. Видя любопытство Автора, он обращается к слуге с расспросами – тон у него заискивающий, неуверенный – жалко становится старика, и недоброе чувство возникает против слуги (а заодно и против его неведомого господина).

"– Послушай, братец, – спросил… штабс-капитан: – чья это чудесная коляска? а?.. Прекрасная коляска!.."

Поведение лакея вызывающе дерзко: он "не оборачиваясь, бормотал что-то про себя, развязывая чемодан". Даже доброго Максима Максимыча рассердило такое поведение: "он тронул неучтивца по плечу и сказал: "Я тебе говорю, любезный..."

Из неохотных и невежливых ответов слуги возникает, наконец, имя героя:

"– Чья коляска? моего господина.
– А кто твой господин?
– Печорин..."

Читатель вместе с Максимом Максимычем вздрагивает от радости. Зная все, что связывает Печорина со штабс-капитаном, мы, как и он, не сомневаемся, что сейчас произойдет трогательная встреча друзей, сейчас появится Печорин и бросится на шею доброму старику – и мы, наконец, увидим человека, который успел занять наше воображение. . . Но, может быть, это не тот Печорин? Мысль эта возникает у читателя и у Максима Максимыча одновременно: "Что ты? что ты? Печорин?.. Ах, боже мой!., да не служил ли он на Кавказе?"

Слуга по-прежнему груб и отвечает неохотно, но это уже не имеет значения, сейчас Максим Максимыч увидит своего друга, это он, его зовут Григорий Александрович.

Хмурые ответы лакея не беспокоят штабс-капитана. Но читателя они заставляют насторожиться. Уже зная, что Максим Максимыч с барином "были приятели", слуга говорит почти невежливо: "Позвольте, сударь; вы мне мешаете". Может быть, он знает, что барин не рассердится на него за такое обращение с приятелем?

Максиму Максимычу все это неважно, ему одно надо: увидеть Печорина. "Да где ж он сам остался?" – вот что интересует старика. "Слуга объявил, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. ..."

Ничего предосудительного в таком решении Печорина нет. Он ведь не знал, что в гостинице его ждет встреча с Максимом Максимычем. Конечно, приятнее остановиться у знакомого полковника, чем ночевать в скучной гостинице и ужинать стряпней трех глупых пьяниц. Но, тем не менее, читателю обидно, что Печорин не поспешил в гостиницу.

Максим Максимыч убежден, что Печорин "сейчас прибежит". Все дело теперь только в том, чтобы уговорить лакея сообщить Печорину, кто его ждет. Штабс-капитан почти униженно уговаривает слугу: "...ты, любезный, не пойдешь ли к нему за чем-нибудь? Коли пойдешь, так скажи, что здесь Максим Максимыч; так и скажи... уж он знает… Я тебе дам восьмигривенный на водку."

Пойти к полковнику сам Максим Максимыч не может: он не в том чине, чтобы запросто являться в дом к высшим чинам. Место свое он знает. В пушкинском "Станционном смотрителе" есть такая сцена. Смотритель Самсон Вырин приезжает в Петербург и является к гусарскому офицеру Минскому, похитившему у него дочь. "Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье.
– Что, брат, тебе надобно? – спросил он его.
Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес только:
– Ваше высокоблагородие! Сделайте такую божескую милость!"

Самсон Вырин – первый "маленький человек" в русской литературе – совсем низко стоит на служебной лестнице: он "сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда." По сравнению с ним, штабс-капитан Максим Максимыч занимает приличное положение в обществе. Но – все условно: Максим Максимыч столько же ниже полковника, сколько станционный смотритель ниже гусарского офицера. Оскорбленный отец по законам света может и должен вызвать похитителя дочери на дуэль, отомстить, ответить на оскорбление оскорблением. Все это так – при одном условии – если он и оскорбивший его человек равны по своему положению в обществе. Если же нет – как бы ни закипело сердце отца, он может только произнести дрожащим голосом: "Сделайте такую божескую милость" – он может только молить...

В неоконченной повести Лермонтова «Княгиня Лиговская» герой – Григорий Александрович Печорин – пролетая по улице на своем гнедом рысаке, едва не задавил молодого чиновника Красинского и в тот же вечер, смеха ради, жестоко оскорбил этого чиновника в ресторане. Красинский говорит Печорину: "... вы едва меня сегодня не задавили и этим хвастаетесь, вам весело! – а по какому праву? потому что у вас есть рысак, белый султан? Золотые эполеты? Я беден! – да, я беден! хожу пешком, – конечно, после этого я не человек..."

Человек – и богатство, человек – и чин, человек – и положение в обществе. Конфликт человеческого и античеловеческого, введенный в русскую литературу Пушкиным, был углублен и расширен его последователями. Маленький чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин в гоголевской "Шинели" даже помыслить не может о протесте – он терпит все издевательства своих товарищей по службе. "Только если уж слишком была невыносима шутка … он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" Мысль о протесте приходит к нему только в бреду, в беспамятстве перед смертью.

В "Записках сумасшедшего" титулярный советник (это очень маленький чин) Поприщин, сходя с ума, размышляет: "Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам... Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как и у меня, как и у всякого; ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет. Я несколько раз уже хотел добраться, отчего происходят все эти разности. Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?.."

В том несправедливом мире, в котором живут и смотритель Вырин, и Акакий Акакиевич, и Поприщин, – и Максим Максимыч! – в этом мире только безумный может восстать против узаконенного порядка: любой полковник – более значительная личность, чем любой штабс-капитан, и любой камер-юнкер лучше любого титулярного советника. А в повести Гоголя "Нос" человек оказывается ничем по сравнению с собственным носом только потому, что человек имеет чин коллежского асессора, а нос – чин статского советника. И это возможно в мире, где человеческое побеждено античеловеческим.

Ни о чем подобном Максим Максимыч, разумеется, не думает. За него думает Лермонтов – он понимает униженное положение старика и сочувствует ему, и читателя заставляет сочувствовать. А Максим Максимыч давно и прочно усвоил устои мира, в котором он живет. Штабс-капитан знает свое место и не идет к полковнику Н. искать Печорина.

Да, он знает свое место по отношению к полковнику. Но когда к нему в крепость был прислан молодой прапорщик, Максим Максимыч вел себя не как штабс-капитан, а как ч е л о в е к. Мы помним, как он встретил низшего по чину: "Очень рад, очень рад… пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч и пожалуйста – к чему эта полная форма?"

Вот почему нам так обидно за старика: мы-то знаем, что он – человек, что он достоин уважения и любви… Где же Печорин? Почему он не спешит принести Максиму Максимычу свое уважение и свою любовь?

"Максим Максимыч сел за воротами на скамейку… Через час инвалид принес кипящий самовар и чайник. – "Максим Максимыч, не хотите ли чаю?" – закричал я ему в окно.
– Благодарствуйте; что-то не хочется".

В этом простом разговоре нет, на первый взгляд, ничего примечательного. Но читатель, представляющий себе душевное состояние Максима Максимыча, понимает, чего стоил ему целый час ожидания. Старик сдержан: он ничем прямо не выдает своего волненья, но оно сквозит в коротком отказе пить чай и в молчаливом ожидании за воротами…

Печорин все не появляется, а Максим Максимыч уже исстрадался от ожидания. Отказавшись пить чай, он «минут через десять» все-таки оставил свой наблюдательный пост, «наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй и ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве». Он ждал Печорина до ночи; очень поздно он, наконец, лег, но «долго кашлял, плевал, ворочался.
– Не клопы ли вас кусают? – спросил я.
– Да, клопы – отвечал он, тяжело вздохнув».

Очень горько за старика. Ему и стыдно: похвастался, что Печорин «сейчас прибежит», а он не идет; и нетерпеливое желание увидеть человека, которого он так любил, все еще живо; и обида растет в нем, и беспокойство гложет: что же могло случиться, что могло задержать Печорина- уж не беда ли с ним стряслась?

Рано утром старик уже снова был на своем посту. Вдобавок ко всем мученьям, любовь к Печорину начинает мешать ему выполнять служебные обязанности: он должен пойти к коменданту, но боится уйти, пропустить своего друга… Может быть, он уже понял, что Печорин ждать его не будет! Оставив на посту своего спутника, он «побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу и гибкость». Было бы неудивительно прочесть такие слова о немолодом человеке, полюбившем женщину, – так бегут на свидание. Но Максим Максимыч бежит по служебным делам, боясь пропустить встречу с другом и не смея нарушить свой долг; еще обиднее становится за него: ничего нет в жизни у штабс-капитана – ничего и никого, кроме Печорина: это его единственная привязанность.

Уже не только Максим Максимыч, но и читатель устал ждать, и Автор «начинал разделять беспокойство доброго штабс-капитана». Пора бы герою появиться – но его появлению предшествует еще описание прекрасного утра с золотыми облаками, с толпами народа на широкой базарной площади; среди шума и золота появляется Печорин. Мы ждем: как он поведет себя? А он, «закурив сигару, зевнул раза два и сел на скамью по другую сторону ворот». Ожидание, нетерпение, длинный церемониал встречи – все это определяет состояние Максима Максимыча, не Печорина. Он холоден и спокоен – более того, ему скучно. Первое, что мы о нем узнаем: он «зевнул раза два» – никакого волнения при мысли о предстоящей встрече, никакого движения души. Только здесь, в середине второй из пяти повестей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина. Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к прозе Пушкина.

Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности. В «Арапе Петра Великого» «графиня Д., уже не в первом цвете лет, славилась еще своею красотою»; Наталье Гавриловне «было около шестнадцати лет, она была одета богато, но со вкусом…» В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою», о графине сказано: «В самом деле, она была красавица». Дуня в «Станционном смотрителе» – «девочка лет четырнадцати. Красота ее меня поразила». Изредка добавляется какая-нибудь одна деталь внешности: в «Метели» Бурмин был «с Георгием в петлице и с интересною бледностию » (курсив Пушкина), Минский в «Станционном смотрителе» «явился молодым стройным гусаром с черными усиками», об отце Дуни сказано: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».

Может создаться впечатление, что Пушкину просто неважна внешность героя (тем более, что в его романе в стихах ни Онегин, ни Татьяна вообще внешне не описаны, а о Ленском известна только одна деталь: «кудри черные до плеч»). Такой вывод был бы слишком поспешен. Пушкинские портреты бывают безлики, формальны (Лиза Берестова, Маша Троекурова и прочие девушки мало чем отличаются друг от друга), но бывают и очень точны – при всей краткости. О Петре в одной строчке сказано очень много, его видишь: «высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняною трубкою в зубах».

В «Капитанской дочке» – последнем прозаическом произведении Пушкина – два портрета очень подробны. Вот один из них: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Так описана Екатерина ІІ. Вот второй портрет: «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Так описан Пугачев.

Исследователи литературы давно заметили, что Пушкин описал Екатерину не так, как он (или его читатели) себе ее представлял, не так, как могли описать ее старшие современники Пушкина, помнившие императрицу, а так, как она была нарисована на портрете Левицкого, до сих пор висящем в Русском музее. Это был официальный портрет – так полагалось представлять себе императрицу. Пушкин не добавил ни одной детали к официальному облику Екатерины. В «Капитанской дочке» она точно такая, как на портрете: белое платье, чепец, душегрейка, румяное лицо, и даже белая собачка не забыта (она напугала Машу Миронову). Императрицу Пушкин не хотел описывать от себя, своими глазами. Пугачева он описал так, как представлял себе его. Но принцип описания остался тот же: живописный. Как на портрете, сделанном художником. Это и есть главное во всех пушкинских портретах, даже самых кратких: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя.

Пушкин и не ставил перед собой этой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии; читатель познает внутренний мир героев, наблюдая их поведение, конфликт с обществом, отношения с другими людьми. У Лермонтова задача иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

Мы отвлеклись от Печорина. Пока он сидит, задумавшись, на скамейке, вспомним, как была построена первая повесть романа – «Бэла» . Сюжет в ней долго не начинался: путешественники встретились на горной дороге; мы прочли описание этой дороги, познакомились с природой и людьми Кавказа, выслушали суждения путешественников о природе и людях – только после этого Максим Максимыч начал свой рассказ. Напряженное ожидание Максима Максимыча, наконец, разрешилось: Печорин пришел. Но теперь нет штабс-капитана. А лошади уже заложены. Внутреннее напряжение рассказчика (а с ним и читателя) растет – ведь Печорин может так и уехать, не дождавшись Максима Максимыча. Правда, он не торопится. Но знает ли он, что здесь Максим Максимыч?

Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче: он бежал, «что было мочи. едва мог дышать; пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос. приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину».

Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании Максима Максимыча так же неоспоримо, как в «Бэле» мы слышали страстную речь Казбича на его родном языке.

Странный разговор происходит между Печориным и Максимом Максимычем. Если прочесть отдельно, подряд все реплики Печорина (как мы делали это в «Бэле»), вовсе не создастся впечатления, что Печорин холоден, неприветлив:

«– Как я рад, дорогой Максим Максимыч . Ну, как вы поживаете? – Еду в Персию – и дальше... – Мне пора, Максим Максимыч. – Скучал! – Да, помню! – Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч ... . Однако прощайте, мне пора. .. я спешу... Благодарю, что не забыли... – Ну, полно, полно!.. неужели я не тот же?... Что делать?... всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться – бог знает!...»

Сами по себе слова Печорина даже могут показаться теплыми. Но мы ведь помним, что он мог прийти еще вчера вечером, а пришел только сегодня утром и чуть не уехал, забыв о Максиме Максимыче. И мы слышим, что говорит старик, – в сравнении с его словами реплики Печорина оказываются убийственно холодными, пустыми, бездушными:

«Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы подживаете? – сказал Печорин. – А.... ты... а... вы?.. – пробормотал со слезами на глазах старик… – сколько лет… сколько дней… да куда это? . .»

Печорин «сказал». Старик «пробормотал со слезами на глазах». Приветливые слова Печорина оказываются слишком спокойными, слишком гладкими и потому – пустыми рядом со сбивчивой речью Максима Максимыча: «а. . . ты... а... вы?» Обычно говорят: «сколько лет, сколько зим» – время измеряют годами. Максим Максимыч сказал иначе: «сколько лет... сколько дней» – каждый день без Печорина старик помнил о нем, мечтал хотя бы о случайной встрече, мечтал как о чуде, не веря, – чудо осуществилось, и что же?

Ответы Печорина на прерывистые вопросы старика оказываются нестерпимо холодными, даже грубыми: «Еду в Персию – и дальше», «Мне пора».

В этом одном слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все пять лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука. Почему он улыбается, произнося это горькое слово? Как понять странного человека? Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча, или улыбка его насмешлива: над собой усмехается, над своей скукой?

Максим Максимыч полон воспоминаниями, они вырываются – старик не может удержаться и говорит даже то, о чем, пожалуй, бестактно напоминать:

«– А помните наше житье-бытье в крепости? А Бэла?
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.
– Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...»

Так что же – он совсем бездушный человек? Можно понимать роман Лермонтова по-разному; каждый видит в нем снос, но все, конечно, видят и нечто общее. Я не верю, что Печорин забыл Бэлу – да и автор не верит: ведь он заметил, что Печорин зевнул «принужденно». Конечно, он помнит и не хочет вспоминать ее, не хочет ворошить прошлое, боится воскресить прежнюю боль.

А ведь это и называется: эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую. Неужели совсем нет в нем жалости к бедному штабс-капитану?

Отчего же, по-своему он жалеет. Категорически отказавшись задержаться, он вдруг заметил огорчение Максима Максимыча. «Благодарю, что не забыли... – прибавил он, взяв его за руку».

На большую сердечность он, видимо, неспособен. Но старик не принимает этой душевной милостыни. «Он был печален и сердит, хотя старался скрыть это». «Забыть! – проворчал он: – я-то не забыл ничего...»

В этом «я-то» – скрытый упрек: …вы забыли, а не я… Опять Печорин пытается как-то сгладить свою холодность: «Ну, полно, полно!» – говорит он Максиму Максимычу, «обняв его дружески». Слова его приветливы. Но, «говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи». Если раньше торопился Максим Максимыч навстречу Печорину, то теперь торопится Печорин – от старика, от воспоминаний. Дважды повторенное «уже» показывает, как быстр он теперь – сесть в коляску, отдать приказание ямщику успел за какие-то секунды...

«– Постой, постой! – закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски: – совсем было забыл… У меня остались ваши бумаги… Что мне с ними делать?..
– Что хотите! – отвечал Печорин. – Прощайте…»

И снова странен нам этот человек. Оттолкнув, может быть, единственного любящего, преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается. Что же ему дорого на свете? Неужели – ничто?

Максим Максимыч еще кричал вслед, но «коляска была уже далеко»; в ответ на последний вопрос штабс-капитана: «а когда вернетесь?..» Печорин «сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..»

Рассматривая то, что произошло, с позиции Максима Максимыча, мы осудим Печорина, он покажется нам холодным, равнодушным эгоистом.

Но если взглянуть на происшедшее сего позиции? Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, которые он приносил людям, Печорин одного только хочет: чтобы его останили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами, – и в этот самый миг встречает человека, который от чистого сердца, из самых лучших побуждений, непременно будет терзать его. . . В таком случае, если даже мы не сможем оправдать Печорина, то, по крайней мере, поймем его поведение.

А Максим Максимыч оскорблен – и это естественно.

«– Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах: – конечно, мы были приятели, – ну да что приятели в нынешнем веке!. .» Обида Максима Максимыча привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и взамен придумывает те, которые ему понятны: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара. Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге. . . Что за коляска! . . сколько поклажи! .. и лакей такой гордый! . . – Эти слова были произнесены с иронической улыбкой»

Мы сочувствуем Максиму Максимычу и в то же время понимаем его трагическую ошибку: в данном-то случае он неправ. Не потому Печорин пренебрег им, что он «не богат, не чиновен». Но как ему понять странного молодого человека, который и сам себя не понимает?

Обида Максима Максимыча тем больнее, чем она непонятнее: за что? Разве он хоть чем-нибудь виноват перед Печориным? Любил, помнил, возил за собой его бумаги...

Автор тоже помнит о бумагах - разумеется, они его заинтересовали. Максим Максимыч, хранивший их столько лет, теперь, под влиянием обиды, готов «наделать патронов» из записок Печорина, отдать их случайному спутнику: «.. .вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское... »

По прошествии некоторого времени рассказчик и Максим Максимыч встретились вновь на постоялом дворе. Внимание их привлекла пустая дорожная коляска щегольского вида. Сопровождавший ее лакей отвечал, что коляска принадлежит Печорину, а сам он остался ночевать у полковника. Штабс-капитан, считая Печорина своим другом, попросил лакея доложить о нем господину. «Вот сейчас прибежит!.. - сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, - пойду за ворота его дожидаться...» Но за целый вечер так никто и не появился.

Максим Максимыч провожает Печорина. Иллюстрация Н.Н. Дубовского. Уголь. 1890г.

Наутро Максим Максимыч ушел к коменданту крепости по служебным делам. Спустя десять минут после его ухода появился Печорин. По всему было видно, что он собирается в дорогу. Повествователь рисует его портрет: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок, ослепительно чистое белье, маленькие аристократические руки, худые бледные пальцы. ... Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. ... С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Усы его и брови были черные - признак породы в человеке. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза, которые не смеялись, когда он смеялся» . Предупредив Печорина, что его хотел видеть старый приятель, рассказчик замечает Максима Максимыча, который, запыхавшись, бежит через дорогу. Предупредив его явное желание броситься на шею, Печорин довольно холодно, хотя и приветливо улыбаясь, протягивает ему руку. Максим Максимыч хочет поговорить с ним по душам, но Печорин всем своим видом показывает, что он торопится. На вопрос Максима Максимыча о каких-то бумагах, тот отвечает, что их судьба ему безразлична, и с ними можно делать все, что угодно. Путь его лежит в Персию.

В растерянности расстроенный Максим Максимыч ходит у повозки, еле сдерживая слезы. В ответ на просьбу рассказчика отдать ему бумаги Печорина, он гневно швыряет их одну за другой, доставая из чемодана. Жалея о том, что не может сразу же уехать, Максим Максимыч, не успевший оформить дела, вынужден ждать следующей оказии.

Журнал Печорина

Вскоре становится известно, что Печорина больше нет в живых. Он умер, когда возвращался из Персии. Случайный обладатель записок очень рад этому обстоятельству, потому что может теперь опубликовать их, возможно даже, под своим именем. В журнале Печорина описаны события, относящиеся к его пребыванию на Кавказе.

Во Владикавказе рассказчик остановился в гостинице, где некому было даже приготовить ужин, и выяснил, что ему придется прожить здесь еще три дня, пока не будет оказии в Екатериноград. Первый день он провел очень скучно, а утром в гостинице появился Максим Максимыч.
Они встретились как старые приятели и долго сидели за бутылкой кахетинского вина.

Прибытие Печорина в город

В окно рассказчик увидел, как во двор въехало несколько повозок и легкая щегольская дорожная коляска. Друзья расспросили следовавшего коляской слугу, и оказалось, что среди прочих прибыл и Печорин, который остался ночевать у полковника Н. Максим Максимыч страшно обрадовался, попросил известить барина о себе и сел на лавочку за воротами ждать старинного приятеля. Но ожидание было напрасным, Печорин в этот день так и не появился. Ночью Максим Максимыч долго ворочался и вздыхал. а утром ни свет ни заря уже снова сидел на скамейке. Потом штабс-капитан вынужден был отправиться по делам, но просил рассказчика сразу послать за ним, если подойдёт Григорий Александрович.

Через десять минут после его ухода появился Печорин. Это был молодой человек аристократической наружности. С первого взгляда ему нельзя было дать больше двадцати трех лет, но присмотревшись — все тридцать. Самым примечательным в его внешности являлись его глаза: они не смеялись, когда он смеялся, а это признак либо злого нрава, либо глубокой. постоянной грусти. Рассказчик тотчас послал инвалида в комендатуру — позвать Максима Максимыча.

Встреча Максима Максимыча и Печорина

Спустя какое-то время в гостиницу вбежал Максим Максимыч. Едва отдышавшись, он хотел броситься Печорину на шею, но тот довольно холодно протянул ему руку. Они поздоровались и немного поговорили. Григорий Александрович весьма сдержанно реагировал на восторженные воспоминания штабс-капитана, потом сказал, что едет в Персию и очень спешит. Когда он уже отъезжал, старик спросил, что делать с бумагами, которые Печорин некогда оставил в крепости. Григорий Апександрович небрежно ответил, что эти записки его не интересуют, и коляска тронулась. Максим Максимыч остался стоять на дороге. На глазах его были слезы: так задело его такое отношение старого приятеля. Рассказчик попросил у нега тетради Печорина. Старик отдал, но перенес свою досаду и на попутчика, простился с ним очень сухо, превратившись из доброго славного старика в упрямого и сварливого штабс-капитана. Рассказчик уехал один.

Наш краткий пересказ «Максима Максимыча» может быть использован для читательского дневника учениками 9 класса.

«Максим Максимыч» – вторая из пяти частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (см. его краткое содержание , краткий анализ и полный текст).

Содержание её продолжает первую часть («Бэла »). Безымянный повествователь и пожилой штабс-капитан Максим Максимыч (см. Образ Максима Максимыча , Печорин и Максим Максимыч), познакомившись в поездке по Кавказу, ненадолго расстаются в пути, но вскоре вновь встречаются на одной станции. Отобедав вместе, они вдруг видят из окна, как во двор въезжает щёгольская дорожная коляска, которая, видимо, принадлежит богатому человеку. У прибывшего с коляской лакея они узнают, что владелец её – тот самый Григорий Александрович Печорин , о котором Максим Максимыч рассказывал в повести «Бэла».

В предвкушении встречи с давнишним товарищем Максим Максимыч сильно радуется. Лакей рассказывает, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. Дав лакею восьмигривенный на водку, Максим Максимыч велит ему идти и сказать хозяину, что здесь находится его друг и сослуживец. Старый штабс-капитан так жаждет быстрее увидеть Печорина, что садится ждать его у ворот, полагая: он «сейчас прибежит».

Герой нашего времени. Максим Максимыч. Аудиокнига.

Но до позднего вечера Печорин так и не приходит. Раздосадованный Максим Максимыч ложится спать в одной комнате с повествователем, и тот слышит, как старик всю ночь ворочается, не в силах заснуть.

Повествователь подходит к Печорину и напоминает: его хотел повидать Максим Максимыч. Печорин только сейчас вспоминает о старике, который как раз в этот момент показывается на другом краю площади и бежит что есть мочи, весь в поту. Максим Максимыч порывается обнять Печорина, однако тот лишь подаёт ему руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, собирается садиться в коляску.

Максим Максимыч удивлён: неужели расстанемся, даже не поговорив? Он напоминает Печорину про их прежнюю общую жизнь в крепости, про похищенную горянку Бэлу. Услышав о ней, Печорин чуть бледнеет – и торопится ещё сильнее. Максим Максимыч упрашивает его остаться хоть на пару часов, но Печорин, слегка обняв его, садится в коляску. Старик вспоминает: «Да у меня ваши бумаги. Что с ними делать?». Со словами: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Максим Максимыч обижен и раздосадован. Он нервно ходит, в глазах его появляются слёзы. Высказывает: «Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Повествователь спрашивает, что за бумаги оставил ему Печорин. Штабс-капитан отвечает: «Какие-то записки!» В ответ на просьбу собеседника отдать их, он достаёт из чемодана тетрадки, произнося с презрением: «Можете делать с ними, что вам угодно».