Святые места Израиля – фото, отзывы туристов. Частный гид и экскурсовод Израиля. Индивидуальные экскурсии и туры, отдых. Лицензия Министерства туризма

Святые места Израиля привлекают мой логотип туристов в первую очередь Святыми не только для христиан, но и для мусульман, для иудеев. Поэтому, находясь в Израиле, легко выбрать подходящий тематический тур. Также здесь на месте всегда можно найти туристическую фирму, которая предложит вам русскоязычного гида. Такую поездку предложили и мне: экскурсия по святым местам в Иерусалим с отдельным посещением Вифлеема.

Хочу сказать, что достопримечательностей и в Иерусалиме,и в Вифлиеме огромное количество, но я пишу только о том, что видела сама.

Автобус для туристов – очень комфортабельный, с обязательным кондиционером, поэтому палящее солнце туристам, пока они в автобусе, не страшно. Обязательны остановки в пути для отдыха, хотя по времени поездки по Израилю не такие продолжительные. По пути экскурсовод рассказывает много интересного про страну и встречаемые объекты; так, я узнала, что представляют собой израильские кибуцы: поселения, население которых сообща кибуцы1 занимается сельским хозяйством, (их еще сравнивают с колхозами по принципу устройства и владения, только они добровольные) Очень привлекательные, утопающие в зелени дома (по крайней мере, нам по пути встретились именно такие), небольшие, по сравнению с нашими угодьями, участки земли. Практически круглогодично они заняты какими-либо сельскохозяйственными культурами. Безусловно, земледелие в пустыне – непростое дело, и его развитию уделяется большое внимание.

Но перейдем к святому городу. Осмотр Иерусалима начинается с обзорной площадки (в том случае, если вы путешествуете с экскурсией). Открывающийся с нее вид просто впечатляет. Город поражает своей архитектурой. Старый Иерусалим сохранил в себе историю войн, побед, мирных лет, его улочки кажутся пришельцами из прошлого. Современный город – это высотные здания, парки, скверы. Надо сказать, сюда приезжают на работу практически со всего Израиля. Скоростные автострады позволяют добираться без особых потерь времени, хотя проблемы с пробками актуальны и здесь. К сожалению, я не смогла увидеть многого, т.к. экскурсия предусматривала посещение Вифлеема,и времени для знакомства с Иерусалимом было оставлено не так много.

Вифлеем

Вифлеем знают, как место рождения Иисуса и это территория Палестины. Вообще, туристам трудно определить, где чье. Справа – Израиль, слева – Палестина. Пограничные посты чисто символические и проблем с их пересечением не было. С другой стороны, турфирма не берет в поездку в Вифлеем людей без российского загранпаспорта или паспорта другой страны, кроме Израиля. Так что имейте ввиду и захватите паспорт, если собрались в Вифлием. Из нашей группы туда поехали только два человека. Предварительно было заказано такси, и от Иерусалима в Вифлеем мы отправились на нем. Здесь, надо сказать, с одним русским языком трудновато, если учесть, что водитель нас не понимал, точно так же, как мы его. Но все обошлось хорошо, и мы благополучно добрались до места. Да, еще, ехали мы по пустыне,и я впервые увидела песчаные просторы, только изредка встречались поселения, даже трудно сказать, что поселения, так несколько построек посреди пустыни.

Базилика Рождества Христова

Русскоязычный гид в Вифлееме нас встретил доброжелательно и провел экскурсию очень интересно. Основная достопримечательность города, собственно ради которой большинство туристов и едут туда – Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос Над пещерой построена Базилика Рождества Христова, которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм.

Базилику окружают:

С юго-востока –православный греческий монастырь;

С севера – французский монастырь с церковью Святой Елены,главный католический храм города;

С Юго-запада армянский монастырь.

Несмотря на массу туристов, посещение пещеры впечатляет какой-то особой атмосферой,я бы сказала, волнует душу. Полумрак, горящие свечи, звезда Вифлиема кажутся нереальными, как будто находишься не в современном мире. Конечно, хотелось бы побыть там в тишине, спокойно, но сейчас вряд ли это возможно. Туризм прочно занял позиции, все происходит быстро, без расслаблений. Поэтому,показав саму пещеру, мозаичный пол (ему уделяют особое внимание, т.к. он сохранился почти в первозданном виде), по ходу рассказав об истории строительства,гид закончил свою экскурсию.

Еще раз хочется сказать, как удивительно гармонично вписывается все вокруг. На площади напротив христианского храма великолепная Вифлеем мечеть, а внутри храма выделены и костел для католиков, и место службы для православных. И великолепный вид открывается с площади: виден весь город, пустыня, и пространство кажется принадлежащим одинаково всем, но как сказал гид, указав рукой в это пространство:” Это мы, а это Израиль”. Вифлеем

Храм Гроба Господня

Возвращались мы обратно на этом же такси и приехав в Иерусалим, побывали с группой еще в нескольких местах: Храм Гроба Господня, Стена плача,Голгофа. Храм безусловно впечатляет. Но снова хочется сказать о массе туристов: чтобы попасть туда мы простояли не менее двух часов. Храм действующий, пока не прошла Иерусалим служба пришлось ждать. Конечно, в этом есть свои положительные моменты: увидели как проводят службу поочередно католики, православные, только жара и духота отвлекают от главного. Поэтому, если выбирать время посещения Израиля, лучше сделать это или осенью или ранней весной. Не буду описывать историю храма, просто это все стоит посмотреть.

Стена плача

Стена плача находится недалеко от храма, идти к ней приходится через сплошной торговый ряд: купить можно все и сувениры, и одежду, и посуду. Вы наверное знаете,что суббота-святой для евреев день, так вот у Стены плача, мы были в шабат, даже писать было нельзя (хотя многие стремятся оставить в стене свои записки), фотографировать тоже нельзя, так что остались только зрительные впечатления. Первоначально стена представляла из себя опорную стену, предназначенную для поддержания насыпи вокруг Храмовой горы. Сооружена она была без закрепляющего раствора из гладко обтесанных камней, которые укладывались рядами,и каждый последующий ряд несколько углублялся от нижележащего. Этим достигалась прочность стены. Название связано с историей еврейского народа, с верой и надеждой многих поколений евреев на лучшую жизнь. Это самое святое для евреев место, где они могут помолиться о возрождении народа Израиля. О значении Стены говорит следующее изречение:” Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.” Более точно нельзя сказать о Стене Плача. Стеной Плача и закончилась моя экскурсии. Уставшая, но довольная, с массой впечатлений я вернулась домой.

Я постаралась рассказать о самых основных моментах этой поездки. Путешествуем вместе,делимся впечатлениями и жизнь становится еще интереснее.

Три основные великие религии мира – христианство, иудаизм и мусульманство неразрывно связаны с Израилем. Израиль очень часто называют колыбелью этих религий, городом мира. Для многих тысяч людей, верующих всего мира Израиль – святая земля. По этой причине, в Израиле святые места практически везде, можно даже сказать, что Израиль – это и есть все святое место. Здесь сосредоточены все сооружения, вещественные памятники и отдельные местности, рассматриваемые приверженцами мировых религий как святые места, и именно в Израиле их больше чем где-либо еще.

В Израиле святые места иудаизма – это, прежде всего Храмовая гора, имеющая название Мория. Особенность в том, что до сего дня не обнаружено и не установлено, где в Храме на горе находилась святая святых евреев – Ковчег Завета, а потому многие ортодоксальные раввины запрещают верующим подниматься на нее.

Спустя много веков после разрушения воздвигнутого ранее Второго храма, наиболее почитаемое святое место в сегодняшнем Израиле признается и остается Западная стена Храма, имеющая название – Стена Плача . С конца 16 века, Стена Плача приобрела для верующих иудеев религиозное исключительное значение.

И не смотря на то, что в иудаизме во времена еще Первого Храма предписывалось не превращать могилы предков в святыни, а в паломничестве к этим могилам не видеть никакого благочестия, то скорее всего, под влиянием христианства и мусульманства, в обычай все таки вошло почитание святых мест, а также захоронений религиозных патриархов и захоронений пророков.

Наибольшее религиозное значение, и поклонение придается евреями пещере, которая расположена в Хевроне. Согласно древнему преданию, именно в этой пещере находятся захоронения таких праотцев еврейского народа как Авраам, Исаак, Иаков, а также их жен – Сары, Ревеки и Лии. Согласно преданию, здесь же в пещере захоронения и сыновей Иакова, а во многих источниках говорится о том, что и захоронения самих Адама и Евы.

На почитаемость святых мест никак не влияет достоверность того или иного факта или его историческая сомнительность. Верующие глубоко верят в то, во что хотят верить. Это в частности может быть отнесено и к большому надгробию, которое расположено в 4 километрах от Иерусалима на дороге Бет-Лехем. По преданию, это надгробие связано с именем Рахили, второй жены Иакова и могилой царя Давида. И даже не смотря на то, что отсутствуют достаточные исторические основания, могилы по-прежнему считаются в Израиле святыми местами, объектами паломничества иудаизма.

Много святых мест иудаизма в Израиле расположено в Галилее, Твери, Цфате и их окрестностях.

После провозглашения независимого государства в Израиле было создано при Министерстве по делам религий управление, которое стало заниматься охраной святых мест и организацией свободного доступа к ним. Сегодня в ведении этого специального управления находятся все святые места Израиля, как христианские, иудейские так и мусульманские.

В Израиле святые места христианства известны всем людям мира – верующим и неверующим. Святые места христианства в Израиле в первую очередь связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Именно на этой земле, согласно Нового завета, прошла его жизнь, и совершались его деяния. В соответствии с новозаветными рассказами о жизненных вехах Иисуса, так же расположены в Израиле и самые важные христианские святыни в Израиле. Почти в каждом городе Израиля или месте, где согласно Новому завету проходила жизнь Иисуса, стали строиться церкви и монастыри, а также другие религиозные сооружения, сюда стали стекаться огромные массы паломников христиан, а особенно много верующих паломников посещает эти места в религиозные праздники – Пасху, Рождество.

Одно из христианских святых мест в Израиля – церковь Рождества, возведенная в Вифлееме, связана с рождением Иисуса. По преданию, она воздвигнута на том месте, где предположительно был рожден Иисус. И самое главное святое место всех христиан мира – Церковь Гроба Господня в Иерусалиме, на горе Голгофа , где согласно преданию Иисус Христос был распят. Крестовые походы, которые совершались с 11 по 13 век рыцарями, совершались ради того, чтобы освободить эти святыни от «неверных».

В Израиле святые места, связанные с христианством находятся в Назарете – городе Христа. В этом городе особенное почитание у паломников вызывают церковь Благовещения и церковь Святого Иосифа, а также церковь Архангела Гавриила. Эти религиозные здания были сооружены в честь тех событий, которые произошли накануне непорочного зачатия Иисуса.

В районе реки Иордан святые места связаны с крещением Христа. Много святых мест христианства находится в окрестностях Галилейского моря – озера Кинерет, именно в этих местах Иисус стал проповедовать свое учение.

Множество церквей, монастырей, базилик, часовен и капелл находятся в Иерусалиме, этой святом вечном городе. Наиболее почитаемые места в Иерусалиме после Храма Гроба Господня – место, где проходила Тайная вечеря, Гефсиманские сады, Дорога Скорби – Виа Долороза, холм, откуда после смерти Иисус вознесся на небеса, а также все святые места, связанные с Иоанном Крестителем, Богоматерью, учениками и последователями Иисуса Христа. Большая часть всех церковных зданий сооружены на месте прежних разрушенных, возведенных еще в византийский период.

Церкви и монастыри, часовни и капеллы имеют свою четкую принадлежность по конфессии – католическая, православная, лютеранская, по национально-церковной принадлежности – русская, греческая, французская, немецкая, армянская и так далее, и по орденской принадлежности – францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы.

Исключение являются только церковь Рождества и Храм Гроба Господня. На эти святыни претендуют все конфессии – католическая и православная и так далее. В 18 веке власти Османской империи установили определенный статус-кво для всех конфессий по поводу этих святынь, дабы избежать раздоров. Этот статус-кво сохраняется до сегодняшнего времени.

В Израиле святые места мусульманства связаны, прежде всего, с городом Иерусалим, с мечетью Аль-Акса. Именно в эту мечеть Аллах чудесным образом перенес пророка Муххамада и уже оттуда он вознесся на небо.

Словом, Израиль – это святая земля для многих религий и верующих людей.

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса

Часть1

Впечатление от нашей поездки по местам силы Израиля и Иордании оказались самыми позитивными. Тур был всего 12 дней, но казалось, что прошло по меньшей мере два месяца. Мне понравилось и логика маршрута, и сервис и разнообразие пейзажей и наших активностей. Мы побывали на трех морях, в пустынях и оазисах, мы водили сами машины, отыскивая нужные объекты по навигаторам и советам таксистов, где-то слушали экскурсоводов, где-то гуляли сами, ведомые внутренним голосом, плавали на воде и под водой, в масках и батискафах… в общем – очень все получилось впечатляюще и познавательно.

Когда путешествуешь с целью ощутить места силы земли – всегда бывают неожиданные сюрпризы, иногда поучительные, иногда просто радостные и удивительные.

Можно сказать, что все началось в аэропорту Шереметьево, где перед регистрацией мы неожиданно встречаемся с нашими друзьями и соратниками – Оксаной и Олегом. Мы вместе были и на Кайласе, и в Перу, и в Америке… В Израиль их не стала приглашать, так как знала, что они здесь уже были. Как же было велико взаимное удивление, когда мы узнали, что летим одним рейсом в Тель-Авив!

В аэропорту Тель-Авива, пока выясняла, кто нас встречает и на каком автобусе, как-то незаметно для всех оставила свой чемодан. Обнаружили, естественно уже в отеле. Поскольку у нас была запланирована программа на день, то пыталась решить вопрос по телефонам, подключив наших партнеров, даже беседовала с секьюрити аэропорта по телефону и давала устный портрет своего багажа.
С тем мы и пошли гулять по Средиземному морю и знакомиться с вечерним городом.

Много отелей в Телль-Авиве на берегу моря говорят о том, что это любимое место отдыха в сезон.

Сейчас загорать было прохладно, но все же хотелось искупаться или хоть ногами поболтать в нежном прибое.

Всем очень понравилось Средиземноморье!

Потрясающий закат играл красками. Из сотни снимков так трудно выбрать один!

Вечером в одном из кафе с мороженным настраиваем наши навигаторы, прокладывая завтрашний маршрут.

На следующий день мне сообщили, что чемодан мой пока не обнаружили, и в камере потерянных вещей его нет. Ну нет так нет, решила я, досадуя, что теперь придется тратить время на покупку чего-то необходимого, вместо того, чтобы познавать культурно-исторические ценности. Мы взяли машины на прокат (здесь берут очень приличный залог и только с кредитной карты!) и покатили в Яффо – древнейший город-порт на берегу Средиземного моря.

В море виден каменный кряж – это остатки скалы Андромеды. Именно здесь произошла древнегреческая история о спасении Персеем красавицы Андромеды. Дочь короля была прикована цепями чтобы быть принесенной в жертву морскому чудовищу, но Персей убил чудовище с помощью головы медузы Горгоны и освободил принцессу.

Прибрежная часть города вся выстроена из ракушечника. В маленьких двориках – кафе и магазинчики. Тут же мануфактуры и мастерские художников и небольшие выставки древних вещей, найденных при раскопках.

Нам понравилось трехмерное представление в небольшом археологическом музее на площади Кикар Кедумин в Яффо, сооруженном над раскопками – наглядно, просто и весело! Советуем посетить!

Насладившись гостеприимством города мы отправились в Иерусалим. По пути мы заехали в аэропорт и в течении 10 минут(!) получили мой чемодан! Оказывается, прежде чем попасть в отдел потерянных вещей багаж сначала храниться в отделах авиакомпаний, а на моем багаже висела бирка аэрофлота. Мэн почти английского вида в костюме с бабочкой торжественно выкатил мой саквояж. Вывод: личное присутствие может творить чудеса, а звонки по телефону – не всегда.

До Иерусалима доехали быстро по хайвею, но в самом городе пришлось трижды прокрутиться, так как около старого города полно односторонних улиц и навигатор с такой задачей не справился. Спасли доброжелательные русскоязычные израильтяне!

Рано утром мы поехали на экскурсию в Вифлеем.

Купив тур в Вифлеем, мы избавили себя от всех проблем в переходом границы в Палестину. Автобус с палестинским шофером быстро добрался до храма Рождества Христова. Хотя это был и не праздничный день, группы паломников собирались на площади перед храмом, чтобы прикоснуться к святыне.

Сам храм красив и велик. Был возведен в 322 году над пещерой, в которой был рожден Иисус Христос.

На стенах, колоннах сохранились остатки византийской мозаики.

В центре вскрыли мраморный пол, чтобы обнажить древнюю мозаику времен императора Константина.

Интересно заметить, как элементы орнамента кочуют по разным традициям, религиям и эпохам. Свастика – древний зороастрийский символ солнца, перешла в Индию, Тибет, и здесь в цитаделе христианства мы видим свастику, означающую по христианским канонам – вращающийся крест. На следующем фрагменте также всеми узнаваемый символ, имеющийся во всех культурах и узорах (в том числе и русских народных), - бесконечный узел, символизирующий вечность или вечную жизнь.

Наш экскурсовод провел нас мимо 2-х часовой очереди (еще одно преимущество группового тура!) напрямую в святая-святых храма – пещеру, где родился Иисус Христос.

Вифлеемская четырнадцати лучевая звезда отмечает место Рождения, а рядом в гроте располагались ясли, в которые положила Мария новорожденного младенца. Нам очень повезло, почему-то оказалось мало людей, и мы около получаса простояли в благоговении у священного места.

Святой Иероним в 386 г. поселился в пещере рядом и провел здесь в молитве до 420 года. За этот период Блаженный Иероним написал много церковных трудов, но главное – заново перевел на латинский язык книги Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Граница Палестины с Израилем обозначена бетонной стеной. Со стороны Палестены мы увидели очень необычное для границы оформление этой стены.

Поскольку мы были на лицензированном экскурсионном автобусе пограничники только улыбнулись нам и мы быстро домчались до Иерусалима.

Иерусалим
С Масленичной горы открывается вид на старый город – одно из самых удивительных мест на планете. Здесь Храм Гроба Господня рядом с великой святыней мусульман, маленький пятачок земли, который на протяжении тысячелетий переходил от одних правителей к другим, разрушались одни храмы и воздвигались на их основании новые.

В этих пустынных некогда местах всегда жили верблюды, сейчас здесь они только для фотографии.

На склонах горы рос Гефсиманский сад, у подножия воздвигнут Гефсиманский храм.

В старый город мы зашли через львиные ворота, побродили по узким древним улочкам.

Посетили кварталы армянский, еврейский, греческий, мусульманский… Кого только здесь не встретишь! Заходили в кафе и магазинчики с национальными мастерскими.

Но, конечно, главное – посетили Храм Гроба Господня, где хранится плита, на которой помазывали миррой тело Христа, снятого с распятия.

Бессмысленно здесь писать об Иерусалиме, так как здесь тома истории …! Место поистине необыкновенное и является общечеловеческим планетарным центром!

Изра́иль (ивр. ‏ישראל‏‎‎ ‎, араб. إسرائيل‎ ‎‎), официальное название - Государство Изра́иль (ивр. ‏מדינת ישראל‏‎‎ ‎, араб. دولة اسرائيل ‎‎) - государство в Юго-Западной Азии. Население, по данным Центрального статистического управления Израиля на сентябрь 2014 года, составляет 8,25 млн человек, территория - 22 072 км². Занимает 97-е место в мире по численности населения и 147-е по территории. Столица - Иерусалим. Государственные языки - иврит, арабский.

Крупнейшие города

Православие в Израиле

Христианство в Израиле - третья (по числу верующих) после иудаизма и ислама религия в стране.

По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в Израиле проживало 150 тыс. христиан, которые составляли 2 % населения этой страны. Энциклопедия «Религии мира» Дж. Г. Мелтона оценивает долю христиан в 2010 году в 2,2 % (162 тыс. верующих). Крупнейшим направлением христианства в стране является католицизм.

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Рон Просор - посол Израиля в Организации Объединённых Наций: «Израиль - единственное место на Ближнем Востоке, где христианское население не сокращается, а растет. С момента создания Израиля в 1948 году, его христианское население выросло более чем на 1000 процентов. Израильские христиане заседают в нашем парламенте и в наших судах, вплоть до Верховного суда страны».

Численность православных и верующих древних восточных церквей в Израиле оценивается в 30 тыс. человек (2010 год). Территория Израиля входит в юрисдикцию Иерусалимской православной церкви . На территории Израиля данной церкви принадлежит 17 храмов.

Русская православная церковь в Израиле объединяет 2 тыс. верующих. Церковь представлена структурами Русской духовной миссии в Иерусалиме и Русской православной церкви заграницей. С 1935 года в Иерусалиме действует представительство Румынской православной церкви .

Иерусалимская Православная Церковь

Юрисдикция Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины; автономная часть - Синайская Архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте. На территории Израиля находятся Птолемаидская митрополия (кафедра: г. Акко) и Назаретская митрополия (кафедра: г. Назарет) ИПЦ.

Русская Православная Церковь

Представительством Русской Православной Церкви в Иерусалиме и в Святой земле является Русская духовная миссия в Иерусалиме, включающая представительства Московского Патриархата (РДМ РПЦ) и Русской Православной Церкви Заграницей (РДМ РПЦЗ).

Русское подворье в Иерусалиме

Сохранившиеся южные ворота Русских построек, вид с площади перед мэрией Иерусалима. Слева на снимке здание Русской Духовной Миссии Московского Патриархата, на заднем плане - Свято-Троицкий собор

Ру́сское подво́рье или Ру́сские постро́йки (ивр. ‏מִגְרַשׁ הָרוּסִים‏‎ - миграш hа-русим) - один из старейших районов в центре Иерусалима недалеко от Старого города, часть Русской Палестины. Здесь находятся Свято-Троицкий собор, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Московского Патриархата и несколько подворий для приёма паломников. Общая площадь участка - 68000 м² (6.8 га).

Построено в период с 1860-го по 1872-е годы усилиями Палестинского комитета для размещения и нужд русских православных паломников на Святой земле. По состоянию на 1872 год включало в себя: Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, Елизаветинское и Мариинское подворья, здание Русской больницы и Российского Императорского консульства в Иерусалиме. В 1889 Елизаветинское и Мариинское подворья, Русская больница были переданы Императорскому Православному Палестинскому Обществу, которое также расширяет Русское подворье своими самостоятельными проектами: в 1889 году строительством Нового (Сергиевского подворья) и в 1905 году строительством Николаевского подворья.

В 1964 году все здания Русского подворья, за исключением Свято-Троицкого собора, здания Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья, были проданы советским правительством государству Израиль по так называемой «Апельсиновой сделке». Законность сделки остается спорной. Идут переговоры о возвращении построек Русского подворья России.

В 2008 году Сергиевское подворье, которое занимало министерство сельского хозяйства Израиля и местное природоохранное общество, было возвращено России и передано ИППО. Окончательно освобождено от арендаторов в 2012 году.

Здания Русских построек:

  • Свято-Троицкий собор - главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата
  • Русская Духовная Миссия Московского Патриархата - часть здания занимает Мировой суд Иерусалима
  • Сергиевское подворье

Хождение игумена Даниила

Храм Гроба Господня

  • Кувуклия (часовня Гроба Господня)
  • Камень помазания
  • Голгофа. Глава праотца Адама по Голгофой
  • Правв. Никодим и Иосиф Аримафейский (гробницы в одноименных пределах)
  • Свт. Григорий Чудотворец (десница)
  • Икона Божией Матери, перед которой молилась прп. Мария Египетская
  • «Скорбящая» икона Божией Матери
  • «Вифлеемская» икона Божией Матери,
  • Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)
  • Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)
  • Гробницы прав. Иосифа Обручника, Иоакима и Анны
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери
  • Гробницы Пророков Аггея и Малахии на склоне горы Елеон

Монастыри

Лавра Саввы Освященного

Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Адрес: территория Западного берега реки Иордан, Иудейская пустыня, долина Кедрон

Проезд: Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит - кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Мужской монастырь Архангела Михаила (Яффа)

Православный греческий монастырь во имя святого Архистратига Михаила (монастырь святых Архангелов) в старой Яффе на берегу Средиземного моря относится к юрисдикции Иерусалимского патриархата. В монастыре находится резиденция архиепископа Иоппийского, а также русская и румынская общины, имеющие право с санкции архиерея-настоятеля монастыря совершать таинства крещения, венчания и отпевания в отношении лиц, имеющих израильское гражданство.

Обитель издавна принимала русских паломников, прибывавших в Святую Землю из Одессы. Далее православные греки сопровождали верующих в Иерусалим.

Адрес: Израиль, Тель-Авив-Яффо, линия А-Мазалот (Netiv Hamazalot Alley).

Проезд: Проезд транспортом до монастыря невозможен. Только пешая прогулка. Ориентир - старый порт Яффо, идти параллельно набережной на север в сторону колокольни францисканской церкви Св.Петра.

Горненский монастырь

Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь - православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 7 км. на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль).

Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года - игумения Георгия (Щукина).

Адрес:

Проезд : Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Храмы

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа; является центром христианского паломничества. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. В эти пасхальные дни в туда прибывает рекордное количество паломников. Храм Гроба Господня - одно из самых священных мест для христиан всего мира, здесь находятся такие святыни как Голгофа, Камень Помазания, Гроб Господень. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Расположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church.

Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.

Как добраться: совершая экскурсию по улице Виа Долороза или автобусами фирмы "Эгед" №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99 до Яффских ворот Старого города и далее пешком до Храма.

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Храм Рождества Христова - христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. - это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон)

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Адрес : Израиль, Иерусалим, Гефсимания

  • Гефсиманский сад

Гефсима́ния - местность у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме). Гефсиманский сад - место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место - что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь. В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив.

В настоящее время это небольшой сад (47 × 50 м) в Гефсимании; в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.

  • Гора Блаженств

Гора Блаженств названа так потому, что именно здесь произнёс Иисус свою нагорную проповедь, в которой каждая её часть начиналась со слова Блаженны. Тут же он избрал 12 апостолов.

Святое место встретит вас чудесным садом, замечательным видом с горы и большой стоянкой для машин. Отсюда открывался вид на Геннисаретское озеро - это его часто называют Галилейским морем, а древние евреи звали Кинерет - Арфа, по характерному очертанию берега. В тридцатые годы францисканцы проводили здесь археологические раскопки. Обнаружили остатки маленькой однонефной церкви конца IV столетия, украшенной по обычаю того времени мозаиками. Остатки прилегающих зданий свидетельствовали о находившемся здесь, вероятно в византийское время, монастыре, подтверждая догадку, что именно этот холм традиционно почитали древние христиане как место Нагорной проповеди.

Современная церковь была построена в 1937 году по проекту итальянского архитектора Берлуччи.

Это место на северо-западном берегу Кинерета (Моря Галилейского). Из Тверии и Кирьят Шмоны туда можно попасть по 90-й дороге. Если ехать из Тверии на север по 90-й дороге, то после перекрёстка Кфар-Нахум с правой стороны на горе будет виден купол церкви, окружённый зеленью деревьев. Поворачивая на просёлочную дорогу 8177, подъезжаете к воротам.

Вход или въезд на территорию оплачивается с расчёта 1 шекель на человека.

  • Гора Свержения

Эта гора упоминается в Евангелии от Луки (4,28-30) в рассказе о первой проповеди Христа в синагоге Назарета. Господь прочитал пророчество Исайи о Мессии и прямо сказал, что ныне это пророчество исполнилось на Нем, тем самым открыв Свое мессианское достоинство.

Находится она за чертой города Иерусалима, прежде пешком до нее было около часа ходьбы. Можно только представить себе страсти в толпе, ведшей Господа на эту гору.

Гора - достаточно высокая (около 400 метров над уровнем моря), возвышается над деревней Иксал, пологой стороной обращена к Назарету, а крутой ее склон спускается в Долину Изрэельскую. С горы открывается превосходная панорама: вдали можно увидеть вершину горы Кармил, внизу перед тобой зеленеющая Изрэельская долина, на восток гора Фавор.

  • Гора Фавор

Фавор - отдельно стоящая гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня (по версии некоторых исследователей Иисус Христос преобразился севернее, на горе Хермон). На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения.

Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова (Нав.19:22). Позднее, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Здесь погибли братья Гидеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд.8:18-19).

  • Гробница Пресвятой Богородицы

Гробница Богородицы - величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы . Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу. Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

  • Мамврийский дуб

Мамврийский дуб - древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в двух километрах на юго-восток от Мамре, где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт.18:1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт.18:4).

Дуб представляет собой засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX века, последний зелёный лист на нём наблюдали в апреле 1996 года. Это связывают с ростом числа паломников, которые отрывают от дерева куски коры.

  • Место Крещения Иисуса Христа в реке Иордан

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.

Сейчас это святое место находится в пограничной зоне: граница с Иорданией проходит по середине реки. Паломников туда не возят; лишь раз в году, на праздник Крещения Господня, на этом месте совершается праздничное богослужение. Но если приехать к Иордану со стороны Иордании, то есть возможность омыться в священных водах на самом месте Крещения Господа; там же поблизости показывают остатки раннехристианского храма, а в стороне, в пустыне, находится могила преподобной Марии Египетской.

Современное оборудованное для паломников место омовения в священных водах находится неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера.

  • Галилейское море (Тивериадское озеро)

На его берегах Господь избрал своих учеников из числа рыбаков, призвал их к апостольскому служению. Здесь же Он проповедовал, сотворил множество чудес и явился апостолам после Своего Воскресения.

Тивериадское озеро расположено в Иорданской рифтовой долине, северной части Сирийско-Африканского разлома, значительно ниже окрестностей (разница высот - около 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро - результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба.

Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле - в среднем, на 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина - 45 м, площадь - в среднем 165 км². На западном побережье расположен город Тверия.

  • Сионская горница

Сионская горница - место совершения Тайной вечери, дом на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3-4)

В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1-4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

  • Силоамская купель

В старом городе иерусалима найдена Силоамская купель, упоминаемая в Евангелии от Иоанна: Христос посоветовал слепому умыться в ней, после чего несчастный прозрел. Уникальной находкой мир обязан ремонтной бригаде, чинившей канализационную трубу. Углубившись в землю, рабочие увидели две ступени древнего сооружения и вызвали археологов. Вскоре обнаружилась часть бассейна длиной около 68 метров, были также найдены монеты I века до н. э. Археологи пришли к выводу, что это и есть знаменитая Силоамская купель, где посещавшие Иерусалим паломники должны были совершить омовение. Бассейн снабжался водой из так называемого тоннеля Езекии, построенного во время осады Иерусалима ассирийцами. После разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. купель скорее всего пришла в запустение и была похоронена под песчаными наносами. Уникальность нынешней находки заключается в том, что это практически единственное архитектурное сооружение, сохранившееся со времен Христа, если не считать Via Dolorosa.

Где остановиться

  • Паломнические дома Горненского монастыря

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии .

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника "Pilgrim Residence", выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.