Стрессоры - это факторы, вызывающие состояние стресса. Влияние стресса на здоровье человека. Типы стрессоров

Под стрессогенными факторами - стрессорами (стресс-факторами) - понимают совокупность раздражителей, влияющих на психофизическое состояние человека и его поведение. Они определяются также как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека психическое напряжение или возбуждение. В психологии стрессоры - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

В психофизиологии стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающее стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма.

К стрессорам относят: опасность, угрозу, давление, сильные физические и психические травмы, кровопотери, большие физические, умственные и коммуникативные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия, полостные хирургические вмешательства, экстремальные ситуации и другие факторы. В ряде классификаций к ним относят и во многом сходные психологические состояния - конфликт и фрустрацию.

Существуют различные классификации стрессоров, в которых они разделяются на стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например кофеина или амфетамина) и психологические (информационные перегрузки; соревнование; угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.). Имеются и другие основания для квалификации стрессоров. Это могут быть факторы окружающей среды (токсины, жара, холод), они могут иметь психологическую (снижение самооценки, депрессия) или социальную природу (безработица, смерть близкого человека). Стрессоры можно квалифицировать и по-другому. Они могут быть глобальными, действующими на популяцию, нацию в целом (отсутствие стабильности жизненного уклада в целом государстве, неуверенность людей в завтрашнем дне), и личностными, связанными с проблемами в личной жизни, потерей работы, потерей близкого человека, конфликтами на работе.

Обычно стрессоры разделяют на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка и т.п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, информационная перегрузка и т.п.). Последние в свою очередь подразделяются на эмоциональные и информационные.

В настоящее время отсутствует единая классификация стрессорных факторов. В основе различных классификаций в качестве системообразующих выделяются их параметры: характер и природа стрессорных раздражителей (психологические, социальные, физические и другие воздействия); их интенсивность и экспозиция (длительность); особенности условий и комплексность воздействия. Выделяют виды раздражителей, связанные с профессиональной, производственной и персональной деятельностью.

В качестве стрессоров рассматриваются также и жизненные события, которые можно систематизировать по величине негативной валентности и времени, необходимому для реадаптации. Различают микрострессоры (daily hassles) - повседневные сложности, трудности, неприятности; макрострессоры - критические жизненные (травматические) события и хронические стрессоры как ситуативного (длительный развод, хроническое заболевание), так и межличностного характера (общение с лицами, страдающими тяжелыми заболеваниями, например шизофренией, раком).

Для пенитенциарной стрессологии наиболее приемлемой является классификация стрессорных факторов, основанная на практическом опыте работы психологов в вооруженных силах и различных подразделениях МВД России (Г.С. Човдырова с соавторами).

Данная классификация предусматривает разделение стрессоров по следующим признакам:

I. По характеру психосоциальной мотивации:

  • 1. Стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности.
  • 2. Стрессоры деятельности в экстремальных условиях (ЭУ):
    • а) стрессоры чрезвычайных обстоятельств (ЧО);
    • б) стрессоры чрезвычайных ситуаций (ЧС);
    • в) стрессоры чрезвычайных происшествий (ЧП).
  • 3. Стрессоры семейной жизни (свадьба, развод, рождение ребенка, болезнь или смерть близких людей и др.).
  • 4. Стрессоры морально-нравственного характера (угрызения совести, ответственность за жизнь и здоровье как невинных людей, так и преступников, необходимость применения оружия и других средств поражения).
  • 5. Стрессоры социальных условий смешанного происхождения: длительная изоляция от привычного окружения (служба в армии, пребывание в заложниках, пребывание в местах лишения свободы), необходимость уйти в отставку и адаптироваться к иным условиям жизни, сексуальная дисгармония, болезни, необходимость хирургического вмешательства, неудовлетворенные материальные потребности и др.

II. По времени действия:

  • 1. Стрессоры с кратковременным действием (от нескольких часов до нескольких суток):
    • а) вызывающие тревогу и страх (встреча с вооруженным противником, захват заложников, действия в условиях, связанных с крупными человеческими потерями, с реальной угрозой для жизни);
    • б) вызывающие неприятные физические ощущения (боль, усталость, обусловленные неблагоприятными метеоэкологиче- скими условиями - пожарами, наводнениями, отравляющими веществами);
    • в) по темпу и скорости (необходимость переработать большой поток информации и принять решение, необходимость проявить предельную скорость и быстроту движения);
    • г) по отвлечению внимания (тактические маневры противника);
    • д) с неудачным результатом (просчет в оценке ситуаций, ошибка в технике движения).
  • 2. Стрессоры с длительным действием (от нескольких месяцев до нескольких лет):
    • а) длительные нагрузки, порождающие усталость (продолжительные дежурства, связанные с определенным риском и опасностью, охрана ценностей, особых объектов, монотонность условий труда, необходимость постоянно выполнять требования начальников в ограниченные сроки);
    • б) изоляции (служба в войсках МВД, отбывание наказания в местах лишения свободы, связанные с длительным отрывом от семьи и привычных условий, длительные командировки в напряженных условиях, служба в местах лишения свободы);
    • в) войны (ведение длительных боевых действий).

III. По характеру воздействия на органы чувств:

  • 1. Стрессоры визуально-психического ряда (смерть на глазах близких, сослуживцев, контакт с большим количеством раненых, искалеченных, впавших в панику людей; разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта; пожары, взрывы; вид трупов, крови и др.).
  • 2. Стрессоры слухового ряда (гул, рев, грохот, стрельба).
  • 3. Стрессоры осязательно-обонятельного ряда (вибрация, удары воздушной волны, сотрясения, запахи газа и трупов, холод, жара, электрический ток и др.).

Данная классификация стрессогенных факторов условна, поскольку в каждой конкретной области указанные факторы могут воздействовать на личность в комплексе. Например, на участников специальных операций по освобождению заложников в той или иной степени воздействуют следующие стрессогенные факторы :

  • - непосредственная и высоковероятная угроза жизни и здоровью;
  • - ответственность за жизнь и здоровье заложников, постоянный риск причинения им вреда своим бездействием или неправильными действиями;
  • - широкий общественный резонанс каждого конкретного случая, особенно пристальное внимание к действиям правоохранительных органов, общественно-политическая значимость их ошибок;
  • - отсутствие или противоречивость сведений о преступниках, их психологических особенностях;
  • - крайний динамизм и труднопредсказуемый характер изменений обстановки в связи с особенностями поведения преступников;
  • - необходимость длительного сдерживания естественных, крайне отрицательных эмоций в процессе непосредственного контакта с преступниками;
  • - постоянная перегрузка психофизиологических функций, обусловленная необходимостью анализа и прогноза развития ситуации, принятия ответственных решений, организации и выполнения четких и согласованных действий в жестком лимите времени;
  • - морально-нравственные переживания, связанные с необходимостью применения оружия или других средств поражения против преступника как человека.

При этом сами внешние факторы стресса, действующие в той или иной экстремальной ситуации, не имеют решающего значения без соотнесения их с внутренними особенностями каждого человека, его духовной и физической подготовки.

Стрессоры, к которым приспособился в ходе эволюции человеческий организм, - это самые различные факторы, нарушающие безопасность или требующие адаптации. Часть стрессоров требует немедленной физической активности, чтобы избежать травмы или повреждения. Другие стрессоры тоже побуждают к борьбе или бегству, даже если немедленная физическая реакция невозможна или будет неприемлема для окружения. Эти стрессоры можно назвать символичными. К ним можно отнести потерю социального статуса, снижение самооценки, переутомление и т.д. Несмотря на то что природа стрессоров может быть различна, они могут запускать в организме генетически детерминированную неспецифическую реакцию защиты. С этих позиций нет никакой необходимости использовать в сочетании с термином «стресс» какие-либо прилагательные. Обобщая представленный материал, можно заключить, что стрессор - это внешний или внутренний стимул, который может запустить реакцию борьбы или бегства.

Следует еще раз отметить, что встречающиеся прилагательные типа «эмоциональный», «профессиональный», «пенитенциарный» и другие употребляются чаще для того, чтобы подчеркнуть природу стрессоров или способы «вызывания» стресса. При символической угрозе , как и при действии реальных стрессоров, происходит накопление продуктов деятельности стрессорных механизмов. Но в современном обществе редко используется реакция борьбы или бегства. «Продукты» стресса накапливаются, а воспользоваться ими человек не может. В результате этого повышенная стрессовая реакция становится затяжной, приводя к развитию дистресса и различным заболеваниям. Иначе говоря, неприемлемой для индивида является та информация (стимул, ситуация), которая пробуждает или интенсифицирует потребностное возбуждение, но не дает индивиду возможности к активным действиям в направлении реализации (а следовательно и разрядки) этого возбуждения. При этом из двух характеристик - длительность и сила действия стрессора - длительность является более важной. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессовое расстройство.

Под стрессореактивностью в психофизиологии понимают величину реакции борьбы ши бегства, она является строго индивидуальной и генетически детерминированной. Стрессореак- тивность на физиологическом уровне проявляется в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, усилении потоотделения, изменении волновой (электрофизиологической) активности мозга, перераспределении крови в организме и т.д. В самом упрощенном виде все эти изменения готовят организм к быстрым действиям и обусловлены выработкой биологически активных веществ, причем если последние не используются, это приводит к расстройству здоровья. Стрессореактивность тесно связана со стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора, которая может быть усшена путем обучения.

Таким образом, рассматривая приведенные определения стресса, следует считать, что стресс в самом обобщенном виде понимается не как реакция, а как состояние гомеостаза, обеспечивающее нужную активность человека в определенных условиях среды. Стрессовая реакция - изменение уровня активности под влиянием тех или иных стрессоров, а дистресс - такое перенапряжение работы психофизиологических (в первую очередь нейроэндокринных) механизмов, которое вызывает нарушение (функциональные или морфологические) деятельности различных структур организма и развитие патологии.

Введение …………………………………………………………………………….2

1. Стрессы в организационном поведении ………………………………………...3

1.1. Сущность стресса …………………………………………………………….3

1.2. Динамика стресса …………………………………………………………….6

2. Причины и факторы стресса ……………………………………………………..8

2.1. Внешние стрессоры …………………………………………………………9

2.2. Стрессоры, связанные с организацией ……………………………………11

2.3. Групповые стрессоры ……………………………………………………. 15

2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека ……………….15

3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………………………18

Заключение …………………………………………………………………………22

Список использованной литературы ……………………………………………. 23

Введение

Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.

Определить, что такое стресс, - трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.

В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции».

Исследования воздействия стресса на человека связаны с медици­ной и работами Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что по­вреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации , а десятилетием позже появился термин «стресс».

Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вы­званными стрессами.

1. Стрессы в организационном поведении

1.1. Сущность стресса

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.

Стресс обычно воспринимается как негативное явление вызван­ное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выго­вора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. - «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).

Заметим, что стресс:

· не просто беспокойство, охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охва­тывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);

· не просто нервное напряжение;

· не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.

Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.

Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее попу­лярным понятие «истощение», являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей лично­стной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего при­суще сотрудникам,

работающим в сферах, связанных с коммуника­циями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.

Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождает­ся усилением стрессовых состояний человека.

Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает спо­собность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Лю­бая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомне­ний. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут выве­сти из равновесия и физиологические, и психологические функции.

Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

Таким образом, стресс личности - состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологи­ческий механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы проду­цируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические эле­менты приводят организм в состояние повышенной активности на ко­роткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разво­рачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перс­пективе может привести к вредным последствиям.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы орга­низма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интер­вале времени.

Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла ава­рия и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов припод­няла машину и вытащила коляску с младенцем.

Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая фи­зическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стрес­са»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Су­даков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым мо­ментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции орга­низма в норму практически невозможно.

В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при вы­полнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.




Рис. 1. Виды стрессов личности

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или сущест­вующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в ре­зультате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, пос­тоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее те­ряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физиче­ской перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, по­вышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответ­ствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть ре­зультатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и про­должительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях инфор­мационных перегрузок или информационного вакуума.

1.2. Динамика стресса

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь пред­ставление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 2).

Предполагают, что в качестве причин возникновения эмоционального стресса могут выступать как позитивные, так и негативные события. Однако эту точку зрения разделяют не все. Н. Selye (1972) вредностями считал лишь неблагоприятные факторы, приводящие к «дистрессу». В связи с этим систематизируют лишь отрицательные события как потенциальные стрессоры. W. Harris и др. (1956) классифицировали психосоциальные воздействия по виду и продолжительности.

Кратковременно действующие стрессоры:
- связанные с неудачами;
- обусловленные перегрузками, чрезмерной скоростью и отвлечением;
- вызывающие страх.

Продолжительно действующие стрессоры:
- борьбы;
- опасных ситуаций;
- заключения и изоляции;
- утомления от длительной .

Эта классификация не охватила все принципиально возможные варианты вредных факторов, поэтому интересно привести их более позднюю и полную систематику.

С. А. Разумов (1976) разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека, на четыре группы.

1. Стрессоры активной деятельности:
- экстремальные (боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.);
- производственные (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени);
- психосоциальной (соревнования, конкурсы, экзамены).

2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошедшей деятельности):
- «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские
процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы);
- стрессоры побед и поражений (победа в соревновании, успех в искусстве,
любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека);
- стрессоры зрелищ.

3. Стрессоры рассогласования деятельности:
- стрессоры разобщения (конфликты в семье, на работе, в квартире, угроза или неожиданное, но значимое известие);
- стрессоры психосоциальных и физиологических ограничений (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, ограничивающие обычные сферы общения и деятельности, родительский дискомфорт, голод).

4. Физические и природные стрессоры (мышечные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Сам факт воздействия еще не обязательно предполагает наличие стресса. Более того, стимул действует, как указывал П. К. Анохин (1973), на стадии афферентного синтеза очень разнообразных по количеству и качеству суммирующихся раздражителей, поэтому определить роль одного из факторов исключительно трудно. В то же время восприимчивость к некоторым агрессорам у людей может быть очень различной. Новые впечатления для одних непереносимы, а другим необходимы. Для развития заболевания имеет значение также и содержание стрессора. Например, в анамнезе больных с сердечно- сосудистой патологией чаще встречаются .


Введение

Факторы, вызывающие стресс

2Отражение стрессоров в деятельности

2.1 Физиологический метод исследования

Заключение

Список литературы


Введение


Стресс - данный термин используется для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Впервые это понятие ввел психолог Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Позже оно стало использоваться в психологии для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида воздействий и характера их влияний, стресс в психологии классифицируется на несколько видов: стресс физиологический и стресс психологический. Причем, последний делится на: стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с какой-либо задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за принимаемые решения, их последствия.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды... При этом происходят изменения в эмоциональных состояниях (часто возникают истерики), в речевом и двигательном поведении ("теряет дар речи", "встал как вкопанный").

Однако стресс может оказывать и положительное, мобилизующее влияние на деятельность - дистресс.

В этом случае человек способен за мгновение решить многое задачи, связанные с безопасностью, находить нестандартные подходы. В такие минуты ощущается прилив сил и энергии неизвестно откуда взявшейся. И хотя длительное пребывание в таком состоянии крайне нежелательно и опасно для организма, но для многих это прекрасная возможность находиться в тонусе.


Факторы, вызывающие стресс


1Понятие и сущность стресса, виды стрессоров


Если верить Википедии - свободной энциклопедии, то стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, - постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс - состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры - любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности .

Итак определим, что стресс - это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Факторы, вызывающие стрессовую реакцию, называются стрессорами. Они могут быть физическими (высокая и низкая температура, яд, чрезмерная физическая нагрузка и др.) и психологическими (конфликтная ситуация в семье, смерть близкого человека, обида, информационная перегрузка и др.).

Стрессор (от англ. stress - давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) - фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными.

Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и других веществ, вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуются как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причём современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия этих стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

Условно стрессоры можно разделить на:

)управляемые (зависят от нас);

)неуправляемые (неподвластны нам);

)те, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Наиболее часто встречающиеся управляемые стрессоры носят межличностный характер. Поведение людей часто определяют факторы здоровья и нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время .

Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный - может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

Наиболее общие формы стрессоров:

)физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов);

)психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

Типы стрессоров:

)страх;

)голод;

)жажда;

)боль;

)усталость;

)изоляция.

Факторы вызывающие стресс - это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные .

Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

Рассмотрим примеры организационных факторов:

)недостаточные нагрузки сотрудника, по которым работник не имеет возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

Ситуация, что достаточно часто встречается в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ через неуплату заказчиками;

)недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе, такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясность задачи, отсутствием перспектив роста;

)необходимость одновременного выполнения различных задач, не связанных между собой, но срочных, эта причина часто встречается среди руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

)неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкой смены направлений ее активности, такая ситуация характерна для значительного числа крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и простые сотрудники являются оторванными от процесса принятия решений.

На многих фирмах Запада существуют целые программы привлечения персонала к делам фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества изделий, выпускаемых.

Изменение задач наемного рабочего после перехода на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи - увеличение прибыли владельца этой фирмы.

Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

)отсутствием работы или длительным ее поиском;

)конкуренции на рынке труда;

)кризисного состояния экономики страны и региона в частности;

)семейных трудностей.

Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс - состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы не соответствующей квалификации.

Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений.

Когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться - человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства .


2 Отражение стрессоров в деятельности

стресс психологический

Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор - лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в пол силы, удовлетворительная отметка - норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними.

Стрессоры, которые нам неподвластны-это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь .

Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание в организации. В результате сотрудники подразделения - его подчиненные - получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных человеку, на внутреннюю).

Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

В целом стресс - явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

Пример. Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.

В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.

Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать.

Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс).

Стрессоры, на которые мы можем не посредственно влиять -это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации - это такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты .

В повседневной жизни мы называем стрессами различные события, влияющие на нас негативно. Но знаем ли мы, насколько много стрессов в жизни современного человека?

Итак, какие же бывают стрессы:

)информационный стресс. В нашем современном обществе количество обрушивающейся на нас информации уже давно перешло все разумные пределы. Телевидение, интернет - эти средства сделали доступными такие объемы информации, что это вызывает перегрузку;

)информационная агрессия. Те же СМИ, как правило, спекулируют в погоне за рейтингом, выливая на нас огромные объемы информации, пробуждающей негативные эмоции (страх, тревогу и пр.). Это и понятно - им так проще нас приковать к экранам. А мы покупаемся;

)стресс переработки мозгом информации. Информации много, мозг активно работает, стараясь ее "разложить по полочкам". При этом задействуется, в основном, левое полушарие. Правое при этом простаивает, и нарушается межполушарное равновесие. Возникает дефицит естественного транса.

Из-за этого дефицита и возникает так называемая троица Франкла (известный австрийский психотерапевт):

)депрессия;

)агрессия;

)наркомания;

Двигательный стресс. Считается, что в норме человек ежедневно должен проходить пешком 10 тысяч шагов. Подумаем, сколько проходим мы?? Ответ ясен. А ведь при ходьбе стимулируются активные точки стопы, усиливается кровоток во всем теле, и от работающих мышц мозг поддерживается в тонусе!

Стресс скорости и расстояния. Так уж мы устроены, что для нас неестественно перемещение со скоростью большей, чем мы можем развить сами. И расстояния для нас физиологичны только те, которые мы могли бы пройти пешком. Сюда же отнесем и реакцию на смену часовых поясов, которая называется десинхроноз. Происходит сбой всех физиологических ритмов!

Стресс жителя мегаполиса. Здесь имеется в виду вот что. Вся среда большого города для человека, в общем-то, неестественна. Искусственное освещение насильно растягивает продолжительность дня - раньше люди ложились спать с закатом. Пребывание на высоте более третьего этажа тоже стресс - ведь в дикой природе на таких высотах человек не жил. Смотрел человек, в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а сейчас - постоянный зрительный стресс. В городе постоянно шум, чего не было в естественной среде человеческого обитания.

Эмоциональные стрессы. Приходится признать, что в современном обществе даром, что люди живут скученно. А вот теплого, душевного контакта не хватает. Общение между людьми чаще поверхностное, формальное.

Стресс постоянных изменений. Все меняется стремительно в теперешнем мире. То, что раньше казалось устойчивым и незыблемым, в один миг может обрушиться! Нет уверенности в будущем, особенно с нарастанием финансово-экономических кризисов. Это состояние для человека является одним из самых больших стрессоров.

Рабочий стресс - важная проблема современного рабочего места. Ему подвержены около трети работников. Четверть работников считают, что их работа является стрессовым фактором в их жизни . Три четверти работников считают, что раньше (то есть поколение назад) работа была не такой выматывающей. Многие также признают, что стресс является главной причиной текучести кадров.

Причиной рабочего стресса являются условия труда. Вопрос о том, что оказывает большее влияние - условия работы или личные характеристики работника, является спорным. Различные ответы на этот вопрос порождают различные способы решения проблемы. Если считать, что персональные особенности важнее, то на первый план выходят приспособляемость и навыки общения. Предполагается, что эти навыки помогут работнику приспособиться даже к не очень хорошим условиям труда. Такая точка зрения подчёркивает важность стратегий помощи работнику в приспособлении к изменениям условий труда.

Можно еще долго перечислять всевозможные источники стрессов - основные я назвала. Важно понимать, что все эти воздействия не проходят для людей бесследно. Стресс склонен накапливаться.

Стресс - это ответная реакция на происходящие изменения в нашей жизни. Наше тело реагирует физически, эмоционально и психически на любое изменение в существующем положении вещей. Причём изменения не обязательно должны быть негативными, позитивные изменения также могут быть достаточно стрессовыми. Иногда мысль о предстоящих изменениях может вызвать стресс.

Важно научиться сохранять спокойствие и выдержку. Первый, кому необходимо оказать антистрессовую помощь - Вы сами!


2.Методические аспекты изучения стресса


1 Физиологический метод исследования


Стресс - один из механизмов адаптации в организме человека в ответ на стрессорное воздействие любой природы, в том числе и психологической. Критериями стресса являются объективные показатели нервной, эндокринной и висцеральной систем (сердечно - сосудистая, кожа и т.д.)

По мнению В.Д. Небылицина, устойчивость оптимальных рабочих параметров субъекта зависит от факторов, имеющих личностный характер:

) состояние внутренних органов и, прежде всего сердечно - сосудистой системы, острота зрения и слуха, вегетативная реакция;

) динамика свойств нервной системы: сила и уравновешенность;

) собственно психологические факторы - характерологические особенности личности.

Физиологические методы исследования позволяют рассмотреть стресс как колебание гомеостатических процессов с обязательным учетом социальной обусловленности биологической адаптации. Измерения следует проводить в одно и то же время, после сна перед рабочей нагрузкой, т.к. необходимо регистрировать следовые процессы в изменении функций.

Коэффициент здоровья (КЗ), или индекс функциональных изменений (ИФИ) предназначен для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения адаптационного потенциала последней. Он был предложен А. П. Берсеневой и Р. М. Баевским, авторы предлагают рассматривать изменения сердечного ритма в связи с адаптационной реакцией целостного организма как проявление различных стадий общего адаптационного синдрома.

ИФИ (КЗ) определяется в условных единицах-баллах. Для вычисления ИФИ (КЗ) требуются данные о частоте пульса (ЧП), артериального давления (АДс - систолическое, АДд - диастолическое), росте (Р), массе тела (МТ) и возрасте (В).

Вычисляется по формуле 1.

Формула 1

На основании полученного значения индекса Баевского каждый обследуемый может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации: удовлетворительная адаптация (ИФИ менее 2,59), напряжение механизмов адаптации (ИФИ от 2,6 до 3,09), неудовлетворительная адаптация (ИФИ 3,1 до 3,49) и срыв адаптации (ИФИ более 3,5). Чем выше значение ИФИ, тем выше вероятность наличия напряжения адаптационных механизмов .

Рассчитаем по формуле личные данные: ЧП - 76 ударов/мин., АДс - 110 мм. рт.ст., АДд - 80 мм.рт.ст., Р - 172м, МТ - 85 кг, В - 24 года.

ИФИ =0,011*76+0,014*110+0,008*80+0,014*24+0,009*85-0,009*172-0,27

ИФИ=2,229, следовательно удовлетворительная адаптация организма.


2 Шкала стрессогенных жизненных событий


Шкала стрессогенных жизненных событий предложена Т. Холмс и Р. Райх в 1967 году. Несмотря на эмпиричность методики, несомненными ее достоинствами являются: 1) учет суммарного уровня психосоциального стресса, т. е. глобальной массы событий и степени их тяжести, а не отдельных событий, как было раньше; 2) учет повседневных, часто встречающихся факторов, а не катастроф и других из ряда вон выходящих событий; 3) исследование человека в повседневной жизни, а не в лаборатории 4) представление об изменении социальной ситуации данного человека, а не социальной ситуации как таковой 5) исследование воздействия близко отстоящих по времени событий, а не детских психогений.

Воспользовавшись приведенной ниже шкалой (рисунок 1), постарайтесь вспомнить все события, происшедшие вами в течение последнего года и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. Возможно, вам пришли в голову другие события, не включенные в эту шкалу (например, наводнение, ремонт дома, ограбление). Сколько баллов вы приписали бы этим событиям и приплюсуйте их к баллам, полученным по шкале .

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50 % вероятности возникновения соматического заболевания из - за стресса, при 300 баллах она увеличивается до 90%.


Рисунок 1 - Шкала стрессогенных жизненных событий


Сделаем шкалу стресогенных жизненных событий на личном примере.

Оформим результат в таблице 1.


Таблица 1 - Шкала стресогенных жизненных событий Зайковой О.П.

Жизненные событияЗначение события в баллахСмерть близкого члена семьи100Появление нового члена семьи56Изменение финансового положения42Изменение должности18Начало обучения в учебном заведении23Перемена места жительства9Кредит для покупки вещей13Отпуск11Новый год12

Итого получаем результат - 289 балов. Делаем вывод, что вероятность возникновения соматического заболевания в результате стресса очень велика.


Заключение


В повседневной жизни человек постоянно попадает в разные ситуации. Среди их множества особо выделяются те, которые мы обозначаем как стрессогенные ситуации.

Стрессу одинаково подвержены все живые организмы, способные взаимодействовать с окружающей средой. Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально. Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение и при этом стресс не просто нервное напряжение, а также это и нервная перегрузка, и сильное эмоциональное возбуждение.

К последствиям стресса относятся эмоциональные реакции, например, неадекватное, завышенное реагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, а также переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табака или лекарств, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.


Список литературы


1.Персональная страничка практического психолога Коваль Е.П. - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Гречихин А.А. Социология и психология чтения: учебное пособие для вузов/ А.А.Гречихин - М: МГУП, 2007 - 383 с.

.Свободная энциклопедия Википедия - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Панченко Л. Л. Диагностика стресса: учебное пособие/Л.Л. Панченко - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005 - 35с.

.Чиксентмихайи М. Социология и психология управления/ М. Чиксентмихайи, Елена Перова. - М: Альпина нон-фикшн, 2011 - 555с.

.Страничка практикующего психотерапевта Еремеев - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">.BrainTools.ru - Электрон. дан. - Режим доступа:://www.braintools.ru/article/9548


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Нет другого психологического термина, так прочно вошедшего в нашу жизнь, как стресс.

Стресс Называют проблемой XX века, плавно перешедшей в XXI. Обеспокоенные состоянием здоровья своих подчиненных, владельцы американских компаний бросились на борьбу со стрессом. "Cigna Corporation" предлагает устраивать перерыв в течение рабочего дня, во время которого сотрудники слушают музыку, танцуют и делают зарядку. А испытывающие перенапряжение работники "Lipschultz, Levin and Gray" могут поиграть в дартс, мини – гольф или покрутить хула-хуп прямо в офисе.

По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний, связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.
По данным ВЦИОМа, две трети москвичей постоянно находятся в состоянии стресса, а треть населения страны – в состоянии сильного стресса, который не только снижает работоспособность человека, но и приводит к тяжелым заболеваниям.

Каждый человек испытывал его, все слышали о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или предпринимательской деятельностью, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но задумывались ли Вы над тем, что такое стресс?

Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей, поскольку мы все – разные, и у каждого из нас свой жизненный опыт и свои ценности. Поэтому дать определение стрессу очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли "стресс" просто синонимом "дистресса"*? Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос – и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но, ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Первым определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье, согласно которому, стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
Р. М. Грановская определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, подготавливающих его к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности человека.

/* Distress (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; Stress (англ.) – давление, нажим, напряжение/

Энциклопедический словарь дает следующее толкование: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов".

В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.

1. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п.

По Г. Селье, «адаптационный синдром» включает 3 стадии:

тревога,
сопротивление,
адаптация или истощение.

2. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п.).

Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей:

– когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов;

– концепции профессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др.),

– социально-психологические теории стресса (концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др.) и многие другие.

Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают:

Межличностный психологический стресс – характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

Профессиональный, или организационный стресс – связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда;

– социальный или общественный психологический стресс – связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

– семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и прочее;

Внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

– экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и тому подобное.

Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Тем не менее, любой тип психологического стресса включает в себя:

· общие факторы (характерные для всех видов стресса),

· специфические факторы (характерные только для данного типа стресса),

· внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки и так далее),

· субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, темперамент, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и другие).

Стресс связан с позитивными и негативными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но, не обязательно дистресса).

Деструктивный стресс, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

Основные симптомы дистресса: 1. рассеянность
2. повышенная возбудимость
3. постоянная усталость
4. потеря чувства юмора
5. резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам
6. пропажа сна и аппетита
7. ухудшение памяти
8. иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка
9. полное отсутствие источников радости.

Если Вы отметили у себя хотя бы один из перечисленных признаков или любую их комбинацию, значит, пришло время вмешаться в собственную жизнь – спокойно подумать, обсудить ситуацию (желательно с близким человеком), попытаться выяснить и устранить причины, вызвавшие Ваше психофизическое перенапряжение.

Стрессор (синоним стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель или значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма.

Существуют различные классификации стрессоров. В наиболее общей форме различают: 1. Стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина и др.);

2. Стрессоры психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.);

3. Стрессоры социальные (изменения в правительстве, природные катаклизмы, курс доллара, пробки на дорогах, привычки других людей и др.).

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Пример: Мать, которой сообщили о гибели ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

Другой из возможных классификаций является разделение стрессоров на три группы по степени нашего влияния на них.

1. Стрессоры, которые нам неподвластны : это ваш пол и возраст, погода, страна проживания, законы, налоговая система, устоявшийся уровень цен на рынке, покупательная способность населения и т. д.

2. Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации . Примерами могут служить беспокойные мысли о маловероятных будущих событиях («А вдруг сорвется поставка товара?») а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

3. Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять : взаимодействие с деловыми партнерами и конкурентами, собственные неконструктивные действия, нехватка времени, отсутствие навыка постановки целей в жизни и бизнесе. Сюда также можно отнести показатели здоровья, избыточный вес, уровень артериального давления при начальных стадиях гипертонии и другие факторы.

Стрессоры могут быть как реальные, так и надуманные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Так же нужно отметить, что человек легче переносит неудачи, потери, огорчения, когда причины кажутся ему чисто внешними, не зависящими от его собственных поступков, и тяжелее переживает свое неправильное поведение, вследствие которого и возникла психотравмирующая ситуация.

Стрессор – это некий рычаг, запускающий механизм стресса. Причем, не обязательно это фактор, действующий на всех одинаково. Главное – это воздействие, которое достает именно Вас.

Пример: Вы не переносите, когда кто-то оставляет мусор на обеденном столе. Все остальные реагируют на это совершенно нормально, а Вы настаиваете на чистоте и порядке. Что ж имеете полное право.

Мишени – это наши внутренние убеждения, представления, взгляды и стереотипы – та «педаль», нажимая на которую, стрессор добивается стрессовой реакции. Ян Мак-Дермотт и Джозеф О’Коннор приводят градацию стресс-мишеней в зависимости от логического уровня, на котором они возникли:

1. Окружение

Те факторы, что вызывают у вас стресс в вашем окружении. Длительная поездка на работу, тесный и шумный офис, неработающие бытовые приборы, ссора с близким человеком. Ваша работа может вызывать стресс, если к вам предъявляется множество требований, а у вас недостаточно возможностей для их разрешения.

2. Поведение

Ваши действия способные привести к стрессу. Может быть, выезд на встречу в последнюю минуту и связанное с этим постоянное напряжение, или необходимость отвечать требованиям людей в то время, когда вам не хотелось бы этого делать. Изменения в заведенном порядке могут вызвать стресс.

3. Способности

Если у вас есть способность включать беспокойство у самого себя, следовательно, вы развили определенное умение. Вы почти наверняка сможете легко представить, как что-нибудь приводит к неудовлетворительному результату. Наверное, вы делаете это, создавая мысленные фильмы о том, как все может расстроиться, а затем представляя себе устрашающие последствия. И это тоже определенное умение. Оно демонстрирует вашу способность представлять себе картины настолько живо, чтобы вызывать существенные химические изменения в своем теле. Вероятно, для этого таланта существуют другие точки приложения. Что произойдет, если ту же способность живого воображения вы примените для того, чтобы представить себе, что будет через 15 минут после удовлетворительного разрешения события, а затем подумать о том, как бы вы могли этого достичь?

4.Убеждения и ценности

Быть может, вы не думали о том, что убеждения и ценности способны вызвать стресс или оказаться ресурсами против него, но это именно та область, изменения в которой могут привести к значительному эффекту. Мы носим свои убеждения с собой, поэтому они будут вызывать стресс, где бы мы ни находились. Чем жестче наши убеждения и ожидания, тем сильнее переживаемый нами стресс, поскольку мир вокруг нас не свернет со своего пути только для того, чтобы удовлетворить наши нужды.

Убеждение в том, что люди недостойны доверия и готовы обманывать вас при первой возможности, будет держать вас "на взводе" и провоцировать стресс. Убеждения, ставящие вас в зависимость от других людей или событий или означающие отсутствие выбора в реагировании на различные события, будут способствовать стрессу.

5. Идентичность

Единственным стрессом на этом уровне может быть ложный образ. Он может проявляться двумя способами. Первый – касается отношений между людьми, когда человек не позволяет кому бы то ни было увидеть себя настоящего, и скорее всего работает в тех случаях, когда человек не может выразить себя полностью в своей работе. Второй способ проявления ложного образа – это маска, надетая для своей или чужой пользы, чтобы защитить настоящую личность. Такая маска может возникнуть в детстве, когда человек не знал, как справиться с чем-то, и в качестве средства использовал ложный образ. Когда это происходит, человек еще раз переживает ощущение пустоты, и его поведение утрачивает дополнительную степень свободы для поддержания равновесия

Попробуйте проследить за изменениями, которые происходят с вами, когда вы попадаете в стрессовую ситуацию. Вы группируетесь, как будто ждете удара, напрягаются мышцы лица, груди и живота. Дыхание учащается, потому что клеткам требуется больше кислорода. Вследствие сужения мелких кровеносных сосудов повышается кровяное давление. Частота и сила сокращений сердца увеличивается, заставляя кровь бежать намного быстрее. Эти изменения обусловлены физиологией стресса, а вот другие проявления строго индивидуальны. И зависят они от состояния нервной системы: сильная или слабая; от преобладания процессов торможения или возбуждения в коре головного мозга; от умения человека владеть собой, своими эмоциями; от воспитания; и даже от семейных, национальных традиций.

Возникающие при стрессе сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакции. Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Такая мобилизация была очень удобной для пещерных людей или в другие суровые времена, когда стресс означал, что человек должен быть готов к физическим действиям. В настоящее время это приводит к появлению дополнительных проблем. Сегодня, когда при стрессе вам нужны не физические, а эмоциональные ресурсы, организм продолжает реагировать так, как будто вам понадобилась физическая активность. В результате, оправданное ситуацией реальной опасности временное повышение кровяного давления превращается в болезненное состояние из-за затянувшегося негодования по поводу того, что ушло в прошлое и чего уже нет или по поводу того, чего еще нет и, возможно, не будет вообще.

Вопрос в том, когда и каким образом обстоятельства становятся по-настоящему стрессогенными. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом неважно, реальная это угроза или мнимая – важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to cope – "справиться", "совладать"), могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их "в другом свете", рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.

В зависимости от того, насколько эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В первом случае переживания стресса заканчиваются, пополнив "копилку" полезного опыта, во втором – нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму.

Американский психолог Т. Кокса выделил два типа личности (он назвал их "тип А" и "тип В") по реакции на стресс.

Тип А:
– Настойчивое желание достичь намеченных, но обычно нечетко поставленных целей.
– Сильное желание и готовность соревноваться.
– Стремление быть признанным и продвинуться в чем – то дальше.
– Исполнение множества разнообразных функций в условиях ограниченного времени.
– Склонность увеличивать темп работы.
– Способность быстро принимать решения и начинать действовать.

Тип В: – Четкая постановка целей, спокойное обдумывание методов их достижения.

– Отсутствие желания соревноваться.
– Признание не имеет особого значения.
– Выполнение определенных функций в течение не ограниченного жесткими рамками времени.
– Спокойный, размеренный темп работы.
– Решения принимаются после предварительного обдумывания.

Личности типа "А" постоянно вертятся "как белка в колесе". Их жизнь насыщена событиями и проблемами. Они часто становятся "трудоголиками", как правило, очень любят свою работу и отдают ей себя без остатка, превращая любую ситуацию в бег наперегонки (например, любят постоянно перемещаться с одной полосы автодороги на другую, чтобы выиграть несколько минут времени); круглосуточно пребывают в "заведенном" состоянии; выполняют одновременно несколько дел. Они не могут вовремя остановиться и расслабиться, в результате чего нервное истощение и риск сердечно – сосудистых заболеваний для них чрезвычайно велики.
В противоположность им, люди типа "В" живут размеренно, не торопясь. Им удается совмещать работу, развлечения с семейными обязанностями. Они четко планируют свой день, не пытаясь "объять необъятное". В выходные предпочитают не думать о работе, стараются расслабиться и заняться чем – либо приятным. У них, как правило, хорошее здоровье, высокая самооценка, опыт успешного преодоления стресса и позитивный подход к жизни. Отрицательные эмоции частично или полностью компенсируются.

Преодоление и коррекция стресса могут вестись самыми разными средствами: это могут быть и попытки максимально снизить стрессогенные условия работы и повседневной жизни, и лечение уже возникших заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса, и собственно психологическое "управление стрессом", позволяющие повысить устойчивость к стрессу. В каждом конкретном случае рецепт борьбы со стрессом может быть очень индивидуален, но должен основываться на комплексном анализе, как самой психологической ситуации, так и психофизиологического состояния.

Не нужно забывать и о потенциальной благотворности стресса, приводящего, при некоторых условиях, к росту психологической и биологической выносливости человека. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – отмечает Р. М. Грановская – Улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы.

Датские ученые, например, установили, что ежедневный стресс снижает риск развития рака молочной железы. Исследователи полагают, что это связано с гормональным дисбалансом, в частности, со снижением уровня эстрогена, возникающим при хроническом стрессе.

Помните, стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна бездеятельная жизнь?

Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, – есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Как говорил о стрессе Ганс Селье, «стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».