Современный балет: театр Бориса Эйфмана. Балетная вселенная бориса эйфмана Театр балета Бориса Эйфмана: разрушение стереотипов

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы – Ленинградский «Новый балет»). Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 1970-х – начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: «Поединок», «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Легенда», «Двенадцатая ночь», «Мастер и Маргарита», «Убийцы» и другие.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка – все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Эйфман - хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев,
О. Габышев, А. Ситникова, Д. Фишер и другие.

Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия начала свой первый учебный год.

Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.

Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века – основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.

Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана - вот официальное название феномена, родившегося в 1977 году и ставшего явлением по тем временам уникальным. Однако тут были и свои трудности. Авторский театр одного хореографа так же, как авторское кино, с трудом мог существовать в советской реальности. Однако он возник вопреки всем преградам. И с этого момента началась история нового балетного искусства. Не имея постоянных репетиционных точек и реквизита, с маленькой труппой энтузиастов, которая сначала называлась просто ансамблем балета, Эйфман сумел с первым же спектаклем добиться того, на что у признанных режиссёров уходили многие годы.

Балет «Двухголосие» до сих пор вспоминают в театральной среде как настоящее потрясение. Затем последовали другие постановки, направленные на молодёжную аудиторию. Смелые хореографические решения, свободные от клише, сопровождались музыкой Pink Floyd, Гершвина, Шнитке, что привело к диссидентскому ореолу вокруг фигуры хореографа. И это же привлекло в театр Бориса Эйфмана широкие массы зрителей, прежде равнодушных к искусству балета.

Особенности хореографии Эйфмана

Благодаря врождённому чувству движения и инстинкту к сочинительству Борис Эйфман создал совершенно новый танцевальный стиль, который в зарубежной прессе не раз называли «балетом будущего». Сочетание авангардистских пластических приёмов с традициями русской классики, на которой вырос хореограф, вызывает оглушительный успех. Это не просто балет - это микс свободного танца, классики и дионисийских мистерий, истории и современности…

Театр для Эйфмана не просто место работы. Это главное дело его жизни, к которому режиссёр относится с соответствующей серьёзностью. «Это мое земное предназначение», - утверждает

Сюжеты и идеи

Узнаваемые сюжеты - визитная карточка, которой за долгие годы сумел обзавестись театр Бориса Эйфмана. Большинство его постановок сюжетны, и часто основой балета становятся литературные произведения и биографии людей искусства. Эйфман трактует знакомые истории по-новому, и они открываются зрителю с совершенно неожиданной стороны. «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дон Кихот», «Братья Карамазовы» (балет «По ту сторону греха») - художник взрывает рамки знакомых со школьной скамьи произведений, вырываясь в область неизведанного, превращая хрестоматийный сюжет в модернистское произведение искусства. Его балеты рассказывают о сегодняшнем дне, а не о минувшем.

Хореограф-психоаналитик

Со свойственным ему психологизмом Эйфман берётся за трактовку биографий гениальных творцов и просто выдающихся исторических деятелей. Поставлены балеты по мотивам жизни Чайковского, Ольги Спесивцевой («Красная Жизель»), Павла Первого. Архетипические черты героев вытаскиваются наружу и зачастую возводятся в абсолют.

Художник исследует проблемы власти и человечности, борьбы и подчинения, проводит сюрреалистические эксперименты, возводящие элементы обыденной жизни в ранг высокого искусства. Каждый раз Эйфман обращается в своих балетах к течению самой жизни - концепция «искусства для искусства» чужда ему. Бориса Эйфмана называют хореографом-философом и даже хореографом-психоаналитиком - так точно он препарирует порывы человеческой души, преобразуя их в движения тела.

Репертуар

За годы своего существования театр балета Бориса Эйфмана представил публике более сорока постановок. Стоит рассказать о некоторых из них, ставших наиболее значимыми ступенями творческого развития художника.

  • 1997 год - «Красная Жизель» - балет, увековечивший трагическую историю русской балерины Ольги Спесивцевой, затянутой в водоворот революционного террора и прошедшей через одиночество эмиграции. Постановка отличается необычайно выразительной экспрессивной пластикой. Эйфман отмечает важность этого балета в его творческом восхождении.
  • 1998 год - «Мой Иерусалим» - театральное действо, затрагивающее вечные темы человеческого бытия. В отличие от большинства эйфмановских постановок, балет не имеет чёткой сюжетной линии. Зритель отмечает, что особенность его в том, что в нём используется современная техно-музыка (еврейская, христианская, мусульманская религиозная), а также этно-музыка и отрывки из Моцарта.
  • 2005 год - «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Балет сосредоточен лишь на одной сюжетной линии романа - любовном треугольнике, что, по мнению театралов, позволило Эйфману добиться максимального психологизма и мощного эмоционального воздействия.

  • 2011 год - «Роден» - масштабное высказывание о трагичности судьбы гениев, о том, что принесено в жертву ради создания великих шедевров. Снова и снова Эйфман обращается к борьбе, отчаянию и безумию, ещё ожидающему многих людей искусства. Оживший камень, окаменевшая плоть - всё смешалось на сцене театра.
  • 2014 год - «Реквием» (музыка Моцарта и Шостаковича). Это ещё один нетипичный для хореографа балет, создававшийся в два этапа. Один акт был поставлен в 1991 году. Он представлял собой философское размышление о человеческой жизни под музыку Моцарта. Но через двадцать три года Эйфман вернулся к балету, добавив в него ещё один акт - посвящение А. А. Ахматовой. Премьера обновлённого балета была приурочена к празднованию юбилея освобождения Ленинграда - празднику, знаменующему победу жизни над смертью.
  • 2015 год - Up & Down - пластическая интерпретация романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Именно в этой постановке психоаналитический талант Эйфмана достиг пика. Оригинальные сюрреалистические решения вытаскивают из глубин подсознания героев их страхи и мании, и всё это на фоне блистательных джазовых аранжировок.
  • 2016 год - «Чайковский. PRO et CONTRA» - итог многолетнего творческого осмысления личности композитора. Сложная сюжетная линия повествования передаёт предсмертные воспоминания Чайковского, перед глазами зрителя проносится вся его жизнь.

“Анна Каренина” в постановке Бориса Эйфмана

Труппа театра балета Бориса Эйфмана начала подготовку к открытию нового, 41-го сезона.

В его первой половине продолжится празднование 40-летия коллектива Эйфмана, отмечаемого в текущем году.

Предлагаем вашему вниманию информацию о творческих планах театра на 2017–2018 гг.

7 сентября труппа начала гастроли в Китае. Они продлятся до 16 сентября и охватят Шанхай и Пекин.

В обоих городах будут представлены балеты «Анна Каренина» и «Роден, ее вечный идол». Спектакли в китайской столице откроют программу ежегодного Танцевального фестиваля Национального центра исполнительских искусств - главной площадки Поднебесной, которая примет петербургских артистов.

Во второй половине сентября труппа впервые в своей истории выступит во Владивостоке (на Приморской сцене Мариинского театра), а также посетит Хабаровск. Зрители городов Дальнего Востока России увидят балет «Евгений Онегин».

29 сентября в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра будет показана выпущенная в нынешнем году новая версия балета «Русский Гамлет». Уточним, что именно в этот день 40 лет назад в Ленинграде состоялось первое официальное публичное выступление труппы Бориса Эйфмана, ставшее точкой отсчета в истории коллектива.

В начале октября театр приедет в Кишинев с балетом «По ту сторону греха», а во второй половине месяца исполнит эту же постановку (а также «Красную Жизель») в Санкт-Петербурге. Конец октября и начало ноября ознаменуются гастролями в Сургуте и Красноярске (со спектаклями «Анна Каренина» и «Евгений Онегин»).

На 17 ноября назначена премьера балета «По ту сторону греха» в Братиславе. Постановку Бориса Эйфмана по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» представит труппа Словацкого национального театра.

18 и 19 ноября петербургский коллектив исполнит балет «Анна Каренина» на сцене Оперы Лозанны. 25 ноября в концертном зале «Барвиха Luxury Village» в честь своего 40-летия театр покажет спектакль-концерт «EIFMAN GALA». Его программу составят фрагменты из лучших работ Бориса Эйфмана.

Кульминацией празднования юбилея коллектива будет большой гала-концерт на сцене Александринского театра. Мероприятие запланировано на 12 декабря.

Помимо сцен из избранных постановок театра петербургская публика увидит номера в исполнении воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана, а также сочинения молодых хореографов.

Во второй половине декабря труппа отправится на гастроли в Испанию, в ходе которых покажет спектакль «Анна Каренина» в Памплоне и Барселоне (в знаменитом оперном театре «Лисео»). Столицу Каталонии коллектив посетит впервые.

Начало января будет отмечено участием театра в Пекинском фестивале танца со спектаклем «По ту сторону греха». Затем артисты вернутся в Санкт-Петербург, где начнутся съемки фильма-балета «Русский Гамлет».

Знаковым событием февраля станут представления балета «Реквием» в Монреале в сопровождении оркестра и хора. Во второй половине марта состоятся гастроли труппы в Прибалтике со спектаклем «Чайковский. PRO et CONTRA». Тур охватит Таллин, Ригу, Вильнюс и Калининград.

В апреле театр дебютирует на сцене Линкольн-центра. В крупнейшем и наиболее престижном культурном центре Нью-Йорка труппа проведет серию показов «Анны Карениной». Танцовщикам будет аккомпанировать оркестр.

В мае коллектив примет участие в Международном фестивале «Боденское озеро», проходящем в Фридрихсхафене (Германия). Его зрители смогут познакомиться с балетом «Евгений Онегин». Два его представления также пройдут в сопровождении оркестра.

Насыщенная гастрольная жизнь ожидает театр в июне. В течение месяца труппа даст спектакли в Монако, немецком Реклингхаузене (в рамках одного из старейших европейских фестивалей искусств «Рурфестшпиле»), а также в Вене и других столицах на Дунае. Европейские гастроли подведут черту под 41-м сезоном театра.

Кроме того, в этом сезоне Борис Эйфман планирует вести работу над новым балетом. Спектакль, вдохновленный античным мифом о скульпторе Пигмалионе и переосмысляющими данный сюжет произведениями искусства, станет первым за долгие годы обращением хореографа к комедийному жанру.

Хореограф Борис Эйфман, биография, фото которого интересуют всех любителей балета, заслуживает если не любви, то хотя бы безмерного уважения. Он всегда шел в искусстве своим путем, умел отстаивать свою точку зрения и находить новые, порой гениальные сценические решения. У его балета множество поклонников по всему миру, гастроли его труппы начиная с 70-х годов всегда проходят при аншлагах, и сегодня Эйфман находится на этапе творческого роста, так что впереди у зрителей еще немало удивлений.

Детство

Борис Эйфман (дата рождения - 22 июля 1946 года) появился на свет в маленьком сибирском городе Рубцовске, куда семья переехала перед войной в связи с мобилизацией Якова Эйфмана, инженера, для строительства тракторного завода. Мама Бориса работала врачом. В 1951 году семья возвращается на историческую родину в Кишинев. Будущий хореограф с раннего детства имел большую тягу к самовыражению при помощи пластики. Поэтому ни у кого не вызвало удивления, когда Борис Эйфман записался в студию балета при Дворце пионеров, где быстро стал одним из лучших учеников. Уже тогда он отличался небывалым трудолюбием и был абсолютно влюблен в танец, в пластику человеческого тела, в движение.

Путь в профессию

В 1960 году Борис Эйфман, биография которого уже навсегда была связана с балетом, поступает на только что открытое хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Он приходит в мастерскую Рашели Иосифовны Бромберг, которая уже знала его по занятиям в студии. Чуть позже она передает ученику руководство хореографическим кружком во Дворце пионеров. Так Эйфман одновременно учится и учит, постигая профессию все глубже.

Когда в 1964 году он окончил училище, в нем созрело желание продолжать учиться, и он поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова, на балетмейстерское отделение, которое и окончил в 1972 году. Уже с первых шагов в училище Эйфман больше интереса проявлял к постановкам, чем к танцу. У него было свое видение сцены и представления о выразительных возможностях тела танцовщика, которые он мечтает выплеснуть на зрителя.

Карьера хореографа

Борис Эйфман - хореограф с большим стажем. Он начал ставить первые спектакли еще во время учебы. Его первые постановки в Ленинграде в начале 70-х годов - «Жизни навстречу» на музыку Кабалевского, «Икар» по произведению А. Чернова и В. Арзуманова, «Фантазия» А. Аренского - стали настоящим открытием для балетной публики. Уже тогда он тяготел к модерну, смело сочетая различные выразительные средства. Его постановки с самого начала демонстрировали стремление к созданию яркого синтетического зрелища, в котором органично сочеталась литературная основа, декорации, костюмы, свет и танец с сильным драматическим началом.

В 1972 году дипломная работа Эйфмана «Гаяне» на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета наделала много шуму: необычная хореография, тонкая прочувствованность образов - все это произвело неизгладимое впечатление на публику и критику.

С 1971 года Борис Эйфман работает балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой. Его спектакли со студентами училища показывались на сцене Кировского театра. Здесь он ставит «Жар-птицу» И. Стравинского, «Встречи» Р. Щедрина, «Прерванную песню» Калныньша. Эти работы делают Эйфмана известным, в том числе за рубежом, так как театр возит спектакли на зарубежные гастроли. Также в этот период начинающему балетмейстеру выпадает возможность сделать несколько фильмов-балетов для телевидения.

Театр Б. Я. Эйфмана

Попробовав свои силы на одном из лучших театров страны, Борис Эйфман понял, что в таких академических заведениях ему не удастся в полной мере реализовать свои замыслы. И он все силы бросает на создание собственного театра.

В 1977 году его усилия дают результат: он открывает при Ленконцерте театр «Новый балет». Набрав труппу по своему вкусу, Эйфман начинает творить. Хореограф выбирает непривычные для советского театра произведения и ставит совсем не В своих спектаклях балетмейстер стремится найти ответы на животрепещущие вопросы бытия, в первую очередь он апеллирует к молодежной аудитории, стараясь говорить с ней на близком ей языке рок-музыки и современного танца.

С 80-х годов он начинает регулярно гастролировать за рубежом, в частности ежегодно посещает Нью-Йорк, где гастроли театра Эйфмана стали традиционными и очень ожидаемыми. В России театр также имеет невероятную популярность, хотя долгие годы не имеет своего здания. Только в 2010 году строится Академия Бориса Эйфмана, а Дворец танца, о котором мастер мечтает долгие годы, пока так и находится на стадии проекта.

Выдающиеся работы

Борис Эйфман, биография которого - это путь новатора и борца, создал театр, чтобы выбирать репертуар по своему усмотрению. Афиша театра поражает разнообразием жанров. В ней есть балеты-буфф: «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Интриги любви», программы камерных балетов: «Метаморфозы», «Автографы», сказки: «Жар-Птица», «Пиноккио». Эйфман всегда стремился ставить спектакли с качественной литературной основой, так в репертуаре появились «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Поединок», «Идиот». Уже первые работы показали, что театр Эйфмана готов к экспериментам, так в его афише появились постановки «Под покровом ночи» Бартока, «Двухголосие» на музыку Баррета, «Искушение» Уэйкмана. За свою творческую жизнь Борис Эйфман уже поставил более 40 балетов, среди которых самыми известными считаются «Чайковский», «Красная Жизель», «Роден», «Реквием».

Награды

Народный артист Борис Эйфман, биография которого есть путь преодоления, в последние годы избалован наградами. До 90-х годов его не желали отмечать государственными наградами, чтобы не поощрять новаторское балетное искусство. Но после перестройки все изменилось, балетмейстер получил звания народного артиста и заслуженного деятеля искусств. Он был трижды награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», несколькими орденами иностранных государств. Эйфман является неоднократным обладателем премий «Золотая маска», «Золотой софит» и «Триумф».

Личная жизнь

Борис Эйфман всегда является объектом пристального внимания СМИ и поклонниц. Хореографу приписывают немало романов, еще бы: знаменитый, импозантный, молодой, свободный. Разве женщины могут пройти мимо такого мужчины равнодушно? Самым громким его романом были отношения с красавицей актрисой Анастасией Вертинской. Но все завершилось ничем. И Эйфман женился на солистке своего балета Морозовой Валентине Николаевне. Они долгое время проработали в театре бок о бок, для нее мастер поставил несколько интересных партий. В 1995 году у пары родился сын Александр. Валентина смогла полностью реализоваться в театре Эйфмана как танцовщица. А сегодня продолжает работать рядом с ним педагогом-репетитором, оказывая мужу значительную помощь и поддержку.

Б ориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях - и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества» . В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические. Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня - Академия русского балета имени Вагановой). Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня - Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского . «Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Язык тела - это очень древний, очень мудрый и уникальный инструмент самовыражения, познания и общения. Создание нового типа балетного спектакля - цель моей творческой сознательной жизни.

Борис Эйфман

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) - первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина - британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман - человек, который осмелился».

Борис Эйфман. Фотография: eifmanballet.ru

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет» . «Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство. Ощущение было, что не сегодня - завтра всё прикроют», - говорил Борис Эйфман.

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность. Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно - негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

Судьба Мастера - главная тема балета. Видя его страдания, мы не можем не вспоминать и о многолетнем вынужденном молчании самого Булгакова (не случайно Мастер впервые появляется в спектакле с завязанным накрепко ртом), и о судьбе его произведений, часть которых не переиздается более 60 лет.

Арсен Деген, балетный критик

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли - в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них - спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Чайковский, Пушкин, Фицджеральд

Борис Эйфман называет свои спектакли «психологическим балетом». В 1993 году на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории прошла премьера балета «Чайковский». Композитор в постановке Бориса Эйфмана - это человек внутренних противоречий, он находится в постоянном поиске себя. Отзывы зрителей и критиков после премьеры были противоречивы: одни посчитали, что Борис Эйфман показал сложнейший духовный мир гения, другие - что он исказил биографию великого композитора.

Эйфман создал самый сложный из своих балетов. Во-первых, достигнуто полное единство замысла. Картины сменяют друг друга без длиннот, с ясностью идет рассказ о постоянной борьбе, которую ведет с собой композитор.

Жерар Маннони, балетный критик

В 2009 году вышел спектакль Бориса Эйфмана «Евгений Онегин. Online». Хореограф и ранее обращался к произведениям русских классиков. Он говорил, что спектакль завершил трилогию, предыдущими частями которой были «Анна Каренина» по роману Льва Толстого и «Чайка» по Чехову . «Энциклопедия русской жизни» на музыку Петра Чайковского и советского рок-композитора Александра Ситковецкого - это авторская интерпретация пушкинского сюжета. Второе действие спектакля происходит в современной России. Муж Татьяны - генерал - становится современным олигархом. А Татьяна отвергает ухаживания Онегина, опасаясь власти влиятельного мужа.