Притча о сеятеле читать полностью. Христос Сеятель. Икона. Смысл притчи о сеятеле

Учение в таких притчах, как притча о сеятеле, было ново для слушателей Иисуса Христа. Вот почему, когда толпы народа разошлись, И Он остался без посторонних, ПРИСТУПИВ , УЧЕНИКИ СКАЗАЛИ ЕМУ: ДЛЯ ЧЕГО ПРИТЧАМИ ГОВОРИШЬ ИМ? До сих пор Ты учил их с такой ясностью, а теперь начинаешь говорить прикровенно, иносказательно... «Достойно удивления, – замечает святитель Иоанн Златоуст , – что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу притчи, избирают время, когда предложить этот вопрос. Заметь также и великую любовь учеников, – как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Они не сказали: «Для чего Ты нам в притчах говоришь?» И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, например, когда говорят: «отпусти народ» (), а также: «знаешь ли... что... соблазнились?» ()». Именно этого и желал : ОН СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ДЛЯ ТОГО , ЧТО ВАМ , Моим апостолам, которые внимательно относятся к Моему учению о Царствии Божием, ДАНО от Бога, через просвещение вашего ума, и без притчи ЗНАТЬ , хотя и несовершенно пока, до времени сошествия на вас Святаго Духа, ТАЙНЫ сего ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО , частично вовсе непостижимые для ума человеческого, частично же сокрытые только от непосвященных. А ИМ всем, кто равнодушно слушает слово Мое, особенно книжникам и фарисеям, НЕ ДАНО : для них эти тайны намеренно сокрыты под покровом притчи. Разумение тайн Божиих есть дар и благодать, ниспосылаемые свыше, но вместе с тем это зависит и от человека.

Кто хочет понимать духовные истины, тот должен открыть для них свое сердце; без этого и ум будет не способен их воспринять, как слепой не может понять красоту цветов или глухой – приятность пения. дает всем природную способность разуметь должное. Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (), но нас омрачает наша воля. ИБО КТО ИМЕЕТ желание и старание приобрести дары благодати, в простоте и смирении верующего сердца, внимая слову Моему, – ТОМУ ДАНО БУДЕТ , тому и дарует все, И ПРИУМНОЖИТСЯ; он будет проникать все глубже и глубже в тайны Божии, будет понимать их все полнее и совершеннее. А КТО НЕ ИМЕЕТ собственного желания и старания получить таковую благодать, тот не только не получит ничего, но У ТОГО ОТНИМЕТСЯ И ТО , ЧТО ИМЕЕТ , – что дано ему от природы и что он считает своим, как бы неотъемлемым, достоянием, не принесет ему никакой пользы, как лишенное животворящего Божия благословения, мало того, послужит ему же в осуждение. Так поступают и люди: кто не хочет слушать, тому перестают и говорить, а кто с ревностью слушает, тому сообщают еще более. Так бывает и в жизни: трудолюбивый старается приумножить то, что есть у него, и богатеет, а ленивый теряет и последнее. ПОТОМУ ГОВОРЮ ИМ ПРИТЧАМИ , ЧТО ОНИ , ВИДЯ телесными очами, произвольно НЕ ВИДЯТ своими духовными очами, закрывают их, И СЛЫША ушами, произвольно НЕ СЛЫШАТ духом, не хотят слышать, а потому – И НЕ РАЗУМЕЮТ , недостойны и неспособны разуметь. Их слепота и глухота происходит от их же собственного развращения. Они видели, что Я изгоняю бесов, и говорили: «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» (); слышали, что Я привожу их к Богу и Сам во всем поступаю согласно с волей Божией, и говорили: «не от Бога Этот Человек» (). Они поступали вопреки тому, что видели и что слышали, за это и попущу им дойти до полного безчувствия к спасительным истинам. Что Я не укоряю их по какой-либо вражде, это видно из того, что уже И теперь СБЫВАЕТСЯ НАД НИМИ ПРОРОЧЕСТВО ИСАЙИ , КОТОРОЕ ГОВОРИТ: СЛУХОМ телесным УСЛЫШИТЕ – И НЕ УРАЗУМЕЕТЕ , не будете понимать, И ГЛАЗАМИ СМОТРЕТЬ БУДЕТЕ – И НЕ УВИДИТЕ . Они сами заградили свой слух, закрыли очи и ожесточили свое сердце; ИБО ОГРУБЕЛО СЕРДЦЕ ЛЮДЕЙ СИХ от зависти и других пороков, И УШАМИ С ТРУДОМ СЛЫШАТ (с негодованием слушали), И ГЛАЗА СВОИ СОМКНУЛИ (закрыли глаза), ДА НЕ УВИДЯТ ГЛАЗАМИ И НЕ УСЛЫШАТ УШАМИ , И НЕ УРАЗУМЕЮТ СЕРДЦЕМ , И все это делают для того, ДА НЕ ОБРАТЯТСЯ , ЧТОБЫ Я ИСЦЕЛИЛ ИХ . Но если бы и теперь они обратились, покаялись, Я готов исцелить их от этой тяжкой духовной болезни. Для того и говорю им притчами, чтобы возбудить их внимание, заставить их вдуматься в Мое учение и разбудить их спящую совесть.

Горе этим людям, намеренно закрывающим душевные очи, чтобы не видеть истины! ВАШИ ЖЕ БЛАЖЕННЫ духовные ОЧИ , ЧТО ВИДЯТ эту истину. И духовные УШИ ВАШИ , ЧТО СЛЫШАТ ее. Хотя и вы – Иудеи же, но к вам пророчество Исайи не относится, потому что у вас есть искреннее желание всем сердцем познать истину; вы веруете в Меня, как в Христа Божия, и потому разумеете истину. ИБО вот почему ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ , ЧТО МНОГИЕ ПРОРОКИ И ПРАВЕДНИКИ ЖЕЛАЛИ всем сердцем ВИДЕТЬ , ЧТО ВЫ ВИДИТЕ , т.е. Мое явление и чудеса, И НЕ ВИДЕЛИ , И СЛЫШАТЬ , ЧТО ВЫ СЛЫШИТЕ , т.е. Мое учение, И НЕ СЛЫШАЛИ . Ветхозаветные пророки и праведники жили верой в Мое пришествие и видели Меня только в видениях и прообразах, а вы видите Меня воочию и беседуете со Мной лицом к лицу. Пророки не удостаивались откровения таких тайн, какие Я открываю вам. Вы гораздо духовнее древних пророков постигаете эти Божественные тайны. Поэтому и теперь Я с любовью объясняю вам Мою притчу: ВЫ ЖЕ ПОСЛУШАЙТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ , поймите смысл этой притчи. Сеятель – это Я; семя есть слово Божие, слово живой истины, благодатной силой которого люди вновь рождаются для Царствия Божия, слово, которое «пребывает во веки» (). КО ВСЯКОМУ СЛУШАЮЩЕМУ СЛОВО О ЦАРСТВИИ , учение о спасении, И НЕ РАЗУМЕЮЩЕМУ , у кого ум так омрачен, и сердце от лености так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Божия, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца его, не пуская корней внутрь; лежит, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, для птиц и ветра, – ко всякому такому слушателю слова спасения ПРИХОДИТ ЛУКАВЫЙ сатана или демон, или же высылает слуг своих в виде греховных помыслов и пожеланий. И через них ПОХИЩАЕТ ПОСЕЯННОЕ В СЕРДЦЕ ЕГО , чтобы человек этот, уверовав, не спасся, – ВОТ КОГО ОЗНАЧАЕТ ПОСЕЯННОЕ ПРИ ДОРОГЕ . Человек сам открывает свободный доступ греховным помыслам и суетным попечениям. А ПОСЕЯННОЕ НА КАМЕНИСТЫХ МЕСТАХ ОЗНАЧАЕТ ТОГО человека, КТО СЛЫШИТ СЛОВО И ТОТЧАС С РАДОСТЬЮ ПРИНИМАЕТ ЕГО , иногда искренне увлекается проповедью о спасении, как приятной новостью, радуется обетованиям блаженства, но совсем опускает из виду те лишения и жертвы, какие должен понести, ту борьбу с грехом, миром и диаволом, какую должен вынести. Это не та радость, которая заставила нашедшего сокровище все продать, чтобы купить поле, где было сокровище; это не радость человека, который на все готов ради Христа, НО НЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ КОРНЯ , в своем уме и сердце, И НЕПОСТОЯНЕН и боязлив.

КОГДА НАСТАНЕТ СКОРБЬ ИЛИ ГОНЕНИЕ ЗА СЛОВО , когда настанет нужда пострадать за веру, он ТОТЧАС СОБЛАЗНЯЕТСЯ , как будто с ним случилось что-либо странное, неожиданное, падает духом и гибнет от зноя искушений, как растение без корня – от палящих лучей солнца. А ПОСЕЯННОЕ В ТЕРНИИ ОЗНАЧАЕТ ТОГО , КТО СЛЫШИТ СЛОВО , принимает его, но вместе со словом спасения открывает свое сердце и для земных грешных забот о житейских делах и удовольствиях; НО ЗАБОТА ВЕКА СЕГО , эта чрезмерная забота о том, чтобы не умереть с голоду, без веры в Промысл Божий, пекущийся о человеке, И ОБОЛЬЩЕНИЯ БОГАТСТВА , все то, чем обольщает человека мир с его соблазнами, что дает пищу человеческому тщеславию, что возбуждает в нем греховные страсти, все это ЗАГЛУШАЕТ в его сердце СЛОВО , благодатное семя спасительной истины. Сердце такого человека как бы раздваивается; его влечет к себе и слово Божие, но ему жаль совсем расстаться и с земными удовольствиями; он пытается помирить в своем сердце то и другое, хочет служить и Богу и маммоне, но это невозможно; и вот, земные заботы и соблазны совсем овладевают его сердцем, и благодатные семена заглушаются их тернием, всякое духовное желание замирает, душа холодеет к добру, И доброе семя слова Божия не приносит в нем плода, ОНО БЫВАЕТ БЕЗПЛОДНО . ПОСЕЯННОЕ ЖЕ НА ДОБРОЙ ЗЕМЛЕ ОЗНАЧАЕТ СЛЫШАЩЕГО СЛОВО И РАЗУМЕЮЩЕГО , означает того, кто со всем усердием усваивает умом и сердцем святую истину и хранит ее в добром и чистом сердце. Такой человек не будет раздваиваться сердцем, он желает вырвать с корнем все греховные пожелания, глубоко таящиеся в сердце; он внимательно смотрит в свое сердце и готов каждую минуту подавить в нем всякое сочувствие ко всему греховному, как бы это ни было ему больно. В таком человеке слово спасения находит себе добрую почву, пускает свои благодатные корни в глубину его сердца и делает его плодоносным; КОТОРЫЙ И БЫВАЕТ ПЛОДОНОСЕН , ТАК ЧТО ИНОЙ ПРИНОСИТ ПЛОД , смотря по ревности каждого человека, по его силам и способностям, ВО СТО КРАТ , ИНОЙ В ШЕСТЬДЕСЯТ , А ИНОЙ В ТРИДЦАТЬ . Так объясняет притчу о семени Сам Божественный Сеятель. Он показывает в этой притче, что спасает человека не без участия самого человека; Бог влагает в его сердце Свое животворящее благодатное слово, а человек должен открыть свое сердце для этого святого семени и очистить сердце от всякой нечистоты. От Бога – сила благодати, от человека – стремление к Богу всем сердцем. Есть греховные навыки, которые подобно терниям и волчцам заглушают в душе всякое доброе пожелание, но нет греха, побеждающего Божие милосердие: семя Небесное тем и отличается от земного, что может могущественно действовать на ту почву, на которую упало, – на сердце, смягчая его и углубляясь в него, исторгая в нем самые корни зла, если только человек дает ему свободу действовать там, если сам не питает в своем сердце терний и волчцов греховных похотении.

«Не ожесточайте сердец ваших, – говорит блаженный Августин , – чтобы слово Божие в них не погибло. Не обмеляйте слоя почвы доброй, чтобы в ней мог углубиться корень любви. Не подавляйте житейскими заботами и страстями доброго семени, которое нашими трудами в вас посевается. Ибо Господь сеет, мы же Его делатели; но будьте доброй почвой». Размышляя о словах притчи «вот, вышел сеятель сеять» , святитель Иоанн Златоуст говорит: «Откуда вышел Вездесущий и все Исполняющий? Или как вышел? Не местом стал Он ближе к нам, но расположением и промышлением о нас, когда облекся плотью. Так как грехи заграждали нам доступ к Нему, то Он Сам выходит к нам. И для чего Он вышел к нам? Погубить ли землю, исполненную терний? Наказать ли земледельцев? Нет. Он вышел для того, чтобы тщательно возделать землю, и посеять на ней слово благочестия». «Семя, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь называет Своим, ибо и пророки сеяли семя, но не свое, а Божие; а Он, как Бог, сеял собственное семя, так как не по благодати Божией сделался мудрым, но Сам был премудрость Божия». «Иисус Христос, – говорит святитель Златоуст, – предлагал Свое учение всем без различия. Отчего же, скажи мне, погибла большая часть семени? Это произошло не от Сеявшего, но от земли приемлющей, т.е. от души невнимательной. Но почему не говорит Он, что иное семя приняли безпечные и погубили его; другое – приняли богатые и подавили его; иное – слабые и пренебрегли им? Он не хочет сделать им сильного упрека, чтобы не ввергнуть их в отчаяние; но предоставляет обличение совести каждого из слушающих. Эту притчу Иисус Христос предлагает и для укрепления учеников Своих, чтобы они не унывали, хотя и многие из приемлющих слово их погибнут. И Сам Господь, хотя и знал заранее, что тот же плод будет от учения Его, не переставал, однако же, сеять. Но благоразумно ли, скажешь, сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, справедливо стали бы обвинять земледельца за такой поступок, ибо камню нельзя сделаться землей, и дороге – не быть дорогой, и тернию – не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. Тут и камню можно стать плодородной землей; и дорога может не быть истоптана проходящими, а сделаться тучной нивой; и терние может быть истреблено, и семена могут расти безпрепятственно. Ибо, если бы это невозможно было, то Иисус Христос и не сеял бы. Если же изменения происходили не во всех, то причина этого не Сеятель, но те, которые не хотели измениться. Но если и земля хороша, и Сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, а другое – в шестьдесят, третье – в тридцать? Потому что и в хорошей земле много можно найти различий.

Различие в людях зависит не от природы их, а от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь не от всех в одинаковой степени требует добродетели, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место. Почему же Он.не сказал о других пороках, например о вожделении плотском, о тщеславии? Сказав «забота века сего и обольщение богатства» , Он все сказал, потому что и тщеславие, и все другое есть дело века сего и обольщение богатства. Если диавол и хищник, то от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена засыхают, то не зной бывает причиной этого, ибо не сказано, что высохли от зноя, но «как не имело корня, засохло» . Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Ибо можно, если захочешь, остановить рост этого негодного растения в самом начале, и богатство употребить, как должно. Потому не сказал: «век», но «печаль века» ; не сказал: «богатство», но «лесть богатства» . Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Ибо можно и богатство иметь, но не обольщаться им; и в веке этом жить, но не подавляться заботами. По милосердию Своему, Господь указал не один только путь, и не сказал, что тот будет отчужден, кто не принесет сторичного плода, но спасется и тот, кто принесет плод в шестьдесят крат, и даже тот, кто в тридцать. Итак, не можешь переносить трудного состояния девства? Вступи в брак и живи целомудренно. Не можешь совершенно расстаться с богатством? Уделяй часть от имения твоего. Для тебя трудно и это бремя? Разделяй со Христом имение твое. Не хочешь отдать Ему всего? Отдай половину или, по крайней мере, третью часть. Если Он – твой брат и сонаследник на Небесах, то сделай Его сонаследником и здесь. Ему давать – значит, себе давать. Он сделал тебя наследником Неба, а ты не хочешь пожертвовать для Него и земным! Он примирил тебя с Богом, несмотря на то, что ты не только не сделал ничего доброго, но даже был врагом; а ты не хочешь воздать Другу и Благодетелю, тогда как, не говоря о Царствии и о всем прочем, ты обязан воздать Ему благодарность за то самое, что можешь дать».

Обычно, желая подчеркнуть важность чего-либо, мы повторяем это несколько раз. Так же и в Слове Божьем: если что-то повторяется несколько раз, значит, это особенно важно и следует уделить этому особое внимание. Одним из таких отрывков, который неоднократно повторяется, является притча о сеятеле. И действительно, из всех четырех жизнеописаний Иисуса Христа, данная притча встречается трижды. Поэтому давайте исследуем ее и посмотрим, чему особенно важному Господь хочет научить нас в этой притче.

1. Притча

Притча о сеятеле записана в Матфея 13:1-8, Марка 4:1-9, и в Луки 8:4-8. Возьмем за основу повествование от Луки, где мы читаем:

Луки 8:4-8
«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Момент, в который Иисус решил рассказать эту притчу, был выбран им не случайно. Действительно, как сказано в четвертом стихе: «Когда же собралось множество народа , и из всех городов жители сходились к Нему, Он [увидев, что к нему идет множество народа – прим. авт.] начал говорить притчею …». Иисус говорил эту притчу, когда много людей пришло к Нему послушать Слово Божье. Как мы увидим, притча будет о слушании Слова Божьего. Поэтому Иисус, говоря эту притчу, хотел, чтобы все, приходящие к Нему послушать Слово, осознавали, какая возможность выбора будет им предоставлена.

2. «При дороге»

Посмотрев на вышеприведенный отрывок из Евангелия от Луки, мы можем сказать, что эта притча о семени, которое попадает в четыре разных вида почвы, первый из которых был «при дороге». Как сказано в Луки 8:5:

Луки 8:5
«…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его».

Одно из посеянных семян упало «ПРИ дороге» и потому не взошло и не принесло никакого плода, но было потоптано и съедено птицами.

Толкование этой части притчи приводится несколькими стихами ниже. Итак, в Луки 8:11-12 говорится:

Луки 8:11-12
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Также в Матфея 13:19 , в толковании той же самой части притчи, говорится:
«…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге».

Согласно вышеприведенным отрывкам, семя, которое сеется, это СЛОВО БОЖЬЕ, или «слово о Царствии». Однако это Слово не везде дает одинаковый результат, так как его плодоносность зависит от земли, в которую оно падает. Один из возможных видов почвы - это земля «у дороги», которая, согласно толкованию притчи, обозначает людей, хотя и слушающих Слово Божье, но не разумеющих его. Что имеется в виду под словами «не разумеют» - об этом мы узнаем из контекста притчи. Так, греческое слово, переводимое в приведенном выше отрывке как «разумеющий», - производное от глагола «suniemi», которое в Евангелии от Матфея 13 главе используется шесть раз, пять из которых – в отношении нашей притчи. Так, в Матфея 13:13-15 сказано:

Матфея 13:13-15
«…Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и сбывается над ними [над тем, кто видя не видит и слыша не понимает – прим. авт.] пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите--и не уразумеете [греч.: «suniemi» - прим. авт.], и глазами смотреть будете--и не увидите, ИБО [по этой причине они, хотя и слышат, но не понимают. – прим. авт.] огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами , и не уразумеют [греч.: «suniemi» - прим. авт.] сердцем , и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Такой человек, хоть и слышит Слово, сердцем своим (духом своего ума) он его не разумеет. Здесь, в притче о сеятеле, имеется в виду не простое умственное понимание Слова. Скорее, это понимание, принятие Слова всем свои сердцем, духом ума. Поэтому-то результат, который принесет семя Слова, и будет зависеть от почвы, от сердец слушающих Слово. Одно и то же семя, попадая в разную почву, т.е. в разные в качественном отношении сердца, дает разный результат. Если сердце огрубело, тогда семя Слова Божьего будет подобно семени, падающему при дороге. Оно не взойдет и, конечно же, совсем не принесет плода. Как сказано во 2 Послании к Коринфянам 4:3-4 и Ефесянам 4:17-19:

2 Коринфянам 4:3-4
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы , чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».

И в Ефесянам 4:17-19
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме , отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их . Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью».

Есть люди, для которых Слово Божье «закрыто» и которые не могут «уразуметь» его, не потому что Слово Божье трудно для понимания, но потому что их сердца огрубели, стали жесткими, не позволяя семени Божьего Слова прорастать.

Также, греческое слово, переведенное в отрывке из Ефесянам как «помрачены», - это слово «porosis», что означает «бесчувственность». То же самое слово используется в Марка 3:5 для описания сердец характерной группы людей, которые так сильно преследовали Иисуса - фарисеев:

Марка 3:5
«И, [Иисус] воззрев на них [то есть, на фарисеев (см. Марка 2:24) – прим. авт.] с гневом, скорбя об ожесточении сердец их [греч.: «porosis» - «бесчувственность» – прим. авт.]…»

Рядом с фарисеями был Сам Сын Божий Иисус Христос!!! Они слышали и видели величайшего Учителя, величайшего из когда-либо живущих на земле. И все-таки они в Него не верили. Почему? Потому что сердца их огрубели, т.е. были очень жесткими и неподходящими для принятия и роста семени Слова. Не семя – Слово Божье - было тому виной, а ЗЕМЛЯ, их жесткие сердца.

3. «Иное упало на места каменистые»

Рассмотрев первый вид почвы, в которую падает семя Слова Божьего, давайте теперь перейдем ко второму. О нем в Матфея 13:5-6 сказано:

Матфея 13:5-6
«…иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло»

Семя может прорастать в разных видах почвы. Но не во всех из них оно выживет и будет приносить плод. Одна из почв – это та, в которой семя, которое, хотя и взошло первоначально, в конечном итоге не смогло прижиться, находясь в каменистой земле. Причина, по которой семя не прижилось - в том, что камни не позволяют ему пускать глубоко корни, что необходимо для поиска влаги. Поэтому, как только подует ветер, оно засыхает.

Обращаясь к Евангелию от Марка для толкования этой части притчи, читаем:

Марка 4:16-17
«Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его , но не имеют в себе корня и непостоянны ; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются ».

Как видим, каменистую почву представляют собой люди, слушающие Слово Божье и сразу же принимающие его, даже с радостью. Однако это ненадолго, ибо, когда возникают скорби и гонения, такие люди так же быстро отпадают. Очевидно, что проблема, которая, в конечном итоге, и является причиной их отпадения, в том, что они очень слабы в скорбях и гонениях. Поэтому, когда дьявол выстраивает подобные события против них, они тут же отпадают. Причина их отпадения не в том, что скорбь для них слишком невыносима, ибо во 2 Коринфянам 4:17, 1 Коринфянам 10:12-13 и 1 Петра 5:10 говорится, что при искушении нам будет дано и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1 Коринфянам 10:12-13). Причина в том, что они не хотят оказывать даже малейшее сопротивление дьяволу (как говорится в этом отрывке: они «тотчас соблазняются»). В Иакова 4:7 сказано:

Иакова 4:7
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и [в результате вашего противостояния – прим. авт.] убежит от вас».

Также в 1 Петра 5:8-9 говорится:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою , зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Если мы не противостанем дьяволу, он от нас не убежит. Другими словами, он поглощает тех, кто ему не противостоит. К категории потенциальной мишени для дьявола относятся также люди с ожесточенным сердцем. Когда приходит дьявол и приносит скорби, они тотчас же становятся для него легкой добычей. Они хорошо начинают, но, к сожалению, плохо заканчивают.

4. Третья категория

Рассмотрев две первые категории людей, слышащих Слово, перейдем теперь к третьей. В Марка 4:7 говорится:

Марка 4:7
«Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода».

Третий вид почвы, в которую падает семя, - это тернистая земля. Зерно, падая в такую почву, заглушается терниями и, следовательно, не приносит плода. Для понимания того, что имеется в виду в этой части притчи, перейдем к Марка 4:18-19, где написано:

«Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода».

К сожалению, эта третья категория людей тоже не благополучна. Проблема этих людей в том, что Слово Божье сосуществует в их сердцах вместе с заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями». В конечном итоге, все это становится терниями, препятствующими росту Слова Божьего, заглушающими его и делающими его неплодоносным. В противоположность тому, как поступают люди этой категории, Иисус сказал:

Матфея 6:25-34
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы ».

Прежде всего – дела Царства Божьего, а потом – все остальное. Если мы применяем этот принцип, то все остальное нам будет прилагаться. Однако, если мы его не применяем и на первое место ставим заботы и все остальное, что представляется нам важным, это приведет к тому, что Слово не сможет вырасти и принести плод.

Череда забот этого мира, обольщение богатством и другие пожелания – это очень серьезно. В статье этот вопрос рассматривается отдельно.

5. «Иное упало на добрую землю»

Подходя к этому моменту, мы уже рассмотрели три вида почвы, куда упало семя Слова Божьего. К сожалению, ни в одной из почв оно не смогло принести плода. Так, первая почва, которая была «у дороги», была настолько твердой, что семя даже не смогло взойти. Вторая тоже была каменистой, в которой семени невозможно пустить глубокие корни. И, наконец, третья была тернистой, заглушающей семя, так что оно не могло приносить плод. Теперь, когда мы рассмотрели три эти категории, не приносящие плод, пришло время для нас взглянуть на ДОБРУЮ почву, приносящую плод. В Матфея 13:8 о ней говорится:

Матфея 13:8
«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

И здесь же, в Матфея 13:23 , приводится толкование:
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего [греч.: «suniemi» - прим. авт.], который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

В этот раз семя упало не при дороге, не на каменистую землю и не в тернии, а на добрую землю , в сердца людей, слушающих Слово и разумеющих [греч.: «suniemi»] его. Луки 8:15 дает объяснение, кто такие «разумеющие его»:

Луки 8:15
«а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении…».

Как мы, возможно, помним, люди из первой категории не могли «разуметь», принять Слово, так как сердца их огрубели, стали жесткими. Люди же, принадлежащие четвертой категории, наоборот, разумеют Слово, помещая его в свои добрые и чистые сердца . У людей этой категории есть все, чего нет у остальных трех категорий, не приносящих плод. Если у людей в первой категории сердца были грубыми и жесткими, то здесь сердца добрые и чистые . Люди из второй категории были неспособны переносить трудности и при первых скорбях тотчас же отпадали, люди же этой категории - терпеливы (они «приносят плод в терпении », как говорится в этом отрывке) и не сдаются. Наконец, если в третьей категории Слово Божье было заглушаемо различными заботами и пожеланиями, которые становились на первое место в жизни, то здесь Слово ХРАНИТСЯ в сердцах людей, продолжая оставаться главным приоритетом. Эта категория приносит плод. Как сказал Христос в Иоанна 15 главе:

Иоанна 15:1-2, 4-5, 8, 16
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой--виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода … Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне . Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода ; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал , дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».

Бог очищает каждую ветвь, приносящую плод, чтобы она могла принести больше плода. Чем больше плода она приносит, тем более прославляется Господь.

6. Заключение

В заключение: Слово Божье могут слышать разные люди, но и результат их слушания будет разный, в зависимости от разного качества сердец, слушающих Слово. Так, одни отвергнут его, другие примут, но до первых гонений и скорбей, третьи примут, но, в конечном итоге, поставят его на последнее место, отдавая приоритет другим вещам (заботам, богатству, другим пожеланиям). И, наконец, некоторые сохранят его в добром и чистом сердце, принося плод. Поэтому Иисус, заканчивая толкование притчи, сказал: «…наблюдайте, как вы слушаете» (Луки 8:18). Важно не просто слушание Слова, но и то, как мы его слушаем, потому что многие слушают его, но только те, кто слушают его и хранят в добром и чистом сердце, будут приносить плод. Да будем все мы в числе этих людей и да пребудем мы среди них всегда.

Притча о сеятеле и другие притчи, изложенные в 13-ой главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах Евангелий от Марка и Луки, были произнесены Христом при таком большом стечении народа, что из-за чрезмерной людской тесноты Спаситель был вынужден проповедовать народу, стоявшему на берегу Галилейского озера, из лодки. Притча о сеятеле, первая по времени притча Христа, является пророчеством о принятии человечеством Евангельского благовествования. В ней повествуется о том, как люди по-разному принимают Слово Божие, и как это слово по-разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного настроя. Евангелист Матфей так излагает эту притчу:

«Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1-9) .

Притча о сеятеле смотреть онлайн

Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» - Иисус Христос; «семя» - слово Божие, а «земля», «почва» - сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим: 10: 17). Потому Христос всюду сеял слово Божие, - в селах, городах, и в пустынях, и на море. Он избрал апостолов, чтобы и они сеяли слово Божие. Апостолы себе поставили преемников - епископов и пресвитеров, которые продолжали и продолжают по сей день миссионерский труд по распространению, сеянию Божьего слова. Церковь продолжает дело Христа на земле - сеять в наши сердца слово Божие.

Когда сеется живое слово Божие в греховную природу падшего человека, возникает новая жизнь. Всем без исключения людям дана возможность принять слово Божие и всем в одинаковой мере даётся шанс получить эту новую жизнь от слушания слова Божия. Основная забота всей христианской жизни состоит в том, чтобы постоянной работой над собственным сердцем приготовить в себе почву к принятию семени (слова) Божия. По-разному подходят люди к этой задаче. Пока мы разъясняем смысл притчи о сеятеле пусть каждый, по слову еп. Феофана Затворника, «...рассудит сам, к какому классу он принадлежит».

Некоторые люди бывают невнимательны, рассеяны и не благоговеют перед словом Божиим. Сердце таких людей как протоптанный путь, где никакой добрый плод не может вырасти, ибо семена Божественного слова брошены на почву нравственно огрубевшего сердца, затоптанного страстями, помыслами, похотями. Душа у этих людей, как дорога, открыта всем впечатлениям и помыслам; они как бы в пути, всегда жаждут новых увлечений и забав. Всякая добрая мысль в таких людях постоянно попирается приливом новых впечатлений. К таким людям, во время чтения или слушания слова Божия, тайно приходит враг нашего спасения, и, как говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский, «как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». У этих людей слово Божие скоро исчезает из памяти, оно забывается, как будто вовсе не было услышано.

«Семя, упавшее на каменистую почву» указывает на тех людей, которые, быть может, охотно, со вниманием слушают слово Божие. Эта группа людей, возможно, даже чувствительна ко всякому добру, но принимают они слово Божие на поверхности своего ума, не дают ему проникнуть в глубину сердца; они корня в себе не имеют, как семя при дороге, открытое для всех проходящих. Беда таких людей в том, что они легкомысленны, нетерпеливы, непостоянны. Они готовы принять слово Божие, пока оно не требует от них жертв. При благоприятных обстоятельствах они веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере. Они не хотят изменить образ своей жизни, чтобы быть достойными Царства Небесного, не хотят вести духовную борьбу - «невидимую брань», по выражению Отцов Церкви, не хотят идти по узкому пути. Когда случаются какие-то скорби, они не готовы терпеть, сбрасывают с себя крест, и потом впадают в уныние, нетерпение, ропот, и семя Божие, посеянное в почву их поверхностного сердца, погибает. А ведь Христос говорит, что «только претерпевший (же) до конца спасётся» (Мф. 10: 22).

«Семя, которое попало между терниями», - это те люди, у которых заботы века сего и обольщение богатством заглушают слово Божие. Следует подчеркнуть, что не самый век виноват, но именно заботы века сего. Такие люди послушают слово Божие, поймут его и как будто примут его к сердцу, и начинают жить по нему. Но на них скоро нападают житейские попечения или прельщают их всякого рода сиюминутные житейские удовольствия, а слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этими явлениями, и, увы, нет плода в жизнь вечную из-за того, что эти люди собирают плоды в жизнь временную. Таких людей, к сожалению, больше всего. Слово Божие говорит о небесном блаженстве, а такие люди предпочитают блаженство земное. Причем, часто они рассуждают так: «Когда-то мы получим небесные блага. А мир нам даёт свои блага теперь же». Некоторые даже понимают необходимость покаяния, но откладывают его. «Покаемся, приготовимся в старости, - думают они, - а теперь воспользуемся готовыми наслаждениями», забывая при этом, что, быть может, в старости ни сил не будет, ни возможности...

Наконец, «семя упавшее на добрую почву», это те люди, которые, услышав слово Божие, принимают его и хранят его, твердо решив следовать ему и приносят плод добрых дел. Получая в слушании и чтении слова Божия полноту знаний о Божественной истине, познавая эту истину, они слушают ее голоса и ей служат. Эти люди неизменно следуют завету апостола Павла: «Не слушатели закона, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13).

В Таинстве Евхаристии священник, вознося хлеб и вино, говорит Богу: «Твоя от Твоих Тебе приносим!», то есть «То, что Твоё, мы приносим Тебе!» Так же притча о сеятеле касается «тайн Царствия Божия». Для понимания этой тайны со стороны слушающих должна быть соответствующая ей направленность воли и подобающее для ее восприятия расположение сердца.

Слово Божие, то есть то семя, о котором говорится в притче, совсем не есть нечто внешнее для нас, нам чуждое. Подобно тому как Божественное Слово (Логос)-Христос не есть Некто чуждый Отцу, но Ему единородный, составляющий с Ним «Одно» (Ин. 10: 30) и сосуществующий с Ним «от начала» (Ин. 8: 25), и подобно тому, как Сын живёт Отцом (Ин. 6: 57), и никто не может придти к Отцу, как только через Сына (Ин. 14: 6), а видевший Сына, видит и Отца (Ин. 14: 9), ибо Сын сказал нам всё, что слышал от Отца (Ин. 15: 15), подобно этому слово Божие, евангельское слово, посеянное Христом в наши сердца при рождении, не есть нечто нам чуждое и инородное.

Евангелие не есть какая-то книжка, которую читают или изучают внешне. Евангелие есть жизнь в Боге, к которой мы приобщены уже с самого зачатия нашего силой Духа Святого, силой, делающей нас сообразными Богу, богоподобными. В Евангелии человеческая душа узнаёт не какие-то сведения о каких-то странных и чуждых нам событиях, записанных апостолами, но в Слове Божием человеческая душа узнаёт себя, своё родство и свою причастность Богу. В Евангелии человеческая душа узнаёт голос своего Творца, своего Отца Небесного, звучащего в сердце. На языке философии это называется, что Слово Божие нам имманентно, то есть оно в нас, с нами, а не вне нас и нам вовсе не чуждо (хотя и превышает наше разумение). Оно выше нашего разумения.

Семя Царствия Божия сеется, всходит и растёт непонятным, таинственным образом для нас. Писание говорит, что человек спит, и встаёт ночью и днем, и не знает, как в нём прорастает Царствие Божие (Мф. 4: 27). Оно прорастает в нём незаметным, чудесным образом. Плоды посеянного в нас Царства Божьего прорастают в нас так же чудесно и непонятно, как «приточное семя», и не можем мы определить, что есть умножение семени в тридцать, в шестьдесят или в сто крат, только знаем, что когда сердце наше начинает гореть в нас, как у Эммауских учеников, и кажется нам, что Сам Господь отверзает наш ум к уразумению Писаний (Лк. 24: 32) и приобщает нас к тайнам Своего Царства, когда вместо желания узнать что-то из Евангелия о Боге, сердце наше начинает узнавать Его в себе - это есть свидетельство, что семя «принесло плод».

Нам не судить о количестве и качестве плодов от посеянного в нас семени Царства Божия, только знаем мы, что наивысшим было бы для нас возвращение всех плодов Тому, от Кого мы их получили. Так, указывая нам пример, Сын Человеческий, подводя итог Своей земной жизни, сказал на Кресте: «В руки Твои, Отче, предаю Дух Мой!» Так, на Литургии, молясь о возниспослании божественной благодати, мы взываем: «Твоя от Твоих Тебе приносяще!» Так о плодах семени Царства Небесного Бог говорит человеку: «Сын Мой! Отдай Мне сердце твоё!» (Притч. 23: 26). Это значит - всё, что есть у тебя, человече, твои дары и таланты, твои дела и мысли и чувства, всё, что ты любишь и во что веришь, то есть всю жизнь, всё сердце твоё, Тому, Кто дал тебе его, отдай.

Но отдать Богу мы должны чистые мысли и чувства, чистую любовь и веру, чистую жизнь, и непорочное сердце. Мы должны быть готовы, вслед за псалмопевцем, сказать: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё» (Пс. 56: 8). Но как уготовить сердце, чтобы оно было готово принять семя, слово Божие?

Притча о сеятеле заканчивается словами: «Имеющий уши, да слышит!» Этими словами Христос как бы стучится в сердце каждого человека, призывая нас внимательно заглянуть в свою душу, понять себя, определить к какому разряду из вышеизложенных людей мы принадлежим.

В притче о сеятеле Христос ставит перед всеми одинаковую цель: принять слово Божие всем своим существом, принять его в чистое и доброе сердце. Свойство чистого сердца нельзя выразить более сильными словами, как словами ап. Павла, сказавшего о себе: «Не я живу, но живёт во мне Христос».

Для того, чтобы слово Божие могло пустить в нашей душе глубокие корни, нужно надлежащим образом приготовить почву своего сердца, как это делает умный земледелец, очищая землю от терний и прочих сорняков, мешающих росту полезного плода. В духовной жизни это значит совершить переворот в самих себе через покаяние. Зло будет исторгнуто из сердца только тогда, когда человек даст свободу слову Божию действовать внутри себя, и слово Божие «Божественным изменением», по выражению свят. Григория Богослова, переродит саму природу человека.

Притча о сеятеле указывает на то, что Бог спасает человека не без участия самого человека. Господь-Сеятель влагает в сердце человека Своё животворящее слово, человек же должен открыть своё сердце, принять в него слово и плод принести.

В молитве Господней «Отче наш» мы повторяем слова: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», и Христос отвечает на эти чаяния: «Царство Божие внутри вас». Но это желанное нами Царство, по слову Христа, достигается только усилием. Это значит, что Господь ждет от человека активности - активного служения Богу и ближнему, активного личного совершенствования.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня настал день чтения притчи о сеятеле.

Ее слова звучат из года в год, и ее подробности знакомы многим из нас. Но от этого, от ее повторения, или знания слов, сама она не стареет и она будет читаться вновь и вновь, так как у нас нет другой книги жизни, кроме Нового Завета, откуда приводится она к нам.

Обновляющаяся новизна слов сегодняшнего повествования, как и каждого слова евангельского, скрыта в обновляющей и возрождающей силе благодати Божией, которая неустанно подается нам свыше от Господа на каждый день и на каждый час нашего бытия и ведет нас к жизни вечной.

Апостол и спутник Христов Петр, после того как многие из бывших учеников Господа отошли от Него и уже не ходили с Ним на вопрос своего Божественного Учителя произнес ответ: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Вот эти то глаголы, слова-повеления сеет Господь.

Сеятель из года в год, вновь и вновь возделывает землю, без ропота, не изнывая от тяжести и не скучая от монотонности труда, не опуская рук в виду неопределенности судьбы будущего урожая от погодных условий выходит на нелегкий труд к снисканию хлеба насущного.

И Господь из года в год, изо дня в день идет к нам с доброй вестью евангельского слова и евангельской притчи. Вестью любви, вестью веры и вестью надежды в нас, таких изменчивых и неверных, не отказываясь от нас и не обижаясь на нас за наше омрачение страстями и холодность сердца, за всецелую поглощенность пожеланиями своей плоти. Эта надежда Его на то, что мы вместе с ним подготовим почву своей души для благодатного урожая.

Разные состояния земли, на которое падает святое зерно упоминаются в притче не для того, чтобы я, или кто-то из нас, сравнивали других людей между собой, или сравнивали их с собой, и конечно же в свою пользу, но для того, чтобы мы поняли, что все эти слова о каждом из нас, о нашей изменчивости и непостоянстве, о разных состояниях одной души одного человека. О нас, еще не обретших твердости и верности Слову Божию.

Но несмотря на это непостоянство, мы желаем и требуем искреннего и постоянного сочувствия ближних и верности от друзей, нам так хочется в этой жизни уверенности в себе, постоянства обстоятельств и понимания смысла происходящих событий, совершающихся или с нами или вокруг нас.

Нам кажется, еще последнее усилие, и будет достигнуто счастье, и не можем остановиться в стремлении улучшить свое земное бытие, а оно, недостижимое счастье и ускользает и убегает от нас. И забываем, что жизнь наша пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. И что нивы души нашей полны плевелов страстей, что сердце наше безучастно печали других.

«Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина».

Так описывает бедствия родной земли пророк Божий Иоиль, память которого сегодня совершается в Церкви и который жил за семь веков до рождества Христова. Тогда нападение врагов разорило землю и народ.

Подобными словами можно описать и бедствие человеческой души, находящейся под непрестанным и страшным нападением извне лукавых духов — а изнутри — терзаемой собственными страстями и смутными желаниями. Мы томимся отлучением — или добровольным или невольным — от Бога. И это томление иссушает душу, как опаленная солнцем растрескавшаяся корка земли без влаги.

И вот на этом пути, полном невзгод, на пути жизни, на который некоторые только вышли, а кто-то уже приближается к его краю, мы вновь слышим знакомые и родные слова Христовой притчи: «Вышел сеятель сеять».

Для слушателей Господа из простого народа и для апостолов они были непонятны и удивительны, как об этом упоминают апостолы Матфей и Марк. Непонятна была прежде всего небережливость, расточительность земледельца, который должен беречь каждое зернышко, как залог будущего урожая.

Но сеятель из притчи не из скудной земной сумы рассыпает обыкновенные зерна, но это Бог, Всемогущий и богатый в милости, Христос Спаситель сеет слово жизни, слово покаяния, которое ложится не на прах земной, но касается наших душ. Зерно истины действительно живо. И одного зерна достаточно, чтобы оно проросло милосердием в сердце, чтобы оно одно дало урожай нравственных убеждений и дел, радостных для Господа и для ближнего. Но сегодня мы отвлеклись, а минуту назад были рассеяны, во время слушания слова Божьего что-то нам досадило, у нас было плохое настроение, кто-то потеснил или толкнул нас. И мы рассеялись, задумались о своем и своих печалях и потеряли зерно истины. Но не все потеряно. Сегодня, уже через минуту душа наша встрепенется и будет внимательна.

Что же смягчит наше сердце? Что подготовит его к усердному и смиренному принятию Промысла Божиего в своей жизни, встрече с Богом? Что может вырвать из нас терния самоуверенности, самодовольства, неприязни и гордости?

Слова апостольского чтения, предварявшие чтение сегодняшней евангельской притчи, помогают понять это.

Апостол славит Крест Господень, которым для него ложный мир распят, и он распят им для мира страстей.

И потом, делом жизни он подтвердил это.

Древом Крестным, как плугом глубоко распахивается и разрывается окаменевшая короста самодовольства, недоверия Богу, разрушается панцирь духовной слепоты.

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа... Ибо во Христе Иисусе ничего а [все] новая тварь». (Гал. 6, 14-15)

Кто хоть раз работал на земле знает, как груба и тяжела ее материя, с каким трудом заступ разрывает плотное сплетение слепых корней. Но тот, кто приступал с духовным вниманием к своему сердцу знает, сколь труднее и плотнее ткань опутавших его страстей, как трудно рвать сплетение укоренившихся в душе пороков.

Но есть люди, у которых сердце было вспахано глубоко — страданием и состраданием, любовью, горем, до которого дошло сознание страшного одиночества человека, когда нет Бога в его жизни. В такое сердце Божие семя слова падает как в добрую землю, глубоко оно заходит, пускает корни, оживает всем опытом жизни этого человека, и страданием, и радостью — всем питается, и прорастает, и приносит плод. Но как мало таких слов принесло плод в жизни каждого из нас, в моей жизни, и вероятно, несомненно, в вашей жизни!

Но сегодня мы заняты чем-то своим. И Господь продолжает нести нам слово Своей истины, и слова или этой или иной притчи, или события из жизни Спасителя вдруг однажды падут на добрую землю. Господь не забывает нас, Господь верит в нас.

Как-то митрополит Антоний Сурожский находясь в России, тогда еще в СССР, получил вопрос: «Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то - во что Он верит?» И я ему ответил: «Бог верит в человека».

Эта вера Господа в нас — основное условие для нашего христианского возрождения: это великое таинство милости Божией. Вместе с Богом мы сами начинаем верить в человека, начинаем верить в самих себя. С Его, Господа, поддержкой мы понимаем, что значит любить ближнего, как самих себя. Любить — значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого, высшего звания к вечной жизни, и чтобы вместе с ним зерно веры росло и в нас.

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» — говорит пророк Иоиль.

Пророк говорит о будущем изобилии милости и благодати даров Святого Духа, которые будут даваться каждому, верующему во имя Христа, пришедшего спасти мир, оживить наши души.

И сколько бы раз мы ни слышали живое слово Божие, оно будет для нас ново и радостно, оно будет поднимать нас и готово принести плод.

Нам надо только удержать это слово, чтобы оно упало в расселину того камня, который мы несем в себе, который мы называем своим сердцем, своим сознанием, своей душой. И тогда оно станет живым и действенным. И удержанное оно начнет всходить и приносить плод.

Будем думать о том, кто мы в этой притче, рассказанной нам сегодня Самим Господом? Куда пало зерно его словес?

И если наше сердце еще не таково, то поставим перед собой вопрос: Как же этот камень раздробить, как же к жизни вернуть охладевшее сердце? Будем просить Господа, чтобы слово истины заключилось не в бездушные недра окаменевшего сердца, но чтобы отверзлись нам сокровища великие и благие, чтобы не оставило нас Его благословение, чтобы избежать нам всего, что истощает плод нашего духовного делания.

Будем трудиться на ниве своей жизни, чтобы слово истины, упавшее на нее, когда придет время сбора урожая, и мы сбросим эту временную оболочку, принесло плод жизни вечной, о которой говорил Христос Спаситель: Я принес вам жизнь, жизнь с избытком — такую полноту жизни, какую земля не может дать. Аминь.

Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч.

Как всякая притча имеет конец, так преходящ и мир сей, и все то, что в мире. Но духовное ядро, скрывающееся в скорлупе всех притч, остается крепким и не гниет.

Люди, которые этими притчами питают лишь очи и уши, остаются голодными духом. Ибо дух питается ядром притч сих, а они не в состоянии добраться до этого ядра.

Недуховный, плотской человек питается зеленой листвой многочисленных притч и всегда остается голоден и обеспокоен голодом. Духовный человек ищет ядро этих многочисленных притч и, питаясь им, бывает сыт и спокоен.

Притчами являются и все существующие вещи, ибо все они, как зеленые листья или как скорлупа, окружают скрытое ядро. Притчи суть и все происходящие события, ибо и они - лишь одежда для духовного содержания, духовного ядра, духовной пищи.

Помещённый в этот мир человек словно погружен в море премудрости Божией, выраженной в притчах. Но тот, кто смотрит на сию премудрость только очами, не видит ничего, кроме платья, в которую она облечена; смотрит и видит одеяние природы, но дух и ядро природы не видит; слушает и слышит природу, но слушает и слышит бессмысленные голоса, а смысла не понимает. Ни оком нельзя увидеть сердцевину природы, ни ухом уловить смысл ее. Дух обнаруживает дух; осмысление находит смысл; разум встречается с разумом; любовь чувствует любовь.

Воистину, беден и жалок этот мир, ибо быстро преходит, и тот, кто прилепится к нему как к чему-то, имеющему самостоятельную ценность, непременно падет и застонет от боли и стыда. Но мир есть богатая сокровищница поучительных притч, и тот, кто будет так его воспринимать и таким образом им пользоваться, не падет и не посрамится.

И сам Господь наш Иисус Христос в поучение людям часто использовал притчи, изображающие природу, то есть вещи и события мира сего. И часто Он брал для поучений обычные вещи и обычные события, чтобы показать, сколь питательное ядро и сколь глубокое содержание во всех них скрывается. В необыкновенных и редких происшествиях - например, в падении звезд, землетрясениях, больших войнах и т.п. - и обычные люди ищут некое духовное значение. Но только необыкновенные люди ищут и находят духовный смысл и в обычных, часто происходящих, ежедневных событиях. Самый Необыкновенный среди всех необыкновенных, когда-либо ходивших по земле, Господь наш Иисус Христос, как нарочно выбирает из мира сего самые заурядные веши, чтобы открыть людям тайну вечной жизни. Ведь что может быть обычнее соли, закваски, зерна горчичного, солнца, птиц, травы и лилий полевых, пшеницы и плевелов, камня и песка? Никто из ежедневно смотрящих на них лишь очами и не подумали бы искать в них сокровенные тайны Царства Божия. А Христос остановился именно на этих предметах и обратил на них внимание людей, открыв неизмеримые небесные тайны, скрываемые под внешним их видом. Точно так же просты и обычны события, которыми Господь пользовался, чтобы показать и объяснить всю духовную жизнь человека, или всю историю человеческого падения и спасения, или конец света и Страшный Суд, или милость Божию к грешникам. Веками люди смотрели на обычные события, похожие на те, что описаны в притчах о сеятеле и семени, о пшенице и плевелах, о талантах, о блудном сыне, о злых виноградарях, но никому и в голову не приходило, что под листвою этих событий скрывается ядро, столь питательное для духа человеческого, пока Господь Сам не рассказал сии притчи, не растолковал их значение и не показал их ядро.

Сегодняшнее Евангелие излагает известную Христову притчу о сеятеле, которая внешне рассказывает о весьма обычном событии, но в своей внутренней сердцевине скрывает Самого Господа Иисуса Христа, и человеческие души, и учение Евангельское, и причину гибели и путь спасения человеческих душ - всё сразу.

Вышел сеятель сеять семя свое . Сколь простое, столь и торжественное начало! Оно означает: пришло время посева, морозы и снега подготовили землю, пахари вспахали, весна пришла, и - сеятель вышел сеять. Вышел сеятель из дома своего, на ниву свою, сеять семя свое - не чужое, но свое. Сие есть внешняя простота; а вот внутренняя глубина: сеятель есть Христос, семя - животворящее Евангельское учение. Род человеческий тысячелетиями мук и страданий, блужданий и воплей разрыхлен и приготовлен к принятию Божественного семени живоносного учения; пророки распахали ниву душ людских, и Христос воссиял, словно весна после долгой леденящей зимы, и, подобно сеятелю, вышел сеять. Пророки суть пахари, а Он - сеятель. Если пророки посеяли кое-где семена, то семена те были не их, но заимствованные у Бога. А Христос вышел сеять Свое семя. Приходившие до Христа лжеучители брали семя у диавола и сеяли его в мире как свое. А Христос не заимствует ни у кого, но истинно сеет Свое семя. Вышел сеятель - но откуда вышел и куда? Вышел Сын Божий из вечных недр Отца Своего, но все-таки не отделился от сих недр. Вошел в тело человеческое, чтобы как Человек послужить людям. Вышел, как свет солнечный, не раздельный с солнцем. Вышел, как дерево из корня, от корня своего не отделяющееся. Души человеческие - Его нива; и Он вышел на Свою ниву. Мир чрез Него начал быть , а Он пришел в мир - значит, Он вышел на Свою ниву. Души человеческие чрез Него начали быть - и Он пришел к своим - значит, Он вышел на Свою ниву. Итак: из Своей обители Он вышел и пришел на Свою ниву, чтобы сеять Свое семя. Это настоящий Сеятель, со всех сторон окруженный миром из-за неоспоримости Своих прав на собственность и из-за чистоты и истинности путей Своих. Не таков Он, каковы выходящие из чужого дома, приходящие на чужое поле и сеющие чужое семя рабы, которые порою в злобе своей забываются и присваивают чужое, называя его своим - потому их окружает беспокойство и страх.

И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: ! Эти последние слова указывают, что в притче есть сокровенный смысл. Ибо все люди имеют уши и без труда могут слышать голос и слова сей притчи, но не все имеют слух духовный, чтобы слышать дух, что дышит в ней. Потому Господь говорит: кто имеет уши слышать, да слышит !

Вся эта притча ясна и правдива, даже если видеть в ней просто описание одного из обычных событий. Всякий земледелец смог бы подтвердить на основании своего собственного опыта, что, действительно, именно так и происходит с посеянными на ниве семенами. И всякий может поведать вам о своих трудах и муках на поле: сделать так, чтобы через него не ходили, выбрать из почвы камни, выкорчевать и сжечь терние - и, таким образом, всю ниву превратить в добрую землю. Но притча сия рассказана не ради того в ней, что каждому известно, но ради сокровенного смысла, ранее не известного никому. Она рассказана ради глубокой, вечной, духовной истины, в ней скрывающейся.

Нива представляет собою души человеческие; различные участки нивы означают разные человеческие души. Одни души - словно полоса при дороге; другие - как каменистая часть нивы; третьи - как место, заросшее тернием; а четвертые - как добрая земля, удаленная от дороги и очищенная от камней и терния. Но почему сеятель бросает семя не только на добрую землю, но и при дороге, и на камень, и между тернием? Потому что Евангелие открыто всем и не ограничено какой-то одной группой людей, как было со многими самозванными учениями греков и египтян, темными и чародейскими, целью которых была скорее власть одного человека или группы людей над всеми остальными, чем спасение душ человеческих. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.10:27). Так заповедал Господь Своим ученикам - главный Сеятель другим сеятелям. Далее, и потому еще, что Бог желает спасения всем человеческим душам, ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим.2:4), не желая, чтобы кто погиб (2Пет.3:9). Если бы Господь сеял Свое Божественное учение лишь среди добрых людей, тогда у злых была бы отговорка, что они даже не слышали о Евангелии. И, таким образом, свою погибель они приписывали бы Богу, а не собственной греховности. Но между тем они погибнут не по Божией вине, ибо Бог праведен и никакая вина не может даже приблизиться к свету Его правды.

В том, что три части семян пропали, виновен не сеятель и не семена, а сама земля. В том, что многие люди погибнут, не будет вины ни Христа, ни Его святого учения, но самих этих людей. Ибо они не вложат ни труда, ни любви, чтобы взрастить принятое семя; чтобы защитить его от сорной травы; чтобы закопать его в плодородную глубину души своей и сохранить его до принесения плода и до жатвы. Но хотя три части нивы останутся бесплодны, слово Божие даст обильную жатву. Как и сказал Бог чрез пророка: слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис.55:11). То, что некоторые люди не воспользуются словом Христовым, не значит, что слово сие посеяно напрасно. Богу все возможно: Он может сделать так, что из-за этого его жатва на доброй земле станет обильнее. В худшем случае, слово Его возвратится к Нему, если не иначе, то как талант, закопанный злым рабом или как мир, принесенный дому и им не принятый. Как повелел Господь апостолам приветствовать каждый дом, в который они входят, говоря: «Мир дому сему». И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится (Мф.10:12-13).

Но послушаем лучше, как Сам Господь раскрывает внутренний смысл сей притчи. Ибо это одна из редких в Евангелии притч, которые Христос истолковал Сам. А истолковал потому, что Его об этом попросили апостолы:

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют . Ученикам эта притча именно из-за своей простоты казалась непонятной и с трудом применимой к духовной жизни. По евангелисту Матфею, ученики сперва задали вопрос: для чего притчами говоришь им ? Евангелист Лука вопрос сей пропускает и приводит второй: что бы значила притча сия ? Христос отвечает им на оба вопроса. Прежде всего Он проводит различие между Своими учениками как слушателями и прочими слушателями. Хотя ученики были простецы, благодать Божия была на них; и хотя они в то время еще не были совершенны, все-таки их духовное зрение стало достаточно острым для познания тайн Царствия Божия. Им иногда можно было говорить и прямо, без притч; но прочим говорить без притч было невозможно. А что и апостолам не всегда можно было говорить без притч, мы видим из последней беседы с ними Христа: Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами (Ин.16:25). Почему же он говорит в притчах народу? Так что они видя не видят и слыша не разумеют . То есть: если бы Я говорил им прямо и без притч, они смотрели бы телесными очами и не видели ничего и слушали бы телесными ушами и не разумели ничего. Ибо духовные предметы не видимы для телесных очей и не слышимы для телесных ушей. А что сии слова имеют именно такой смысл, ясно из этого же предложения у евангелиста Матфея, у которого оно построено несколько иначе: потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют . То есть: когда Господь говорит им обнажённые духовные истины, не облаченные в притчи и сравнения с вещами и событиями сего видимого мира, они не видят этих истин, они их не слышат и не разумеют. Все духовные истины суть из мира иного, из мира духовного, Небесного; и лишь духовным зрением, слухом и разумом можно их заметить и постичь. Но эти духовные истины показаны в мире сем в одеянии вещей и событий. Многие люди потеряли зрение, слух и разум для духовных истин. Многие смотрят лишь на одеяние, слушают лишь внешний глас и понимают лишь внешние свойства, формы и природу вещей и событий. Это плотское зрение, плотской слух и плотской разум. Господь наш Иисус Христос знал слепоту людей, и потому как премудрый Учитель, руководил людей, ведя их от материальных предметов и физических фактов к духовным. Потому он и говорит им в притчах, то есть в единственно доступном их зрению, слуху и разуму облике.

Ответив таким образом на первый вопрос, Господь переходит ко второму: Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись . Народу Господь сказал: было потоптано, и птицы небесные поклевали его , а ученикам говорит: приходит диавол и уносит слово из сердца . Первое означает второе; второе является объяснением первого. Как семя, упавшее при дороге, топчут люди и клюют птицы, так диавол топчет и клюет посев Божий, слово Божие в сердце человеческом. Потому мудрый домовладыка огораживает ниву и отводит от нее дорогу; и потому мудрый человек заграждает путь чрез сердце свое, чтобы злой дух не ходил в нем и не топтал, не губил того, что Богом в сердце человеческом посеяно. Если мы прокладываем через сердце свое дорогу, то по этой дороге бродит туда-сюда толпа людей и бесов. Тогда Божественное семя стирается и пропадает, а толпа не только топчет семя Божие, но еще и сеет свое семя зла. Такое неогражденное и для всякого открытое сердце подобно жене прелюбодейной, изменяющей своему мужу и делающей себя смрадной помойной ямой и бесплодной дорогой, на которую охотнее всего слетаются хищные птицы небесные, то есть бесы. Никакая душа человеческая столь им не мила, сколь та, что сделала себя проезжею дорогой. На камне и между тернием семя хотя бы взойдет, но на дороге оно не может даже прорасти из-за путников и прохожих, и его сразу затопчут ноги и растащат бесы. Божественное семя произрастает и приносит плод лишь в девственной душе, коя представляет собою не проезжую дорогу, а ограждённую и охраняемую ниву. Если бы возникла потребность объяснить притчу притчей, то притчу о семени при дороге лучше всего объяснила бы притча о блуднице.

Почему диавол уносит слово Божие из сердца людей? Это Господь объясняет словами: чтобы они не уверовали и не спаслись . Из сего ясно, что вера в слово Божие есть основа нашего спасения. У того, кто долгое, долгое время не сохраняет в сердце своем слово Божие - и только лишь слово Божие, сердце не может согреться верой, следовательно, и душа его не может спастись. Пока сердце еще не согрето словом Божиим, диавол спешит похитить и унести слово Божие из сердца. Блажен тот, кто хранит слово Божие в сердце как величайшее сокровище, не позволяя ни людям, ни бесам топтать и растаскивать сей святой посев.

А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают . Поначалу они с радостью принимают, некоторое время веруют и, наконец, из страха отпадают. Как невольник, который, много лет проведя в темнице, увидел, что кто-то распахнул его дверь и крикнул: «Выходи, ты свободен!» Сперва он радуется и начинает собираться, чтобы выйти; но когда подумает о том, что ему придется привыкать к новому образу жизни и новым делам, пугается этого нового, неизвестного и с большею охотой снова удаляется в темноту, сам закрывая перед собой двери темницы.

У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растёт при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: «Если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?» И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю.

Подобных боязливых людей и сегодня много между нами. На поверхности их сердца зазеленела вера в Бога. Но земля весьма неглубока, а под нею - твердый камень. Когда для них воссияет великое солнце правды Божией, при свете которого они видят, что слово Божие требует глубины, что оно простирает свои корни до самого дна сердечного, и до дна души, и до дна ума, - тогда они пугаются. Они еще согласились бы пустить Бога в свою переднюю, приберегая все остальные комнаты для себя. Но когда они увидели, что Бог есть солнце, в близи которого ни одна комната не может оставаться во тьме, их охватил страх. А когда для такого человека еще и настанет скорбь или гонение за слово (это и есть бури и ветры), он тотчас соблазняется . Шаткость в вере есть служение одному господину и обещание службы другому. Колеблющиеся на деле служат диаволу, а обещают служить Богу. Но как Бог поверит их обещаниям, если они не уверовали в то, что обещал Он Своим словом?

А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода . Заботы суть терние, любовь к богатству - терние, наслаждения житейские - терние. Когда между сим тернием упадет слово Божие, оно всходит, но не вырастает, и на нем не вызревает плода, ибо терние заглушает его. Слово Божие не может произрастать в тени чего бы то ни было. Оно растет лишь на такой ниве, на которой является основным посевом и покрывает своею тенью все остальное. Под заботами здесь подразумеваются заботы о временной жизни; под богатством - богатство внешнее; под наслаждениями - наслаждения мирские, плотские, преходящие и тленные. Это волчцы, среди которых чистейшая и нежная травка Божия не растет. Апостол Петр говорит: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (2Пет.5:7). Одну-единственную заботу возлагает на нас Господь - заботу о душе, о спасении души. Но сие есть величайшая забота, и если об этом позаботиться, то всё остальное позаботится само о себе. Все прочие маленькие заботы заглушают семя сей величайшей заботы, а без нее и от них нельзя избавиться, даже если бы человек прожил с ними на земле тысячу лет. Истинное богатство даруется Богом, а не похищается у людей или природы. Надеющийся на богатство свое упадет (Притч.11:28). Такой человек умрет озлобленным и неудовлетворенным и, словно нищий, нигде ничего не имея, предстанет на Суд Божий. А наслаждения? Не являются ли и они волчцами и тернием, заглушающими слово Божие? Се, послушаем того, кто буквально купался в наслаждениях житейских, послушаем царя Соломона, который признается, говоря о себе: Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем (Еккл.2:10-11)! А вот что провозглашает отец Соломона, мудрейший его: Оправдания Господня права, веселящая сердце (Пс.18:9); Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть (Пс.118:111); Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу (Пс.119:162). Итак, истинное наслаждение, богатство, радость и веселье суть в слове Божием. Все богатство мира сего, все его наслаждения и радости по отношению к богатству, наслаждениям и радости мира духовного, Царствия Божия, - лишь скорлупа, лишь притча.

А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит ! Добрая земля - это добрые души, души, жаждущие правды и алчущие любви. Как жаждущий олень в поисках источников водных, устремляются сии добрые души по сухой пустыне этого мира, желая погасить свою жажду и глад правдою вечной и любовью непреходящей. И когда в такие души падет роса и манна небесная со Христовых уст, они купаются в радости, и возрастают до небес, и приносят бессчетные плоды. Чрез души сии ведет один только путь, и им идет только Христос; для всех остальных путников и прохожих путь этот прегражден. В душах сих нет камней и терния, но лишь чистая, плодородная и разрыхленная земля, на которой растет только один посев - тот, что посеян Господом нашим Иисусом Христом. Сказано: хранят его в добром и чистом сердце . Добрые люди не хранят слово Христово записанным на бумаге, ибо бумага находится вне человека и может потеряться; и не хранят его лишь в памяти, ибо память находится на краю человеческого сознания, и слово Божие может забыться. Хранят они его в самом центре себя, в сердце своем, в сердце добром и чистом, где слово не теряется и не забывается, но, как закваска, поднимается, как пшеница, плодоносит, как вино, веселит сердце человека и, как елей, помазует всю жизнь человеческую, так что она сияет, подобно солнцу.

Какой урожай приносит слово Христово на доброй земле? Иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать . Так Господь сказал по бесконечной Своей милости и снисхождению к людям. Он не требует со всех людей одинаково, но от одних больше, от других - меньше: лишь бы как можно больше душ спаслось и наследовало Царствие Небесное. Евангелист Лука упоминает только о сторичном плоде - принесло плод сторичный - чтобы в общем показать обилие урожая на доброй земле. А Матфей и Марк говорят не об обилии урожая вообще, но о трёх различных количествах плодов, которые удовлетворяют Домовладыку. Этим выражается та же мысль, что и в притче о талантах. И к рабу с десятью талантами, и к рабу с четырьмя талантами Господь обращается с одинаковыми словами и равно их награждает: хорошо, добрый и верный раб! - войди в радость господина твоего (Мф.25:21-23). Ибо и Царствие Небесное имеет ступени величия и власти, и не все спасённые создания находятся на одной ступени, хотя все - в несказанном сиянии и неизреченной радости. Кто имеет уши слышать, да слышит ! Словами сими завершил Господь и толкование притчи, как до этого теми же самыми словами завершил пред народом саму притчу. Да еще и возгласил сие. Два раза Он повторяет одни и те же слова, и оба раза сказано: возгласил! Для чего? Для того, чтобы пробудить внутренний слух в оглохших людях. Чтобы эхом отозвалась жизненная мудрость Его сквозь многие столетия, и чтобы услышали о ней все поколения людей до конца времен. Потому-то Он повторно возглашает и повторно говорит: кто имеет уши слышать, да слышит ! Возглашает человеколюбивый Друг людей, единственный Друг тех, на кого, словно на брошенную падаль, набросились чёрные птицы небесные; возглашает, чтобы предупредить об опасности; возглашает, чтобы указать один-единственный узкий путь спасения из гнилостного горения и дыма этого мира; возглашает кроткий и благий Господь, ибо речь здесь идет ни о чём меньшем, как о спасении жизни человеческой: не о платье, не о доме, не об имуществе, но - о жизни. Он возвышает Свой глас не от гнева на людей, но подобно нежной матери, которая увидела чад своих среди змей - и закричала! Дети играют и не видят змей, а мать видит. А если дети и увидят змей, они не знают, как спастись, а мать знает. Потому мать и взывает к чадам. Потому Христос и взывает к людям, с начала до конца истории: кто имеет уши слышать, да слышит ! Да будет честь и слава Живому и Живоносному Господу и Спасу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.