Прилепин последние публикации. Прилепин последние публикации Читать статьи захара

Люди иногда оглядываются назад и вдруг ужасаются. Не просто удивляются, а именно что ужасаются.

Моё поколение выросло четверть века назад: страшно молвить. Почти как в книге про трёх мушкетёров.

В 1991 году я окончил школу. В августовские дни распада СССР оказался в Москве, бродил и смотрел на людей. Люди возбуждёнными колоннами маршировали взад-вперёд.

По сути говоря, они тоже тогда были в тренде, в моде — молодые демократы, глашатаи перестройки, сторонники — о чём тогда говорили на каждом углу? — «бригадного подряда», «гласности», «открытых границ», «невидимой руки рынка», «покаяния».

Покаяние — это обязательно, как рыбий жир. Не хочешь, но пей.

Теперь я втайне предполагаю, что две трети из тех, кто тогда ходил по Москве, и по всем остальным городам России, выкрикивая демократические лозунги и агитируя за Бориса свет Николаевича, не стремятся об этом рассказывать внукам, многие — элементарно стесняются, иные — горько стыдятся, в целом же большинство делает вид, что этого не было, потому что быть не могло.

Но ладно ещё — политика. Здесь, как говорит один мой добрый товарищ, «можно спорить».

Я и другие вещи помню.

Когда сегодня огромные очереди стоят чтобы припасть к святым мощам или поклониться иконе Богоматери, я гоню от себя мысль о том, что добрая половина тех же людей в своё время заряжала воду в банках под руководством экстрасенса Чумака и лечила почки, печень и поджелудочную, слушая проповеди экстрасенса Кашпировского.

Смотрели в телеэкраны и заряжались, расставив вокруг себя банки с водой. Это ведь тоже было модой — оглушительной, повальной, необъяснимой.

Гуляя в августе 91-го по Арбату — даже я, 16-летний подросток — удивлялся, как, каким образом моя вполне себе просвещённая страна, дошла до такой степени… чего?

Да всего чего угодно: разнузданности, лихости, глупости, подлости, открытости, искренности.

У меня просили подпись за восстановление монархии, мимо проходили люди, напевавшие «Харе Кришна!», навстречу им шли язычники с витиеватыми языческими свастиками, между них сновали люди со значками «Хочешь похудеть — спроси меня как», здесь же играли в напёрстки, проповедовали свою веру адвенисты, сайентологи, баптисты, антифашисты, телепаты, кастраты; неряшливо одетые люди спасали России от сионистского заговора, интеллигентно одетые люди в очках спасали Россию от всероссийского погрома, дата которого им была известна с точностью до минуты — причём погром курировали генералы КГБ, также известные поимённо; студенты звали страну к топору — хотя сами явно никогда никаких топоров в руках не держали, иные находили избавление от всех проблем в обливании себя ледяной водой, что демонстрировали здесь же, повсюду оставляя после себя сырость, третьи, осуществляя круговорот жидкости в организме, пили такое, о чём в приличном месте говорить не приходится, и других пытались угощать, четвёртые же пили всё подряд — и казались самыми здоровыми на этом празднике жизни.

Но если бы только столица сошла с ума, попав в перекрестье десятков модных трендов.

Для того чтоб убедиться в кошмаре случившегося с нами, далеко идти не приходилось: достаточно было зайти в любой — городской или сельский клуб — где молодые люди, мои ровесники, проводили свой незатейливый досуг.

Нормальные пацаны вшивали в трико красные полосы — и так ходили, целыми городами, с лампасами: новейшие индустриальные казаки? Просто остолопы? Кто они были? Что с ними было?

А эту раскраску девичьих лиц вы помните? Помните их причёски и то, в какой цвет красили волосы старшеклассницы?

Самые дикие джунгли, самые хитрые животные джунглей, не смогли бы отразить те великолепные цвета. Если б старому мудрому хамелеону предложили спрятаться в причёске старшеклассницы России «эпохи перемен» — он сошёл бы с ума! — он перепробовал бы все свои возможности, включил бы режим «осеннее дерево», «ярко-жёлтая листва», «спина бегемота», «грязи вселенские», «труха», «застывшая лава», «ночной пожар», «соломенная крыша», «я банан, просто банан», «вернулось всемирное похолодание, выпал первый, не самый удачный снег за двести тысяч лет», «хорошо, хорошо, теперь я змея, я сохраняю покой» — и на очередной попытке разорвался бы к чертям.

Чем они красили свои гривы? Как они их завивали? Где они находили помады и тушь, чтоб довести себя до такого состояния?

Демоны! Они были как заблудшие демоны.

Ещё я помню девушек в ботфортах — этих гренадёрских сапогах, символизировавших тогда смелость и просвещённость; я помню, как певица Валерия в них выступала, пела народную песню; в университете иные мои сокурсницы тоже ходили в этих сапогах: по крайней мере, до тех пор, пока в такие же сапоги дружно не переоделись девы лёгкого поведения, ищущие удачи вдоль освещённых трасс.

Теперь, предположу, такие сапоги и в публичных домах стесняются надевать, разве что в какой-нибудь совсем бесподобной ролевой игре, вроде «Мадам гренадёрша и её дрессированный провинившийся солдатик».

А слушали — что мы слушали, какую, с позволения сказать, музыку?! (Верней не мы — а они, я не слушал, и наговаривать на себя не обязан).

Начали с группы «Мираж», что уже было дичью; следом перешли к «Ласковому маю», будто полвека нас не воспитывали на песнях Утёсова, Вертинского, Марка Бернеса, Кристалинской, Эдуарда Хиля, Муслима Магомаева и молодой Пугачёвы — а держали нас всё это время в самом несчастном детдоме, на пшённой каше без сахара, а все нас обижали: няньки, воспитатели, истопник Фёдор.

Поэтому: бел-лые розы, бел-лые розы, беззззащитны шшшшипы! Ы! Ы!

Ладно бы ещё малолетки западали на Шатунова — нет, его слушала милиция, сельские администрации, учителя средних и высших учебных заведений, на концерты «Ласквого мая» приходили почётные пенсионеры. Где нашли этих пенсионеров, где их держали все предыдущие восемьдесят лет? В лесу? В зоопарке? Они смогли бы победить в самой страшной мировой войне под такие песни? Отчего они себя не спросили об этом?

Впрочем, следом пришло такое, что и Шатунов стал казаться вполне себе милым и приличным парнем.

Явились какие-то гнусавые малоумки, то с огромным количеством зубов, то вовсе без оных, представители третьего пола, радужные птицы с перьями в области поясницы, силиконовые губы гулящие сами по себе, в отсутствии головы, другие части тела, казалось бы, не приспособленные для пения, дуэты разных частей тела, квартеты представителей третьего пола и пола ещё не изведанного никем, кроме представителей третьего пола.

О, пора открытий! Пора свободы.

В моём классе, знал я в 91-м году, не пробовал наркотики ещё ни один человек, а тремя классами младше, к 95-му году, сложно было найти того, кто ни пробовал хотя бы раз. От барбитуры до метадона — разбирались во всём, все, даже ученики начальной школы. Это была всем модам мода.

Учителя, которые учили многих из нас — они, видимо, тоже что-то скрывали от мира долгие годы.

В городке, где я родился, в конце 90-х, единственная школа неизменно закрывалась с 12 до 14 часов: учителя не могли пропустить очередную серию какого-то сериала, то ли «Богатые тоже плачут», то ли «Рабыня Изаура» — и вместе с учениками, торопясь и толкаясь, бежали следить за судьбой метиски или мулатки, или полностью, непоправимо чернокожей героини.

А потом возвращались: и преподавали детям историю, русский язык, прозу Достоевского, основы государства, права, здравого смысла.

Неужели это было с нами?

…сегодня, как нам кажется, накал страстей уже не тот.

Кончилась краска, которой несчастные девушки красили свои гривы.

Умолк Юрий Шатунов.

По Арбату ходят взад-назад вполне приличные люди.

Учителя, если имеют наклонности к просмотру латиноамериканского «мыла», то скрывают их.

Молодые люди уже не стремятся перепробовать все колёса на свете: многие в курсе, что так можно уехать слишком далеко.

Фрики занимают положенное им место, и возбуждают только свой тихий круг, а не многомиллионные аудитории телеканалов.

И всё-таки.

Прежде чем увлечься чем-нибудь, ну, неважно чем: пирсингом, дайвингом, шоппингом, лизингом, петтингом, ауткоммингом, дауншифтингом — на секунду остановитесь, и спросите себя:

— Со мной всё в порядке? Не чересчур ли я модный?

Сосчитайте до ста.

Или хотя бы до десяти.

Никогда не собирался ничего публиковать, но как говориться, жизнь заставила. В одном из обсуждений, местный укропский клоун Honner1 дал ссылку на ЯКОБЫ статью З.Прилепина с таким комментарием: "Певец «Новороссии» прозрел:..." (

Перейдя по ссылке я даже испугался за Приленина. Но, ссылка вела не на оригинал статьи в газете "Известия", а на какой-то укропский ЖЖ, к тому же заблокированный в РФ. И, как водится у укропов, в статье всё переврали.

Конкретный пример:

Фраза укропа: На каждого Моторолу - свои «полевые командиры»… они всегда могут сказать самим себе, что при взятии аэропорта потери были: 1 киборг до 10 ватников…(конец фразы)

Фраза Прилепина: На каждого Моторолу - свои «полевые командиры», пусть иной раз и не столь удачливые, зато они всегда могут сказать самим себе, что при взятии аэропорта потери были: 1 киборг к 10 ватникам, и на этом нехитром вранье успокоятся, киборги ведь всё равно непобедимы, даром, что на Украине вообще никто не знает, сколько киборгов они уже похоронили, а главное - и знать не хотят.

Так что, читайте оригинальную статью З.Прилепина, без свидомых правок:

Тот, в котором надо угадать себя

Писатель Захар Прилепин - о стране без государственности, мести и новой национальной идее украинцев

Глупо недооценивать: украинский народ, или серьезная часть украинского народа, переживает то, что называется «пассионарный взрыв».

Когда мы говорим о патриотическом чувстве русских людей, о десятках тысяч ополченцев, о гуманитарных поставках, в которых принимают участие многие и многие россияне, - надо отдавать себе отчет, что на Украине имеет место то же самое, но в гораздо более радикальных и масштабных формах.

Украину, грубо говоря, прёт.

И основная причина - вовсе не пресловутое стремление в Европу, к цивилизованным ценностям, комфорту и разнообразной свободе. Основная причина - это четкое и яростное осознание борьбы с той силой, что, как кажется украинцам, всегда довлела над Украиной.

Сила эта: Россия, русские.Они почувствовали, что не просто страстно хотят, но наконец и могут победить пресловутого «старшего брата» и назначить «старшим братом» себя. Хотя бы в лице Новороссии. Тогда вековая мечта исполнится: они посмотрят на это уродливое, огромное, тяжелое образование сверху вниз. И, быть может, даже поспособствуют распаду этого подлого государства, тысячу лет присваивающего их славу, их государственность, их культуру и чего еще там они себе напридумывали в кипяченом полубреду.

Ради такого дела можно пожертвовать многим и многим.

Украина слишком долго ждала этого. Страна, никогда не имевшая собственной государственности, с мифологизированной до веселого абсурда историей, - она, по сути, именно сегодня отвоевывает свой вожделенный суверенитет, создает свою новейшую мифологию. Украинцы чувствуют себя древними греками, они зачастую ведут себя почти так, как вели себя русские в самые страшные моменты нашей истории.

Все эти четыре, или шесть, или восемь русско-украинских войн, которые они там ретиво преподают в школах и университетах и о которых не знают только в России (и в остальном мире тоже), именно сегодня должны увенчаться решительным сражением.

Ставки их не просто высоки - они абсолютны: Украина либо должна родиться, либо роды не состоятся.

Поэтому ощущения от массового поведения самостийствующих украинцев иной раз хочется описывать в терминах медицинских. Порой такое случается: человека охватывает невиданная ярость, когда он перестает ощущать страх, боль, усталость - и становится на некоторое время неостановим. Он может с разбегу пробить стену головой, схватить в руки раскаленный предмет, получить ножевое, осколочное, колото-резаное, рваное ранение, а то и потерять на бегу целый орган - и это его не напугает. У него есть страшная обида и - цель. Он несется к этой цели.

Блаженное отупение чувственности настолько велико там, что, вот увидите, даже потерю Крыма и в той или иной форме отчуждение части Донецкой и Луганской областей они воспримут как победу: ну и что, скажут они, это всего лишь шесть, или восемь, или сколько там процентов нашей территории, а вы хотели захватить Киев, а не захватили, ла-ла-ла. В итоге они на чистом глазу объявят, что девятую русско-украинскую войну они тоже почти выиграли. Отстояли свою независимость в борьбе со страшным врагом. Никакого разумного и рационального выхода из этой ситуации нет и не предвидится.

Всё, что русские могут противопоставить этому, - здравый смысл и отсутствие шапкозакидательства. Это только наши прогрессивные деятели подрагивают на тему того, что в России ужасный «патриотический угар» и завтра тут наступят фашизм, погром и воронок поедет к «Жан-Жаку» ловить на выходе клиентуру.

Патриотический подъем на Украине по отношению к нашему (и даже к новоросскому) на десять баллов, на тысячу децибел и на две тысячи ватт мощней. На каждую нашу гуманитарную поставку они делают вдесятеро больше, копилки для сборов на ВСУ стоят в каждом магазине, на каждом почтовом пункте и наполняются ежечасно. На каждого врача, поехавшего из России или из бывших республик СССР лечить и спасать дончан и луганчан, у них есть пять своих врачей, спасающих бойцов ВСУ. На каждого добровольца - десять добрых молодцев пана Яроша, который, как мы видим, вообще не собирается прекращать войну. На каждого Остапа - свой Анд­рий, а батька Тарас вообще не просматривается. На каждого Моторолу - свои «полевые командиры», пусть иной раз и не столь удачливые, зато они всегда могут сказать самим себе, что при взятии аэропорта потери были: 1 киборг к 10 ватникам, и на этом нехитром вранье успокоятся, киборги ведь всё равно непобедимы, даром, что на Украине вообще никто не знает, сколько киборгов они уже похоронили, а главное - и знать не хотят.

А украинские женщины? За этот год на просторах Сети мне встречались сотни и сотни воинственных, жаждущих чужой смерти киевлянок и одесситок с высшим образованием, глубоко взрослых, более чем приличных на вид - известнейшие журналистки, певицы и телеведущие произносят там вслух такое, что в России не посмеет сказать ни одна их местная коллега. На этом фоне все феминистские рассказы о том, что если бы во главе государств стояли женщины, не было бы войн, кажутся чудовищным бредом, чудовищнейшим.

И, главное, имеет место быть не просто мужество, а определенное остервенение украинской власти. Вспомните, как начиналась АТО: одно за другим воинские подразделения переходили на сторону ополченцев, первые атаки были легко отбиты, несколько раз ополчение накрывало «Градами» целые украинские батальоны - жертвы были ужасающие. Риск того, что страна расползется, казался огромным: Харьков, теперь мы знаем про это, просто не получил 200 автоматов, никто не собирался им их передавать - иначе фронт сейчас был бы далеко не под Донецком.

Прямо говоря, лидеры Украины оказались не Временным правительством февраля 17-го, а истинными большевиками, даром что они Ленина валят по всей стране: хватка за власть у них - не скажу про интеллект и идейность - именно что ленинская. Сколько угодно можно кричать про то, что скоро вся Украина будет сидеть на шестке подо Львовом, а Порошенко повесят свои же, - Украину это только смешит: боли она не чувствует, страха не имеет, бедности не пугается. Снимите хоть сто репортажей о том, что из деревень и сел Украины мужики массово бегут в Европу и в Россию прочь от военкомов, - свои 50 тысяч нового войска они всё равно соберут. И это будут, да, необстрелянные юнцы - но это, признаем, той же самой породы юнцы, что и русские призывники на любой нашей войне. Собственно, они русские и есть. Были. Поэтому украинский солдат, как мы видели в аэропорту и видим под Дебальцево, воюет даже тогда, когда перебита четверть его подразделения, а потом и половина, а потом и две трети. Он воюет, когда у него нет питания, нет связи и когда все офицеры оказались дураками, а иные еще и разбежались.Они делают ровно то, что делали русские солдаты последнее тысячелетие.То, что украинцы были в Отечественную вторыми среди всех народов России по количеству Героев Советского Союза на душу населения, - надо помнить, надо забить себе в память молотком. Это дети и внуки тех же героев и бесстрашных солдат - прямые их потомки. Мало того, и среди бандеровцев героев было не меньше, иначе чем объяснишь, что самая сильная армия в мире - Советская, послевоенная, армию японскую просто смела, а бандеровцев ловила в лесах западенщины года два еще как минимум - и так и не переловила до конца.Но тогда к тому же никакой Обама не обещал бандеровцам поставок вооружений, инструкторы НАТО не бродили за ними по пятам с дельными советами и никакие послы доброй воли не приезжали к ним с печеньем и морковкой.

Русские люди должны во всей полноте осознать, с кем имеют дело ополченцы Новороссии, на кого все мы смотрим сейчас. Мы смотрим на свое же вырвавшееся на волю и зажившее вольной, буйной жизнью зеркальное отражение. При удобных обстоятельст­вах это отражение может разбежаться и своим бычьим лбом так вдарить нам в лоб, что неизвестно еще, чьи мозги останутся на стене.И мотиваций у этого зеркального отражения куда больше - ополченцам нужна всего лишь свобода, а их противнику нужна месть за всю историю Украины сразу, за всю! И уже не важно, чего там в этой истории они себе досочинили и сколько лишних веков приписали. Вся эта снисходительность на тему, что, мол, братья-хохлы, вы сами заплачете, когда поймете, что карман дыряв, а Европе вы не нужны, - гроша ломаного не стоит. В гробу они видали вашу снисходительность. Мира не будет.

Открой для себя ярких авторов

ЗАХАР ПРИЛЕПИН

«Лично мне давно хотелось сказать, перефразируя известные слова Довлатова о Чехове, что можно восхищаться умом и талантом многих современных русских писателей, но похожим хочется быть только на Прилепина».

И. Белов, поэт, критик

Его зовут Захар Прилепин. Онладно скроен, двигается с небрежной грацией, у него четкой лепки мужественное лицо и хорошая уверенная улыбка. Его имя буквально ворвалось в современную русскую литературу, когда в 2003 году был опубликован роман «Патологии» - лучшее, по мнению многих критиков, произведение о новейшей Кавказской войне. С этим романом Прилепин сразу вошел в лидеры своего поколения, на голову опередив своих сотоварищей, уже годами публикующихся в толстых журналах.

Он верит в Бога, а книги пишет вполне современные – со всем натурализмом и откровеннойисповедальностью. Никакого лака, никакой идеализации – и все же в его книгах больше здорового отношения к жизни и человеку, чем у его более рафинированных пишущих современников.

Прилепин – добрый писатель, что большая редкость сегодня. В его описании женщин и детей столько нежности, столько поэзии. А как он любуется друзьями!..

Публицист Дмитрий Быков в своей статье о Захаре Прилепине написал: «Признак большого писателя – необязательно способность выстроить крепкий сюжет или великий вопрос. Большой писатель обязан уметь писать заразительно. Чтобы когда герои пьют – читателю захотелось выпить, когда едят – есть, когда занимаются любовью – немедленно последовать их примеру. Книги Прилепина вызывают желание жить – не прозябать, а жить на всю катушку».

В одном из своих интервью на вопрос журналистки, считает ли он себя счастливым человеком, Захар Прилепин признался:

- Да, безусловно, да. Я просыпаюсь каждое утро с этой мыслью. Меня переполняет это: «Господи, как хорошо!» У меня все в жизни получается и, как в Чечне говорил мой товарищ Хасан, «везет, как дурачку». А чего огорчаться?

БИОГРАФИЯ:

Захар (настоящее имя Евгений) Прилепин родился в 1975 году в деревне Ильинка Рязанской области. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета. В качестве командира взвода ОМОН участвовал в двух чеченских кампаниях. Член Национал-большевистской партии. Автор книг «Патологии», «Санькя», «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы», «Т erra Tertarara : Это касается лично меня», «Я пришел из России», «Черная обезьяна» и др. Финалист премии «Русский Букер», лауреат премии «Национальный бестселлер» и ряда других российских премий. Книги переведены на девять языков. Генеральный директор новгородского представительства «Новой газеты». Член редколлегии журнала «Дружба народов». Секретарь Союза писателей России. Женат, четверо детей.

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ:

Лауреат премии Бориса Соколова (2004)

Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)

Лауреат премии «Роман-газеты» в номинации «Открытие» (2005)

В 2006 году стал финалистом премии «Русский Букер»

Лауреат Всекитайской Международной Литературной премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)

Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за роман «Санькя» (2007)

Лауреат литературной премии «России верные сыны» имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех» (2007)

Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в рассказах «Грех» (2008)

Серебряная медаль Бунинской премии за книгу «TerraTartarara: Это касается лично меня» (2009)

Лауреат премии «Супер Нацбест», роман «Грех» назван лучшей книгой десятилетия (2011)

Лауреат премии «Русский Букер десятилетия» (2011)

Лауреат премии «Бронзовая Улитка» в номинации «Крупная форма» за лучший фантастический роман года - «Чёрная обезьяна» (2012)


Центральная библиотека г. Энергодара рада познакомить своих читателей с книгами Захара Прилепина:

· Прилепин З. Грех: роман в рассказах/ Захар Прилепин. – М.: Вагриус, 2008. – 254,с.

«Роман Захара Прилепина «Грех» содержит в себе ту правду повседневной русской жизни, которой лишены десятки и сотни образцов высокоумного литературного экспериментаторства».

Д. Володин, публицист

· Прилепин З. Леонид Леонов. «Игра его была огромна»: главы из книги// Новый мир. – 2009. - №7. – С. 27-84; №8. – С. 55-103

«Кто сегодня Леонид Леонов для молодого поколения? Писатель- соцреалист, чье время давно прошло. Но Захар Прилепин в своей книге так о нем рассказал, что и Леонова иначе воспринимаешь, и видишь «портрет» литературы того времени».

А. Бадак, поэт

· Прилепин З. Патология: роман// Роман-газета. – 2005. - №3. – 96с.

«Правда жизни» романа Прилепина в том, что это роман о войне без идеи войны. Испытание войной по Прилепину – это испытание адом (без смягчающих обстоятельств), и каждый тут определяет собственное место сообразно своим человеческим (или нечеловеческим) качествам. А достоинство романа Прилепина в том, что даже в таких кроваво-скотских условиях, многие его герои не превращаются в кровавых скотов, хотя и ходят по практически невидимой грани».

Ю. Козлов, писатель


Дорогие друзья!

Также предлагаем вашему вниманию Интернет - ресурсы, посвященные творчеству Захара Прилепина:


http://zaharprilepin.ru/ Официальный сайт писателя Захар Прилепин

http://prilepin.livejournal.com/ Захар Прилепин в "Живом журнале": "Захар Прилепин и группа "Элефанк"-нижегородский музыкальный проект.

http://www.sankya.ru/ Официальный сайт романа «Санькя» Захара Прилепина: саундтрэк, иллюстрации, оригинальный дизайн, чтение романа бесплатно.

http://www.tvjam.ru/person/prilepin_zahar/ Видео-интервью Захара Прилепина на сайте интернет телевидения TVJAM.RU

http://www.reeed.ru/lib/authors/zahar_prilepin/ Произведения Захара Прилепина: « Леонид Леонов. Игра его была огромна» (серия « Жизнь замечательных людей»), « TERRA TARTARARA. Это касается лично меня», « Именины сердца: разговоры с русской литературой», « Ботинки, полные горячей водки», « Патологии», «Революция: рассказы», « Санькя».


Дорогие читатели!

Ждем вас в Центральной библиотеке г. Энергодара

по адресу: пр. Строителей, 22

телефон6- 24- 63

e-mail: [email protected]

Написал я как-то про Горького. Хорошая статья.
Вдруг прислали ссылку. Вот, читайте.
http://stnmedia.ru/?id=40119
""""
Бесконечно горькая песня
Услышим и заплачем. Если не оглохли вконец.
Сначала Горький был очень хороший. Он был почти такой же хороший, как Ленин. С Лениным Горький играл в шахматы, и никто долгое время был не вправе предположить, чем завершилась та партия. Она могла завершиться только дружбой! Только смехом! Владимир Ильич заливисто хохочет, и в его прищуренном глазу появляется слезинка. Алексей Максимович смеется в голос, и слезы свободно текут из его ласковых, немного собачьих глаз. Соррентийские рыбаки перетаптываются неподалеку и тоже смеются.

Горький любил людей, много о них думал, очень им помогал и только пингвина считал глупым. Горький писал сказки и обожал детей. Чтобы поцеловать кого-нибудь маленького, ему приходилось нагибаться. От этого он стал сутулый и какой-то, что ли, застенчивый. Даже на расстоянии в полвека чувствовалось, что усы Горького - щекотные. Когда Горький наклонялся, чтоб поцеловать ребенка, Корней Чуковский замирал от счастья и наконец понимал, с кого он все-таки написал своего Айболита.

Горький ушел в люди, бродил по Руси, заприметил и описал нам Челкаша и Данко. Челкаш был русский, Данко - интернациональный, но оба нам понравились. Горький не был аристократом и первый составил литературной аристократии конкуренцию, в которой обыграл голубую кровь и белую кость. Горький прожил такую насыщенную жизнь, что все, кроме Льва Толстого и Ленина, чувствовали себя рядом с ним детьми. В литературе после смерти Толстого и Чехова Горький стал самым старшим. Не только в русской, но даже в мировой. Толстой подарил ему свой посох. Горький мог бы забрать и плуг Толстого, но решил оставить его крестьянам в Ясной Поляне. Чехов подарил ему свое пенсне. Мог еще подарить туберкулез, но у Горького был свой. Горький мог смотреть Маяковскому глаза в глаза - в то время как все остальные смотрели на Маяковского снизу вверх. Горький мог написать про Блока и проститутку, которую Блок навестил, но ничего с ней делать не стал, а только сидел и грустил. Вопросом, зачем Горький нашел ту самую проститутку, никто не задавался. Есенин читал Горькому песнь о собаке, чтоб Горький похвалил, и Горький хвалил. Все желали похвалы Горького. Потом Блок, Есенин, Маяковский умерли, и Горький их еще раз похвалил: у него было будто бы врожденное право на это.

Все писатели тогда хотели быть как Горький. Леонид Андреев хотел быть как Горький, но рано умер. Серафимович хотел быть как Горький, но написал одну великую книгу и устал. Фёдор Сологуб хотел быть как Горький и делал вид, что «Мелкий бес» у него родился от Гоголя и Достоевского, но ведь и от Горького тоже! Бунин делал вид, что не хочет быть как Горький, но все знали, что если в присутствии Бунина шепотом сказать «Горький», Бунин обязательно что-то сломает: перо, секретер, патефон, айфон. Зайцев и Шмелёв хотели быть как Горький, но уехали в Париж, и все. Сергеев-Ценский хотел быть как Горький, но никуда не уехал, а надо было бы. Алексей Николаевич Толстой был почти что Горький, но все втайне знали, что Толстой жулик и граф. Михаил Афанасьевич Булгаков более всего в жизни хотел жить как Горький, но умер, так и не дождавшись подобной участи.

Горький сделал всех умнее: он сначала не уехал, хоть мог бы, потом уехал и мог не возвращаться, но все равно вернулся, причем ему все были рады. Даже те, кто был не очень рад, старательно, до ломоты в скулах, изображали радость.

Горький видел людей насквозь и понимал суть вещей. Вещи боялись Горького. Он написал огромный роман про жизнь Клима Самгина, который мало кто прочитал, зато многие посмотрели в качестве кино. В те времена, когда вышло это кино, Горький был ростом до небес. И вдруг что-то сломалось. Какой-то мальчик из кустов выкрикнул, что Горький всех обманул и вообще он плохой. Кажется, мальчик был бородат. Звали его Сашей, как Пушкина и старшего брата Ленина. Отчество его было Исаевич, словно у какого-то пророка. Мальчик рассказал, как Горький ездил в Соловецкий лагерь. В Соловецком лагере его встретили беспризорники, которые сговорились держать газету «Правда» вверх ногами, чтоб Горький понял их намек: всюду ложь. Горький их намек понял и отвел одного беспризорника в потайную комнату, где и узнал всю страшную правду про лагеря. Горький расплакался, поцеловал беспризорника в бороду, пообещал обо всем рассказать Сталину и Льву Толстому и уехал. Беспризорники затаились и стали ждать, когда приедет комиссия, убьет всех чекистов, а лагеря распустит. Вместо этого стало еще хуже, а беспризорников отправили в штрафбат. Выяснилось, что Горький никого не любил: русских мужиков не любил, Блока не любил, Есенина не любил, Маяковского не любил, священников не любил, черносотенцев не любил, детей своих тоже не любил, любил только приемного сына, но и там все было, как нынче говорят, сложно. Следом выяснилось, что роман Горького «Мать» - плохой роман, и мать в нем плохая, потому что она за грязных большевиков, а не за демократов или там за красивых жандармов, «Песня о Буревестнике» - плохая песня, потому что вам нужна буря, а нам нужна великая Россия, а в пьесе «На дне» вообще ничего про рыбалку нет. Из всего написанного Горьким в новое время сгодились только «Несвоевременные мысли» - они были почти как «Окаянные дни» Бунина. Но в силу того, что потом Горький передумал и Соловки не осудил, любые его несвоевременные мысли оказались аннулированными. Также нам рассказали, что «Мать» Горькому заказал Ленин в качестве большевистской пропаганды и заплатил ему золотом партии. Золото партии ранее экспроприировал некто Коба, ограбив банк. Золото Горький хранил на Капри под кроватью в черном чемодане. Иногда Горький рассматривал свое золото, но если входили без стука гости, он резко задвигал чемодан пяткой под кровать. Так на полу остались две полосы, которые часто отмечали мемуаристы в мемуарах. Сталин выманил Горького в Москву, пообещав ему еще один чемодан с золотом. Но вместо этого попросил вернуть прежний чемодан. Горький уже истратил все золото на прислугу и жизнь у моря, поэтому он начал читать тирану сказку про девушку и смерть, чтоб его разжалобить. Тиран плохо слышал, и «девушка» понял как «дедушка». Из своей трубки он насыпал Горькому в чай яду, потому что, если дедушка хочет смерть, как ему отказать. Так Горький умер, хотя мог бы жить еще 100 лет.

Мы могли бы стать свидетелями того, как Пелевин и Сорокин подлаивают на Горького, а тот сгибается вчетверо, чтоб их разглядеть, берет каждого на руки и, разглядывая, хохочет. И слезы текут. Но мы стали свидетелями того, как Горького выгнали со всех европейских театральных площадок, хотя раньше он соревновался с Шекспиром, Ибсеном и Чеховым по количеству постановок и чаще всего их обыгрывал. Затем Горького выгнали из русской школьной программы. И вот некоторое время мы жили без Горького и даже немного привыкли к этому. Горький есть, но его как бы и нет - только какой-то памятник стоит на площади Горького в бывшем городе Горьком. На самом деле Горький остался ровно тем, что и был. Горький - титан. Мы должны быть счастливы, что он по-прежнему сидит на волжском Откосе и смотрит на воду, взирая, как встречаются Ока и Волга. Мы причастны к этой воде, к этому небу, к земле, по которой ходил Горький, к его слову. Горький был хороший и плохой, честный и лживый, великодушный и бесстрастный - он был человек, а не памятник.

Давно хотел написать о Захаре Прилепине.

Колоритный, удивительный персонаж. Омоновец, окончивший филфак и воевавший в Чечне. Нацбол, ставший знаменитым писателем. Герой Донбасса и Новороссии. А еще музыкант и далее--везде...

Читал много публицистических статей Прилепина. Очень здорово пишет. Это один из лучших коммуно-патриотических публицистов России. Помню, как в 2012 году, когда у меня еще не было компьютера, я полдня искал письмо Прилепина либералам о Сталине.

А вот книг Прилепина я не читал. Но друзья, которым я доверяю, говорят, что пишет неважно. Более того, вокруг книг Прилепина существует нездоровая обстановка. Прилепина обвиняют в плагиате. И действительно--в повести Прилепина ОБИТЕЛЬ есть фрагменты (например, абзац про монастырские дрова), которые почти совпадают с текстами Дмитрия Лихачева и других авторов.

Но есть и обвинения более серьезные. Некоторые реальные ветераны боевых действий уверены, что Прилепин никогда не воевал в Чечне и не служил в ОМОНе. Наберите в поисковике слова ЗАХАР ПРИЛЕПИН. ВОЕВАЛ ЛИ В ЧЕЧНЕ--и сразу увидите большое исследование реального ветерана чеченской войны Александра Бушковского. Бушковский прочитал книгу Прилепина о чеченской войне ПАТОЛОГИИ и уверен, что так написать мог, наверное, какой-нибудь гламурный юноша, который войны никогда не видел. Приведу только один пример, который приводит Бушковский. Персонаж Прилепина в ПАТОЛОГИЯХ рассказывает, как бойцы ОМОНа задержали подозрительных безоружных чеченцев и решили их расстрелять. Чеченцев расстреляли, а потом плеснули на трупы бензином и сожгли. Но во время горения начали взрываться патроны в сапогах у чеченцев! Бушковский считает, что, плеснув на труп бензином, сжечь его нельзя. Человеческое тело горит очень плохо. И температура явно не поднимется до той отметки, чтобы начали взрываться патроны. И еще задает вопрос Бушковский--это сколько патронов можно положить в сапог, чтобы они не мешали при ходьбе? Один или два? Что это за глупые чеченцы, которые переносли патроны через город, упрятав их по одному в каждый сапог?

Впрочем, сейчас Захар Прилепин активно помогает ДНР.Реально ли он там воюет--не знаю. Но на пропагандистском фронте действует эффективно. Захар--очень хороший пропагандист.

Все-таки меня преследует один вопрос. Каким образом молодой Прилепин, будучи коммуно-патриотическим писателем и нацболом, сумел подняться и реально войти в элиту путинской России? Ведь мы прекрасно знаем--по коммуно-патриотическим писателям здесь ведется шквальный огонь. Не дают головы поднять--не то, чтобы мечтать о популярных премиях. А для лимоновцев-нацболов в путинской России всегда был один путь--тюрьма, тюрьма и только тюрьма. Каким образом из всей сидящей партии Прилепин(чуть ли не один) избежал репрессий и выбился в номенклатуру?

И напоследок--одно личное наблюдение. Мне приходилось видеть много ментов. И почти все они не отличались словоохотливостью. Менты--молчуны. Видимо, профессия такая. Никогда до Прилепина не видел ментов-балагуров, у которых слова сыплются как горох.