Письмо ректору Московской консерватории в защиту уволенных профессоров Е. Сорокиной и С. Савенко. Учебные курсы, мастер-классы

Использование комплексно-методического обеспечения в индивидуально-личностном подходе к обучению

Имея в своём распоряжении компьютерный класс, удобно осуществлять индивидуально-личностный подход к обучению, используя комплексно-методическое обеспечение предметов.

Комплексно-методическое обеспечение установлено мною на все рабочие станции (ПК), что даёт возможность индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся. Это не только проверочные тесты, но и практикумы, учебные презентации, отдельные материалы к отдельным урокам (таблицы, схемы, задания и т.п.).

В идеале на уроках можно, рассадив обучающихся за ПК, дать им возможность в индивидуальном темпе изучать материал, конспектировать его, проходить тесты, изучать учебные презентации, проходить практикумы, индивидуально консультировать обучающихся и контролировать их работу.

Кроме Информатики и ИКТ, я преподаю и другие предметы, и использование в их преподавании компьютерного класса также даёт эти возможности, что положительно сказывается на интересе обучающихся к предмету и выполнения ими практических заданий типа: составление резюме, разработка визитки, составление делового письма на Основах культуры профессионального общения; прохождение тестов по профориентации и других, возможность выхода в Интернет (поиск вакансий по профессии, тесты, поиск материалов для самостоятельных работ по основам поиска работы и трудоустройства).

УМК я организовала по папкам: для каждого предмета своя папка, в которой материал систематизируется по вложенным папкам. Это удобно и просто: ясно, что где искать.

Также обучающиеся организуют в «Документах» своё электронное портфолио, также организованное как вложенные папки, с результатами своей работы: практических заданий. Это удобно: легко контролировать обучающихся, сравнивать их успехи в овладении предметом; всё хранится вместе и используется обучающимися в конце курса на зачёте или дифференцированном зачёте для аттестации.

Ещё раз подчёркиваю удобство данного способа организации и его пользы в индивидуально–личностном подходе при обучении.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Пушкин, Лермонтов, Голсуорси, Драйзер, Фейхтвангер, Гончаров, Достоевский, Дюма, Гюго, Стендаль, Толстой

Моё портфолио

При преподавании предметов Информатика и Основы пользования компьютером необходимо понимать, что само по себе обучение, приобретение знаний, умений и навыков ещё не означает развития учащихся. «Многознание уму не научает», - гласит древняя поговорка. Обучение должно стимулировать развитие, несколько опережая его, поэтому его нужно организовать так, чтобы внести в учебную деятельность моменты поиска решений и ответов самими учащимися, тем самым обеспечивая их развитие, т.е. развивающее обучение.

Развивающее обучение осуществляется путём решения цепочки учебных задач, которые ставятся перед учащимися, а учебный процесс выглядит как цепь проблемных ситуаций, т. е. знания и способы деятельности в основном не преподносятся в готовом виде.

Основная цель изучения курса информатики и основ пользования компьютером – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся, которая достигается путём практического овладения ими технологией постановки и решения алгоритмических задач. Работа по алгоритмам идёт в технологиях ничуть не меньше, чем в программировании. Практическая работа, как с операционными системами, так и с прикладными программами осваивается, в основном, в ходе практических работ, которые строятся так, чтобы каждая новая работа включала в себя знания, умения и навыки, полученные на предыдущих (т.е. в каждой новой работе повторяется ранее пройденный материал плюс даётся что-то новое). В этом наращивании уровня сложности выполняемых заданий происходит постепенное запоминание материала (в программировании – аналогично). В этом и состоит поисковый метод обучения : для выполнения новой работы ученику предлагается самому найти в программе метод решения поставленной учителем задачи, т.е. он учится самостоятельно работать с интерфейсом программы. Практические работы и задания по программированию я частично разрабатывала сама (с привлечением различных источников: наиболее близок мне Шафрин, осуществляющий в своих пособиях как раз поисковый метод; пользовалась также различными самоучителями), а частично – из учебников. Если мне кажется, что в учебнике даётся сразу слишком сложный уровень работы, то я делаю с учащимися предварительные несложные упражнения, подводящие их к восприятию и выполнению практической работы (так я поступаю, например, при изучении табличного процессора и графики: сперва даю подготовительные упражнения по изучению инструментов, меню и других возможностей программы, а затем уже даю сложные комплексные работы). Задача учителя при таком подходе – корректировать деятельность учеников, индивидуально работать с каждым, если у ребёнка возникают вопросы или сложности.

Положительным при таком методе обучения является:

1. Каждый учащийся продвигается в своём собственном темпе.

2. Каждый ребёнок учится, читая и понимая задания, работать как бы самостоятельно с компьютерной литературой по освоению программы, привыкая к специфике профессиональной речи, терминологии, оборотам языка, самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы.

3. Воспитывается коллективизм, т.к. учащиеся могут помочь и подсказать что-то друг другу, отставшим ученикам.

4. Учащиеся сдают мне работы циклами, и, в зависимости от того, насколько за отведённое на тему число учебных часов они продвинулись, им выставляется оценка. Таким образом, они могут сравнить своё продвижение с продвижением своих соучеников и сами себя оценить. Условия оценивая сообщаются ученикам заранее.

5. Также есть возможность усложнять уроки, сделать их более творческими для сильных учащихся, дать дополнительные задания – осуществляется дифференцированный подход к учащимся (например, при изучении шрифтов – самостоятельно изучить все вкладки пункта меню; можно использовать дополнительные возможности – анимацию, фактуру, фон и т. д.; в презентациях – самостоятельно изучить и попробовать различные эффекты мультимедиа, анимации, и добавить их в свою работу; самостоятельно придумать оформление текста, таблицы, презентации и т.д.) Таким образом, у учащихся формируется креативный (созидательный) подход к работе , они работают творчески, что мотивирует положительное отношение к обучению и повышает к нему интерес.

В общем, я считаю, что данный подход к изучению предмета информатики и основ пользования компьютером весьма и весьма полезен, и стараюсь при любой возможности его использовать.

Сорокина Елена Геннадьевна - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чай-ковского. Профессор кафедры истории русской музыки. Профессор кафедры камерного ансамбля и квартета. Основатель научной школы «Музыковедение, история музыки».

Педагогическую деятельность начала в 1959 г. в Центральной музыкальной школе (работала до 1967 г.). Одновременно, в 1965-1966 гг., читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.

С 1965 г. работает в Московской консерватории: в 1965-1978 гг. преподаватель кафедры истории русской музыки, в 1969-1978 гг. – кафедры истории музыки народов СССР (с 1979 г. – доцент). С 1984 г. – и. о. профессора, с 1991 г. – профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. – заведующая кафедрой.

Читает специальный и общий курсы истории русской музыки, проводит семинары, консультирует курсовые работы, руководит дипломами и диссертационными исследованиями. Постоянно участвует в Государственных экзаменационных комиссиях у композиторов и музыковедов, в том числе в качестве председателя комиссии.

В 2002 и 2004 гг. Сорокина провела мастер-классы в академии «Мусашино» (Токио).

Член жюри Первого открытого конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна (Москва, 2007). Председатель жюри Первого Международного конкурса камерных ансамблей имени Д. Д. Шостаковича в номинации «фортепианный дуэт» (Москва, 2008). Председатель жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» имени А. Г. Бахчиева (Вологда, 2008).

Сорокина – практически единственный в стране музыковед, успешно сочетающий интенсивную научную и педагогическую деятельность с активной концертно-исполнительской практикой. С 1960-х гг. выступает в качестве пианистки и музыковеда во многих городах России, стран Ближнего зарубежья, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Была постоянным участником Фортепианного дуэта с мужем А. Г. Бахчиевым (1930-2007).

Исполнительская деятельность Сорокиной неразрывно связана с научно-просветительской. На протяжении многих лет принимает участие в разработке концепции, составлении программ и проведении «Исторических концертов», концертов «Университета музыкальной культуры» (Московская консерватория), «Музыкальной гостиной» (Дом ученых), Библиотеки иностранной литературы и других.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, написанные под руководством Сорокиной Е.Г.:

1. Чахвадзе Натэлла Владимировна «Узбекская советская сузыка в 70-80-е гг. (творческие проблемы и характерные тенденции)». Москва, 1986.

2. Ухова Ирина Владимировна «С. Е. Фенберг. Композиторское и музыкально-эстетическое наследие». Москва, 1986.

3. Шабшаевич Елена Марковна «Русская фортепианная культура глинкинской эпохи». Москва, 1995.

4. Жуковская Галина Анатольевна «Стравинский и Чайковский». Москва, 1995.

5. Дулат-Алеев Вадим Робертович «Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы». Москва, 1995.

6. Аракелова Александра Олеговна «Творческие принципы И. Стравинского в свете неомифологизма культуры России начала ХХ века». Москва, 2002.

8. Урманова Камилла Надыровна «Алексей Николаев – жизнь в музыке», Москва, 2004.

9. Максимова Александра Евгеньевна «Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад». Москва, 2008.

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения, при написании которой Сорокина Е.Г. выступала научным консультантом:

1. Дулат-Алеев Вадим Робертович «Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка ХХ века». Москва, 1999.

1. Фортепианные сонаты С.В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976.

3. Формирование фортепианной сонаты в России конца ХVIII века: Сонаты Д. Бортнянского // Проблемы музыкознания. Вып. 3. М.: 1976.

4. Из истории забытого жанра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры: Генезис и эволюция жанров: Своеобразие творческой личности. М.: 1987.

5. Фортепианные сонаты Чайковского: К проблеме становления классической сонаты в русской музыке второй половины ХIХ века // Чайковский: К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М.: 1990.

6. Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992.

Монографии:

1. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: 1988.

2. Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты // Сер. «Зарубежные музыканты в России» / М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М.И. Глинки, 2005.

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему «Фортепианный дуэт. История жанра» защищена Сорокиной Е.Г. в Московской консерватории, в 1990 году.

Сорокина Е.Г. - Заслуженный деятель искусств РФ (1992). Член Союза композиторов СССР (РФ) (1985). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка». Многократно награждалась Почетными грамотами Правительства СССР (РФ), Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание». Лауреат Премии города Москва в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2008).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Еле́на Генна́дьевна Соро́кина (род. 6 апреля , Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории .

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) ().

: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России » (Московская консерватория).

: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра » (Московская консерватория).

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия» ):

  • И. С. Бах , его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт . Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак . Славянские танцы ор. 46 и 72 ().
  • Ф. Шуберт . Произведения для фортепиано в 4 руки ().
  • «Музыка и живопись » (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток , с ансамблем солистов. Дирижёр Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен , К. Дебюсси , Е. Подгайц, С. Рахманинов , Дж. Филд , Ш. Майер, М. Глинка , А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann . A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе , М. Равель , Ж. Массне , Ф. Пуленк , Л. Дюрей , Ж. Оффенбах) ()
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. − М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. − М.: 1976.
  • Фортепианный дуэт. История жанра. − М.: Музыка, 1988. − 319 с − ISBN 5-7140-0120-6. ().
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . − Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». − М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.

Напишите отзыв о статье "Сорокина, Елена Геннадьевна"

Примечания

Источники

  • .

Отрывок, характеризующий Сорокина, Елена Геннадьевна

Правда, иногда вся эта информация проявлялась в весьма забавной форме – я вдруг начинала видеть очень яркие образы незнакомых мне мест и людей, как бы сама в этом принимая участие. «Нормальная» реальность исчезала и я оставалась в каком-то «закрытом» от всех остальных мире, который могла видеть лишь я одна. И вот так я могла оставаться долгое время стоя «столбом» где-нибудь посередине улицы, ничего не видя и ни на что не реагируя, пока какие-нибудь перепуганные, сердобольные «дядя или тётя» не начинали меня трясти, пытаясь как-то привести в чувство, и узнать всё ли со мной в порядке…
Несмотря на свой ранний возраст, я тогда уже (по своему горькому опыту) прекрасно понимала, что всё то, что постоянно происходит со мной, для всех «нормальных» людей, по их обычным и привычным нормам, казалось абсолютно ненормальным (хотя по поводу «нормальности» я готова была спорить с кем угодно уже тогда). Поэтому, как только кто-то в одной из этих «необычных» ситуаций пытался мне помочь, я обычно старалась как можно быстрее убедить, что у меня «совершенно всё хорошо» и что абсолютно не надо за меня волноваться. Правда, убедить мне удавалось далеко не всегда и в таких случаях это кончалось очередным звонком моей бедной, «железобетонно-терпеливой» маме, которая после звонка естественно приезжала меня забирать…
Вот такой была моя сложная и порой смешная, детская реальность, в которой я в то время жила. И так как другого выбора у меня не было, то приходилось находить своё «светлое и прекрасное» даже в том, в чём другие, думаю, не нашли бы этого никогда. Помню как-то после очередного моего необычного «происшествия», я грустно спросила бабушку:
– Почему моя жизнь такая непохожая на всех остальных?
Бабушка покачала головой, обняла меня и тихо ответила:
– Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все.
И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда... Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию.
Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия.
Мои любимые, позолоченные осенью, стройные берёзы при малейшем ветерке щедро роняли на землю свои золотые «листья-монетки» и, казалось, не замечали, что уже очень скоро они останутся один-на-один со своей наготой и будут стыдливо ждать, когда же весна снова оденет их в ежегодный нежный наряд. И только величавые, вечнозелёные ели гордо отряхивали старую хвою, готовясь стать единственным украшением леса в течение долгой и, как всегда, весьма бесцветной зимы. Под ногами тихо шуршали жёлтые листья, пряча последние сыроежки и грузди. Трава под листьями была тёплой, мягкой и влажной и как бы приглашала по ней ступать…
Я, как обычно, сбросила свои ботинки и пошла босиком. Я обожала всегда и везде ходить босиком, если только появлялась такая возможность!!! Правда, за эти прогулки очень часто приходилось расплачиваться ангиной, которая иногда бывала весьма продолжительной, но, как говорится, «игра стоила свеч». Без обуви ноги становились почти что «зрячими» и появлялось особенно острое чувство свободы от чего-то ненужного, что казалось, мешало дышать... Это было настоящее, ни с чем не сравнимое маленькое удовольствие и за него стоило иногда заплатить.

Проректор по научной и творческой работе (2001-2009).
Член Союза композиторов СССР (РФ) (1985).
Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».

Многократно награждалась Почетными грамотами Правительства СССР (РФ), Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».
Лауреат Премии города Москва в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2008).

Родилась в г. Москве в семье ученых. В 1958 г. окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко), в 1963 г. с отличием — теоретико-композиторский (класс А. И. Кандинского), в 1964 г. — фортепианный (класс И. Р. Клячко) факультеты Московской консерватории.

Совершенствовалась в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский). В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).

В 1990 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).Организовала и провела международные фестивали и конференции в Московской консерватории: «Бортнянский и его время» (2000), «Русская музыка. Рубежи истории» (2002).

Под ее руководством прошли Фестивали «200 лет со дня рождения М. И. Глинки» (2004), «60 лет Памяти» (2005), посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Торжественная неделя празднования 140-летия Московской консерватории (октябрь 2006 г.).втор и исполнитель цикла радиопередач на «Радио-1» — «Художник и время».

Читает лекции, проводит методические семинары для преподавателей, организует и принимает участие в конференциях в Российской академии музыки им. Гнесиных, консерваториях Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Петрозаводска, Казани, Ташкента и других городов, а также в ведущих учебных заведениях США, Японии, Германии.

Высокий уровень лекций, докладов и научно-методических консультаций Сорокиной отмечен в многочисленных официальных благодарностях от руководства Московской консерватории и других музыкальных вузов.Научный руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования и Музея имени Н. Г. Рубинштейна (с 1992 г.). С 2001 по 2009 гг. — проректор по научной и творческой работе.

Педагогическая деятельность:

Педагогическую деятельность начала в 1959 г. в Центральной музыкальной школе (работала до 1967 г.). Одновременно, в 1965-1966 гг., читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.

С 1965 г. работает в Московской консерватории: в 1965-1978 гг. преподаватель кафедры истории русской музыки, в 1969-1978 гг. - кафедры истории музыки народов СССР (с 1979 г. - доцент). С 1984 г. - и. о. профессора, с 1991 г. - профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. - заведующая кафедрой.

Читает специальный и общий курсы истории русской музыки, проводит семинары, консультирует курсовые работы, руководит дипломами и диссертационными исследованиями.

Постоянно участвует в Государственных экзаменационных комиссиях у композиторов и музыковедов, в том числе в качестве председателя комиссии.

Учебные курсы, мастер-классы:

В 2002 и 2004 гг. Сорокина провела мастер-классы в академии «Мусашино» (Токио).

Ученики:

Среди учеников Сорокиной - кандидаты искусствоведения А. Аракелова, Г. Жуковская, Д. Смирнов, С. Терентьева, И. Ухова, О. Хвоина, Н. Чахвадзе, Е. Шабшаевич и другие; доктора искусствоведения В. Дулат-Алеев, М. Чёрная.

По классу камерного ансамбля: Юлия Геталло и Александр Андреев - победители (Гран-При) Международного конкурса в Друскининкай (Литва, 2005); Анастасия и Любовь Громогласовы - победители (Гран-При) Международного фестиваля в Лондоне (2006), лауреаты II премии Международного конкурса имени Д. Д. Шостаковича (Москва, 2008).

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Первого открытого конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна (Москва, 2007).
Председатель жюри Первого Международного конкурса камерных ансамблей имени Д. Д. Шостаковича в номинации «фортепианный дуэт» (Москва, 2008).
Председатель жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» имени А. Г. Бахчиева (Вологда, 2008).

Концертная деятельность:

Сорокина - практически единственный в стране музыковед, успешно сочетающий интенсивную научную и педагогическую деятельность с активной концертно-исполнительской практикой.

С 1960-х гг. выступает в качестве пианистки и музыковеда во многих городах России, стран Ближнего зарубежья, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Постоянный участник Фортепианного дуэта с мужем А. Г. Бахчиевым.

Исполнительская деятельность Сорокиной неразрывно связана с научно-просветительской. На протяжении многих лет принимает участие в разработке концепции, составлении программ и проведении «Исторических концертов», концертов «Университета музыкальной культуры» (Московская консерватория), «Музыкальной гостиной» (Дом ученых), Библиотеки иностранной литературы и других.

Научные труды. Издания. Публикации:

Научную работу Сорокиной отличает широта проблематики и многообразие жанров. В числе основных сфер ее исследований - история русской фортепианной музыки, процесс формирования жанра фортепианный сонаты в России XVIII в., дальнейшего ее развития в русской музыке XIX в. и расцвета жанра в начале XX в. (см. кандидатская диссертация и ряд статей).

Другая ведущая область научных исследований Сорокиной посвящена истории мировой литературы для фортепианного дуэта. Созданная ею и защищенная как докторская диссертация монография с обширным нотным приложением «Фортепианный дуэт. История жанра» (М., 1988) - первое в мире исследование, охватывающее практически всю историю музыки для фортепиано в 4 руки за три с половиной столетия в более чем 20 странах. Значительная часть анализируемых произведений зарубежных и русских композиторов введена в научный и концертный обиход впервые.

  • История русской музыки: Учебник. В 3-х выпусках (Вып. 1. Ред. А. И. Кандинский, Е. Г. Сорокина. М., 1999)
  • Мир глазами музыканта: Статьи. Беседы. Публикации (М., 1993)
  • М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения в 2-х тт. М., 2006 Том 1 Том 2
  • Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки. Сб. статей. СПб, Лань, 2007
  • Московская консерватория: вчера - сегодня - завтра. Сб. статей
    и других

Избранные публикации

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. М.: 1971
  • Михаил Иванович Глинка // Начальная школа. 1972. № 2
  • Н. А. Римский-Корсаков // Там же. 1972. № 4
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976
  • Формирование фортепианной сонаты в России конца ХVIII века: Сонаты Д. Бортнянского // Проблемы музыкознания. Вып. 3. М.: 1976
  • Из истории забытого жанра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры: Генезис и эволюция жанров: Своеобразие творческой личности. М.: 1987
  • Фортепианный дуэт. История жанра. М.: 1988
  • Фортепианные сонаты Чайковского: К проблеме становления классической сонаты в русской музыке второй половины ХIХ века // Чайковский: К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М.: 1990
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты // Серия «Зарубежные музыканты в России» / М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005

Дискография:

Особый жанр в научной и исполнительской деятельности Сорокиной - фонозаписи и аннотации к ним.

    Избранная дискография (в дуэте с А. Бахчиевым ) (наиболее известные пластинки («Мелодия») и компакт-диски (VistaVera))
  • И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки) (CD, 2006)
  • В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки) (два CD, 2006)
  • Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003)
  • Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)
  • «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, исполнители - Сорокина, Бахчиев, ансамбль солистов. Дирижер Г. Рождественский) (2003)
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Фильд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, Й. Брамс) (2003)
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003)
  • А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002)
    Зарубежными фирмами записаны программы
  • Carl Czerny. «Klaviermusik zu drei, vier und sechs Haenden»
  • «Music from the Pushkin-Epoch» (1997)
  • S. Rachmaninov. Piano Duets (1993)
  • «Russian Salon Musik»
  • «Russian Treasure»
    и другие

Список записей фортепианного дуэта с А. Г. Бахчиевым :

  • Балакирев М.
  • Бах В. Ф. Концерт F-dur
  • Бах К. Ф. Э. Анданте a-moll
  • Бах И. К. Соната C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Бах И. К. Соната C-dur
  • Бах И. К. Соната G-dur
  • Бах И. К. Ф. Соната A-dur
  • Бах И. С. Две зеркальные фуги d-moll
  • Бах И. С. Концерт C-dur (В 1061) для 2-х клавиров, 2-х скрипок, альта и бассо-континуо
  • Бах И. С. И. С. Бах, его семья и ученики. Фортепианные дуэты
  • Бах Ф. Э. Четыре маленьких дуэта
  • Бахор Фируз Индийская сюита для 2-х фортепиано
  • Бахор Фируз Токката для 2-х фортепиано
  • Берни Ч. Соната № 4 C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Бетховен Л. Марш C-dur
  • Бетховен Л. Марш D-dur ор. 45 для фортепиано в 4 руки
  • Бизе Ж. «Игры детей» (сюита для фортепиано в 4 руки)
  • Бизе Ж. - Равель М. Музыка для фортепиано в 4 руки
  • Бородин А. Полька «Элен» d-moll для фортепиано в 4 руки
  • Бородин А. Похоронный марш a-moll (№ 3 из «Парафраз»)
  • Бородин А. Полька C-dur
  • Барток, Лютославский, Энеску Фортепианные дуэты
  • Брамс И. Пять вальсов для 2-х фортепиано ор. 39
  • Брамс И. Вальс g-moll (№ 12 из «Новых песен любви» ор. 65а)
  • Брамс И. Вальс a-moll (№ 14 из «Новых песен любви»)
  • Брамс И. Вальс e-moll ор. 39 № 7 для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Вальс gis-moll ор. 39 № 4 для фортепиано 4 руки
  • Брамс И. Вальс F-dur (№ 1 из «Песен любви» ор. 52а)
  • Брамс И. Вариации на тему Гайдна B-dur ор. 56в для 2-х фортепиано
  • Брамс И. Венгерский танец № 1 g-moll для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 4 f-moll для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 13 D-dur для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 17 fis-moll для фортепиано в 4 руки
  • Брамс И. Венгерский танец № 19 h-moll для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. В духе сицилианы, d-moll ор. 60 № 5 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Рондо C-dur ор. 3 № 6 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Рондо Es-dur ор. 10 № 6 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Рондо B-dur ор. 60 № 8 для фортепиано в 4 руки
  • Вебер К. М. Соната Es-dur ор. 2 для фортепиано в 4 руки
  • Габлер К. А. Соната F-dur ор. 22 для фортепиано в 4 руки
  • Гайдн Й. «Учитель и ученик» (Соната F-dur для фортепиано в 4 руки)
  • Геслер И. В. Большая соната C-dur для фортепиано в 3 руки
  • Геслер И. В. Соната C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Гуммель И. Н. Большая соната F-dur ор. 92 для фортепиано в 4 руки
  • Дворжак А. Славянские танцы (тетр. 1, 2)
  • Дебюсси К.
  • Диабелли А. Военное рондо D-dur для фортепиано в 4 руки
  • Диабелли А. Сонатина d-moll ор. 163 № 6 для фортепиано в 4 руки
  • Дюрей Л. «Звоны» ор. 7 № 1
  • Дюрей Л. «Снег» ор. 7 № 2
  • Зауэр Э. «Эхо Вены» концертный вальс D-dur для фортепиано в 4 руки
  • Клементи М. Соната B-dur для 2-х фортепиано
  • Клементи М. Соната № 3 Es-dur для фортепиано в 4 руки
  • Кожелух Л. Концерт B-dur для фортепиано в 4 руки и оркестра
  • Крейн Ю. «Весенние грезы» для фортепиано в 4 руки
  • Крейн Ю. «Лесная картинка» для фортепиано в 4 руки
  • Крейн Ю. «Марш сторожа» для фортепиано в 4 руки
  • Куперен Ф. Мюзетт
  • Куперен Ф. Аллеманда
  • Куперен Ф. Июль
  • Кюи Ц. Вальс C-dur (№ 11 из «Парафраз»)
  • Ланнер Й. «Пастушеские танцы в Альпах» (Вальсы A-dur ор. 205 для фортепиано в 4 руки)
  • Ланнер Й. «Отзвуки празднества Гименея» (вальс для фортепиано в 4 руки)
  • Лесюр Д. «Букет Беатрисы» (пять пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Любовский Л. Сюита для фортепиано в 4 руки
  • Лядов А. Шествие C-dur (№ 15 из «Парафраз»)
  • Лядов А. Вальс C-dur (№ 4 из «Парафраз»)
  • Лядов А. Жига a-moll (№ 7 из «Парафраз»)
  • Майер Ш. Большая увертюра E-dur для фортепиано в 4 руки
  • Майер Ш. Военный галоп Es-dur ор. 117 для фортепиано в 4 руки
  • Майер Ш. Мазурка-каприс Es-dur для фортепиано в 4 руки
  • Майер Ш. Ноктюрн E-dur для фортепиано в 4 руки
  • Макаров Е. «Сказка о рыбаке и рыбке» для фортепиано в 4 руки
  • Манукян И. Багатели (сюита для фортепиано в 4 руки ор. 10)
  • Массне Ж. Сюита ор. 11
  • Метнер Н. Русский хоровод E-dur ор. 58 № 1
  • Метнер Н. Странствующий рыцарь c-moll ор. 58 № 2
  • Моцарт В. Полное собрание фортепианных дуэтов
  • Моцарт В. Соната № 2 B-dur (KV 358)
  • Моцарт В. Соната № 3 D-dur (KV 381)
  • Моцарт В. Соната № 4 F-dur (KV 497)
  • Моцарт В. Соната D-dur (KV 448) для 2-х фортепиано
  • Моцарт В. Тема с вариациями G-dur (KV 501) для фортепиано в 4 руки
  • Моцарт В. Фантазия № 1 (Adagio e Allegro) f-moll (KV 594) для фортепиано в 4 руки
  • Моцарт В. Фуга g-moll для фортепиано в 4 руки
  • Моцарт В. Фуга c-moll KV 426 для 2-х фортепиано
  • Мур Т. Партита для 2-х фортепиано (Вакханалия, Блюз, Тройная фуга)
  • Мур Т. Собрание легких фортепианных дуэтов
  • Музыка старой Вены
  • Музыка и живопись
  • Мютель И. Г. Дуэт Es-dur
  • Персикетти В. Концерт для фортепиано в 4 руки
  • Персикетти В. Соната ор. 23 для 2-х фортепиано
  • Плакидис П. Квинты (Инвенция для 2-х фортепиано)
  • Плейель И. Соната № 3 e-moll для фортепиано в 4 руки
  • Пуленк Ф. Соната
  • Раков Н. Три пьесы для 2-х фортепиано
  • Рахманинов С. Фантазия (Картины) Сюита № 1 ор. 5 для 2-х фортепиано
  • Рахманинов С. Баркарола g-moll (№ 1 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Вальс A-dur (№ 4 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Итальянская полька es-moll для фортепиано в 4 руки
  • Рахманинов С. Романс c-moll (№ 5 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Романс G-dur для фортепиано в 4 руки
  • Рахманинов С. Русская песня h-moll (№ 3 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Скерцо D-dur (№ 2 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Рахманинов С. Слава C-dur (№ 6 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Ребиков В. Маленькая сюита для фортепиано в 4 руки
  • Римский-Корсаков Н. Вариации на тему Миши C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Римский-Корсаков Н. Колыбельная C-dur (№ 5 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Римский-Корсаков Н. Маленькая фуга C-dur (№ 8 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Римский-Корсаков Н. Трезвон C-dur (№ 13 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Римский-Корсаков Н. Тарантелла a-moll (№ 9 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
  • Рубинштейн А. Большая соната D-dur ор. 89 для фортепиано в 4 руки
  • Рубинштейн А. Галоп C-dur для фортепиано в 4 руки
  • Стравинский И. Пять пьес для фортепиано в 4 руки
  • Стравинский И. Цирковая полька, переложение для фортепиано в 4 руки
  • Триандафилидис П. «Вергина» (семь пьес для фортепиано в 4 руки)
  • Фергюсон Т. Соната D-dur ор. 18 для фортепиано в 4 руки
  • Фильд Дж. Большой вальс A-dur для фортепиано в 4 руки
  • Фильд Дж. Вариации на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»
  • Фильд Дж. Рондо G-dur для фортепиано в 4 руки
  • Форе Г. «Долли» (шесть пьес ор. 56 для фортепиано в 4 руки)
  • Фрид Г. Соната для 2-х фортепиано ор. 76
  • Черни К. Романс Es-dur ор. 111 № 2 для фортепиано в 3 руки
  • Черни К. Романс g-moll ор. 111 № 1 для фортепиано в 3 руки
  • Чулаки М. Бурлеска для фортепиано в 4 руки
  • Штейбельт Д. Соната № 2 F-dur для фортепиано в 4 руки
  • Штраус И. Отзвуки Вены (вальс для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. Воспоминание о Берлине (вальс ор. 78 для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. Воспоминание о Пеште (вальс ор. 66 для фортепиано 4 руки)
  • Штраус И. Праздничные перезвоны (вальс B-dur ор. 179 для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. (отец) Дары Вены (вальс ор. 167 для фортепиано в 4 руки)
  • Штраус И. (сын) Десять девушек и ни одного мужчины (кадриль)
  • Штраус И. (сын) Крестьянская полька ор. 276 для фортепиано в 4 руки
  • Штраус Э. Путь открыт (полька ор. 45 для фортепиано в 4 руки)
  • Шуберт Ф. Музыка для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Большой марш es-moll ор. 40 № 5 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Венгерский дивертисмент g-moll ор. 54 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез F-dur ор. 75 № 4 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Военный марш Es-dur ор. 51 № 3 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Героический марш D-dur ор. 27 № 3 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Фантазия f-moll ор. 103 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Характеристический марш ор. 121 № 2 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез B-dur ор. 75 № 2 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез d-moll op. 75 № 1 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Жизненные бури ор. 144 Allegro a-moll для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Andante и вариации h-moll ор. 84 № 1 для фортепиано в 4 руки
  • Шуберт Ф. Полонез E-dur ор. 75 № 3 для фортепиано в 4 руки
  • Шуман Р. Восточные картины ор. 66 (шесть экспромтов для фортепиано в 4 руки)
  • Шуман Р. Детский бал ор. 130 (шесть легких пьес для фортепиано в 4 руки)

Записи концертов для фортепианного дуэта с оркестром

  • Кожелух Л. Концерт B-dur
  • Моцарт В. А. Концерт Es-dur
  • Моцарт В. А. Концерт F-dur
  • Черни К. Концерт C-dur
  • Бах И. С. Концерт № 1 c-moll
  • Бах И. С. Концерт № 2 C-dur
  • Бах И. С. Концерт № 3 c-moll
  • Бах И. С. Концерт для трех клавиров d-moll
  • Бах И. С. Концерт для трех клавиров C-dur
  • Бах И. С. Концерт для 4-х клавиров a-moll
  • Бах К. Ф. Э. Концерт Es-dur
  • Манукян И.
  • Мур Т. Концерт (посвящен А. Бахчиеву и Е. Сорокиной)
  • Подгайц Е. «Бахчиев-концерт»

Елена Геннадьевна Сорокина (род. 6 апреля 1940, Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории.

Доктор искусствоведения (1990). Проректор по научной и творческой работе (с 2001 г.), заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор кафедры истории русской музыки, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов (1989).

Член Союза композиторов СССР (1985) (с 1992 г. - Союза композиторов РФ). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). Награждена Почетными грамотами Совета министров СССР и Правительства РФ, Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».

Биография

1958: окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко).

1959-1967: преподавала в Центральной музыкальной школе.

1963: с отличием окончила теоретико-композиторский факультет (класс А. И. Кандинского) Московской консерватории, а в следующем году фортепианный факультет (класс И. Р. Клячко). Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский).

С 1965 г. по наст.вр. работает в Московской консерватории:

В 1968 г. совместно с своим мужем А. Г. Бахчиевым создала фортепианный дуэт, признанный «Золотым дуэтом России».

1977: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).

1989: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

1990: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия»):

  • И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002).
  • Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003).
  • «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, с ансамблем солистов. Дирижёр Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Филд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976.
  • Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988. 319 с ISBN 5-7140-0120-6. (Содержание).
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.