"Петь Лазаря": значение фразеологизма и происхождение. Петь лазаря значение

Выражение Петь Лазаря в настоящее время не очень часто используется, но так как оно имеет историческое место быть, интересно знать источник его происхождения. При упоминании имени Лазарь сразу приходят на ум некие библейские истории и их герои. Действительно, имя Лазарь – отчасти обрусевшее еврейское имя, часто встречающееся в Библии и других священных книгах, так или иначе связанных с вероучениями, зародившимися на берегах Иордана.

Одна из библейских легенд, точнее, притч, повествует о бедном человеке по имени Лазарь, и о его богатом брате. На эту тему кем-то из самостийных поэтов в позапрошлом веке была написана «жалистная» песня, по которой бедный и несчастный, но праведный Лазарь после смерти оказался в Раю, а богатенький его «брательник» за неправедно нажитые богатства получил от Высшей Справедливой Силы по заслугам и отправился в Преисподню. Вобщем, каждый получил по заслугам. Песенка эта была взята на вооружение нищими и попрошайками, которые распевали ее в общественных местах с целью выдавить жалось у добропорядочных граждан и раскрутить последних на более щедрое подаяние.

В то же время, как и в наше время, (да и во все времена) попрошайство было профессией, и довольно прибыльным делом. Поэтому часто люди не очень верили в искренность нищих, вымаливающих милостыню. Отсюда выражение лазаря петь получило значение «ныть, клянчить, преувеличивать свои страдания с целью вызвать жалость у окружающих». Некоторые специалисты по русской речи связывают с легендой о Лазаре появление термина «лазарет», обозначающего военную больницу.

Вот как на самом деле объясняет происхождение слова лазарет «Энциклопедический словарь медицинских терминов»:

лазарет - (французское; слово французского происхождения lazaret; итальянское; слово итальянского происхождения lazzaretto) - лечебное учреждение при воинской части или войсковом соединении, предназначенное для стационарного лечения больных (раненых), не нуждающихся в длительном и специализированном лечении, а также для временной госпитализации или временной изоляции больных до их направления в госпиталь.»

Кстати, настоящее имя отца-основателя языка эсперанто было именно Лазарь. Лазарь Мордыхаевич Заменгоф. Для большего благозвучия в русском варианте он именовался как Людвиг Маркович Заменгоф, или даже Лазарь Людвиг Заменгоф, что породило череду различных шуток по этому поводу в среде эсперантистов.

ругие интересные выражения из русской речи:

Лезть на рожон означает идти навстречу явной опасности вопреки здравому смыслу.

Выражение внести свою лепту достаточно бесхитростного происхождения. Даже если

Лучше меньше, да лучше - статья Ленина (1923 г.) о состоянии госаппарата и о мерах по

Замечательное чисто русское народное выражение. Лыко в стародавние времена было

Интересное выражение, относится к тем фразеологизмам, по словам которых сразу

Выражение Петь Лазаря в настоящее время не очень часто используется, но так как оно

лавр живет, говорят, до 1000 лет, .. был еще и такой подтекст – награжденному желали

Фимиам – это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями

Интересное выражение – козел отпущения . Фраза недосказана, но все ее прекрасно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Соловей – самая приятная певчая птица, живущая на просторах России. Почему из всех

Кузькина мать (или показать кузькину мать) – устойчивое словосочетание непрямого

Выражение круговая порука – это выражение прямого значения, то есть означает то,

С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда

Крепкий орешек – это выражение принято связывать со взятием Петром Первым шведской

Квасной патриотизм – короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для

Великая Китайская Стена – самое большое архитектурно-строительное произведение

Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие

Пусть вас не смущает эта идиотская формулировка, составленная специально для

Китайские церемонии – этот фразеологизм мы нередко используем в разговоре. Как

По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение

Верста – русская мера длины, существовавшая в России до введения метрической

Колосс на глиняных ногах – это своего рода характеристика или оценка чего-то

Про происхождение выражения колумбово яйцо разные источники сообщают примерно

Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий

Выражение костей не собрать для нашего российского уха достаточно привычное. Его

Издревле, еще до появления геометрии, люди привязывали меры длины к частям своего

Казалось, известное всем выражение, на кривой козе не подъедешь . Означает оно тот

Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с

Попал как кур во щи говорят тогда, когда неожиданно попадают в крайне неприятную

Сирота казанская – очень интересное выражение. Сирота – понятно, но почему именно

Как от козла молока (получить) – говорят о человеке, от которого нет никакой пользы,

Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти

Выражение кануть в лету знакомо и понятно всем. Означает оно – исчезнуть из памяти,

Название города-государства Карфаген известно нам еще из учебников истории

Таскать каштаны из огня – это выражение обретет полную ясность, если добавить к

Это выражение – квадратура круга , наверняка вам где-то встречалось. А вот что оно

Как в воду глядел – выражение понятное по значению, но не сразу понятное по

Выражение во всю ивановскую, точнее, орать во всю ивановскую, известно очень

Выражение, или словесный оборот и на солнце есть пятна подчеркивает, что в мире

Выражение и на старуху бывает проруха говорит само за себя. Согласно словарю

И ты, Брут! – выражение знакомое практически каждому образованному человеку, даже

Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу

Слово свечи в русском языке имеет несколько значений: прежде всего это свечи для

Выражение делать из мухи слона совершенно понятно, не содержит каких-то

Прописать ижицу - выражение из разряда ушедших из нашего обихода в прошлое. Но

На букву Г

Наши предки были людьми набожными, а еще жалостливыми. На Руси всегда был определенный слой в обществе, состоящий из нищих. В наше время их называют бомжами - люди без определенного места жительства. Но, в более давние времена менталитет таких людей был несколько иной. Чтобы разжалобить окружающих и насобирать больше милостыни они пели жалостливые песни, при чем их сюжет был основан на событиях, описанных в религиозных книгах.

Тому наглядный пример - история Лазаря, описанная в Новом Завете.

В давние времена жили два брата, которых при рождении нарекли одинаково - Лазарем. Но, судьба у каждого сложилась по разному. Один был нищим. Второй был богатым. В особо тяжкий момент бедный Лазарь попросил у своего брата еды и крова. Тот ему отказал. Вот бедолага и взмолился Богу, пожаловался на свои страдания.

Его стенания были услышаны. С небес было послано два ангела:

  • добрый забрал в рай душу бедного Лазаря
  • злой забрал душу богатого Лазаря в ад

В общем, в данном случае прослеживается типичная для христианской религии мораль: Богатые люди не могут быть душевно чистыми, добрыми, светлыми. Они алчные, жестокие, попирающие законы религии. Полная им противоположность - бедные люди, которые не погрязли в материальном бытие, у них нет ни денег ни имущества, не важно при этом как они живут в земной жизни, главное, что они чисты в помыслах, соблюдают законы религии, почитают бога, все оставляют на его волю и усмотрение. Поэтому, они попадают в рай.


Конечно же, во все времена нищенствовать - это было еще и ремеслом . Люди специально брали в руки костыль, обматывали тряпками конечности и т.п., чтобы иметь как можно более жалкий вид. Вот из-за таких и появилось на Руси выражение "Лазаря петь". Так принято говорить о людях, которых жалостливо рассказывают о своих несчастьях, слезливыми рассказами о своей несчастной судьбе стараются вызвать у окружающих сочувствие и жалость, ну или просто жалуются на свою тяжкую судьбу.

Петь Лазаря

Петь Лазаря
Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Луки (гл. 16, ст. 20-21) есть притча о бедном Лазаре: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали струпья его».
В старину нищие, богомольцы и калеки, выпрашивая милостыню, пели фольклорные духовные стихи о бедном Лазаре, пытаясь таким образом воздействовать на чувства окружающих и облегчить себе сбор по-
даяний. А поскольку это были жалобные, заунывные песнопения, то отсюда родилось широко распространенное образное выражение «петь Лазаря» - жаловаться на судьбу, просить чего-либо, самоуничижаться и т. п.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Петь Лазаря" в других словарях:

    Плакаться, плакаться в жилетку, жаловаться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Лазарь убогий. Убог, как Лазарь. Петь Лазаря (просить подаяния). См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО Петь (Напевать) Лазаря (т. е. упрашивать). См. УСЛУГА ОТКАЗ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    петь Лазаря - Петь (тянуть) Ла/заря, ирон. Прикидываться несчастным, жаловаться на свою судьбу, участь; притворяться бедным, обиженным и т.п. От евангельской притчи о нищем по имени Лазарь, который при жизни сидел у дома богача и вымаливал остатки со стола, но … Словарь многих выражений

    Петь Лазаря - Разг. Ирон. Стараясь разжалобить, прикидываться несчастным, плакаться, жаловаться на свою судьбу. [Лука:] У меня тоже в своё время старуха померла… Что ж? Погоревал, поплакал с месяц, и будет с неё, а ежели целый век Лазаря петь, то и старуха… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    петь Лазаря - разг. , презр. жаловаться на судьбу, прикидываться несчастным. Первоначально Лазарь – жалкий нищий … Справочник по фразеологии

    Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели духовные стихи и… … Словарь крылатых слов и выражений

    Беден, как Лазарь. Петь Лазаря - крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20 21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие калеки, выпрашивая подаяние, пели… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

кто [ кому ]

Жаловаться на свою судьбу, плакаться.

Имеется в виду, что лицо, реже - группа лиц (Х ), стремясь вызвать сочувствие, сострадание к себе другого лица или другой группы лиц (Y ), показывают, как они несчастны, сообщают о постигших их бедах, часто мнимых. Говорится с неодобрением. реч. стандарт . Х Лазаря поёт . В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊙ <...> с такой тёщей поневоле запоёшь Лазаря , она жизнь хочет по своему подобию устроить, ведь <...> у самой-то мужа так и не случилось за всю жизнь <...>, а ещё туда же, советы давать. П. Проскурин, Шестая ночь .⊛ - Алексей Денисович, у вас Колчин был? - А что, приходил к тебе после этого, Лазаря пел ?.. Испугался... вот и побежал к тебе. К. Симонов, Солдатами не рождаются.

После обеда кеп с катера опять наладился нам Лазаря петь про своё водолазное бельё. Ну мы его остограммили и сочувственно всем отделом по плечу похлопали. Ю. Борисов, Если кто-то кое-где у нас порой.

Другие любят Лазаря петь : то не туда его поставили, то плохое пополнение дали... А я не люблю - куда поставили, туда и поставили, кого дали, того дали, делай, что от тебя самого зависит. К. Симонов, Последнее лето .

Так трудно, что иногда думаешь бросить всё и податься куда-нибудь в подпаски или в сторожа. С этой работы будешь не богат, а горбат... Вон председателя "Нового пути" непрерывно хвалят, а дай ему нашего Матвея - тоже Лазаря запоёт . С. Антонов, Дело было в Пенькове .

⊜ - Андрей, не будь бабой, будь мужиком. Что ты Лазаря поёшь , нам всем тяжело. Э. Зац, Дела семейные .

Я к ней в ВЦСПС - в ноги падаю! Говорю, что всё во мне переломано, не серчай, что я гулял с этой падлою, ты прости меня, товарищ Парамонова! А она как закричит (вся стала чёрная!): - Я на слёзы на твои - ноль внимания! И ты мне лазаря не пой , я учёная, ты людям всё расскажи на собрании. А. Галич, Красный треугольник .

Ты мне, Черепанов, Лазаря не пой ! - кричал в какой-то взвинченности Деев. Ю. Бондарев, Горячий снег .

⊝ По собственному выстраданному опыту она знает, что многие живут по принципу: сегодня ты мне нужен - Лазаря пою , завтра ты никто - руки/ тебе не подам. Кузнецкий тракт, 2002 .

культурологический комментарий: Образ фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры и восходит к евангельской притче о богатом и нищем, которую Иисус рассказал фарисеям. Жил богач, одевавшийся в роскошную одежду и каждый день устраивавший пиры. У ворот его дома лежал нищий Лазарь , покрытый струпьями, который мечтал о крошках со стола богача. После смерти богач оказался в аду, а нищий "отнесён был Ангелами на лоно Авраамово" (Лк. 16: 22). Испытывая адские муки, богач возопил к Аврааму, умоляя позволить Лазарю подать ему хоть каплю воды. "Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк. 16: 25). В образе фразеол. нашла отражение характерная для религиозного сознания ориентация на прецедент из Священной истории. Лазарь стал восприниматься как "образцовый" нищий. Заунывное пение бродячих нищих и стало источником фразеол. (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М. , 2001. С. 357. ) Согласно В.И. Далю, Лазарем называли "льстивого и жалобного попрошайку", особый тип нищего; лазарничать означало "ластиться, подлещаться, льстиво выпрашивать, канючить, клянчить". Нищие, прося подаяния, пели особый стих - пели Лазаря . (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М. , 1955. С. 234 .) Об универсальности данного образа в странах христианской культуры свидетельствуют сходные образные выражения в других языках; ср. исп. quejarse como un Lazaro (букв. "жаловаться, как Лазарь"). Д. Б. Гудков
  • - крыл. сл. Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Четверодневного, Китайского, епископа, друга Божиего. В своей земной жизни Спаситель, «Единый Человеколюбец», имел и личных друзей, особенно Ему близких...

    Русская энциклопедия

  • - Разг. Ирон. Стараясь разжалобить, прикидываться несчастным, плакаться, жаловаться на свою судьбу...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Выражение возникло из Евангелия, из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая...
  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Первоисточник - Библия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ПЕТЬ, пою́, поёшь; пой; пе́тый; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Л"азаря п"...

    Русский орфографический словарь

  • - жалобно говорить; льстиво выпрашивать Хоть лазарем пой, хоть волком вой. Ср. Лазарничать - выпрашивать. Ср. Лазаря знатным барам петь. Данилевский. Мирович...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Лазарь убогий. Убог, как Лазарь. Петь Лазаря. См. ДОСТАТОК - УБОЖЕСТВО Петь Лазаря...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого. Смол. Проучить кого-л. СРНГ 16, 242...
  • - Народн. Ирон. Плакаться, прибедняться, стараясь разжалобить кого-л., выпросить что-л. ДП, 96, 647; ФСРЯ, 220; БМС 1998, 330; БТС. 829; ЗС 1996, 295, 375; Мокиенко 1989, 158...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Книжн. Устар. Ирон. Насыщение объедками со стола богача. БМС 1998, 330...

    Большой словарь русских поговорок

  • - от наименования стиха, который поют нищие; означает: прикинуться бедняком; льстиво выпрашивать...

    Словарь иностранных слов русского языка

"ЛАЗАРЯ ПЕТЬ" в книгах

«Мне о любви не говорить, не петь…»

Из книги Сочинения автора Луцкий Семен Абрамович

«Мне о любви не говорить, не петь…» Мне о любви не говорить, не петь, Но руки сжать и, уронив на руки Пылающую голову, сидеть, Перегорать отчаяньем разлуки. Но мочи нет. И ты опять близка - О сокрушающая близость эта… Как дуновенье ветра у виска, Прикосновенье

Глава 6. «Я хочу петь для вас! »

Из книги автора

Глава 6. «Я хочу петь для вас!» Эту фразу, выведенную на большом куске бумаги рукой Владимира Высоцкого, можно прочесть в его доме-музее на одном из экспонатов. Предназначалась надпись для зрителей, приходящих на концерты-встречи певца. В ней он выразил основную причину,

СПАСИБО, ЧТО ПЕТЬ РАЗРЕШИЛИ

Из книги След в океане автора Городницкий Александр Моисеевич

Петь, чтобы жить

Из книги Моя жизнь автора Пиаф Эдит

Петь, чтобы жить Мои песни!Что я скажу о своих песнях? Мои мужчины, как бы я их ни любила, всегда оставались «чужими». Мои же песни - это я, моя плоть, кровь, моя голова, мое сердце, моя душа. Да и как говорить об этом? Разве что обиняком, рассказав о тех, кому удалось помочь

Петь или строить?

Из книги Музыка жизни автора Архипова Ирина Константиновна

Петь или строить? Несмотря на успехи в занятиях пением, в концертах нашего вокального кружка и на то, что сам Иван Владиславович Жолтовский «присвоил» мне титул институтской «примадонны», я вовсе не думала о карьере певицы, а очень серьезно готовилась к работе

Я начинаю петь

Из книги Апология памяти автора Лещенко Лев Валерьянович

Я начинаю петь Если говорить по большому счету, то моя, так сказать, вокальная карьера началась еще во втором классе средней школы, когда я жил в Сокольниках. К тому времени, в 1950 году, у меня прорезался высокий чистый дискант, и потому при наличии хорошего слуха меня

ПЕТЬ С УМОМ

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

ПЕТЬ С УМОМ Случилось так, что во время работы над партией Яго мне пришлось вырвать больной зуб. Но я все равно пришел на занятие к маэстро, чтобы он видел мое усердие. Маэстро очень ценил самоотверженность в певцах. Однако петь я не смог, рана беспокоила меня, особенно

Петь

Из книги Как заработать денег автора Дельцов Виктор

Петь Преимущества:Получение огромного морального и материального удовлетворения от собственного исполнения.Недостатки:Большая конкуренция;Сложности с тем, как попасть на «большую сцену».Необходимые умения:Поставленный голос;Умение выступать перед

Петь научишься…

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Петь научишься… Поехал к Вячеславу Михайловичу со старшим сыном Иваном. Ему десять лет. Это моя сотая встреча с Молотовым.- А моя вторая, - сказал Иван.- Ну как отдохнул? - спросил меня Молотов. - Купался?- Купался. Правда, море холодное было.- А сколько

Ла́заря петь

Из книги автора

Ла?заря петь В царской России повсюду в людных местах собирались толпы нищих, калек, слепцов с поводырями, выпрашивавших со всевозможными жалобными причитаниями милостыню у прохожих. Слепцы особенно часто при этом распевали сочинённую по евангельскому сюжету песню «О

Мастерица петь

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

Мастерица петь Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издает звуки, похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.По поэтическому сказанию древних греков, два музыканта Эвн и Аристон устроили состязание, во время

Петь аллилуйю

автора Серов Вадим Васильевич

Петь аллилуйю см. Аллилуйщина.

Петь Лазаря

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Петь Лазаря Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Луки (гл. 16, ст. 20-21) есть притча о бедном Лазаре: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали

ПЕТЬ ПЕСНЬ

Из книги Малый бедекер по НФ автора Прашкевич Геннадий Мартович

ПЕТЬ ПЕСНЬ Несмотря на самоуверенность, Шурик был не из тех, кто считает, что снаряд якобы дважды в одну воронку не падает. Видел он воронку, в которую снаряд ложился и четыре раза подряд. Однажды в Ростове в доме своей приятельницы, назовем ее Катей, он раз и навсегда

Продолжай петь

Из книги Притчи-мотиваторы на каждый день для счастья и удачи автора Цымбурская Елена В.

Продолжай петь Эта история произошла в США в штате Теннесси. Когда Карен узнала, что ожидает ещё одного ребёнка, как любая хорошая мама, она сделала всё, чтобы помочь своему трёхлетнему сыну Майклу подготовиться к этому новому этапу в его жизни. Вскоре узнали, что это будет

ЛАЗАРЯ ПЕТЬ кто [ кому ]

Жаловаться на свою судьбу, плакаться.

Имеется в виду, что лицо, реже - группа лиц (Х ), стремясь вызвать сочувствие, сострадание к себе другого лица или другой группы лиц (Y ), показывают, как они несчастны, сообщают о постигших их бедах, часто мнимых. Говорится с неодобрением. реч. стандарт . Х Лазаря поёт . В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

<...> с такой тёщей поневоле запоёшь Лазаря , она жизнь хочет по своему подобию устроить, ведь <...> у самой-то мужа так и не случилось за всю жизнь <...>, а ещё туда же, советы давать. П. Проскурин, Шестая ночь .⊛ - Алексей Денисович, у вас Колчин был? - А что, приходил к тебе после этого, Лазаря пел ?.. Испугался... вот и побежал к тебе. К. Симонов, Солдатами не рождаются.

После обеда кеп с катера опять наладился нам Лазаря петь про своё водолазное бельё. Ну мы его остограммили и сочувственно всем отделом по плечу похлопали. Ю. Борисов, Если кто-то кое-где у нас порой.

Другие любят Лазаря петь : то не туда его поставили, то плохое пополнение дали... А я не люблю - куда поставили, туда и поставили, кого дали, того дали, делай, что от тебя самого зависит. К. Симонов, Последнее лето .

Так трудно, что иногда думаешь бросить всё и податься куда-нибудь в подпаски или в сторожа. С этой работы будешь не богат, а горбат... Вон председателя "Нового пути" непрерывно хвалят, а дай ему нашего Матвея - тоже Лазаря запоёт . С. Антонов, Дело было в Пенькове .

⊜ - Андрей, не будь бабой, будь мужиком. Что ты Лазаря поёшь , нам всем тяжело. Э. Зац, Дела семейные .

Я к ней в ВЦСПС - в ноги падаю! Говорю, что всё во мне переломано, не серчай, что я гулял с этой падлою, ты прости меня, товарищ Парамонова! А она как закричит (вся стала чёрная!): - Я на слёзы на твои - ноль внимания! И ты мне лазаря не пой , я учёная, ты людям всё расскажи на собрании. А. Галич, Красный треугольник .

Ты мне, Черепанов, Лазаря не пой ! - кричал в какой-то взвинченности Деев. Ю. Бондарев, Горячий снег .

⊝ По собственному выстраданному опыту она знает, что многие живут по принципу: сегодня ты мне нужен - Лазаря пою , завтра ты никто - руки/ тебе не подам. Кузнецкий тракт, 2002 .

культурологический комментарий: Образ фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры и восходит к евангельской притче о богатом и нищем, которую Иисус рассказал фарисеям. Жил богач, одевавшийся в роскошную одежду и каждый день устраивавший пиры. У ворот его дома лежал нищий Лазарь , покрытый струпьями, который мечтал о крошках со стола богача. После смерти богач оказался в аду, а нищий "отнесён был Ангелами на лоно Авраамово" (Лк. 16: 22). Испытывая адские муки, богач возопил к Аврааму, умоляя позволить Лазарю подать ему хоть каплю воды. "Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк. 16: 25). В образе фразеол. нашла отражение характерная для религиозного сознания ориентация на прецедент из Священной истории. Лазарь стал восприниматься как "образцовый" нищий. Заунывное пение бродячих нищих и стало источником фразеол. (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М. , 2001. С. 357. ) Согласно В.И. Далю, Лазарем называли "льстивого и жалобного попрошайку", особый тип нищего; лазарничать означало "ластиться, подлещаться, льстиво выпрашивать, канючить, клянчить". Нищие, прося подаяния, пели особый стих - пели Лазаря . (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М. , 1955. С. 234 .) Об универсальности данного образа в странах христианской культуры свидетельствуют сходные образные выражения в других языках; ср. исп. quejarse como un Lazaro (букв. "жаловаться, как Лазарь"). Д. Б. Гудков

Большой фразеологический словарь русского языка. - М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .