Не сотвори себе идола библия. Объяснение заповеди — не сотвори себе кумира

Светлана Румянцева

Человек устроен таким образом: будь у него красота и успех, он всё равно ищет себе объект для подражания. Необходимо соблюдать «дозу» фанатизма, иначе он может привести к плачевным последствиям.

Выделяют три причины появления фанатизма

«Чужие лавры»

Человек начинает искать в других людях то, чем не обладает сам. Успех, денежный достаток, благополучие, определённые навыки и умение — вызывают в людях чувство зависти. Найдя эти качества у другой личности, человек ставит их для себя «краеугольным камнем».

Как определить, болен ли человек фанатизмом?

В медицинском справочнике под пунктом «Классификация психических расстройств» существует параграф, в котором фанатизм (идолопоклонство) выделен как «душевное» заболевание.

Признаки идолопоклонства:

Человека вследствие негативных или радостных событий в жизни идеала (кумира). Юноша заболевает, если объект подражания проиграл футбольный матч. Живой идол нашёл любовь – девушка впадает в истерику, прекращает ходить в школу, на работу. При исчезновении кумира с поля зрения фаната может произойти самоубийство первого. Это форма подражания является самой тяжёлой.
подражатель тратит все денежные средства на приобретение атрибутики кумира: анонсы, фотографии, одежду, символические значки. Старается находиться там, где на данный момент может быть кумир. Смотрит все телепередачи с его участием.

объект подражания становится «краеугольным камнем» для мыслей, дел, разговоров поклонника. Человек начинает звонить, писать, встречать у дома своего любимца.
происходит сужение или исчезновение круга интересов. Страдающий душевным расстройством подросток перестаёт учиться, работать, читать, забрасывает развлечения, приносящие когда-то радость.
к друзьям, приятелям, которые позволяют себе унизительные замечания в сторону любимого героя.
фанатичный поклонник отвергает негативные поступки у объекта поклонения. Отрицательная информация о живом идоле воспринимается как нечто неправдоподобное.

Тяжёлые виды фанатизма встречаются редко. Явление идолопоклонничества наступает у подростков, которое с годами превращается в приятное воспоминание. Другой исход – стойкая привязанность к объекту на всю жизнь без признаков душевных расстройств. До крайней меры, лишения себя жизни, доходит редко.

Типы фанатизма

Примеры типов фанатизма можно увидеть, просматривая телевизионные новости, слушая радио или посещая сайты в интернете. Каждый день средства массовой информации цитируют новости об актах насилия, произошедших на почве нездорового фанатизма. Какие виды бывают?

Религиозные убеждения

Фанатизм на почве религиозности возник с самого первого дня появления жизни на планете. Примерами культа и идолопоклонничества являлись обычные вещи: норма поведения в социуме, традиции, связанные с вероисповеданием.

Человек, испытывающий острое чувство одиночества и горя, становится ярым поклонником веры в божества, сверхъестественные существа.

Пример: больной с неоперабельной стадией рака читает сектантскую литературу. В надежде получить обещанное избавление от болезни, он сам становится сектантом и следует этому учению до конца своих дней.

Политическая фанатичность

Это столкновение одного политического строя с идеями другой политической ячейки. Здесь главным моментом является персонификация – отдельный объект поклонения. Все революции имели своих предводителей и фанатиков революционного движения.

Пример: в стране – нестабильная политическая обстановка, где происходит давление на определённую группу населения, в которой пятьдесят процентов людей поддаются внушению. На группировку оказывается давление с использованием суггестивных технологий. Итог: 50 процентов людей становятся фанатами лидирующего течения, слепо идут за «вождями» по «головам».

Фанатизм на почве национальной неприязни

Национальный и политический фанатизм имеют одинаковые причины и следствие. Яркий пример соединения двух типов приверженности – фашизм. Нельзя рассматривать отдельно эти два вида поклонения.

Чрезмерная одержимость спортом

Возникает при усилении чувства привязанности к определённой спортивной команде в попытке устранить одиночество. Также является способом самореализации за счёт кумира. Отличие болельщиков от фанатов состоит в том, что последние приходят не смотреть игру на стадион, а «болеть» за любимого кумира.

Одержимость фанатов в шоу-бизнесе

Причины появления такого вида фанатизма просты: . При постоянном чувстве неудовлетворённости собой человек ищет себе кумира из известных шоуменов, и подражает ему в манерах, в стиле одежды, в поведении. Человек делает это для того, чтобы добиться признания в социуме, как и его кумир. Часто бывает, что одинокая женщина или мужчина ищут живого идола противоположного пола. В одержимости они не понимают, что теряют себя как личность.

Скрытая эксцентричность

Чаще таким видом приверженности страдает молодёжь. Девушки и молодые люди стараются выделиться из толпы. Яркий макияж, одежда, странная манера поведения – всё это говорит о скрытой форме одержимости.

Легко идти по стопам своих кумиров, но не стоит забывать о том, что идя по следам других, собственных становится не видно.

28 марта 2014, 14:13 В 2010 году выдающийся математик Григорий Перельман отказался от премии в $1 млн за решение одной из математических задач тысячелетия. Свой отказ он объяснил просто: «У меня есть все, чего я хочу». Четырьмя годами ранее он отказался от премии Филдса, которую в сфере математики принято приравнивать к Нобелевской. «Меня не интересуют деньги или слава. Я не хочу быть выставленным перед людьми, как животное в зоопарке, - заявил тогда Перельман. - Я не герой математики. Я даже не так и успешен, вот почему я не хочу, чтобы все на меня смотрели».

Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.

Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.

Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:

Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?

Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и... не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:

Отстань, невежа, со своими расспросами!

И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.

Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно - не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.

Попросить человека: «Скажи что-нибудь» - это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним... Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею - тщетно я сам хотел бы это изъяснить».

Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью - заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения - будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.

Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.

Однако любой метод может быть использован не только в благих целях. Так похвала, обращенная к таланту, и в особенности тонкая и предметная лесть, обращают сознание художника к тем механизмам в его душе, которые и привели к появлению шедевра. В результате наиболее яркие способности, составляющие творческую самобытность личности, оказываются заблокированы. Приступая к созданию нового произведения, такой человек сознательно пытается воспроизвести то, что вызвало наибольший восторг публики и начинает плохо подражать самому себе. Так наступает смерть мастера. «Премии только мешают, - говорил Хемингуэй. - Ни один сукин сын, получивший Нобеля, не написал после этого ничего путного, что стоило бы читать». Единственным средством, способным реанимировать талант, является «рецепт сороконожки». Нужно презреть популярность, забыть слова похвалы и вспомнить «первую любовь свою», как это делал пушкинский Сальери:

Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался - слезы
Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музы ки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался

Одной музы ке...

Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества - дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует... Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»

Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.

Компиляция из разных источников

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Исход 20:4

* * *

Необходимо расшифровать, что означает такое слово «кумир», что в Ветхом Завете это прежде всего было изображение другого Бога, то, которое сделано руками человека. Таким образом, мы сейчас являемся идолопоклонниками, и у нас тоже есть кумиры: наши грехи, наши страсти, наши привязанности, которые мешают нам видеть Бога, застилают от нас Его облик: сребролюбие, пьянство и т.д. Чего только нет в нашей жизни, что застилает от нас Господа и часто человек служит этому, как некогда служил чужим богам. Ради этого устраивает свою жизнь, а больше всего кумир - это наше Я, мой личный эгоизм, желание устроить свою жизнь, думать только о себе. Вот об этом кумире и говорится: «Не сотвори себе кумира, помни, что Господь превыше всего». (Протоиерей Николай Соколов. Цикл лекций по Ветхому Завету )

* * *

Вторая Божия заповедь буквально гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.» (Исх. 20:4-5) В пятой книге Моисея «Второзаконие» подробно перечислены все эти изображения, а именно: «.. изваяния, изображения какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину; изображения какого-либо скота, который на земле; изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами; изображения какого-либо гада, ползающего по земле; изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, - а также - солнце, луна, и звезды и все воинство небесное» (4:16-19).

Еще в одном не менее исчерпывающем ряду описано, как Сам Господь Бог заповедовал делать изображения (см. «Исход», 35:30-35; 37:1-9;38:8), речь там идет об устроении скинии. В Библии подробно описано и строение Соломонова храма - 3 Царства 6:23-28; 6:29; 6:32,34-35; 7:25,27-29, 36-37 и др. Библейский летописец очень подробно описывает сделанные для Соломонова храма изображения. Тексты библейского писателя свидетельствуют о славе Соломонова храма, проявившейся, в частности, в изображениях живых существ. Это подробное описание не оставляет ни малейшего сомнения в правомерности всех этих изображений - резных и литых, деревянных и металлических, плоских и рельефных.

Возникает вопрос - как согласовать эти тексты?.. Незадолго перед тем, как Моисей дал упомянутый список запрещенных изображений, он ясно сказал, чем вызван этот запрет. Эти изображения не должны были стать образом Бога, т.е. чтобы никто не пытался изобразить Бога в виде некоей твари: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» (Втор. 4:15), и перечисляет далее все возможные изображения (Втор. 4:16-19). В сущности здесь ясно обозначены все почитаемые язычниками боги, но главное то, что запрещается создавать изображения Бога, Его нельзя изображать, поскольку у Него нет «никакого образа»…

Св. патриарх Герман в своем послании епископу Фоме Клавдиопольскому, объясняя ветхозаветный запрет изображений, приходит к тому же выводу, что этот запрет относится лишь к изображениям истинного Бога. Св. патриарх необычайно оригинально, с богословской точки зрения, выстраивает свой аргумент, связывая вторую Божию заповедь с третьей, а именно: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). По мнению патриарха Гермогена, обе заповеди имеют один смысл, а именно: не упоминай имя Бога по незначительному, несуществующему поводу, как и не создавай изображений Бога, Который не имеет образа…

Ясно, что противоречия между второй заповедью и заповедью делать скинию просто не существует… Сама вторая Божия заповедь допускает иные изображения, но при условии, что они не приписываются Богу. (Петр Николов. Богословие иконы. Опыт исторического изложения догмата иконопочитания )

* * *

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Но иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается. Это ясно видно из того, что тот же пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиров, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или подвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом, в той, внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу. (Митрополит Филарет Московский. Катехизис )

* * *

Священные изображения в христианской Церкви имели место уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что была практика особого почитания и поклонения этим изображениям.

Всем известно обвинение православных протестантами в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декалога. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова «икона» и «идол» - это совершенно разные понятия. (Иерей Олег Давыденков. Догматическое Богословие )

* * *

Пишешь ли ты икону для напоминания о невидимом и невообразимом Боге - ты не творишь себе кумира. Воображаешь ли себе Бога и думаешь, что Он похож на твое воображение, ты ставишь себе кумир, - таков смысл ветхозаветного запрещения. Икона же (красками писанное изображение Божие) или изображение Его святых, созданное Любовью, не запрещается духом истины. Не говори: «Перейдут-де христиане к идолопоклонству,» ибо дух Христов, хранящий Церковь, премудрее твоей расчетливой мудрости. - Поэтому можешь без иконы спастись, но ты не должен отвергать иконы.

Церковь принимает всякий обряд, выражающий духовное стремление к Богу, так же как принимает молитву и икону, но выше всех обрядов она признает св. Литургию, в которой выражается вся полнота ее учения и церковного духа и выражается не какими-нибудь условными знаками или символами, но словом жизни и истины, вдохновенным свыше. Только тот понимает Церковь, кто понимает Литургию. Выше же всего единение святости и любви. (Хомяков А.С. Церковь одна )

* * *

Не сотвори себе кумира, то есть не делай себе никакого идола, не вытесывай из дерева и камня, не выливай из меди, ни из железа, ни из серебра, ни из золота, ни из чего не делай себе идола и не поклоняйся ему как богу. Слава Богу, между нами, христианами, это дело невиданное, и получается, что мы будто и не грешим против второй заповеди Закона Божия. Так ли это на самом деле? Разве наши страсти - не те же идолы, которым мы поклоняемся всю жизнь?!

Вот послушайте, что говорит Апостол Павел: «…их бог - чрево…» (Флп. 3, 19). Не к нам ли относятся апостольские слова? К нам, Господи! Потому, что мы служим чреву своему и вообще телу, больше, чем Богу. Мы чрезвычайно много времени и сил тратим на заботы о пище, но не о хлебе насущном, а о том, чем бы усладить свое чрево, чем бы утешить свое тело…

Второй страшный идол, к ногам которого сложено столько человеческих душ, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слез матерей, отцов, братии, жен и детей - это пьянство…

Третий идол, которому мы служим, - это страсть любостяжания, то есть жадность к богатству, ненасытное желание иметь всего как можно больше… Мы все болеем этим недугом. Сердце наше возбуждено и тревожится жаждою приобретения, и не только вещей необходимых…

Четвертый идол, которому ничуть не с меньшим усердием мы служим - это гордость. Гордый человек сам себя делает идолом и чтит превыше всего и всех самого себя… Мы любим учить, указывать, любим вмешиваться в чужие дела, по гордости своей воображая себя много умнее и рассудительнее других… А если кто зацепил нашу гордыню каким-либо словом, где уж тут смолчать, хотя бы ради наружного смирения, - мы будем говорить до тех пор, пока наше слово не останется последним! Мало того, мы еще и потом не сразу успокоимся, а все будем жалеть, что мало наговорили, нужно было бы еще и то, и другое побольнее сказать обидчику. Вот наша гордыня, наш самоистукан…

Есть еще идол, поклонением которому мы еще и находим себе извинение в грехах, - это раболепство духу времени. Мы погрешаем этим, совершая то или иное нарушение заповедей Божиих и церковных, оправдываем себя тем, что «теперь все так делают». Поройтесь в своей совести, не грешны ли и мы этим грехом? (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди )

* * *

Любостяжание, по слову Павлову, есть идолопоклонство. Кто же те, которые воздвигают себе кумира златого, для которых золото и деньги это бог, которому они поклоняются. Только золото, только деньги бог их, этих несчастных, называемых святым Павлом, и верно называемых, истинными идолопоклонниками, ибо дела любостяжателей так же неправедны, так же греховны, как и дела всех идолопоклонников…

Бойтесь любостяжания, помните ту притчу Христову… - притчу о богатом человеке, у которого был обильный урожай в поле. И что же, подумал ли он о том, как много голодающих, нуждающихся в хлебе? Нет, этот лихоимец подумал только о том, что надо ему разрушить старые житницы и взамен построить новые, которые могли бы вместить богатейший урожай, и тогда сказать душе своей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись». А Господь сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Вы видите, как страшно любостяжание, видите, что оно идолопоклонство. (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Проповеди )

* * *

Все наши страсти и вожделения - это состояние опьянения, через которое мы вступаем в мир иллюзий… Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас - мы сами. Обычная цель нашей жизни - это приготовить место на земле, достойное такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и забот.

В душевном плане кумиры - те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем благодать. Все наши мечты и грезы - это беспрерывное созидание кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины кумиров для наших страстей.

Кумиром может стать человек, и страстная влюбленность - это как раз создание кумира. Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным воображением, он украшает, им поклоняется и служит…

Кумиром могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество, делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому, причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта». Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а обожествлению этого мира и человеческих страстей.

Кумиром для родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу…

Если сказать кратко, душевный план второй заповеди - проверка своего сердца: нет ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря, престол души добровольно отдается другому и на него взбирается невидимый зверь…

В духовном плане вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом. В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве отрешаться и отделяться от всего земного. (Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или Искусство жить )

* * *

В древности идолы иногда изображали определенные силы природы, которые олицетворялись и почитались как властители мира. Некоторые чрезмерно почитают амулеты, камушки и т.д., думая, что те сделают их жизнь счастливой. В наше время кумирами буквально называют известных киноактеров, спортсменов, певцов и певиц, неординарных людей и т.д. В них видят идеал жизни, о них постоянно говорят и думают, собирают материал в СМИ, им пытаются подражать.

Таким образом, поведение некоторых людей, привлекающих к себе внимание в течение своей, на самом деле недолгой жизни, становится эталоном для других. Такой кумир всегда налагает оковы на образ мыслей многих, прельщает их жить по своему шаблону. А несчастные послушно следуют за ним, забывая, что созданы по образу Божию, и что только стремление к Первообразу подаст жизни полноту и приобщит человека к вечности.

Кумирами могут быть и привычки: греховные - курение, наркомания, пьянство, накопление богатства, азартные игры и т.п., и «безобидные», - хобби, - собирание марок, игра в футбол, просиживание за телеэкраном и т.д.

Кумир, будь то деревянный идол, сила природы, человек или пристрастие, есть всегда мыльный пузырь, который, переливаясь на солнце, кажется интересным и что-то значащим, но по сути своей ничто - пустота. Дуньте на него, и он лопнет.

Правда, некоторые кумиры лопают от злости, когда им не хотят поклоняться. (Валерий Духанин. Учебное пособие. О вечных вопросах жизни )

* * *

Самое главное препятствие - это мы сами, потому что когда нам нужно решить вопрос, мы говорим: чего я хочу? Что мне надо? К чему я стремлюсь? Что мне удобно? выгодно? спокойно? приятно? - и лишь потом спрашиваем: а что же мне говорит об этом слово Божие? Чего хочет Господь? Вот и получается, что владыкой у нас является наша самость, мы сами. Мы себе кланяемся, себе кадим, себя удовлетворяем, мы есть тот кумир, которого почитаем. Не сотвори себе кумира - это значит не прилепляйся к вещам, к земному. Нужна нам одежда? Нужна. Нужна нам пища? Нужна. Нужны нам вещи, которые необходимы для быта? Нужны. Но ведь мы к ним иногда прирастаем, мы иногда этими вещами настолько заполняемся, что уже не остается места для Бога…

Человек не может прожить без денег, без каких-то необходимых вещей, но если это становится главным, то жизнь наша гаснет, меркнет, потому что это все равно пройдет, и люди, которые гоняются за этим в мышиной беготне, бегают, бегают, а потом - оказываются с пустыми руками. Потому что ушла молодость, прошли годы, а что мы делали, как провели жизнь? Что мы сделали для нашего Господа? Ничего - как были нищими, так и остались. (Протоиерей Александр Мень. Прости нас, грешных )

* * *

Сейчас многие люди стали очень активно заниматься политикой, они держат в своих домах фотографии политических лидеров, которые им особенно нравятся, говорят, что хотят подражать этим людям, и по-своему поклоняются им, воссоздается диавольская религия человекобожия - гуманизм, когда на место Творца ставят тварь и поклоняются ей. Мы должны отвергнуть это языческое зловерие, потому что ни один человек, какими бы добродетелями он ни обладал, не достоин такого же поклонения, которое мы должны воздавать Господу нашему. И когда кто-то дерзает поклоняться людям, то надо напомнить этим безумцам слова псалмопевца Давида, который говорил: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Нет спасения ни в этих лидерах, ни во всех известных личностях: сегодня они живы, а завтра их нет…

Идолом для человека может стать не только какой-то чуждый бог. Подчас бывает так, что идолом для человека иногда становится он сам: если он сам себя ставит на некий пьедестал, становится эгоистом, эгоцентристом и поклоняется как бы сам себе, свои проблемы ставит выше проблем всех остальных людей. Есть люди, для которых бог - это деньги, и они поклоняются золотому тельцу; есть люди, для которых бог - это разврат, и они поклоняются этому богу; есть люди, для которых бог - это пьянство, и они служат верно и преданно зеленому змию. Иногда просто поражаешься той энергии, с которой многие люди служат ложным богам, и с каким нежеланием они переступают церковный порог. (Священник Олег Стеняев. Беседы на Книгу Бытия )

* * *

Суть [второй] заповеди не в запрете на создание образов, а в том, чтобы из этих неизбежных образов не делать себе кумиров. И Моисей ясно понимает смысл запрета: «не поклоняйся им и не служи им». Изображение не должно восприниматься в качестве Бога - это верно. В частности, человек должен помнить, что и тот образ Бога, который он имеет в своем уме, не есть Сам Бог. Можно не иметь икон и быть идолопоклонником - ибо кумир будет всажен в сердце человека. Можно спутать реальность текста Писания и реальность того Бога, о котором оно говорит…

Кстати, Библия тоже есть икона. Просто образ Творца она передает не красками, а словами. Любая проповедь предлагает некоторый образ Бога, некоторое представление о Боге, для того, чтобы человек обратил свой сердечный взор к самому Создателю. Но то же делает и икона. Седьмой Вселенский Собор, объяснивший иконопочитание, ясно сказал: глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу. Не случайно преподобный Иоанн Дамаскин, обосновывая почитание икон, напоминает о почитании священных книг: «Поклоняемся, почитая книги, благодаря которым слушаем слово Его». (Протодиакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд )

Под редакцией Tannarh’a, 2015 г.

С самого детства выстраиваю себе множество авторитетов. Сколько помню себя, у меня всегда были какие-то авторитеты: люди, которых я считала «выше по статусу», мудрее, опытнее, сильнее и т.д.; люди, с которых я брала пример, уважала, даже боялась.

Этот шаблон пустил во мне корни очень глубоко. Постараюсь разобраться и честно изложить всё как есть. Ну что ж, приступим…

Всё родом из детства

Родители, в общении с ребёнком, ставят себя как начальники. Неподчинение первым резко пресекается и жёстко наказывается, их точка зрения - единственно правильная, только потому что они старше. Безусловно, родители мудрее и опытнее, чем маленькие детки, но общение с ребёнком ни в коем случае не должно быть в форме приказа. Ребёнок - не личная вещь, это новая ЛИЧНОСТЬ, которая нуждается в любви, собственном развитии, опыте и духовном росте. Да, дети балуются, шалят, если не получают внимания и любви или, бывает, случайно что-то разобьют, сломают. Но за их ошибки не нужно во всё горло кричать «этого делать нельзя», «у тебя кривые руки», «почему ты не такой, как твой братик Ваня» и т.д. Детям нужно объяснять, где они ошиблись, к каким последствиям могла бы привести их шалость, как можно было здесь поступить, как исправить эту ситуацию.

Именно восприятие моих родителей «посадило в моём сознании семя такого сорняка», как авторитеты. Частенько за меня решали как мне поступать. Поначалу мне говорили что одевать, что делать в свободное время, когда приходить домой, есть через себя, когда желудок уже полный. Затем всё перешло на новый уровень: какие предметы я буду сдавать на централизованном тестировании, в какой университет пойду и на какую специальность, где буду работать и кем, какая свадьба у меня будет и т.д.

Мне конечно же не нравилось такое положение дел. Я возражала, но всё же подчинялась. Потому, как боялась ослушаться, и уже привыкла делать то, что говорят. Проще ведь сделать как другой велит, чем самому подумать.

Крутые авторитеты

Здесь авторитет выступает как альфа-самец или альфа-самка. Это те личности, которые находятся в центре всеобщего внимания, те, с которыми все хотят дружить, общаться. «Крутых авторитетов» можно вспомнить по учёбе в школе, университете. Таким авторитетам, как правило, все подражают, хотят быть похожими на них, «тусить в кругу их общения». Шаблон крутости одноклассников и однокурсников наиболее ярко можно увидеть в каждом голливудском фильме про школу и колледжи. Корень этого шаблона находится в зависти и оценке: он (она) лучше, чем я в чём-либо.

Так и я в школе - в 10-14 лет выделяла для себя из общего класса двух девочек и двух мальчиков, которых считала лучшими. Я не подражала им, но завидовала, примеряла их образ на себя, хотелось ту же одежду, аксессуары, что и у девочек, быть такой же весёлой и интересной как они (как мне тогда казалось). В какой-то момент меня уже «тошнило» от моей же зависти. И я понемногу начала работать над собой. В итоге к выпускным классам стало уже получше, но где-то в глубине зависть всё равно присутствовала.

Авторитет на страхе

Авторитеты, которых боишься, встречались у меня гораздо чаще, чем любые другие: это были учителя в школе, преподаватели в университетах, тренера на спортивных занятиях, начальники на работе и т.д. В эту категорию входили все, кто хотя бы один раз проявил по отношению ко мне агрессию, даже как простое повышение голоса. После я всё время, осознанно или нет, испытывала страх к этим людям. В голове часто покручивались сцены, где я побеждаю в спорах таких людей, доказываю им свою правоту, поднимаюсь на голову выше, чем они. Сплошная игра сознания.

Авторитеты среди профессий и по социальному статусу

Сознание выстраивает иерархию среди всех людей по занимаемому ими в обществе положению и должности на работе: врач авторитетнее продавца, главный бухгалтер лучше обыкновенного бухгалтера, военный круче, чем уборщик или сантехник, работающий человек лучше, чем домохозяйки и безработные, родители круче бабушек и дедушек, тренер круче родителей, и так до бесконечности. Сознание постоянно пытается выстроить всех по своеобразной лестнице статуса или крутости. Это очень напоминает пищевую цепь в дикой природе, которая начинается с простейших микроорганизмов и заканчивается крупными хищниками. За «крупных хищников» в моей лестнице крутости можно отнести президентов, представителей царских семей, в общем людей с большим количеством власти.

Авторитет — маска человека, у которого мы хотим чему-то научиться

Человеку по своей природе свойственно подражать кому-либо с самого рождения. Это нормально - взять пример с другого человека, особенно, когда пример положительный. Но возвеличивать в ранг кумира такого человека точно не нужно. В этом случае у меня возникали мысли: какой же он (она) классный, надо больше работать, чтобы быть такого же уровня, хочу научиться так же. При этом появлялось желание чаще общаться с такими людьми и возникало чувство большой симпатии к этому человеку.

Зависимость от авторитетов, привыкание

При множестве всех авторитетов они ещё и постоянно меняются. Одни уходят, падают по лестнице крутости, другие поднимаются в иерархиию авторитетов, появляются новые. Этот процесс идёт постоянно. Получается какой-то вечный двигатель авторитетов. Грустно, не правда ли?

А самое печальное, что к своим «хозяевам» можно привыкнуть. Да, именно хозяевам, по-другому просто не скажешь. Я настолько привыкла к своим авторитетам, что уже не могла обходиться без них. Моё мнение сильно зависело от того, что думают авторитетные для меня люди. Это дошло до такой степени, что, когда возникала сложная ситуация и рядом не оказывалось «моего Альфы», сразу же приходил момент растерянности, озадаченности, и я искала советчиков из тех, кто в этот момент был в моём окружении. Это смешно - бегать как собачонка и предлагать всем желающим поводок к своей шее. Сейчас-то я это понимаю.

Как я начала справляться с этим шаблоном

Почему справляться? Потому что он ещё остался. Но, по крайней мере, ситуация уже гораздо лучше, чем раньше. А это уже результат, как говорится: «Всему своё время». Какие выводы я сделала для себя.

Только прочитав книги Анастасии Новых, посмотрев передачи на АЛЛАТРА ТВ, передачи с Игорем Михайловичем, прочитав множество статей и пообщавшись с людьми на занятиях по медитациям - до меня начало доходить, что:

  • Все люди равны, все одинаковы, у всех есть душа и тело.
  • Все люди ошибаются, спотыкаются, нет избранных, мы все едины. Если у человека есть кумир, то кумир управляет его мнением. Слушая авторитетов, послушно выполняя их команды - можно потерять себя, забыть КТО Я и ЧТО Я ХОЧУ, разучиться думать и принимать решения самостоятельно, разучиться брать ответственность за свои действия.
  • Главное, что я усвоила: каждый сам в ответе за свои мысли, решения, поступки. Выбор всегда за мной: если я решаю слушать своего авторитета, то это только мой выбор, и я буду за это отвечать. Не авторитет потом будет стоять перед Богом и объясняться, что он там мне насоветовал. Это я буду перед Богом отвечать за каждое своё решение, за каждое слово, мысль, действие!

Одна из главных заповедей православия гласит: «Не сотворим себе кумира», - т.е. идола, которого почитают, словно Господа. Это относится не только к древним языческим религиям, но и к мировоззрению современного человека. Как часто мы слышим высказывания людей о том, что они без ума от какого-то исполнителя песен или стиля одежды. А в Всевышний как раз предупреждает всех от потери разума, которое является следствием обожания земного и материального.

Что есть идол

В древности кумирами считались небесные светила, животные и растения, т.е. все то, что окружало язычника. Наделяя природу сверхспособностями, люди молились богам солнца, ветра, грома и т.д. Также они создавали деревянных идолов, которым приносили жертву. Сейчас кумирами для миллионов людей стали популярные певцы и исполнители танцев, талантливые актеры и красивые модели. Искаженное сознание людей все более обращает свой взор на временное и земное, забывая о вечном и небесном. Многим сложно устоять перед соблазном, о котором предупреждает Библия - «Не сотвори себе кумира».

Но не только знаменитости могут стать таковыми для людей. Взамен грубого идолопоклонства ему на смену пришла более тонкая форма «обожания» - служение человеческим страстям. К ним относится чревоугодие - объедение, принятие пищи без меры, желание лакомства. Этот грех есть первый среди всех страстей. Как часто люди позволяют себе много лишнего, выбирая ту еду, что повкуснее, а не то, что полезно организму. А как много сейчас болезней, появляющихся вследствие нарушения питания: анорексия, булимия, панкреатит и другие. Все это прямым образом связано с постоянным желанием утолять свой ненасытный желудок, забывая о Вечном и Духовном.

Поэтому заповедь "Несотвори себе кумира"также относится и к данному греху чревоугодия.

Если ради денег готов на все…

Любостяжание - это желание иметь несметные богатства и готовность использовать любые цели для его получения. Еще говорил, что данный грех есть идолопоклонство. Человек служит своему богатству как идолу, которого он очень боится потерять. Любостяжание есть более тяжкий грех, нежели чревоугодие, так как ради наживы человек может совершить другие более страшные и непотребные дела: воровство, убийство, насилие. Именно поэтому желание сребролюбия следует на корню истреблять в своей душе, ведь деньги как таковые не должны быть самоцелью. Финансы - это средство получения необходимых продуктов питания, одежды и удовлетворения других разумных нужд и потребностей.

Ярмарка тщеславия

Человек, страдающий гордыней и большим самомнением, нарушает заповедь "Не сотвори себе кумира", ведь свои достоинства - ум и красоту - он ставит выше всего, в том числе и воли Господа. Такие люди смеются над чужим мнением и внешностью, считают других недостойными. Избавиться от подобного греха очень сложно, ведь люди, которые от него страдают, даже не замечают его присутствия. Такая страсть лечится только через послушание и труд. И если сам человек не желает выздороветь от данной напасти, Господь, любя каждого из нас, несмотря на все наши пороки, посылает ему напасти, лишая денег, красоты и славы. Эти испытания, словно укол или горькая таблетка, предназначены для восстановления души и целомудрия гордеца.

Ведь, не имея средств к существованию, приходится обращаться к людям за помощью, а серьезно заболев, человек ищет утешения у других, смиряя свою гордыню.

Почему люди поклоняются идолам

Считается, что появление кумира в жизни человека связано с тем, что он не ведает истинного Всевышнего. Познать его возможно через Священное Писание, пребывание на литургиях, исповедь, домашнюю молитву. Только так душа человека может наполниться Господом и Святым Духом. Если же перестать обращаться к Богу, то образовавшаяся пустота быстро заполнится чем-то другим: работой, знакомствами, дачей, хобби, что тоже может стать идолом.

«Не сотворим себе кумира», - призывает Господь. Но в древности многие, желая жить по своим правилам, отвергли волю Всевышнего и придумали для себя других покровителей, которые им были удобны. Например, бог войны был покровителем насилия и убийства - чем не раздолье для тех, кто промышляет этим ежедневно? Блудники и прелюбодеи выдумали богов любви, которые, разжигая чувственные страсти, поощряли животные инстинкты. Заповедь "Не сотвори себе кумира", значение которой нельзя переоценить, направлена на очищение и восстановление души человека.

Как относиться к святым образам и мощам

Атеисты и протестанты упрекают православных верующих за поклонение иконам, ведь, по их мнению, они нарушают заповедь «Не сотворим себе кумира». На самом деле через образы Христа и святых мы обращаемся за помощью к небесным жителям. Ведь молиться всегда легче, когда видишь икону, нежели пустую стену.

Иконы как способ общения с Богом

Еще в ветхозаветные времена Господь повелел пророку Моисею установить 2 ангелов на крышке Тогда Всевышний сказал, что он всегда будет незримо находиться среди херувимов. В тот период еще не было икон, так как Господь еще не являлся на Землю, и люди не могли узреть его.

Первый образ появился благодаря благодати Божией. Это был Спас Нерукотворный, который Иисус Христос даровал болящему проказой князю Авгарю. Помолившись перед этим образом, он смог исцелиться. Сама икона представляла собой полотно, которой Иисус промакнул лицо, прежде умывшись. После этого Христос передал это полотенце слуге князя. Проявился образ на полотне тогда, когда его увидел Авгарь. Именно поэтому икона получила подобное название - ведь человеческого участия в ее сотворении не было.

Когда человек прикладывается к мощам, он получает Божью Благодать. Поэтому православный поклоняется не останкам святых, а просто становится ближе к Господу, тем самым не нарушая вторую заповедь «Не сотворим себе кумира».

Иисус Христос пришел на землю, чтобы искупить человеческие грехи через невыносимые страдания. Тем самым Господь показал, что нет у людей других Богов, кроме Него. Ведь только Всевышний всегда нас прощает и наставляет. Поэтому "Не сотвори себе кумира" - стих, который является одним из ключевых среди строк