Лариса Гергиева: «Мы с детства учились музыке и языкам, а Валера еще был и заядлым футболистом. Тайный бизнес Валерия Гергиева Сколько же опер вы знаете "от" и "до"

Во время Пасхального фестиваля (7 мая), когда на сцене Сургутской филармонии артисты Мариинского театра давали оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (лирические сценки в концертном исполнении), в перерыве между действиями мне удалось побеседовать с руководителем программы и концертмейстером, народной артисткой России Ларисой Гергиевой (как вы понимаете, сестрой маэстро Валерия Гергиева). Мне она была очень интересна как художественный руководитель академии молодых певцов Мариинки (см. «Вестник» № 19 от 9 мая и № 20 от 16 мая). Поразительно, сколько эти талантливые люди, брат и сестра, делают для культуры - и русской, и общемировой.

Разглядеть драгоценную породу в необработанном камне гораздо проще, чем услышать голос и увидеть актёрские данные в ещё нераскрывшемся молодом артисте. Лариса Гергиева -чуткий педагог и концертмейстер, чья сложная и кропотливая работа в Академии молодых певцов состоит в том, чтобы увидеть, услышать и позволить раскрыться вокальному и актёрскому таланту начинающего артиста. Результат этой грандиозной и скрупулёзной работы ценят меломаны по всему миру: Мариинская труппа ассоциируется у всех, прежде всего, с прекрасными голосами.

Лариса Абисаловна Гергиева художественный руководитель не только Академии молодых певцов Мариинского театра, но и Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ). Она обладает выдающимися музыкальными и организаторскими качествами, является одним из лучших вокальных концертмейстеров с мировой известностью, директором и членом жюри многих престижных международных вокальных конкурсов. Среди её воспитанников - 96 лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов. Более 100 оперных постановок подготовила она для разных театров мира.

Поскольку поводом для приезда Ларисы Абисаловны стал Пасхальный фестиваль, разговор я начала с вопроса, касающегося этой темы, а именно:

- Почему Сургут вошёл в состав счастливых городов, в которых проходит Пасхальный фестиваль?

Ну а почему нет?.. Пасхальный фестиваль ездит по стране, постоянно расширяет свою географию, масштаб. И на сей раз, по-моему, более 50 российских городов, больших и малых, охватил. Это не может не радовать и очень впечатляет. Благодаря этому фестивалю жители небольших или очень отдалённых от Санкт-Петербурга и Москвы городов имеют возможность послушать концерт, оперу или какие-то редкие симфонические программы с нашим знаменитым оркестром. Или же камерные программы с удивительными произведениями - и малознакомыми, и хитами русской и западноевропейской музыки, что и произошло сейчас, когда мы ездили на Алтай, по городам Сибири с камерными программами, которыми я ведаю. Они очень большой вызывают интерес у любителей музыки, а молодым солистам позволяют знакомиться со страной. Я учу их петь одинаково хорошо, выкладываться, и в Париже, и в Лондоне, и, скажем, в Кемерово, Барнауле и Томске... В первую очередь - в нашей стране, для своего зрителя. В советское время, когда я была молодой, культурные связи между городами, республиками внимательно отслеживались государством. Артист просто обязан был ездить на гастроли, представлять свой театр или филармонию. Были очень интенсивные творческие связи. Потом долгое время ничего не проводилось. И сейчас театры с трудом находят возможность выезжать на гастроли. Слава Богу, что есть Пасхальный фестиваль, благодаря которому у зрителей, меломанов страны есть возможность послушать академическую музыку.

- В последнее время у нас, в Сургуте, культурная жизнь снова всколыхнулась благодаря открытию нового здания филармонии...

Кстати, меня приятно удивляет то, в каком состоянии ваша филармония. В стране очень много филармоний полуразрушенных, в которых дела идут не так хорошо и внутри не так уютно. А у вас такое замечательное помещение!

- Как вам наш зритель?

Зритель?! Зритель неплохой. Но бывает и горячей. Видимо, климат сказывается (смеётся).

- Лариса Абисаловна, как в целом, на ваш взгляд, воспринимают сегодня местные любители музыки оперное произведение?

Мне кажется, настороженно. Может, не очень ещё подготовлен зритель к восприятию академической музыки. Надо с оперой больше знакомить, потому что есть определённые традиции. Например, где аплодировать, а где не нужно. Надо знать арии. Для этого ухо должно быть воспитано. Публику тоже надо воспитывать. Вывод один: как можно чаще привозить таких исполнителей, такую музыку, и, я думаю, всё будет хорошо.

- А город наш понравился?

Я совершенно его не видела, потому что приехала ночью и еле успела выспаться... Надеюсь, что не последний раз я в Сургуте и у меня будет ещё время познакомиться с ним поближе. Когда приезжаешь в незнакомое место, хочется узнать, чем оно замечательно. Хотя судьба артиста такая, что не всегда удаётся это сделать. Но я стараюсь, есть города, которые ты знаешь. Например, если я везу своих артистов в Лондон, то говорю им, что нельзя не побывать там-то и там, даже если у нас всего один гастрольный день. Очень надеюсь, что у вас есть тоже такие достопримечательности, которые просто необходимо посмотреть. Поскольку теперь в орбиту Пасхального фестиваля включился Сургут, думаю, есть смысл планировать и в следующем году приезд сюда нашего театра с камерной программой.

- Лариса Абисаловна, вы ездите по всей нашей стране, да и по зарубежью, выискивая поющие «бриллианты», скажите, много ли в России красивых голосов?

В России есть, да. Но надо заниматься с ними, шлифовать их, полировать. Надо очень многих ребят просто духовно развивать, приобщать к культуре вообще. Ну, наверное, призывать читать. Сейчас время не очень читающих молодых людей. Надо отрывать их от телефонов, компьютеров. Им следует много слушать. Как поют другие, как играют оркестры. Что пишут о музыке. Есть такие ребята, приезжают из провинции и сначала теряются в Петербурге, а потом хорошо осваиваются и многого достигают. Если трудолюбивые, если фанатично хотят стать певцами, то они находят своё место под солнцем. Но это адский труд. Это профессия, которая... от самого человека много зависит, но и очень много зависит от других: педагогов, дирижёров...

- И от удачи?

Да. Помимо голоса и актёрских данных, надо ещё обладать харизмой и иметь стабильное здоровье. И быть уверенным в себе. А если этого нет, то профессионально вокалом заниматься не стоит, потому что конкуренцию не выдержать.

- Как вы считаете, важно ли вокалисту окончить высшее учебное заведение, связанное с музыкой?

Есть случаи, когда у меня в академии занимались молодые люди и без специального образования. Один мальчик пришёл после окончания лётного училища, сейчас он ведущий солист нашего театра и поёт в нью-йоркском оперном театре «Метрополитен» часто. В академии пробыл несколько лет. А если окончили консерваторию, например, ещё лучше. Всё зависит от того, какой педагог. С педагогами тоже не так всё хорошо, как хотелось бы, не так много достойных.

Бывает и такое. Но, в принципе, многому человек учится сам. Надо только, чтобы был рядом тот, кто направит в нужное русло. На каком-то отрезке жизни надо очень плотно заниматься с талантливым педагогом. В то же время поющий какой-то век настал, все поют - и стар и млад, все берут уроки, даже частные. Но это хорошо. Пусть лучше поют. Приобщаются к прекрасному, нежели гоняют по улицам и чёрт-те чем занимаются. Я много езжу по стране, и мне удаётся встречать талантливых людей в глубинке, в провинциальных городах. И некоторые проходят определённый путь развития и становятся хорошими вокалистами, профессионалами настоящими.

- Могут ли стать великими артистами, певцами те, у кого вокальные данные не очень хорошие, а техника потрясающая?

Нет-нет, они всегда проиграют тому, у кого природа. Да, можно научиться правильно петь, можно культурно петь, технично. Но если нет природных данных, рассчитывать особенно не на что.


Лариса Гергиева - частый гость в нашем Театре оперы и балета. Легендарная личность, не менее известная, чем «Главный осетин мира» (это не мы так назвали, это зрители возвели его в такой ранг) - её брат Валерий Гергиев. Его-то представлять нет особой надобности: дирижер, музыкант, директор и художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра. Но Лариса Абисаловна не потерялась в тени брата и вписала свое имя в мировую культуру. Пианистка, оперный режиссер, художественный руководитель академии молодых певцов Мариинского театра. Сложно припомнить кого-то еще, сделавшего для оперного искусства в России больше, чем она.

Лариса Гергиева родилась в Молдавии, училась и работала в Северной Осетии, получила звание народной артистки России и Украины, представляла оперные постановки на всех известных площадках мира. Она и является человеком мира. Перемещается по всей планете, неся на своих плечах любовь к оперному искусству и объединяя континенты, народы и города. Три года назад ей вручили орден Дружбы - за личный вклад в развитие дружественных отношений между народами, заслуги в развитии мировой и национальной музыкальной классики. Говорить с ней - все равно что из родника напиться. Спокойная, размеренная речь, глубокий голос, по-женски мягкая, но в то же время внутренне сильная, она несет в себе такую любовь к оперному искусству, что появляется уверенность: пока Лариса Абисаловна Гергиева этим занимается, за этот жанр опасаться не приходится.
Дай бог, чтобы это продлилось как можно дольше.

ЭЛИТНОСТЬ - ЭТО НАЛИЧИЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА

- Лариса Абисаловна, вы приезжаете в Якутск в пятый раз. Привозите оперных исполнителей вашей академии, проводите мастер-классы, прослушиваете наших артистов. Что-то изменилось с первого вашего визита? Есть какие-то подвижки или мы «застыли» в своей якутской оперной школе?
- Я всегда с удовольствием приезжаю в вашу республику, потому что знаю, что меня тут ждут встречи с интересными голосами. Голоса действительно богатые по тембру, качественные, настоящие оперные по масштабу. Встречаю молодых людей, которые хотят состояться, горят, живут оперой, мечтают стать профессионалами. У вас большое количество певцов, голосов, которыми богат ваш театр.
И мне хотелось бы выразить такое пожелание: чтобы, невзирая на тяжелое время, ситуацию, в которой у нас в стране находится - подчеркну! - в первую очередь именно культура, когда особенно нелегко выжить провинциальным театрам, больше внимания обращали на этих молодых талантливых ребят, которые не ищут легкого пути, не идут петь в караоке, в ночные клубы, имея голос. Я много езжу по стране и сталкиваюсь с этим постоянно.
Элитность культуры города, республики, края в первую очередь определяется наличием оперного театра. Именно оперного! - как самого высокого жанра искусства, в котором соединяются многие. Мне кажется, имея оперный театр, власти нужно прилагать как можно больше усилий, чтобы он расцветал. Чтобы молодые певцы могли ездить на стажировки, имели возможность получать консультации, творческую помощь от самого высокого ранга специалистов. Речь идет не только о специалистах из Петербурга и Москвы, но и зарубежных тренерах - мастерах итальянского, немецкого, французского стилей, если вы ставите оперу на этом языке. Возможность приглашать не просто носителей языка, но людей, которые имеют непосредственное отношение к оперному искусству, окупится в дальнейшем сторицей.
Сейчас появилось слово такое специальное - коучи, то есть тренеры и репетиторы, но высочайшего класса.

Прерывает сама себя, начинает говорить стремительно:
- Я очень переживаю, что вы напишете мои похвальные слова, а самое главное - опустите. А самое главное в том, что им нужна помощь!
- Не переживайте, озвучим не только похвалу...
- Сейчас руководство оперного театра Якутии прилагает много усилий, чтобы ваш театр стал более известен у нас в стране. Есть несколько интересных, я бы сказала, заманчивых предложений привезти и показать то, чем вы богаты, в Москве, в Петербурге - на сцене Мариинского театра, в Минске. Это просто замечательно! Ваш Андрей Саввич, замечательный режиссер (Борисов. - Л. Т.), поставил оперу «Князь Игорь». О ней говорят как о потрясающем эпическом действе. И сейчас идут переговоры о том, чтобы показать ее осенью в Петербурге.
- Но вы понимаете, что это очень масштабно и...
- Это очень масштабно, и надо отнестись к этому нелегкомысленно! Нужно к этому готовиться, потому что Мариинский театр - величайший театр в Европе, и самые первые русские оперы были впервые показаны на этой сцене.
И если гастроли оперы «Князь Игорь» намечены на осень, то надо начинать уже сейчас, прямо сегодня очень тщательно готовиться: выпестовывать певцов, наводить лоск на партии, заниматься тренажем, репетировать партии-движения, выверять и чистить каждую интонацию! Хочу сказать, что вы находитесь далеко от больших городов, прилететь сюда непросто, соответственно, и вывезти коллектив, костюмы и декорации - тоже. Подготовка должна быть не менее грандиозной, чем сама постановка. Я очень надеюсь, что гастроли пройдут успешно!

ТАТЬЯНЕ ЛАРИНОЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ 50 ЛЕТ!

- Вы носитесь по миру, как ракета. Возите певцов, занимаетесь с артистами, ставите спектакли. В Якутск вы приехали из Европы.
- Да, я только что вернулась из Болгарии, участвовала в постановке оперы «Евгений Онегин», была музыкальным руководителем международного проекта с участием российских, болгарских, китайских и румынских певцов. Нужно сказать, что интерес именно к русской опере в мире сейчас как никогда велик! Очень хочется знать, слушать, смотреть не только оперы, которые ставят в Москве и Петербурге. Хочется видеть, чем живут в других городах. Такие приезды на гастроли позволяют не только зрителям познакомиться с театрами регионов, но и актерам вдохнуть свежего воздуха, представить свое искусство. Хочу сказать, что среди меломанов, знатоков оперного жанра бытует мнение, что Якутия, как и Бурятия, богата голосами. И это совершенно верное мнение.
Но этого мало! Нужно показать еще и культуру, и артистизм, не только профессиональное исполнительское мастерство. И это - настоящая школа именно для молодых певцов. Для них очень важно не вариться в собственном соку, презентовать себя как можно большему числу зрителей, для этого и нужны гастроли и творческие командировки. Покажите своих артистов миру!
- Помимо того, что вы музыкант, концертмейстер, руководитель, вы еще и оперный режиссер...
Тут Лариса Абисаловна начинает бурно протестовать:
- Не режиссер, нет!
- Но у вас же масса оперных постановок! Да еще каких! Все сливки музыкальной классики: «Сказки Гофмана», «Иоланта», «Снегурочка», «Каменный гость», «Волшебная флейта», «Трубадур», «Кармен»... Да я до вечера перечислять могу. (Лариса Абисаловна снисходительно соглашается - ну да, мол, ставлю). Скажите, какая из них - самая любимая? Ваше детище, ваша гордость.
- (Смеется). Я хочу так сказать: вот то, что я в данный момент делаю, - в это и влюблена. Меня часто приглашают работать на различных мировых площадках именно как специалиста по русской классике, русскому стилю. Только что в Софии уже в тысячный раз увлекалась и влюбилась в оперу «Евгений Онегин». Считаю, что это одна из самых гениальных русских опер, и всегда я просто счастлива работать над ней. Надеюсь, что судьба мне еще не раз предоставит эту возможность. Еще очень люблю «Пиковую даму» Чайковского. Наверное, для творца это... как для скульптора, который ваяет скульптуру и не может её не любить, как для любого творческого человека важно то, чем он занят здесь и сейчас.
- Вот по поводу «здесь»...
- Может быть, когда-нибудь я смогу и на вашей сцене что-нибудь сделать, кто знает!
- Вы не представляете, как мы были бы счастливы! Мы рады каждому вашему приезду, вы всегда привозите потрясающих артистов, но если вы еще и постановку тут осуществите - зрители на седьмом небе будут! Да и наши певцы тоже.
- Честно говоря, я даже не ожидала, что у вас такие потрясающие ребята появились. Одно «но»: многим при наличии замечательных голосов не хватает отделки. Мне кажется, что было бы неплохо усилить работу вокальных концертмейстеров, которые готовят партии. Больше пожеланий к подготовительной работе, она определяет качество, от этого зависит успех спектакля. Концертмейстер сейчас - специальность вымирающая. Платят мало, а труд - огромнейший! Работы очень много, и хотелось бы, чтобы ваших концертмейстеров поддерживали: давали возможность выезжать на семинары, чтобы они могли ездить с вокалистами на конкурсы, общались с коллегами, росли до мирового уровня. Самое главное - у вас есть голоса, поверьте мне!
Но есть оборотная сторона этой медали: когда человек с гораздо более скромными вокальными данными, благодаря поддержке и своему упорному труду, добивается успехов гораздо больших, чем его более талантливый коллега, нужно задуматься. Чего не хватило великолепному голосу? Не надо радоваться только тому, что у вас есть эти сокровища. Их нужно гранить, шлифовать и помещать в достойную оправу.
- Любое искусство меняется, даже классическое. Поменялись ли требования к оперным исполнителям?
- Несомненно. Зритель любит, когда поют «стильно». Да, понятие стиля многогранно: от того, как ты знаешь традиции, как ты подаешь партию, от того, какая у тебя харизма, какой ты артист, зависит многое. И еще обязательное требование для молодого певца: надо очень хорошо выглядеть! Канули в Лету времена, когда в партии Джульетты выходила дородная певица в возрасте «далеко за сорок», а Ромео мог быть низкорослым, лысеньким и с брюшком. Нужно следить за своей внешностью. Представьте себе 17-летнюю Татьяну из Онегина. Ей уже не может быть 50, она обязана быть юной грациозной девушкой, и режиссеры к этому очень внимательно сейчас относятся. Так что молодым певцам сейчас очень непросто.
- Всем известно, что у вас музыкальная семья, ваш брат Валерий Гергиев - гордость культуры. Ваш супруг, Грайр Грайрович Ханеданьян, - известный музыкант, художник и композитор, оперный певец, - тоже работает в Мариинском театре. А как вы познакомились?
- О, да вы все знаете! С мужем мы познакомились во Владикавказе, его папа - армянин из турецкого города Трапезунда. Все детство и юность Грайра прошли во Львове. Он стал профессиональным певцом, приехал во Владикавказ исполнять оперу «Паяцы», главную роль Канио, и с тех пор мы вместе уже более 40 лет. С тенором-мужем жить, конечно, непросто (смеется), но в то же время такой творческий союз близких по духу людей становится все прочнее. Он тем хорош, что объединяет общие задачи, интересы, и у нас была возможность всегда быть вместе, ездить на гастроли, готовить оперы, партии. Сейчас Грайр преподает в академии Мариинского театра, в консерватории, у него это очень хорошо получается. И сегодня в концерте на сцене Театра оперы и балета в Якутске выйдут петь ребята, с которыми он работал (выступления состоялись в среду и четверг на прошлой неделе. - Л. Т.) . Я надеюсь, что концерт вам понравится.
- Вернемся к вашей семье. В отличие от вас с братом, о вашей сестре Светлане мало что известно...
- О, она нам очень помогает, поддерживает во всех начинаниях! Светлана - наша младшая сестра, она много делает для нас, у нее большая семья, три сына. И ее младший сын Заурбек Гугкаев - дирижер Мариинского театра. Он еще очень молод, но уже дебютировал за рубежом в опере «Евгений Онегин», очень талант­ливый, тонкий музыкант. Очень рада, что он пошел по нашей стезе, пусть постигнет эту профессию до конца. Надеюсь, когда-нибудь он приедет, чтобы выступить на вашей сцене.
- Наш зритель всегда с нетерпением ждет приезда Мариинки!

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности. С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

Гергиева: Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха. В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение. Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

культура: Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?
Гергиева: Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления. Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость. Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой. Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

культура: С певцами не просто, они ведь все разные…
Гергиева: Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства. Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

культура: Влюбленность в голос пришла сразу. Театр пленил Вас так же стремительно?
Гергиева: С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов. Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура». Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

культура: Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?
Гергиева: В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано. Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр. На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Мы сейчас имеем целую россыпь звездных голосов, они задействованы, востребованы. Меня лично очень привлекают большие ансамблевые оперы, ведь это прекрасная возможность для молодых проявить себя и расти на самом разном репертуаре. Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход. В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

культура: Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?
Гергиева: Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу. Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития. Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.

Фото на анонсе: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС

Лариса Гергиева. Фото – Андрей Пронин/ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности.

С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

— Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха.

В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение.

Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

— Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?

— Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления.

Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость.

Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой.

Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

— С певцами не просто, они ведь все разные…

— Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства.

Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

— С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов.

Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура».

Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

— Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?

— В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано.

Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр.

На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход.

В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

— Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?

— Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу.

Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития.

Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.

В Москве и Санкт-Петербурге в течение недели проходят творческие вечера Ларисы Гергиевой . Фамилия ее знакома всем: Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра - родной брат Ларисы Абисаловны. Но люди, приобщенные к миру музыки, знают: Лариса Гергиева сама по себе - явление, талант уникальный.

27 февраля свой 65-летний юбилей и 50 лет творческой деятельности отмечает основатель и бессменный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, народная артистка России Лариса Гергиева . Лучший концертмейстер мира по версии Би-би-си, организатор нескольких престижных международных вокальных конкурсов Лариса Абисаловна широко известна как педагог с мировым именем, взрастивший целую плеяду звезд оперной сцены. Она выработала свою уникальную систему, систему Гергиевой, позволившую ей воспитать почти 100, а если точно - 96 лауреатов Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов.

Музыкальный роман случился у Ларисы Гергиевой не с первого раза. Впрочем, как и у знаменитого брата. Папа был военный и семья много поколесила по свету, прежде чем осела во Владикавказе. Когда пришла пора идти в первый класс, соседи-музыканты, отметившие способности Ларисы и Валерия, посоветовали маме: "Они же у вас поют, и очень чисто, запишите их в музыкальную школу!"

Тогда во Владикавказе была единственная музыкальная школа, она пользовалась невероятной популярностью, в городе был бум: все хотели учить детей музыке. Брат с сестрой сдали вступительные экзамены и с треском вылетели оба. И Валерий, и Лариса.

По настоянию соседей детей прослушали еще раз и Валерия приняли, а Ларису нет. Она горько плакала, но когда начались занятия вместе с братом, держась за ручки, ходила в эту школу. Внимала всему, что преподавали на занятиях и записывала ему домашние задания. Видимо, оценив такое рвение, Ларису вскоре тоже записали в школу.

Мы учились в лучшей школе Владикавказа. В свое время в ней учились Евгений Вахтангов, Павел Лисициан - великий баритон Большого театра, первый из советских певцов, выступивший на сцене Метрополитен-опера, - вспоминает сегодня Лариса Абисаловна.

Пройдут годы и она лично познакомится с Лисицианом и пообещает ему организовать на его родине во Владикавказе вокальный конкурс его имени. И слово свое сдержит.

Чтобы желание заниматься любимым делом не пропало, человеку должно повезти дважды: с родителями и учителями.

Она всегда носит с собой в сумочке фото своей первой учительницы Заремы Андреевны Лолаевой. Это она первая поняла, что рамки фортепиано для Валерия тесны и привела его к дирижеру Анатолию Аркадьевичу Брискину.

Зарема Андреевна и про Ларису все поняла, и в 15 лет за ручку привела к солисту оперного театра, сказала: "Хочу, чтобы ты попробовала себя в концертмейстерстве".

Читайте также

Концертмейстер - самая таинственная профессия в мире музыки. Но, кажется, Лариса Гергиева эту тайну разгадала еще тогда, 50 лет назад, когда дала свой первый концерт на сцене с вокалистом. Ей было всего 15, но она уже тогда как никто чувствовала голос, предугадывала все, вплоть до стремления певца перевести дыхание.