Купание в проруби на крещение чей обычай. Традиции праздника Крещения. Нужно ли купаться на Крещение в проруби

Одним из самых любимы праздников для верующих людей является Крещение. По древней традиции несмотря на то что за окном зимние морозы люди окунаются в ледяную воду водоемов, ведь такой ритуал должен смыть все грехи. Традиция идет еще с древних времен. Однако разные народы рассматривают ее по-своему.

Русские христиане выстраиваются в огромную очередь еще накануне великого праздника. Набрать ночью 18 января воды из проруби, а потом умыться ей, считалось очень полезно. Полезность заключалась в том, что при ночном купании в проруби, люди совершали священное таинство. В ночь перед праздником и в день Крещения, народ набирает освященную воду, и она не портится в любой таре в течение года. Говорят, что если пить ее ежедневно три раза в день, то можно полностью избавиться от всех болезней и очистить свою душу от грехов.

Если прочитать Евангелие, то там описано, как к Иоанну Крестителю пришел Иисус Христос. Его просьба к нему заключалась в принятии крещения в реке Иордан. Во время таинства Крещения происходили разные чудеса. В Евангелие написано: «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22). В этот момент, Христос входит в Иордан, и берет на себя все наши грехи. Вот почему народ говорит, что при крещении уходят грехи. Иисус берет их на себя.

Конечно, традиция есть традиция и ее никто не вправе отменять. Так почему же многие считают, что в этот день можно купаться всем без исключения? По законам Православной Церкви, купаться в проруби можно только верующим и крещеным людям. Купание в святой воде 19 января никогда не заменяло настоящий обряд Таинства Крещения. Даже у самих служителей церкви раздваиваются мнения по этому поводу. Одна часть священнослужителей считает, что в ночь перед праздником, церковь как бы выходит из храма, и вода во всех водоемах становится святой. Вторая половина, думает иначе. То, что люди купаются в водоемах, это всего лишь их личное желание и некая забава. Они утверждают, что в этот день вода святой становится только в реке Иордан. Если учесть, что на Востоке зимы не такие как у нас, то окунуться в воду в этот день просто необходимо. А то, что в России, обычно мы окунаемся в воду, при температуре окружающей среды намного меньше нуля, восточные люди считают большим грехом. Все потому, что мы рискуем своей жизнью и здоровьем, а Бог этого не любит.

А вот третья часть священнослужителей, говорит, что праздник Крещения, это ничто иное как многовековая традиция для тех, кто привык всегда купаться в холодной воде, т. е «моржей». Причем эти люди должны быть физически подготовлены к такой процедуре, закалены с раннего детства. Конечно же в мире очень много людей и мнений столько же много и те, кто действительно верят в этот ритуал обычно скрывают свою веру и не выносят ее на всеобщее обозрение.

Купание в проруби другими глазами

Любопытно то, что еще классики описывали в своих произведениях традицию массового купания в проруби в День Крещения. Например, Даль, описывал это мероприятие по-своему. По его словам в проруби необходимо было купаться тем, кто на святки вел себя, скажем так, не очень прилично. Т.е. в далекие времена на святки, было большим грехом переодеваться в разные «бесовские» одежды, участвовать в шумных играх, надевать на лицо разные маски и ходить колядовать по селу. Именно таким, людям необходимо было купаться в это день в святой воде Иордана, дабы очистить себя от совершенных грехов. Все остальные люди, которые в эти дни вели себя спокойно, купаться не ходили. Купание в другие дни, церковь просто запрещала, объясняя эти действия как кощунство и язычество.

Историки утверждают, что корни традиции окунаться в ледяную воду в январские морозы уходят еще в период жизни древних скифов. Хотя очищением от греха их действия не назовешь. Они легко окунали новорожденных младенцев в воду, для того чтобы с первых дней приучить их тело к суровой погоде.

А вот на Руси, люди очень любили прыгать в прорубь или большой сугроб, после настоящей баньки. Этой забавной традиции придерживаются до сих пор русские и славянские народы в любой день зимы.

Что означает слово «крещение» на разных языках

Если глубоко коснуться значения слова «крещение», то можно понять, что мы его понимаем совсем в другом смысле. Обряд крещения, в греческом языке, звучит совсем иначе, а именно – погружение. В современном языке, это слово означает в переводе с греческого, как «баптисты» или «баптистерий». Но в принципе означает одно и то же, это место, где проходит крещение.

Древнерусское слово «кресс», переводиться на современный язык как «огонь». А полное слово «крещение», переводиться как «возжигание». Древнерусский народ видел в этом обряде возжигание в человеке искры Божьей. Хотя сами обряды были разными, в зависимости от того, в какую отрасль отправляли человека, основные действия были схожими, менялись только некоторые слова. Было поверье что такая процедура укрепляла здоровье и после нее человек мог заниматься военным искусством и ремеслом. Сейчас это называют боевым крещением.

У христиан из русских переводов Священного писания, было словосочетание – водное крещение. Смысл действий воспринимался как отрешение от своих корней, рода и земной жизни, получая взамен одобрение Святого Духа, на праведную жизнь.

В современном мире, слово «крест» понимается в нескольких смыслах. Прямым синонимом к этому слову является слово «крыж». Например, в бухгалтерском понятии оно применяется как глагол «крыжить», т.е. проверять, или сверять. Город Крыжополь, имеет непосредственную связь с этим словом. Его название переводиться как город Креста. А вот белорусский народ, произносит слово «крыжаносец», тогда, когда говорят о «крестоносцах».

Заключение

У разных народов слово «крест» имеет разный смысл. Тем не менее, христиане соединили два основных понятия этого слова. Крест, на котором распяли Христа и само крещение, переплелись между собой. Два этих понятия обозначают один и тот же обряд купания в проруби и умывание святой водой. На разных языках эта традиция звучит по-разному, но ее суть всегда одна. Люди верят в чудесную силу Крещения. Верьте и все получится.

Крещение Господне – христианский праздник, появившийся благодаря крещению Иисуса в реке Иордании. Согласно Евангелие на Иисуса в тот момент снизошел Святой Дух, а глас небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

В связи с праздником в России появилась народная традиция окунаться в прорубь. Часть православных церквей отмечают крещение Иисуса по юлианскому календарю – 19 января, другая по новоюлианскому календарю – 6 января.

Суть

Люди, верующие в Бога, окунаются в проруби или в других открытых источниках. Есть поверье, что вода в период Крещения обладает целительными свойствами, а так же способна укрепить духовное и физическое состояние.

Люди не боятся замерзнуть и заболеть ведь вода в проруби – символическое очищение от всех грехов. После омовения происходит перерождение души, а помыслы становятся чище, чем сама вода.

Традиции

Перед Крещенским днем принято соблюдать строгий пост. Также накануне праздника многие верующие готовят праздничный стол, включающий в себя: постную кутью, блины и кисель.

Купание в проруби происходит с 18 на 19 января, большинство людей окунаются ночью или ранним утром, когда немноголюдно, а проруби не загрязнены. Главная традиция перед омовением – освящение купального места. Для этого специально приходит священник, очищающий место путем троекратного погружения креста и чтением соответствующих молитв.

В праздник нужно посетить церковь, чтобы поставить свечку и попросить отпустить грехи насущные. У самой проруби принято совершать омовение – некоторые погружаются полностью, другие омывают лицо и руки.

Вода в местах купания, которые посетил священник, считается святой. Поэтому часто люди приходят на купание с бутылками и набирают немного целебной воды домой.

Правила

Погружаться необходимо с головой, причем установленное количество раз – три. Во время купания желательно креститься и не забывать произносить молитву: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Окунаться в купальнике запрещено, разрешается погружение лишь в ночной рубашке. Многие приносят для омовения чистые вещи, которые в дальнейшем не используют для каждодневной носки, а хранят, как святой оберег.

В Крещенские дни запрещено работать, в этот день полагается забыть о мирской суете и полностью посвятить день отпущению грехов. Не рекомендуется употреблять алкоголь и закатывать пышные торжества, ведь праздник не предполагает долгие гуляния с песнями и плясками.

Купание на Руси

На Руси в день Крещения, когда заслышится первый церковный звон, разжигали огромный костер на берегу. Тепло предназначалось Иисусу, который после окунания в ледяную воду мог погреться у костра. Начинали готовиться уже за неделю до праздника: искали подходящее место, выстругивали большой крест и размещали его около проруби.

Спозаранку все собирались на богослужения, а после отправлялись к речке. При этом местные жители приходили с кухонной утварью, в которую черпали святую воду. Было даже поверье – чем раньше зачерпнешь, тем чище и святее она будет.

Потом толпа расходилась по домам, где женщины накрывали на стол, а мужчины окропляли святой водой все хозяйство. Считалось, что данная традиция подарит семейству успешное начинание во всех делах, а дом будет полной чашей. На Руси в день Крещения было запрещено зниматься стиркой. Ходило поверье, что крест священника отпугивал всю нечисть из воды и теперь она сидит на льду, ожидая грязного белья. И если кто-то пожелает затеять стирку, то нечистая сила прицепится к одежде, потом попадет и в дом.

У многих сложилось неверное мнение, что в Крещение требуется купаться в проруби или обливаться ледяной водой на морозе. На самом деле это никогда не было обязательным условием для каждого верующего человека.

Праздник Крещения несет в себе смирение, очищение от грязных помыслов, искупление грехов и покаяние. В этот день люди должны быть ближе друг к другу и терпимее, помогать и поддерживать, благодарить Бога, восстанавливать душевное спокойствие и оставлять все плохое в прошлом.

Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:

Протоиерей Виталий Шинкарь

Традиция вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.

Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.

Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.

Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.

Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.

Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.

Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.

К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.

К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.

А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.

В результате же происходящие сегодня на купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.

«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»

Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».

Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.

Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной

Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».

Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:

«Братия и сестры моржи! Хочу вам напомнить некоторые вещи. Если кто думает, что крещенская вода смывает грехи – тот ошибается, это неправда. Да, святая – святыня, но грехи смываются покаянием, в таинстве исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым. Правда, вы такие слова и словосочетания навыкли слышать, потому объясню попроще: если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом. Жизнь дает только Он Сам, потому что нас любит. А мы Его? Вот вопрос важный.

В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.

Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?

И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».

Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого

Протоиерей Игорь Прекуп:

Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.

Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.

В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.

Протоиерей Игорь Прекуп

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.

Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.

Крещение – один из главных праздников Православной Церкви. По традиции в ночь с 18 на 19 января православные ныряют в ледяную прорубь..

Алексей Уминский, протоиерей, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:

"Купание на Крещение – народная традиция, она не имеет отношения к Евангелию или богослужебным, церковным традициям. Никакой необходимости или обязанности у православных людей погружаться в зимнюю прорубь на Крещение нет. Это некое личное ухарство (поступок, который совершает человек, который идет на осознанный риск в борьбе с суровой природой – прим. сайт ).

Традиция купания на Крещение существует не только в России. Например, в теплых странах, таких как Греция, принято освящать Средиземное море в эти дни. Когда епископ освящает море, он бросает крест далеко в море с молитвой, а ныряльщики из числа благочестивых христиан прыгают в воду для того, чтобы достать крест. Эта традиция в Греции тоже носит народный характер.

В России принято вырубать Иордань – прорубь в виде креста, а затем освящать воду в ней. Веками церковь освящала воду только в источниках. Затем люди брали эту воду из купели, а некоторым хотелось еще в ней и окунуться, чтобы засвидетельствовать силу своей веры. Таким образом, наверное, и сложился этот обычай – купаться на Крещение.

Сейчас эта традиция стала массовой. Некоторые люди думают, что если они искупаются на Крещении, то они смоют с себя все грехи. Но важно понимать, что ничего подобного не произойдет.

На Крещение православным лучше прийти в храм, вспомнить, что они христиане, что мы сами какое-то время назад были крещены в купели, и это стало для нас открытой дверью в церковь.

Если человек за свою жизнь ни разу не открыл и не прочитал Евангелие, то он, наверное, не может считать себя православным христианином, даже если он крещен. Если человек никогда в жизни не исповедовался и не причащался, он тоже не может считать себя членом православной церкви. Лучше осмыслить эти вещи, чем нырять в прорубь в день Крещения.

Владимир Вигилянский. Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Владимир Вигилянский, протоиерей, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

В древней церкви купание на Крещение не устраивали. Массовое явление она приобрела в России только в последние десятилетия.

Сегодня купание на Крещение становится чуть ли не целью праздника. Из этой традиции сейчас делают излишний культ, который для многих людей еще и очень вредный. Распространяются слухи, что никогда в жизни ни с кем не случалось ничего плохого, если он окунался на Крещение в ледяную воду. Это, конечно, мифы.

В этот день вполне достаточно выпить крещенской воды или окропить себя несколькими каплями. Это замещает любое купание.

Ярослав Шипов, писатель и священник храмов Патриаршего подворья в Зарядье:

Купаться в проруби на Крещение – традиция не церковная, а народная. Традиция возникла там, где было принято гадать на Святки, рядиться в странные одежды, мазать себе физиономии, пугать других людей… Потом, как говорят историки, те, кто были самыми главными заводилами на Святках, чтобы смыть с себя вину, принародно ныряли в прорубь. Так они хотели показать, что смыли с себя все грехи.

Церковь относится к традиции купания спокойно. Но важно помнить, что купаться на Крещение православному человеку не обязательно, нигде в церковных книгах такой рекомендации нет.

В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Как правильно погружаться в прорубь, как освящается вода?

Купель на Крещение: правила по окунанию в прорубь

В каждой православной стране церковные праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.



Обычаи и богослужения на Крещение

19 января Церковь празднует великий двунадесятый праздник - Богоявление, или Крещение Господне. Этот день отличается рядом традиций и известным всем освящением воды. Однако Крещенское купание - не просто оздоровительная процедура.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


Исторически на берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически - ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь - но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.


В праздник Крещения освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.



Молебен на Крещение

Водосвятие в храмах обычно проводят после утреннего богослужения - Божественной литургии 19 января, однако в больших храмах может производиться и накануне, 18 января.


Великое освящение воды совершается раз в год, в великий праздник - Крещения Господня. В это время духовенство храмов, расположенных возле рек и водоемов, выходит большим крестным ходом к проруби и освящает воду в ней. Отдельно освящается и питьевая вода.


Малое освящение воды может совершаться даже ежедневно, поэтому в храме всегда есть святая вода в свободном доступе. Кроме того, вы можете заказать водосвятный молебен в храме или у себя дома, чтобы помолиться о своем благополучии, помощи своей семье. По окончанию молебна наберите святой воды с собой в пустую чистую бутылку (но не из-под алкоголя).


Во время водосвятного молебна священник от имени всей полноты Церкви будет просит о благополучной жизни, о здоровье молящихся за богослужением, об освящении всего мира Духом Святым. После освящения воды священник кропит святой водой окружающих и жилище или церковь - так зримо приходит к нам благодать Божия.


Молебен совершается следующим образом:


    На середину храма выносят стол с чистой скатертью, на который ставят металлическую чашу с водой, рядом кладут выносной Крест и Святое Евангелие. На столе ставят подсвечник, на котором возникают восковые свечи.


    После начала богослужения с возгласом священника читается псалом 142.


    После Псалтири поется повторяющееся песнопение «Бог Господь» с тропарями. Пока поют молитву, священник совершает каждение чаши с водой крестообразно.


    Затем читается псалом 50-й, тропари и ектения - перечисление кратких прошений о спасении, здравии и благополучии. В это время священник кадит по периметру храм или дом, где совершается богослужение.


    По завершении каждения читается прокимен и слова Апостольского послания (Евр. 2, 14-18), а затем - Евангелие от Иоанна (5 глава, 2-4 стих).


    После чтения Евангелия совершается последование ектении, во время которой читаются прошения об освящении воды, которая кадится священником крестообразно. Затем читается особая молитва, призывающая благодать Святого Духа на воду.


    После чтения молитвы священнослужитель берет Крест (изображением Христа к себе), проводя им над водой крестообразно. Затем весь крест погружается в воду под троекратное пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и иных.


    Вынув из воды Крест, священник целует его (по-церковнославянски - прикладывается к нему), кропит всех присутствующих и церковь или дом по периметру.


    Все молящиеся по очереди прикладываются к Святому Кресту, иерей в это время окропляет каждого святой водой (именно поэтому женщинам не рекомендуется активно краситься перед походом в церковь: косметика потечет; кроме того - чтобы не привлекать к себе лишнее внимание молящихся и не отвлекаться на впечатления, а сосредоточиться на молитве).


    Теперь молившиеся за молебном набирают воду из чаши. Конечно, воду могут набрать и люди, не заказавшие молебен или случайно зашедшие в храм. Однако это уже не совсем правильно: получается, такие люди приобретут святыню нечестным путем (ведь набрать воды могут только заказавшие молебен и молившиеся за ним).



Как делают прорубь, иордань на Крещение

Во многих храмах у водоемов освящают и воду в водоеме (реке, море, озере). В холод, если на воде лежит лед, вырезают крестообразную прорубь, которую еще называют «иордань» (от названия реки Иордан, то есть люди как бы погружаются в маленький Иордан) с лесенкой. У проруби обычно находится два теплых шатра, палатки (для женщин и мужчин), к проруби проложены сходни-мостки и лестница.


Конечно, если вам повезет, на вашем приходе могут натопить баню и из нее будет вход к проруби. Тогда вы совместите приятное с полезным.
Или рискните, затопите баню в Крещенскую ночь на берегу.



Что взять с собой на Крещение, на купание в проруби

Стоит взять с собой большое полотенце, если вы хотите окунуться и, конечно, прийти ко времени начала богослужения: иначе это будет лишь «оздоровительное» мероприятие, а не духовный подвиг.


    Во время освящения воды священник погрузит в воду крест. По окончании молебна зайдите в шатер, наденьте купальник (лучше соблюдать приличия, на купальник также можно надеть длинную рубаху для купания, которая продается в церкви). Входя в воду, держитесь за перила. Если есть силы - креститесь, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» и затем погружайтесь с головой. Повторите трижды и вылезайте.


    Если сил нет, перекреститесь, на берегу скажите про себя: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» - окунитесь один раз (можно даже не погружаться с головой) и вылезайте.


Известно, что по благочестивому преданию в Крещенскую ночь небо открывается и в течение 18-19 января вода освящается во всех водоемах. Поэтому если вы хотите окунуться дома, осените себя перед окунанием крестом и произнесите названную нами молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». При этом лучше быть одетым в плавки или купальник, иначе получится странный обряд, молиться голышом неприлично (вы все же предстоите перед Богом).


Еще лучше посетить храм, помолиться за богослужением, подготовиться и причаститься, а затем набрать святой воды.



Противопоказания к купанию в проруби

Помните, что лучше беречь свое здоровье, «береженого Бог бережет». Конечно, окунуться в прорубь - подвиг во имя Господа, и его духовное значение трудно преувеличить. Но есть болезни, патологии, которые являются противопоказанием к окунанию:


  • Гипертония, стенокардия – из-за резкого сужения сосудов при перепаде температур вы можете получить инфаркт или инсульт;

  • Гипотония (постоянно низкое давление) – опять же сосуды реагируют так, что человек может упасть в обморок;

  • Воспалительные заболевания дыхательных путей, ОРВИ - вы можете получить серьезные осложнения;

  • Сердечно-сосудистые заболевания;

  • Эпилепсия и черепно-мозговые травмы, а также атеросклероз;

  • Патологии нервной системы;

  • Патологии эндокринной системы - диабет, тиреотоксикоз;

  • Глазные заболевания - опять сужение сосудов может привести к ухудшению зрения и пр.;

  • Заболевания дыхания, включая туберкулез и астму;

  • Любые воспалительные процессы в организме - в мочеполовой, пищеварительной, половой системе;

  • Узнайте, нет ли у вас аллергической реакции на холод.

Учтите, что на приходах, при церквях проруби курируют администрацией населенного пункта, здесь всегда дежурят спасатели и медики, вот в «самодеятельной» проруби купаться может быть действительно опасно. И уж во всяком случае не купайтесь в одиночестве! Мало ли как реагирует ваш организм, даже если до того вы практиковали купание в проруби.
По сути, это мало того, что опасно - не полезно духовно, если вы при этом не помолились не причащались.



Купание семьей на Крещение

Женское здоровье особенно хрупко, но многие женщины смело решаются искупаться на Крещение, чтобы совершить подвиг ради Бога, прося Его об особой милости.


Особенно рекомендуют купаться на Крещение при бесплодии. Увы, многие семьи сегодня бесплодны. Женщины годами стараются забеременеть, лечатся оба супруга. Со временем из-за разочарования могут разрушаться отношения, появляется обида на жизнь и на Бога - Творца и Вседержителя. Это совершенно неверное направление мировоззрения. Господь - наша надежда. Он творит чудеса. Не оставляя медицинского лечения, нужно обязательно прибегать и к Небесному Врачу.


Засвидетельствовано множество случаев исцеления от бесплодия и обретения радости материнства отчаявшимися женщинами после молитвы перед иконой «Помощница в родах». Церковь благословляет укреплять свою веру и поддерживать медикаментозное лечение в случае бесплодия регулярными молитвами. Никогда не стоит отчаиваться: помните о воле Божией и о судьбе родителей Самой Богородицы, которые только в преклонном возрасте смогли обрести долгожданную Дочь, ставшую Царицей Небесной.


Ни в коем случае не следуйте никаким ритуалам и не обращайтесь к экстрасенсам. Одна из благочестивых православных традиций - молебен о даровании детей и о благополучном разрешении от бремени (легких родах). Его можно заказать в любом храме. Есть ряд святых, которые имеют особую благодать в помощи беременным и желающим рождения ребенка, а на Крещение, да и в любой день вы можете заказать молебен ко Господу Иисусу Христу или Богородице. Господь - главный Помощник и Покровитель каждому, а Божия Матерь - Заступница пред Богом рода человеческого. Можно заказать молебен о даровании детей перед любой иконой Богородицы, особо молятся об этом перед иконой Богородицы «Неувядаемый Цвет», «Помощница в родах».


Если вы хотите искупать ребенка, отцу стоит держать его на руках, окунуть один раз и сразу закутать в полотенце.



Обычаи на Крещение

Правильными традициями можно назвать следующие:


    Пост перед праздником. В Крещенский Сочельник по Уставу Церкви нельзя есть до первой звезды (если нет сил - поешьте), а потом кушали кутью, как и на Рождество - это сладкая каша с медом и сухофруктами.


    Накануне праздника, 18 января, также шли на Всенощное бдение. Сегодня в некоторых храмах оно совершается ночью, вместе с Литургией - опять же, как на Рождество Христово. В большинстве храмов вечером, накануне Крещения, вода освящается в храмах и водоемах. Иногда, чтобы не подвергаться опасности на ночном водоеме, его освящают только 19 января.


    Стоит посетить храм и 19 января утром - прийти на Литургию, подготовившись к Исповеди и Причастию.


    После Литургии, если будет совершаться освящен водоема и он находится недалеко, к нему торжественно идут крестным ходом священники и прихожане. Обряд освящения воды, которая будет называться Великой Агиасмой (великой святыней), совершает только священник. Они трижды опустит в прорубь крест, а затем благословит им народ.


    Освящают, но не столь торжественно, воду и в храме. В этот день и часто в течение трех дней или недели в храмах устанавливают большие баки, к ним выстраиваются целые очереди людей. Не берите большой объем воды - ее всегда можно добавить в обычную воду с благоговением. Положите пожертвование за святую воду: это купленная храмом питьевая вода, ведь, хоть Господь и благословляет воду, а нужно остеречься: ни в каком храме не берут воду на Крещение просто из грязных водоемов. Ее приобретают на средства благотворителей.


Важное крещенское чудо в том, что, по свидетельствам многих людей, святая вода не портится в течение целого года: ученые даже нашли, что святая вода имеет измененный молекулярный состав. Это чудо Божие, а не действие серебра, из которого делают храмовые кресты (ведь часто погружают в воду и деревянные кресты).


Да хранит вас Господь и просвещает!