Как написать продолжение сказки. Как написать сказку: пошаговая инструкция и полезные подсказки. Структура народной сказки: подробности

Антонина Комарова
Как мы сочиняем сказки.

Как мы сочиняем сказки .

Сочинять сказки с дошкольниками очень интересно. Дети – это замечательные фантазеры, выдумщики, а, по сути своей - удивительные изобретатели, мыслители, сказочники .

К этапу сочинения сказок мы подошли не сразу . Вначале дети прослушали, просмотрели большое количество самых разнообразных сказок о животных , бытовых сказок , небольших по объему. Компактный сюжет давал детям возможность легче разобраться в повествовании, уложить в голове и пересказать содержание сказки , позже преобразовать ее, наполнив новыми событиями и персонажами. Творчески работая со знакомыми сказками , ребенок начинает интуитивно понимать, какие возможности для сочинительства дарит сказка .

Детям всегда интересно придумывать ассоциативные загадки из пяти – шести компонентов – вопросов. Например, загадка о лисе, придуманная детьми и подкрепленная зачеркнутыми рисунками :

1. Рыжая, но не осенняя листва;

2. Хитрая, но не Мальчик с Пальчик;

3. Пушистая, но не перышко;

4. Хищница, но не львица;

5. Длиннохвостая, но не белка;

6. Живет в лесу, но не еж.

В этой работе приветствуются далекие по смыслу ассоциации, например : в загадке о волке – серый, но не асфальт, но не туча, но не дым и т. д.

Ассоциативные загадки являются зарядкой для ума, мыслительным «тренажером» .

Мы использовали разные приемы для сочинения сказок . Наиболее популярными были сказки , создаваемые по «биному фантазии» Джанни Родари. Этот прием великий итальянский сказочник изложил в своей книге «Грамматика фантазии или Введение в искусство придумывания историй» .

Наша задача заключалась в том, чтобы в придуманной сказке объединить два случайно выбранных и разных по смыслу понятия, например : кувшин и ветка. По словам В. А. Сухомлинского, если ребенок придумал сказку , связал в своем воображении два или несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать с уверенностью , что ребенок научился мыслить.

Вот некоторые сказки , придуманные нашими детьми :

Слава Б. 6лет.

Добрый Олень.

Бантик сдуло ветром с головы девочки. Он долго порхал, как бабочка, по городу, пока его не унесло в лес. Там его нашел Олень и нацепил бантик себе на рог и пошел по лесу красоваться. Вдруг из чащи вылез Медведь. Медведь спросил Оленя :

А где раздают такие красивые бантики. Мне тоже надо.

Олень сказал :

Не знаю, я снял его с ветки.

Медведь залюбовался красотой бантика, а Олень был очень добрым и сказал :

Давай поделим этот бантик на двоих и будем оба красивыми.

Медведь обрадовался такому подарку и потом всегда защищал Оленя в лесу.

Саша П. 6лет.

Кувшин и Ветка березы.

Кувшин стоял на подоконнике и грелся на солнышке. Он был пустой и радовался, что в него ничего не наливают, что он свободен от всех забот. Кувшин разнежился и заснул. В это время поднялся сильный ветер. Ветка березы стала раскачиваться из стороны в сторону и смахнула Кувшин с окна.

Кувшин упал на землю и разбился.

Ветка очень расстроилась от того, что погубила Кувшин. Она плакала и дрожала своими листиками. Но тут прибежали дети, увидели разбитый Кувшин и склеили его суперклеем. Кувшин немножко поболел, но пришел Художник и украсил его разноцветными рисунками, которые залечили все его раны. Кувшин поправился и стал еще краше.

Света О. 6 лет

Лошадка и Ежик.

Жила-была Лошадка. Как-то раз она вышла в поле и увидела Ежика. Ежик пожаловался, что ему одиноко. Лошадка сказала :

Садись на меня, я тебя покатаю.

Она присела, чтобы Ежик смог забраться ей на спину, но ничего не получалось. Ежик был неуклюжий, де еще и очень колючий. Он все время скатывался с Лошадки. Лошадка позвала своего хозяина, который посадил Ежика в корзину и привязал к седлу Лошадки. Так Ежик покатался на Лошадке. Ему стало весело.

Алиса Л. 6лет.

Как Василиса Премудрая Лису перехитрила.

Жила-была хитрая-прехитрая Лиса. Звали ее Лиса Патрикеевна. Как-то раз Лиса гуляла возле пруда, увидела там очень красивую Рыбку и захотела ее съесть. Неожиданно появилась Василиса Премудрая и не разрешила Лисе ловить Рыбку, потому что она очень маленькая, красивая и волшебная. Лиса Патрикеевна сказала , что очень хочет есть и попросила Василису Премудрую не мешать ей ловить Рыбку. Василиса ответила, что у нее дома есть целый мешок вкусных зайцев, и что Лиса может их забрать. Лиса бросилась к дому Василисы Премудрой и действительно нашла целый мешок с зайцами, только зайцы-то были шоколадные. «Вот это шуточки!» - подумала Лиса.

Семен К. 6лет.

Цветок и Бабочка.

Жил-был Цветок. К нему подлетела Бабочка и села на него.

Цветок спросил ее :

Как тебя зовут?

Я – Бабочка-Крапивница.

А куда ты летишь?

Я лечу к своей подруге Бабочке - Лимоннице пить чай, а на тебя села, чтобы отдохнуть и подкрепиться.

Но тут, неожиданно, пошел дождь, крылышки у Бабочки сильно промокли, и она уже не могла лететь дальше. Цветок предложил ей спрятаться под него и переждать дождь. Дождь быстро закончился, и Бабочка выползла из-под Цветка, а Цветок начал махать своими листочками и лепесточками, чтобы ее обсушить. Бабочка обсохла, поблагодарила Цветок за то, что он ее спас, а Цветок подарил ей целую баночку вкусной пыльцы. С тех пор они стали дружить.

Задача воспитателя в этой работе заключается в том, чтобы не только помочь ребенку грамотно сформулировать свои мысли, затем суметь изложить их, но направить творческий процесс в логически обоснованное русло, так как бабочка не сможет спасти великана, а мышка не победит лису и т. д.

Накопив определенный опыт в сочинении прозаических сказок , мы рискнули попробовать сочинять сказки в стихах . Вот некоторые из них :

Слава Б. 6 лет.

Любознательный мальчик.

Мальчик к луже подошел,

Микроскоп в нее навел.

Сколько в ней микробов разных,

Белых, розовых и красных.

Мальчик наш друзей позвал,

Им микробов показал,

Удивились ребятишки,

И девчонки, и мальчишки,

Про микробов все узнали,

И ребятам всем сказали :

«С мылом надо нам дружить,

Очень часто руки мыть».

Семен К. 6лет.

Котик и Щенок.

Котик в парке заблудился.

Он в овраге очутился,

Все мяукал, плакал, звал,

Но никто не услыхал.

Он замерз, проголодался,

Не на шутку испугался.

Тут бежал один Щенок.

Нес в зубах он узелок,

Там сосисочка лежала,

Вкусно пахла, отвлекала,

Съесть ее хотел он сам,

Побежал скорей к кустам.

Вдруг на запах выбегает

Котик, маленький совсем.

У тебя, Щенок, сосиска,

Можно я кусочек съем?

Я замерз и заблудился,

Я от мамочки отбился,

Пожалей меня, Щенок,

Дай сосисочки кусок,

Сжалился над ним Щенок,

Дал сосисочки кусок,

Проводил домой котенка,

Еще малого ребенка,

В лапы мамины отдал

И для всех героем стал.

Детям чрезвычайно интересна эта работа, особенно, когда получается что-то, энтузиазм возрастает, присоединяется все больше желающих сначала послушать готовое произведение, а, потом, неожиданно придумать свое.

Хотите, чтобы Вас окружали чудеса? А согласны ли Вы сами творить волшебство? Тогда становитесь добрым сказочником! А если Вы не знаете, как написать сказку, эта статья создана специально для Вас!

С чего начать сказку

Придумайте персонажей для своей сказки: добрых и злых, главных героев и второстепенных. Продумайте их особенности, "изюминку". В сказке нет полутонов: мир делится на чёрное и белое, хорошее и плохое. И главный герой однозначно должен вызывать симпатию, даже если он дурак, как Иван или лентяй, как Емеля. А героем может стать кто и что угодно - здесь открывается полный простор для фантазии. Вспомните Ваши первые сказки: "Колобок", "Курочка Ряба", "Репка". Персонажи могут быть и позатейливее, как в современном сказочном творчестве. Можете сотворить своего авторского, ни на кого не похожего героя! Собственно, именно с его определения, некоторой характеристики начинается завязка сказки. "Кто, где, когда жил" - можно следовать этой схеме.

Спокойные ноты сменяются на интригующие: случается некое неожиданное событие, с которого для главного героя начинаются яркие, невероятные приключения с чудесами, превращениями, волшебными предметами! Этому повествованию посвящена основная часть сказки. Герой выполняет задания, преодолевает препятствия. А в этом ему помогают друзья - волшебные помощники (классический пример - Конёк-горбунок). Но сказка может быть и более спокойной, оставаясь при этом поучительной и мудрой. Например, в детской сказке "Теремок", по сути, не происходит никаких приключений. Но сказка учит нас дружбе, помощи, отзывчивости, а ещё трудолюбию: вместе можно горы свернуть или построить новый теремок. Но если Вы хотите, чтобы Вашу сказку слушали, раскрыв рот, приготовьтесь к замысловатому сюжету с погоней, с чудесами. В какой-то момент становится страшно, а потом весело. Герой может быть на волоске от смерти, но на помощь придёт живая вода или верный помощник окажется тут как тут: сказочный герой в огне не горит и в воде не тонет.

Для того чтобы правильно написать сказку, пользуйтесь стилистическими приёмами: троекратными повторами, преувеличениями (гиперболой), противопоставлениями (антитезой: "большой и маленький", "толстый и тонкий") и, конечно, украшающими определениями (эпитетами: "премудрая", "прекрасная"). Это создаёт традиционную сказочную атмосферу и позволяет охарактеризовать героев.

Сказка написана не теми словами, не тем слогом, что обычное сочинение. И именно потому она читается на одном дыхании. А ещё легко запоминается!

Точка напряжения

В любой сказке рано или поздно происходит самый напряжённый момент - кульминация, когда добро и зло непосредственно сталкиваются или когда герою предстоит самое серьёзное испытание. Но что бы ни выпало на его долю, добро неизменно побеждает зло. Это, пожалуй, самый важный сказочный закон. Об этом говорится в развязке: "И стали они жить-поживать, да добра наживать" или "И жили они долго и счастливо" - традиционные благополучные сказочные концовки. Вы можете и не ставить окончательную точку в своей сказке (открытый финал), дать порассуждать каждому, чем она может закончиться. А может, у Вашей сказки будет продолжение?

Надеемся, Вы определились с тем, как написать сочинение - сказку, и в скором времени сможете порадовать маленьких читателей новым рассказом. А если Вы ещё сможете создать иллюстрации, оформить своё творение, Вашей сказке не будет цены! Творческих Вам успехов и вдохновения!

Вам понадобится

  • Хорошее воображение, знание обязательных элементов сказочной истории (главный герой, желающий получить нечто; его противник; препятствия на пути героя; обязательная мораль в финале сказки), листок бумаги, ручка.

Инструкция

Ответьте себе на вопрос - кого я хочу сделать героем своей ? Пусть это будет проворный гном, бесстрашный рыцарь, страшный людоед, добрый волшебник, хитрый кот, неуклюжий медвежонок, прекрасная принцесса или незадачливый школьник Вася. Вспомните, ведь все сказки начинаются со слов "Жил-был..." Фантазируйте смело! Пусть героем сказки станет даже рваный башмак! Самое главное, чтобы ваш был ярким. Характер его должен быть четко определен. Ваш герой может быть добрым, злым, ленивым, трудолюбивым или каким угодно еще. Главное - он должен быть ярким, и он должен хотеть чего-то со всей страстью. Хочет ли школьник Вася заполучить волшебную ручку, которая сама решает все самые сложные задачки, стоит только взять ее в руки? А богатырь победить страшное морское чудовище, чтобы спасти принцессу? Разумеется!

Определите, какие препятствия ваш герой встретит на пути к своей цели! Препятствие, которое преодолевает сказочный герой является обязательным элементом любой сказки. Должен быть кто-то или что-то, что преграждает ему путь. Страшный обрыв, огромное синее море, колдовской лес, его собственная лень? Возможно, но лучше всего, чтобы сила, которая останавливает вашего героя была персонифицирована, т.е. в вашей должен появиться второй обязательный - отрицательный. Тот, который строит козни, и мешает главному добиться желаемого. Коварный маг, безобразная болотная кикимора, Баба Яга - подходящие персонажи, чтобы строить козни: насылать шторм, глубокий сон, заманивать героя в свое логово и т.д. Эти злыдни спят и видят, чтобы забрать у главного героя волшебный предмет или попросту хотят его проглотить на обед. Вам нужно придумать оригинальные способы, с помощью которых герой преодолевает все препятствия. Обязательно придумайте, кто или что поможет герою выбраться из сложной ситуации. Пусть неожиданно появится старый друг, волшебник или случайный попутчик. Также победе героя могут поспособствовать внешние обстоятельства - внезапный ливень, слепящее солнце, внезапный снегопад и т.п. Но лучше всего, если это будет его собственная находчивость.

Посмотрите, что у вас получилось - вы придумали героя, который чего-то хочет и преодолевает ради этого препятствия, подстроенные его противником. Теперь нужно определиться с финалом - подумайте над моралью, которую несет ваша сказка. Принц освобождает принцессу из плена морского чудища - это значит, что любящее сердце способно совершать самые невероятные подвиги. Школьник Вася некоторое время попользовавшись волшебной ручкой, решающей задачи, понимает, что все-таки лучше всего достигать собственными умом и трудолюбием. Какой вывод/мораль можно сделать из вашей сказки? Чему она научит того, кто ее прочитает?

Иногда заботливым родителям может показаться, что их маленькое чадо скучает, когда они читают ему на ночь. И не так важно, русская народная или плод творчества известных братьев Гримм, все равно малышу скучно. В таком случае встает перед заботливыми родителями вопрос: «Как сочинять сказку своими силами, чтобы увлечь ребенка перед сном?» И как же придумать что-нибудь стоящее, когда в голову приходят идеи про тесный теремок и спящую красавицу, непонятно.

Как придумать оригинальную сказку

А если у родителей не получается освоить искусство сочинения что делать? Попробуем в этом разобраться. Есть несколько способов того, как самому сочинить сказку, и с их помощью новые идеи сами появятся у вас в голове. Итак, если нет никаких мыслей по поводу будущей волшебной истории, то воспользуйтесь этими советами.

Можно немного «переврать» уже известную ребенку сказку. К примеру, отправить Золушку не к прекрасному Принцу на бал, а в где она встретит своего возлюбленного.

Сделать привычную сказку «повестью наоборот». Допустим, хитрая рыжая Лиса подружится с Колобком, или пускай Красавица найдет способ разбудить Спящего Принца, который умудрился уколоться стрелой во время охоты.

Еще вариант - продолжить уже законченную сказку. Можно взять ту же Золушку и описать ее жизнь с Принцем, придумать новые приключения для ее сестер и злобной мачехи.

Также можно смешать две или больше сказок: описать дружбу деревянного мальчика Буратино и Красной Шапочки, рассказать об их побеге от страшного Людоеда и встрече с Котом в сапогах.

И последний способ, который поможет вам разобраться в сложном вопросе "как сочинять сказку" (возможно, самый простой из всех). Можно просто перенести героев вашего произведения в наше время. Допустим, воплотить идею о том, как будет себя вести Дюймовочка, оказавшись в мире, полном автомобилей и других, страшных для нее машин.

Возможно, при переделывании старых знакомых сказок вас посетят новые, не менее интересные замыслы.

Особенности жанра

Перед тем как сочинить свою сказку, следует понять, какие существуют особенности этого жанра, какие черты у подобных произведений являются общими. Конечно, можно и не писать по плану, но в таком случае не факт, что ребенок оценит плод вашей фантазии. Все же лучше придерживаться старых проверенных истин.

Во-первых, в сказке всегда счастливый конец. Пусть в реальной жизни это совсем не так, но вы же хотите усвоить науку о том, как сочинить сказку (волшебную, между прочим). Поэтому нужно запомнить: в фантастической реальности все всегда заканчивается хорошо, а плохие герои либо проигрывают положительным персонажам и уходят навсегда, либо становятся на путь истинный и меняются в лучшую сторону.

Во-вторых, нужно поднять в сказке определенную проблему, сделать ее нравственной. Например, показать, что из-за того, что герой много раз обманывал своих друзей, он их всех растерял. Или описать ситуацию, аналогичную сцене из «Золотого ключика», в которой Буратино так легко верит лживым коту и лисе, что заканчивается для него не очень хорошо.

В-третьих, нужны элементы волшебства. Это же сказка все-таки. Можно придумать каких-нибудь говорящих животных, волшебные предметы быта тоже будут к месту. Например, пусть другом и советчиком главного героя будет говорящий кот. А зачарованный клубок ниток укажет ему дорогу к цели.

Ну и еще желательно главному герою иметь верного помощника, который всегда даст мудрый совет, а лучше - двоих таких друзей. Ведь три - магическое число, а значит, сказка станет еще более волшебной. Ну и все события нужно описать красочным, живым языком. Удачные сравнительные обороты, гиперболы, метафоры и эпитеты вызовут у ребенка восхищение.

Сказка для самых маленьких

Если ребенок у вас маленький и не желает слушать большие интересные сказки, можно сочинить короткую волшебную историю, длиной всего в несколько предложений. Для того чтобы понять, как сочинять сказку небольшую, но интересную, нужно уяснить одну вещь. В этих историях обычные предметы и явления делают волшебными. Например, можно рассказать малышу о путешествии его любимой игрушки в шумный двор или о жизни синего карандаша в коробке с одиннадцатью братьями. Позже, когда ребенок подрастет, можно увеличить сказку-малышку, дополнив ее еще некоторыми событиями и деталями. Или даже создать целый цикл о путешествиях плюшевого мишки и каждый вечер рассказывать на ночь малышу новую историю о мягком любимце. Тогда ребенку не будет скучно, он быстрее уснет ночью и даст родителям немного свободного времени для себя. А такие сказки станут очень приятной традицией и останутся в воспоминаниях вашего чада на всю жизнь. Возможно, и для своих детей он будет также придумывать небольшие истории об игрушках.

Как описать животное в сказке

Перед тем как нужно все хорошо обдумать. С чего начать? Следует придумать животное и наделить его соответствующими признаками. Например, сова будет мудрой и немного ворчливой, а ослик станет отождествлением глупости. Животных следует наделять качествами людей осторожно, потому как в большинстве сказок одни и те же представители животного мира обладают одинаковыми чертами характера. Кроме того, желательно продумать все мотивы поступков зверей, а также их внешность. Допустим, той же сове присвоить очки, а поросенку - смешной комбинезон как веселому балагуру.

Ошибки начинающих сказочников

К сожалению, не всегда первый опыт является удачным. Поэтому лучше разобрать самые распространенные ошибки родителей, которые стремятся сочинить сказку впервые.

Большая сказка, но без плана. Из-за отсутствия изначального плана, даже самого простого, очень легко запутаться и написать лишнее. Создать структуру сказки не так уж и сложно, а следовать ей еще проще.

Бессмысленная история. Отсутствие морали в сказках часто непонятно, ведь они призваны поучать детей, причем в нескучной для них форме. Если у истории нет цели, кроме как развлечь ребенка, то ничего хорошего из этого не получится.

Противоположность предыдущей проблеме - слишком поучительная сказка. Когда, кроме слов о том, что хорошо, а что плохо, в произведении ничего не слышно, то оно станет неинтересным и совсем не "зацепит" ребенка. Всего должно быть в меру.

Заключение

Если поверить в себя и придерживаться описанных в этой статье советов, то в том, как сочинять сказку, интересную именно для вашего ребенка, не останется сомнений. Ведь вы, как никто другой, знаете, что интересно вашему малышу и что покорит его с первого предложения.

Часто в школе учителя задают домашнее задание - сочинить сказку. Это трудное задание, ведь не всем дано стать писателями. Конечно, можно просто скачать из сети Интернет. Но, нет гарантий, что педагог не потратит время и не проверит на плагиат, ведь современный учитель «продвинутый» и использует в своей работе информационные технологии.

Есть еще один вариант! Сесть и сочинить сказку. Это творческое задание, которое требует от ребенка развитого воображения, речи и мышления. Возможно, помощи со стороны родителей.

Лучше всего у детей получается сочинять волшебные сказки. Волшебная сказка - это вымышленная история, которая не может произойти в реальном мире, но события или герои берутся из жизни.

Главное - не уходить от темы;

У любого произведения должны быть 3 части: начало (завязка), середина (кульминация), конец (развязка);

Добро изо всех сил старается победить зло;

Главный герой - Опора и надежда;

Герои используют волшебную силу, предметы, проходят испытания, происходят чудеса;

Желательно использовать в тексте слова: ласковые имена, жили-были, как-то раз, повстречал он, с тех пор, стали жить-поживать, жила долго;

Сказка всегда чему-то учит (Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

Осталось найти слушателя и рассказать ему сказку. Лучше, если это будет ребенок! Тут и сказки конец, а кто слушал — Молодец!

Примеры сказок, сочиненных детьми:

Златовласка

Жили - были король и королева. У них не было детей. Через некоторое время королева умерла. И королю сказали, чтобы он женился на другой королеве. Но король не мог выбрать королеву, потому что первая жена была лучше всех. Через несколько дней ему привели немного королев, и он выбрал из них самую молодую, красивую королеву. Они устроили большой пир! Через некоторое время королева родила королю дочку.

Маленькая принцесса росла не по дням, а по часам.

У принцессы были голубые глаза и длинные золотые волосы.

Как-то принцесса пошла гулять по окрестностям дворца и незаметно ушла в лес. Внезапно из-за кустов появилось Чудище, схватил он принцессу и унёс к себе в замок. Тем временем во дворце у короля поднялся шум, ведь пропала его дочь! Король приказал своим рыцарям чтобы они нашли принцессу.

Долго они искали принцессу и наконец один из рыцарей по имени Матвей увидел прядь золотых волос принцессы на ветке дерева. И он поскакал на коне по тропинке которая привела в замок Чудовища.

В это время Чудище спало, вдруг он услышал, что кто - то вошёл в его замок. Он увидел рыцаря. Рыцарь сказал, что он пришёл за принцессой которую он похитил (Чудище). Между рыцарем и Чудовищем завязалась борьба. Долго рыцарю пришлось сражаться с Чудовищем! Наконец рыцарю удалось победить Чудовище! Он его связал. Освободил принцессу из темницы, а Чудовище поместил в темницу.

Когда рыцарь и принцесса вернулись во дворец, то король и королева обрадовались что их дочь жива и здорова!

Рыцарь в награду попросил у короля и королевы выдать за него замуж принцессу Златовласку.

Принцесса согласилась!

И устроили они пир на весь мир!

И жили они долго и счастливо!

Колобок - колючий бок

Недалеко от деревни рос не очень густой лес. На опушке этого леса под старым пнём жил в норке ёжик. Его звали Колобок -колючий бок.

Однажды утром вышел он из своего домика и побежал в поисках пищи. Вдруг он услышал чьи - то шаги, быстро свернулся он клубком и зафырчал. Но это оказался его сосед заяц по имени Косой.

«Куда скачешь?»

«Зайчиха ушла в лесной магазин, а я иду её встречать» - ответил заяц и поскакал дальше. И ёжик снова побежал по дорожке, которая привела его к большой ели. Под ней было много грибов.

«Вот это да! Сколько еды для меня.» - воскликнул ёжик.

«Будет чем угостить ежиху, когда она придёт ко мне в гости» - подумал он. Набрал грибов и довольный побежал к себе в норку.

Ёж вернулся домой весёлый и стал готовится к обеду. Он сварил вкусную грибную похлёбку. Скоро пришла красавица ежиха, её звали Иголочка. Они очень вкусно пообедали и потом до самого вечера веселились и играли в разные игры.

Сказка "Колобок - колючий бок"

Чтобы скачать материал или !