Ирод и младенцы. "избиение младенцев"

Возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).

Изображение этого события появилось после установления в первой половине V века почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще несколько сюжетов из различных литературных источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), которого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 декабря стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «Избиения младенцев» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово».

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» - мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева - царь Ирод с 2 сановниками, справа - палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, которого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь.

В искусстве средневизантийского периода сцена «Избиения младенцев» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (начало IX века, Бодлианская библиотека); рельеф слоновой кости (середина IX века, Национальная библиотека Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, середина IX века); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 годы) - сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 137, между 879 и 882 годами) - воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство праведного Захарии»); в кодексе Экберта (Городская библиотека, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е годы X века); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 годы, Константинополь) - Ирод в византийских императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI века (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа » в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) - палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом; в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми.

В памятниках поздневизантийского периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами.

В поствизантийском искусстве (росписи XVI-XVII веков соборов афонских монастырей: Великой Лавры святителя Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217).

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.


Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.


«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.


«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.

14 000 МЛАДЕНЦЕВ,
ОТ ИРОДА В ВИФЛЕЕМЕ ИЗБИЕННЫХ

В Библии избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. По повелению Иудейского царя Ирода Великого волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не выполнили его просьбу и иным путем ушли в свою страну (Мф.2:12).

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф.2:16)

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Началось страшное избиение детей. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Матери прижимали детей к груди, предлагали выкуп, все, имели, за жизнь младенца, но воины были беспощадны. Кроме того, они боялись гнева Ирода, потому что за оказанное сострадание Ирод мог казнить их. Один опасался доноса другого, и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Воины вырывали детей из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били их головками о камни. Затем они бросились в соседние села. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Детский плач выдавал их. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но воины гнались за ними как за добычей, и стрелы их пригвождали труп матери к трупу дочери или сына. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23:35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын - святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.

Избиение было предсказано пророком Иеремией: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. (Иер.31:15) Что значат пророческие слова?

Рама — это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.

Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. З1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII). Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев . Одна глава Вифлеемских младенцев находится в серпуховском Высоцком монастыре , а другая — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Богословское толкование Евангелия от Матфея

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

"Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".

Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла? Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?» Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.

Страдания и крест это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное. Господь сказал апостолам: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься... (Мф. 20:23) .

Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев February 17th, 2016

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

(Мф. 2:16).

Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: "Проповедь Иоанна Крестителя", " ", про которое мы уже говорили и "Избиение младенцев". На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться. В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие - проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один - со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая... Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными!

Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот она

Теперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.

Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться - вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель

У кого-то воин уже забрал дитя

А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома - для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина...

Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается...

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии

Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом

Мать горюет над убитым ребенком...

Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам - им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?

На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином

Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты, заступиться за простолюдинов

Убитые горем родители

Родителей запугивают собакой

По указке рыцарей люди выламывают двери

и лезут в окна

Здесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет - он как раз только что вошел в дом.

Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за них

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках матери

Центральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают

За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды - Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность - обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня .

А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант - с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств, из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.





Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.


Ещё одна важная вещь - Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.

Да и и флаг он поменял на более определённый - на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.


--->

Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот - он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев.

Ирод Великий — оболганный злодей?

Ирод и младенцы

Одним из самых жутких преступлений в истории человечества принято считать массовое убийство детей в Вифлееме, совершенное по приказу Ирода царя Иудеи. Однако те, кто считает, что это жуткое событие, как говорится, имело место быть, глубоко заблуждаются . Ирод, бесспорно, был личностью малоприятной, но в данном случае ему приписывают то, чего он никогда не совершал. Но обо всем по порядку.

Миф

Итак, в Евангелии от Матфея сказано, что как раз в момент рождения Христа в Иерусалиме объявились три мудреца с Востока, именуемые также волхвами, возжелавшие поклониться новорожденному царю иудеев. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Цитируем Евангелие от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов».

Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1482 год.

Реальность

Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И вот почему.

1. Вся эта история архетипична. В мифологии других религий подобное встречается , в частности в индуизме кришнаитского толка.

2. Об этой трагедии кроме Евангелия от Матфея больше не упоминает ни один источник. Помалкивают не только другие апостолы и авторы современных Христу хроник, но и даже знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий, живший всего на сто лет позже. В своих трудах, повествуя о великом множестве мерзостей совершенных Иродом, он ни словом не обмолвился о столь вопиющем его преступлении, как массовое детоубийство.

3. Против легенды и данные археологических раскопок. В Вифлееме рядом с пещерой, которая по весьма сомнительному преданию является местом рождения Христа и над которой был построен знаменитый Храм Рождества, находится и пещера, в которой по другому такому же сомнительному преданию находятся кости убиенных злодеем Иродом младенцев. Однако ученые, исследовавшие эту пещеру установили, что кости принадлежат взрослым людям и их возраст не более 800 лет (костей, а не людей).

4. На момент рождения Иисуса Ироду было уже под семьдесят и представляется маловероятным, чтобы он убоялся конкуренции новорожденного дитяти, если, конечно, только не собирался прожить лет сто с лишним.

Все тот же сюжет.

5. Ирод не был полноправным властителем Иудеи, а всего лишь вассалом римского императора Августа, который и утверждал все смертные приговоры. И даже если бы внезапно спятивший Ирод действительно захотел бы убить всех младенцев, то Август этого бы просто не допустил. Доподлинно известно, что через 10 лет после смерти, Ирода следующий правитель Иудеи – один из его сыновей Архелай был лишен трона и отправлен в изгнание все тем же Августом за куда как меньшие прегрешения.

6. У Ирода не было права наследования иудейского трона. Да, его сыновья правили Иудеей, но будучи назначены все тем же Августом.

7. По разным данным число жертв Вифлеемской трагедии составило от двенадцати до двадцати тысяч младенцев, но этого никак не могло быть по той простой причине, что в этом небольшом городке в те времена проживало не более трех тысяч жителей, включая новорожденных и дряхлых стариков.

Умерщвление младенцев.

Надо сказать, своим возникновением легенда о кровожадности иудейского царя в первую очередь обязана самому Ироду. Под конец своей жизни, страдая неизлечимой болезнью почек и гангреной яичек, он тронулся рассудком и приказал убить трех своих сыновей и одну из жен заподозренных в измене.

Видимо столь бесчеловечное преступление и побудило автора Евангелия от Матфея, приписать Ироду не менее противоестественное деяние – массовое убийство младенцев. Для чего это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть значимость факта появление на Земле долгожданного мессии.