Где хранится плащ и меч пророка. Меч зульфакар история и выдумки. Дворец где хранятся плащ и меч пророка мухаммеда

Семья, почти столь же древняя, как и сама исламская история, заботится о священном плаще еще с 7 века. TRT World посетил мечеть, в которой хранится плащ Пророка Мухаммада (САВ) и поговорил с семьей, которая его оберегает.

Сотни людей собрались у входа в мечеть в древнем стамбульском районе Фатих в ветреный день Рамадана в мае.

Снаружи лавочники торговали финиками и бутылками с – водой, которая вытекает из подземного источника в Мекке.

Из динамиков, прикрепленных к мечети, громко доносилось чтение молитвы, и женщины в платках и мужчины в шапочках торопливо стремились внутрь со смесью благоговения и волнения на их лицах.

Каждый год тысячи верующих со всего мира посещают эту мечеть в течение месяца Рамадан, чтобы увидеть один из самых ценных исламских артефактов – плащ Пророка Мухаммада (САВ), называемый Хирка-и Шариф. 160-летняя мечеть, в которой находится историческая реликвия, носит то же название.

Поток желающих увидеть плащ Пророка Мухаммада (САВ) не ослабевает / Источник: trtworld.com

Здание имеет форму восьмиугольника, по количеству частей, из которых состоит плащ, и спроектировано таким образом, что люди могут пройти по коридорам и, не мешая молящимся внизу, оказаться на верхнем этаже, где расположен плащ.

“Ежегодно более миллиона человек посещают во время Рамадана. В последнее воскресенье у нас было 20 000 посетителей”, – сказала Сумейра Гульдал, генеральный секретарь фонда «Мечеть Хирка-и Шариф», в чьем ведении находится данное место поклонения.

“Всего за три недели у нас больше посетителей, чем во многих музеях Турции”, – сказала Гульдаль.

Потомок в 59-м поколении

Семья, являющаяся хранительницей Хирка-и-Шариф, пожалуй, пользуется не меньшим интересом, чем сама мечеть.

Члены семьи являются прямыми потомками Увайса Карани, современника Пророка Мухаммада (САВ), которому он подарил плащ.

На протяжении 13 веков, из поколения в поколение, семья хранила драгоценный артефакт.

“С трех-четырех лет я хожу в мечеть. Я видел, как ревниво и бережно моя семья относилась к плащу, и всегда была готова позволить людям посетить его”, – сказал Барыш Самир, потомок Увайса Карани в 59-м поколении.

“У нас очень почетная миссия”, – сказал Самир, 45-летний уроженец Стамбула, который является инженером-механиком. – “Сколько семей в мире знают свою генеалогию, уходящую корнями в 59 поколений?”

Барыш Самир – потомок Увайса Карани в 59-м поколении / Источник: trtarabi.com

Особая связь

История Увайса Карани веками завораживала мусульманских ученых. Он имеет особый статус в исламе и считается сподвижником Пророка Мухаммада (САВ), несмотря на то, что они никогда не встречались.

Уроженец Йемена Карани отправился в Медину, чтобы увидеть Пророка (САВ), но не застал его. Он не мог остаться и дождаться его, поскольку должен был вернуться, чтобы позаботиться о своей больной матери.

Услышав о том, что человек, преданный своей матери, ушел, так и не встретившись с ним, Пророк (САВ) попросил двух своих самых верных – Умара (мир ему) и Али (мир ему) – передать его плащ Увайсу.

С тех пор потомки Увайса Карани были хранителями знаменитого плаща золотистого цвета.

Хотя обстоятельства не позволили Карани встретиться с Пророком (САВ) лично, многие люди считали, что они встретились духовно. Это особенно повысило статус Карани среди суфийских мистиков.

Мечеть Хирка-и Шариф / Источник: istanbuldakicamiler.com

Но плащ принес Увайсу известность и в его дом потянулись гости. , любившего одиночество и уединение, это очень тяготило.

Увайс Карани погиб в Северном Ираке, где он пал в бою, сражаясь за Али (мир ему), зятя Пророка (САВ) и четвертого праведного халифа, против войск Муавии в битве при Сиффине в 657 году.

Потомки Карани жили в Ираке до VIII века, всегда храня плащ, пока не были вынуждены переехать в Западную Турцию, поселившись в живописном городе Кушадасы.

“У нас нет документов, объясняющих, почему мы приехали в Кушадасы. Похоже, семья посчитала его безопасным и решила поселиться здесь. Потомки Карани оставались там до 1611 года”, – сказал Самир.

В 1611 году Ахмет I, османский султан и мусульманский халиф того времени, услышал о плаще и решил, что он должен храниться у него. Но его советники и исламские ученые настоятельно советовали не делать этого, говоря, что это будет нарушением желания Пророка (САВ). В итоге он пригласил семью жить в Стамбул.

В течение следующих ста лет потомки Увайса позволяли людям посмотреть на плащ в течение каждого Рамадана, но по мере того, как его популярность росла и приходило все больше посетителей, принимать такое количество людей стало сложно.

хранителя султанских покоев. В султанской казне они отвечали за сохранность личного оружия повелителя. Во время торжественных процессий обязанностью оруженосца было ехать по правую руку от султана и держать его саблю. Главный оруженосец одет в синий кафтан с золотым поясом. Хранитель султанской мантии был личным камердинером султана и ехал сразу за ним. В его обязанности входило наблюдение за сохранностью всего пышного гардероба государя. Хранитель мантии одет в красный кафтан с золотым поясом, он держит один из символов власти - золотую матару (богато украшенную флягу с водой). Около них стоит большая группа менее высокопоставленных придворных. Лица, приглашенные на аудиенцию, расположены ниже. Один из них низко кланяется падишаху, другой опустился на колени перед троном.

Палата священных реликвий в третьем дворе

С левой стороны третьего двора, за Мечетью белых евнухов, расположена Палата султана, возведенная при Мехмеде Фатихе как место его постоянного пребывания. В начале XVI века при Селиме Явузе (Грозном) ее вид изменился - было пристроено новое помещение, которое носит название Павильон священных реликвий. После завоевания Селимом мамлюкского Египта в 1517 турецкие султаны стали носить также титул халифа - религиозного главы правоверных мусульман-суннитов. Из Каира в Стамбул по приказанию Селима были перенесены главные святыни ислама, находившиеся у последних Аббасидских халифов - дальних родственников самого пророка.

В Палате находятся ключи и замки от Каабы, хранителями которых на протяжении ряда столетий были турецкие султаны, желоба с ее крыши, детали покрывал, меняющихся на святыне ежегодно, фрагменты реликвариев от знаменитого Черного камня. Кроме того, тут же находятся модели Каабы, выполненные из разных материалов, а также модели мечети в Медине, где был похоронен пророк Мухаммед, и мечети «Купол Скалы» в Иерусалиме. К числу священных реликвий относятся также немногочисленные сохранившиеся личные вещи пророка - его плащ и меч. Одна из не совсем обычных для мусульманского мира святынь напоминает о земном пути Мухаммеда. Это ларец с его зубом, выбитым в первой битве за ислам при Уходе 19 марта 652, когда войско мусульман потерпело поражение во время войны между Меккой и Мединой. Также здесь хранятся вещи его ближайших родственников, например, рубашка и халат любимой дочери Фатимы, матери его единственных внуков. Сохранились и мечи его ближайших сподвижников - Умара и Усмана.

К числу священных реликвий также относятся вещи, связанные с библейскими и евангельскими персонажами, упоминаемыми в Коране. Например, блюдо патриарха Авраама (Ибрагима), который считается предком всех арабов, небольшой деревянный жезл - им, по преданию, пророк Моисей (Муса) извлек воду из скалы. Кроме того, здесь находится меч благочестивого израильского царя Давида (Дауда) и одежда, приписываемая патриарху Иосифу (Юсуфу). Среди величайших реликвий, почитаемых и христианами - ковчег с правой рукой Иоанна Предтечи (Яхьи).

Несмотря на то что ныне выставка священных реликвий считается музейной экспозицией, большое количество мусульман приходит сюда, чтобы не только посмотреть на древние святыни, но и поклониться им.


Меч пророка Мухаммеда. Аравия, VII век

Меч пророка Мухаммеда является одной из главных святынь ислама, так как он не только имеет мемориальное значение, но и овеян многими легендами. Предание гласит, что в течение своей жизни Мухаммед владел девятью мечами, каждый из которых имел свое собственное название. Некоторые из них он унаследовал, другие получил в подарок от соратников, иные захватил в боях в качестве трофеев.

Однако Мухаммед не был по профессии воином, он родился в 571 в семье богатых торговцев и первую половину жизни провел в Мекке совершенно мирно. Рано оставшись сиротой, он воспитывался сначала дедушкой, потом дядьями. Большого наследства Мухаммеду не досталось, и в возрасте 25 лет он женился на богатой вдове старше себя. Ведя обеспеченную жизнь, он оставил торговлю и стал проявлять интерес к философским и религиозным учениям, которых в Аравии было известно много. В возрасте около 40 лет, в 610, ему было послано первое откровение, и вскоре Мухаммед стал проповедовать учение о вере в единого Аллаха. Его деятельность в Мекке привела к конфликту с частью ее жителей, в том числе с родичами. Пророк со своими сторонниками в 622 совершил хиджру - переселение из Мекки в Медину. С этого времени ведется отсчет мусульманского летоисчисления. Через год началась война сторонников Мухаммеда с приверженцами многобожия из Мекки, во время которой и использовались некоторые из мечей, хранящиеся сегодня в Топкапы.

Однако меч аль-Кадыб («Брусок», «Прут») никогда не применялся в сражениях, подобное оружие использовалось путешественниками и паломниками на опасных средневековых дорогах. Оно имеет узкое тонкое лезвие около метра длиной. На одной его стороне серебром выведена арабская надпись «„Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его“. Мухаммед Бен Абдаллах Бен Абд аль-Муталлиб». Ни в каком историческом источнике нет указаний на то, что этот меч использовался в какой-либо битве. Он оставался в доме пророка Мухаммеда и применялся позже, халифами из династии Фатимидов. Ножны из дубленой кожи, по-видимому, реставрировались в более поздние эпохи.

Кроме этого меча в Топкапы есть несколько других клинков, которые тоже принадлежали Мухаммеду. Еще один из его мечей хранится сегодня в мечети Хусейна в Каире.


Здание Сокровищницы

Одним из старейших зданий третьего двора является так называемый Павильон Фатиха (Фатих Кёшкю), корпус которого вытянулся вдоль Мраморного моря. Его здание, называемое также Эндерун Хазинеси (Сокровищница внутреннего двора), построено во времена султана Мехмеда II (около 1460) и было в числе первых в формировавшейся структуре нового дворца. Оно задумывалось как место для хранения главных сокровищ султанской казны, которые могли покидать дворец только по особо важным случаям.

Здание увенчано двумя куполами, прорезанными небольшими окнами, и окружено галереей, как и многие другие строения Топкапы. По-видимому, согласно изначальному замыслу первого заказчика, султана Мехмеда, дворец планировался как летняя резиденция, поэтому единственное назначение куполов -


Первый двор дворца Топкапы - Алай Мейданы (Площадь войска) или «Двор янычар», как его называли европейцы, во времена султанов, как и сейчас, был доступен для всех, а очень важные сановники даже могли въезжать в него верхом. Раньше в самом конце Алай Мейданы у ворот во второй двор лежали «камни назидания», на которые клали головы казненных, а правее и ближе к центру стоял Джеллят Чешмеси (Фонтан Палача), у которого палач и его подручные мыли испачканные кровью руки. Сюда со стороны Айя-Софии ведут ворота Баб-ы Хюмайун (Вход Султана), здесь же находятся здания церкви Святой Ирины и Монетного Двора. С каждой стороны массивных ворот Баб-ы Хюмайун сделаны ниши, а над внутренней аркой красуется клеймо строителя и позолоченное изречение: «Аллах сделает славу строителя вечной; Аллах сделает его творение прочным; Аллах укрепит его фундаменты». В любое время дня и ночи ворота охраняла специальная стража и подразделение янычар. Не доходя до вторых ворот дворца, именуемых Баб-юс Селям (Ворота Приветствий) или Орта Капы (Средние врата) и ведущих в Диван Мейданы, расположены кассы музея Топкапы и музейный магазин сувениров. Билет в Топкапы стоит 25 турецких лир или 430 российских рублей. Для того, чтобы посетить султанский Гарем, вход в который находится в левой части второго двора, потребуется купить за 15 лир отдельный билет в кассе, находящейся возле него.



Ворота Орта Капы - самый узнаваемый символ дворца. Две мощные восьмиугольные башни с бойницами под коническими крышами встроены по обе стороны в массивное надвратное помещение, по верху которого проходит зубчатая стена. Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности помимо всего прочего входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы. Даже тем немногим высокопоставленным сановникам и послам, которые въезжали в Алай Мейданы верхом, перед этими воротами приходилось спешиваться и идти пешком. Только султан мог проезжать через Орта Капы на коне. Над двойной железной дверью ворот, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена султанская монограмма - тугра Мехмеда Фатиха - Завоевателя Константинополя, а над ней золотой арабской вязью написана шахада - свидетельство мусульманской веры: «Ля иллаха илля Ллаху ва Мухаммадан расуль уль-Ллахи» (Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его). Внутри ворот, по обе стороны, есть проходы, ведущие в небольшие комнаты. Помещения справа от входа предназначались для ожидающих аудиенции посетителей и иностранных послов. Иногда их заставляли сидеть несколько дней, чтобы они до конца смогли осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Слева располагались помещения привратников и комната главного палача, который по совместительству был еще и главным садовником. Под воротами находилась подземная тюрьма, последнее пристанище в этом мире для подданных султана, вызвавших его гнев.


После предъявления билетов туристы попадают во второй двор, где их встречают макеты мыса Сарайбурну и дворца Топкапы. Здесь в киоске справа можно арендовать за 15 лир русскоговорящий «электронный аудиогид» по дворцу, Гарему и сокровищнице.



Второй двор дворца Топкапы - Диван Мейданы (Площадь Совета) - служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов. От Баб-юс Селям расходятся в разные стороны мощеные дорожки. Самой главной из них считается Падишах Йолу (Дорога Падишаха), идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца Топкапы, вторая по важности - Везир Йолу (Дорога Везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана. Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низких кушеток - диванов, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний. Диван Мейданы означает площадь Дивана, поэтому основное здание в этом дворе Диван-ы Хюмайун (здание Дивана). Оно построено в эпоху Сулеймана I в левой стороне двора. Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов. Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого везира. Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого везира, называемое Кафес-и Мюшеббек (Око Султана). Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I положил конец этой практике и велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов совета. Поэтому они никогда не могли быть уверены - видит и слышит их султан или нет. Таким образом, заседания всегда проходили как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющем оком. Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Внешняя Казна). Это здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восемью куполами, - одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.

Над зданием Дивана возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей. Построенная во времена Мехмеда II она первоначально предназначалась для наблюдения за акваторией Золотого Рога. Свое название Адалет Кулеси (Башня Справедливости) это строение получило потому, что и сам второй двор часто называли Адалет Мейданы (Площадь Справедливости). Главный вход в Гарем - через Араба Капысы (Ворота карет) — находится рядом со зданием Дивана. Около Араба Капысы - касса по продаже билетов для посещения Гарема. Ворота получили название Араба из-за того, что здесь обитательницы Гарема садились в закрытые кареты, покидая дворец для прогулок.

В левом углу Диван Мейданы перед галереей, идущей до Араба Капысы, находятся Мейит Капысы (Ворота мертвых), через которые выносили тела умерших во дворце.

Правая сторона Диван Мейданы занята Сарай Мутфаклары (Кухонный дворец). В его дворе размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети, баня-хамам, кладовые и жилые помещения для персонала (поваров, кондитеров, разносчиков блюд и поварят).

Третий двор дворца Топкапы - Эндерун Авлусу. Отсюда начинается эндерун - территория личных апартаментов правящих империей султанов, вход на которую был очень строго ограничен. В третий двор из Диван Мейданы ведут увенчанные куполом изящные ворота, у которых целых три названия. Во-первых, Баб-юс Саадет (Ворота Блаженства), во-вторых, Ворота Аудиенций и, в-третьих, Ворота Белых Евнухов. Здесь объявляли о вступлении на трон нового султана, из них выбрасывали великих визирей на растерзание разъяренным янычарам, и, наконец, именно сюда выносили тела султанов, убитых в результате дворцовых переворотов. Ворота Блаженства считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый входящий. Единственными иностранцами, которым удалось пройти здесь, были лишь немногие послы, получившие аудиенцию у султана. Охрана ворот осуществлялась белыми евнухами во главе с капы-агой (главным дворецким султана). Их жилые помещения располагались с обеих сторон от Ворот Блаженства так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.

Если черные евнухи обеспечивали жизнедеятельность Гарема, то белые евнухи выполняли практически те же функции в селямлике. Так как обычным слугам запрещалось входить в Ворота Блаженства, то белые евнухи должны были преподавать в дворцовой школе пажей и обслуживать его величество вместе с пажами. А капы-ага, помимо того, что возглавлял внутреннюю службу и был личным доверенным лицом султана, еще руководил дворцовой школой, а также исполнял обязанности начальника привратников и главного церемониймейстера. По площади третий двор примерно раза в два меньше чем Диван Мейданы.

Примыкающий к Воротам Блаженства Зал Аудиенций - одноэтажное здание прямоугольной формы, построенное еще в XV в., но несколько раз перестраиваемое. Сильно выступающие по сторонам скаты его крыши поддерживаются мраморной колоннадой, идущей по периметру всего здания, и почти соединяются с крышей ворот в третий двор.

В левой части Эндерун Авлусу расположен украшенная изразцами Палата Султана. После завоевания Сирии и Египта (1516-1517 гг.) султан Селим I Грозный получил от шерифа Мекки титул халифа, а вместе с ним и многие священные реликвии Ислама, среди которых были Знамя Пророка и Священная мантия, или плащ Пророка. Все эти бесценные для мусульман реликвии хранятся в Палате Султана, называемой сейчас Павильоном Священной мантии и святых реликвий. В помещении, где в золотом ларце хранится плащ Пророка, несколько мулл попеременно круглосуточно распевают суры Корана. Этот павильон стал для меня самым запоминающимся местом в Топкапы. Здесь демонстрируются исламские святыни, в том числе, волосы из бороды пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), отпечаток его стопы, принадлежавшие ему лук, меч и письма, а также ключи от Каабы и золотая оправа Чёрного камня - главной мусульманской святыни. Павильон, где ныне расположены эти реликвии был построен во внутреннем дворе дворца еще во времена султана Мехмеда II Завоевателя. В этом помещении до середины XVI века размещались покои султанов. Будущие правители приходили в эти покои, чтобы помолиться и отдать дань уважения этому знаковому для них месту перед церемонией восшествия на престол Османского государства.

На третьем дворе султанского дворца Топкапы располагался и дворцовый центр подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи с середины XV до начала XIX века. В османской империи существовала система девширме, предполагавшая принудительный набор мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве «капы куллары» («слуг Врат» или «слуг Порты», то есть личных невольников султана). Дети разных возрастов, набранные по системе девширме из христианских семей, распределялись в турецкие семьи, где усваивали язык и основы ислама. Затем в казармах Эдирне «аджеми огланы» («чужеземные мальчики») проходили обучение и военную подготовку. Спустя некоторое время новобранцы, называемые чикма, направлялись по военным частям, а наиболее способные из них продолжали обучение в Эндеруне. Иногда их отбором занимался лично султан.

Очень интересная экспозиция представлена в султанских сокровищницах Эндерун Хазинеси - это одно из самых больших собраний сокровищ в мире. Тут выставлены меч, по преданию принадлежавший основателю османского государства султану Осману I Гази, украшения, предметы обихода, оружие, шлемы и прочая амуниция времен Сулеймана I Великолепного и его преемников, а также государственные награды Османской империи, подарки сделанные султанам и сокровища покоренных османами стран. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в экспозиции, размещенной в четырех залах бывшей личной сокровищницы османских султанов. Среди наиболее интересных экспонатов знаменитый драгоценный камень - алмаз Ложечника («Кашикчи Эльмасы»). Также очень интересна галерея султанских кафтанов, среди которых примечательны маленькие кафтанчики султанских наследников - шехзаде.

Четвёртый двор дворца Топкапы - Софа-и Хюмайун (Султанская Софа), также как и третий, территория эндеруна - личных апартаментов правящих султанов.

В этой части дворца, находящейся на вершине холма, есть замечательный парк, из которого открывается прекрасный вид на залив Золотой Рог, пролив Босфор, Мраморное море и расположенные поодаль Принцевы острова. Здесь всегда прохладно и свежий ветер наполняет воздух запахом моря. Османские правители могли тут от души наслаждаться уединением и покоем.

Слева, со стороны бухты Золотой Рог, в четвертом дворе построен небольшой Ереванский павильон (Реван Кёшкю) . Одна его стена соединяется с большим колонным залом в форме буквы «Г», который опоясывает с двух сторон павильон Священной мантии. Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов. Крыша павильона свешивается над карнизом, который дает тень, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцами.

За Ереванским павильоном находится также богато украшенный изразцами Зал Обрезания (Сюннет Одасы) и начинается широкая мраморная терраса Софа-и Хюмайун (Султанская Софа) с большим декоративным бассейном, центр которого украшает фонтан. Эта терраса первой половины XVII века, по имени которой называют и весь четвёртый двор, соединяется с Багдадским павильоном (Багдат Кёшкю). Помещение Зала Обрезания (1461 г.) предназначалось для выполнения обряда сюннет (обрезания) над принцами, потенциальными наследниками трона Османской империи. Багдадский павильон, как и Ереванский, построили в 1638 году в ознаменование очередной победы Мурада IV - покорения великого Багдада, древнейшего города халифата. Это строение крестообразной формы, однако, окружающая его сводчатая галерея с широкими навесами крыши образует еще один выдающийся наружу крест, придавая сооружению вид восьмиугольника. Багдадский павильон полностью декорирован изразцами от основания до самой крыши. Ереванский и Багдадский павильоны являют собой великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с включением персидских мотивов. Изящество строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями, напоминающими по форме лотос.

В середине Софа-и Хюмайун на четырех тонких колоннах стоит выполненный из золоченой бронзы купол, называемый Павильон Ифтарийе (Ифтарие Кёшкю). Из павильона открывается прекрасный вид на парк Гюльхане, залив Золотой Рог, пролив Босфор и городской район Галата. Павильон Ифтарийе предназначался для ифтара - вечернего разговения в дни священного месяца Рамазан, и был построен в 1640 году. Он был любимым местом султана Ибрагима I, который предпочитал именно здесь перекусить после захода солнца. Почти в середине двора находятся здания деревянного Павильона Софы (Софа Кёшкю) и каменной башни Хекимбаши Кулеси . Это самое старое здание в четвертом дворе. Хекимбаши Кулеси во времена Мехмеда II служила основанием часовой башни, а позже использовалось как жилище и лаборатория главного лекаря султана. Павильон султана Абдул-Меджида (Меджидие Кёшкю) в правой части двора, обращенной к Мраморному морю, резко отличается от остальных построек дворца, так как построен во французском стиле и напоминает архитектуру Версаля. Это последнее по времени здание 1840 года постройки. После него при османских султанах на территории дворца больше ничего не строилось. Сейчас здесь ресторан « Коньялы», популярный не столько благодаря своим блюдам турецкой и европейской кухни, а прежде всего привлекающий туристов своим местоположением и прекрасными видами. Рядом расположена мечеть Софы (Софа Джамии) построенная в строгом имперском стиле в эпоху султана Махмуда II (1808-1839).

Когда в 1855 г. на берегу Босфора в Бешикташе построили новый султанский дворец Долмабахче, двор падишаха переместился туда, а в Топкапы остались жить только вдовы султанов или жены низложенных правителей. Объявленный в 1924 г. музеем, дворец Топкапы сейчас самый популярный музей Турции, в котором ежегодно бывает свыше полутора миллионов человек.

В конце нашего тура по Топкапы мы зашли в гарем - место, где веками возникали и плелись все самые запутанные интриги в Османской империи. Потрясающие интерьеры, блеск и шик здесь - повсюду. Слово гарем было заимствовано турками из арабского языка, в котором слово «харам» значит «защищенный», «неприкосновенный» и «запретный». Это слово использовалось для обозначения той части мусульманского дома, где жили женщины. Турки смягчили звучание слова до «харем» и добавили суффикс «лик» со значением места, и слово «харемлик» (место, где есть убежище) стало обозначать ту часть турецкого дома, где живут жены, дети и слуги правоверного мусульманина. Краткую форму гарем более правильно применять по отношению к населению харемлика, хотя повсеместно для обозначения этого помещения принята именно она. Словом «селямлик» (приветствие) обозначают покои мужа, а точнее, место в турецком доме, служащее для приема гостей. В галерее, расположенной в нижней части дворца, открыта великолепная выставка «Харем-и Хумаюн», иллюстрирующая жизнь гарема на протяжении веков.

Зульфакар – легендарный символ мусульманской доблести.

Меч, известный под именем «Зульфакар» – это тот самый меч, который был подарен Пророком (мир ему и благословение) своему зятю Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и по некоторым данным, на сегодняшний день это легендарное оружие хранится в сокровищнице музея Топкапы, расположенного в Стамбуле.

Если мы наберём в поисковике интернет-браузера имя этого меча, то откроется множество картинок с изображением якобы меча «Зульфакар». Большая часть этих картинок будет с изображением меча с двойным лезвием. Но это далеко не меч «Зульфакар». Раздвоенное лезвие закрепилось в сознании людей, из-за названия меча, однако буквальный перевод этого слова означает «имеющий позвонки» (فقار - позвонки; ~ ذو ال ист. Зу-ль-факар (название меча, который Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отобрал у врагов в битве при Бадре и который впоследствии перешел к Али, да будет доволен им Аллах) (см. Арабско-русский словарь Х.К. Баранова)

Это название было обусловлено тем, что на одной стороне его лезвия была надпись в виде позвонков. Об этом пишется в известных старинных толковых словарях арабского языка, таких, как Аль-Арус и Лисан аль-араб. Например, в Толковом словаре Лисан аль-араб в разделе «факар» (فقر ) можно прочитать следующее: «Зульфакар – меч Али бин Абу Тулиба (да будет доволен им Аллах), а назвали его так из-за надписи в виде позвонков человека, которая была на его одной стороне». То есть его назвали так из-за наличия надписи, подобной позвоночнику человека, а не по причине раздвоения лезвия.

Если все это так, то откуда же пошло мнение о раздвоенном лезвии этого меча?

Если ввести и это в поисковик интернет-браузера, мы найдём, что почти все источники этой версии указывают на шиитов. А откуда они взяли это? И почему они возвеличивают какой-то меч с раздвоенным лезвием вместо великого меча Зульфакара?

Если внимательно просмотреть исторические материалы и вдаться в подробности убийства нашего господина Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), мы найдём в известных книгах тариха (истории), например, в «Аль-бидая ва ан-нихая» (Ибн Касир), что Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) убил Абу Луълуъ аль-Маджуси мечом с раздвоенным лезвием.

В частности, в этой книге великий ученый в области тафсира и истории Ибн Касир пишет следующее:

«Умар (да будет доволен им Аллах) просил у Аллаха забрать его к себе и даровать ему шахаду (мученическую смерть на пути Аллаха) в городе Пророка (мир ему и благословение). В сборнике имама Аль-Бухари приводится хадис о том, что Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил:

«اللَّهمّ إِنِّي أَسْأَلُكَ شَهَادَةً فِي سَبِيلِكَ، وَمَوْتًا في بلد رسولك »

«О, Аллах я прошу у Тебя смерти шахида на Твоем пути в городе Твоего посланника (мир ему и благословение) ».

И Аллах ответил на все его просьбы – даровал ему шахаду на пути Аллаха в городе Пророка (мир ему и благословение), в Пресветлой Медине. Мало кому даруется такое, однако Аллах милостив и благосклонен к тем, кому пожелает.

И это случилось, когда Абу Луълуъ Файруз аль-Маджуси нанес ему удар мечом с раздвоенным лезвием во время утреннего намаза, в среду, 26 числа месяца зуль-хиджа. Он нанес Умару (да будет доволен им Аллах) этим мечом три удара (есть мнение, что ударов было шесть). Один из этих ударов был сделан в область живота, и Умар (да будет доволен им Аллах) после этого упал. Его заменил в намазе Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах). А когда этот неверный убегал, он наносил удары этим мечом всем, кто попадался ему под руку. Таким образом, он ранил еще тринадцать человек, из которых шестеро умерли, пока Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах) не набросил на него бурнус (большой плащ с капюшоном), после чего он покончил с собой (да будь он проклят Аллахом).

Теперь посмотрите сами, что на самом деле возвеличивают эти шииты. Чем они подменили истинный Зульфакар Пророка (мир ему и благословение). Меч с раздвоенным лезвием – это меч Абу Луълуъа аль-Маджуси (да будет он проклят), которым он убил нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах). А вот эти маджусы (язычники) ненавидят нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) из-за того, что он разрушил Персидскую империю. Поэтому они и возвеличивают убийцу Умара (да будет доволен им Аллах). Для этого они простроили в Иране его зиярат, к которому ходят на паломничество как на хадж. И этот меч выставлен там как святая реликвия. Тем самым они обманывают наивных людей, которые считают из-за своей неосведомлённости, что это меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Воистину меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который назывался Зульфакаром, был мечом Пророка (мир ему и благословение), который Он получил в день битвы при Бадре, как об этом пишет Аль-Хафиз Ибн Хадждар ал-Аскаляни в своей книге Фатх аль-Бари. Также Ибн Абу Шайба передает от Абдуллаха ибн Сунана аль-Асади:

«رأيت عليًّا يوم صفين، ومعه سيف رسول الله صلى الله عليه وسلم ذو الفقار »

«Я видел Али (да будет доволен им Аллах) в день Сиффин, и с ним был меч Пророка (мир ему и благословение) – Зульфакар »

Также от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается:

«تنفل رسول الله صلى الله عليه وسلم له يوم بدر »

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получил этот меч в день битвы при местности Бадр ». (Имам Ахмад, Ибн Маджжа)

В книге Инджах, шарх Ибн Маджжа в толковании этого хадиса пишется:

«Зульфакар» (с огласовкой фатха – «ЗульфАкар») был мечом Аль-Асса ибн Мунаббиха, который был убит в битве Бадр, и он попал в руки Пророка (мир ему и благословение) в качестве трофея. А далее от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Зульфакар перешел к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). А название «зу аль-факар» – имеющий факар – он получил из-за надписи на нем, которая была подобна (факар) позвонкам человека».

А что касается слов «нет меча, кроме как Зульфакара и нет воина, кроме как Али», то они, как говорят ученые Хадиса Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, Джалалуддин Ас-Суйути, Ад-Дарукутни и другие, не являются хадисом. Это выдумки шиитов-рафидитов.

А такое величие и известность этот меч получил из-за того, что был мечом самого Пророка (мир ему и благословение).

Да не лишит Аллах нас Его шафаата в день Великого Суда!

Нурмухаммад Изудинов

Легенде о мече короля Артура более тысячи лет. Считают, что она родилась либо в Корнуолле в Англии, либо в Бретани во, но похожую историю о мече в камне рассказывают и в Италии. Как полагают итальянские исследователи, в основу поэтических историй о короле Артуре легли похождения рыцаря Галгано. Предание гласит, что в 1180 г. молодому знатному рыцарю Галгано Гвидотти, который отличался надменностью, грубостью и сластолюбием, явился во сне архангел Михаил, который указал ему путь к спасению души. После видения рыцарь порвал с прежней жизнью и стал отшельником. Он вогнал свой меч в скалу так, что из камня торчала рукоять и часть лезвия, образуя крест, перед которым можно было молиться. Рассказывают, что три человека по наущению дьявола раскололи скалу на три части, но Галгано молился, и скала снова сошлась, и меч остался на месте. Через год Галгано умер, а в 1185 г. папа Люций III причислил его к лику святых. Вокруг камня с мечом возвели часовню. Она стала первым сооружением в аббатстве, которое было построено в 1218 г. Этот меч и сегодня можно увидеть возле аббатства Сан-Галгано, крупнейшего готического сооружения, к юго-востоку от города Сиены. В XX в. меч едва уцелел - кто-то вновь пытался выдернуть его из скалы, но только надломил оружие. Мастерам удалось его отреставрировать и хранится теперь под более бдительным присмотром.

Аббатство . Так называется большой монастырь со всеми постройками, в которых живут и молятся монахи или монахини. Монахами руководит аббат, а монахинями - аббатиса.

Где находится настоящий Замок Хогвартс?

«- Для японца меч - это не просто кусок железа, это святыня.»
Фудзивара-сан, потомственный кузнец японских мечей.

Написать эту краткую классификацию японских мечей побудил меня курьёзный случай.

Зайдя в сувенирный магазин с большим количеством японских мечей я попросил показать большой парадный меч: «Покажите пожалуйста вот этот тати». Продавщица меня просто не поняла. Когда я показал на этот меч пальцем, она сказала: «Но это самурайский меч, так называемая катана. Разве вы не знали?». Да, блин… Написав книгу о японских мечах, я просто не знал, что такое было выставлено на витрине…

Как я вышел из этой щекотливой ситуации, не знаю, правильно или неправильно, расскажу в конце статьи.

Вернёмся к теме. Сначала несколько замечаний.

Японский меч - не обязательно самурайский. Даже средневековый, не говоря уж про наше время. Самурай - служитель. Император не может быть самураем, это не означало, что он не может носить меч. Самурай одновременно и одно из самых высших сословий в средневековой Японии. Да, в мирное время разрешалось носить только самураям (с приходом к власти сёгуна Токугавы в 1603 г.), а до этого вроде бы короткие мечи таскали все кому ни лень, кроме лиц крестьянского сословия.. А в войну, когда профессиональных военных не хватало, вооружали всех, кто мог держать оружие, даже необученных крестьян… Нинзя, японские шпионы, тоже не были самураями. А меч носили.

Это так, к слову. Итак, начнём.

Что же такое японский меч. У нас, славянских народов мечом называют обоюдоострую полосу железа, сужающуюся кот рукоятки к острию. Всё остальное называют по другому. У японцев всё, что имеет рукоятку, гарду (защиту руки) и режущее лезвие это меч. По самурайским канонам, мечом нельзя добивать беспомощного врага, для этого самураи носили специальные ножи айкути, тот же самый маленький меч, только без гарды. Ну и оружие скрытого ношения, спрятанное в трости или посохе тоже мечом вроде как не считалось. А вот нагината, изогнутая, заточенная с одной стороны режущая полоса стали на длинном древке, как раз пишется двумя иероглифами: «меч» и длинная ручка. А ещё…

Остапа понесло… Давайте переходить к делу.

Катана.



Самый известный японский меч с необычайно твердым и острым лезвием. Средний двуручный меч для ближнего боя… Общая длина меча - 90-120 см, длина рукояти около 30 см, вес 1-1,5 кг. Если она сделана в комплекте с коротким вакидзаси (см. ниже), называется дайто (длинный меч). Составляла часть одежды, самурай просто не выходил из дома без этого меча. В обычных условиях затыкается за пояс, в боевых подвязывается на талии специальными завязочками. Ножны простые, покрытые лаком. Хранится на горизонтальной подставке (катанакака). Подставка ночью ставилась у изголовья.

Вакидзаси (воткнутый сбоку).



Короткий одноручный (рукоятка на полтора хвата) японский меч. Этот меч играл роль щита. Дело в том, чтобы провести самый «классический удар катаной «от шеи до печени», надо выхватить её из ножен, помогая не только руками, но и движением плеча. Как ни тренируйся, это довольно долго. Защититься от этого удара и помогал вакидзаси, его достоточно было просто выдернуть вверх. Кстати, когда дуэли были запрещены и пришла пора йай-до (искусство внезапных молниеносных колющих ударов), вакидзаси носился просто как часть костюма. Если сделан в едином комплекте с катаной, то назывался сёто (короткий меч).

Тати или тачи.



Длинный японский меч. В основном парадный. Длина клинка свыше 2,5 локтя, (от 70 см), рукоять длинная и несколько изогнута. Предназначался в основном для конного боя и парадов. Ножны могли иметь для защиты от повреждения доспехами. Хранится на вертикальной подставке татикака. Вниз рукояткой, если время мирное, вверх рукояткой, чтобы удобнее было вытащить, в неспокойное время. Носят на поясе с портупеей (меч тяжелый) в комплекте с коротким мечом танто. Чисто парадные мечи называются кадзари-тати, богато украшенные, но с клинком из расплющенного железного прута.

О-дати.

Самый длинный японский меч с клинком более одного метра. В одном из храмов провинции Этиго хранится меч длиной 2,25 метра с хвостовиком 50 см. Скорее всего название произошло от «но-тати» (полевой меч). Пропорции этих чудовищ повторяют форму тати, несмотря на свои размеры они выглядят весьма соразмерно. Таким оружием можно было разрубить противника одним ударом или остановить конного воина ударом по лошади.

Танто.


Самый короткий меч. Длина клинка равна или меньше одного локтя (30,3 см). Имеет все признаки меча. Носится с тати. Ножны простые. Женский нож для самообороны в форме танто назывался кайкэн.

Ути-гатана.


Низкокачественный меч размером с катану. Хранились в большом количестве у самураев в арсеналах, для вооружения крестьян на случай войны.

Синоби-гатана или ниндзя-то.


Меч нинзя. Ножны с виду ничем не отличались от обычной катаны, но стенки были тоще. Клинок гораздо короче. В ножнах - контейнер для всяких «шпионских штучек». Говорят, на клинке синоби-гатаны как правило не было желоба для стока крови, который при резком замахе издаёт характерный свист.
Нагината. Алебарда, состоящая из загнутого клинка и длинного древка. После того, как японцы стали использовать плотный строй копейщиков;, нагината из грозного боевого перешла в разряд… женского оружия самообороны. До сих пор проводятся соревнования по нагината-дзюцу - бои на нагинатах. Об этом оружии я даже написал отдельную статью «Самое женское холодное оружие в настоящее время. Какое оно?».

Ширасайяили сикоми-дзуэ.

Оружие скрытого ношения, клинок спрятан либо в трости, либо в посохе.


Боккен или бокен.

Деревянный тренировочный меч. Немного истории. Традиционно в Японии термином «кэн» называют прямые мечи. Изогнутые мечи называются «то». По идее, боккен должен называться бокуто, так часто японцы и называют свои тренировочные мечи. В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, как к настоящему оружию. В опытных руках это и есть самое настоящее оружие. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж.

Синай.



Меч для занятий кендо. Представляет собой связку бамбуковых прутьев, закреплённых определённым образом. Для занятий с этим «мечом» обязательно надевают спортивные доспехи - маску со шлемом, латные рукавицы и защиту для груди. Правила обращения с синаем подробнейшим образом регламентированы, относятся к нему как к настоящему боевому оружию.

Гун–то.


Послесамурайский японский армейский меч. Воссоздан в начале ХХ века для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Син-гунто для сухопутных войск и кай-гунто для морского командного состава. Это оружие повторяло форму меча тати. Выпускался в промышленных масштабах на заводах. Именно такие мечи вывозили из Японии после войны в качестве трофеев американские военные. Вообще все мечи, изготовленные после 1868 года и по настоящее время называются «гэндайто» (современный меч).

Ниппон-то (нихон-то).


В японской традиции - всё, что имеет клинок, кроме топоров и серпов. Однако, часто этим термином обозначают именно мечи. Любые.

Цуруги.


Древние прямые мечи. Музейная редкость, хранятся в храмах. Просто обоюдоострый прямой меч называется «кен».

Ну а теперь окончание истории, начатой в начале (вот каламбурчик-то). Я позвал старшего менеджера и набросал инструкцию для продавцов (типа вот этой) по мечам, ножам и другому холодному оружию, продававшемуся в этом отделе. С рисунками и размерами.

Я думаю, что поступил правильно.

В христианстве есть множество реликвий, связанных с Иисусом: гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту, обломки самого креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», плащаница (погребальный саван), наконечник копья, которым проткнул бок Христа римский легионер, терновый венец... Мусульманские святыни, связанные с именем Мухаммеда, - это в основном оружие. И самая важная из них - меч Зульфикар.

Христианские реликвии, связанные с Иисусом, относятся главным образом не к жизни, а к смерти Спасителя: крест и гвозди - орудия казни; издевательская дощечка, которую прибили над головой казненного; саван, в который его завернули. Даже наконечник копья - не оружие Иисуса, а свидетельство окончания земной жизни Сына Божия. Путь ранних христиан зачастую заключался в том, чтобы пострадать во имя Христа и принять мученическую смерть с надеждой затем войти в Царство Небесное. Главная цель мусульман была совсем другой - победить во имя Аллаха.

Священный арсенал

Даже смерть мусульманина была другой - смерть шахида, смерть в бою. Неудивительно, что и реликвии основателя ислама несколько отличались от христианских. Ведь Мухаммед был не только проповедником и пророком. Ему пришлось отстаивать свою веру и приобщать к ней соотечественников далеко не мирным путем. Реалии VII века были таковы, что за веру приходилось биться насмерть. И Мухаммед был воином. А главное достояние каждого воина - его оружие.

Так что вполне логично, что от пророка остались не гвозди и щепки, а его мечи числом девять. Большинство из них хранится в стамбульском дворце Топкапы, где находилась резиденция султанов Османской империи. Хотя, конечно, вряд ли это оружие действительно принадлежало Мухаммеду. Но мусульмане верят, что это так. В арабском языке оружие и доспехи имеют множество названий. Каждый клинок отличается от другого. И каждый меч знатного воина имел собственное имя, помимо принадлежности к какому-либо типу. Так было и с мечами Мухаммеда.

Самый ранний меч пророка - Аль-Маатур («разящий»). Он принадлежал Мухаммеду еще в те времена, когда тот не считался пророком и не общался со своим небесным наставником Аллахом. Этот меч достался ему от отца, и с ним Мухаммед отправился в изгнание из Мекки в Медину. Меч очень простой, без изысков, с длиной клинка почти в метр и с золотой рукоятью, украшенной самоцветами. Он и на самом деле очень старый - местами его изъела ржавчина.

Второй меч - Аль-Баттар (то есть «задира») - достался Мухаммеду после сражения с выступившим против него еврейским войском. На этом мече выгравированы имена девяти пророков: Давид, Соломон, Моисей, Аарон, Иисус Навин, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос, Мухаммед. Именно поэтому его нередко так и называют - «Меч пророков». На клинке также есть рисунок: Давид отрубает голову Голиафу. Считается, что прежде меч принадлежал как раз Голиафу. Он такой же почти длины, как Аль-Маатур, но вдвое шире и тяжелее. На клинке начертано «Меч справедливости» и «Воздаяние».

Третий меч - Хатф («несущий смерть»), который Мухаммед тоже добыл в бою. Мусульмане верят, что Хатф был выкован самим царем Давидом после победы над Голиафом и повторяет внешне меч Аль-Баттар. Действительно, мечи похожи, но Хатф даже больше и шире Аль-Баттара.

Четвертый меч пророка, Аль-Микдам («дугообразный»), тоже длинный, но более узкий и выгнутый по центру. Некогда он принадлежал Мухаммеду, а потом перешел к его преемнику Али и его потомкам.

Пятый меч - Аль-Расуб («повергающий»), длиной 140 сантиметров, широкий и тяжелый. Его ножны украшены золотыми кругами, а лезвие у рукояти покрыто золотом.

Шестой меч Мухаммеда Аль-Адб («острый») сослужил пророку хорошую службу в битвах при Бадре и Ухуде. На нем позже последователи Мухаммеда давали клятву на верность исламу. Сегодня это единственный меч, который хранится не в. Его можно увидеть в мечети имама Хусейна в Каире.

Седьмой меч Аль-Кадиб имеет такой тонкий клинок, что больше напоминает длинный стилет или рапиру. Недаром его называли «Прутом». Это специальный меч для защиты во время странствий. Ножны этого меча сделаны не из металла, а из дубленой кожи. Долгое время он тоже находился в.

Восьмой меч - Кали (или Кулай). Его происхождение связывают с тайником близ священного колодца Замзам.

По одной версии, меч был добыт Мухаммедом в битве, по другой - он был найден в тайнике дедом пророка. Клинок покрыт волнообразным узором, а ножны украшены золотыми кругами. Как именно переводится название меча, исследователи спорят. По одному мнению, оно означает «лист из белого металла», возможно, олова. По другому - это наименование местности в или.

Однако самым священным и знаменитым, конечно же, является девятый меч - легендарный Зульфикар.

Страж ислама

Зульфикар, или Дху-аль-Факар (то есть «бороздчатый», или «имеющий позвонки»), был добыт пророком в битве при Бадре. Потом Мухаммед подарил оружие своему зятю Али, будущему праведному халифу. Меч особо чтут последователи Али и рассказывают, что этот меч помог ему одержать победу при Ухуде. Тогда он был полностью, от рукояти до острия, покрыт кровью врагов.

Некоторые мусульмане верят, что Мухаммеду вручил этот меч сам архангел Джабраил (Гавриил), когда сражение стало яростным и опасным для сторонников пророка. Тогда якобы архангел спустился с небес с оружием в руках. А Мухаммед отдал полученный клинок Али, которого считал непревзойденным воином. Именно тогда Мухаммед и произнес, что Зульфикар - ключ небес и ада. Али, который успел уже сломать девять мечей, бросился в битву. Его противником был вызывающий ужас предводитель врагов Амра ибн Абдауд, человек невероятной силы. Но Али страха не знал. И первым же ударом раскроил вражеские щит и шлем. Мухаммед тут же произнес вторую эпохальную фразу: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара!»

Меч овеян множеством легенд. По одной из них, его первым владельцем был сам Адам: когда первые люди были изгнаны из рая, Аллах снабдил Адама оружием для защиты - Зульфикаром. По другой легенде, меч обладает волшебными свойствами. Он может зависать в воздухе, может возрождаться, даже будучи сломанным в бою. Для того чтобы меч воскрес, нужно похоронить его, собрав все обломки. Отдохнув в земле и набравшись сил, обломки срастутся, и меч станет сильнее прежнего. Зульфикар мог разломиться и в том случае, если тело мусульманина оказалось не погребенным в положенный срок. Тогда его клинок вдруг начинал распадаться на две части. Но стоило только предать мертвеца земле - и меч снова «срастался». По третьей легенде, Зульфикар хранит целостность мусульманского мира. И стоит только врагам перейти границу, как меч оживает и рвется в битву.

Секретное оружие

По всей длине клинка, который хранится в музее Топкапы, идут две параллельные линии. Это символ того, что меч может разделяться надвое. Но последователи Али, в семье которого Зульфикар передавался по наследству, думают, что это все-таки другой меч. Они верят, что подлинный Зульфикар на самом деле имел два клинка, то есть состоял как бы из двух частей с пространством между ними. По легенде, такую форму Зульфикар получил после того, как Али повредил его в тяжелом бою - металл раскололся. Но расколотый меч обрел новые чудесные свойства, он стал еще более разящим.

В арабском мире некоторые мечи изготавливали с расщепом в верхней части, так что получалось действительно два клинка. Современные исследователи думают, что прорезь делалась для того, чтобы перехватывать вражеский меч и выбивать его из руки нападающего. И настоящий Зульфикар имел именно такую особенность.

Но ни волшебные свойства меча, ни особенная его форма не помогли потомкам Али добиться победы. В битве при Кербеле в 680 году последний сын Али Хусейн был убит, а все его сторонники погибли. Зульфикар оказался «в плену». Одно время он принадлежал победившей династии Омейядов, затем - в руках турецких янычар. Более того, янычары сделали этот меч своей эмблемой. Производство мечей с раздвоенным клинком поставили на поток. Все они назывались зульфи-карами. На всех клинках гравировалось изречение: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара».

Но последователи Али верили (и верят), что настоящий Зульфикар таинственно исчез и не достался врагам. И что он хранится в некоем потаенном месте и дожидается своего часа.

Меч - не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» - сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» - твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.