Что такое монастырь и зачем он нужен? Самый тернистый путь в Царство Небесное – монашеский

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья .

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные , епархиальные , приписные .

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество - служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед , Которому давались обеты.

Монашеская жизнь - сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и , в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие .

Отшельничество

Отшельничество - это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие - это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие - это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь - добровольно или по решению игумена - без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству - это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Международных Рождественских образовательных чтений порталу «Монастырский вестник» рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

Ваше Высокопреосвященство, 25-26 января 2018 года Вы приняли участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Чем запомнилось Вам это собрание, какие вопросы обсуждали его участники?

– Монашеские встречи, во время которых мы обсуждаем вопросы монастырской жизни, сегодня очень востребованы. Было большое количество участников; игумены, игумении и насельники монастырей задавали интересные вопросы, касающиеся монашеской практики, жизнедеятельности монастырей. Из содержания их вопросов было очевидно, что руководители монастырей озабочены благоустройством монашеских общин, но на этом пути они сталкиваются со многими проблемами, в основе которых – человеческие страсти.

Второй очень важный момент заключается в том, что насельники монастырей еще только учатся монашеской жизни. Трудности возникают тогда, когда взрослые, сформировавшиеся люди, приходя из мира в монастырь, стремятся к монашеству, но при этом не желают отказываться от светских привычек, привносят в обитель мирской дух. Научиться жизни по послушанию совсем непросто, как научиться и отречению от своеволия. На монашеских собраниях мы делимся практическим опытом обретения этих навыков, обсуждаем уставную жизнь монастырей, отношения с внешним миром, отношения между людьми, живущими в одном монастыре.

Как стяжать покаянный дух в условиях городского монастыря? Как связаны между собой епитимия и покаяние?.. Обо всем этом и многом другом мы говорили на Рождественских чтениях. Особенно мне запомнился такой вопрос: у людей, которые приходят в наши дни в монастырь, нередко бывает повреждена совесть. Они привыкли во всем себя оправдывать, не чувствуют, когда поступают плохо, однако обижаются, когда видят несправедливость по отношению к себе. И в то же время искренне желают спастись. Как им помочь? Отвечая на этот вопрос, умудренные опытом духовники делились знаниями, полученными в общении с покойными ныне старцами архимандритом Кириллом (Павловым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и другими. И я видел, как благодаря соборному обсуждению проблем монашеской жизни участники дискуссии получали духовную пользу, и какой неподдельно глубокий интерес вызывали темы обсуждения.

В работе направления приняли участие более четырехсот человек, предоставленный монашествующим зал Мультимедиа Арт музея действительно был переполнен. В первый день люди стояли в проходах. Многим из присутствующих для того, чтобы попасть на монашеский форум, пришлось претерпеть трудности многочасового перелета. Почему, на Ваш взгляд, эти встречи стали такими востребованными сегодня?

– Давайте вспомним историю возрождения монашества на Русской земле. В 1988 году на канонической территории Русской Православной Церкви было девятнадцать монастырей. За минувшие тридцать лет количество обителей увеличилось до девятисот с лишним. Но если мы можем восхищаться количественным показателем роста монастырей, то качество их жизни бывает разным. Невозможно научиться монашеству по книгам. Нужна живая монашеская традиция, которая была прервана в советский период. Люди приезжают из разных уголков нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, чтобы получить ответы на свои вопросы, или, наоборот, помочь кому-то найти эти ответы. И такое соработничество, соборное богомыслие, я считаю, позволяет руководителям монастырей, да и монашествующим находить благословенные добрые ответы.

Владыка, что, по Вашему мнению, сегодня особенно волнует монашествующих? Есть ли какие-то вопросы монастырской жизни, которые требуют пристального внимания?

– Самый главный вопрос, который волнует монашествующих, особенно руководителей монастырей, игуменов и игумений, это вопрос о том, как сформировать монашескую общину. В монастыри приходят люди разного возраста, разных национальностей, с разными характерами, разными страстями… Как и в любой семье, в обителях случаются проблемы, и люди мучительно ищут пути их врачевания, возможности устроения, развития и благоукрашения монашеских обителей имеющимися средствами: молитвой, бдением, постом, смирением, кротостью. Только ведь пути решения проблем находятся не сразу. Но если мы не будем соборно обсуждать эти проблемы, не будем искать ответы на вопросы, может возникнуть опасность обмирщения монашеской жизни. Обеты, которые монахи дают при постриге: послушания, нестяжания, безбрачия, касающиеся не только внешнего поведения, но и образа мыслей, – мы призваны исполнять всей своей жизнью. Но страсти врачуются не сразу, поэтому мы стараемся вместе искать решения стоящих перед нами задач, и я считаю, это имеет очень большую пользу для развития монашества.

26 января 2018 года Вы были председателем семинара «Покаяния двери… Современная монашеская жизнь как путь ко спасению и совершенству». На семинаре и последовавшем за ним круглом столе собравшиеся задавали довольно много вопросов. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай в интервью «Монастырскому вестнику» заметил , что на один и тот же вопрос люди получали порой сразу несколько ответов. Не было ли противоречия во мнениях? Если выступающий ошибается, как Вы даете ему понять это?

– Владыка Николай очень верно заметил, что иногда можно было услышать разные мнения среди ответов на один и тот же вопрос. Но это вовсе не означает, что люди, отвечавшие на вопросы, ошибались. Во-первых, все мы имеем разный уровень глубины понимания монашеской жизни. Во-вторых, некоторые вопросы предполагают разные ответы для разных людей. Одному от уныния помогают строгость поста и молитвы, другому – епитимия, а третьему, скажем, если человек надорвался, – ослабление напряжения духовной жизни. Есть разные способы врачевания наших недугов. Во время встречи люди лишь делятся своим личным опытом. Это живое общение. Мы же понимаем, что нельзя стать врачом, изучая медицину только по книгам, надо общаться со специалистами, практиковать... Так и в монашеской жизни. Книги нам помогают, но без практического опыта никак не обойтись. А практический опыт бывает разным. Ответов, которые хотелось бы поправить, во время наших собраний я не слышал.

В 2018 году тема Рождественских чтений звучала так: «Нравственные ценности и будущее человечества». Владыка, опишите, пожалуйста, каким Вы видите вклад монастырей в укрепление нравственности? Что ждет человечество, если нравственность и духовность перестанут восприниматься им как ценности?

– Мы видим, как много людей приезжает в монастыри. Люди посещают святые места, чтобы получить духовную помощь. Участие в богослужении, общение с братиями или сестрами, подвизающимися в святом месте, где на протяжении многих веков звучала молитва и совершался монашеский подвиг, благодатная помощь чудотворных икон, святых мощей – все это помогает просвещению ума и просветлению сердца. Наши святые обители можно назвать столпами духовной жизни, отрезвляющими человеческие души молитвой, покаянным деланием, упражнениями в посте и бдении.

Монастыри очень нужны нашему обществу, так как именно они представляют собой оплот духовности для русского человека. Монашеская жизнь всегда служила примером нравственной чистоты и высоты, и к этому идеалу по-хорошему должен стремиться каждый человек. Если же произойдет смена ценностей и христианские нравственные нормы будут попраны, то человек рискует потерять в себе образ Божий, и тогда на место добра придет зло, правда уступит место лжи, вместо света воцарится тьма, и человечество постигнет гибель.

Ваше Высокопреосвященство, Вы являетесь председателем Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Освященный Архиерейский Собор 2017 года утвердил «Положение о монастырях и монашествующих» , принятое в минувшем году на пленуме Межсоборного присутствия. Расскажите, пожалуйста, как проходило обсуждение этого документа на Соборе. Были ли вопросы, которые вызвали дискуссию Преосвященных?

– Милостию Божией на Архиерейском Соборе обсуждение документа прошло спокойно. Были заданы несколько уточняющих вопросов, на которые мы ответили, и, можно сказать, что большой дискуссии не было. «Положение о монастырях и монашествующих» готовилось профильной Комиссией более семи лет, документ претерпел несколько правок. Когда первый вариант проекта был выложен в Сети для дискуссии, он собрал более тысячи комментариев. Многие участники обсуждения выражали сомнения в том, что их замечания и пожелания будут учтены. Затем с учетом замечаний документ был переработан и прошел еще одну стадию обсуждения, в ходе которой уже звучали слова благодарности Святейшему Патриарху Кириллу и составителям документа за то, что мнения участников дискуссии были услышаны. Напомню, что проект «Положения» обсуждали архиереи, монашествующие, миряне – специалисты наших духовных школ, а также все желающие. Документ собрал немало критических отзывов и на пленуме Межсоборного присутствия. Более пяти часов построчно обсуждали проект «Положения». Многие прозвучавшие в ходе обсуждения предложения были приняты. И Освященный Архиерейский Собор получил для утверждения, если так можно выразиться, «вызревший» документ. Многие из тех, кто присутствовал на Соборе, участвовали в его обсуждении. Я бы сказал, что этот документ рожден соборным разумом Церкви.

Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» разместил у себя утвержденный Архиерейским Собором текст «Положения о монастырях и монашествующих». Будет ли издан этот документ или же монастырям предложено с ним ознакомиться в его электронной версии? Что должно измениться в жизни монастырей с его появлением?

– Вопрос об издании документа в печатном виде, если в этом действительно есть необходимость, лучше адресовать Синодальному отделу по монастырям и монашеству. Пока можно пользоваться распечаткой электронной версии «Положения».

Что же касается изменений, которые должны произойти в жизни монастырей с появлением «Положения», то напомню, что этот документ определяет норму устроения монастырской жизни. Однако применение всякой нормы предполагает рассуждение. Жизнь насельников в большей степени зависит от молитв и усердия монахов.

Комиссией Межсоборного присутствия в настоящее время разрабатывается внутренний устав монастырей, который пока еще не прошел стадию рассмотрения. Мы уже говорили, что в Русской Православной Церкви существует сегодня более девятисот обителей, некоторые из них существенно отличаются друг от друга. Но при всем многообразии монастырей нам очень важно не потерять стержневую ветвь монашеской жизни. Монах – воин Христов, монахиня – невеста Христова отрекаются от мира и ради Христа идут на служение. И для того чтобы мирской дух не привносился в монашескую жизнь, очень важно, чтобы люди, которые жаждут почерпнуть духовной мудрости, знакомились с церковными документами, изучали их и руководствовались ими. Надеюсь, что эти труды по возрождению монашеской жизни на Русской земле принесут свои добрые плоды во славу Божию.

Беседовала Екатерина Орлова

Нарождающийся «курорт» в деревенском уединении.

Всего лишь в каких-либо тридцати верстах от Вильны находится местечко Тургели, куда из Вильно ежедневно отходит автобус. В местечке этом имеется красивый старинный костел, возле него – большое католическое кладбище. На месте – почтовое отделение, имеется и хороший врач, а невдалеке находится имение одного из симпатичнейших известных генералов. Но все это – обыденность, не вызывающая удивления.

Особый же интерес представляет другое имение, принадлежащее трем взрослым сестрам и их матери – вдове, почтенной старушке А.Д. Корецкой. Имение это находится всего лишь в одной версте от местечка и заслуживает большого внимания. Оно есть «нарождающийся курорт», но только курорт не для тела, а для души.

Старшая из сестер замужняя и имеет взрослую замужнюю дочь; две же другие сестры, несмотря на симпатичную внешность, отказались от личного счастья и всецело посвятили себя духовной жизни и служению ближним. Замечательно, что все три сестры и муж старшей сестры вполне тождественны в своем настроении и усвоили себе порядок жизни, свойственный самым строгим монастырям.

Много способствовал такой настроенности и создавшемуся укладу трудовой подвижнической жизни ревностный, умный и весьма стойкий в строгой религиозной жизни священник отец .

Он убедил молодых владелиц имения подчиниться правилам строгой церковной жизни: соблюдать установленные Православною посты, возможно чаще, по примеру древних христиан, причащаться Святых Таин, активно участвовать в ежедневных богослужениях, отказаться от претензий барства, от роскоши, от светских развлечений, от потворства человеческим слабостям и вместе с домашними людьми составить как бы одну дружную христианскую семью.

Мало-помалу такая духовная семья стала расти, и получилась целая община или, вернее, три общины, по числу имений.

Называя это христианское содружество общиной, мы понимаем это слово только в общем, отнюдь не в церковноюридическом смысле, так как это христианское содружество вовсе не связано никакими обязательствами, никакими уставами, а лишь одним горячим желанием жить по-христиански: заповеди Божьи и общественные постановления и правила христианской жизни, поста и богослужения являются их единственным статутом. Объединяющим звеном для всех является храм, построенный в саду на могиле отца и двух умерших сестер Корецких, и духовный пастырь, пользующийся большим нравственным влиянием на всю округу. Во всей общине теперь около восьмидесяти человек, большею частью женщин, как более отзывчивых к добру и более способных к самоотверженности, к подвигу. Есть между насельниками хронические больные и даже калеки. в общине очень строгая, постническая, в постоянном труде и покорности Духу Святому. Владелицы имений вкушают скудную пищу вместе со всеми насельниками имения, и притом по понедельникам, средам и пятницам всего лишь один раз в день. И это при постоянном тяжелом труде. Тем не менее все радостны, довольны, здоровы, очень любят свой пост, свое воздержание и рады, что Господь дает им силы и возможность вести подвижническую жизнь. Великой радостью и утешением для всех в этой жизни является молитва, богослужение, частое принятие Святых Таин и та благодать Святаго Духа, которая видимо царит в этой большой христианской семье. Слух о ней все больше и больше распространяется, и сюда постоянно приходят богомольцы, иногда даже из очень отдаленных мест. Сюда забрел даже из другого конца Польши, с Волыни, один из монахов Загаецкого Иоанна Милостивого монастыря. Монах этот, пробыв некоторое время в общине, остался здесь на постоянное жительство.

В общине не спешат приобщать богомольцев Святых Таин, но предварительно стараются довести их до искреннего и глубокого сознания своей греховности и до твердого намерения навсегда покончить со своим господствующим грехом и вступить на путь спасения.

При многолюдстве образовавшейся христианской общины и при множестве ежедневно приходящих богомольцев одному священнику было бы невозможно удовлетворить все духовные нужды многочисленной паствы, но Господь привел сюда еще одного священника – зажиточного старца, который с разрешения владелицы имения построил на свои средства домик возле церкви и помогает духовно обслуживать приходящих богомольцев и постоянных насельников.

Приятно взглянуть на внутреннюю жизнь общины: все трудятся, все работают, даже калеки стараются посильно быть полезными, и всюду чистота, порядок, какая-то особая тишина, мирность, точно «веяние тихого ветра», как об этом упоминается в Священном Писании в повествовании о пророке Илие. Когда пророк Илия, охваченный пламенной ревностью, горько жаловался пред Господом, восклицая: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники и пророков Твоих убили мечом, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее», – было сказано ему: Выйди и встань на горе пред лицем Господним: и вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но и не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но и не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь ().

После этого было открыто пророку Илие, что в Израильском народе семь тысяч мужей не преклонили колен пред Ваалом и не лобызали его ().

Так и в наше время церковных смятений и колебаний, когда всюду можно слышать самые горькие сетования на крайний упадок веры и благочестия, очень утешительно знать о существовании такой подлинно христианской общины, где наглядно можно ощущать и как бы видеть «веяние тихого ветра». Это внушает надежду на то, что, невзирая на море нечестия, в православном мире еще много есть людей, которые не забыли Бога, и если по слабости человеческой и согрешают иногда, все-таки стараются вырваться из уз греха и не быть до конца погибшими.

В этой не-монашеской обители наиболее тяжкими грехами почитаются ложь, непослушание и гордость. Иные греховные проявления исправляются чаще всего увещаниями, но ложь, непослушание и гордость навлекают всегда и наказание – епитимию, что состоит в лишении Святаго Причастия на неделю, две и долее. Это наказание, как признаются спасающиеся в общине, – самое тяжелое. Как насельники, так и приходящие богомольцы часто получают различные наставления. Иногда их внимание обращается на то, что теперь самое лютое, опасное время вследствие массового отступления людей, называющих себя христианами, от духа веры и благочестия, отчуждения от Бога и стремления только к одному земному благополучию с забвением души и вечной жизни.

Указывается, что великое бедствие для современных христиан заключается в том, что они потеряли способность жить по духу, но больше живут по плоти. Такое состояние их обнаруживается в том, что они стали бессильны жить воздержно по уставу Святой Церкви, но все свои мысли и желания направляют к приобретению и умножению земных благ и радостей, соединенных со свободой плотской жизни. Такое стремление к земному может окончательно погасить в них дух, который уже едва в них теплится и движется и стал невосприимчив к воздействию на него Духа Божия. Чтобы выйти из такого бедственного состояния, нужно начать по примеру древних христиан со строгого соблюдения установленных Святою постов. Таково краткое содержание некоторых поучений.

Нужно сознаться, что в настоящее время у большинства православных действительно утрачена боязнь греха и всякая церковная дисциплина. Для водворения же порядка, дисциплины и сплоченности, безусловно, прежде всего нужны воздержание, соблюдение постов и то искреннее стремление к духовному совершенствованию, которое воодушевляет всех без исключения в описываемой общине. Конечно, в состав этой общины могут вступить только те, которые сознательно и твердо решили вступить на путь спасения. Те же, которые, сравнительно недолго побывав в общине и удостоившись здесь принять Святых Таин, возвращаются в свои постоянные места жительства, всегда уносят самое светлое воспоминание о ней, как бы являются ее приверженцами и становятся уже не теми легкомысленными и небрежными по отношению к своим христианским обязанностям, какими были раньше, до своего знакомства с этим живым примером осуществления христианской общинной жизни. В нем наглядно осуществляются пророческие слова Священнаго Писания: Ищите прежде всего Царства Божия, правды его и все остальное приложится вам ().

Да, это поистине христианская община, какие существо вали на заре христианства и о коих мы можем составить себе понятие, читая в Книге Деяний Святых апостолов о том, как жили и завещали нам жить первые христиане.

Вот куда следовало бы посылать хотя бы на один месяц наших богословов, кандидатов в священнический сан. Пусть бы они подышали здешней духовной атмосферой и поучились, как нужно жить с народом, чтобы способствовать его христианизации.

Что такое монастырь и зачем монастыри строятся? Из чего складывается жизнь монастырей и кто в них живет? Кто такой трудник и чем он отличается от послушника? Сколько сейчас монастырей в Москве и России? Рассказываем всё основное, что надо знать о монастырях и их устроении.

Что такое монастырь?

Монастырь - это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним - жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Монастыри могут располагаться где угодно (в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта - например, на скалах).

Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё - вещи, привязанности, земные притязания, - оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых.

Для монахов монастырь - ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской.

Для «мирян» монастырь - это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более - живущего там.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами - устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то - «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь - каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, - в отличие от немонастырских, «приходских» храмов - проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные - они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания - такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву - и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем - продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы - трапеза, короткий отдых
  • Перед сном - общее или келейное молитвенное правило.

Кто живет в монастыре?

Те, кто живут в монастырях, называются насельникам монастыря. Это:

Собственно монахи

В отличие от дореволюционного времени, сейчас нет правил - сколько должно быть или не быть монахов в монастыре. Все определяет жизнь.

Монахи - «духовный костяк» любого монастыря. О том, какие степени монашества бывают и вообще про монашество мы писали вот

Послушники

Кто такие послушники? Это люди, которые готовятся стать монахами, но по мнению настоятеля еще не готовы к этому. При этом, монастырь уже несет духовную ответственность за послушника.

Монахи со Святой горы Афон, первая половина XX века. Второй слева: преподобный .

Трудники

Кто такие трудники? Грубо говоря, те же послушники, только в самом начале пути. Они так же живут со всеми, так же исполняют послушания, трудятся.

Трудник на момент прихода в монастырь точно так же уверен, что предназначен для монашества, но, как показывает, практика: раз уж не всякий послушник в конце концов становится монахом, то среди трудников этот процент еще меньше. Первое вдохновение проходит, и человек уже понимает, что имел о монашестве или своих силах совсем неверное представление - и возвращается в мир. Или идет пробовать себя в другую обитель.

Гости, паломники

Это еще более «временные» для монастыря «постояльцы». Хотя бывали случаи, что именно из случайного «гостя», который оказывался в монастыре по нужде, - или паломника, - в итоге рождался монах.

Какие постройки бывают в монастырях?

По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно - это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

  • Собственно территория (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
  • Центральный храм (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
  • Еще один храм (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко - в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
  • Братский корпус . Это дом, где располагаются келлии - комнаты монахов и послушников.
  • Трапезная (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
  • Гостевой дом. Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка - свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
  • Другие здания. В них может располагаться все, что угодно - от воскресной школы, до монастырского издательства.

Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа - братский корпус.

Сколько монастырей в России?

Число православных монастырей в России постоянно растет. Сейчас их больше 800. В 1986 году их было меньше двадцати.

Главным монастырем России является Свято-Троицкая Сергиева Лавра .

Один из старейших монастырей России - в Переславле-Залесском.

Сколько монастырей сейчас в Москве?

На август 2017 года на территории Москвы находятся 15 действующих монастырей: восемь мужских и семь женских.

Еще на территории столицы находятся семь Подворий - как бы «духовных посольств» монастырей: в них так же есть своя небольшая братия, службы по монастырскому чину. Призвание Подворий - нести в суетливый город монастырский Дух.

Например, недалеко от метро «Цветной Бульвар» или «Сухаревская» располагается .

Москва. Иоанно-Богословский женский монастырь возле станции метро Китай Город.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Который состоялся в рамках регионального этапа Международных Рождественских чтений, насельники обителей Ярославской епархии обсудили насущные вопросы монастырской жизни и возможности применения святоотеческого наследия монашествующими современных российских обителей.

Кто получит наибольшую славу перед Богом?

Одна из наиважнейших тем на многих монашеских форумах, которая никогда не утратит своей актуальности, поскольку должна быть глубоко осмыслена, пропущена через сердце иноком или монахом любой эпохи, – это тема монашеских обетов. Именно ей был посвящен доклад «Монашеские обеты и их значение для формирования здоровой личности», прочитанный первой игуменией новой России, как тепло и с полным на то основанием называют настоятельницу Свято-Введенского Толгского женского монастыря матушку Варвару (Третьяк), памятуя, что 30 лет назад она возглавила обитель – сплошные руины! – на Толге, ставшую первым открытым после советского безвременья женским монастырем в нашей стране. Докладчица подчеркнула, что принесение трех обетов – девства, нестяжания и послушания – основывается на отречении (по-гречески: ἀποταγή) от мира, которое является важной отправной точкой монашеской жизни. Она подробно остановилась на вопросах, которые задаются во время чина пострижения в монашество, и ответах постригаемого в ангельский образ, призванных показать, готов ли он к внутренней, сокровенной борьбе против мира, плоти и дьявола или же лицемерит перед собой и Богом. Три основных страсти, порождающие все прочие – властолюбие, сребролюбие, сластолюбие, – влекут человека от Бога к земле, привязывают его к чувственности, делают дух дряблым, а сердце – лишенным любви к Богу, что в итоге становится источником всех зол, болезней духовных и телесных. Но у монашествующих есть против всего этого мощное оружие: верность данным ими обетам. Как весомое подтверждение в докладе приводились изречения святых отцов и подвижников благочестия, опытным путем убедившихся в силе такого оружия. И матушке-молитвеннице, матушке-созидательнице так хотелось донести их мудрые мысли до участников круглого стола – с такой энергией и убежденностью она их зачитывала, что казалось: это звучат голоса из вечности, призывающие не малодушничать, не унывать, а стоять перед лицом Божиим до последнего своего вздоха, каковы бы ни были обстоятельства и каким бы сильным ни был напор враждебных сил...

Тему важности монашеских обетов продолжила игумения Афанасия (Силкина), духовно возраставшая в Толгской обители, а в 2011 году назначенная настоятельницей женского монастыря Рождества Богородицы в Ростове Великом. В своем докладе «Монашеские обеты и их значение для спасения» матушка Афанасия обратила внимание на то, что многие вузы страны, проводя дни открытых дверей, всячески стараются заинтересовать молодежь той или иной специальностью. Педагоги и студенты рассказывают будущим абитуриентам, какое образование те могут здесь получить и как потом его употребить, чтобы принести пользу себе, своей семье, обществу. Вот и систематизированные выступления монашествующих, раскрывающие, по словам докладчицы, как прекрасна школа монашеской жизни, тоже следует рассматривать в качестве возможности обращения к молодым людям, ищущим свой путь в жизни. Игумения Афанасия заметила, что популяризация рассказов об иноческих обетах в воскресных школах, духовных семинариях способна, на ее взгляд, заставить кого-то задуматься: не выбрать ли ему высокое служение в монашестве? Особое внимание во многих выступлениях уделялось самой трудной ступени на лествице иноческих обетов – обету послушания. В докладе матушки Афанасии был приведен эпизод из Патерика Скитского «Авва Руф» о дивном видении одному старцу. Как важно донести его суть до новоначальных, которым сердце подсказало путь спасения, а пытливый ум неустанно ищет ориентиры на этом пути! Напомним этот эпизод: «Один великий старец, имея божественное видение, видел на небе четыре степени, знаменующие совершенство подвижников. На первой степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне; на другой – бескорыстный странноприимец, и всегда услужливый; на третьей – безмолвный пустынножитель; наконец, четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику, и ради Бога всем сердцем ему преданный. "Для чего сей, по-видимому меньший делами, возвеличен более прочих?" – подумал старец. "Для того, вдруг ответствовал ему таинственный глас, что странноприимец упражняется в добродетели, столь любезной его сердцу, по своей воле; равно и пустынник, удаленный от света по своему благорассуждению, и живет свободно; что касается до удрученного недугами, он бы с радостью переменил их на здравие. Но сей, обязавшийся труднейшим делом послушания, оставив все свои желания, зависит от Бога и своего наставника; потому он и получил большую пред ним славу"».

Выступивший с докладом «Свобода в свете монашеского послушания» клирик Ростовского Богоявленского Авраамиевого женского монастыря иеромонах Сергий (Коленцов) сделал акцент на том, что монашествующий должен четко осознавать: послушание существует не просто ради дисциплины, как в гражданском обществе или в армии, а ради высоких духовных идеалов. Ради единения с Богом через отсечение своей греховной воли. И в то же время, заметил отец Сергий, не нужно думать, что послушание – это односторонний акт со стороны подопечного к своему игумену или игумении. Это всегда двухстороннее соработничество Богу. Один вверяет свою душу, а другой помогает первому войти в Царство Небесное. Докладчик подчеркнул, что игумен или игумения не должны быть тиранами по отношению к своим послушникам: поскольку послушание добровольное, то и начальствование должно быть исполнено терпения и снисхождения к немощным своим подчиненным. «Задача игумена, – продолжил он, – не перекроить душу послушника по своему образу и подобию, а лишь помочь ему идти к духовному совершенству. Духовные руководители не должны затмевать своим авторитетом Бога и требовать к своей личности идолопоклоннического отношения». О задаче духовных руководителей обителей создавать необходимые условия для различных подвигов монашеского делания, соразмерно стремлению сердца человека, говорил и игумен Климент (Новиков), настоятель Петровского мужского монастыря в Ростове Великом. Соразмерно! Вот что важно, вот на что следует обратить свой ум и сердце. Ведь подвиг должен совершаться не рывками, не импульсивно, а усиливаться по мере духовного возрастания. Отец Климент привел слова преподобного Никона Оптинского: «Оставь несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся душа наша, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее». Этот совет одинаково важен как для игуменов (игумений), так и для их подопечных.

Монастырский устав: древность и современность

Роли духовных руководителей и их первых помощников в организации монашеской жизни в монастыре уделялось большое внимание и в других докладах. Так гость из соседней епархии – игумен Николай (Шишкин), магистр богословия проректор по научной работе Ярославской духовной семинарии, благочинный Угличского района Переславской епархии – в своем докладе «Древние иноческие уставы в современной жизни Церкви» привел цитату, где ни одно слово, ни одно определение не утратило веса в наши дни: «Он должен быть смиренномудр, истиннолюбив и правдолюбив, милосерд и сострадателен, простосердечен и чужд всякого лукавства, строг к себе и во всем воздержен, постоянен и тверд, как в суждениях своих, так и в делах, терпелив и мужествен, и скорее готов подъять смерть, нежели отступить от осознанной правды Божией...» Эти бессмертные слова-наставления взяты из устава Тавеннисиотских монастырей, устроенных преподобным Пахомием и преподобным Феодором в IV веке. Благодаря великому ученому-богослову святителю Феофану (Затворнику), совершившему свой грандиозный труд по собиранию древних иноческих уставов в XIX веке, они стали известны и современным представителям монашества. Что касается самих древних иноческих уставов, переведенных, откомментированных и объединенных в одну книгу Святителем «Древние иноческие уставы», то в предисловии к этому изданию говорится: они дают возможность удостовериться, во-первых, в том, что иночество – не новость какая недавняя и произвольная, а также древне, как само христианство, и требуется самым духом христианства, которое чает видеть себя явленным в нем в совершеннейшем виде. Во-вторых: наш образ иночествования согласен с первоначальным и с тем, в каком оно было держимо в Церкви во все время – от начала до нас.

Древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании. Знакомя с ними – уставами преподобного Пахомия Великого, святителя Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина и преподобного Венедикта, игумен Николай заметил, что западные списки в большей степени отражают нацеленность на внешнюю сторону христианства, внешнее делание, что получило распространение еще до разделения Церквей. А в современных российских монастырях, возрождающихся трудно, в муках, угрозой для духовного устроения насельников и монастырского благочестия, по словам докладчика, может стать поведение духовного руководства обители. «Если вышестоящий в монастыре ведет по отношению к братии своей как надсмотрщик к рабам или как начальник тюрьмы к осужденным, то в обители тут же, без всякого ожидания, воплощается земной закон бытия, "данный" сатаною. И соответственно ни о каком равноангельном житии не может быть и речи, ибо такая обитель начинает напоминать солдатскую казарму то ли николаевских, то ли советских времен». Чувствовалось, что слова-предостережения духовным наставникам современности, прозвучавшие из уст игумена Николая (Шишкина) и иеромонаха Сергия (Коленцова), продиктованы искренней заботой о том, чтобы на нашей многострадальной земле, политой кровью мучеников, не была упущена ни малейшая возможность создать обители, в которой закон любви – главный. Отступление от него будь то в древности или в наши дни может превратить любой монастырь в выжженную пустыню...

Живым опытом созидания монастырского устава применительно к условиям возрождающейся обители поделилась настоятельница Ярославского Казанского женского монастыря игумения Екатерина (Гаева). Для нее это был длительный процесс, растянувшийся на многие годы, так как ей после четырехлетнего несения послушания в Ярославском Казанском монастыре довелось поднимать Казанскую обитель в местности близ города Данилова, называемой Горушкой, а потом возвращаться Ярославль – в Казанский монастырь – уже в качестве настоятельницы. В монастыре на Горушке, благословленном святым праведным Иоанном Кронштадтским, по воспоминаниям матушки Екатерины, пришлось начинать не с составления Устава, а с устройства крыши на грандиозном соборе, давно утратившим ее. Но именно тогда в ее руках оказалась книжица с Уставом игумении Таисии, духовной дочери Кронштадтского пастыря, строительницы Леушинского монастыря, что послужило своеобразным руководством к действию в деле возобновления монашества на Горушке. Также были изучены Уставы известных женских монастырей: Пюхтицкой обители, никогда не закрывавшейся и сохранившей свои традиции; Толгского монастыря – первого открытого после долгих лет забвения, почти сразу собравшего под свой кров многочисленное сестричество. И хотя применить каждый из них в отдельности не представлялось возможным – настолько они разнились от своеобразной действительности в Даниловском Казанском монастыре, но буквально по крупицам было взято из них то, что стало основой Устава этого монастыря. Правда, священноначалием он не был принят, поскольку произошли перемены, о которых говорилось выше.


В 2006 году матушка Екатерина возглавила Казанский монастырь в областном центре, где пришлось все начинать сначала, приспосабливаться к новым условиям. Губернская православная гимназия имени святителя Игнатия (Брянчанинова) при монастыре; самые ранние Литургии в городе – в 6.30 (потому что было очень много просьб прихожан, желавших успеть помолиться до работы у чудотворных Ярославских святынь – Казанской иконы Божией Матери и мощей святителя Агафангела, митрополита Ярославского); трехгодичная регентская школа Ярославской духовной семинарии – это и многое другое следовало учитывать при составлении монастырского устава. Когда же окончательный его вариант был представлен на рассмотрение благочинному монастырей епархии, то в ответ матушка-настоятельница услышала, что в настоящее время разрабатывается общий для всех типовой устав. На вопрос ведущего круглый стол наместника Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, благочинного монастырей Ярославской епархии игумена Августина (Неводничека), как она отнеслась к тому, что в монастыре работали-работали над своим Уставом и вдруг им «сверху» предлагают готовый, игумения Екатерина искренне ответила, что это и обрадовало, и огорчило. Огорчило потому, что действительно много трудов ею и сестрами было положено, много индивидуальных моментов учтено, образовались свои традиции. А радость вызвало то, что этому вопросу уделяется внимание на высоком уровне, причем перешедшее в практическую плоскость. «Принятый в 2017 году Типовой устав оказался более лаконичным и последовательным, чего и следовало ожидать, – отметила она и добавила: – Теперь нам с сестрами предстоит его осмыслить, а затем свой значительно и кардинально корректировать. Но это не меняет общего настроения и вдохновения составить еще более конкретный, неформальный, соответствующий обители и ее духу Устав». Обители в центре туристического города, «на яру», где прежде не представлялось возможным (даже не мечталось, скажет матушка-настоятельница) проведение чина о Панагии и сугубых сестринских служб, а теперь они совершаются и вдохновляют сестер на молитвенные труды.

Память сердца – молитвенная память


Мостик между прошлым и настоящим – это прочное звено соединения эпох и традиций – стал основой многих других докладов. Так перед началом мероприятия был отслужен молебен у мощей святителя Димитрия Ростовского в Димитриевском храме, по окончании которого все участники с благоговением приложились к честным останкам Святителя. А на заседании круглого стола прозвучал доклад «Своеобразие гомилетического наследия святителя Димитрия Ростовского и его актуальность в наше время». Референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря М.Л. Рубцова обратила внимание на то, что святитель Димитрий жил в эпоху очень серьезных государственных и церковных событий, когда происходило становление и формирование русского богословия, богословской школы. Важным направлением в этом процессе было нравственное богословие – выработка нравственных концептов и переложение их на простой, максимально доступный язык для людей того времени. И то, чем занимался святитель Димитрий практически 300 лет назад, посвящая себя делу нравственного воспитания русского народа, остро востребовано и сегодня. Но вот какой парадокс: во многих возрожденных и возрождающихся храмах России можно увидеть икону святителя Димитрия Ростовского, только мы, к сожалению, по словам Марии Леонидовны, знаем об этом видном церковном деятеле преимущественно как об авторе-составителе «Четьих-Миней». (Еще за последнее время был переиздан «Келейный летописец» – летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова). А ведь мудрого богослова и прекрасного проповедника современники и последующие поколения верующих называли российским Златоустом! Еще в начале прошлого века он был одним из самых издаваемых и читаемых духовных писателей, и велеречивые слова витии, произнесенные в 200-летнюю годовщину со дня кончины Димитрия Ростовского, где Святитель назван «одним из наиболее влиятельных воспитателей самых светлых, самых гуманных черт нашего национального благочестия», не прозвучали диссонансом. Сегодня научный отдел Спасо-Яковлевского монастыря проводит серьезную работу по изучению многогранного наследия Ростовского подвижника, и это предмет отдельного разговора. Доклад М.Л. Рубцовой раскрыл одну из таких граней – особенности проповедей Святителя, производивших неотразимое впечатление на народ в известных храмах Москвы, Киева, Ростова, Ярославля.


Другая грань той научной работы, которая основательно, кропотливо ведется в обители, была раскрыта в докладе ее наместника игумена Августина (Неводничека) «Память сердца: имена настоятелей и братии Спасо-Яковлевского монастыря в исторических документах». Отец Августин высказал свое убеждение, что одним из видов молитвы современных монашествующих должна стать неустанная молитва о тех, кто жил в монастыре прежде, – о братии и настоятелях. Имена последних известны – игумены, архимандриты, епископы. Некоторым из них посвящены отдельные статьи, даже книги. Многое также известно и о старцах-духовниках Амфилохии и Пахомии. Но рядовые насельники, за редким исключением, по сей день остаются безымянными. К счастью, в значительной мере сохранился исторический архив монастыря: основная часть – в Москве и другая часть – в Ростове Великом. В различных документах (именных перечнях и списках, формулярных ведомостях, персональных делах, монастырском синодике) можно найти имена монахов. В некоторых же документах содержатся не просто имена, а биографические сведения о насельниках, живших в обители в прежние века. «Работа по выявлению имен не ограничивается сугубо историческим исследовательским интересом. Это не сухая абстрактная наука, а живая память. Это получаемая нами возможность отдать дань памяти тем, кто жил и трудился, молился здесь в нашей обители до нас», – заключил игумен Августин. К словам докладчика можно добавить: а также появляется возможность отдать дань памяти тем, кто благоустраивал храмы и монастыри, сердцем воспринимая благотворительность как путь ко спасению души, чему блестящих примеров в императорской России не счесть. Один из них глубоко и ярко был раскрыт в докладе епископа Воскресенского Саввы, доктора церковной истории, первого заместителя управляющего делами Московской епархии, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в Москве. Доклад «Благотворительность как пример нравственного служения обществу: Шереметевские храмы Новоспасского и Спасо-Яковлевского монастырей» написан в соавторстве с А.Е. Виденеевой, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником исторического отдела Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Алла Евгеньевна зачитала его на заседании круглого стола, и личность одного из крупнейших благотворителей своей эпохи – графа Николая Петровича Шереметева – словно бы предстала перед собравшимися во весь рост. На месте обветшавшей Знаменской церкви в Новоспасском граф, аристократ, глубоко верующий человек возвел каменную. Поставил ее над гробами своих родителей. В Ростове Великом полностью на его средства был возведен Димитриевский собор в честь почитаемого им, особо любимого святого – Димитрия Ростовского. (Этот собор и поныне является красой и гордостью обители). Позже замечательным подарком монастырскому собору стал величественный иконостас – уже от сына графа Шереметева Димитрия, которого отец так назвал в честь Святителя.

Строго говоря, формат круглого стола в полной мере не удалось выдержать – времени на детальное обсуждение тех или иных вопросов практически не оставалось, потому что было заявлено и прочитано 14 докладов. Но само мероприятие – и это чувствовалось по откликам, оживленному обмену мнениями уже после него – принесло большую пользу участникам. Вот один из тех откликов: «Мы редко встречаемся, потому что целые монастыри на плечах, заботы какие! А тут собралась своя игуменская братия: интересно было послушать, кто чем живет, у кого что болит, у кого что получается. Как нас учат святые отцы, надо подобно пчелкам собирать нектар с медоносных растений. Вот мы и собрали сегодня "нектар" со всех выступлений». Удивительно теплую атмосферу братского общения, которое наверняка обогатило всех участников мероприятия, отметил и проводивший его наместник Спасо-Яковлевского монастыря игумен Августин.


Фото: Владимир Ходаков и Павел Рубцов

Также использованы архивные снимки