Задачи: Дать детям представление о России как о многонациональном государстве; Расширить и закрепить представления детей о правах человека. «Россия - многонациональная страна» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему Тематика занятий для до

МБДОУ ЦРР Д/С №117

Конспект НОД

по социально-коммуникативному развитию

в подготовительной группе.

ТЕМА: Многонациональная страна – Россия.

Воспитатель: Журавлева М.А.

ВОРОНЕЖ 2015

Целиь:

Задачи:

    Закреплять и расширять представление о России

    Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России

    Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину

    Способствовать формированию у детей интереса к народам России

    Познакомить с особенностями разных народных культур.

    Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.

    Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

    Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)

Оборудование и пособия: Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; телевизор; книги со сказками народов России.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы.

Сюрпризный момент.

Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.

Русский н.к. – кокошник.

Татарский н.к. – тюбетейка.

Чеченский н.к. – платок из легких тканей или шарф.

Чукотский н.к. – варежки из меха.

Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:

Что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)

Кому может принадлежать эта одежда?

Кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

    Наша страна называется … (Россия).

    Наша страна очень … (большая, огромная).

    В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

    Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, орочи и др.)

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.

А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

Мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Традиции и праздники народов России.

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Что за праздник Масленица? Как его отмечают?

Дети с помощью воспитателя рассказывают о масленице.

Веселые проводы зимы, весеннего обновления природы, в России отмечаются празднованием масленицы. Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы.

На празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».

Люди собираются на майдане (открытая площадь), где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать.

Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки.

Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.

День оленевода традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:

    Перетягивание палки и каната,

    Прыжки через нарты,

    Прыжки на шкурах (батуте)

    Национальной борьбе,

    Гонки на оленьих и собачьих упряжках.

Также праздник сопровождается песнями и танцами.

Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение.

Физ.пауза

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

делали вот так (показ Тимербаем движения) .

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).

Народы нашей страны дружбой сильны.

Дружба и братство лучшее богатства.

Народные промыслы, кухня.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши, чеченцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; татары занимались ювелирным искусством, вышивкой золотой и серебряной нитью, кожаной мозаикой.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава, бешбармак. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак; эчпочмак (треугольные пирожки), манты, плов.

ТРИЗ «Волшебный светофор»

Данная игра используется при рассмотрении картины.

Если показать круг красного цвета – дети называют объекты, которые видят на картине. Если круг желтого цвета, дети придумывают, как эту картину можно назвать. А если зеленый круг – нужно определить, частью чего является сюжет картины (подвести детей к пониманию того что люди населяющие Россию являются единым народом).

Рефлексия

По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

Что нового узнали?

О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?

Досуг для детей старшей группы «Россия-многонациональная страна»

Тюлина Л.М. воспитатель ГБОУ школа1460

Цель: сформировать представления детей о том, что Россия многонациональная страна;

Дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности мордовского, ингушского, дагестанского народов;

Побуждать интерес детей к национальным костюмам;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине-России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

Знакомить детей с государственной символикой России, Ингушетии, Мордовии, Дагестана

Оборудование и материалы: Магнитофон, проектор, презентация «Россия-многонациональная страна», карта России, национальные костюмы, куклы в национальных костюмах, магниты, блюда, картинки «Национальные костюмы народов России», указка.

Звучит песня «Моя Россия» сл. Соловьева Н. муз. Струве Г.

Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Воспитатель показывает карту России) слайд 2

Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия . (Слайд 3)

Граждане России называются... россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В.В.Путин.

В-ль: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы. Какие?

Дети: (герб, гимн, флаг) (Слайд 4)

В-ль: Зачем стране нужны герб и флаг ? (Слайд 4)

(Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

В-ль: Как вы думаете, много ли людей разных национальностей живут в России? (слайд 5-6)

В.Степанов «Российская семья» (слайд 7-8)

Ребенок:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

В-ль: Чем же народы отличаются друг от друга?

(У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Разная еда. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.)

В-ль: А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде?

Дети: Дети и воспитатели одеты в разную одежду.

В-ль: (В национальную: в русский и мордовский костюм, ингушский)

Ребята, вы все родились в Москве.

Стихотворение «Родня» В. Борисов

Ребенок:

Я- москвич, в Москве родился,
Я с Москвою породнился, и теперь моя родня
Здесь, под боком у меня.

Боровицкий холм - мой дед,
Вдаль глядит он столько лет!
От него берёт размах город на семи холмах.

Бабка мне - Москва-река, в сером камне берега.

Кремль московский - мой отец, он и крепость, и дворец.

Площадь Красная -мне мать.
О судьбе её великой можно в песне,
Можно в книге быль и небыль рассказать.

Нет! Не только для меня -всей стране Москва - родня,
Потому что бьётся в ней сердце Родины моей!

В-ль: Вы-москвичи, но ваши родители, ваши бабушки, дедушки живут в разных уголках России. У кого-то в Мордовии, у кого-то в Ингушетии, а также в Дагестане. Сегодня мы отправимся в путешествие по этим республикам. Садитесь в автобус, мы отправляемся.

Физкультминутка «Автобус»

Первая остановка-Мордовия . (Дети находят республику Мордовия на карте и показывают) (Слайд 9)

Так как Мордовия-это республика, то у нее есть свои символы. Какие? (герб, гимн, флаг) (Слайд 10)

Мордовский народ бережно чтит традиции своего народа. До сих пор хранят национальную одежду своих предков.

Мордовский национальный костюм - это часть многовековой культуры мордовского народа.

Мужская рубаха- называется панар. Рубахи носили на выпуск и подпоясывались пояском.

Основа женского костюма рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой. Верхняя распашная одежда-типа халата из белого холста. Обязательной частью женского костюма являлся пояс с богатой вышивкой, шерстяными кистями, металлическими бляхами. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. (Слайд11-12-13-14)

Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. (Слайд15) Распространены у мордвы различные ремёсла и промыслы: резьба по дереву, изготовление мордовских кукол, шитье мордовского национального костюма, вышивка, бисероплетение и др.(Слайд15)

Максим поет песню на мордовском языке

Слушание: Мордовская песня «Песня про маму» (Тидей)

В-ль: А я предлагаю вам поиграть в мордовскую игру:

«Ветер - ветерки» («Варма-варминеть» (с бубном) мордовская игра

В-ль: Что ж, отправляемся дальше.

Физкультминутка «Автобус»

Мы приехали в следующую республику: Ингушетию (найти и показать на карте)

Ингушетия-чудесный край, который богат историей, великолепной природой, каменными башнями и гостеприимными жителями.

Как и у каждой республики у Ингушетии есть свой флаг и герб (слайд 16)

Ингуши трепетно хранят память о предках. Здесь также можно увидеть богатые народные костюмы, а также людей, которые исполняют народные танцы с гордостью за свою малую родину (слайд 17-18-19)

Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. (Слайд 20)

Скалистые горы и ледяные реки, бегущие по ущельям - вот характерный пейзаж этих мест. (Слайд 21)

А также архитектурные памятники Средневековья: боевые башни (слайд 22)

Сохранились народные промыслы – резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, ковроткачество, вышивка золотыми и серебряными нитями. (слайд 23-24)

Слушание: музыка Ингушетии

В-ль: В Ингушетии дети тоже любят играть и мы с вами поиграем.

Чечено-ингушская народная игра Утушка (Бобешк)

А мы с вами снова садимся в автобус и отправляемся дальше.

Физкультминутка «Автобус»

В-ль: Мы в республике Дагестан (находим и показываем на карте)

Рассматриваем флаг и герб республики (слайд 25)

В этой республике, как и в любой другой была своя национальная одежда.

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, украшений. (слайд 26-27)

Голову покрывал красивый шелковый платок. (слайд 28) Как прекрасны девушки в своих национальных костюмах (слайд 29)

Мужской костюм состоял из рубашки, штанов,бешмета (одежда в виде кафтана со стоячим воротником), черкески (кафтан, верхняя одежда без ворота) с газырями, кожаных сапог-ичигов и меховой папахи. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором. (слайд 30)

В-ль: Как красива природа Дагестана.

В дагестанском крае очень много разнообразных пещер. (слайд 31)

Все они уникальны, красивы. Самая большая из них имеет длину в сто двадцать пять метров. Она имеет восемь залов, которые соединяются между собой узкими туннелями. В одном из этих залов с потолка свисают разноцветные прекрасные сталактиты.

А как прекрасны горы (слайд32). Чарующая их красота захватывает.

А водопады... (слайд33)

Природа поражает своей чистотой (слайд34)

В-ль: Предлагаю послушать национальную музыку Дагестана.

Слушание: музыка Дагестана

Девочка и мальчик танцуют национальный танец

В-ль: Ребята, а что же нас всех объединяет? (слайд 38)

Дети: Единая Россия

В-ль: А сейчас мы с вами поиграем в знакомую вам игру «Золотые ворота».

Русская народная игра: «Золотые ворота»

В-ль: Россия-великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, ее традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защитить свою Отчизну. Вы дети России-вы надежда и будущее нашей страны.


Организация: ГБОУ Школа №64 (структурное подразделение №1)

Населенный пункт: г. Москва

Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Продолжительность: декабрь-январь 2015г.-2016г.

Цель проекта:

  • формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
    песнями и танцами.
  • Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.

Задачи:

  • углублять и уточнять представления о Родине - России;
  • формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  • закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
  • о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
  • познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • развивать интерес к страноведческим знаниям.
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Актуальность проекта:

  • В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
  • Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
  • В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Предполагаемый результат:

  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  • Пополнение знаний о народах России.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

План мероприятий:

  • Чтение методической и художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Развлечение «Народы России».
  • Спортивное развлечение «Игры народов России».
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
  • Создание дидактических игр-пазлы «Народы России».
  • Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов России.
  • Работа с родителями «Национальные блюда»
  • Подборка « Игры народов России».
  • Подборка «Сказки народов России».
  • Подборка «Иллюстративный материал».
  • Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
  • Презентация проекта.

Итог проекта:

  • Открытие мини-музея «Народы России».
  • Музыкальный праздник ко Дню открытия и закрытия недели мини-музеев.
  • Приглашение в групповой музей подготовительных групп детского сада.
  • Презентация проекта.

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
  • Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
  • Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.
  • Обращение к специалистам.
  • Чтение методической и художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Посещение мини-музея средней группы №8 «Русская матрешка»
  • Проведение цикла тематических занятий;
  • Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок народов России;
  • Чтение сказок народов России.

Презентационно – завершающий:

  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • подборка « Игры народов России»;
  • подборка пословицы, поговорки, загадки народов России;
  • подборка «Сказки народов России»;
  • подборка «Иллюстративный материал»;
  • подборка «Методические разработки»;
  • презентация проекта «Народы России»;
  • занятие «Наша страна Россия».

1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема 1. «Наша страна Россия»

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, карта России, указка, флажок с изображением герба Москвы и флаг России.

Тема 2. «Какие народы живут в России»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.

Игровая деятельность детей:

Дидактические игры:

- «Чей костюм?»;

- «Пазлы народы России»;

­-«Узнай наш флаг (герб)».

2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование на темы:

В гостях у сказки.

Роспись предметов одежды народов России (фартук марийцев)

  • Аппликация:

Орнаменты для кокошников.

Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):

Жилище народов севера чукчей «Чум».

3.Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры:

- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
- «Заря-заряница»;
- «Краски»;
- «Пятнашки».

4.Образовательная область «Речевое развитие»

1.Составление рассказов по картинам:

- «Ярмарка. Русские»,

- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»,

- «Пчеловодство. Марийцы».

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

Формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.

Развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

3. Составление рассказов по пословицам:

- «Родина краше солнца, дороже золота».

- «Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел».

- «На чужбине и собака тоскует».

- «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

- «Смело иди в бой, Родина за тобой».

Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.

Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.

4.Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».

Чтение стихов о Родине, России, гербе.

Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.

Чтение художественной литературы:
Сказки народов России:

- «Матти – весельчак» - карельская сказка

- «Перя-богатырь» - Коми;

- «Как я пчел караулил» - марийская сказка;

- «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка;

- «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка;

- «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи;

- «Девушка - хвощина» - якутская сказка;

- «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка;

- «Айога» - нанайская сказка.

5. Взаимодействие детского сада с семьей.

- Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.

Участие в организации мини-музея «Народы России».

Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.

Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)

Тема: открытие мини-музея «Народы России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.

Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; национальные костюмы нородов России; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; головные уборы народов России; дети и воспитатели одеты в костюмы народов России.

В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.

Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты -

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак - жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России - русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Дидактическая игра - пазлы «Костюмы народов России»

В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Воспитатели дарят гостям национальные блюда сладости.

Список использованной литературы:

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
Главная > Сценарий

Сценарий классного часа и театрализованного представленияВнимание! Видеоролик к уроку можно скачать на странице видео уроки. Толерантность«Сказка ложь, да в ней намек…»Автор Гурьянова Валентина Владимировна.Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 33 города ТомскаЦель.Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.Задачи:Дать детям представление о России как о многонациональном государстве;Расширить и закрепить представления детей о правах человека;Поработать над понятиями «свобода мысли, совести и религии;Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.Возраст участников. 10 -11 лет /4 класс/Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.Необходимым условием является создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.Тема:Толерантность

Цели: Закрепить представления детей о понятиях «раса», «расизм», «дискриминация», «пол»;формировать толерантное мышление;подвести детей к выводу, что все люди разные не только внешне, но и по характеру и по способностям, но все они имеют одинаковые права.Ход занятия.I. Организационный момент. Начинаем классный час,Речь пойдёт здесь всё о нас.Постарайтесь всё понять, Что – то новое узнатьII. Активизация имеющихся знаний. Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.1.__________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________5.___________________________________________________________________________6.__________________________________________________________________________III. Работа с новым материалом. Материал для учителя:ТолерантностьТермин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – терпение. Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):«Статья 1. Толерантность. 1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»Другими словами: Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.Интолерантное (не-толерантное) – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции и т.д.Проблема толерантности была признана в России очень острой. В 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности) (см. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001, с.18-20, 27-28)§ ЯЗЫК – очернительный, уничижительный; обесценивающий и унижающий культурные, религиозные, расовые и другие группы§ СТЕРЕОТИПЫ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ – определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик (крайний вариант: «они – враги, хотят нам плохого»)§ НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления§ ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем§ ОСТРАКИЗМ (бойкот) – поведение, игнорирующее присутствие или существование других; отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру§ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ (Harassment) – преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации§ ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми§ ЗАПУГИВАНИЕ – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиямНекоторые особо тяжелые формы нетерпимости§ РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими§ КСЕНОФОБИЯ – боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред§ ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов§ СЕГРЕГАЦИЯ – установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола (gender), как правило, с ущербом для этой группы (сегрегация включает АПАРТЕИД)§ АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться§ РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ)§ ТОТАЛИТАРИЗМ – препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека§ СЕКСИЗМ – политика или поведение, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами.Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками/.IV. Закрепление /Сопоставить понятия «равноправие» и правила этикета/Игра «Продолжи фразу»:- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……-Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..-Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….-Когда ко мне обращаются с уважением, то ….Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.Право на жизнь ЗолушкаКолобокКот в сапогахПраво на неприкосновенность жилища Сестрица АлёнушкаТри поросёнкаКолобокПраво на свободный труд ЗолушкаКрасная ШапочкаБалдаПраво на свободу вступление в брак ЗолушкаДюймовочкаАлёнушкаПраво на владение личным имуществом Красная ШапочкаБуратиноБаба ЯгаV. Вывод. Игра «Сенквейн». 1 существительное Толерантность2 прилагательных уважительное различное3глагола признавать защищать сохранятьФраза из 4 слов Право человека быть разным Вывод ЗаконИнсценировка сказки. « Сказка ложь, а в ней намёк…» «Кошкин дом» 1 ребёнок. Придумано кем – то просто и мудроПри встрече здороваться:-Доброе утро!-Доброе утро – солнцу и птицам.-Доброе утро! – улыбчивым лицам.И каждый становитсяДобрым, доверчивым…Доброе утро длится до вечера.2 ребёнок. Хочу я по всей прокатиться планете,Разведать, что делают дети на свете!Как их зовут?Хорошо ли живут?Выяснить надо кто учится в школе,Справиться, школа у них далеко ли,Как их здоровье и сколько им лет?Есть ли работа у папы, иль нет?3 ребёнок. Здравствуйте, друзья!Мы рады встрече с Вами.Мы – это девчонки и мальчишки,Песенки и книжки,И, конечно я!Мы – это слово короткое очень,Но нет слова волшебнее его.В нём, между прочим,Две буквы всего!1 ребёнок. Мы – звонче слова в мире нет!2 ребёнок. Мы – это песня и рассвет.3 ребёнок. Мы – это значит, ты и я!Вместе. Мы – значит, встретились друзья!4 ребёнок. Торопись, честной народ,-В гости кошка к нам идёт!3 ребёнок. Добры люди, поспешите,Нашу сказку посмотрите.4 ребёнок. Сказка ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок.Тили – бом, тили бом,Открываем Кошкин дом./Входит кошка, кот, 2 котенка/3 ребёнок. Мадам, мы рады видеть Вас!Кошка. Я к вам заехала на час.Я, кошка старая и кот,Привратник мой – Василий,Не покладая лап и силПлемянников растили.Уже котята подросли,Я вывожу их в свет.Но об истории своейЗабыть не хватит лет.Когда мой дом сгорел дотла,Я много испытала.Скиталась, нищею была,Друзей всех потеряла.Для нас не отворили дверьНи свиньи, ни коза.А вот с котятами с тех порЯ хорошо жила.Я поняла, что добротаВсе открывает двери,Что иногда себя ведут и люди, будто звери.Кот. Друзья, сердца откройте в мир,Не бойтесь доброты.И станут, счастливы тогдаБездомные и вы.Кошка. Я всех стараюсь обогреть, Дать всем чуть- чуть тепла.И с этой целью я сейчас На праздник к вам пришла!И если в жизни не везёт,Ко мне спешите в дом.Я постараюсь вам помочь,Решим вопрос вдвоём.Не огорчайтесь! НикогдаНе опускайте лап!И помните: беда идёт к тому,Кто духом слаб.1 котёнок. Пожалуйста, прошу вас всех,И взрослых, и детей,Поверьте, красота спасётОт войн и от смертей!2 котёнок. Красиво можно рисовать!Красиво петь и шить!Но можно, вопреки всему,Красиво, дружно жить!1 котёнок. Мы в школе учимся такой,Где мир и красотаНас учат там всему – всемуОт лап и до хвоста!1 ребёнок. Мы знаем:На свете живут разноцветные дети,Живут на одной разноцветной планете.И эта планета на все временаУ всех разноцветных всего лишь одна.2 ребёнок. Кружится планета, большая планета, Ладонями солнца она обогрета. Но греют планету намного теплей Улыбки и смех разноцветных детей.1котёнок. Наша школа обычная.Средняя школа, почти типичнаяВ ней не ведут отбор детей.Любой, любой учиться может в ней.2 котёнок. Сейчас для нас открыты все пути,Нам с вами выбирать куда идти!Мы тоже ищем, пробуем, идём,И за собою всех желающих зовём14 ребёнок. Тили – бом, тили – бомЗакрываем Кошкин дом.Дети берутся за руки и поют песню «Песенка друзей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

НОД ОО « Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» для подготовительной группы

«Россия - многонациональная страна»

Разработала воспитатель

Олонцева Ирина Сергеевна

г.Городец

2014-2015уч.г.

Цель

задачи

Программное содержание: дать детям представление о России как о многонациональном государстве, познакомить с карой мира и особенностях географического положения России, закрепить знания о столице нашей Родины и других крупных городах, познакомить детей с понятиями «Большая» и «Малая» Родина. Развивать интерес к истории поселка, профессиями родителей. Воспитывать чувство гордости, любви к своей Родине.

Словарная работа

Предварительная работа

Материал: карта мира, иллюстрации с изображением Москвы, родного города и поселка, экспонаты коренного населения, фотографии, нефть в колбе.

Организация и методика проведения:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Прежде чем отправиться послушайте стихотворение:

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя

Это Родина твоя.

Видишь звездочки кремля?

Это Родина твоя.

Школа, где твои друзья,

Это Родина твоя.

Воспитатель: о чем в стихотворении говорится?

Дети: про Родину

Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина это место где мы родились, где мы живем и где живут наши близкие, где живут наши бабушки, жили прадедушки. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель:

Дети, посмотрите на карту.

На карте этой не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Показ)

Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия.

Граждане России называются … россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В.В.Путин.

Дети рассматривают карту мира.

Воспитатель: на земле очень много разных стран. Россия является самой большой и одной из самых богатых стран в мире. 30 морей и 2 океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. Они на карте обозначены голубым цветом.

Воспитатель: какими еще цветами окрашена карта?

Разнообразна и природа нашей большой страны: много полей, лугов, лесов, гор. Зеленым цветом на карте обозначены леса, коричневым горы и т.д (воспитатель показывает на карте леса и горы)

В России свыше тысячи городов, сёл, деревень.

Какой главный город России?

Дети: Москва.

Воспитатель: какие еще вы города знаете?

Дети: Санкт-Петерберг, Самара, Нижний Новгород, и т.д

Россия - многонациональная страна, поэтому поделена на федеративные республики, автономные края и округа. В них живут почти две сотни разных народов, больших и малых. Все они называются россиянами. Все они должны жить дружно, потому что у них одна страна.

Просмотр слайдов «Народы России».

Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.)

Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

Я вам предлагаю побывать в республике Татарстан. (Показ на карте.) Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань. (Дети присаживаются на стульчики.)

Посмотрите – это узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предмета быта. Рассмотрим национальные татарские костюмы.

Что особенного в национальном татарском костюме? (Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги.) Мы с вами рассмотрели татарскую национальную одежду.

Чем занимается татарский народ в городах и селах? (Рассказ ребенка. В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Крестьяне выращивают овощи, разводят овец и лошадей.)

Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй. «Сабан» - это плуг, «туй» - праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями. Для проведения праздника выбирали большую поляну, на которую съезжались жители с близлежащих селений. В центре поляны устанавливали большой шест, верхушку которого украшали яркие лоскуты ткани и после этого объявляли о начале соревнований. (Показ иллюстраций.)

Как празднует этот праздник татарский народ, какие игры, соревнования проводятся на празднике, вы узнаете, послушав стихотворение «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным.

Смелым, ловким, удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь.

Управляет им джигит.

На поляне силачи:

Вот высокий шест стоит

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке,

Пробежаться по траве.

Ведра полные воды

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс

Всё здесь есть сейчас.

Веселись же и ликуй.

Это праздник Сабантуй!

Какие игры, состязания проводились на празднике? (Скачки на лошадях, состязание борцов, бег с ведрами с водой, бег в мешках, перетягивание каната.Показ иллюстраций.) Все участники награждались призами.

Ну, а вы, дети, не хотите поиграть, свою удаль показать. (Игра «Кто быстрее скрутит ленточку».)

Вот, мы с вами померились в ловкости, быстроте.

Дети, наше путешествие по республике подошло к концу. В какой республике мы с вами побывали? Какой народ проживает в Татарстане? (Татары.)

Мы продолжаем путешествие по России. Дети, подойдите к карте. Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны. (Показ.) Здесь находится Северный Ледовитый океан, холодные моря.

Какой климат здесь, какая погода? (Суровый, морозный, здесь долгая полярная ночь, короткое лето, здесь вечная мерзлота.)

На крайнем Севере зима

Заснежены просторы

Полгода вместо солнца тьма

И тускло светят звезды.

Но несмотря, что здесь суровый климат.

Север – это волшебный дом.

Тундра вся вместилась в нем

Чудеса природы, разные народы.

Дети, назовите коренных жителей Севера. (Чукчи, нанайцы, ненцы…) Я вам предлагаю побывать в гостях у ненецкого народа. На чем мы с вами прокатимся по заснеженной тундре, вы мне скажите, отгадав загадку.

В тундре зимой без нее не на шаг

С места рванет, только ветер в ушах.

(оленья упряжка)

(Показ иллюстрации.)

Что такое «оленья упряжка»? (Олени впряженные в сани – нарты.)

Кто управляет оленьей упряжкой? (Каюр.) Давайте сядем в оленью упряжку и прокатимся. (Физкультминутка «Увезу тебя я в тундру»)

Вот, мы с вами приехали в гости к ненецкому народу. А встречает нас «утко». «Утко» в переводе с ненецкого языка на русский означает «кукла». Посмотрите, во что одета ненецкая кукла? (Меховая шуба с капюшоном – кухлянка, украшена бисером, сшита из оленьих шкур.) Что еще носят ненцы? (Меховые штаны, меховые рубашки.) На ногах? (Унты.) Такую теплую одежду носят и взрослые и дети.

Дети, как вы думаете, чем занимается ненецкий народ? (Охота, оленеводство, рыболовство.)

Основное занятие ненецкого народа – оленеводство. Оленеводы – смелые, сильные, выносливые люди. Место, где они живут, называется стойбище. В стойбище, можно, увидеть несколько чумов. (Показ иллюстрации.) Что такое чум? (Это дом ненцев.)

В чуме лишь одна стена

Очень круглая она

До того она кругла

Не единого угла.

Чем покрыт чум? (Оленьи шкуры.) Такое жилище хорошо защищает от ветра и холода, хорошо собирается и разбирается. Оленеводы не могут жить долго на одном месте. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, ненцы переезжают в другое место вместе с оленями. Оленеводы кочуют с оленями. Чум можно собрать и перевезти в другое место.

Как и у всех народов – у народов Севера есть свои национальные праздники. Один из главных праздников ненецкого народа связан с окончанием полярной ночи, когда солнце после длительного отсутствия вновь появляется на небосклоне.

Как вы думаете, какие соревнования устраивались на празднике? (Соревнования на оленьих, собачьих упряжках.

Что у меня в руках? (Бубен.) Правильно. Ни один праздник не обходился без этого музыкального инструмента. Бубен – это музыкальный инструмент народов Севера. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит музыка, ребенок играет на бубне.)

Ну, вот мы с вами побывали на Крайнем Севере. У какого народа? Давайте расскажем ненецкой кукле, что мы с вами узнали о Севере.

Что ж такое Север?

Север – это звон упряжек

И под снегом мерзлым мох.

Север – это край, где пляшет

Над чумами дымок.

Север – это в небе синем

Тарахтящий вертолет.

Север – это край гусиный

Это вьюга, это лед.

А теперь нас в гости ждет к себе кукла – русская красавица Дарьюшка. А вот и она.

Добрый день гости званные, желанные

Милости просим

Рада гостям, как добрым вестям.

Проходите, не стесняйтесь

Поудобней располагайтесь.

Дети, посмотрите, в каком красивом наряде кукла Даша. На ней русский народный костюм. Давайте поговорим с вами о русском народном костюме. Посмотрите на мужской и женский русские народные костюмы.

Какая часть одежды присутствует и в женском и мужском народном костюмах? (Рубаха.) Рубаха – это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Чем украшена рубаха? (Вышивкой.)

Как вы думаете, для чего? (Не только для красоты. Люди считали вышивку оберегом. Вышивка оберегает людей от бед, болезней, несчастий.)

Из чего состоит мужской старинный костюм. (Показ иллюстрации.) Рубаха с поясом, штаны (порты), на ногах лапти, сапоги.

А девушки во что наряжались? Рубаха с сарафаном. Девушка выходила замуж, наряд её менялся. Она могла носить рубаху с поневой. Понева – это старинная юбка. Поверх поневы женщины надевали передник с вышивкой. Но вышивка непростая. Она рассказывала все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например: если в рисунке есть кони, значит, у нее сыночки, если птички – дочки. Посмотришь на передник, и все узнаешь о хозяйке. Завершал русский народный костюм – головные уборы: кокошники, ленточки вокруг головы, корона, кичка, платки, косынки. Хранили одежду в сундуках. В праздничные дни надевали красивую, нарядную одежду, как у нашей куклы.

Какие праздники праздновали на Руси, которые сохранились до наших дней? (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год…)

Как традиционно русские люди отмечали праздники? (Веселились, пели песни, частушки, водили хороводы, плясали, играли в игры, прыгали через костер и т.д.) Праздники справляли весело. Ну и мы, давайте с вами повеселимся. Кукла Даша приготовила для вас музыкальные инструменты.

Инструменты вы берите

И себя повеселите!

Дети играют на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию «Калинка».

А еще у русских людей традиция – угощать гостей. Кукла Даша угощает вас пирогами.

Всех гостей к себе зову

Пирогом вас угощу.

Давайте поблагодарим Дашу. Спасибо Даше за гостеприимство, угощение. Попрощаемся с Дашей.

Дети, наше путешествие по России подошло к концу. У каких народов России мы побывали? (Татар, ненцев, русских.)

Как повезло тебе и мне

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья

Куда ни глянь – кругом друзья.

Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии.

Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.