Я хочу быть культурным человеком рассказ. Какого человека можно назвать культурным в современном обществе? Кто такой культурный человек

Классный час по теме:
«Кто такой культурный человек

Учитель: 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему?
(Что бы повысить уровень культуры в России)
Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича
Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в
другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам – вот
черта истинно культурного человека».
Итак, ключевой фигурой является человек. Как повысить уровень культуры
человека? Какими качествами должен обладать человек, что бы его можно было
назвать культурным?
Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на нашем классном часе,
который мы проведем с элементами диспута.
Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева будет служить гипотезой нашего
классного часа, которую мы должны либо доказать, либо опровергнуть.
Хочу обратить ваше внимание на слова истинно культурного человека. Это
понятие волнует многих, в том числе и самых маленьких граждан России.
(видеофрагмент) Дети о культуре
Этот вопрос – основной вопрос, над которым мы будем сегодня работать.
Итак,тема нашего классного часа «Кто такой культурный человек?»
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу, составить портрет культурного
человека.
Учитель: Перед нами вопросы, на которые мы должны дать ответ.
Итак, первый вопрос.
.Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?
И мы предоставляем слово 1 исследовательской группе.

Ученик: Мы бы хотели сначала поинтересоваться у своих одноклассников, что
они думают по данному вопросу. Всегда ли образованный человек является
культурным?
(Ответы учащихся.)
­ Образованный – начитанный, а значит культурный
­ Образование и культура как две сестры, они неразлучны
­Культурный человек не может быть не образованным.
Ученик: Мы согласны с вашей точкой зрения, но в любом деле есть свои
исключения. И мы бы хотели предложить вам ситуацию……
Случай в музее….
Гид: Проходите, побыстрее пожалуйста, располагайтесь так, чтобы вы не
заслоняли попадания света с моей стороны, а еще не стойте у меня за спиной, я
этого не приемлю. На картине представленной в виде прямоугольного формата
видно изображение женщины в темной одежде, которая находится в положении
вполоборота. Она сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается
на подлокотник кресла, а другая находится сверху первой. Лицо моны Лизы
отражает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на
верхушке лба.
Ученик: Я не расслышал, как она сказал, какая мода? Гид: Кватроченто… фу…
бескультурье! Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне
прекрасного пейзажа и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно
увеличенной фигуры с просматривающей вдалеке большой горы и ландшафтом
придает сразу присутствие необыкновенного величия.
(В это время ученик подходит близко к картине и пытается рассмотреть). Гид:
Отойдите немедленно от картины, если каждый будет практически водить носом
по картине, от нее ничего не останется.
Ученик: Но я не трогал картину, я просто подошел поближе у меня зрение
слабое.
Гид: Ну если у вас нет зрение, зачем вообще ходить по музеям. Лежите себе в
больничке и пытайтесь рассмотреть обои на стенках. Проходим дальше.
Ученик: Вот одна из ситуаций, которая показывает, что образованный человек
может быть не воспитанным и соответственной некультурным.

Ученик: Если вообще анализировать ситуацию, то Экскурсовод первоначально
повела себя неправильно. Вся ее речь сводилось к показу завышенной
самооценки, излишнего жеманства. Я бы не хотела попасть к такому
экскурсоводу.
Ученик: Она не только неприятна согласно стиля разговорной речи и ее жестов,
но еще и оскорбительного тона в адрес одного из посетителей музея. Это
вообщем говорит о ее бескультурие.
Ученик: Но это очень редкое исключение и это радует. Ну а в целом образование
конечно влияет на формирование культуры, не зависимо какой человек
профессии и какой у него социальный статус.
Итог (итак, мы пришли к выводу, образование влияет на формирование
культуры человека)
Второй вопрос.
2.Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он
культурный?
Слово 2 исследовательской группе.
Демонстрация презентации.
Ученик: Человеку здоровому радостно смотреть на окружающий мир, он уверен
в своих силах, удовлетворен тем, что и как он делает, знает что и для чего
делает, верит в удачу, в успех, с поднятой головой идет в будущее. Спорт
способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека
становятся шире, богаче. Это очень важно.
Итог (надеюсь всем понятно, что соблюдение ЗОЖ является одним из
показателей культуры человека)
Третий вопрос
3. Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?
Учитель:По этой проблеме у нас работала третья группа. Вам слово.

Ученик: Чтоб разобраться в этом вопросе, мы сначала выясняли что же такое
культура поведение человека со всех точек зрения.
Ученик: Культура поведения, культура речи, культурный человек...Мы часто
пользуемся этими понятиями, но какой смысл мы включаем в них?
Авторы книги "Язык и культура", Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров,
утверждают, что сегодня в научной литературе определений понятия "культура"
более 200!Обратимся к Толковому словарю. Здесь дано шесть определений слова
"культура".Нас более всего интересует третье его значение.
Ученик: Культура это ­ "Просвещенность, образованность, начитанность.
Наличие определенных навыков поведения в обществе; то есть воспитанность..."
Ученик: Ну к культуре поведения относятся и Правила хорошего тона, культура
речи, этикет.
Ученик: Но очень часто в общественных местах люди, даже очень образованные,
ведет себя, мягко говоря, неприлично.
(Видеоролик)
Ученик: Но правила поведения в разных странах разные. Согласно нормам
поведения своей страны, я в полнее культурный человек, знающий как себя вести
в общественных местах, но попав на территорию другой страны, я могу оказаться
сугубо бескультурным человеком и даже хамом.
Ученик: Небольшой экскурс по странам нашей планеты.
Демонстрация презентации.
Ученик:Мы делаем вывод что по поведению человека не всегда можно судить о
его культуре.
Итог (Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по
истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в
обществе)
Четвертый вопрос.
4.Влияет ли религия (вера) на культуру человека?
Учитель: Итак, слово вам, дорогие историки, так именовала себя последняя
группа.

Ученик: Давайте вместе словесно и наглядно ознакомимся с видами религии и
ее влияние на культуру человека.
Демонстрация презентации
Ученик: Являясь неотъемлемой частью культуры, религия определяет традиции,
обычаи, некий культурный "фундамент". Но и не только. К примеру,
удивительно, но факт: в обиходе человек каждый день использует, сам того не
замечая, библейские фразеологизмы ­ не от мира сего, козел отпущения... Вот
как религия влияет на культуру через язык. А ведь наш язык, наша речь
неразрывно связаны с мировоззрением. За более чем тысячелетнюю историю
христианства на Руси, в нашем мировоззрении прочно закрепились не только
свойственные христианству традиции, но и моральные и культурные ценности.
Учитель: И прежде чем мы сделаем вывод по теме нашего классного часа «Кто
эе такой культурный человек?», я бы хотела провести с вами игру, которая
называется«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в
котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы,
способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно,
что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно
описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

Итог(Итак, религия влияет на сознание человека, а значит и на
формирование внутренней культуры человека)
Учитель: На все вопросы вы дали ответ, осталось ответить на последний вопрос
Кто такой культурный человек? Давайте посмотрим что думают по этому
вопросу учащиеся нашей школы.
Видеоролик «Кто такой культурный человек»
Учитель: А теперь подведем итог. Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с
его многогранным определением культурного человека?
Учитель: А теперь, предлагаю Вам коллективно создать свою модель
культурного человека, модель к которой Вы должны стремиться.
Учитель: Перед вами карточки, на которых вы должны написать основные
качества, которыми должен обладать культурный человек.

(после того как написали)
Итак,
Культурный человек это…….
­ образованный,
­ интеллигентный,
­ ведущий здоровый образ жизни (хочу дополнить заботящий о своем здоровье
и здоровье окружающих, соблюдающего экологическую культуру, надеюсь
вы со мной согласны)
­соблюдающий этические нормы,
­ духовно­нравственный,
­ толерантный,
­ патриот.
Учитель: А я хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со
временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека
зависит культура всей нации. Спасибо за работу.

В наше время люди редко задумываются, над тем как вести себя культурно, не то, что быть человеком высокой культуры. Да и что говорить о просто людях, на улице или в магазине в другом общественном месте, если на высоких трибунах люди забывают как прилично вести себя в обществе. Прочитав эту статью, посмотрите вокруг, и сделайте выводы. Что изменилось в поведении окружающих нас людей? А может еще не поздно измениться и главное научить наших детей культурному поведению? Ведь даже для детей предусмотрены правила этикета.

А все начинается с приветствия. Если хотите знать, то дети, приехавшие в город из деревни или маленького поселка, здороваются со всеми кого встретят возле подъезда. А взрослые местные жители нет. Объясняя это тем, что «я их не знаю». А у меня был такой случай, поправляю рано утром грядку с цветочками, проходит молодой человек и говорит «здравствуйте», я разогнулась и говорю «что-то я вас не припомню». А он — «ну и что? Просто здравствуйте». Было очень удивительно и трогательно — неужели еще не перевелись нормальные молодые люди? А ведь именно с приветствия и начинается этикет.

Человек высокой культуры, всегда придерживается моральных норм поведения, он обладает высокой нравственностью. Мораль это нравственность, а все вместе это этика. Все что хорошо это нравственно, что плохо безнравственно, простая истина. Смеяться над недостатками других людей, делать больно, отбирать жилье и наносить вред это аморально. Мораль предполагает принятия любого решения и выполнение любого дела так чтобы не нанести вред другим людям. Предавать и подсиживать сотрудников, выдавать их секреты это не этично. Вот как связаны все эти понятия, и все это культура поведения человека в обществе. Все остальное техника соблюдения этих понятий.

Культурный человек это не только манеры и умение вести себя в обществе это и уважение других людей, их интересов, проявление высокой гуманности и умение жить, учиться и работать в обществе. Честность и способность сдержать данное слово одна из черт культурного человека.

Культурный человек, всегда аккуратен, он опрятен и дома и на улице. Перед тем как выйти на улицу посмотрите на себя в зеркало. Поправьте прическу, поправьте галстук, все ? Мужчина всегда открывает дверь перед женщиной и пожилыми людьми уступает им дорогу. Мужчина идет рядом с женщиной всегда слева от неё. Военные мужчины справа, чтобы правая рука была свободна для приветствия других военных. Не прилично держать руки в карманах.

Встречая знакомых, старайтесь первыми поприветствовать их, хотя по правилам этикета первыми приветствуют дети — взрослых, младшие — старших, мужчины — женщин. Мужчина не подает руку первым, если перед ним женщина или старшие по возрасту. Мужчина снимает перчатку, прежде чем подать руку, женщина нет.

Культурное поведение в обществе не позволяет при встрече на улице громко разговаривать, надо отойти в сторону и вести беседу. Этикой поведения предусмотрено выслушивать собеседника, а не прерывать его, не разговаривать громче него, не жестикулировать руками и не размахивать бумагами. Не прилично брать собеседника за воротник или держать за пуговицу. Жевать при разговоре. Сдержанно вести споры и тем более переговоры.

Не будьте назойливым, не хочет человек общаться, пройдите мимо, грустит, не приставайте с анекдотами. Не заглядывайте в книгу, которую читает попутчик.

Не предусмотрено этикой поведения человека громко сморкаться и чихать, надо делать это скромнее в носовой платок, нельзя плевать и зевать. Но если зеваете, прикройте рот ладонью.

Поведение в общественном транспорте должно быть этичным. При входе в трамвай мужчина пропустит сначала женщину, молодые старших. Уступать место женщинам и пожилым. Не употреблять пищу и тем более пиво, . При входе в общественный транспорт мужчина пропускает женщину и старших, так же поступает и при выходе.

В легковую машину мужчина пропускает женщину, а при выходе выходит первым, чтобы помочь выйти женщине, подать ей руку.

Нравственный человек не будет останавливать свой взгляд на людях необычной внешности и имеющих физические недостатки. Не прилично смотреть на незнакомых людей в упор и разглядывать их. Смеяться громко и долго в общественном месте не прилично.

Если заметили что в одежде человека, что не так надо тихо сказать ему об этом, не заметно для окружающих, но женщине пусть скажет женщина.

Культурный человек должен знать, что в кинотеатре или театре, проходить на свое место надо лицом к сидящим в ряду. Мужчина должен снять головной убор, а женщина, если только её шляпка мешает окружающим. Нельзя топать ногами, выбивая в такт музыке во время концерта. Бинокль в театре предназначен, чтобы в него смотреть на сцену, а не разглядывать окружающих.

Зная как правильно себя вести в обществе, не значит быть культурным человеком, культура это образованность, хороший вкус во всем, доброта, любовь, внутренняя гармония.

А теперь выскажу свою точку зрения. Во многом соглашусь со многими комментаторами, но вот на какой нюанс я бы хотел обратить внимание. Культурным человек может стать только начиная с вопросов. Только тогда, когда он будет задавать себе вопросы об окружающем мире, о том, почему так, а не иначе, он начнет окультуриваться. Поясню. Можно скопировать какую-то манеру поведения, запомнить нормы и правила, выработать хорошие привычки. Но все это будет лишь гримасничаньем и лицедейством. Человек должен понимать, почему именно так, а не иначе. Объясню это на примере внутреннего диалога с самим собой.

Почему ты оставил мусор на природе после пикника?
- Потому что там все равно полно мусора.
- Это не причина, а следствие. Почему ты так поступил?
- Ну... мне лень было возиться с мусором. Тем более все равно там мусор.
- Ты мог бы убрать свой мусор и часть чужого. Мир бы стал немного чище. Разве не так?
- Ну ведь все равно намусорят снова...
- То есть тебе нужен культурный мир вокруг, чтобы ты был культурным?
- Видимо, да.
- Но как мир станет культурным, если каждая часть существующего сегодня некультурного мира постоянно поддерживает его в таком состоянии?


Культура - это всегда насилие. Прежде всего, насилие над самим собой. Себя нужно постоянно заставлять быть культурным. Но парадокс - культурный человек совершает насилие над собой, когда поступает некультурно. Таким образом, мы приходим к выводу, что правильную модель поведения человек должен не только скопировать, но и осознать, принять ее, следовать ей не потому, что так ведут себя образцы для подражания, а потому что он иначе не может. Вот я недавно написал, что мы не любим своих детей. Некоторые комментаторы возмутились, дескать, это не так, вот мы любим и своих, и чужих. Но я писал не о пассивном чувстве, а о чувстве-действии. Таком чувстве, когда некрасивый мир вокруг хочется сделать красивым, потому что в этом мире будут жить дети.

В детстве я знал одного дедушку, который часто купался на небольшом пляже на речке. С ранней весны и до поздней осени. Однажды я увидел, как он плавает.
- А мне казалось, что вы не умеете плавать, - сказал я ему, когда он оказался на берегу.
- Почему ты так решил?
- Вы все время ходите в воде, а не плаваете (на самом деле, я думал, что он боится плавать, беспокоясь, что сердце остановится и он утонет).
Дедушка показал мне кусок ржавой железки, которую он достал со дна. На этот маленький пляж ходили его внуки - он постоянно обследовал дно, потому что там постоянно жарили шашлыки отдыхающие. Иногда с мордобоем и битьем бутылок о головы друг друга. Дедушка беспокоился, что внуки могут пораниться осколками и поэтому регулярно обследовал дно. Вот любовь, о которой я говорил. Молчаливая, не показушная, но деятельная.

Это наша национальная черта - мы любим размах. Счастливыми нужно сделать сразу всех. Культуру - в массы. Но на самом деле, надежный результат любит осторожную, неспешную поступь. Сделай культурным хотя бы одного человека - себя, и мир уже станет культурнее. Оправдывать себя тем, что кругом быдло, а чего я-то буду самым культурным, - позорно. Я как-то познакомился с пожилой учительницей русского языка и литературы. И тактично спросил ее, почему она говорит "ложить"? Она вздохнула и ответила: "У нас все так говорят, мне надоело всех поправлять..." Я был в шоке от такого признания. Словно своими глазами увидел, как пал последний бастион обороны прекрасного города и на его улицы хлынули орды варваров. Нельзя сдаваться. Может быть, ты и есть - последний бастион...

Нужно ли читать, чтобы стать культурным? Нужно. Но гораздо важнее - думать. Не лгать себе и не оправдывать себя. В Ингушетии молодые люди встают, когда входит старший. Как объяснил один молодой ингуш - я не для него (вошедшего старика) встаю, я для себя встаю. Это настоящая культура - когда правильная норма поведения - часть тебя. Вести себя правильно даже тогда, когда кругом бескультурье. А так себя вести может только человек понимающий, почему он себя ведет именно так.

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.

Инструкция

В основе культуры поведения человека лежит совокупность его личностных качеств, таких как сдержанность, тактичность, вежливость, деликатность, толерантность. Люди много времени проводят в обществе, поэтому очень важно развивать в себе перечисленные черты. И для начала следует научиться уважению к другим.

Выучите волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста» и произносите их всякий раз, когда просите кого-то об услуге или она уже была вам оказана. Не забывайте извиняться за любую неприятность или оплошность, допущенную по отношению к другому человеку. Делайте это, даже если нет видимых признаков его обиды. Эти слова должны слетать с ваших губ автоматически, без усилий. Следите за тоном, неестественное извинение может быть воспринято как новое оскорбление.

Улыбайтесь при встрече или первом знакомстве. Пожимайте протянутую руку и говорите слова приветствия. Не «тыкайте» незнакомому или малознакомому человеку, а также официальному лицу (обслуживающему персоналу, оператору, коллеге).

Поздоровайтесь и представьтесь при телефонном разговоре, прежде чем попросить подозвать к трубке вашего знакомого или узнать информацию о его местонахождении. Делайте это даже если звоните приятелю, иначе может возникнуть неприятная пауза, которая грозит испортить весь разговор или вовсе привести к недоразумению.

Вырабатывайте в себе новые привычки. Существуют определенные нормы поведения в общественных местах, например, в ресторане, музее, концертном зале, библиотеке, в транспорте. Не следует кричать или громко разговаривать по мобильному телефону, смеяться во весь голос, мешая окружающим. Если вы хотите подозвать официанта, то нужно поднять руку и сделать приглашающий жест.

Помните, что в этикете поведения имеет место ряд «неравенств» одних категорий людей над другими, которые необходимо учитывать. Одним из таких неравенств является различие полов, например, дам принято пропускать вперед. Точно так же следует уступить дорогу или место в транспорте старшему по возрасту или больному человеку, ребенку или беременной женщине, соблюдать уважительный тон при общении с вышестоящим начальством.

Обратите внимание на свой внешний вид. Одежда должна быть опрятной и соответствовать ситуации: деловой стиль для работы в офисе, спортивный для занятий фитнесом или подвижных развлечений, романтический для свидания, вечерний для светского выхода, посещения театра или концертного зала и т.д.

Этика поведения говорит о человеке лучше всяких слов. Все, начиная от манеры двигаться и говорить, улыбаться, есть, одеваться и носить украшения, принимать гостей, относиться к окружающим, выражает внутренний мир личности, ее нравственные и моральные качества. Культурное поведение базируется на уважении к людям, однако лишь искреннее его проявление способно убедить других в высоком уровне вашей культуры.

Видео по теме

Всегда приятно иметь дело с тактичным и вежливым человеком, который достаточно выдержан и скромен, но в то же время умеет поддержать беседу. Искусство вести себя в обществе - это сочетание естественности с уважением к окружающим.

Тактичный человек хоть и ведет себя непринужденно, но никогда не скажет лишнего, не поставит кого-либо в неловкое положение и не огорчит неприятной репликой. Такой человек не вмешивается без необходимости в чужие дела, он деликатен и покладист, но не забывает о чувстве собственного достоинства. Он умеет вести разговор и внимательно слушать собеседника. Культурный человек не старается быть на виду, но его всегда выделяют особые манеры. Какие правила поведения полезно знать, чтобы всегда быть уважаемым в обществе?


Речь



Никогда не перебивайте собеседника, имейте выдержку. Умение слушать - очень важное качество, которое ценят все.


Будьте вежливы, чаще употребляйте волшебные слова:"извините", " пожалуйста", "спасибо". Не брюзжите, не жалуйтесь на жизнь и не занудствуйте, не обсуждайте общих друзей.


Избегайте панибратства, не спешите переходить на "ты" с незнакомым человеком. Даже если вы имеете высокий общественный статус, это не дает вам такого права.


Не стоит во время разговора прикасаться к собеседнику - хлопать по плечу, дергать за рукав и т.д. Если вы разговариваете по телефону, то как бы не были голодны, отложите трапезу. Неприятно, когда человек на том конце провода жует и глотает пищу.


Избегайте обсуждения острых и деликатных тем, которые неприятны окружающим, не будьте настойчивым и навязчивым. Не пытайтесь сразить всех своим интеллектом.


Умейте скрыть свое плохое настроение из-за каких-то личных неприятностей. Раз уж вы пришли в гости, то по возможности, оставайтесь приветливым или даже веселым.


Не будьте шумным балагуром, знайте меру, не переборщите с анекдотами и остротами. Это быстро утомляет окружающих, и человек начинает восприниматься как шут.


В гостях, в обществе


Нельзя наносить визит без предупреждения, это ставит хозяев в неловкое положение, и уж тем более нельзя напрашиваться в гости без приглашения.


Согласно , в гости не приходят раньше 12 часов и позднее 20 ч. Даже если вам не хочется уходить, сделайте над собой усилие, не забывайте, что у хозяев есть свои заботы и дела. Не растягивайте прощание, не превращайте его в тягостную процедуру.


Не входите в дом с сигаретой и в головном уборе. Не приводите с собой друзей или знакомых, пусть даже общих, не предупредив предварительно хозяев.


Всегда приходите к назначенному часу, в крайнем случае, можно чуть опоздать, но не более, чем на несколько минут. Ранний визит нежелателен, т.к. он отвлечет на вас внимание хозяев в последние моменты подготовки к встрече гостей.