Витольд бялыницкий бируля вечные снега. Встречи с художниками. Витольд Бялыницкий-Бируля

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872 - 1957)

Известный мастер русского лирического пейзажа

"Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценяться в Европе работы малых голландцев." (Наширванов Б.Н.)

Белорусский живописец, народный художник Белоруссии (1944) и РСФСР (1947), действительный член АХ СССР (1947). Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (настоящая фамилия - Бируля) родился 31 января (12 февраля) 1872 г. в деревне Крынки Могилевской губернии. Белорус. Псевдоним взял по родному Белыницкому (Бялыницкому) району Могилевщины.Художественное образование получил в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889—1897) у С. А. Коровина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова. Еще в 1892 г. его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков, что случалось чрезвычайно редко с молодыми авторами. В 1904 г. Бялыницкий-Бируля становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1908 г. за картину «Дни ранней весны» получает звание академика живописи. В 1909 г. удостоен золотой медали Международной художественной выставки в Мюнхене за картину «Час тишины».



Бялыницкий-Бируля. Час тишины. Озеро Удомля. 1911.

Его наиболее известное полотно этого периода «Весна» (1912) выдает тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И. И. Левитана. Об этой картине И. Е. Репин писал ее автору: «Я так привык освежаться душой перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».




В своем творчестве В. К. Бялыницкий-Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX в. Его гармоничные, изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы. В спокойных, уравновешенных композициях мастера открывается широкий простор полей и лесных далей с величаво очерченным горизонтом.
После 1917 г. Бялыницкий-Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа. Большое место в его творчестве заняли изображения памятных мест, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской культуры: в 1928 г. им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны — усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 г. — виды Пушкинских Гор, в 1942 г. — пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. В 1944 г. Бялыницкий-Бируля создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Летом 1947 г. художник писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком еще с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретенная за многие годы творческой работы.


Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:
Из окрестностей Пятигорска (1892)
Весна (1911)
Лёд прошёл (1930)
Задумчивые дни осени (1932—1942)
Нивогэс (1936-37)
Белоруссия. Вновь зацвела весна (1947


Марка (Белоруссия, 1997 г.) из коллекции Константина Константинов("Вестник Замоскворечья")

Музей В.К.Бялыницкого-Бирули

Музей Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули был открыт 24 декабря 1982 года. Это первый в республике мемориальный музей, посвященный жизни творчеству художника.
Дом, в котором родился художник в небольшом селе Крынки близ Белынич Могилевской губернии в 1872 г., не сохранился. Поэтому было принято решение открыть Музей в Могилеве и разметить его в каменном двухэтажном особняке с мансардой, памятнике гражданской архитектуры XVII века, по улице Ленинской, 37.
Ко времени открытия филиала НХМ РБ имел в своих фондах почти пятьсот живописных произведений народного художника БССР и РСФСР Бялыницкого-Бирули, с большой старательностью и любовью собранных директором Государственной картинной галереи, заслуженным деятелем искусств БССР Еленой Васильевной Аладовой. Эта коллекция - единственное по своей полноте и художественной значимости собрание работ замечательного пейзажиста. Кроме того, вдова художника Елена Алексеевна передала в дар музею значительную часть документальных материалов, фотографий и личных вещей, ранее находившихся в «Чайке», доме-мастерской художника на берегу озера Удомля: этюдник, палитру, кисти; охотничье ружье - свидетельство особого пристрастия к охоте; мебель, сделанную в Абрамцевской мастерской; уникальные письма И.Е. Репина, в одном из которых великий русский живописец писал о своем восхищении работами молодого пейзажиста. Все это позволило создать достаточно цельный мемориальный раздел Музея, который занимает весь первый этаж здания.
Особый интерес представляют фотографии. Они рассказывают о родных Витольда Каэтановича, его семье, показывают художника в разные годы жизни - ребенком, учеником Киевского кадетского корпуса, за работой у мольберта, с дочкой Любочкой, среди друзей, с известными русскими художниками на праздновании 40-летия передвижных художественных выставок, с группой белорусских художников в Минске, с известными мастерами советского искусства в залах Музея Академии художеств в Ленинграде.

Подлинники и копия разных документов рассказывают о годах обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, об участии в творческих конкурсах, выставках, о получении почетных званий и наград. В Музее хранятся медаль, которой была отмечена картина «Зимний сон» на выставке в Барселоне, ордена СССР, а также дипломы, поздравительные адреса, подписанные крупнейшими мастерами изобразительного искусства, издания, посвященные творчеству Бялыницкого-Бирули.
Среди экспонатов мемориального раздела находятся работы художников - близких друзей В.К. Бялыницкого-Бирули: портрет матери художника А.Р. Бялыницкой-Бируля, написанный в 1894 году Н.П. Ульяновым; портреты В.К. Бялыницкого-Бирули, исполненные А.В. Моравовым (1908), М.М. Зайцевым (1922), Ф.А. Модоровым (1950); пейзажи, запечатлевшие дом-мастерскую «Чайка» и окрестности озера Удомля.
Второй этаж музея полностью занимают произведения В.К. Бялыницкого-Бирули. Более ста полотен, законченных картин и маленьких этюдов, размещенных в светлых просторных залах, дают полное представление о творчестве выдающегося живописца, замечательного мастера лирического пейзажа.
Корни искусства Бялыницкого-Бирули лежат, несомненно, в природе родной Беларуси, неброская красота которой, незатейливость мотивов, мягкие спокойные краски навсегда вошли в душу художника и определили своеобразие его искусства, весь эмоциональный строй его произведений. Кисти Бялыницкого-Бирули принадлежат мастерски написанные пейзажи зимы, лета, золотой осени. Но больше всего его волновала весенняя природа, ее пробуждение от зимней спячки, первая зелень и буйный ее расцвет. Обращаясь к конкретному пейзажному сюжету, мастер стремился, прежде всего, передать состояние природы, которое зависит от поры года, времени суток, солнечного света, передать те эмоции, которые ощущает человек, общаясь с природой
В 1912 г. Витольд Каэтанович приобрел участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля и построил дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Именно здесь были созданы многие известные полотна живописца, в том числе и его известная картина «Час тишины. Озеро Удомля» (1911).
Значительную часть экспозиции занимают произведения, созданные в светское время. В 20-е и 30-е годы, увлеченный тем новым, что происходит вокруг, Бялыницкий-Бируля много ездит по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразования Севера. Трижды - в 1933, 1935 и 1937 гг. - он побывал в Заполярье. Об этих поездках свидетельствуют картины, представленные в экспозиции. Несмотря на тематическую основу этих работ, в них превалирует лирико-поэтическое начало, идущее от таланта художника, его мировосприятия.
В экспозиции находятся полотна «Голубой весной» (1942), «Весенняя тишина» (1943), картины с изображением памятников русского деревянного зодчества - «Девятиглавая деревянная церковь», «Деревня Зачатье», «Ратонаволок. Старая церковь», «Мельница на Северной Двине» (все - 1944). В них красота родной земли и преклонение перед культурным наследием народа. Именно так в годы Великой Отечественной войны художник-гражданин выразил свою преданность Родине, безграничную любовь к ней.




Вечер ранней весны



Лодки, 1913



Ранняя весна, 1953


В начале весны



Вешние воды. 1930. Масло



Голубая часовня. До 1920. Масло



Задумчивые дни осени. 1940



Дача в саду



Дремлющий пруд


Москворецкая набережная 1913 год


"Тишина" 1890-е - начало 1900-х


В конце зимы

Почти сорокапятилетний период жизни Витольда Каэтановича связан с тверской землей. Здесь, на берегу озера Удомля, в знаменитой даче «Чайка» им были созданы многие известные полотна. Очень красивые и вдохновенные строки посвятила этим местам Анна Васильевна Книппер, бывавшая на даче «Чайка»…

Суровое лето север
Неласковая сторона…
В полях отцветают клеверы
И глаза голубые льна.
Валунов лиловые глыбы
Взрывают тело полей —
А в озере полно рыбы
И волны свинца синей.
И небо над ним неулыбо
В плаще проливных дождей.
Но я навсегда запомню
Твое веселье и грусть
И знаешь ли что, Удомля,
Я снова к тебе вернусь.

Это стихотворение, как и картины Бялыницкого-Бируля, — признание в любви к изумительному по своей красоте заповедному уголку русской природы, ставшему творческой мастерской для многих художников разных поколений.


Изумруд весны. 1915



Вновь расцвела весна. 1947 г. Государственная Третьяковская галерея


Весна идёт. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея



Вещие воды. Холст, масло. 59х73. Государственный Русский музей


Лесная речка зимой. 1920. Государственный Русский музей



Осенний ветер. 1902 г.



В конце зимы 1911 г.



Голубая весна

В.К. Бялыницкий-Бируля - один на создателей жанра мемориального пейзажа. В его работах - изображение памятных мест, связанных с жизнью известных деятелей русской истории и культуры Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и др. В музее эта сторона творчества художника представлена картинами, посвященным пушкинским местам - «Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны», «Святогорский монастырь. Могила А.С. Пушкина», «Тригорское. Береза у реки Сороть» (все - 1936), «Осенние дни. Тригорское. Река Сороть» (1952). Поэтичность и лиризм картин, музыкальность их живописного решения созвучны одухотворенной поэзии Пушкина.

Важным событием года был приезд Витольда Каэтановича в Беларусь впервые за много лет. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвященных Беларуси. Именно тут, в окрестностях Минска, был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна», эмоциональное содержание которой подчинено главной мысли автора - жизнь торжествует, она победила смерть, разрушения. Это полотно - одно из центральных в экспозиции.
Художественно-мемориальный музей дает полное представление о жизни и творчестве Витольда Каэтановича Бялыникого-Бирули, вдохновенного художника, великого труженика, сына земли белорусской.
Адрес музея: 212030 г. Могилев, ул. Ленинская, 37
тел.: 0222 224887, 0222 220409

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872 - 1957)

Родился этот замечательный человек 29 февраля 1872 года в фольварке Крынки (недалеко от д. Техтин) современного Белыничского района в семье мелкого арендатора. Из-за конфликтного характера отца им часто приходилось менять место жительства. Но именно благодаря этому обстоятельству юный Витольд смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Значительно позднее, находясь в плену детских воспоминаний и впечатлений, он будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.

О тех годах он вспоминал: «Я - белорус. Родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил арендатором, позже - в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожи, он часто брал меня с собой в поездки. Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно тогда, в тех поездках, я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси».

Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра и учился в кадетском корпусе. Здесь он подружился с местными художниками, которые, оценив возможности юноши, познакомили его с М. Мурашкой - руководителем известной в то время художественной школы. Оставив кадетский корпус, Витольд переходит в школу, где получает начальные уроки живописи, а затем занимается в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. Дружеские отношения с преподавателями, художниками-передвижниками Н.Невревым , С.Коровиным , И.Прянишниковым , усвоение их богатого профессионального опыта оказали основное влияние на формирование его вкуса и художественной манеры.

В то же время В.Бялыницкий-Бируля знакомится с И.Левитаном . Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника. Под влиянием таланта своих учителей он начинает понимать, что его любимый жанр - пейзаж, только тогда приобретает художественность, трогает разум и душу человека, когда через цвет и тени красок передает правду жизни. Позднее исследователи творчества художника отмечали, что в пейзажах живописца всегда невидимо присутствовал человек, его дух.

С 1897 года В.Бялыницкий-Бируля начинает показывать свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах, где его работы все чаще и чаще отмечаются и становятся заметными.

С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году В.Бялыницкого-Бирулю избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), а через четыре года он удостаивается звания академика живописи.

Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую - в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.

Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Родился этот замечательный человек 29 февраля 1872 года в фольварке Крынки (недалеко от д. Техтин) современного Белыничского района в семье мелкого арендатора. Из-за конфликтного характера отца им часто приходилось менять место жительства. Но именно благодаря этому обстоятельству юный Витольд смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Значительно позднее, находясь в плену детских воспоминаний и впечатлений, он будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.

    О тех годах он вспоминал: «Я — белорус. Родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил арендатором, позже — в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожи, он часто брал меня с собой в поездки. Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно тогда, в тех поездках, я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси».

    Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра и учился в кадетском корпусе. Здесь он подружился с местными художниками, которые, оценив возможности юноши, познакомили его с М. Мурашкой — руководителем известной в то время художественной школы. Оставив кадетский корпус, Витольд переходит в школу, где получает начальные уроки живописи, а затем занимается в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. Дружеские отношения с преподавателями, художниками-передвижниками Н.Невревым, С.Коровиным, И.Прянишниковым, усвоение их богатого профессионального опыта оказали основное влияние на формирование его вкуса и художественной манеры.

    В то же время В.Бялыницкий-Бируля знакомится с И.Левитаном. Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника. Под влиянием таланта своих учителей он начинает понимать, что его любимый жанр — пейзаж, только тогда приобретает художественность, трогает разум и душу человека, когда через цвет и тени красок передает правду жизни. Позднее исследователи творчества художника отмечали, что в пейзажах живописца всегда невидимо присутствовал человек, его дух.

    С 1897 года В.Бялыницкий-Бируля начинает показывать свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах, где его работы все чаще и чаще отмечаются и становятся заметными.

    С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году В.Бялыницкого-Бирулю избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), а через четыре года он удостаивается звания академика живописи.

    Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую — в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.

    В последующие годы его творчество тесно связано с «Чайкой» — дачей, которую он построил в 1912 году недалеко от мест, где часто работал И.Левитан (Тверская область). Озеро Удомля и его окрестности послужили неисчерпаемой криницей мотивов для дальнейших этюдов.

    В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в Клину, на родине П.Чайковского, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки.

    Тема Великой Отечественной (1941—1945) войны вошла в творчество В.Бялыницкого-Бирули как большая незаживающая рана. Об этом периоде он оставил картины «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942) и другие.

    В 1944 году он, уже известный мастер, получает звание народного художника Беларуси, а в 1947 году становится народным художником России и избирается действительным членом Академии искусств СССР. Весной того же года, после долгой разлуки с родными местами В.Бялыницкий-Бируля посещает Беларусь: «…Я не могу забыть ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу, — говорил художник. — Когда я выхожу писать, мне тяжко оторваться от зеленеющих озимых всходов. Я вижу на окраинах дорог подбитые немецкие танки. Они напоминают мне о том, что еще недавно здесь шли кровопролитные бои… Годы меня сковывают. Иначе я побывал бы на Полесье, или в Краснополье, или у местечка Чаусы на Могилевщине. Какие там живописные места…».

    Находясь на родине, в 1947 году художник создает около тридцати картин, этюдов и эскизов: «Беларусь. Вновь зацвела весна», «Беларусь. Яблони в цвету», «Старая белорусская деревня», «Зазеленели белорусские березки» и другие.

    В.Бялыницкий-Бируля не случайно считается непревзойденным мастером весеннего пейзажа. Известно более двухсот его полотен, где отображено пробуждение природы, ее обновление. Эти картины носят лирический, эмоциональный характер. По приглушенной палитре неярких красок, неуловимому переходу и чередованию цветов произведения живописца узнаются безошибочно. Он был тонким знатоком природы, хорошо понимал ее состояние, подмечал оттенки и показывал этот дивный зеленый цвет в динамике, постоянном изменении. В.Бялыницкий-Бируля всю жизнь писал землю, воду и небо, используя всего три-четыре краски. Но этой скромной палитры мастера вполне хватало тем, кто любил чарующую красоту пейзажей, их тихую светлую грусть. С любовью вспоминал он о своем детстве в природе: «Моя жизнь с детства постоянно связана с природой. В ней и с ней для меня всегда был смысл жизни. Я вырос в деревне, в природе, в народе».

    Умер великий художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Белыничах и Могилеве действуют два художественных музея имени академика живописи Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули, где экспонируются десятки оригинальных полотен художника. В Белыничском районе постоянно проводятся пленэры с участием художников из Москвы, Костромы, Минска, Могилева, Белынич, после чего значительно пополняются фонды художественных музеев. В городском поселке Белыничи и Могилеве именем знаменитого живописца, нашего земляка, названы улицы. На месте бывшего фольварка Крынки (уд. Техтин), где родился художник, установлен мемориальный знак.

    Вито́льд Каэта́нович Бялыни́цкий-Бируля́ (белор. Вітольд Каэтанавіч Бялыніцкі-Біруля; 1872-1957) - белорусский, русский и советский живописец-пейзажист, народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1947). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1904), Союза русских художников, АХРР (с 1922). Развивал традиции русского лирического пейзажа конца XIX века.

    Родился 31 января (12 февраля) 1872 в деревне Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх километрах к северу от д. Техтин и 20 км от Белыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешёл в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И. (1885-89), позже уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д. , Прянишникову И. М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном , работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем. В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».

    С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 году картина «Час тишины» получила две медали: почётную - в Мюнхене, бронзовую - в Барселоне.

    В том же году им создана картина «Зимний сон» - одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию. В центре картины располагается храм, очертания которого выступают на фоне неба. Мазок едва заметен. Всё будто окутано дымкой сгущающихся сумерек. Несмотря на лаконизм выразительных средств, картина эмоционально насыщена, что достигается искусной разработкой оттенков цветовых соотношений.

    В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан , и построил здесь дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества. Члены партии и правительства приезжали на охоту в это имение, оставленное художнику как личная собственность.

    В 1917 году Бялыницкий-Бируля организовал художественную школу для крестьянских детей. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно Грабарю , Юону и Бакшееву.

    В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников революционной России . В советское время он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 1920-е и 1930-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера. В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей.

    Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →