В м васнецов написание картины баян. Описание-анализ картины В.М. Васнецова «Баян» (Школьные сочинения). Сочинение по картине Васнецова "Баян"

1. Что изображено на первом плане?

На первом плане картины В.М. Васнецова изображены русские воины, расположившиеся на холме. Во главе рати сидит князь с сыном и старым воином. Все они внимательно слушают певца, которого художник изобразил справа чуть в стороне от остальных героев картины. В центре стоит на камне чаша.

2. Выделите и опишите основные группы героев картины.

Впереди можно выделить двух молодых воинов. Они сидят спиной к зрителям. На одном из них надета кольчуга, на другом темный плащ. Все их внимание поглощено сказителем. За ними влево расположились еще четыре молодых воина. Они все в кольчугах. Все воины держат в руках кто меч, опершись на него, кто щит, кто топорик. Они или только после битвы, или готовятся к ней. Чуть выше художник нарисовал группу из трех человек. Это старый казак, князь и его сын, юный княжич. На казаке надет белый кафтан. Волосы казака и усы совсем седые. На княжиче голубой кафтан и желтые сапоги. Князь опирается на меч в ножнах. На его плечи накинут коричневый расписной плащ. Выделяются красные сапоги князя. За этой группой сидят три воина разных возрастов. А перед ними отдельно сам Баян. И еще одна группа видна за спиной Баяна на правом склоне холма.

3. Опишите главного героя картины. Обратите внимание на выражение лиц слушающих его людей.

Главным героем картины является сказитель Баян. Он нарисован отдельно от других героев произведения. Одет он в белоснежную длинную рубаху. Свой рассказ Баян сопровождает игрой на гуслях. Он, возможно, рассказывает о былых битвах, о героических сражениях. Его лицо сурово. Седые волосы разметал ветер. Одну руку сказитель поднял вверх, как бы призывая воинов храбро сражаться за русскую землю. И слушатели задумались. Кто опустил голову, кто задумчиво смотрит вдаль. Но мысли, наверное, у всех бродят в голове одинаковые.

4. Какой фон у картины? Опишите небо, землю. Обратите внимание на цвет плащей дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине?

Фон у картины серый. Серое небо. По нему бегут тучи. Серые доспехи у воинов. Темная вода у холма. Темный плащ у одного из воинов. У другого плащ яркий, красный. Малиновыми пятнами выделяются щиты у двух воинов. Преобладают темные тона. Они контрастируют с белым одеянием певца.

5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Картина посвящена периоду становления Русского государства, когда князьям приходилось много сражаться с половцами и другими захватчиками. Баян упоминается в «Слове о полку Игореве».

Начиная с 1879 года, после возвращения из Парижа и создания цикла картин социально-бытового жанра, художник В. М. Васнецов чувствует, что изображение бытовых сценок ему не интересно более, не воспламеняют его дух, ничего не дают сердцу. Он грезит о прошлом России, он буквально болен Древней Русью, он стремится рассказать о былинных героях, показать красоту и чистоту русской души. К жанровым картинам он более не возвращается и создает огромный цикл картин на былинно-сказочные сюжеты.

Картина художника Васнецова Баян – рассказ о былинных героях

Одной из таких картин, показывающих трудное и героическое прошлое России, является грандиозное полотно – картина художника Васнецова Баян. Написанное в 1910 году, сегодня это эпическое творение мастера хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Великий художник Виктор Васнецов на протяжении многих лет с большой любовью работал над темой русской истории.

Создавая картины в портретном и пейзажном жанре, социально-бытовом направлении, занимаясь религиозной живописью, графикой, архитектурой, русский художник Васнецов неизменно возвращается к воспоминаниям детства, к сказкам, рассказанным при лучине, к удивительно красивым и грустным песням, которые он слышал в родном селе, к творчеству народных мастеров, которое так поражало воображение впечатлительного ребенка. Взявшись за сочинение по картине Васнецова Баян, следует сказать, что, став живописцем, получив в руки выразительные художественные средства, живописец является, прежде всего, певцом родной земли, русской старины, которой восхищался и о которой тосковал.

Описание картины Баян кисти Васнецова Виктора Михайловича

Взгляду зрителя на картине Баян художника Васнецова открывается роскошное русское летнее небо, холм, а за ним – ослепительные дали, от вида которых сладко замирает сердце. На холме, поросшем травой и цветами, разместилась группа русских витязей в боевом облачении – то ли вернулись из боя, то ли скоро в бой… Среди них взрослые мужчины, и совсем еще юные, есть и старцы, убеленные сединами и овеянные боевой славой. Не выпуская оружия из рук, воины внимательно слушают певца. Вместе с ними и князь Игорь, и его сын подросток. Известная картина Баян показывает нам сплоченную дружину, былинных воителей, посвятивших свои жизни ратному подвигу.

Самого рассказчика Баяна художник Васнецов на картине расположил справа. Под аккомпанемент гуслей сказатель повествует о минувших ратных битвах, о подвигах русских богатырей. Привлеченные голосом Баяна, на холм поднимаются и другие богатыри – мы видим их силуэты справа за спиной гусляра. Нелегок ратный путь, но русские воители должны отстоять родную землю. Лица у слушателей напряженные, сосредоточенные, думают они о подвигах отцов и о доме, который оставили. Сильный горячий ветер носится над холмами и вторит он своим заунывным голосом повествованию слепого Баяна. Здесь, в этой картине художника В. Васнецова Баян повествует о сплоченности русского народа, а сам мастер кисти говорит, что в искусстве есть бессмертие, что оно одерживает победу над страданиями и смертью, и дарует людям красоту и душевность.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1910 году.

На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить, что действие происходит на закате. Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.

Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.

Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.

«Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна - рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».

Одной из самых выдающихся и знаменитых картин русского художника Виктора Михайловича Васнецова является картина “Баян”. Сюжет этой картины относится к IX – XIX векам нашей эры. Виктор Михайлович всегда с особой любовью писал картины на темы русской истории.

На полотне изображена группа людей. Главным персонажем в ней является Баян, этим словом в старину называли музыкантов-сказителей. Старый человек сидит на вершине холма в окружении дружинников.

Ветер развевает седые волосы и бороду старика. На коленях у музыканта лежат гусли.

Касаясь струн одной рукой, подняв другую руку вверх, Баян поет.

В прежние времена музыканты-сказители пользовались огромным уважением и были желанными гостями везде. Они обладали великолепным музыкальным слухом, сильным и чистым голосом, сами слагали свои былины, песни, сказки, сами сочиняли музыку. Это были удивительно талантливые люди, заставляющие замирать слушателей одним прикосновением к струнам. В своих песнях они рассказывали о героизме воинов, об исторических событиях, о горе и счастье, о победах и поражениях. Быть воспетым Баяном, значило стать знаменитым на годы и века. Часто такие музыканты были слепыми.

Вот и на картине В. М. Васнецова у Баяна неподвижный взгляд, он устремлен в никуда, но создается впечатления, что этот старик смотрит в душу каждого, кто его слушает.

Вокруг Баяна сидят дружинники, группа из нескольких воинов внимательно слушает певца. Кто-то опустил глаза и смотрит в землю, кто-то – обратил взор в небо, но все ловят каждое слово песни, каждую ноту. Есть воины, одетые в плащи-накидки, по убранству можно понять, что это – командиры. Один из них, седой, в красном плаще – воевода. Он опустил глаза вниз и задумался. Видно, что этот человек давно в дружине, он повидал смерть. О чем он думает? Чем так опечалено его лицо?

Среди слушателей есть люди не военные: старик с мальчиком и мужчина в богатых одеждах. Возможно, они случайно оказались на холме, а может они сопровождают обоз дружины, но они тоже внимательно слушают песню талантливого старца.

За холмом видны другие дружинники, их взгляды устремлены на Баяна. Передышка в боях, музыка и песня волнуют всех, это отдушина в суровой военной жизни.

Пейзаж на картине не яркий, но глубокий. Вдали речка, равнина. Над головой серое небо, затянутое тяжелыми облаками, ветер. Все это еще больше подчеркивает значимость музыки. Люди, как зачарованные, забыли о тяготах и невзгодах, они слушают!

Глядя на картину, как будто слышишь звучание струн и голос певца. Художник Виктор Михайлович Васнецов талантливо и реалистично отразил дух того времени, суровость военной жизни, показал, что искусство побеждает смерть и боль, заставляет отступить зло, наполняет сердце людей красотой и добротой.


Другие работы по этой теме:

  1. Знаменитый русский художник Васнецов Виктор Михайлович написал много прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её героям. Но моим самым любимым произведением этого художника, несомненно,...
  2. В основе картины Васнецова “Баян” – один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в “Слове...
  3. Иван Константинович Айвозовский известен всем, как писатель-моренист, его картины отличаются особой, общей темой, темой моря. Его картина под названием “Буря” не является исключением. Перед нами...
  4. Фантастика довольно давно и прочно вошла в нашу жизнь. Почему литературные произведе­ния, написанные в жанре фантастики, фантасти­ческие фильмы нашли среди нас такое огромное число почитателей?...

В основе картины Васнецова «Баян» - один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве». Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину. Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины - холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины. Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание. При этом он играет на гуслях. Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают. Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом. К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься. Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое. Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь. Лицо его выглядит суровым. Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика. Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно. Его взгляд также устремлен вдаль. Наверное, он представляет себя храбрым воином. Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость. За его спиной стоит старый казак. Он слушает старца, подперев голову руками. Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля. Просторы ее бесконечны. Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой». Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения. Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо. Кажется, что даже оно слушает Баяна. Его длинные волосы треплет ветер. От этого картина получилась необычайно реалистичной.