Торгуя честью, не разбогатеешь (Школьные сочинения). II. Самостоятельная работа над сочинением

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду», выбирая путь правды и справедливости, понимая, что путь бесчестия – это дорога в никуда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (68 слов) Уверена, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Ведь это они – слуги народа. Увы, порой этого не происходит. Давайте вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многие современные чиновники своими поступками и поведением похожи на гоголевских героев. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Он умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя. Для него неважно, как на самом деле идут дела в городе. На первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий - «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки». Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив. Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Для этого человека слово «честь» - ничего не значит. Согласитесь, в Антоне Антоновиче легко узнаются черты некоторых наших градоначальников... К счастью, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония. Я думаю, что все знают Егора Полушкина, героя повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» Такие люди, как Егор, никогда не будут торговать честью! (342 слова) И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятие «честь» заложено стремление к нравственному идеалу. К сожалению, многие люди разучились видеть разницу между словами «честь» и «бесчестие». Надо понимать: потеря чести ведет к негативным последствиям: либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».(494 слова) Ангелина Ященко, 11 класс



«Честь и бесчестие»

Официальный комментарий:

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Афоризмы и высказывания известных людей:

· Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст

· Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Р.Роллан

· Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Апулей

· Истинная честь не может терпеть неправду. Г.Филдинг

· Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести. Мишель де Монтень

· Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду», выбирая путь правды и справедливости, понимая, что путь бесчестия – это дорога в никуда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (68 слов) Уверена, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Ведь это они – слуги народа. Увы, порой этого не происходит. Давайте вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многие современные чиновники своими поступками и поведением похожи на гоголевских героев. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Он умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя. Для него неважно, как на самом деле идут дела в городе. На первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий - «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки». Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив. Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Для этого человека слово «честь» - ничего не значит. Согласитесь, в Антоне Антоновиче легко узнаются черты некоторых наших градоначальников... К счастью, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония. Я думаю, что все знают Егора Полушкина, героя повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» Такие люди, как Егор, никогда не будут торговать честью! (342 слова) И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятие «честь» заложено стремление к нравственному идеалу. К сожалению, многие люди разучились видеть разницу между словами «честь» и «бесчестие». Надо понимать: потеря чести ведет к негативным последствиям: либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».(494 слова) Ангелина Ященко, 11 класс

Слово “честь” в наше время употребляется нечасто. А “бесчестье” – так уж совсем редко. Однако значения этих слов известны каждому человеку. Одни люди могут говорить о чести часами, тогда как иные это слово употребляют лишь в цитатах. Но есть одна черта, которая в этом вопросе объединяет абсолютно всех, будь то крестьянин, солдат или преступник – каждый из них воспринимает ее по-своему.

Поступок, доблестный для одних, становится аморальным для других. На этой моральной границе и рождается распутье между честью и бесчестьем.

Путь чести и бесчестья – самостоятельный выбор каждого человека. Расставляя жизненные приоритеты, мы определяем, что для нас честно, а что – нет. По сути, мы выбираем свою совесть, ведь совесть – это совокупность принципов, по которым живет человек.

Достоевский писал: “Продавая честь, не разбогатеешь”. Предавая свои принципы, человек показывает другим людям свою способность врать. Таких людей сторонятся, и вернуть “доброе имя” порой бывает очень непросто. Давайте не будем ходить далеко за примером и рассмотрим роман

Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Здесь Соня Мармеладова продает свою честь в самом что ни на есть буквальном смысле. Она презираема всеми, кроме своих родных и Раскольникова. Ее “ремесло” аморально, однако все ее поступки направлены на благо своей семьи. Поэтому чести в ней гораздо больше, чем, к примеру, в Лужине, чья философия была замкнута на собственной персоне, что и привело его позору и бесчестью.

В повести “Капитанская дочка” Александр Сергеевич Пушкин произносит замечательную в рамках нашей темы фразу: “Береги платье снову, а честь – смолоду”. В самой повести этот принцип демонстрируется повсеместно – от начала приключений главного героя, молодого сержанта Петра Гринева, где он честно отдает проигранные в бильярд деньги, до финальных сцен произведения. Нравственный конфликт Швабрина и Гринева отлично показывает, как сильно могут отличаться взгляды двух разных людей. Их судьями были самые разные люди: Маша, за чью благосклонность они боролись, капитан Миронов с супругой, Пугачев… Все они сходились на абсолютной честности главного героя и столь же абсолютной бесчестности Швабрина.

Давайте сравним наших честных, по мнению авторов, людей: Соня, получившая “желтый билет” ради своих близких, и Гринев, отстаивающий свою любовь к Маше на протяжении большей половины повести. У них немало общих черт: стойкость характера, доброта, честность, вера в собственную правоту. Видимо, именно эти черты характера помогали нашим героям поступать по совести. А значит, они помогут поступать так и настоящим людям.

аргументы к сочинению

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:
Там же смотрит определение слову «честный» :
В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:

Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.
проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:

Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду - вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин – делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.
Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя – и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна.
Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:
понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
В отличие от поэмы

представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне.
честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением.
В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает.