Сообщение о драгунском для 4. Презентация на тему: Удивительный мир Драгунского. Зрелое литературное творчество

Класс: 4

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Место урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
  • учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;
  • способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.

Развивающие:

  • пробуждать чувство сопереживания, учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;
  • способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям В.Ю. Драгунского).

Оборудование: плакаты с пословицами, рисунки по рассказам В.Ю. Драгунского, портрет В.Ю. Драгунского. Тематическая выставка книг «Мастер улыбки», Слайд по теме: «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского».

Ход урока

I. Активизация внимания.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Он автор замечательных рассказов о Дениске и его друге Мишке, а зовут его Виктор Драгунский.

III. Настройка» на восприятие .

(включить презентацию «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского»).

Слайд 2

Родился Виктор Драгунский 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем. Слайд 3

После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» студии А. Дикого. С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (1948–1958 г.). Слайд 4

Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Слайд 5

Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

Слайд 6

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.

Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.

Слайд 7

Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Слайд 8

Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году, а первая книжка из 16 рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов.

Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Отец в этих рассказах – сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, и в нем трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить «Девочку на шаре» и врать про «Пожар во флигеле». В его рассказах светлое и нежное чувство всегда одерживает победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.

Слайд 9

«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоят: пытливый и деятельный Дениска, и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. Так оно и сталось!

Его книги читают не только у нас в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.

Слайд 10

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы». А сейчас, мы с вами поговорим о некоторых рассказах В.Ю. Драгунского. Первый рассказ – «Он живой и светится …».

IV. Проверка знаний, закрепление.

Слайд 11

1. Рассказ «Он живой и светится …».

  1. Почему Виктор Драгунский так назвал этот рассказ? Ответ: в этом рассказе речь идет о живом светлячке, который лежал в глубине коробочки и светился.
  2. Дорог ли для Дениски был его новенький игрушечный – самосвал? Почему? Ответ: самосвал был новый. Он сам сваливал песок, у него была ручка, которую можно вертеть. Этот самосвал подарил Дениске папа.
  3. Ну, была – не была! Знай мою доброту! Мишка протянул Дениске спичечный коробок с маленьким светло-зеленым огоньком. Действительно ли Мишка был таким добрым? Ответ: Мишка просто хотел любым способом заполучить от Дениски новенький самосвал.
  4. Как вы думаете, почему так поступил Денис? Почему он самосвал поменял на светлячка? Ответ: мальчик не думал о выгоде, он думал о светлячке. Потому что он живой! И светится… И, это не прихоть мальчика – это его победа над твердым расчетом приятеля.

Это подтверждают слова из текста:

Мама: «Но всё-таки как ты решил отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? Чем же он лучше?»

Я ответил: «Как ты не понимаешь?! Он живой и светится!..»

Вывод: нереальное сияние светлячка, похожего на звездочку, горит где-то в непостижимой дали и вместе с тем, лежит здесь, на ладони, – это сияние оказывается стократ дороже такой ценной вещи, как новенький игрушечный самосвал. Почему светлячок лучше? Потому что он живой! И светится…

И это не прихоть мальчика, заждавшегося в темном дворе своей мамы. Это победа над твердым расчетом приятеля, для которого жизнь есть свод правил арифметики: за самосвал он отдает одну марку Гватемалы, две Барбадоса и лопнувший плавательный круг в придачу.

Слайд 12

2. Рассказ «Тайное становится явным»

(Чтение отрывка текста).

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– … Тайное становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным?»
– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама.
– Понял?..

Денис лег спать и все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?

– Однажды Денис вылил из окна тарелку манной каши, и она попала на шляпу дяденьке, который шел фотографироваться. Почему это случилось и что было потом, вы уже знаете.

После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.

  1. Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?
  2. Может быть, стоило Дениске прочитать мораль и объяснить, что так поступать больше не стоит?
  3. Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?

Ответ: Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Слайд 13

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Можно ли соотнести данную пословицу с рассказом «Тайное становится явным»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

Слайд 14

3. Рассказ «Главные реки»

– Сейчас мы поговорим ещё об одном рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки», который, поможет вам избавиться от других недостатков.

  1. Какое настроение вызвало у вас чтение рассказа «Главные реки»? Ответ: чтение данного рассказа вызвало интерес к самому рассказу, чувство юмора, смех и желание прочитать рассказ до самого конца.
  2. Почему с Дениской в школе случилась такая скверная история? Ответ: Дениска так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Он думать перестал про какие-то там уроки.
  3. Какую он клятву дал себе? Ответ: и я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
  4. Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? Почему так считаете? Ответ: думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит, т.к. этот урок он запомнит на всю жизнь.
  5. Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее смешным? (Прочитать отрывок текста).

– Кораблёв! Что же ты? Иди к доске.
И я бодро завёл: Зима!.. Крестьянин торжествуя,…
– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.
– Да, – сказал я.
– Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса Раиса Ивановна.
Это Мишка таким хитрым способом умудрился мне подсказать.

  1. Помогли ли Дениске подсказки друзей? Ответ: подсказки друзей нашему герою не помогают, т.к. он дома совершенно не брался за уроки. Подсказкой можно воспользоваться только тогда, когда ты учил уроки и просто немного забыл, или потерял главную мысль рассказа.
  2. Случались ли с вами или с вашими знакомыми подобные истории?
  3. Над чем вас может заставить задуматься данная история? Ответ: этот нелепый случай, который произошел с Денисом Кораблевым, может заставить задуматься каждого ребенка. Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно.
  4. Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Вывод: Дениску Кораблёва, случившаяся с ним история, научила всегда выполнять уроки.

Это подтверждают слова самого Дениса Кораблёва:

– Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.

Слайд 15–17

Конкурс первый «Чей это портрет?»

1. «…она, наверное, и есть Дюймовочка, какая она была маленькая, милая и необыкновенная».

Ответ: Танечка Воронцова. «Девочка на шаре».

2. – Довольно! Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова.

– Назови мне самую большую реку Америки. Скажите, кого так отчитывала учительница Раиса Ивановна и за что?

Ответ: Дениса Кораблёва, который не выучил уроки. «Главные реки».

3. Как называется этот рассказ? Назовите имя девочки.

– Пять лет девочке, а говорит «сыски».
– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Ответ: Алёнка. «Заколдованная буква».

4. Он любит много разных разностей: булки, плюшки, батон и кекс. Очень любит пельмени, ватрушки, кильку, сайру. Бутерброды прямо, с чем попало, про халву говорить не буду. Всей душой люблю мороженое.

– Ты любишь целый продуктовый магазин? – спросил Борис Сергеевич.
– А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
– Ой, чуть не забыл!
– Ещё котят! И бабушку!

Чей это портрет? Как называется этот рассказ?

Ответ: Мишка. «Что любит Мишка».

Конкурс второй. «Кто самый внимательный?»

  1. На что Дениска выменял светлячка? Ответ: на самосвал. «Он живой и светится».
  2. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ: Зеленые, как крыжовник. «Тайное становится явным», «Гусиное горло».
  3. Какая буква заколдована и почему? Ответ: буква «Ш» «Заколдованная буква».
  4. Фамилия Мишки? Ответ: Слонов.
  5. Что купил Дениска в магазине, прежде чем попал в цирк? Ответ: помидоры, сметану.
  6. Назовите цирковые рассказы В. Драгунского. Ответ: «Мотогонки по отвесной стене», «Девочка на шаре», «Не хуже вас, цирковых», «Слониха Лялька», «Ровно 25 кило».
  7. Фамилия Дениски? Ответ: Кораблёв.
  8. Стихотворение, какого поэта, не выучил Дениска? Ответ: Н.А. Некрасова. «Главные реки»

– Да, нелепый случай, произошел с героем рассказа «Главные реки» Денисом Кораблевым и Дениска извлёк из этого положительный урок.

– Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? (Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно).

– Думаю, что этот урок может пригодиться каждому из нас.

Слайд 18

V. Подведение итогов урока.

– о жизни и творчестве, какого писателя мы сегодня говорили на уроке?

– Назовите рассказы, о которых мы говорили сегодня на уроке;

– назовите, какие рассказы В.Ю. Драгунского вы прочитали дополнительно, о которых мы не говорили на уроке;

– какой из рассказов В.Ю. Драгунского вам понравился больше всего и почему?

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию в Гомель. Здесь и прошло детство Виктора Юзефовича. В 1918 году в краткой биографии Драгунского произошла трагедия – от тифа умер его отец.

В 1925 году мальчик с матерью и отчимом переезжает в Москву.

Начало творческой деятельности

Семья Виктора Юзефовича находилась в тяжелом материальном положении, поэтому ему пришлось рано пойти работать. С 1930 года Драгунский начал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году был принят в труппу Театра транспорта (сейчас Театр имени Н. В. Гоголя). Позже Драгунский работал в цирке, некоторое время играл в Театре сатиры.

Кроме театра, Виктора Юзефовича влекла литературная деятельность, он писал юморески, интермедии, фельетоны, сценки, цирковые клоунады и др. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати.

В 1945 году Виктора Юзефовича приглашают работать в Театр-студию киноактера. В 1947 году Драгунский, биография которого не была пестра на роли в кино, снялся в фильме «Русский вопрос» режиссера М. Ромма.

«Синяя птичка»

В театре роли в основном распределялись среди именитых актеров, поэтому Драгунский как молодой артист не мог рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. В 1948 году Виктор Юзефович создает пародийный «театр в театре», назвав его «Синяя птичка». Вскоре к труппе присоединились Л. Давидович, Я. Костюковский, В. Дыховичный, М. Глузский, М. Слободской, Л. Сухаревская, Р. Быков, В. Бахнов, Е. Моргунов и другие. Для некоторых постановок Драгунский писал тексты песен.

Театр «Синяя птичка» стал известен в Москве. Труппу неоднократно приглашали со спектаклями в Дом актера. В 1958 году театр прекратил свою деятельность.

Зрелое литературное творчество

В 1959 году в печати впервые появляются произведения писателя Драгунского для детей из серии «Денискины рассказы». Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы.

6 мая 1972 года Виктор Юзефович Драгунский умер в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.

Другие варианты биографии

  • Мать Драгунского дважды выходила замуж. Второй муж, М. Рубин, был актером водевильного театра. Вместе с ним семья ездила на гастроли по стране, а затем и переехала в Москву.
  • В годы Великой отечественной войны Драгунский был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами.
  • Прототипом главного героя «Денискиных рассказов» стал сын писателя Денис.
  • Совместно с Л. Давидович Драгунский написал такие известные песни, как «Теплоход», «Три вальса», «Березонька», «Чудо-песенка», «Звезда моих полей».
  • В школе произведения Драгунского изучаются в начальных классах.

Тест по биографии

Проверьте своё знание краткой биографии Драгунского ответив на вопросы теста.














1 из 13

Презентация на тему: Удивительный мир Драгунского

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Виктор ЮзефовичДРАГУНСКИЙ Драгунский родился в ноябре 1913г, прожил 58 лет, всего 12 лет работал в детской литературе, но остался в нашей памяти её классиком. Виктор Юзефович родился за океаном, но детство прошло на реке Сож в белорусском Гомеле. Отец умер от тифа, отчим, красный командир, погиб на гражданской войне. В юности Виктор работал бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был цирковым клоуном, актером театра и кино, руководителем маленького сатирического театра «Синяя птичка». Во время войны он был ополченцем. Виктор Юзефович работал для детей. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках. Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить. Каждое своё послание он заканчивал девизом: «ДРУЖБА! ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!». 30.11.1913 (Нью-Йорк)-06.05.1972 (Москва)

№ слайда 4

Описание слайда:

АКТЁР И ЮМОРИСТ Учился Виктор средне, много читал и хорошо успевал только по литературе. Профессор А.Л.Штейн, его школьный товарищ, вспоминал: «Несмотря на свою недолгую жизнь, Виктор Драгунский оправдал наши надежды. Среди нас, друзей детства и юности, он оказался самым ярким, больше всех нас внес в сферу культуры, в которой творил и работал». Однажды совершенно случайно на улице Виктор увидел объявление: «Литературно-театральная мастерская объявляет набор слушателей». Пойду. Попробую.- так писал Драгунский в своих воспоминаниях. Начался интереснейший период в его жизни: обучение актерскому мастерству. А затем и работа в театрах. И через несколько лет он создал театр пародий «Синяя птичка». Идея театра увлекла многих актеров. Всем хотелось играть. И тогда Драгунский придумал: пусть одну роль играют сразу несколько актеров. Все спектакли «Синей птички» начинались с песенки: «Синяя птичка, она такая вот. Синяя птичка; в ней все наоборот: Тех, кого полюбит, в обиду не дает, А тех, кого не любит, безжалостно клюет». Но все это было уже после войны…

№ слайда 5

Описание слайда:

ВОЙНА Во время войны Драгунский рвался в ополчение, хоть его и не брали из-за астмы. И все-таки он добился своего. Через несколько дней их разнокалиберную группу посадили в поезд, идущий в сторону Смоленска. Разместили всех в маленькой деревушке. Каждому дали лопату и началась работа. Они рыли глубокие траншеи, устанавливали противотанковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая. Потом театр отправили в тыл. Актер Николай Рыкунин вспоминает: «Поезд шел очень медленно. Я решил погулять с моей полуторагодовалой дочкой, подышать свежим воздухом, хотя мело и ветер хлестал вовсю. Я стоял у вагона с ребенком на руках… Вдруг паровоз дал гудок и тут же тронулся! Я, пропуская поручни своего вагона, рванулся с девочкой к следующему вагону, уцепился за поручни одной рукой, а другой держу дочку, поезд прибавляет ход, я кричу дочке: «Держись за меня крепче!» Слышу, как Виктор за дверями, кричит что-то.Оказывается дверь забита досками.. И почти в тот момент, когда я терял самообладание и силы, с треском разлетелись доски и чьи-то руки схватили нас и потянули в вагон… Это был В.Драгунский.!…Он был человек поступка!»

№ слайда 6

Описание слайда:

"РЫЖЫЙ КЛОУН" Совершенно неожиданно Драгунский бросает театр и уходит в цирк работать клоуном. В цирке было хмуро в эти военные дни, окна были заклеены крест- накрест, света мало.В цирк приходили военные на передышку. Даже дети цирковых артистов выступали днем и ночью. Известная актриса цирка и писательница Н.Дурова вспоминает: «Драгунский заступался не только за меня, заступался за нас, детей. Он спасал нас от напраслины и окрика. Я его обожала.»

№ слайда 7

Описание слайда:

ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ «ЭТОТ НОРМАЛЬНЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ МИР».С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы».Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблёвым, а с Дениской Драгунским – сыном писателя. Рассказы о Дениске переведены на многие языки мира, даже на японский.

Предлагаю вам конспект урока внеклассного чтения «Знакомство с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского». Данная работа будет полезной учителям начальных классов. Вашему вниманию предлагается , не требующего специальной подготовки детей.

Цели урока:

  • Познавательный аспект: знакомство с биографией и творчеством писателя В. Ю. Драгунского
  • Развивающий аспект: развитие речевой активности, наблюдательности, внимания, творческого потенциала каждого ребенка.
  • Воспитательный аспект: воспитание коммуникативной толерантности
  • Учебный аспект: формирование умения писать сочинение

Демонстрационный материал:

  • Драгунского, его книги,
  • кукла Дениска,
  • кроссворд-игра «Бусинки».

Раздаточный материал:

  • Книжечки с изображением елки,
  • викторина «Внимательный читатель».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Ребята, я вам сейчас назову несколько словосочетаний, а вы по ним попробуете угадать задуманные мною слова. Попробуем?

Маленький, желтый, пищит.

Интересно, дети, что-то новое, полезное, трудиться, заниматься, бывает трудно, обязательно, 45 минут, учитель.

Занимательные, познавательные, бывают художественные, учебники. А кто пишет книги? Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет.

Вы знаете кто это? А как вы думаете какой этот человек? Ребята, я вам сегодня хочу рассказать о любимом писателе многих детей - Викторе Юзефовиче Драгунском. Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»...

Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей.

Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет. А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном.

Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио...

Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами.

А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,— мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы.

Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский. Эта книга выходит с 1959 года. Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше.

Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.

А сейчас послушайте рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква».

Виктор Драгунский «Заколдованная буква»

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

— Теперь надо эту елку заактировать, — и ушел.

А мы остались возле елки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

— Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

— Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

— Пять лет девчонке, а говорит «сыски»... Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

— Ах, мне плохо! Сыски...

И стал икать:

— Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

— Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»...

Мишка сказал:

— Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово — хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

— Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!».

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и все!

Беседа по тексту:

  • Вам понравился рассказ? Чем?
  • Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Заколдованная буква»?
  • Какие моменты запомнились больше всего? Почему?
  • За какого героя переживали по ходу чтения?
  • Чему учит этот рассказ?

Ой, а это кто? (Достаю куклу). Это же Дениска из рассказов В. Драгунского. Что ты говоришь? Принес сюрприз? Книги для ребят? Возьмите, пожалуйста, эти книжечки. (см. Приложение 3) Откройте и скорее принимайтесь за работу - ответьте на вопросы текста.

После проверки дети закрашивают столько , сколько у них правильных ответов.

Внимательный читатель.

1. С кем гулял Дениска?

2. На какой машине привезли елку?

4. Чем пахла елка?

5. Сколько лет Аленке?

6. Сколько зубов вывалилось у Мишки?

7. Какой фразой заканчивается рассказ?

Физминутка «Под высокою сосной», «Зажги звезду».

Хорошо, с этим заданием вы тоже справились. А теперь давайте поиграем в писателей. Мы попробуем написать небольшое сочинение. Приступайте к работе.

Прослушивание сочинений.

Игра «Бусинки»

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (дождь)

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует всеми цветами … (радуга)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (аист)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (гриб)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (улитка)

Голубая простыня весь свет покрывает. (небо)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (снежинка)

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Кататься захочешь - на нас садись. (качели)

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик… (иголка)

Я вчера опять упал

И коленку разодрал.

Мама ранку мне прижжет.

Ой, печет! Ведь это… (йод)

Итог урока.

На этом урок литературного чтения в 4 классе завершается.

Добрые и озорные рассказы писателя стали классикой детской литературы советского периода. Их охотно читают и в новом веке, находя забавными, поучительными и остроумными.

Виктор Драгунский, подаривший детям цикл заряжающих позитивом «Денискиных рассказов» , творил вдохновенно, его прозу для младшей читательской аудитории с удовольствием перечитывают взрослые, вспоминая те беззаботные годы, когда «деревья были большими».

Но советский прозаик творил не только для подрастающего поколения: в его библиографии - две замечательные автобиографические повести.

Сочинения автора настолько многослойны, реалистичны и красочны, что по ним снято полтора десятка фильмов, поставлены спектакли. В наши дни творчество Драгунского переживает второе рождение и всплеск читательского интереса.

Детство и юность

Родился будущий литератор в конце 1913 года в Америке, в семье евреев-эмигрантов из белорусского Гомеля. Но Рита Драгунская и Юзеф Перцовский прожили в полуторамиллионном Бронксе недолго: через полгода после рождения первенца супруги вернулись на родину, в Гомель.


Виктор Драгунский в детстве и его мама

Родного отца Виктор Драгунский не запомнил: Юзеф Фалькович скончался от тифа, когда сыну было 4 года. Вскоре мама вышла замуж вторично за красного комиссара Ипполита Войцеховича, но и этот брак закончился спустя 2 года: в 1920-м комиссар погиб.

Влияние на Виктора Драгунского оказал третий супруг матери и второй отчим – артист Менахем Рубин. Он выходил на подмостки еврейского театра водевиля, гастролировавшего по стране с комедийными музыкальными пьесами. Вместе с отчимом кочевал по городам и весям 8-летний Витя с матерью, впитывая за кулисами дух творчества и праздника.


В 1924-м у Виктора Драгунского появился единоутробный брат Леонид. Спустя 3 года, в 1925 году Рубин прекратил колесить по стране и остановился в Москве, дав согласие стать режиссером театра Ильи Триллинга. В конце 1920-х Рубин с Триллингом оставили Советский Союз и эмигрировали в США, где открыли новый театр.

Окончив школу, Виктор Драгунский устроился помощником токаря на завод. Позже перешел на фабрику конской упряжи, где мастерил шоры для лошадей. Но любовь к творчеству, привитая отчимом, не остывала: в 1930-м Виктор записался в мастерскую театрального педагога и режиссера Алексея Дикого, где учился 5 лет.

Театр

После окончания курса вышел на сцену Театра транспорта на улице Гороховой (ныне «Гоголь-центр»). Вскоре талантливого артиста заметили и пригласили в столичный Театр сатиры. Виктор Драгунский вечером выходил на подмостки, а днем писал фельетоны и юмористические монологи, придумывал клоунады для цирка и веселые интермедии. Актер и писатель подружился с цирковыми артистами и даже выходил на арену как клоун.


Великая Отечественная война прервала творческий полет Виктора Драгунского - он защищал Родину в ополчении. В армию не взяли из-за слабого здоровья. В 1943 году не стало брата писателя: Леонид Драгунский-Рубин скончался от тяжелого ранения в госпитале под Калугой.

После войны артист и писатель устроился в труппу столичного Театра-студии киноактера. Творческая биография литератора – это и роли в кино. У Драгунский снялся в картине «Русский вопрос», зрители узнали его в образе диктора на радио. Вышел на театральную сцену, сыграв героев нескольких спектаклей.


Виктор Драгунский в фильме "Русский вопрос"

Актера приняли в драмтеатр на Поварской. Но заметные роли доставались мэтрам, а молодежь перебивалась появлением в массовке. Фонтанирующий идеями Виктор, дабы не прозябать без работы, инициировал создание самодеятельного коллектива внутри драмтеатра, в который вошли и молодые, и маститые артисты.

В этом «театре в театре» Драгунский возглавил пародийный коллектив «Синяя птичка», выходивший на сцену 10 лет, начиная с 1948 года. Юмористические спектакли артиста пользовались успехом и «Синюю птичку» пригласили на Мосэстраду. Виктор сочинял сценарии пародий и тексты песен. Одна из них («Теплоход») вошла в эстрадный репертуар .

Литература

Написанные за 10 лет фельетоны и юморески литератор объединил в сборник, который назвал «Железный характер». Книга вышла в 1960 году.


Известность пришла к писателю после выхода в 1966-м «Денискиных рассказов» – цикла юмористических рассказов для детей и подростков, главным героем которых стал . В том же году юные читатели порадовались еще одной книге – сборнику под названием «Похититель собак».

В 1960 годы книги цикла издавались миллионными тиражами. Дети зачитывались рассказами «Первый день», «Друг детства», «Кот в сапогах» и «Тайное становится явным». Поучительные, но не назидательные книги Виктора Драгунского легко находили путь к сердцу ребенка, прививали любовь к чтению.


Как и вся проза Драгунского, веселые истории о Дениске и его друге Мишке Слонове взяты из жизни. Прототипом главного героя стал сын литератора Денис.

Многие произведения Виктора Драгунского экранизированы. Советские режиссеры сняли фильмы по мотивам Денискиных рассказов «Девочка на шаре», «Капитан» и «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Саркастический рассказ «Волшебная сила искусства» был экранизирован советским режиссером Наумом Бирманом. Сценарий комедии написал Виктор Драгунский, а в трех новеллах одноименного альманаха снялись , и .


В 1980 году на экраны вышла мелодрама «Клоун» по мотивам одноименной повести. В фильме снялись , Анатолий Марчевский, . Сценарий грустной комедии написал автор.

Взрослым писатель подарил две повести – «Он упал на траву» и «Сегодня и ежедневно». Первая - о войне, вторая - о жизни артистов цирка.

Личная жизнь

В середине 1930-х Виктор Драгунский познакомился с актрисой Еленой Корниловой. Роман увенчался браком, в котором родился первенец – сын Леня. Но семейная жизнь дала трещину, супруги расстались. Леонид Корнилов окончил университет, выбрав экономический факультет, но отцовские гены победили. Публицист Корнилов писал статьи для «Известий» и «Недели», издал 6 книг.


Второй брак Виктора Драгунского оказался счастливым. Выпускница театрального вуза Алла Семичастнова, моложе мужа на 10 лет, родила Виктору Юзефовичу двоих отпрысков – сына Дениса и дочь Ксению. Вместе супруги прожили до смерти писателя.


Денис Драгунский, прототип героя известных детских рассказов отца, стал филологом (преподавал греческий язык будущим дипломатам), журналистом и литератором. Он писал сценарии для фильмов, научные статьи и обзоры.

Талант к писательству обнаружился и у Ксении Драгунской: она сочинила сценарии к трем десяткам пьес, прославилась как драматург, искусствовед и детский прозаик.

Смерть

Скончался Виктор Драгунский в столице на 60-м году, от хронической болезни, с которой боролся долгие годы. В последний путь светлого и доброго писателя проводили тысячи поклонников.


Могила артиста, юмориста и писателя находится на 14-м участке Ваганьковского кладбища. В 1990-м вдова писателя Алла Драгунская издала книгу стихов Виктора Юзефовича.

Библиография

  • 1960 – «Железный характер»
  • 1961 – «Расскажите мне про Сингапур»
  • 1961 – «Он упал на траву»
  • 1962 – «Человек с голубым лицом»
  • 1964 – «Девочка на море»
  • 1964 – «Старый мореход»
  • 1964 – «Сегодня и ежедневно»
  • 1966 – «Денискины рассказы»
  • 1966 – «Похититель собак»