Родовое имение ганнибалов - усадьба петровское. Родовое имение ганнибалов - усадьба петровское Усадьба Петровское на карте
1. Петровское. Дом Абрама Петровича Ганнибала August 18th, 2016
08.03.2016
Дом Абрама Петровича Ганнибала в усадьбе Петровское необычен сразу по нескольким причинам.
- Он задумывался в голландском стиле, диковинном для псковских земель.
- Он воссоздан на историческом фундаменте и наполнен предметами домашнего обихода приблизительно середины XVIII века.
- Его построил и в нем жил предок Пушкина, фамилия которого мне с детства представлялась зловеще-притягательной — Ганнибал.
![](https://i0.wp.com/ic.pics.livejournal.com/a_les_sandro/76103102/754212/754212_original.jpg)
Заходишь внутрь и по-детски осознаешь: здесь жил арап Петра Великого. А потом мысленно добавляешь: и мебель здесь собрана особая — добарочная и раннебарочная.
Приемная-прихожая
В небольшой приемной встречаем стул
с витыми ножками и витыми боковыми устоями.
Вертикальные рейки спинок с суетливым растительным орнаментом. Навершие — царство львов.
Стол
. Россия, начало XVIII века.
Выполнен в стиле петровского барокко (голландском стиле). Подстолье в виде высокого короба с рамочно-филенчатым рисунком из наборного дерева, точеные ножки-балясины, рама-проножка. Подобный стол мы встречали .
Комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов
В вытянутом в длину пространстве комнаты выделяются три зоны: спальня (в середине комнаты) и два кабинета (по краям).
В первом кабинете расположен секретер
с откидывающейся крышкой. Обратим внимание на конструкцию дверки.
С лицевой стороны дверка выглядит как рамочно-филенчатая. Однако глядя на ее тыльную сторону, мы понимаем, что это не так: дверка представляет собой не филенку, вставленную в рамку, а сплошное дощатое полотно, поверх которого с лицевой стороны проложена рамка.
Кресло
притворяется, будто сделано из коряг или сучковатых ветвей.
На самом деле это тоже не так: уж больно симметричны левый и правый локотники, а также левая и правая половины спинки. Средняя часть спинки стилизована под вазу, что характерно для мебели в английском стиле.
В комнате две люстры. Вот первая из них. Помещаю ее
Зону спальни образует супружеская кровать
с балдахином. Изножье — волна. В изголовье волна повторяется лишь декоративно, так как изголовье совмещено с уходящей вверх до потолка стеновой панелью, к которой крепится балдахин.
Функцию прикроватной тумбочки выполняет стул
в английском стиле с характерной для него формой кабриолей. Лапа, охватывающая шар, была в ходу в 1760-е годы.
Прорезные спинки тоже появились к середине XVIII века.
Напротив кровати висит овальное зеркало
в резной раме, символизирующей расходящиеся от центра лучи солнца.
Второй кабинет представлен небольшим, но выглядящим основательно и даже тяжеловесно, столом
. Массивная проножка соединяет две плоские широкие опоры, стилизованные внизу под звериные лапы, а в верхней части декорированные резьбой. Резьба проложена и по подстолью, и по кромке столешницы.
Кресло
в углу типично для раннего барокко: кабриоли знакомой формы с птичьей лапой, охватывающей шар; непрорезная средняя часть спинки в виде вазы.
Вторая люстра.
Детская
Детские кровати
по исполнению сходны с родительской кроватью: изножье — волна; изголовье прямое, декоративно повторяющее волну.
Еще один стол
в стиле петровского барокко из наборного дерева.
Кухня-поварня (столовая)
Кухня расположена на первом этаже дома и представляет собой очень просторное помещение.
Здесь нас встречает большой дубовый стол
XVIII века. Прошу обратить внимание на форму его ножек.
Ножки выполнены в виде массивных витых
балясин. Между собой балясины соединены фундаментальной проножкой сложной формы.
В углу расположен ореховый буфет
, датируемый 1750 годом.
Не уверен, что дверцы рамочно-филенчатые, но центральная часть дверец — назовем ее филенкой — несет на себе очень симпатичную резную картинку.
Вспомогательный стол
коренаст и пружинист.
Сундук
с сетчатым рисунком.
При ближайшем рассмотрении убеждаемся, что рисунок исполнен очень аккуратно.
Люстра с деталями кованого силуэта.
Музейщики молодцы, выдержали атмосферу послепетровского времени, в которой жил человек эпохи Петра Великого.
Вот соседний дом — дом Петра Абрамовича Ганнибала — будет совсем другим, и мебель там будет другая.
Петровское - родовое имение предков А. С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.
В 1742 году дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А. С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого. Для первоначального обустройства А. П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское), где был построен небольшой дом («Дом А. П. Ганнибала»). В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал - двоюродный дед Пушкина - прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («Дом П. А. Ганнибала»), усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П. А. Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России. С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К. Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К. Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.
В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника. Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «Дома П. А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века. В июне 1977 года состоялось открытие музея Петровское, который включил в себя «Дом П. А. Ганнибала» и мемориальный парк с Грот-беседкой. В 1999 - 2000 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции музея-усадьбы «Петровское». Значительно изменился облик усадьбы. На старом фундаменте воссоздан «Дом А. П. Ганнибала».
ДОМ-МУЗЕЙ А. П. ГАННИБАЛА
Мемориальный дом прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала воссоздан на старом фундаменте. Рассказ об Абраме Петровиче Ганнибале в этом новом музее знакомит с жизнью главной ганнибаловской вотчины на псковщине в самом ее истоке.
Флигель обставлен типологически, поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось. В экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII в., портреты и гравюры, предметы прикладного искусства, характерные для того времени.
Рассказ начинается с приемной-прихожей - служебной комнаты, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы, по управлению своими деревнями. Здесь представлены портрет графа Б. Х. Миниха (гравюра Е. Чемесова с ориг. П. Ротари); карта Псковской губернии XVIII в.; сундук-укладка дорожный сер. XVIII в.; стол русской работы в голландском стиле наборного дерева нач. XVIII в.; ларчик-теремок с двойной крышкой 1 пол. XVIII в.; чернильница походная нач. XVIII в.; счеты XVIII в.
Далее посетители проходят в комнату Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов. Комната из двух половин: это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином (в манере того времени). Здесь представлена мемория рода Ганнибалов - икона «Спас Нерукотворный» (к. XVII - нач. XVIII вв). Здесь также экспонируются портрет Петра I (гравюра Е. Чемесова с ориг. Ж.-М. Натье. 1759); портрет царицы Елизаветы (гравюра Е. Чемесова); вид окрестностей г. Тобольска (гравюра Оврея к. XVIII в.); патент царицы Елизаветы на чин А. П. Ганнибалу генерал-майора (1742, копия); кубок стеклянный с вензелем царицы Елизаветы, XVIII в.; библия на немецком языке (1690 г., перевод Лютера).
В следующей за тем детской рассказывается о воспитании и обучении детей в семье Ганнибалов. Здесь представлены: сундук (к. XVI - нач. XVII вв. западноевропейской работы); деревянные детские игрушки крестьянской работы; макет корабля-парусника XVIII в.; две пушечки-мортирки XVIII в.
В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. По-видимому, она была устроена на европейский манер: с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож. В кухне-поварне семья и обедала. Здесь же могли принимать и угощать обедом гостей. Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века. Здесь представлены стол обеденный дубовый XVIII в.; буфет орехового дерева 1750 г.; посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная; предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля - изразцы, посуда, точеные (или резные) по кости детские игрушки, трубки глиняные и другие экспонаты.
![](https://i2.wp.com/pushkin.ellink.ru/2018/reserve/images/house2_p.jpg)
ДОМ-МУЗЕЙ П. А. И В. П. ГАННИБАЛОВ
Экскурсия в большом доме продолжает рассказ о Ганнибалах, начатый во флигеле А. П. Ганнибала. В 1817 г., по окончании Лицея, Пушкин именно здесь познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала. «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков», - эти слова поэта организуют сюжетную линию рассказа в данном музее.
Экскурсия начинается в сенях. Здесь представлены герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А. П. Ганнибала), фрагмент схемы «Родословное древо Ганнибалов - Пушкиных - Ржевских».
В приемной начинается рассказ о П. А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года. Здесь представлены завещание А. П. Ганнибала 1776 г., межевой план владений П. А. Ганнибала 178 (копия), фотографии усадьбы из журнала «Столица и усадьба», 1914 г.; фрагмент обшивки кресла, принадлежавшего П. А. Ганнибалу (вышивка шелк., золот. и серебр. нитями, 70-80 гг. XVIII в.). В двух витринах экспонируются материалы археологических раскопок 1969 и 1999 гг. в с. Петровском - предметы быта, посуда, слон-талисман, монеты первой половины XVIII в.
В кабинете П. А. Ганнибала ведется рассказ о П. А. Ганнибале как хранителе фамильных реликвий: документов, архива, инструментария А. П. Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии, предметов оружия XVIII в. Здесь представлены мемориальные вещи - печатка А. П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); «Минея» 1768 г. на сентябрь с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира «Систима, или состояние мухамеданской религии» СПб, 1722 г. Экспонируются шкаф-витрина с оружием XVIII в.; коллекция медалей XVIII в.; портрет Екатерины II. (копия XIX в. с ориг. И.-Б. Лампи). Под портретом на столе размещены «Жалованная грамота» царицы Елизаветы А. П. Ганнибалу о пожаловании ему Михайловской губы 1746 г. (копия), Письмо Екатерины II А. П. Ганнибалу 1765 г. (копия), письмо Великого Князя Павла Петровича Ивану Ганнибалу сент. 1775 г. (копия). В экспозиции представлены барельеф Петра I (чугун, худ. Растрелли), инструментарий XVIII в.
Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 гг., когда хозяином дома был внук А. П. Ганнибала - Вениамин Петрович. В гостиной находятся рояль «Штурцваге» 1839 г., ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), портрет А. С. Пушкина (неизв. худ. 1830 гг.).
В кабинете Вениамина Петровича Ганнибала ведется рассказ о В. П. Ганнибале (1780-1839), двоюродном дяде поэта, соседе и приятеле семьи Пушкиных, поклоннике таланта Пушкина, хлебосоле и музыканте. В обстановке комнаты мебель первой трети XIX в., икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I (копия XIX в. с ориг. Виже-Лебрен 1800 г.), шкатулка для чая В. П. Ганнибала красного дерева, портрет Павла Исаковича Ганнибала (миниатюра, копия с ориг. неизв. худ., 1-я четв. XIX в.).
Согласно планировке конца XVIII - начала XIX вв., барская спальня завершает анфиладу комнат. Экспозиция «барской спальни» с типичным для нее убранством осматривается из дверного проема.
В парадной зале продолжается рассказ о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина. Здесь представлены портрет Петра I (неизв. худ. XVIII в.), «Полтавская баталия» (гравюра XVIII в.), «Битва при Лесной» (гравюра худ. Лярмессена, нач. XVIII в.), портрет двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала (копия с ориг. неизв. худ. XVIII в.), портрет Императрицы Елизаветы Петровны (гравюра И. А. Соколова с портрета худ. Каравака, 1746), «Путешествие Екатерины II» (неизв. худ. с гравюры худ. Демейса. XVIII в.), бюст Екатерины II худ. Ф. Шубина.
Литературная экспозиция, расположенная в трех вертикально-горизонтальных витринах в коридоре, закрепляет все сказанное в экскурсии, иллюстрирует отражение интереса поэта к роду Ганнибалов в его стихах и прозе.
![](https://i2.wp.com/pushkin.ellink.ru/2018/reserve/images/parck_p.jpg)
ПЕТРОВСКИЙ ПАРК
Научное обследование и изучение Петровского парка специалистами позволяют датировать его основательное устройство не ранее 1786 г., т.е. при двоюродном деде поэта Петре Абрамовиче Ганнибале. К настоящему времени парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х гг. и до начала XX в.
Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П. А. и В. П. Ганнибалов. Вблизи дома А. П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи - одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А. П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямам углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.
В конце большой аллеи находится «зеленый кабинет» (любимое место отдыха П. А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в «зеленый зал». Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - две горки («парнасы») с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липками. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.
![](https://i0.wp.com/pushkin.ellink.ru/2018/reserve/images/petr_p.jpg)
Музей - усадьба «Суйда» с 1999 года занимает несколько комнат бывшей усадьбы А.П. Ганнибала.
В начале XVIII века Петр I подарил суйдинские земли своему сподвижнику, герою Северной войны, графу Петру Матвеевичу Апраксину. При нем здесь на месте шведской мызы была устроена загородная усадьба, а в полуверсте от нее в 1718 году воздвигнут храм Воскресения Христова. В 1759 году у потомков Апраксина Суйдинскую мызу с окрестными селами и деревнями приобрел во владение Абрам Петрович Ганнибал, уроженец далекой Африки, крестник и сподвижник Петра I, первый военный инженер-фортификатор, генерал-аншеф русской армии.
В Суйде А.П. Ганнибал безвыездно поселился после выхода в отставку и жил здесь до самой смерти в 1781 году. При нем в Суйде появился обширный парк с аллеями, каналами, беседкой, солнечными часами и горбатым мостиком, но главной достопримечательностью здесь был каменный диван, вырубленный в огромном ледниковом валуне крепостными старого арапа. После смерти старого арапа усадьба перешла к его старшему сыну, герою Турецкой войны, генерал-поручику Ивану Абрамовичу Ганнибалу, который приходился А.С.Пушкину двоюродным дедом.
В старинном поместье родилась и выросла будущая мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал. В местной церкви Воскресения Христова она в 1796 году венчалась с потомственным дворянином, поручиком Сергеем Львовичем Пушкиным. От старины в Суйде уцелели перестроенный в 1950 году каменный гостевой флигель, дом управляющего, конюшня, оранжерея, скотный двор, кузница и другие постройки эпохи Ганнибала, а также замечательный парк.
Первая экспозиция, посвященная А.П. Ганнибалу, была организована Н.И. Грановской, научным сотрудником Всесоюзного музея А.С. Пушкина в помещении местного совхоза. В 1986 году на Первом областном пушкинском празднике в Суйде был открыт общественный музей истории Суйды. С этого времени началось возрождение старинной усадьбы А.П. Ганнибала. В 1999 году, когда в России торжественно отмечался двухсотлетний юбилей со дня рождения А.С.Пушкина, в бывшем поместье А.П. Ганнибала был открыт государственный музей.
Экспозиция музея-усадьбы «Суйда» состоит из нескольких разделов, главный из которых посвящен А.П. Ганнибалу. Украшением центрального зала является предполагаемый портрет юного Ганнибала – точная копия с оригинала неизвестного художника начала XVIII столетия и бюст А.С. Пушкина работы М.К. Аникушина. В отдельной витрине представлены подлинные реликвии самого прадеда Пушкина и его ближайших потомков. Интерес представляет и гранитный бюст петровского арапа, выполненный в 1996 году гатчинским скульптором Валерием Шевченко. Убранство этого зала дополняют предметы быта ганнибаловской эпохи. Особый раздел музея посвящен родителям великого поэта и его няне Арине Родионовне.
Есть под Петербургом замечательное место, связанное с именем Александра Сергеевича Пушкина и его родословной. Это поселок Суйда Гатчинского района - бывшее родовое поместье Абрама Петровича Ганнибала, прадеда великого русского поэта, по материнской линии.Суйда впервые документально упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года. В то время на левом берегу реки Суйда уже существовал небольшой женский монастырь с церковью "Велики Никола". Суйда реликтовое слово, непонятного нам древнего языка жителей Водской пятины Великого Новгорода. Археологи обнаружили в ее окрестностях курганные захоронения, относящиеся еще к X XI векам.
Почти столетие, этот край, находился под шведской оккупацией. В начале XVIII века Петр I подарил суйдинские земли своему сподвижнику, герою Северной войны, графу Петру Матвеевичу Апраксину. При нем здесь на месте шведской мызы была устроена загородная усадьба, а в полуверсте от нее в 1718 году воздвигнут храм Воскресения Христова. В Суйде имелись: господский дом, построенный в стиле барокко, регулярный сад с прудом, хозяйственные службы и другие усадебные строения.
Местная легенда гласит, что суйдинский пруд был выкопан по приказу Апраксина, жившими после победоносного завершения Северной войны, пленными шведами. По форме он напоминает лук, направленный в сторону королевской Швеции. И действительно, если приглядеться внимательно, очертания "лука" заметны и сегодня.
В 1759 году у потомков Апраксина Суйдинскую мызу с окрестными селами и деревнями приобрел во владение легендарный предок поэта Абрам Петрович Ганнибал. Уроженец далекой Африки, крестник и сподвижник Петра I, первый военный инженер-фортификатор, генерал-аншеф русской армии. Ганнибал был человеком очень знаменитым в России. Его загадочная личность и в наши дни не дает покоя многим исследователям. Удивительная, полная приключений жизнь Ганнибала всегда интересовала Пушкина. Поэт часто упоминал о нем в своих автобиографических записях, посвятил ему неоконченный роман "Арап Петра Великого" и вспоминал его в нескольких произведениях.
В Суйде, окруженный многочисленным семейством, А.П. Ганнибал безвыездно поселился после выхода в отставку и жил здесь до самой смерти в 1781 году. Он значительно расширил свое поместье и прикупил к нему соседние усадьбы в Кобрине, Елицах и Малых Таицах.
Благоустройству усадьбы Ганнибал придавал большое значение. При нем в Суйде появился обширный парк с аллеями, каналами, беседкой, солнечными часами и горбатым мостиком, но главной достопримечательностью здесь несомненно был каменный диван, вырубленный в огромном ледниковом валуне крепостными старого арапа. На реке Суйде, рядом с дорогой на Кобрино он построил каменную мельницу.
На ганнибаловский период приходится рассвет сельско-хозяйственной славы этого края. Крепостное высокопродуктивное хозяйство велось здесь на хорошем уровне. Прадед Пушкина усердно занимался агрономической наукой. При нем на суйдинской земле местные крестьяне стали выращивать картофель, который в то время еще считался диковинкой. Гордостью усадьбы были оранжереи. Несмотря на наш суровый климат, в них выращивались лимоны и многие экзотические растения.
Барский дом, в котором жил А.П. Ганнибал до наших дней не сохранился. Он погиб от пожара в 1897 году, но место где он находился, удалось установить. От старины в Суйде уцелели перестроенный в 1950 году каменный гостевой флигель, дом управляющего, конюшня, оранжерея, скотный двор, кузница и другие постройки эпохи Ганнибала, а также замечательный парк. К сожалению, не сохранилась и могила "Арапа Петра Великого" на бывшем Старом кладбище, затерявшаяся в XX столетии. Сейчас на предполагаемом месте его захоронения установлена памятная гранитная стела.
На суйдинской земле до сих пор бытуют многочисленные легенды о "черном барине" Ганнибале, а некоторые местные старожилы считают, что их родословные несут в своих корнях ганнибаловскую кровь.
После смерти старого арапа усадьба перешла к его старшему сыну известному деятелю екатерининской эпохи, герою Турецкой войны, генерал поручику Ивану Абрамовичу Ганнибалу, который приходился Пушкину двоюродным дедом. Частым гостем суйдинской усадьбы в то время был полководец Александр Васильевич Суворов.
В старинном поместье родилась и выросла будущая мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал. В местной церкви Воскресения Христова она в 1796 году венчалась с потомственным дворянином, поручиком Сергеем Львовичем Пушкиным. После свадьбы они жили в Суйде, и если бы не отъезд молодой четы Пушкиных в 1798 году в Москву, именно на гатчинской земле мог бы родиться Александр Пушкин. Документально установлено,что поэт бывал в этих местах. В Суйде до сих пор бытуют народные предания о Пушкине, именно здесь расположено знаменитое Лукоморье, и еще совсем недавно на берегу живописного пруда рос семисотлетний дуб. Не его ли воспел А.С. Пушкин в своих незабвенных строках?