Радынова о.п. музыкальное воспитание дошкольников. i характеристика курса теория и мето дика музыкального воспитания до школьников предмет курса. О.Радынова "Музыкальные шедевры"

М.: Академия Москва, 1998. — 240 с.Пособие содержит теоретический, музыковедческий, методический материал, раскрывающий основы работы с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с учетом уровня развития способностей каждого ребенка.От Авторов : Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.
В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, чтобы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.
Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.Значение музыки в воспитании детей (О. П. Радынова)
Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей
Характеристика музыкальных способностей
Развитие у детей музыкальных способностей
Развитие способностей в музыкальной деятельности
Контроль за развитием музыкальных способностей
Формирование основ музыкальной культуры детей (А. И. Катинене)
Методы и приемы музыкального воспитания детей (О. П. Радынова)
Педагогические методы
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания
Музыкально-дидактические игры и пособия
Музыкальная деятельность детей
Виды музыкальной деятельности (О. П. Радынова)
Особенности музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова, А. И. Катинене)
Развитие у детей музыкального восприятия (О. П. Радынова)
арактеристика музыкального репертуара
Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия
Детское музыкальное исполнительство
Пение (А. И. Катинене)
Ритмика [музыкально-ритмические движения] (М. Л. Палавандишвили)
Игра на детских музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Детское музыкальное творчество
Песенное творчество
Музыкально-игровое и танцевальное творчество (М. Л. Палавандишвили)
Творчество детей в игре на музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Музыкально-образовательная деятельность (А. И. Катинене, О. П. Радынова)
Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей
Методы и приемы формирования знаний о музыке
Формы организации музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова)
Общая характеристика
Занятия (О. П. Радынова)
Виды музыкальных занятий
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Фронтальные занятия
Музыка в повседневной жизни детского сада (М. Л. Палавандишвили)
Роль и место музыки в быту детского сада
Музыка и физкультура
Музыка и развлечения
Музыка и праздник в детском саду
Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей (О. П. Радынова)
Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя
Функции музыкального руководителя и воспитателя
Словарь музыкальных терминов
Литература

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале) . Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш»,основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности(повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями) . Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки) ,кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания :

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие) , создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О. П. Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков) . Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И. В. Груздова) . Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными) . Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения) , а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)

Материал nsportal.ru

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О. П.) | Мама, папа и малыш!

Ребенок дошкольного возраста – вполне «опытная» личность, поскольку уже обладает определенными навыками. Следующий этап развития – музыкальное воспитание дошкольников.

Радынова О. П. (педагог и писатель) собрала основные теоретические, методические и музыковедческие материалы в своем пособии. Автор сделала акцент на том, что музыкальное воспитание следует начинать именно в возрасте от 3-4 лет, когда малыш очень восприимчивый и легко учится новому.

Все начинается с семьи…

Музыкальное воспитание детей зависит от условий, в котором они растут. Понятно, что в семье музыкантов или людей, любящих музыку малыш «с пеленок» будет впитывать творческую атмосферу, царящую в доме.

Семейные посещения концертов, музыкальных вечеров, прослушивание записей также будут способствовать формированию у ребенка чувства духовности. Малыш научится получать радость, позитив и удовлетворение от музыки.

Когда ребенок достиг 4-5 лет, можно начинать посещение музыкальной школы, студии творчества. В этих специализированных учреждениях с помощью педагогов маленький ученик получит знания о музыкальной грамоте.

А если нет возможности отдать дошкольника в подобную школу? В таком случае музыкальное воспитание родители могут проводить самостоятельно – дома. Как это сделать?

Изучаем таблицу.

Упражнение Описание Учимся слышать музыку

Это значит, что малыш должен научиться отличать разные «оттенки» - смена интонации, тональности, настроения. Для облегчения задачи можно нарисовать на листе бумаги две «рожицы» - одна веселая, а другая – грустная.

Учимся пению

В музыкальном развитии дошкольников пение – важная ступень. К тому же, в процессе пения тренируются легкие, речь и голос ребенка. А ведь многие детки любят петь – например, в хоре.

Вот и нужно использовать этот интерес как средство музыкального воспитания.

Играем на музыкальных инструментах

Отлично, если в семье существует традиция играть, например, на гитаре или пианино. Однако если в доме нет музыкального инструмента – не проблема. На полках магазинов представлен огромный ассортимент детских ксилофонов, мини-пианино, гитар – остается только обсудить с маленьким музыкантом подходящий вариант.

Развиваем чувство музыкального ритма

Музыка и танцы тесно связаны между собой. А какой ребенок не любит танцевать? Совместное разучивание танцевальных движений, физических упражнений позволят малышу в легкой форме постичь саму музыку.

Танцевальные движения улучшают тонус мышц, координацию, тренируют чувство ритма.

Итак, какие задачи стоят перед родителями в процессе музыкального воспитания ребенка?

  • Привить интерес к музыке, к семейным и народным традициям.
  • Помочь сформировать способности к музыке и творчеству.
  • Содействовать общему воспитанию и развитию малышей «через» музыку.

Следует помнить, что классическая и народная музыка – лучший инструмент для формирования вкуса дошкольников. Поэтому нужно с раннего возраста окружать ребенка подобными примерами, давать прослушивать записи известных классических произведений и народных мотивов, обсуждать прослушанный материал. Таким образом, постепенно у малыша будет формироваться правильное восприятие музыки, ее понимание.

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О. П.) – процесс «двухсторонний». Это значит, что прививая ребенку любовь к музыке, родители или воспитатель должны сами знать, любить и уметь доходчиво преподнести материал. Только так маленький слушатель почувствует истинную красоту музыки и сможет найти свой путь к ее восприятию - даже если не станет музыкантом.

Читайте также в этом разделе:

Материал mamapapaimalish.ru

Ссылка :Ссылка HTML Скачать Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников :Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников"/>Ссылка для форумов BB-Code Скачать Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников :Последние запросы: english file elementary third edition, 3 клас ольга данилко гдз укр мова, энциклопедияантикварных исторических редкостей, 2класс захарова о а юдина е п математика решебник, решебник по русскому языку 4 класса рабочая тетрадь байкова, татьяна владимировна павлова, география, литературное чтение 2класс климанова, математика, solutions upper intermediate (2nd edition) teacher s book, language leader advanced workbook, экономика, рабочая тетрадь по математике для 2 класса назаренко, решебник english for international tourism pre intermediate, гдз у світі рідного слова зошит із розвитку мовлення 2 клас валушенко дубовик, laser a2 student s book ответы mann malcolm, комментарий к уголовному кодексу республики казахстан (особенная часть) , solutions, решебник географии контурные карты издательство дик 5класс при участии дрофа, гдз природознавство робочий зошит гільберг 2 клас, физика барьяхтар божинова 7 клас, природознавство 5 клас робочий зошит т є буяло гдз и васютина, художня культура 9 клас робочий зошит відповіді л в климова, карпова т а english for colleges английский для колледжей гдз, рисование аппликация конструирование лепка для почемучек четвертогоо года жизни и в омелящик, oxford heroes, super, english, фізика відповіді до зошита для лабораторних робіт за 7 клас левшенюк в я левшенюк я ф трофімчук а б, spark, ответ по русский язык 2класс полякова 2часть стр40 упр84, авдеева безопасность детей, сходинки до вершин 4 клас, дочь викинга юлия крен, серия очарование женские любовные романы, о о жигуліна біологія 10 клас розробки уроків (рівні стандарту та академічний) , гдз по английскому 2класс рабочая тетрадь вербицкого, песенки про новый год, solutions pre intermediate workbook ukrainian edition, польська мова 5 клас біленька свистович, planet of english решебник к учебнику английского языка для учреждений нпо и спо, click on 3 teachers workbook, английский, 4 клас мій конспект математика нова програма за богдановичем, решебник по математике 4 класса часть 1 и и аргинская е и ивановская с н кормишина, приключение ведьмочки 2 как отомстить демону елена звездная, конек горбунок, стрельникова кира возвращение, вариант 4, изо технологические карты уроков по неменский 5 8 классы фгос, естествознание фгос 5класс учебник, лора вальден принцесса маори, фармакогнозия, ноты для аккордеона, алгебра 8класс мерзляк для школ россии, гдз розвиток зв язного мовлення 4 клас клименчук трохименко, сестринское дело в терапии, рабичев «записки офицера 31 бригады», жертва ведьмака, патрик, добро пожаловать в экологию воронкевич, adobe flash professional cs6 русский учебник, самодельные электронные устройства, русский стиль в архитектуре, контрольно измерительные материалы русский 7, поурочные разработки по письму школа россии фгос, учебники по программе 2100, куликов а а форекс для начинающих epub, tcp ip для чайников, федосова школа классных руководителей картотека воспитательных форм работы, new round up 2 грамматика английского языка students` book evans virginia dooley jenny kondrasheva irina, федосова н а от слова к букве часть 1, мозаика 6класс рабочая тетрадь, upstream, егэ по математике 2016 ященко 36 вариантов, катриона 4 восход черной звезды, звездная елена сила воина, программа, прописи 1 4 физкультура, решебник по математике для 4 класса 1 часть автор чеботаревская т м и в в николаева, choices, рабочая тетрадь 1 4 физкультура, рабочая тетрадь физкультура, рабочая тетрадь по физкультура школа россии, самоучитель игры на аккордеоне, сольфеджио баева зебряк учебник 1 2 классов, стрельникова кира скажи мне «да» 2 , швейная машина 2м кл подольск инструкция, тестовые задания, 1класс, русский язык, д распопов готовый клинок, яценко и ф окружающий мир контрольно измерительные материалы, кулініч природознавство 5 клас зошит для поточного та тематичного оцінювання, 2класс гдз по русскому языку ответы рабочая тетрадь решебник л д климанова перспектива, english plus workbook pdf oxford ben wetz diana pye, турецкий язык в упражнениях 5000 упражнений по грамматике турецкого языка, соколова юным умникам и умницам, гдз русский язык гармония 2класс соловейчик, видповиди для 4 клас з английськой мови в зошите оксана карпюк страница 41 вправа 1 2, Вы можете бесплатно скачать книги, журналы, аудиокниги и другую полезную информацию по ссылкам на нашем сайте. Запрещено использование информации сайта в целях, противоречащих законам США или Израиля и нормам международного права.

Все ссылки на ресурсы в Сети, содержащие файлы и пр. объекты интеллектуальной собственности, размещены на правах рекламы или в ознакомительных целях. Администрация сайта не несет ответственность за содержание других сайтов. Информация нарушаюшая авторские права удаляется.

Скачать по дискам можно здесь:
Радынова "Музыкальные Шедевры". Для специалистов и любителей классической музыки в целом. Приятного прослушивания.

Диск 1

1. А. Гречанинов. В разлуке
2. М. Глиика. Ноктюрн «Разлука».
3. П. Чайковский. Новая кукла.
4. Г. Свиридов. Попрыгунья.
5. Г. Свиридов. Упрямец.
6. Р. Шуман. Просящий ребенок.
7. Г. Свиридов. Ласковая просьба.
8. А. Гречанинов. Материнские ласки.
9. Ж.-Ф. Рамо. Радость.
10. Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
11. Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
12. Р. Шуман. Первая утрата.
13. М. Мусоргский. Слеза.
14. Р. Шуман. Веселый крестьянин.
15. Р. Шуман. Смелый наездник.
16. Р. Шуман. Всадник.
17. А. Гречанинов. Верхом на палочке.
18. Р. Шуман. Горелки.
19. Ж. Бизе. Волчок.
20. Э. Вилла-Лобос. Петрушка.
21. К. Дебюсси. Маленький негритенок.
22. Р. Шуман. Грезы.
23. Г. Форе. Мечты.
24. Р. Шуман. Порыв.
25. Ж. Масне. Размышление.
26. П. Чайковский. Размышление.
27. Р. Шуман. Воспоминания.
28. Э. Григ. Воспоминания.
29.-30. И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).
31. А. Корелли. Шутка.
32. Д. Кабалевский. Шутка.
33. П. Чайковский. Юмореска.
34.-35. А. Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).
36. Р. Щедрин. Юмореска
37. С. Прокофьев. Сарказм.
38. А. Лядов. Первое скерцо.
39. П. Чайковский. Скерцо.
40. С. Прокофьев. Юмористическое скерцо.
41. Ф. Шуберт. Скерцо.
42. X. Глюк. Мелодия.
43. П. Чайковский. Мелодия.
44. Э. Григ. Мелодия.
45. А. Рубинштейн. Мелодия.
46. А. Дворжак. Цыганская мелодия
47. Ф. Шуберт. Венгерская мелодия.

Диск 2
Тема «Настроения, чувства в музыке»
(окончание)

1. П. Чайковский. Ноктюрн.
2. Ф. Шопен. Ноктюрн си бемоль минор.
3. Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор.
4. С. Рахманинов. Музыкальный момент ми-бемоль минор.
5. И. С.Бах. Прелюдия.
6. Ф. Шопен. Прелюдия.
7. С. Прокофьев. Прелюдия. 8-11. Шопен. Четыре этюда.
12. Р. Шуман. Пьеска..
13. Ф. Шуберт. Пьеса..
14. Дж.-Б. Перголези. Андантино.
15. Л. Бетховен. Элизе.
16. И.С. Бах. Рондо из Партиты до минор.
17. В.А. Моцарт. Рондо (Маленькая ночная серенада).
18. В.А. Моцарт. Рондо ля минор.
19. В.А. Моцарт. Турецкое рондо.
20-22. И. Гайдн. Соната ре мажор №50, 1-я,2-я,3-я части.
23. Л. Бетховен. Соната № 17, 3-я часть.
24-27. В.А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор, 1 -я часть, 2-4 части во фрагментах.
28. Л. Бетховен. Симфония №5, 1-я часть (фрагмент).
29. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, 1-я часть (фрагмент).
30. Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть.
31. Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1-я часть.

Диск 3
Тема "Песня, танец, марш»
ПЕСНЯ

1. Вдоль по Питерской - рус. нар. песня.
2. Дубинушка - рус. нар. песня.
3. Метелица - рус. нар. песня.
4. А. Алябьев, ел. П.Беранже. Нищая.
5. А. Гурилев, ел. И.Макарова. Однозвучно гремит колокольчик.
6. Я. Пригожий, ел. М.Языкова. Ночь светла.
7. П. Булахов, ел. А.Толстого. Колокольчики мои.
8. М. Блантер, ел. М.Исаковского. Катюша.
9. М. Глинка. Камаринская.
10.-11. Н. Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.
12. А. Лядов. Каляда-Маляда.
13. А. Лядов. Плясовая.
14. А. Лядов. Колыбельная.
15. Г. Свиридов. Колыбельная.
16. Г. Форе. Колыбельная песня.
17. А. Лядов. Хороводная.
18. П. Чайковский. Русская песня.
19. И. Стравинский. Русская песня.
20. Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
21. П. Чайковский. Песня без слов.
22. Ф. Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»
23. Э. Григ. Песня Сольвейг (Пер Гюнт).
24. Ф. Шуберт. Аве, Мария.
25. И.С. Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
26. Ш. Гуно. Аве, Мария.
27. И.С. Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.
28. Э. Григ. Ариетта.
29.-30. С. Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).
31. Л. Бстховен. Романс.
32. Р. Шуман. Маленький романс.
33. Н. Сарасате. Андалузский романс.
34. Г. Свиридов. Романс.
35. И. Гайдн. Серенада.
36.-37. Ф. Шуберт. Серенада. (Два варианта исполнения).
38. П. Чайковский. Меланхолическая серенада.
39. А. Бородин. Ноктюрн.
40. Д. Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
41. А. Вивальди. Сицилиана.
42. П. Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).

Диск 4
Тема - «Песня, танец, марш».
ТАНЕЦ.

1. И.С.Бах. Алеманда из английской сюиты ля минор.
2. И.С.Бах. Бурре из английской сюиты ля минор.
3. И.С.Бах. Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра.
4. Г. Персел. Менуэт из сюиты.
5. Л. Боккерини. Менуэт-рондо.
6. Л. Боккерини. Менуэт.
7. В. А.Моцарт. Менуэт.
8. Л. Бетховен. Менуэт.
9. Э. Григ. Бабушкин менуэт.
10. Ж. Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2).
11. Г. Свиридов. Старинный танец.
12. И.С. Бах. Гавот из Сюиты для оркестра №3.
13. С. Прокофьев. Гавот.
14. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии.
15. Л. Бетховен. Экосез.
16. А. Гречанинов. Вальс.
17. П. Чайковский. Вальс. (Детский альбом).
18. П. Чайковский. Вальс. (Серенада для струнного оркестра).
19. П. Чайковский. Сентиментальный вальс.
20. П. Чайковский Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. М. Глинка. Вальс-фантазия.
22. Р. Шуман. Немецкий вальс.(«Карнавал», инструментовка М.Равеля).
23. И. Брамс. Вальс.
24. Ф. Шуберт. Вальс.
25. Ф. Шуберт. Лендлер.
26. Ф. Шопен. Вальс №19.
27. Ф. Шопен. Вальс №17.
28. Ф. Шопен. Вальс №6.
29. Ф. Шопен. Вальс №7.
30. Ф. Шопен. Вальс №11.
31-34. Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»:
31. Вальс,
32. Аллегретто,
33. Модерато,
34. Вальс.
35-36. Ф. Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).
37. И. Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
38. И. Штраус. Королевский вальс.
39. С. Прокофьев. Вальс.
40. Г. Свиридов. Вальс.

Диск 5
Тема «Песня, танец, марш».
ТАНЕЦ (окончание)

1. П. Чайковский. Полька.
2. М. Глинка. Первоначальная полька.
3. И. Штраус. Полька.
4. И. Штраус. Полька-галоп «Трик-трак».
5. И. Штраус. Полька-пиццикато.
6. Ф. Таррега. Полька Розита.
7. А. Алябьев. Мазурка.
8. А. Гречанинов. Мазурка.
9. П. Чайковский. Мазурка.
10. Ф. Шопен. Мазурка си бемоль минор.
11-16. Д. Россини-О.Респиги. Волшебный магазин игрушек:
11. Тарантелла,
12. Мазурка,
13. Казачий танец,
14. Шутливый танец,
15. Медленный вальс,
16. Галоп.
17. Ж. Бизе. Галоп.
18. И.С. Бах. Полонез.(Сюита №2 для камерного оркестра).
19. А. Лядов. Полонез. (Памяти Пушкина).
20. П. Чайковский. Полонез. (Из оперы «Евгений Онегин»).
21. Г. Венявский. Полонез.
22. Ф. Шопен. Полонез ля мажор.
23. Р. Шуман. Фантастический танец.
24. Э. Григ. Танец Анитры. (Пер Гюнт).
25.-26. И. Брамс. Два Венгерских танца - №1, №5.
27.-28. А. Дворжак. Два Славянских танца.
29. М. Глинка. Арагонская хота.
30. М. Глинка. Воспоминания о летней ночи в Мадриде.
31. М. Равель. Болеро.
32-33. Э. Гранадос. Испанский танец. (Два варианта исполнения).
34. И. Альбенис. Танго.

Диск 6
Тема «Песня. Танец, марш».
МАРШ

1. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
2. Р. Шуман. Марш.
3. П. Чайковский. Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
4. Н. Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
5. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
6. С. Прокофьев. Марш.
7. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
8. С. Прокофьев. «Монтекки и Капулетти».
9. Г. Свиридов. Военный марш.
10. Г. Персел. Рондо из сюиты.
11. Л. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5, 1-я часть (фрагмент).
12. Л. Бетховен. 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
13-14. Р. Шуман. Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения).
15-17. Ф. Шуберт. Три марша.
18. Д. Верди. Марш из оперы "Аида".
19. Д. Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль».
20. Д. Россини. Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка».
21. Д. Россини-О.Респиги. Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
22. Ж. Бизе. «Детские игры». Марш.
23. Ж. Бизе. «Кармен сюита». Увертюра.
24. Ж. Бизе. «Арлезианка». Сюита №2. Фарандола.
25. И. Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу).
26. И. Штраус. Радецки марш.
27. И. Штаус. Входной марш из оперетты "Цыганский барон».
28. Г. Берлиоз. Венгерский марш №3.

Диск 7
Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»

К.Сен-Санс."Карнавал животных".
1. Вступление и Королевский марш льва.
2. Куры и петухи.
3. Птичник.
4. Лебедь.
5. Антилопы.
6. Слон.
7. Длинноухие персонажи.
8. Кенгуру.
9. Аквариум. Ю.Ф.Шуберт. Форель.
П.Сен-Санс. «Карнавал животных».
Кукушка в чаще леса.
12-13. Л.К. Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)
14. И. Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
15. А. Алябьев. Соловей. (Обр.ФЛиста). 16.П.Чайковский. Песнь жаворонка.(«Времена года»,
инструментовка А.Гаука).
17. П. Чайковский. Песня жаворонка. (Детский альбом).
18. М. Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).
19-20. М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).
21. АЛядов. Былина о птицах.
22. Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
23 М. Равель. Печальные птицы.
24. Э. Григ. Птичка.
25. Ф. Куперен. Бабочки.
26. Э. Григ. Бабочка.
27. Н. Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка.
28. С. Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»).
29. С. Прокофьев. Шествие кузнечиков.
30. А. Лядов. Я с комариком плясала.
31. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.

Тема «Природа и музыка».

32. Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
33. С. Прокофьев. Утро.
34. П. Чайковский. Зимнее утро.
35. И. Штраус. Утренние листки. Вальс.
36. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
37. Э. Григ. Летний вечер.
38. С. Прокофьев. Вечер.
39. С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
40. Р. Шуман. Вечером.
41. Р. Шуман. Ночью.
42. Н. Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
43. К. Дебюсси. Лунный свет.

Диск 8
Тема «Природа и музыка» (окончание)

1-3. А. Вивальди. "Времена года". Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
4-5. П. Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,
1 -я, 2-я части (фрагменты).
6. Р. Шуман. Зима 1.
7-8. Р. Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения).
9-10. Р. Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
11. П. Чайковский. На тройке.
12. Г. Свиридов. Тройка.
13. С. Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
14 -15. А. Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
16. П. Чайковский. Подснежник.
17. Ф. Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
18. Э. Григ. Весной.
19. Э Григ. Ноктюрн.
20. С. Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
21. Р. Шуман. Май, милый май!
22-23. А. Вивальди. "Времена года". Лето. 2-я, 3-я части.
24. Л. Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
25. Г. Свиридов. Дождик.
26. С. Прокофьев. Дождь и радуга.
27. Р. Шуман. Цветы.
28. А. Лядов. Волшебное озеро.
29. М. Глинка. Баркарола.
30. Ф. Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
31. Э. Григ. Ручеек.
32. А. Аренский. Лесной ручей.
33. Н. Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
34. М. Равель. Лодка в океане.
35. М. Равель. Игра воды.
36-37. А. Вивальди."Времена года". Осень.2-я,3-я части.
38. П. Чайковский. Осенняя песня.
39. Г. Свиридов. «Весна и осень».
40. С. Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

Диск 9
Тема «Сказка в музыке»
.
1. П. Чайковский. Нянина сказка.
2. С. Прокофьев. Сказочка.
3. П. Чайковский. Баба Яга.
4. А. Лядов. Баба Яга.
5-6. М. Мусоргский. Баба яга. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
7. А. Лядов. Кикимора.
8. Э. Григ. В пещере горного короля.
9. Г. Свиридов. Колдун.
10. М. Мусоргский. Старый замок. «Картинки с выставки».
11. Э. Григ. Шествие гномов.
12-13. М. Мусоргский. Гном. «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
14. М. Глинка. Марш Черномора.
15-17. Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Три чуда:
15. Белка,
16. 33 Богатыря,
17. Царевна-Лебедь.
18. Н. Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
19. С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»,
20. Бой часов.
21-28. П. Чайковский «Щелкунчик».
21. Марш,
22. Испанский танец. Шоколад,
23. Арабский танец. Кофе,
24. Китайский танец. Чай,
25. Русский танец. Трепак,
26. Фея Драже,
27. Вальс цветов,
28. Адажио. (Мари и Принц).
29-31. П. Чайковский «Спящая красавица».
29. Интродукция. (Тема Феи Каробос и тема Феи Сирени),
30. Синяя птица,
31. Вальс.
32-39. П. Чайковский «Лебединое озеро».
32. Лебеди,
33. Вальс,
34. Танец маленьких лебедей,
35. Испанский танец,
36. Мазурка,
37. Русский танец,
38. Неаполитанский танец,
39. Танец пастушков.

Диск 10
Тема «Музыкальные инструменты».
Подражание музыкальным инструментам и игрушкам

1. Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.
2. Г. Свиридов. Парень с гармошкой.
3. А. Гречанинов. На гармонике.
4. П. Чайковский. Камаринская.
5. И. Стравинский. Русская.. (Из балета "Петрушка»).
6. И. Стравинский. Масленица. (Из балета «Петрушка).
7. П. Чайковский. Шарманщик поет.
8. А. Лядов. Музыкальная табакерка.
9. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
10. Г. Свиридов. Музыкальный ящик.
11. Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
12. Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон,
13. Свадебный звон,
14. Красный звон.
15. А.Бородин. В монастыре.
16-17. М. Мусоргский. Богатырские ворота. (Два варианта исполнения).
18. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
19. С. Рахманинов. Фортепианный концерт N2, 1-я часть.
20. Г. Свиридов. Звонили звоны.
21. Н. Паганини. Кампанелла.
22. Э. Григ. Колокольный звон.
23. М. Равель. Долина звонов.
Музыкальные инструменты.

24-54. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»1.
Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Трек 24.
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. Трек 25.
«Все вокруг спокойно», - весело закричала она Пете. Трек 26.
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Трек 27.
Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами. «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь!» - сказала она. На что утка ответила: «Какая же ты птица, если ты плавать не умеешь!» - и плюхнулась в лужу. Трек 28.
Они еще долго спорили - утка плавая по луже, птичка прыгая по берегу. Трек 29.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется кошка. Трек 30.
1 Текст сказки не записан на диске, а приводится в данном разделе для удобства ее использования (текст читает педагог, а дети могут произносить отдельные реплики при инсценировке сказки).
Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я ее сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. Трек 31.
«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на кошку. Трек 32.
Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь, птичка все равно улетит».Трек 33.
Вышел дедушка. Он сердился, что Петя ушел за калитку. Трек 34.
Места опасные. Если из лесу придет волк, что тогда? Но Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что не боится волков. Трек 35.
Но дедушка взял Петю за руку. Увел домой и крепко запер калитку. Трек 36.
И действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Трек 37.
Кошка быстро полезла на дерево. Трек 38.
Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она не старалась, волк бежал быстрее. Вот он ближе... ближе... вот он нагнал ее, схватил... и проглотил. Трек 39.
Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка на другой, подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами. Трек 40.
Между тем Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел все происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую веревку и влез на высокий каменный забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И ухватившись за нее, Петя ловко перелез на дерево. Трек 41.
Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожно, чтобы он тебя не сцапал». Трек 42.
Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны. Ах, как птичка раздражала волка!
Как он хотел схватить ее! Но птичка была ловкая, и волк ничего не мог с ней поделать. Трек 43.
Петя же сделав на веревке петлю, осторожно спустил ее вниз, накинул волку на хвост. Трек 44.
И затянул петлю. Трек 45.
Волк почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Петя привязал другой конец веревки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте. Трек 46.
В это время из лесу показались охотники. Они шли по следам волка и стреляли из ружей. Трек 47.
Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад». Трек 48.
Представьте себе торжественное шествие: впереди шел Петя. Трек 49.
За ним охотники вели волка. Трек 50.
Позади шел дедушка с кошкой. Трек 51.
Дедушка недовольно качал головой: «Ну а если бы Петя не поймал волка? Что тогда? Трек 52.
Наверху летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с Петей! Вот кого мы поймали!». Трек 53.
А в животе волка жалобно крякала утка, но почуяв безопасность, она решительно выпрыгнула из пасти волка и побежала прочь. Трек 54.

55. А. Вивальди. Концерт для мандолины с оркестром до мажор, 1-я часть.
56. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.
57. А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром.
58. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок с оркестром.
59. А. Вивальди. Концерт для трех скрипок с оркестром.
60. А. Вивальди. Концерт для двух виолончелей с оркестром.
61. А. Вивальди. Концерт для струнных инструментов.
62. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.
63. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром
64. А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром.
65. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.
66. А. Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром.
67. А. Вивальди. Концерт для фагота с оркестром.
68. В.А. Моцарт. Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор, 1-я часть.
69. В.А. Моцарт. Концерт для валторны с оркестром ре мажор, 2-я часть.
70. И.С. Бах. Органная хоральная прелюдия ми бемоль мажор.
71. И.С. Бах. Фуга ля минор для органа.
72. И.С. Бах. Токката ре минор для органа.
73. К. Сен-Санс. Симфония «Орган».

Технология развития творческого слушания музыки, формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Тема 1. Настроения, чувства в музыке

Тема 2. Песня. Танец. Марш

Тема 3. Музыка о животных и птицах

Тема 4. Природа и музыка

Тема 5 Сказка в музыке

Тема 6. Музыкальные инструменты и игрушки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 29

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

Расширять знания о музыке

Вызывать и поддерживать интерес к музыке

Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение

Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Автор основывается на концепции, то формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам:

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного сопоставления произведений

синкретизма

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности ) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

беседы –концерты

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)



Программа «Музыкальные шедевры»

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:


  • Расширять знания о музыке

  • Вызывать и поддерживать интерес к музыке

  • Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

  • Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение.
Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.


  • слушание знакомых музыкальных произведений;

  • музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее;

  • игры–сказки;

  • звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования;

  • тематические музыкальные вечера;

  • беседы –концерты;

  • театральные постановки;

  • праздничные утренники.
Праздничные даты могут отмечаться поразному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)
Методические рекомендации

Звучащее учебное пособие О.П.Радыновой «Слушаем музыку» является основным аудиопособием - фонохрестоматией - к авторской программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». Оно представляет собой новое переработанное и дополненное издание аудиопособия «Слушаем музыку» на семи аудиокассетах. В этом учебном пособии собраны и систематизированы для детей доступные им музыкальные произведения из сокровищницы мирового музыкального наследия всех эпох по шести темам.

Доступность их возрасту определяется, прежде всего, соответствием эмоционального содержания музыки (выраженных в произведении чувств, настроений) эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Так новорожденным, детям раннего возраста, жизненный и эмоциональный опыт которых очень мал, рекомендуется слушать произведения светлой гаммы чувств (спокойные, нежные, веселые, шутливые, немного грустные). В этом возрасте очень важно, чтобы музыка вызывала положительные эмоции - радости, успокоения. Громкая, тревожная музыка негативно воздействует на эмоциональное состояние маленьких детей, поэтому эти произведения не соответствуют их психофизиологическим возможностям. Об этом писал великий русский физиолог В.М.Бехтерев. По его наблюдениям одни музыкальные произведения вызывают у младенцев радость и успокоение, а другие - плач и раздражение. Чтобы привить детям любовь к музыке, важно учитывать их возможности. Необходимо, чтобы музыка вызывала желание повторного общения с ней. Постепенно, по мере взросления ребенка, круг выраженных в музыке эмоций расширяется.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное отношение взрослого снижает реакции на музыку детей. И, наоборот, при активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, игра на музыкальном инструменте в такт звучания, в соответствии с характером произведения, внимание, выражение глаз, мимика и пр.) повышают заинтересованность в слушании музыки у детей.

Вторым условием доступности музыкальных произведений детям разного возраста является продолжительность звучания произведения (фрагмента). Внимание ребенка неустойчиво, непродолжительно, что необходимо учитывать. Важно не дожидаться утомления, рассеянности внимания ребенка, а закончить звучание фрагмента до этого. Просьбы ребенка повторить произведение или продолжить слушание свидетельствуют о рождающихся положительных оценках, что очень важно. Основы музыкальной и общей культуры детей закладываются и формируются, начиная с раннего детства при накоплении опыта восприятия музыки разных эпох, подобно

музыкальных произведении детям определенного возраста. Однако каждое произведение не закреплено за одним возрастом, а предполагает вариативное его применение в разных возрастных группах (длина фрагмента, активность детей, особенности пояснений музыки, количество занятий, включение разных видов музыкальной и художественной деятельности и пр.).

Раскроем подробнее содержание каждой из шести тем, представленных на десяти CD дисках.

Первая тема - «Настроения, чувства в музыке» (Диски 1 и

включает в себя произведения, в которых настроения, характер человека, выраженные в музыке, являются названиями пьес (Злюка, Радость, Ласковая просьба, Порыв, Мечты, Грезы, Слеза, Разлука, Шутка), а также не программные произведения (пьеса, этюд, прелюдия и др.). Это помогает детям осознать, что различить настроения и прочувствовать их - самое главное для того, чтобы понять, о чем хочет поведать нам композитор. Ведь в любой музыке - как программной (Кукушка, Грустный дождик, Колдун), так и не программной (соната, музыкальный момент, концерт) выражены чувства, которые мы переживаем. Поэтому музыка трогает нас, заставляет волноваться, радоваться, грустить, как в жизни.

Важно давать детям с раннего детства представления о том, что музыка не обязательно изображает какие либо явления - пение птиц, шум ветра, но всегда выражает настроения, чувства - как в произведениях с яркой изобразительностью, так и без нее. Поэтому первая тема является стержневой, ведущей, важнейшей для понимания детьми основ содержания любого музыкального произведения, сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, переживания, чувства человека, и их смену, рождающую некую «чувственную программу» музыкального произведения (образующую музыкальную форму). Все остальные темы изучаются в опоре на первую. Поэтому первая тема в программе является сквозной.

Вторая тема - «Песня, танец, марш» (Диски 3-6)

способствует установлению преемственности с программой Д.Б.Кабалевского.

В дошкольном возрасте дети накапливают ценностный опыт восприятия и различения первичных музыкальных жанров, опыт музыкальной деятельности (пение, ритмопластика, музыкально- ритмические движения), позволяющей закрепить в их сознании представления о жанровых признаках музыки. Постепенно дети могут различать черты простейших, знакомых им жанров в более обобщенной форме. Тогда у них рождаются понятия «песенность», «танцевальность», «маршевость» музыки разных композиторов. Эта идея Д.Б.Кабалевского - вести детей от простых, знакомых им жанров к более сложным представлениям о музыке очень плодотворна.

В теме «Песня» (Диск 3) записаны народные песни, романсы, произведения песенных жанров инструментальной музыки (романс, песня без слов, серенада, ария, ариетта, ноктюрн).

В теме «Танец» (Диски 4 и 5) представлены различные жанры танцевальной музыки разных эпох (старинные танцы - алеманда, буре, а также менуэты, гавоты, полонезы, вальсы, польки, мазурки и другие танцы). Эта тема предполагает активное использование музыкально-ритмических движений, танцевальных, ритмопластических импровизаций, обучение детей ритмопластическим навыкам и умениям. Любым музыкально-ритмическим движениям можно обучать детей на подлинно художественных произведениях, воспитывая не только двигательные навыки, но и умения воспринимать музыку. Движения как наиболее привлекательная для детей деятельность, являющаяся потребностью, - незаменимое средство формирования основ музыкальной культуры.

В теме «Марш» (Диск 6) записаны не только марши, но и произведения, в которых маршевая основа явно присутствует. Иногда черты маршевости сочетаются с танцевальностыо, что позволяет усложнить беседу о музыке, находить выразительные

движения, передающие жанровые черты и характер произведения.

Третья тема - «Музыка рассказывает о животных и пт ицах» (Диск 7), четвертая - «Природа и музыка» (Диски 7 и 8) и пятая - «Сказка в музыке» (Диск 9) ярко изобразительны. Они включают в себя коллекции произведений с одним (или близким) названием, например две разные «Бабочки», несколько произведений с названием «Осень», три разных образа Бабы яги и пр. Различение опенков настроений в пьесах с одинаковыми или близкими названиями помогает вслушиваться в музыку, находить выразительные движения, тембры инструментов, передающие образ, способствует проявлениям творчества детей в различных видах художественной деятельности (рисование, создание декораций к музыкальным сказкам, выразительных ритмопластических образов, сочинение песенок героев и пр.)

Эти темы способствуют развитию образной речи детей, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов в слове, движениях, пантомиме, ритмопластических и певческих импровизациях, инсценировках. На этих темах легко проводить параллели между разными видами искусств - сравнивать музыкальные образы с образами поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в средствах выразительности, языке.

Шестая тема - «Музыкальные инструменты и игрушки» (Диск 10) включает в себя два раздела. Первый - это подражание тембрам музыкальных инструментов , имитация звучания колокольчиков, колоколов, тамбурина, гармоники, музыкальных табакерок, шарманки на фортепиано или в оркестре.

Второй раздел включает в себя произведения с солирующими инструментами. Его открывает симфоническая сказка С.Прокофьева

«Петя и волк», в которой образно и ярко представлены тембры инструментов симфонического оркестра.