Пути формирования имиджа руководителя. Формирование имиджа руководителя

Выработка имиджа - это первое, о чем следует позаботиться руководителю. Он должен создать свой неповторимый имидж и поддерживать его своим образом жизни, стилем руководства.

Работу над созданием своего имиджа руководитель должен начинать с постановки цели. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования и развития имиджа.

Затем современный руководитель должен определиться, обойдется ли он собственными средствами или прибегнет к помощи специалистов. В мире распространена практика работы с агентствами или отдельными специалистами - имиджмейкерами. Если цель руководителя глобальна, то возможно обращение в такое агентство. Для достижения локальной цели можно обойтись собственными средствами. В России практика работы с агентствами не очень популярна и только начинает развиваться.

В настоящее время создается множество курсов, осуществляющих подготовку имиджмейкеров.

В том случае, если руководитель принимает решение, что будет проводить работу по совершенствованию своего имиджа самостоятельно, это означает, что он должен выделить составные части процесса создания имиджа, после чего обратиться к специалистам по каждой отдельной составляющей. Вероятно, такой подход может дать максимальный эффект. В процессе выделения составляющих образа важно избежать ошибки чрезмерной детализации. Необходимо помнить о конечной цели и четко представлять себе результат. Только тогда процесс формирования имиджа «по частям» может принести реальную пользу.

Таким образом, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат, а также исходную базу формирования, т.е. образ, имеющийся в настоящий момент. После этого процесс создания имиджа разбивается на составные части, и определяются способы достижения цели и его примерные сроки по каждой из составляющих. В числе качеств, препятствующих созданию положительного имиджа, отмечаются неадекватная самооценка, размытость целей, отсутствие идеалов, стремлений, равнодушие к окружающим.

Особое значение в процессе создания имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешнего имиджа (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей имиджа (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое-либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно.

Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы уметь правильно оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны.

Знание собственных достоинств и недостатков (для выполнения какой-либо работы, так как практически не существует достоинств и недостатков «вообще», за исключением соблюдения норм морали) является значительным преимуществом каждого руководителя. Это знание является залогом правильного применения достоинств, оно позволит избежать ситуаций, связанных с проявлением недостатков. Уже только это знание может способствовать улучшению впечатления, производимого руководителем на окружающих, которое, собственно, и является имиджем. С другой стороны, знание психологии позволяет руководителю правильно оценивать действия подчиненных и формировать их отношение к себе.

внешний облик деловой общение

Так ли важен положительный имидж руководителя компании для ее успеха на рынке? Существуют ли стереотипы – как должно выглядеть первое лицо?

Из статьи вы узнаете:

Что это такое

Имидж – это совокупность представлений, которые сформировались в сознании людей. Разумеется, он состоит из многих факторов, т.к. в основе лежит все же восприятие людей во всем его многообразии. Но общую окраску всегда можно выделить – имидж моет быть в общем положительный или отрицательный.

Сейчас заботятся о своей репутации не только компании-лидеры на рынке, но и начинающие игроки, субъекты малого бизнеса. Имидж и репутация стали во многом определять их продвижение на рынке, завоевание новых клиентов. Безусловно, имидж компании очень важен. Но компанию представляет ее первое лицо – единоличный исполнительный орган. Поэтому его имидж неразрывно связан с репутацией компании в целом. Вряд ли с этим утверждением будет кто-то спорить.

Имиджем компании могут заниматься даже специально обученные и привлеченные для этого в компанию специалисты. И имидж руководителя – зачастую одна из составляющих общего «облика» юридического лица.

Типы и виды

Имидж руководителя организации состоит из двух аспектов – внешний и внутренний.

Внешний имидж руководителя указывает на представления о руководителе сторонних людей, не являющихся работниками данной компании. Т.е. это репутация руководителя среди потенциальных клиентов, партнеров, контрагентов, потребителей и просто сторонних для компании людей, так или иначе пересекающихся с данной организацией.

Внутренний имидж – это репутация руководителя среди своих подчиненных, работников данной компании.

Безусловно, оба эти аспекта важны для формирования общего представления о первом лице организации. Ведь сегодняшние сотрудники могут стать сторонними в любой момент и непосредственно влиять уже на внешнюю репутацию руководителя. А к мнению бывших сотрудников компании, как правило, прислушиваются весьма охотно. Да и работающие сотрудники вольно или невольно «транслируют» свои представления и образ своего начальника за пределы компании. Так что оба эти аспекта важны и взаимосвязаны между собой.

Составляющие образа

Составляющие имиджа руководителя очень разнообразны. Порой мелкая деталь образа может испортить общее впечатление или, наоборот, добавить шарма и спасти ситуацию.

Говоря о составляющих, обычно имеется в виду, что на образ влияют:

социальные и индивидуальные характеристики (черты характера, внешность, социальный статус, харизма, манеры и т.д.);

ценности, важные для человека (те внутренние мотивы, которыми руководствуется руководитель при принятии решений, базовые установки);

миссия и цели (к чему стремится руководитель; его личные цели и задачи оказывают существенное влияние на цель развития компании в целом).

Итак, основа имиджа руководителя складывается также из:

  • целеустремленности и высокой работоспособности;
  • проявления лидерских качеств;
  • решительности и смелости в принятии решений;
  • способности взять на себя ответственность за принятые решения и за действия подчиненных;
  • умения учесть множество нюансов при решении задач в процессе управления;
  • способности делегировать часть полномочий и распределять среди подчиненных обязанности;
  • веры и нацеленности на положительный результат;
  • стиля руководства;
  • проявления уважения и заботы о подчиненных и т.д.

Таким образом, имидж современного руководителя – многогранный образ, где все аспекты взаимосвязаны и важны.

Читайте также:

Как создать положительный имидж

Кому-то из руководителей, можно сказать, повезло, и их имидж сформировался сам собой, благодаря положительным качествам характера, внешности, харизме и многим другим факторам. Но так везет не всем. И, как показывает практика, формирование имиджа руководителя – посильная задача, если поставить такую цель.

Работать над имиджем можно самостоятельно (благо, литературы, курсов, коуч-сессий и учебного материала в данный момент предостаточно), а можно поручить данную задачу профессионалам. Так называемые имиджмейкеры являются востребованными на рынке такого рода услуг.

Формирование имиджа руководителя начинается с внешнего вида, с закрепления манеры держаться при общении с людьми, т.е. с того, по чему «встречают». Здесь пригодятся методы повышения уверенности в себе, советы стилиста, уроки ораторского мастерства.

Создание имиджа руководителя не обходится также без развития и оттачивания коммуникативных навыков. Это справедливо не только во внешних отношениях – с партнерами, клиентами, контрагентами, конкурентами, но и внутри компании – в отношении с подчиненными, коллегами своего звена, вышестоящим руководством.

Сочетание мягкости и твердости при принятии решений, справедливость по отношению к работникам, компетентность во всех вопросах деятельности организации, вежливость, пунктуальность, лояльность – все эти качества непременно влияют на положительный образ первого человека компании.

Большое заблуждение считать, что раз сформированный имидж будет работать далее «самостоятельно». Огромная работа предстоит и по поддержанию созданного образа, а также по развитию навыков, достигнутых на первых этапах. Руководитель вместе со своей компанией должен не останавливаться в развитии, быть деятельным и нацеленным на результаты. Созданный имидж руководителя необходимо подкреплять делами, поступками, достижениями. Здесь уже на первый план выходит управление имиджем руководителя. В этой сфере можно также задействовать профессионалов, а можно довериться чутью и стремлению руководителя к самосовершенствованию.

Опытные имиджмейкеры понимают, что нельзя создавать образ, который противоречил бы природной натуре человека. Совершенно справедливо это и в отношении руководителя предприятия. Ученые-психологи уже не раз повторяли, что человек способен воспринимать другого не только зрением и слухом. Поэтому если элементы образа противоречат внутренним установкам человека, его психологическим началам, то фальшь раскроется очень быстро и созданный положительный окрас быстро приобретет окраску отрицательного.

Особенности формирования имиджа

В современном деловом мире все еще сохраняется укоренившийся образ успешного руководителя – строгий дорогой костюм, брендовые аксессуары, статусный автомобиль. Однако компании в современных реалиях стали более разнообразны и их руководители могут выглядеть совершенно иначе, при этом не являясь менее успешными и значимыми. Особенно это касается пока IT-сферы. Первое лицо компании зачастую вообще может осуществлять руководство удаленно. Поэтому сегодня важнее помнить скорее не о стереотипах, а о соответствии имиджа руководителя образу компании, ее особенностям деятельности, ее направленности и клиентуре.

Остановимся еще на одном моменте, связанном с формированием имиджа. Не секрет, что компьютерные технологии и, в частности, социальные сети плотно вплетаются и в сферу трудовых отношений. Практически любого человека сегодня можно отследить по его активности в социальных сетях, блогах и т.д. Поэтому этот фактор не стоит забывать.

Зная основные персональные данные, любой пользователь интернета, приложив некоторые усилия, может увидеть, чем живет руководитель, чем занят в свободное время, какими отраслями деятельности он увлекается и т.д. Разбить созданный трудом специалистов имидж неверным позиционированием себя на просторах интернета очень легко. Об этом не стоит забывать.

Правильно созданный имидж всегда помогает руководителю в работе и в достижении результатов. Все его распоряжения воспринимаются подчиненными с полным доверием, они не вызывают сомнений. Эффективная работа любого коллектива во многом является заслугой его руководителя, а его репутация напрямую влияет на дальнейшее развитие компании.

Наиболее распространенными методами являются:

  • 1. Присоединение руководителя:
    • - к уже идущему действию других руководителей;
    • - к ранее совершенному им же действию.

Эффект основан на “психологическом заряжении”, когда человек бессознательно усваивает эмоциональное состояние группы или авторитетного для него лица. В практике эффект используется, как заведение и поддержание полезных традиций, ритуалов, праздников и т.п., как присоединение руководителя к действиям, уже уверенно осуществляемым другими руководителями.

2. Вложенное действие.

“Эффект Герострата”: вводится “якобы запрет” на некое действие. На самом деле, чтобы осознать собственно запрет, руководитель должен вначале представить “запрещаемое действие”.

Например, торговец повесил у входа своего магазина обращение к посетителю: “Просьба на потолок не смотреть”. Представленная на потолке реклама имела большой успех.

Рассмотрим принципы, которые могут быть положены в основу формирования имиджа. М. Деревлева, М. Ульянова Формирование имиджа руководителя // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR №4 (11), 2000г. 25-30с.

Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая неоднократно повторяется. Подчиненным потребуется время, чтобы принять сообщение, а многократное повторение адаптирует психику человека.

Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: "это только для вас" или "я - для вас" и т. д. Именно постепенное, а не взрывное наращивание усилий воспринимается положительно и дает желаемый результат. Когда объем информации превышает уровень способности ее восприятия, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающей информации.

Принцип двойного вызова означает, что сообщение воспринимается не только разумом, важнейшую роль при этом играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера. Следовательно, секрет воздействия имиджа, как и рекламы, - в обращении к бессознательному - недоступному, но реальному.

Исследователи утверждают, что производимое впечатление на 92% зависит от того, как человек выглядит и "звучит", поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться; постановку голоса; технику жестов, мимики и поз.

Во многих случаях имидж руководителя - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации и правильного выбора модели поведения. Моделирование поведения следует понимать, как осмысление своих действий в общении. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более "уложены" в соответствующие модели, общение будет происходить с минимальными издержками.

3. Имидж в практике руководителя

Переговоры являются одной из основных ситуаций, в которых важно поддержание имиджа руководителя. В этом случае руководитель представляет компанию в целом.

Если оппонент приезжает в город, в котором проживает данный руководитель, последний должен позаботиться о его встрече и размещении. Особое уважение подчеркивается тем, что оппоненту предоставляется гид, который сопровождает его по городу и участвует в проведении культурной программы.

Особое значение имеет организация рабочего места сотрудников. Даже если в профессиональные обязанности сотрудника не входит работа с клиентами, его рабочее место должно быть организовано так, чтобы имидж фирмы не пострадал в случае его непредвиденного посещения.

Руководитель проводит в офисе больше времени чем дома. Несмотря на это, многие руководители тратят на обустройство офиса меньше времени, чем на продумывание обстановки своего дома.

Окружающая обстановка способна существенно повлиять на отношение к работе и настроение. В светлом, просторном офисе, создающем приятную атмосферу, человек чувствует себя иначе, чем в грязном, обшарпанном помещении. Комфортабельные условия работы влияют не только на физическое, но и на психическое самочувствие.

Специалисты, занимающиеся дизайном офисов, считают, что рабочая среда должна рассказывать о бизнесе, а не о личностях работающих. Например, если работник устроит на своем рабочем месте «выставку» своих достижений в спорте или искусстве, он может непреднамеренно задеть чувства посетителей. Они посчитают необходимым поинтересоваться, что это за предметы, поэтому придется о них рассказывать.

Очень существенным является вопрос выбора помещения для переговоров. Успех переговоров определяется большим набором компонентов, к числу которых можно отнести доступный для всех телефонный аппарат для связи с «внешним миром», просторную комнату для переговоров, комнату для проведения конфиденциальных встреч и т.д.

Руководство фирмы должно позаботиться об удобной мебели. Рекомендуется помимо стола для переговоров иметь еще один. Такой стол может использоваться для того, чтобы выпить чашечку кофе или чая. Вокруг него формируется уютный и комфортабельный уголок, где в сложных, а иногда и тупиковых, ситуациях можно изменить настроение оппонента. После перерывов продуктивность несколько падает. Переговоры после приема кофе или чая могут пойти несколько в иной тональности. Такой подход не только полезен для представителей данной фирмы, но он может способствовать улучшению имиджа фирмы в целом и руководителя в частности.

Стили руководства. . Дж. Фокс Как стать первоклассным руководителем: правила привлечения и удержания лучших специалистов / М.: Альпина Бизнес Букс, 2009г. 238с. Вступающий в должность руководитель должен, с одной стороны, учитывать стиль руководства, используемый его начальством, а с другой стороны, выработать собственный стиль руководства, способствующий его эффективному взаимодействию с подчиненными. Исследования типов руководителей и эффективности руководства, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающиеся стиля руководства - автократический, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль руководства лежит в основе абсолютного большинства конфликтов благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию. Претензия автократа на компетентность во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, влияет на эффективность работы. Автократ парализует работу аппарата, на который он опирается. Часто он создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные подчиненные могут подвести или дезинформировать. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают без полной отдачи. Некоторые авторы говорят, что вызов к руководителю, придерживающемуся авторитарного стиля руководства, «выбивает работника из седла» на весь день.

Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие на уровне «взрослый - взрослый». У руководителя и подчиненного возникает чувство доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы, каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь мести, либо наказания. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель-демократ старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывает на подчиненных. Стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не отсутствием знаний и собственного мнения по какому-либо поводу, а убеждением в том, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить технологию процесса реализации решения. Такой руководитель может пойти на компромисс, либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы и указать на выгоды, которые могут получить сотрудники в результате такого решения.

Хорошо зная дело и обстановку в группе подчиненных, он старается использовать рефлексивные методы управления, а при осуществлении контроля обращает внимание на конечный результат, не придираясь к мелочам. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность, что приводит к отождествлению ими целей коллектива и своих собственных целей. В этом случае авторитет должности руководителя подкрепляется личным авторитетом. Управление опирается на способности людей.

Либеральный стиль руководства характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс работы. Либерал предпринимает какие-либо действия только по указанию вышестоящего руководства, стремясь уклониться от ответственности. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Руководитель, придерживающийся либерального стиля, не принципиален, под влиянием разных людей и обстоятельств может несколько раз изменять решение по одному и тому же вопросу. Многие вопросы в организации могут вообще решаться без участия руководителя.

Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику. Руководитель-либерал не требователен к подчиненным и не любит контролировать их работу. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии, посылать в интересные командировки без видимой необходимости.

Часто руководители-либералы формируются из хороших специалистов в какой-либо области, не очень подходящих по своим личностным качествам для руководящей работы, однако, назначенных на руководящие посты за заслуги в специальности. В настоящее время количество представителей этого стиля руководства сокращается. Владелец фирмы по определению не может придерживаться либерального стиля руководства, так как заинтересован в получении прибыли и рискует собственными средствами.

Способность к какому-либо стилю руководства зависит в большой степени от личностных качеств руководителя. Однако, при желании можно развивать способность к осуществлению определенного стиля руководства. Руководителю среднего звена, только что вступившему в должность, рекомендуется стремиться к демократическому стилю руководства. Такой стиль руководства обеспечивает уважение подчиненных к новому руководителю и вызывает наименьшее число конфликтов в коллективе.

Стиль руководства в большой степени влияет на формирование у подчиненных, и не только у них, представления о руководителе, т.е. на его имидж. Одной из составляющих процесса совершенствования имиджа может быть корректировка стиля руководства или его полная замена (на практике последнее осуществить довольно трудно). Руководители, в особенности на высшем уровне должны увидеть перспективу для организации в целом и для связей организации с окружающей средой.

Руководители не просто должны знать свою собственную работу, но и то, как их собственная работа и обязанности, а также работа других членов организации влияет на цели, которых организация стремиться достичь.

ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ШКОЛА ПОЛИТИКИ И БИЗНЕСА

при содействии

Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Дипломная работа

Тема: «Психологические условия формирования

имиджа руководителя».
Работу выполнила : Маргорина Анна Вадимовна

Специальность : «Менеджер по PR-технологиям и рекламе»

г. Химки, 2007г.

Введение………………………………………………………………….…………

Глава 1. Теоретические основы психологи­ческого исследования имиджа руководителя …………………………………………….………………………...

- личностного (психофизиологические особенности руководителя, тип личности, характер, личное обаяние, нравственные и коммуникативные качества);

- социального (уровень образования, статус руководителя, модели его ролевого поведения, нормы и ценности, стиль общения, связь с различными социальными группами);

- профессионального (стиль руководства, уровень специальной подготовки, профессионализм, трудовой опыт, владение формами и методами обучения и воспитания, развитые аналитические способности).

При определении свойств имиджа руководителя, позволяющих выделить это психическое образование от целого ряда других психических явлений отражающих его изменчивость, я придерживалась следующих теоретических выводов:

а) детерминированность формирующегося имиджа (образа), от особенностей и результатов профессиональной деятельности;

б) особая социальная значимость руководителя как объекта восприя­тия, осуществляющего руководство трудовым подразделением;

в) особенность психологическо­го познания участников совместной деятельности в условиях непосредственного общения, в процессе восприятия, включающем в себя все уровни психического отражения.

Исходя из этого, выделены следующие свойства имиджа руководителя адекватность, воздейственность, устойчивость, целостность, презентабельность, которые были использованы для выделения критериев оценки имиджа руководителя.

Среди них, наиболее важным свойством, находящимся в основе формирования и совершенствования имиджа, является его адекватность качествам личности руководителя. Успех создания имиджа во многом зависит от умения руководителя своевременно и уместно «показать себя», т.е. самопрезентировать имеющиеся качества в складывающейся ситуации. В результате, складывается мнение, основанное на реально существующих качествах личности, приоритетно выделенных самим руководителем, за счет смещения на них акцента восприятия партнеров по общению.

В акте управленческого воздействия у руководителя появляется необходимость убедительно довести до подчиненного информацию о принятом решении и добиться его выполнения, что отражается в стиле руководства, который проявляется в индивидуальной модели поведения, приемах и навыках управления подчиненными. В связи с этим, степень воздействия будет зависеть от того, насколько в структуре имиджа выделены наиболее значимые качества субъекта, с одной стороны, а с другой, подобраны аргументы, воздействующие на социальные ожидания личности или группы. Поэтому, неотъемлемым свойством имиджа выступает его воздейственность , которое понимается нами, как направленное влияние имиджа руководителя на сознание своих подчиненных, с целью реализации принятого решения. Основой этого влияния является целенаправленная деятельность – система четко продуманных действий, позволяющих воздействовать на сознание подчиненных всей совокупностью характеристик личности руководителя. В связи с этим, модель поведения руководителя обязательно должна быть насыщена выразительными движениями, мимикой, жестами, благодаря которым изменяется не только восприятие его речевых паттернов, но и всей совокупности его психологических характеристик.

Устойчивое позитивное представление подчиненных о своем руководителе, является основанием их уверенных действий при выполнении задач, решаемых коллективом. В виду этого, у руководителя коллектива реально существует необходимость подтверждения своей способности успешно руководить, что формирует его позитивный образ и повышает доверие к нему со стороны его подчиненных. На основании этого вывода, мы выделили ещё одно свойство имиджа – устойчивость , которое понимается как представленность в модели поведения руководителя неизменных личностных характеристик, которые позволят подчиненным формировать определенное впечатление о нем.

Имидж - это целостный образ. Целостность имиджа руководителя коллектива выступает характеристикой сбалансированности его личностных качеств и их внешних проявлений. В этом случае имидж руководителя коллектива будет не только гармоничным, но и максимально эффективным. Целостность обеспечивает понимание действий руководителя и близость их оценок со стороны его подчиненных.

Кроме этого, выделена важная характеристика имиджа - презентабельность , рассматриваемая нами как специально сформированная и наиболее информативно насыщенная составляющая его образа. Эта характеристика отличает и выделяет носителя имиджа среди подобных других, позволяет успешно позиционироваться в сознание социального окружения. Презентабельность подчеркивает наиболее значимые качества объекта и одновременно воздействует на социальные ожидания личности или группы.

Рассмотрим некоторые из них подробнее. Основа имиджа руководителя – профессионально важные качества личности руководителя. Среди них особое место занимают психологические качества, которые позволяют руководителю реализовать знания, умения и достигать намеченных целей и задач. В управленческой деятельности значение имеют такие качества, как эмпатия, искусство убеждать, доступность, коммуни­кабельность, способность поддерживать обрат­ную связь, соответствие должностному ста­тусу.

Трудовой коллектив, рассматриваемый нами как целевая группа, которую охватывает своим воздействием имидж руководителя, имеет устоявшиеся традиции, нормы и ценности. Помимо этого, в коллективе имеется представление (иногда не совсем правильное) о месте и роли руководителя в процессе деятельности. Вместе они формируют соответствующие ожидания у работников относительно поступков и действий руководителя в различных ситуациях. От того, каким образом, и с каким успехом реализует эти ожидания, а трудовой коллектив решит задачу, настолько будет высока оценка его деятельности и имиджа.

Избираемая руководителем модель поведения должна находиться в неразрывном единстве с деятельностью , которая предполагает выполнение определенного алгоритма действий. Несвойственные складывающейся обстановке поступки и действия руководителя, приводят к конфликту представлений подчиненных о своем руководителе, что разрушает целостность его имиджа.

Формирование, а в дальнейшем и совершенствование имиджа руководителя, во многом происходит в процессе общения, на основе межличностного восприятия, что проявляется в более выраженной оценочной окраске, в более прямой зависимости представления о руководителе, от чувства удовлетворения, появившегося у воспринимающего его субъекта в результате взаимодействия с ним.

Обращает на себя внимание тот факт, что имидж руководителя формируется во многом благодаря достижению положительного результата в совместной деятельности. Успех позитивно окрашивает в сознании подчиненных качества, ранее проявленные руководителем. Благодаря этому, его имидж насыщается положительными характеристиками и приобретает потенциал влияния, основанный на высокой степени вероятности достижения поставленной им цели. В связи с этим, уровень доверия к решениям руководителя возрастает, повышается уверенность в действиях подчиненных, что в целом повышает эффективность управления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что имидж руководителя обладает важным свойством - психологически воздействовать на сознание подчиненных и регулировать их поведение. Результаты этого воздействия проявляются в формирующейся социальной установке готовности выполнить распоряжение руководителя.

Реализация механизма влияния происходит в процессе интериоризации, в ходе которого в сознании подчиненных происходит формирование имиджа руководителя, складывающегося в результате усвоения внешней, реально представленной его деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Происходит превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).

В.Н. Мясищев исследовал личность с позиции теории отношений, в которой рассматривал отношения как «систему временных связей человека как личности – субъекта со всей действительностью или с отдельными её сторонами» 34 .

Между тем, до того как образуются отношения в результате взаимодействия руководителя и подчиненного, в сознании последнего сформируется имидж, который заложит основу будущих отношений. Имидж насыщает необходимой информацией сознание, давая возможность определиться, каким образом выстроить дальнейшие взаимоотношения с партнером по общению. Схематично динамика этого процесса показана на рисунке 2.


Рис. 2. Роль имиджа в формировании отношений.

В отечественной школе психологии сложилось представление о том, что формирование межличностных отношений происходит на эмоциональной основе. Это означает, что они возникают и складываются в результате определенных чувств, рождающихся по отношению друг к другу. В частности различаются две большие группы чувств: конъюнктивные, объединяющие и сближающие людей, и дизъюнктивные, разъединяющие, когда партнер по общению воспринимается как фрустрирующий объект, по отношению, к которому не возникает желания сотрудничать. Эмоции и чувства влияют на процесс общения и способны повлиять на оценку партнера в широком (позитивно - негативном) диапазоне. В свою очередь, имидж выступает в качестве конечного оценочного продукта коммуникации с одной стороны, и с другой, является основой для выстраивания определенных отношений с партнером по общению или совместной деятельности. При этом имидж руководителя воздействует на межличностные и на опосредованные совместной деятельностью отношения.

Таким образом, можно предположить, что формирование имиджа происходит на основе сопоставления нового, с уже имеющимся во внутреннем плане сознания образом, на фоне оценки результатов совместной деятельности.

Психологический анализ деятельности, проведенный отечественными психологами, позволил выявить систему профессионально важных качеств руководителя. В процессе управленческой деятельности появляется необходимость воплощения имеющихся качеств личности руководителя, в понятный и привлекательный образ руководителя. Имидж руководителя превращается в составляющую его ресурса управления, в инструмент управления трудовым коллективом. Цель совершенствования имиджа руководителя - повышение эффективности управленческой деятельности.

По мнению А.А. Романова и Н.А Ходырева, в систему управления поведением людей психический образ попадает благодаря языку и речи. Вовлеченный в коммуникативный процесс образ связывается со словом и понятием. В частности они отмечают, что в «соответствии с психическими закономерностями условно рефлекторной деятельности такая связь слова и образа может быть настолько сильной, что правильно подобранное слово и связанное с ним понятие и образ могут включать и выключать определенную программу поведения человека. Таким образом, они вполне могут управлять деятельностью человека и направлять ее» 35 1

В настоящее время в науке сложились два подхода к организации управления: рационалистический и поведенческий. В первом акцент делается на создании организации, дающей максимальный эффект в деятельности участников, во втором - на управлении их поведением, организация которого могла бы давать эффект от инициативного отношения к делу. Основываясь на втором подходе, мы предполагаем, что имидж руководителя потенциально влияет на складывающиеся взаимоотношения и поведение подчиненных.

Функционирование организации, где деятельность людей осуществляется в условиях, когда действия каждого участника жестко заданы, предписаны, накладывает особый отпечаток на отношения между сотрудниками. Формируются эти отношения, с одной стороны, руководителем в сфере его воздействия (власть) и в «поле» его влияния (авторитет), посредством принятия общих целей, задач совместной деятельности. С другой стороны, сам попадает в объективно возникающие отношения ответственной зависимости, которые образуются между различными подразделениями и службами иерархичных уровней организации. Имидж руководителя содержит информацию об удачных действиях руководителя, которые являются примером, образцом поведения для подчиненных. В виду этого, необходимо выделить следующие критерии выбора моделей поведения:

Модель поведения должна отвечать поставленным целям организации и самого руководителя;

Соответствовать законам и нормам, принятым в обществе;

Олицетворять собой нравственную безупречность;

Находиться в единстве со складывающейся обстановкой, ситуацией.

Кроме этого, должен иметь самокритичную оценку собственной модели поведения.

Практическое значение имиджа для повышения эффективности управления заключается в регуляторной роли психического образа - представления в процессе совместной деятельности и общения. В виду этого, особую значимость приобретают компоненты облика и поведения образующие имидж. В частности, А.А. Бодалев отмечает, что отражение этих компонентов выполняет две функции: «непосредственного различения и опознания» их среди других компонентов облика и в общей картине поведения, и «интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах- сигналах» 36 . Решая задачи деятельности, у подчиненных вырабатывается установка на отражение и осмысление в поведении руководителя этих «компонентов – сигналов», что влияет в дальнейшем, на выбор целесообразной модели своего поведения.

В связи с этим, необходимо более подробно остановиться на месте и роли имиджа в процессе управления трудовым коллективом. Психология управления изучает отношения людей в организации, когда участники совместной деятельности связаны взаимной зависимостью и ответственностью, как перед законом, так и друг перед другом. Особое место в организации занимает способный, благодаря имеющимся у него управленческим ресурсам, активно влиять на формирующиеся в коллективе отношения, как один из главных элементов в системе управления активно вовлечен в процесс управления коллективом. Руководство, организация, планирование, контроль и мотивация – все это функции управления, осуществляя которые, выстраивает определенные управленческие отношения со своими подчиненными. Осуществление этих функций происходит посредством коммуникативной структуры организации. И место имиджа руководителя в этой структуре, на пересечении её коммуникативных связей, где происходит активный обмен информацией и оценка результатов совместной деятельности.

Имидж руководителя, обладая потенциалом влияния, воздействует (опосредованно через сознание) на действия подчиненных, побуждает к адекватным моделям поведения, и, следовательно, к выстраиванию определенного рода отношений. Реализация механизма влияния происходит в процессе интериоризации, в ходе которого, в результате усвоения внешних характеристик руководителя, происходит формирование его имиджа.

Кроме этого, работая над совершенствованием имиджа, учится скрытию переживаемых негативных состояний, мешающих ему в руководстве подразделением и отражающихся на его подчиненных.

Место имиджа в системе управления во многом определяет и ту роль, которую он играет в повышении эффективности управления коллективом. Функционирование коммуникативной сети организации во многом зависит от коммуникативных способностей руководителя от того, каким образом реагирует на поступающую информацию и как он её использует. Благодаря организующему началу в построении управленческих отношений, имидж руководителя влияет на процесс обмена информацией, способствует устранению дефицита информации, необходимой для принятия решения, повышая тем самым эффективность управления.

Помимо этого, положительный имидж влияет на формирование социальной установки готовности к выполнению управленческого решения, приказа или распоряжения. Успех в деятельности вызывает у подчиненных желание идентифицировать себя с руководителем, принимать и разделять его нормы и ценности, а в конечном итоге, подражать и следовать определенной модели поведения. Имидж подготавливает коммуникационный процесс, а затем участвует в нем, обеспечивая взаимосвязь убеждения и коммуникации, тем самым изменяя установки и регулируя поведение объекта.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе управления коллективом имидж руководителя выполняет следующие функции:


  • внушения уверенности у подчиненных в достижении поставленных целей;

  • подражания действиям руководителя его подчинёнными;

  • оптимизации коммуникационного процесса;

  • скрытия негативных состояний, переживаемых руководителем;

  • побуждения к рекомендуемым моделям поведения.
Помимо этого, необходимо особо выделить символическую функцию обеспечения принятия решения руководителем в управлении подразделением. Единолично принимая решение, возлагает на себя всю полноту ответственности за свои действия и действия подчиненных. В виду этого, имидж руководителя условно можно рассматривать как символ единоначалия, который укрепляет доверие к принимаемым решениям.

Завершая рассмотрение места имиджа руководителя в процессе управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что имидж выполняет важную связующую, организующую роль между целью стоящей перед организацией, руководителем и способом ее достижения всеми участниками деятельности.

Формирование имиджа бывает осознанным и неосознанным. Если разные люди ведут себя по отношению к вам одинаковым образом, значит, неосознанно вы им это позволяете. Задача в этом случае состоит в том, чтобы не допустить подсознательных сигналов о себе, провоцирующих нежелательное поведение других людей. Поэтому первый технологический принцип формирования имиджа можно сформулировать так: воздействуй на людей с целью создания у них «нужного» мнения.

Необходимо влиять не только на их сознание («знайте, я хороший человек, и сейчас я вам это докажу…»), но и на подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло чувство приятного ощущения, связанного с вами. Второй принцип технологии формирования имиджа гласит: следует в большей мере воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание (до 80 %).

Во-первых, подсознание чаще управляет поведенческими актами, чем сознание («что-то есть в нем такое привлекательное…»). Во-вторых, поскольку люди обычно доверяют себе больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению «подсознательному».

Процесс создания имиджа многогранный и сложный. На впечатление влияет буквально каждая деталь. Здесь важно все: стиль одежды и внешний вид, стиль интерьера и аксессуары - даже эти составляющие говорят о предпочтениях их владельца и об уровне его успешности. Любой неверный шаг - и впечатление о руководителе может повлиять на доверие к образовательному учреждению. А доверие, как известно, дорогого стоит.

Имиджмейкеры и специалисты по корпоративной культуре разделяют имидж на позитивный и негативный. На их создание влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относятся визуальные характеристики. К внутренним - манера общения и деловой этикет. Поговорка о том, что «по одежке встречают», для руководителя приобретает форму девиза. Важно первое впечатление; если восприятие собеседником руководителя окажется отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа.

Следует также отметить тонкости в имидже руководителя: у него может быть безупречный внешний вид, но недостаточное знание делового этикета или преднамеренное его игнорирование с целью эпатажа. Отрицательный имидж, как известно, также привлекает внимание общественности, создает рейтинг, но такая стратегия в руководстве образовательного учреждения чаще всего только усиливает недоверие родителей учащихся к образовательному учреждению и его услугам. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя образовательного учреждения будет являться ее конкурентным преимуществом.

Имидж - это грамотное управление впечатлением. Если говорить о руководителе, то его имидж складывается из таких составляющих, как безупречный внешний вид, деловой стиль одежды и деловой этикет. Каждая из этих составляющих должна находиться в гармонии с другими, и при наличии двух качеств отсутствие третьего недопустимо.

В имидже важно чувство меры. Кроме того, имидж может быть постоянным или ситуативным. Ситуативный зависит от той ситуации, в которой находится руководитель современного образовательного учреждения: деловая встреча, совещание, педсовет, презентация или корпоративная вечеринка. В неформальной обстановке можно дать себе слабинку, но при этом соблюдая чувство меры.

Внутренний имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала образовательного учреждения, точнее, восприятием руководителя работниками образовательного учреждения. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В образовательном учреждении руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем непосредственного взаимодействия со всеми сотрудниками образовательного учреждения.

В деловом имидже допустимо наличие общедоступности и открытости. Это значит, что во внешнем облике руководителя и в его одежде могут присутствовать смягчающие образ делового руководителя компоненты. Например, когда руководитель хочет от собеседника более свободного и рискованного общения, он может позволить надеть рубашку розовых тонов, которая будет гармонировать с костюмом. Во всех остальных случаях на деловую встречу руководитель должен надеть костюм черного или синего цвета; в жаркое время года, несмотря ни на что, руководитель не должен вести переговоры в рубашках с коротким рукавом, а женщина - без чулок или колготок.

Духовно здоровые личности быстрее добиваются успеха в создании привлекательного имиджа. Есть немало талантливых и порядочных людей, которые не смогли себя реализовать, не сумели увлечь своими идеями других. Быть обаятельным - своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Немало проблем обаятельным личностям создают завистники и соперники. В житейской борьбе неизбежны и поражения. Надо уметь достойно их переносить.

Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И.Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали магией обаяния. Ведь обаяние - это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. К сожалению, в жизни нередко бывает, что люди создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание и почему мы тяготеем к их обладателям.

Индивиду, имеющему дурной вкус, наивно рассчитывать на обаятельность. Кроме того, человек поистине нравственен лишь тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать людям и удерживается от того, чтобы причинить человеку какой-либо вред. Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременного условия создания достойного имиджа.

Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Один из первых отечественных специалистов по имиджированию В.М. Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение и желание нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят такие характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (способность к межличностному общению, деловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации).

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо - вседозволенность.

Обществу необходим нравственно надежный человек, способный на самосовершенствование, прежде всего духовное. Его внимание должно привлекать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкий спектр гуманитарных знаний. Ф.М. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого наблюдения писателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке. Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского - 7. Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: с 40-х годов количество предметов, изучаемых в школах, уменьшилось на треть.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считает важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особо следует выделить интуицию и гибкость в общении. Очень ценно, когда жизненный и профессиональный опыт помогает личности обострить интуицию.

Руководитель образовательного учреждения должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Н.А.Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемогают в высоких министерских креслах.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие руководители осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

Помочь в этом могут имиджмейкеры - специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж руководителя не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже имеющимся возможностям руководителя, так как большинство наших руководителей считают, что они и так наделены харизмой. Роль руководителя современного образовательного учреждения в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Руководители же настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.

Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а поэтому - правильного выбора своей модели поведения.

Гете говорил, о том, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает самого себя. И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.

Каковы же критерии выбора модели социального поведения? Их несколько:

  • - нравственная и правовая безупречность;
  • - учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств;
  • - цель, которую ставит перед собой личность;
  • - самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно;
  • - учет психологических характеристик. В имиджировании актуально понимание тех личностных и деловых качеств, которые ожидаемы партнерами по общению.

Выводы по первой главе

Подводя итог, следует сказать, что создание имиджа руководителя образовательного учреждения - процедура, требующая затрат времени, денег и собственных усилий. Делать самого себя - наиболее сложная работа, но она одновременно представляет и наибольший интерес для каждого человека. Привлекательный для других и не противоречащий своему внутреннему «я» образ является ключом к решению многих жизненных проблем.

Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным уровнем научных знаний по управлению, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива.

Смыслообразующие основы управленческой культуры руководителя образовательного учреждения отражают следующие позиции: успешность в реализации административно-управленческих функций; культура принятия управленческого решения; управление инновационной деятельностью; профессионально-педагогическая культура; мотивирование коллектива; создание благоприятного психологического климата в коллективе; культура общения руководителя; деловые и личностные качества.

Имидж руководителя образовательного учреждения характеризует ценностные установки руководителя и уровень реализации им функций управления образовательным учреждение.

Проблема представления образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы (создание имиджа) существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется особенно отчетливо. Связано это как с процессами становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений, с сокращением численности учащихся, так и с отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей.

Процесс формирования имиджа образовательного учреждения определяется: дифференциацией и вариативностью системы образования; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения учащихся; многочисленными образовательными запросами общества; потребностью образовательной практики и усилий менеджмента в формировании представлений о деятельности данного конкретного учреждения.

Также к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

личность руководитель имидж образовательный