План вот злонравия достойные плоды. Вот злонравия достойные плоды


Д.И.Фонвизин в своей комедии "Недоросль" поднимает проблемы своего времени, когда еще было крепостное право, и бедные люди были не образованны, а богатые пренебрегали своими возможностями учиться. Но я думаю, что некоторые из них актуальны и сейчас. Главная проблема - высокомерие и необразованность дворян-крепостников.

В данной комедии главным героем выступает Митрофан, сын Простаковых, которые являются крепостными дворянами. Можно с уверенностью сказать, что он достоин своих родителей. Эгоистичный, глупый и ленивый.

Но кем он мог еще стать, если его мать - высокомерная и жадная женщина, а отец даже не имеет влияния в собственном доме?

Митрофанушка ужасно относится к своим учителям, обзывает их и закатывает истерики только из-за того, что не хочет учиться. К Еремеевне он тоже не проявляет должного уважения и всячески оскорбляет ее, несмотря на то, что она его с детства воспитывала и вкладывала свою душу и любовь. Но мальчику есть с кого брать пример, его мать из-за своего недалекого ума не понимаем, как свойственно вести себя высокопоставленным людям, имеющим влияние на своих слуг. Митрофан немного побаивается Простакову, но мать, хоть и по-своему, но любит своего сына. Она поддакивает ему и всячески балует, тем самым неосознанно делая из него настоящего "недоросля".

Все это не прошло даром, ведь в конце комедии, когда складывается такая неприятная картина для Простаковых, когда справедливость и благоразумие пришло в их дом в образе Правдина, даже собственный сын отказывается от матери.

Это и имел в виду Стародум, когда высказала такую мысль, что вся эта ситуация - "Злонравия достойные плоды".

Комедия имеет большое значение в мире литературы, с ней можно и посмеяться, и подумать. Она может помочь осмыслить многие вещи, связанные с нравственностью и сделать правильные выводы. Фонвизин специально представляет это произведение в форме комедии, чтобы люди высмеивали "недорослей", но сами не становились ими. И надеюсь, что это произведение всегда будет актуально и читаемо.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Недоросль», я была удивлена. Дело в том, что пьеса, написанная в XVIII веке, затрагивает такие проблемы, которые актуальны и двести лет спустя.

Итак, действие комедии происходит в деревне Простаковых; главным героем является их сын Митрофанушка – недоросль в прямом и переносном смысле этого слова. Основные события комедии разворачиваются на фоне конфликта между просвещёнными дворянами (такими, как Стародум , Правдин) и крепостниками-невеждами (Скотинин , Простакова). Автор описывает жизнь Простаковых и других героев, подробно раскрывает их характеры, взгляды на жизнь и стремления. Главные действующие лица в комедии наделены Д.И.Фонвизиным яркими, порой гротескными чертами характера. Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых из них и попытаться проследить, насколько нравственны их помыслы и как эти помыслы реализуются автором в комедии.

Во-первых, госпожа Простакова. Вся её забота была направлена на сына, Митрофана; на то, чтобы пристроить его и чтобы он был счастлив. «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка»;­ «Его готовлю в люди», - говорит она о своём любимом сыне. Также она стремится властвовать в поместье. Но в конце концов она лишилась власти, а Митрофан «перешагнул через неё», сказав: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Митрофан же однозначно обозначил свои жизненные стремления и желания фразой: «Не хочу учиться, хочу жениться». Более того, он хотел жениться на Софье не по любви, а из-за её наследства, а также он не хотел служить. Но Софьюшке Митрофан «не жених», и служить ему всё же пришлось.

Брат госпожи Простаковой, Скотинин, как и Митрофан, хотел жениться на Софье и обогатиться за её счёт. Ещё одним его «стремлением» были свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи…» Однако и Скотинин не добился своего.

Почему же так произошло? В чём их порочность? Рассмотрим героев более внимательно. Например, госпожа Простакова – «презлая фурия» - воплощение алчности, грубости, невежества, властности. Её отношение к слугам и людям низшего сословия более чем пренебрежительное: «А ты, скот, подойди поближе»; «Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на делах…»; «Так тебе жаль шестой, бестия?». К мужу госпожа Простакова тоже относится свысока и не ценит его: «Вот таким муженьком наградил меня господь…». Однако по отношению к сыну она проявляет чрезмерную, слепую любовь: «Поди порезвись, Митрофанушка!»; «Ах мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?»; «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофан же пользуется любовью матушки: пока она «у власти», то есть хозяйка дома, он старается ей угодить, польстить ей. Митрофан – зеркало госпожи Простаковой. Вяземский писал про этого лентяя так: «Невежество, в каком рос Митрофан, и примеры домашние должны были вырастить в нём изверга, какова его мать». Он с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В последней сцене, когда господа Простакова была лишена поместья, сын «переступил через неё». Митрофан никого не любит, он эгоистичен, зол и невежественен.

Скотинин – типичный представитель говорящей фамилии. Речь Скотинина груба, о себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. Скотинин очень похож на сестру, госпожу Простакову, он жаден, жесток и невежественен.

Господин Простаков, попав под влияние жены, стал её подкаблучником, потакает ей во всём: «Да я думал, матушка, что тебе так кажется». Он превратился в бесхарактерного, не имеющего собственного мнения человека, в серую личность.

Таким образом, в своей пьесе Д.И.Фонвизин нарисовал типичные черты русских крепостников. Именно крепостничество было основным злом тогдашней русской жизни. И на его почве «вырастали» подобные жестокие, подлые и невежественные люди.

Текст по комедии Д.И. Фонвизина» «Недоросль»

«Вот злонравия достойные плоды».

Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д.И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с со­блюдением всех требований данного направления. Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трёх единств.

Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Проста­ковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам, «людям». Про её жестокость и злонра­вие становится известно в «правительстве», то есть в офици­альных кругах.

Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и само­дурства госпожи.

Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависи­мых от них крепостных.

Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнака­занности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоя­лось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За лю­дей приниматься!», имея в виду своих дворовых.

Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворе­нию своих корыстных интересов.

«Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни.

Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митро­фанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства.

Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием».

Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодар­ность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спро­сить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к просьбам родительницы. «Да от­вяжись, матушка! Как навязалась!» - восклицает он. Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих лю­дей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равно­душно: «По мне, куда велят!»

Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!»

Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в со­циальном устройстве России.

Вот злонравия достойные плоды
Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).
Употребляется: шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Вот где собака зарыта
  • Вот и встретились два одиночества

Смотреть что такое "Вот злонравия достойные плоды" в других словарях:

    Вот злонравия достойные плоды - Вотъ злонравія достойные плоды. Фонвизинъ. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда отъ зла другое зло исходитъ: Вотъ почему такъ гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini.… …

    вот злонравия достойные плоды - Фонвизин. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда от зла другое зло исходит: Вот почему так гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini. 5, 1. Перев. Лялина. Ср. So far in… …

    ПЛОД - ПЛОД, плода (плода устар.), мн. плоды, муж. 1. Часть растения, развивающаяся из цветка (преим. из завязи) в результате опыления и содержащая семена (бот.). Односемянные, многосемянные плоды. 2. Сочная съедобная часть некоторых растений (фрукты,… … Толковый словарь Ушакова

    Недоросль (комедия) - Недоросль Жанр: комедия Автор: Денис Фонвизин Год написания: 1782 «Недоросль» комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII ве … Википедия

    Недоросль

    Митрофанушка - Недоросль комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса XVIII века на русской сцене последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 … Википедия

    Недоросль (пьеса) - Недоросль Жанр: комедия

    ложь ложью погоняет - Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Один обман ведет другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. вот злонравия достойные плоды … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    плод - (иноск.) последствие, результат, произведение (намек на плод растений и др. орган. тел как произведение их) Ср. Плодотворные дела, учреждения. Ср. ...Твой труд Тебе награда им ты дышишь, А плод его бросаешь ты Толпе рабыне суеты. А.С.Пушкин.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Ложь ложью погоняет - Ложь ложью погоняетъ. Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Пер. Одинъ обманъ ведетъ другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. Вот злонравия достойные плоды … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Основной проблемой, поднимаемой в этой известной пьесе, является задача воспитания просвещенного, трудолюбивого, целеустремленного и в то же время преданного родной стране человека. В 18 столетии дворян было принято считать настоящим «оплотом общества», именно с этим сословием передовые русские люди связывали надежды на лучшее будущее.

Однако центральный персонаж комедии Митрофан Простаков с рождения растет в обстановке полнейшего невежества, грубости, хамства, пренебрежения к окружающим со стороны его родителей. Именно по этой причине юноша вырастает фактически неграмотным и столь же уверенным в своей избранности и в том, что ему нет никакой необходимости чем-либо заниматься, как и его чрезвычайно ограниченная и при этом достаточно жестокая мать.

На протяжении всей пьесы автор не перестает подчеркивать, что наиболее серьезным злом в тогдашней России является безоговорочное владение крепостными крестьянами, в отношении которых хозяевам позволяется абсолютно все. Весь жизненный уклад семейства Простаковых базируется на крепостничестве, обеспечивающем произвол господ и полное бесправие дворовой прислуги.

С первых же сцен комедии бросается в глаза бесхозяйственность и неряшливость, царящие в усадьбе, где проживают госпожа Простакова, ее муж и сын, а также брат этой женщины по фамилии Скотинин. Сама владелица поместья нисколько не скрывает того, что с утра до вечера она бранится и применяет рукоприкладство, иначе, по ее мнению, просто невозможно поддерживать какой-либо порядок в доме. Однако при всей своей грубости и кажущемся бессердечии она все же обожает сына, в чем также несложно убедиться.

Речь Простаковой может быть как откровенно хамской, так и робкой, подобострастной в зависимости от того, с кем она в определенный момент беседует. Манера говорить Скотинина полностью оправдывает его фамилию, этот человек и в самом себе, и в окружающих видит в первую очередь каких-либо животных, а не людей.

Шестнадцатилетний Митрофан становится жертвой семейной обстановки и полученного им воспитания, точнее, полного его отсутствия. Сначала к мальчику была приставлена нянюшка Еремеевна, жалованье которой составляет около пяти рублей в год и приблизительно пять пощечин ежедневно, как с горечью замечает она сама. Но няня заботилась лишь о том, чтобы ее подопечный был накормлен, никак не пытаясь развивать и обучать мальчика.

Уже на протяжении нескольких лет Митрофанушка занимается одновременно у трех наставников, пытающихся хоть чему-нибудь его научить, однако все их усилия оказываются совершенно напрасными. Некий отставной военнослужащий Цыфиркин преподает юному дворянину арифметику, семинарист Кутейкин учит грамоте, тогда как немец Вральман уверяет хозяев в том, что просвещает их сына в области всех наук, в частности, помогает ему освоить иностранные языки. Однако в действительности он прежде служил всего лишь кучером и абсолютно не подходит для роли учителя.

Тем не менее, необразованные Простаковы доверяют этому человеку, к тому же им нравится то, что он явно не перегружает занятиями их уже фактически взрослого «ребенка». Немец получает гораздо больше, чем русские преподаватели, он также обеспечивается в доме столом и одеждой, а Митрофан ведет себя с учителями крайне бесцеремонно, без всяких причин прерывая занятия по собственному желанию и ничего не усваивая, хотя его «обучение» продолжается уже не менее четырех лет.

В семье Простаковых и в усадьбе всем заправляет хозяйка, отец Митрофанушки и его дядя безоговорочно подчиняются жене и сестре. Сама Простакова, не чающая души в сыне, не замечает того, что он в глубине души и к ней относится столь же пренебрежительно, как к остальным. Шестнадцатилетний юноша изо дня в день бездельничает, лишь время от времени забираясь на голубятню.

Гость дома сразу же замечает, что Митрофан не только полнейший невежда, но и бессердечный, равнодушный к другим людям человек, и именно это обстоятельство вызывает в нем наибольшую тревогу. Он прекрасно понимает, насколько бесполезны для взрослеющего парня визиты педагогов, ведь Митрофанушка совершенно ничему у них не учится и не желает учиться, юный дворянин откровенно говорит, что он стремится лишь есть, спать и как можно скорее жениться, никаких иных интересов у него не существует.

Для Стародума нет сомнений в том, что Митрофан вырос таким именно из-за царящей в доме жестокости, грубости, агрессивности и в то же время баловства со стороны матери. В финале пьесы автор предупреждает читателей о том, что любое воспитание должно основываться, прежде всего, на привитии таких душевных качеств, как доброта, милосердие, сострадание к другим людям, а уже затем следует давать и необходимое образование.

Основная беда центрального персонажа комедии заключается в отсутствии настоящего человеческого сердца, а в сочетании с его крайне низким умственным развитием такого человека можно приравнять к зверю, что и делает Стародум. Однако умудренному жизнью мужчине кажется, что и Митрофан не окончательно безнадежен, что при перемещении недоросля в иную обстановку, на службу, где его будут окружать другие, не похожие на родителей и дядюшку люди, он еще может измениться.