Памятник родина мать что внутри. Статуя «Родина-Мать зовёт!», Волгоград, Россия. Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики

Автор: В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области Анатолия Бровко и поднялся в голову знаменитой статуи "Родина-Мать зовет". Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент "Родина-Мать Зовет" - одна из самых высоких статуй в мире - входит в состав историко-мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом Кургане.


К ней ведут 200 ступеней - именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади "Стоявших насмерть", к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются "Стены-руины". В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы".


На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти»:

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены - "Ни шагу назад!", правой стены - "Только вперед!".


Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:


Слушали : О поведении комсомольцев в бою.
Постановили : В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику : Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ : Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть».

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном "Озеро Слез" посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?".


Отсюда можно войти в круглое здание - "Зал воинской славы":

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать! - заткнулись»:

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул - это Москва и Волгоград:

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

Высота статуи Родины-Матери - 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры - 85 метров:

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию "Относительность" Маурица Эшера:

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает - их подтягивают:

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

Крепление левой руки (без меча):

А это вход в правую руку (с мечом):

Слева внизу - вход в плащ, а справа за арматурой - вход в левую руку:

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Московский реставратор Вадим Церковников заявил: по его расчетам, катастрофа может произойти в любой момент. Однако волгоградские исследователи памятника уверяют, что это всего лишь - слухи. Корреспондент АиФ.ru Надежда Кузьмина встретилась со специалистами, которые осуществляют надзор за легендарной скульптурой «Родина-мать зовет!», побывала внутри памятника и узнала, можно ли сейчас быть уверенным в его безопасности.

Высота скульптуры 52 метра, с мечом - 87 метров. Вес - порядка 8 тысяч тонн. Страшно представить, что эта скульптура когда-нибудь может упасть. Однако смотрители памятника уверяют, что этого никогда не случится. За «Родиной-матерью» ведется постоянный надзор, который осуществляет один из лучших научно-исследовательских институтов в стране - Институт энергетических сооружений «РусГидро».

Все главные наблюдения сотрудники института проводят внутри скульптуры. Простому туристу попасть внутрь невозможно - нужно специальное разрешение.

«Соедините с ногой»

К памятнику «Родина-мать зовет» ведут 200 ступеней. Их ровно столько, сколько дней продолжался бой под Сталинградом, кардинально изменивший ход военной истории. Пока поднимаешься на самую вершину - 102 метра над землей - успеваешь разглядеть скульптуру со всех сторон. Так было задумано авторами проекта ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Евгением Вучетичем и Николаем Никитиным .

Смотритель открывает дверь, ведущую внутрь «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Сотрудник института Ирина Ротермель под контролем смотрителя памятника открывает дверь, которая ведет в сердце «Родины-матери». Вход расположен на значительной высоте, поэтому, чтобы подняться внутрь, необходима лестница. Дверь особенная - защищена от взлома и находится под прицелом видеокамер, так что хулиганам проникнуть в скульптуру не удастся.

«Родина-мать» внутри полая и состоит из отдельных ячеек. По такому же принципу построена и Останкинская телебашня в Москве. Ведь оба эти объекта проектировал один и тот же конструктор - Николай Никитин. Все идеи, которые ему удалось реализовать во время грандиозной стройки в столице, он перенес и на символ победы.

Внутрь скульптуры ведет узкая и очень крутая бетонная лестница, по которой можно подняться в комнату, где расположена аппаратура для наблюдения за здоровьем железобетонной женщины. Это собственная разработка ученых волгоградского научно-исследовательского института.

Внутри скульптуры невероятное количество ходов - в Волгограде шутят, что она- мечта сталкера. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Родина-мать» стянута канатами, - рассказывает директор волгоградского филиала НИИ энергетических сооружений Геннадий Мажбиц . - Но они, как многие считают, предназначены не для устойчивости. Их цель - создать в скульптуре сжимающее напряжение и повысить долговечность бетона. Ведь бетон - материал, который не любит растягивающих напряжений, для того чтобы он не разрушался, нужна арматура, а чтобы он вел себя еще лучше, его надо предварительно сжать». Канаты внутри монумента появились не сразу.

«Телебашню строили ярусами - построили-стянули канатами, - поясняет Мажбиц. - «Родина-мать» же стояла какое-то время без них: пока их затащили, натянули, поставили на них датчики. Именно они определяют натяжение каната путем вибрации. Датчик срабатывает как молоточек, электромагнитным полем дергает канат, как скрипач - струны, и тут же автоматика переключается на измерение частоты. Человек приходит с ноутбуком, включает, замеряет показания, и компьютер показывает сразу, какой канат насколько натянут».

Раньше в скульптуре была проводная телефонная связь. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Такая проверка занимает примерно полтора часа и проводится еженедельно. Сегодня, благодаря электронике, это может выполнять один человек. В советское время, чтобы следить за скульптурой, нужен был целый штат. Для этого внутри «Родины-матери» была проведена даже телефонная связь: можно было позвонить по телефону, например в голову, ногу, эфес или меч.

К слову, по специальной лестнице можно подняться практически до самого кончика меча в руке «Родины-матери» - это почти 200 метров над землей. Но пускают туда только специалистов института и подготовленных альпинистов. Мне разрешили подняться до макушки железобетонной леди и посмотреть на город ее глазами.

Вид на Волгоград с высоты птичьего полета - вышка ВГТРК. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

52 метра над Мамаевым курганом, или 154 над землей

В голову «Родины-матери» ведет уже не бетонная, а металлическая лестница из прутьев, подняться по которой достаточно тяжело. Однако смотрители памятника делают это регулярно - необходимость. Нужно посмотреть, не попадает ли излишняя влага внутрь скульптуры и не увеличиваются ли уже имеющиеся трещины.

Правая рука с мечом. Видны отметки, которыми обозначены дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На самой макушке «Родины-матери» расположен люк, из которого можно выглянуть и посмотреть на руку с мечом и город. На руке заметны пометки, сделанные альпинистами, - эта часть тела уже подвергалась лечению. Как рассказывает директор института Геннадий Мажбиц, «Родина-мать», как и каждая женщина, нуждается в тщательном и контролируемом уходе. Так железобетонная леди пережила уже несколько «подтяжек» и серию «уколов молодости»:

«Конструкцию усиливали после нашего исследования, - говорит ученый, - поставили дополнительные канаты в шлейф и стянули канатом плечи. Железобетон также подвергся лечению - инъектированию. Специальными шприцами, под давлением был подан жидкий материал, который заполнил трещины и микротрещины, чтобы уменьшить конденсат и попадание влаги. В основном инъектирование проводилось изнутри, а снаружи его выполняли промышленные альпинисты».

Без специальной подготовки, как у промышленного альпиниста, подниматься на макушку «Родины-матери» страшно. Все колоссальные памятники, которые расположены на Мамаевом кургане, кажутся игрушечными, а люди - меньше спичечной головки. Зато Волгоград отлично просматривается на несколько километров - в утреннем тумане виднеются трубы завода «Красный октябрь», как на ладони Центральный футбольный стадион, который пока еще не подвергся реконструкции в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, колесо обозрения и даже скандальный «танцующий» мост. К слову, как это ни странно, у «Родины-матери» и моста оказывается очень много схожего.

Легендарный «танцующий» мост и скульптура на Мамаевом Кургане имеют похожие имел дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Спустя пару лет, после сдачи в эксплуатацию, у «Родины-матери» начал вибрировать меч. Такая вибрация угрожала не только его падением - под угрозой сохранности была вся правая рука.

«Он был сделан легеньким, из титана, весил тонн 11, - рассказывает Геннадий Мажбиц. - По тем временам - самый перспективный материал: прочность стали, а вес алюминия. Был придуман ряд устройств, чтобы снизить вибрацию меча, установлен демпфер, но в итоге меч просто заменили на более тяжелый из радированной стали. Что вибрация моста, что вибрация меча - физика одна и та же. В аэродинамике есть термин резонанс, когда при небольших воздействиях не очень удачно рассчитанная конструкция подвергается сильной вибрации. Точно также и мост подвергся вибрации».

Автографы внутри скульптуры. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На стенах «Родины-матери» можно встретить разные рисунки. Часть из них осталась после строительства. Когда солдаты убирали мусор из полой скульптуры, некоторые посчитали своим долгом оставить внутри памятника свои автографы. Другие надписи сделаны специалистами.

«Мы специально помечаем трещины, ставим на них маячки, - рассказывает специалист института энергетических сооружений Ирина Ротермель . - Пока ни один из этих маячков не дал трещину - значит, ухудшения нет, со скульптурой все в порядке».

Трещины внутри «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Тем не менее, в обществе периодически поднимаются темы по поводу возможного падения «Родины-матери» и ее опасности как для туристов, так и для всех волгоградцев. Московский реставратор Вадим Церковников когда-то возглавлял группу, которая занималась восстановлением скульптуры «Рабочий и Колхозница» заявил, что «Родина-мать» находится в критическом состоянии и может рухнуть в любой момент. По его словам, бетонная скульптура покрыта сеткой трещин, фундамент - подтоплен грунтовыми водами. Такие выводы он озвучил после исследования монумента на Мамаевом кургане. Заключение о плачевном «состоянии здоровья» монумента реставратор направил министру культуры Владимиру Мединскому .

Однако, местные ученые уверяют, что это всего лишь очередной миф.

Солнце пробивается сквозь тучи над Мамаевым курганом. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Упадет ли Родина-мать?

«Когда пахнет деньгами, то находятся иногда такие товарищи, которые будоражат общественное мнение и вбрасывают заведомо ложную информацию, - считает директор научно-исследовательского института Геннадий Мажбиц. - Можно назвать любую цифру и по-своему ее интерпретировать: безграмотно или с какой-то личной целью. Люди, которым глубоко копать не хочется, они особо не разбираются, нагнетают обстановку. Да, макушка головы сейчас отклонилась примерно на 22 сантиметра от своего первоначального положения, но крена в ней ровно треть, все остальное - изгиб. Изгиб связан, в том числе, и с натяжением канатов, которые как могли, так и поставили. Все остальное серьезного беспокойства не вызывает», - добавляет Геннадий Леонидович.

Сотрудники охранной группы монумента поясняют: «Все это не больше, чем проблемы возраста. У любой женщины есть возраст, и у строительной конструкции есть возраст. Считается, если железобетонная конструкция сделана надежно, в проекте нет серьезных просчетов, на всех циклах все было хорошо, то где-то примерно через 40 лет у неё начинаются проблемы, которые надо гасить нормальным ремонтом».

«Где вы видели человека, который родился, в преклонном возрасте умер, но никогда не болел? - замечает Геннадий Мажбиц. - Со скульптурами все так же. Надо лечить!»

Вид с макушки «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Памятник Родина-мать это шикарный монумент расположенный в городе Волгоград, . Памятник представляет собой женщину с поднятым вверх мечом и побуждающей всех восстать против врага. Памятник представляет собой интерпретацию знаменитого образа античной богини победы Ники. Так же статуя является центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы». (11 фото )

1. Постройкой такого грандиозного памятника занимались все лучшие архитекторы того времени, ведь статую должна была отвечать жестким требованиям и в первую очередь должна была стать родной для миллионов человек. Главным инженером-проектировщиком стал Евгений Викторович Вучетич, у которого на тот момент был уже не малый опыт в строительстве хоть и меньших по значению но достояний страны. Вторым создателем статуи являлся Н.В. Никитин, в последствии который стал создателем знаменитой .

2. По окончании строительства оба были награждены ленинской премии, а главному создателю Вучетичу была вручена золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Строительство памятника было начато в мае 1959 года и продолжалось 8 лет до 1967 года. Торжественное открытие состоялась 15 октября 1967 года. На момент окончания строительства памятник являлся самым высоким в мире. В высоту памятник составляет 87 метров, причем высота женщины 52 метра. Скульптура создана из предварительно напряженного железобетона (в то время он широко использовала, впрочем не зря).

3. Вся скульптура стоит лишь на двух метровой плите а та в свою очередь на сравнительно небольшом фундаменте в 16 метров глубиной. Статую стоит подобно фигуре на шахматной доске, и не шатается, нужно отдать должное инженерам того времени, все таки умели они строить на века. Толщина железобетонных стенок статуи составляет всего лишь 25-30 сантиметров, а внутри памятник состоит из небольших окошек, так же жесткость башни поддерживают постоянно напряженные железные канаты. Строение скульптуры можно сравнить со строением костей у птиц.

4. Полный вес конструкции составляет 7 900 тонн. Памятник Родина-мать стала настоящей визитной карточкой Волгограда. Памятник окружает искусственно созданная алея славы, конкретно к памятнику по олее ведут 200 гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. На этом фото вы видите что статуя сделана с открытым ртом, когда у Вучетича спросили почему у памятника открыты рот, ведь это как бы не красиво, то в ответ он сказал следующее: «А она кричит - за Родину… вашу мать! «.

5. Статуя возвышается над городом и символизирует его и днем и ночью, ночью Родина-мать подсвечивается. В темное время суток Родина-мать просматривается на десятки километров вокруг. С 2008 года памятник Родина-мать стала одним из семи чудес России.

6. На данный момент в списке самых высоких строений в мире Родина-Мать занимает почетное 11 место. За время существования статуя стала неотъемлемой частью волгоградцев, да и в целом жителей России. Но к сожалению мы с вами испытываем угрозу потерять такой грандиозный памятник.

7. Дело в том что из-за грунтовых вод под статуей Родина-мать постепенно наклоняется, проведены экспертизы и ученые пришли к выводу что если наклон статуи увеличится еще хотя бы на 3 см, то башня неминуемо обрушится.

8. Вам будет интересно знать, что при разработке флага и герба Волгоградской области силуэт памятника Родина-мать стала основой изображения.

9. Долгое время оставалось загадкой с какой женщины взяли эскиз для создания такого памятника. Сейчас в Волгограде проживает 83 летняя женщина которая когда то в далеком 1958 году позировала великому архитектору. Валентина Ивановна Изотова никогда не любила распространяться на эту тему, да и профессия «натурщица» в советские годы мягко говоря не была в почете.

10. Наша героиня работала официанткой когда к ней подошел скульптор Лев Майстренко и предложил попозировать, так-как Валентина Ивановна воспитывала двух дочерей понятное дело деньги ей нужны были всегда, вот и согласилась. Да и плюс к тому же девушку наградила природа хорошей «советской» внешностью. Валентине Ивановне было тогда 26 лет, сейчас она не то что жалеет о поступке молодости, а даже на оборот гордиться что ее фигура стала так знаменита.


В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.

К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

3.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы «.

На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть », «За Волгой для нас земли нет », «Ни шагу назад! », «Каждый дом – это крепость », «Не посрамим священной памяти »:

4.

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».

Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

5.

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:

Слушали : О поведении комсомольцев в бою.
Постановили : В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику : Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ : Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть».

6.

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:

7.

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

8.

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать! - заткнулись»:

9.

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

10.

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:

11.

12.

13.

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

14.

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

15.

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

16.

Высота статуи Родины-Матери - 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:

17.

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

18.

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:

19.

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

20.

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

21.

22.

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:

23.

24.

25.

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

26.

Крепление левой руки (без меча):

27.

А это вход в правую руку (с мечом):

28.

29.

Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:

30.

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

31.

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

32.

Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:

33.

Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:

34.

Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.

35.

Внизу виднеется Храм Всех Святых:

36.

37.

На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:

38.

После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:

39.

В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:

40.

41.

42.

А это знаменитый «Танцующий мост». Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже «попало в телевизор», где этот мост жутко вибрировал.

43.

44.

45.

46.

P.S. Видео с Артемия Лебедева о его походе внутрь статуи и Волгограде: