Памятник клавиатуре (Екатеринбург). Памятник клавиатуре

Павел «Стрингер» Плаксин, Стас Якубовский, Евгений «Мастер» Лукьянов, Константин Бащенко, Макс Филенков, Виталий «Рис» Бухаров, Николай Князев, Олег Шабалин, Антон Худяков, Глеб Щипачев, Игорь «Повар» Кононов, Иван Крюков

Памятник клавиатуре - первая в Екатеринбурге лэнд-арт скульптура, посвящённая компьютерной клавиатуре, находящаяся на втором ярусе набережной реки Исеть, со стороны улицы Гоголя. Открыта 5 октября 2005 года. Автор - Анатолий Вяткин.

История создания

Клавиатура была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту Анатолия Вяткина. Продюсерами и кураторами проекта выступили Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, представлявшие на тот момент культурное агентство «АртПолитика». Производство проекта было осуществлено при технической поддержке компании «Атомстройкомплекс». Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей города проект так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности. Фактически не признанная местными властями как культурно значимый объект клавиатура тем не менее вошла во многие неофициальные путеводители по Екатеринбургу. С нее весной 2011 года началось рисование на асфальте «Красной линии», проходящей через 32 главных достопримечательностей центра города.

Конструктивные особенности

Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 104 клавиш, сделанных из бетона весом от 100 до 500 кг, расположенных в раскладке QWERTY. Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см. Общая площадь проекта 16 4 м. Поверхность клавиш плоская с рельефными обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре.

Культурологические особенности и оценки

Бетонную «Клавиатуру» можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный «сад камней», масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым «брендом».

Положительный резонанс относительно проекта наблюдается среди всех слоев населения города. Мониторинг реакции прохожих на набережной показал, что в 80 % случаев реакция проходящих - восторженная, в остальных случаях - заинтересованная. Жители города испытывают гордость за реализацию подобного проекта на территории города, в которой их прежде всего привлекает нестандартность воплощения и современность образа.

Вопросы охраняемости объекта

Анатолий Вяткин и Антон Борисенко восстанавливают утраченные клавиши

До июня 2011 года было украдено несколько клавиш с памятника (клавиши F1 , F2 , F3 , Y), а на клавишу Windows нанесён логотип Apple.

В связи с этим в июне 2011 года руководитель паблик-арт-программы Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева предложила перенести памятник клавиатуре в соседнюю Пермь. По ее словам, в Екатеринбурге о нем никто не заботился, а пермский музей был очень заинтересован в этом арт-объекте.

Но усилиями екатеринбургской инициативной группы, куда вошли Евгений Зорин, Лидия Карелина, директор ООО «Литек» Надежда Заостровных, 17 августа 2011 года утраченные клавиши были восстановлены. Ремонт памятника стал возможен благодаря Антону Борисенко, директору компании «Юнион Тракс», занимающейся продажей и обслуживанием грузовиков. Во время реставрационных работ присутствовал автор памятника Анатолий Вяткин.

По словам координатора проекта, Надежды Заостровных, благодаря ремонту знаменитая екатеринбургская достопримечательность теперь точно не уедет в Пермь. «Но проблема остается, хотелось бы, чтобы самая большая клавиатура в мире попала в реестр памятников, охранялась государством и никто никогда не смог ее у нас забрать. Для этого мы составили коллективное обращение по внесению памятника клавиатуре в реестр культурных ценностей, 30 июля 2011 года в День сисадмина собрали более 100 подписей и 4 августа 2011 года передали все в администрацию города. Пока ждем ответ», - отметила Надежда Заостровных.


В Екатеринбурге есть памятник, о существовании которого большинство жителей города даже не подозревают - это памятник клавиатуре.

Клавиатура была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля "Длинные истории Екатеринбурга" по проекту Анатолия Вяткина. Продюсерами и кураторами проекта выступили Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, представлявшие на тот момент культурное агентство "АртПолитика". Производство проекта было осуществлено при технической поддержке компании "Атомстройкомплекс". Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей города проект так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности. Фактически не признанная местными властями как культурно значимый объект клавиатура тем не менее вошла во многие неофициальные путеводители по Екатеринбургу. С нее весной 2011 года началось рисование на асфальте "Красной линии", проходящей через 32 главных достопримечательностей центра города.

Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 104 клавиш, сделанных из бетона весом от 100 до 500 кг, расположенных в раскладке QWERTY. Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см. Общая площадь проекта 16 × 4 м. Поверхность клавиш плоская с рельефными обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре.

Бетонную "Клавиатуру" можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный "сад камней", масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым "брендом".

Положительный резонанс относительно проекта наблюдается среди всех слоев населения города. Мониторинг реакции прохожих на набережной показал, что в 80 % случаев реакция проходящих - восторженная, в остальных случаях - заинтересованная. Жители города испытывают гордость за реализацию подобного проекта на территории города, в которой их прежде всего привлекает нестандартность воплощения и современность образа.

Интересные факты о памятнике:
1.Побывавший в Екатеринбурге профессор Никлаус Вирт, изобретатель языка Паскаль, выразил желание посетить проект даже на стадии монтажа.
2.Главная городская река Исеть на интернет-форумах теперь пишется как "I-сеть", а рядом с "Клавиатурой" предлагается разместить памятник модему. Жители Екатеринбурга фантазируют по поводу возможного размещения памятника Монитору и компьютерной Мыши.

Представляете, лежит на набережной клавиатура и никто ее тайком не утаскивает, не вырывает клавишу Caps Lock, не заливает горячим кофе. А все потому, что она - бетонная!

Находится это чудо дизайнерской мысли в Екатеринбурге, где, надо сказать, у скульпторов богатая фантазия. По иронии судьбы, река, на берегу которой установили в 2005 году этот дивный памятник, называется Исеть. Теперь местная молодежь ее иначе как I-сеть и не пишет.

Размеры клавиатуры впечатляют - 16 метров в длину и 4 в ширину. Одна клавиша пробел весит полтонны. Вес остальных кнопочек поскромнее - 80-100 килограммов. У этой клавиатуры есть все причитающиеся кнопки, числом 86. Установили их с интервалами, так что каждую клавишу можно использовать как лавочку. Сидеть на бетоне, может быть, и не очень приятно, но студентов и любителей компьютерной техники это не останавливает, они регулярно приходят сюда выпить пива.

Когда памятник еще возводился и не был готов, в Екатеринбург попутными ветрами занесло Никлауса Вирта, создателя языка «Паскаль». Он очень вдохновился идеей и приезжал смотреть на достопримечательность, пусть и не вполне достроенную.

Да и вы, если будете в тех краях, не пропустите уникальной возможности перезагрузить мир - нажмите на Ctrl+Alt+Del. Для этого вам, правда, потребуется компания, но ее можно найти и на месте.

Который в народе называют «Системным блоком» — из-за удачного расположения рядом с Памятником клавиатуре . Так что вполне логично, что следующей остановкой нашего маршрута станет сама клавиатура…

Так как, по нашим данным, нигде, кроме Екатеринбурга, нет ничего подобного, можем утверждать — в столице Урала находится самая большая в мире клавиатура!

Памятник родился от простой идеи — художник искал своеобразный «символ эпохи», то, что потомки будут ассоциировать именно с нашими днями. Уже в процессе работы над проектом появилась ещё одна мысль — художник вдруг увидел этот памятник как место, где пересекаются два пространства: реальное и виртуальное. Мы так часто сегодня общаемся в Сети, что порой забываем о простом человеческом общении. Поэтому каждая клавиша — это ещё и импровизированная скамейка.

В сентябре 2005 года, когда шёл монтаж памятника, в Екатеринбург прилетел швейцарский учёный Никлаус Вирт , автор языка Паскаль. Узнав, что в городе вот-вот появится памятник клавиатуре, он очень заинтересовался проектом и стал первым его посетителем.

А после установки памятника родился ещё один смысл — уже среди культурологов. «Клава» стала восприниматься как символ соединения Европы и Азии, что особенно актуально, учитывая положение Екатеринбурга. Почему? Да потому что сама скульптура посвящена технологии, пришедшей из Европы, и символизирует западные ценности: мгновенный поиск информации, включённость в новостной поток, компьютеризированный мир… Но сам объект многим напоминает восточный «сад камней». И ценности там уже совсем противоположные: умение созерцать, размышлять, наблюдать… Клавиатура, которая располагает к живому общению — фраза сама по себе абсурдная, но для екатеринбуржцев она имеет вполне определённый смысл. На «Клаве» часто назначают встречи, сюда приходят на свидания, здесь можно встретить любителей почитать, помечтать, порисовать. С ноутбуками тоже, естественно, приходят. Сидячих мест всем хватает.

Фото Александра Зайцева.

Несмотря на немалый вес клавиш, к июню 2011 года несколько из них… украли. Как это было сделано и кому (а главное — зачем) понадобилась 80-килограммовая бетонная клавиша, неизвестно. В августе 2011 года памятник реконструировали.

Клавиатура была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту Анатолия Вяткина. Продюсерами и кураторами проекта выступили Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, представлявшие на тот момент культурное агентство «АртПолитика». Производство проекта было осуществлено при технической поддержке компании «Атомстройкомплекс». Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей города, проект так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности. Фактически не признанная местными властями как культурно значимый объект клавиатура тем не менее вошла во многие неофициальные путеводители по Екатеринбургу. С неё весной 2011 года началось рисование на асфальте «Красной линии » , проходящей через 32 главных достопримечательности центра города.

Конструктивные особенности

Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 104 клавиш, сделанных из бетона весом от 100 до 500 кг, расположенных в раскладке QWERTY /ЙЦУКЕН . Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см. Общая площадь проекта - 16 × 4 м. Поверхность клавиш плоская с рельефными обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре.

Культурологические особенности и оценки

Бетонную «Клавиатуру» можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный «сад камней», масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым «брендом » .

Положительный резонанс относительно проекта наблюдается среди всех слоев населения города. Мониторинг реакции прохожих на набережной показал, что в 80 % случаев реакция проходящих - восторженная, в остальных случаях - заинтересованная. Жители города испытывают гордость за реализацию подобного проекта на территории города, в которой их прежде всего привлекает нестандартность воплощения и современность образа .

В феврале 2019 года компания «Яндекс » опубликовала статистику поисковых запросов россиян, связанных с музеями, достопримечательностями и выставками. В рейтинге памятников памятник клавиатуре оказался на 2-м месте: его опередил лишь Медный всадник в Петербурге, третьим оказался памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве .

Вопросы охраняемости объекта

До июня 2011 года было украдено несколько клавиш с памятника (клавиши F1 , F2 , F3 , Y), а на клавишу ⊞ Win нанесён логотип Apple .

В связи с этим в июне 2011 года руководитель паблик-арт-программы Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева предложила перенести памятник клавиатуре в соседнюю Пермь. По её словам, в Екатеринбурге о нём никто не заботился, а пермский музей был очень заинтересован в этом арт-объекте.

Но усилиями екатеринбургской инициативной группы, куда вошли Евгений Зорин, Лидия Карелина, директор ООО «Литек» Надежда Заостровных, 17 августа 2011 года утраченные клавиши были восстановлены. Ремонт памятника стал возможен благодаря Антону Борисенко, директору компании «Юнион Тракс», занимающейся продажей и обслуживанием грузовиков. Во время реставрационных работ присутствовал автор памятника Анатолий Вяткин .

По словам координатора проекта, Надежды Заостровных, благодаря ремонту знаменитая екатеринбургская достопримечательность теперь точно не уедет в Пермь. «Но проблема остается, хотелось бы, чтобы самая большая клавиатура в мире попала в реестр памятников, охранялась государством и никто никогда не смог её у нас забрать. Для этого мы составили коллективное обращение по внесению памятника клавиатуре в реестр культурных ценностей, 30 июля 2011 года в День сисадмина собрали более 100 подписей и 4 августа 2011 года передали все в администрацию города . Пока ждем ответ», - отметила Надежда Заостровных.

С подачи Евгения Зорина и единомышленников у памятника стали проводиться регулярные культурно-массовые мероприятия, основным из которых является так называемый ежегодный «Субботник на Клавиатуре» . Во время «субботника» производится очистка и покраска клавиш, а также проводятся чемпионаты по киданию на дальность нерабочих компьютерных мышей , подниманию связки жёстких дисков и т. д. В 2017 году в процедуре покраски приняли участие два волонтёра из США . Также в последнюю пятницу июля у клавиатуры официально проводится День сисадмина с аналогичными соревнованиями.