Основы рисования: техника рисования карандашом. Занятие по рисованию в подготовительной группе "рисуем штрихами" Рисуем штрихом в детском саду

Сегодня мы увидим новые интересные рисунки , которые выполнены штрихами . Это работы Галины Сергеевны Моляр из деревни Нифантово (детсад «Кораблик»).

Здравствуйте!

Читая детям сказки, в одной из книг я случайно наткнулась на необычный . С тех пор я стала рисовать при помощи штриха необычных зверей, птиц раскрывая их образы, характеры, отношение к окружающему миру.

Рисование штрихом от Галины Моляр

Штрих — это линия, черта.

Линии могут быть очень разными:

  • короткими и длинными,
  • едва заметными и яркими,
  • волнообразными и двигающимися по кругу,
  • наклонными и ровными,
  • пересекающимися и с наплывами одна на другую.

Начинать рисовать штрихом надо с маленького пятнышка, которое должно быть расположено немного выше от центра листа.

Вокруг пятна нужно оставить просвет и двигаться по кругу линией — штрихом.

Потом начинается второй ряд., а за ним - третий, четвёртый, пятый.

И круги повторяются друг за другом, пока шар станет нужной величины.

Второй шар должен быть меньше по размеру. Он может располагаться прямо или под углом. Это основа будущих образов.

С помощью точек необходимо наметить характерные особенности герою: лапы, уши, хвост, мордочку. И используя возможности штриха зарисовывать части тела.

Чтобы оживить персонаж ему нужно найти интересное занятие, например волчонок собирает яблоки а белка орехи, зайчик несёт морковку, а медведь нашел мед.

Рисунок штрихами: «Белка с орехом»

«Белка» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Медвежонок с цветочком»

«Медвежонок» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Поющая птичка»

«Птичка» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Зайчик с морковкой»

«Зайчик» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Шагающий «

«Цыпленок» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Когда мои малыши в группе подрастут я буду с удовольствием использовать рисование штрихом на практике.

Успехов Вам и радости! C уважением Галина Сергеевна.

Может ли быть подготовка к школе удовольствием? Рисование штрихом именно такое занятие. Оно позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии , дает возможность передать пушистость, легкость и многое другое.

Штрих – это линия, черта. Штриховать можно гелиевой ручкой , фломастером, карандашом, углем, тонкой кисточкой и даже пластилином . Из пластилина, кстати, красивые картины выходят.

Многим деткам с нарушениями в развитии бывает сложно освоить штрих как линию. Они проводят линии прямо поверх образца довольно долго. Дети должны почувствовать уверенность, что смогут изобразить что-то своё рядом. Обычные же дети довольно быстро приём осваивают.

На картинках ниже приводятся варианты карандашного рисования штрихом. Прежде создания картин полезно научиться изображать разные по толщине, размеру, наклону чёрточки.

Примеры рисунков для обучения даны ниже под номерами р. 1-12

  1. Рисование штрихом, едва касаясь бумаги (р. 1);
  2. Обратите внимание ученика на изменение вида столбиков на примере. Это постепенно усиливается нажим (р. 2).
  3. Освоение смены коротких и длинных линеек (р. 3)

  1. Меняющиеся паузы-просветы - смена расстояний между чёрточками (узкий - широкий) (р. 4);
  2. Рисуем по двум параметрам: а) постепенно укорачивающиеся столбики, б) изменяющиеся паузы-просветы (р. 5);
  3. Зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием (р. 6);
  4. Меняющийся наклон столбиков (р. 7);

  1. Наклон в одну сторону (р. 8);
  2. Волнообразный зигзаг (р. 9);
  3. Штрихуем в несколько рядов (р. 10);

Конспект занятия в подготовительной группе

«Удивительные штрихи».

Задачи :

1. закрепить представление о разных видах штрихов;

2. дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы;

3. воспитывать интерес к данной технике;

4. развивать графические навыки.

Ход занятия :

Ребята, догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить, отгадав загадки.

(предлагаются загадки о животных, после того, как дети отгадывают, выставляются иллюстрации Е.И.Чарушина) (слайд 2)

Как зовут художника, который нарисовал эти иллюстрации? В какой технике?

Правильно, художник изобразил животных с помощью штрихов. Это графика.

Что такое штрих? (слайд 3).

Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д.

Что художник может рассказать с помощью штриха?(слайд 4).

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое (слайд 5).

Какие виды штрихов бывают? (слайд 6).

Давайте выполним такое задание (слайд 7).

Возьмём обычный круг и попробуем заштриховать его разными штрихами (у детей на листах пять кругов одинакового размера).

Из отрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получилось что – то мягкое, пушистое. Это может быть одуванчик, а может чья - то головка! (слайд 8).

Из неотрывных, расходящихся по кругу штрихов, у нас получился колючий ёжик, свернувшийся в комочек (слайд 9).

Штрихи – дуги придают выпуклость нарисованному предмету – ну чем вам не баранка? (слайд 10).

А эти дуги уже превратились в лепестки цветка (слайд 11).

А если просто заштриховать всю поверхность круга ровными прямыми штрихами, то не получится уже никакого объема. Перед нами плоский блин (слайд 12).

Итог занятия:

Интересно ли было сегодня на занятии?

Испытывали ли трудности?

Как вы думаете, что помогает развивать рисование штрихом?

Эту работу мы будем продолжать и на следующих занятиях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги.
  • С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  • Рассмотреть иллюстрации Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал светотенью объём.
  • Закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель демонстрирует портрет Е.И.Чарушина, и его иллюстрации и рассказывает:

– Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка - 18.02.1965, Ленинград) - российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Его работы прорисованы ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны
Художник считает,что главное - крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности»
«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» –говорил Евгений Иванович.
Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Далее педагог обобщает сказанное и говорит, что мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называютсяони называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины од­ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.
В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами .
Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.
Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.
Существуют разные виды штрихов (показывает таблицу):

– Короткие прямые штрихи.
– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.
– Наклонные отрывные и неотрывные штрихи.
– Удлиняющиеся штрихи.
– Штрихи – зигзаг.
– Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные.

Далее дети с воспитателем рассматривают разные штрихи и беседуют о том, что можно с их помощью изобразить или на что они похожи.
Воспитатель предлагает детям игру – упражнениена развитие образного воображения.

«Пять кругов»

Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

  • Прямыми в одном направлении. – получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки.
  • Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился пушистый комочек (может это головка какой-нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв)
  • Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился колючий комочек (может это ёжик).
  • Дугами отрывными из центра – вот вам и розочка или другой цветочек.
  • Длинными дугами, расположенными радиально, по краю – колесо или баранка.

Делают вывод, что с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.

– А теперь сами нарисуйте на своих листках бумаги разные штрихи.
– Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи
– А теперь нарисуйте штрихи разной длины...(педагог проверяет, уточняет)

– Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью штриха можно больше рассказать о характере предмета, о его свойствах.
– Давайте попробуем сами нарисовать уточку. На голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами их лучше изобразить? (короткие отрывные расходящиеся из центра)
– А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте). Их лучше рисовать длинными дугами.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением утки и приступают к самостоятельной работе.
Воспитатель в ходе самостоятельной работы детей проговаривает названия разных штрихов, чтобы дети их лучше запомнили.
В конце урока – выставка утят. И воспитатель говорит, что дети на следующих занятиях будут продолжать учиться рисовать как художник – график Е.И. Чарушин.

Источники:

  1. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

Консультация для родителей "Рисуем штрихами вместе с детьми"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста (4-7 лет) "Рисуем с детьми штрихами!" Предназначена для совместной работы родителей с детьми в свободное время. Данная методика развивает у детей воображение, мелкую моторику,подготавливает детей к школе

Все дети любят рисовать, но это получается не у всех детей одинаково, один ребенок рисует без помощи взрослого, а другому требуется помощь и длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умнеий мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетичекого восприятия.
Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогает обучение технике рисования штрихами.
Штрих-это линия, черта, которая может быть короткой и длинной наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и спиралевидной…

С помощью щтриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать легкость, мягкость, плавность, мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Это не сложный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
Обучение детей рисованию штрихом необходимо начинать со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелиевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ.
Для познания секрета этих "выразительных" линий проводите работу в несколько этапов.
-- Графика - вид изобразительного искусства.
-- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев.
-- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха.
-- Занятия на развитие техники штриховки.
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо учить детей технике рисования штрихами т.к. это развивает у ребёнка ручную умелость, пространственные представления, чувства ритма, графические умения, координацию движений.
Система работы по обучению технике рисования штрихами в старших и подготовительных группах дает хороший результат.
У детей совершенствуются навыки ручной умелости при проведении с ними занятий, различных упражнений, пальчиковых игр.