Нужны ли современным школьникам сказки. Нужны ли детям современные сказки. Так что же случилось в современном мире, что вопрос о сказках встал ребром? На мой взгляд, таких причин несколько

В последнее время все чаще возникает в сети и в личном общении вопрос о сказках для детей. Такие вопросы сильно разнятся между собой и могут быть прямо противоположными. Например, недавно в сети я наткнулась на статью, пропагандирующую отказ от сказок для детей, а клиенты все чаще спрашивают, какие сказки читать детям: классические или современные.

С одной стороны, понять беспокойство родителей по этому поводу можно, ведь сказка это такая же информация, поступающая к ребенку как, скажем, просмотренный чадом мультфильм или рекламный ролик. То есть, подходить к выбору сказок нужно с умом. С другой же стороны, большинству из нас в детстве читались разные сказки и, что самое главное, никто и не думал подвергать их «фильтрации».

Так что же случилось в современном мире, что вопрос о сказках встал ребром? На мой взгляд, таких причин несколько:

  1. Наличие альтернативы;
  2. Разнообразные новомодные теории воспитания;
  3. Гиперопека.

Давайте обо всем по порядку.

Наличие альтернативы.

Альтернатива появилась не только в способе подачи материала, то есть читаем книгу или смотрим мультфильм, но и в самом жанре прозы. Есть классические сказки и современные. При чем, мне кажется, современные сказки зря недооцениваются. Да, кто-то скажет, что современные сказки более реалистичны и в них стерта грань между добром и злом. Исходя из этого, они и переходят в ряде случаев в разряд недопустимых. С одной стороны, все верно. Ребенок, читая сказку, ассоциирует себя с главным героем и поэтому безукоризненные, добрые персонажи классиков подходят здесь как нельзя лучше. С другой же стороны, мир не стоит на месте. И наши дети уже не те, какими были мы. Видите ли, в современном мире как раз и стирается граница добра и зла. Если хорошо подумать и отбросить идеалистичность на второй план, все мы сможем в каждом подметить хорошие и плохие качества. Каждый человек в одной ситуации поведет себя как настоящий герой, а в другой убежит как последний трус. И это не показатель «плохости» или «хорошести», это просто нормальный ход вещей.

Так стоит ли читать ребенку современные сказки? Ответ однозначен: Стоит. Конечно же, тут нужно сделать поправку на умеренную цензуру, но хотя бы в ознакомительных целях ребенку не помешает разнообразить сказочное «меню» современными произведениями. Следует отметить, что многие современные сказки требуют последующего обсуждения их содержания с маленьким читателем. Они зачастую не предлагают модель «это хорошо, а это плохо», а, следовательно, как и в жизни, подобный материал следует обсудить и прийти с ребенком к ряду выводов.

Разнообразные новомодные теории воспитания.

Есть у меня знакомые, которые просто помешались на так называемом «воспитании реальностью». Для тех, кто не знает, это метод воспитания, предполагающий, что ребенок сталкивается с реальными «жизненными» последствиями своих действий и разбирается в сложившейся ситуации сам (по мере возможности, конечно). Но мои знакомые пошли дальше. Насколько? Настолько, что табуировали все сказки в доме.

Судя по растущим объемам литературы, предлагающей разные теории воспитания, я думаю, что мои знакомые, к сожалению, не единственные в своем роде. Тут дело упирается в правильное понимание предлагаемых идей и не «перегибание палки» в какую-то сторону.

Например, воспитание реальностью подразумевает столкновение с последствиями своих реальных действий, а не мечтаний. Если ребенок разбил вазу, то он не получит карманных денег, так как маме будут нужны деньги на покупку новой вазы. Но, на мой взгляд, данный подход никак не отрицает развитие воображения и пробуждение добрых чувств по результатам прочтения сказок. Так что, прежде чем окончательно решить, читать ли ребенку сказки, в данном случае родителям стоит подумать над тем, читать ли им литературу по воспитанию детей.

Гиперопека.

Это вообще отдельная тема для разговора. Скажу лишь только, что на мой взгляд, в нынешнем стремительном и под час жестоком мире некоторые родители, «доведенные до ручки» происходящим вокруг, пытаются все больше оградить своих детей от негативных внешних воздействий. Оно то и правильно, но опять же, если не перегибать палку. Например, недавно я встретила вариант Красной Шапочки, где волк в угоду гуманистическим мамам, представляется положительным персонажем. И это лишь одна из множества таких сказок. Тут нужно иметь в виду одну простую вещь: ваш ребенок - не дурак. Он все прекрасно понимает, осмысливает и делает правильные выводы. Плюс ко всему, детская психика не настолько ранима, как это принято считать в современном мире. У детей есть множество разных, полезных и работающих психологических защит. Так что считать оригинальных вариант «Красной Шапочки» травмирующим для ребенка просто нет нужды.

Советы родителям "В поисках смысла"

Нужны ли детям сказки? Вопрос риторический, безусловно, нужны. Тогда почему родители перестают их читать, как только детям исполняется 5 - 6 лет? Виной тому, возможно, наш рациональный подход к воспитанию, желание вместить в ребенка больше информации об окружающем мире, дать ему научные знания, разбудить любознательность и т.д. Зачастую мы забываем о том, что жить ребенку придется среди людей, а значит, ему необходимо научиться понимать их поведение, чувства, знать определенные правила, ритуалы, традиции. На мой взгляд, именно пласт человеческих взаимоотношений и является наиболее ценным в материале сказок.
Другой причиной может быть то, что родителям сказки кажутся примитивными и, в некотором роде, бессмысленными. Мы не привыкли задумываться над сюжетом сказки, плохо понимаем метафоричность ее языка. Читая сказки детям, мы следуем определенной традиции проведения досуга, но этим не стоит ограничиваться. Попробуйте обсудить сказку с детьми, подтолкните их к размышлениям, а для начала проанализируйте любую сказку самостоятельно.
Большинство взрослых людей, скорее всего, затруднится ответить или ответит односложно на вопрос о смыслах, вложенных в такие незатейливые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок». О чем первая сказка? Снесла курочка золотое яичко, оно разбилось, что сильно огорчило деда с бабой. Что же стоит за этим сюжетом? Давайте поразмышляем.
1.Старики стали свидетелями чуда. Их курица снесла золотое яйцо. Правда, на чудо никто не обратил внимания. В жизни так часто бывает, живешь рядом с чудом и ничего об этом не ведаешь.
2. Взяли золотое яйцо и стали бить как простое, т.е. действовали стереотипно в необычной ситуации. Успеха не добились. Обладая же творческим мышлением, человек имеет больше шансов решить проблему, удачно вписаться в действительность, воспользоваться счастливым случаем себе во благо.

3. Когда их цель (разбить яйцо) осуществилась, они сильно расстроились. Получается, что они не знали, для чего нужно разбить яйцо? И правда, многие взрослые, а тем более дети, совершают поступки, не задумываясь о том, для чего они это делают, к каким последствиям это может привести и т.д.
На какие еще мысли наводит эта сказка?
1. Дед с бабой были людьми, равнодушными к богатству, роскоши. Они не жаждали наживы, не искали выгоды в сложившейся ситуации. Их скромные желания удовлетворяла курочка, пока несла обычные яйца. А золотые им ни к чему, одна морока с ними.
2. Людям следует давать то, к чему они готовы, с чем они в состоянии взаимодействовать без ущерба для себя.
3. Случайность (мышка) может нарушить все твои планы, разбить твое счастье, которое ты и не ценил, пока оно у тебя было.
4. Не стоит упрекать в тех случаях, когда люди расстроены, огорчены. В этот момент они больше всего нуждаются в поддержке, сочувствии и т.д.
Думаю, что при желании вдумчивые читатели найдут и другие смыслы этой сказки. А потому я предлагаю не просто читать сказку, а серьезно размышлять над ней, что полезно и детям, и взрослым. В этом случае развиваются обе стороны: и ребенок, и родитель. Конечно, у ребенка меньше возможностей вскрыть смысл сказки, поэтому он и нуждается в руководстве взрослого, в его направляющих вопросах. Но какие-то вещи доступны пониманию маленьких детей и без подсказки взрослых.
В сказке «Курочка Ряба», как и положено, все закончилось хорошо. Для ребенка, наверное, смысл этой сказки заключен в последних строках. Курочка Ряба утешила стариков и обещала снести яичко простое, а не золотое. Вот этот урок он и запомнит: поддержи, успокой того, кто плачет, расстроен; если можешь, помоги ему.
Вторая сказка «Колобок» чуть длиннее первой, там больше действующих лиц и событий. В этой сказке ребенок, возможно, впервые встречается с хитростью и вероломством, которые олицетворяет Лиса. Колобок (так и напрашивается аналогия с маленьким ребенком) улизнул от дедушки с бабушкой, как только остался без присмотра, и отправился, куда глаза глядят. Наверное, это урок для взрослых: никогда не оставляйте малышей без присмотра, ни к чему хорошему это не приведет.
Веселый и простодушный Колобок мог долго путешествовать по лесу, хотя на его пути встретилось много желающих им полакомиться. Все они были похожи на Колобка своей простотой и откровенно озвучивали желание его съесть. Что это означает, он, видимо, догадывался и, спев песенку, убегал дальше. А вот похвалы лисицы усыпили бдительность Колобка, он ведь был маленький и не знал, что на свете существует ложь и хитрость, что нельзя доверять незнакомцам, тем более в дремучем лесу. За свое незнание он и поплатился жизнью.
Попробуйте обсудить эту сказку со своим малышом. Поверьте, что для него это будет очень не просто, но весьма полезно. Кстати, это прекрасно развивает аналитическое мышление, в пользе которого никто и не сомневается.

Начнём с рубежных "сказочников". В России, и в Москве в частности, издают не только "Гарри Потера", но и сказки Мадонны. Последняя её книга "Приключения Абди" рассказывает о маленьком мальчике, которому поручено очень важное задание: доставить королеве самое драгоценное ожерелье в мире. Абди постоянно попадает в переделки: сначала его грабят в пустыне, затем бросают в темницу. Но герой Мадонны не унывает, он следует словам своего учителя Эли: "Все, что ни делается – к лучшему". Американские издатели отмечают, кстати, что "Приключения Абди" – самая экзотическая сказка поп-дивы. Древняя мудрость о важности оптимизма, несмотря ни на что, передана образно и с юмором. Для молодого поколения эта идея очень важна.

Мадонна-писательница с каждым днем становится все популярнее: список издателей продолжает расти. Ее книги для детей будут изданы на сорока языках, включая издание по Брайлю, в более чем 110 странах мира. "Приключения Абди" - четвертая из пяти детских книг Мадонны. Предыдущие - "Английские Розы", "Яблоки Мистера Пибоди", "Яков и Семь Разбойников" - с первых дней поступления в продажу заняли лидирующие позиции в списке детских иллюстрированных бестселлеров.

В России книги поп-дивы выпускает издательство "ЭКСМО". Чем же так привлекают опусы Мадонны? С этим вопросом мы обратились в отдел детской редакции издательства.

"Её сказки построены на традиционных сюжетах, - пояснил сотрудник отдела. – Главное их достоинство – это отличные иллюстрации, их делали чуть ли не лучшие художники. Мы решили заняться Мадонной, потому что это достаточно известное имя, нас этот проект заинтересовал. Книги очень хорошо покупают. И уже весной в "ЭКСМО" выйдет её последняя сказка".

Newsinfo: Какие сказки для детей покупают чаще и больше – современные или классические?

ЭКСМО: Современные популярностью практически не пользуются. Книги же покупают родители, а у них очень консервативное отношение к детской литературе. Из современных сказочников, пожалуй, пользуется спросом больше всего Эдуард Успенский.

Newsinfo: А из молодых?

ЭКСМО: Молодые в основном пишут не сказки, а стихи.

Newsinfo: Какие сюжеты преобладают в современных сказках? Они отличаются от классических?

ЭКСМО: Нет, один в один практически. Те же самые цели: добро побеждает зло, но действие происходит не в сказочной стране или сказочном мире, а в современном городе, но прототип постоянно угадывается. Свежего и интересного ничего не вспомню, поскольку наше издательство, как правило, не печатает современные сказки.

Newsinfo: подождите, а как же сказки Мадонны? Это же современные повести?

ЭКСМО: Мы сделали исключение, поскольку это читать и покупать будут. Так же как и "Гарри Потера".

Newsinfo: А кто вообще решает, какие сказки издавать, а какие нет?

ЭКСМО: Детская редакция. Мы руководствуемся тем, насколько интересен и оригинален сюжет, тем, как книга будет продаваться. Безусловно, мы ориентируемся на то, что интересно детям. Сказки не должны содержать злости и плохих выражений.

Newsinfo: Сказки пишутся по заказу издательства или авторы сами приносят готовые произведения?

ЭКСМО: В основном авторы сами приносят, потому что хорошую сказку по заказу сложно написать – это творческий продукт. Да и, как правило, приносят не сказки, а сказочные повести для подростков. Под ними понимаются всевозможные страшилки и прочее. К примеру, в таком направлении работает Дмитрий Юнец. Кстати, что интересно, московских авторов практически нет – Дмитрий не москвич. А чем это может быть связано, я не знаю. Наверное, Москва пресыщена, и нашим писателям сказки не интересны.

В детской редакции издательства "ОЛМА-Пресс" тоже занимаются сказками. Там нам пояснили, что на ура продаются не столько сами сюжеты сказок, сколько оформление. Подарочные книги – самые востребованные на рынке. А если говорить о сюжетах и авторах, то на первом месте – русские народные сказки, уже потом персонажи Андерсена и братьев Гримм. Произведения, которые приносят современные авторы – скорее то, что пишут своим детям, внукам для развлечения. Рукописи несут непрерывно. В последнее время некоторые размещают их в Интернете, где они пользуются большей популярностью.

Екатерина Коровина

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки ?

Самыми традиционными являются народные сказки , переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.

Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.

Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.

Слушая сказки , ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку , останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.

Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии , кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.

Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.

Читаем сказку в сотый раз…

Родители, практикующие чтение сказки на ночь , вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.

С чем это связано и нужно ли с этим бороться?

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.

Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

Обсуждение прочитанной сказки

Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.

Правильно выбираем ребенку сказки

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.

С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями , как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.

С пяти до семи лет , как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом , приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения , не следует отказывать ребенку в чтении перед сном . Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки , вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям!

В статье использованы рисунки В. Сутеева (как приятная ностальгия по детству)

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Для чего нужны сказки в жизни ребенка

Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую.

Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок.

Сказка – инструмент ненавязчивого обучения

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.

Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.

Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Сказки воспитывают положительные качества

Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы

Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша.

В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное.

Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.