Научный проект по литературе. Самые интересные темы для проекта. Проектирование в школе Проекты по труду

Во второй четверти 2014 учебного года на базе Ивановской СОШ нами был разработан и реализован проект по литературному чтению во 2 классе на тему: "Создание книжки- сборника по устному народному творчеству".

Тема: "Создание книжки-сборника по устному народному творчеству"

Учебный предмет: Литературное чтение.

Цели проекта:

Расширять кругозор учащихся по народному творчеству;

Прививать любовь к народной культуре;

Пополнять словарный запас;

Учиться правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой и опросом;

Развивать творческие способности, логическое мышление;

Учить детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;

Предполагаемый продукт проекта: Книга- сборник по устному народному творчеству.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному развитию личности.

В программе " Литературное чтение" на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и воспитывающие возможности этих жанров очень велики, поэтому есть необходимость более глубокого их изучения, тем более, что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить недостаток выделенных часов помогает метод проектов.

Аннотация проекта:

Проект рассчитан на 3 месяца. Учащимся второго класса предлагается создать собственную книгу- сборник по устному народному творчеству. Первый этап проекта создается во втором полугодии, он представляет собой первую главу книги, которая называется - пословицы и поговорки. Второй этап реализуется этими же учениками при переходе в 3 класс. Учащиеся создают 2 главу книги-потешки, прибаутки, загадки. Третий этап - сказки и былины. На каждый этап отводится один месяц. В целом на протяжении трех месяцев ученики должны создать и оформить книгу. По выполнению каждого этапа учащиеся отчитываются в форме презентации полученных результатов.

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает свою тему, к которой они должны подобрать пословицы и поговорки на первом этапе. Для нахождения необходимых материалов они должны посетить библиотеку, провести опрос родителей, затем систематизировать полученный материал и красочно оформить в виде страниц для будущей книги. Подводя итоги работы, каждая группа должна представить классу отчет в виде оформленных страниц по своей теме, а затем, совместно с учителем, объединить все созданные страницы в одну общую книгу.

Описание проекта:

1. Подготовительный этап. Вводное занятие. Проект начинается с обсуждения с учащимися темы проекта, ее значимости и актуальности. Затем ученики вместе с учителем обсуждают конечные результаты работы и способы их достижения, разрабатывают план работы, выбирают исследовательские методы. Также перед началом проведения работы с учениками обсуждается, как найти источники информации по теме. Учитель рекомендует список ресурсов (школьная библиотека, учебная литература, опрос старшего поколения и другие).

2. Организация деятельности. Второе занятие. На этом этапе учащиеся с помощью педагога делятся на 3 группы. Затем каждая группа получает тему: 1. Лень и трудолюбие, 2 - Дружба, 3 - Жадность и щедрость. После этого учитель обсуждает конкретные цели с каждой группой, намечает план (последовательность выполнения работы). При необходимости внутри каждой группы каждому ученику даются определенные обязанности: двое отвечают за поиск литературы в библиотеке, двое собирают опрос (учителей, родителей), один отвечает за оформление. Но при этом каждый член группы может принимать участие в любом виде работ.

3. Основной этап. Выполнение работы. (3 недели) Этот этап характеризуется реализацией проекта, самостоятельной работой учеников по нахождению информации, ее систематизации и оформлению. В течении выполнения работы, учитель контролирует и корректирует деятельность учеников, но при этом основная ответственность за работу и инициатива лежит на учениках. Они лишь могут обращаться за советами к учителю.

Данный этап выполняется последовательно в 2 пункта:

1. Поиск материалов (2 недели)

2. Оформление страниц (1 неделя)

4. Рефлексивно- оценочный этап. Презентация групповых работ. (1 день)

На этом этапе проходит представление полученных результатов. Каждая группа иллюстрирует свои странички для книги, рассказывая классу о своей теме, зачитывая пословицы и поговорки, показывает способы оформления работы. Также каждая группа делиться впечатлениями, рассказывает о том, как они искали материалы для работы, в чем были сложности. Вместе с учителем подводятся итоги первой части проекта. Ставятся оценки. После презентации все 3 группы вместе с учителем объединяют созданные странички в одну книгу. Получается готовый продукт- первая глава книги- сборника по Устному народному творчеству, где собраны пословицы и поговорки по актуальным темам.

Работа оценивается по следующим критериям:

1) качество выполнения работы по теме;

2) самостоятельность работы над проектом;

3) умение отвечать на вопросы;

4) количество собранных и выученных пословиц и поговорок;

5) оригинальность оформления страниц для книги;

Анализ полученных результатов.

В ходе реализации проекта был выполнен первый этап работы. Учащиеся посещали школьную библиотеку, где занимались поиском литературы по устному народному творчеству, опрашивали родителей и учителей, оформляли странички книги. Таким образом, на протяжении одного месяца учениками была создана первая глава книги- сборника по устному народному творчеству, под названием "Пословицы и поговорки", которая включает в себя 3 темы: Лень и трудолюбие, Дружба, Жадность и щедрость. (Приложение№1).

В ходе защиты проекта ученики получили следующие оценки:

Группам были присвоены следующие звания:

1 гр.- самая трудолюбивая;

2 гр.- самая творческая;

3 гр.- самая дружная;

Данная работа вызвала у учащихся эмоциональный отклик: на этапе рефлексии 100% детей дали положительную оценку своей работе (Приложение №2). Дальнейшая реализация проекта планируется в следующем учебном году.

Выводы по главе

На основе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность действительно положительно сказывается на работе учащихся. В ходе реализации проекта все дети активно и с интересом принимали участие в работе. Даже те ученики, которые обычно пассивны на уроках, стремились тщательно выполнять порученные им задания. Заметно было, что для достижение общей цели класс сплотился и коллективно выполнял работу. При выполнении проекта, у детей иногда возникали ссоры и несогласия, которые приходилось разрешать совместно с педагогом.

Технология проектной деятельности украшает и вносит разнообразие в процесс обучения, кроме того, что данная работа позволяет детям более успешно осваивать материал, благодаря своему насыщенному и интересному содержанию, она также облегчает работу учителя, которому проще и интересней работать с детьми, которые заинтересованы и увлечены деятельностью. Кроме того, благодаря использованию данного метода, учитель приобретает опыт, закрепляет и пополняет свои знания благодаря тому, что он выступает не в роли докладчика в учебном процессе, а в роли слушателя или равноправного деятеля в коллективе учеников.

В ходе выполнения проекта были достигнуты поставленные цели. Данная работа сплотила учеников, заинтересовала их поиском новой информации, расширила кругозор учащихся, положила основу для формирования исследовательских навыков и познавательного интереса, способствовала развитию навыков работы в коллективе, умения находить и совместно исправлять ошибки, умения отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы.

Сложность работы состояла в том, что дети во 2 классе еще не умеют на длительный срок запоминать задачу. С ними периодически приходилось повторять значение пословиц и поговорок, их отличительные особенности. Не смотря на положительный отклик и проявленный интерес к предложенной работе, детей систематически приходилось контролировать, направлять и корректировать их деятельность, т.к. самостоятельная работа для них еще сложна.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Тема : «Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Школа: МБОУ «СОШ с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области»

2015/2016 учебный год

    Введение

    Методический паспорт проекта

    Описание проекта

    Заключение

    Приложения

    Введение

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, бытовые, про животных- они могут быть веселыми, страшными, смешными, но всегда интересными. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»- писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Вечные сказки- сказки народные, в них спрятана волшебная сила.

    Методический паспорт проекта

    Название проекта - «Русская народная сказка «Журавль и цапля»

    Разработчик проекта –Тупикова Татьяна Владимировна

Название образовательного учреждения – Школа: МБОУ «СОШ с. Красноармейское»

    Год разработки учебного проекта –2015/2016 учебный год

    Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности на уроке литературного чтения

    Проблемная ситуация – учить отличать авторскую сказку от народной и познать литературное наследие русского фольклора.

    Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся

    • углубить свои знания при знакомстве с народными сказками

      познакомиться с различными способами познания нового

      овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности

    Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (модель сказки, модель обложки, инсценировка), позволяющей использовать эти результаты в учебной деятельности

    Задачи-этапы-способы решения

    Изучить литературный материал с позиции поставленной цели

    Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся

    Провести анализ набранного материала, систематизировать его

    Представить результаты работы в виде презентации, инсценирования, моделей сказки и обложки для книги.

    Презентовать оформленный материал перед классом, на уроке литературного чтения

    Форма организации детей – индивидуальна и групповая работа

    Ведущая деятельность – поисково – исследовательская

    Сфера применения результатов –изучение русского фольклора

    Используемые технологии – создание печатной и электронной версии работы

    Форма представления проектной деятельности – мультимедийная презентация, групповой отчет проектантов, инсценировка.

    Способ объединения результатов на презентации –отчет

    Виды презентации – компьютеро-демонстрирующий

    Класс и возраст детей – 2 класс (8 лет)

    Количество участников – 4 ученика

    Предметная область – литература

    Состав участников – одноклассный

    Характер координации – явный

21. Темы учебно-тематического плана – Устное народное творчество

22Время работы –2 урока

23Цель обучения, развития, воспитания :

    Привитие навыков поисковой работы

    Получение новых знаний по особенностям литературных сказок

    Применение информационных технологий для презентации полученных результатов

    Развитие речи учащихся, наблюдательности

    Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в группах

    Воспитание любви к культуре русского народа

    1. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений

    Знание теоретического материала об особенностях фольклорных сказок

    Навык чтения и первичного анализа литературного произведения

25.Приращение в ЗУН и специфических умений

    Расширить кругозор учащихся

    Обобщить знания учащихся об устном народном творчестве

    Развивать речь учащихся, интерес к чтению

    Развивать критическое мышление, творческое воображение

    Развивать умение работать в группах

    Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы

    Формировать высокие нравственные принципы: честность, порядочность, сострадание, трудолюбие.

    Расширить словарный запас учащихся

    Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.

26Режим работы – урочный

27.Техническое оснащение

    Компьютер для обработки материала

    Видеокамера, фотоаппарат для фиксации этапов работы

28.Учебно-методическое оснащение

    Учебные и справочные пособия

29.Кадровое оснащение – классный руководитель

    Описание проекта.

1.За основу проекта взята русская народная сказка «журавль и цапля»

Работа над проектом строилась по следующему плану:

    Постановка проблемы

    Распределение работы над сказкой

    Обозначение целей, задач для каждого

    Первичный сбор информации по темам

    Обработка собранного материала, систематизация

    Отчет о проделанной работе

    Проведение защиты проекта

    Оформление печатных работ, компьютерной презентации

    Защита проекта

Каждый из ребят выбирал тему для своей работы, исходя из интересов, возможностей. Перед каждым ставилась цель, определялись исследовательские задачи.

1 уч– Дрогаченко Саша

Тема работы : Иллюстрация на модели обложки для сказки

Цель : Передать рисунком на обложке о чем эта сказка

Задачи-этапы-способы решения :

    Рассмотреть представленные иллюстрации

    Проиллюстрировать

2 уч- Цикаева Седа

Тема работы: « Модель обложки сказки»

Цель : Создать модель сказки

Задачи-этапы-способы решения :

    Какой геометрической фигурой обозначаем сказки

    Каким цветом закрашиваем.

    Где записывается название.

5 Конечный результат –модель сказки

3 уч-ки – Нурманова Динара, Рябоконенко Влада

Тема работы: «Инсценировка Сказки»

Цель : Показать знание сказки, передать голосом и интонацией героев сказки.

Задачи-этапы-способы решения :

    Выписать те слова и словосочетания, которые необходимы при инсценировании

    Систематизировать отобранный материал.

    Инсценировка

4.Заключение.

Деятельность учащихся в ходе работы над проектом:

    Прочитали сказку, сделали вывод.

2. Учились защищать проект

5. Приложения

1. работы учащихся

Критерии оценки проекта (оценочный лист) Дрогаченко Саши

Критерии

Оценка

Выполнили ли вы, что задумали?

Достаточными ли знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему-то научиться?

достаточными

По каким этапам выполнялся проект?

постановка проблемы,

распределение работы, отчет о проделанной работе, защита проекта.

Что было выполнить легко, а в чём вы испытывали трудности?

при рисовании птиц

Какие комментарии получили относительно выполненного проекта?

Работали все очень активно и плодотворно

Как можно улучшить проект?

МКОУ Кучеряевская ООШ

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека?»

(литературное чтение)

2 класс

2014-2015 учебный год

Цель проекта:

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

План работы над проектом:

    Узнать что такое библиотека и какие были первые библиотеки.

    Сбор информации о старинных книгах.

    Посещение школьной и сельской библиотек.

    Обмен мнениями о школьной библиотеке.

    Подготовка выступления о том, что узнали в библиотеке.

    Оформить и презентовать проект.

Первая библиотека возникла 8 000 (восемь тысяч) лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Там хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

Когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет.Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google).

Старинные книги

О чём может рассказать школьная библиотека?

В библиотеке можно найти интересные книги. Щуров Кирилл, Гацев Игорь и Полянских Ксения рассматривают книгу.

«Книжкина больница»

Школьники вместе с библиотекарем Крячко Еленой Митрофановной ремонтируют книги

Ребята ищут нужные книги.

Елена Митрофановна объясняет Полянских Ксении, где можно найти учебники для 2 класса.

Полянских Ксения знакомится со словарями.

В библиотеку часто заходит за книгами Шальнев Ярослав.

В сельской библиотеке.

Ребята часто посещают сельскую библиотеку.

МКОУ «Раисинская средняя школа»

филиал

Асенкритовская начальная школа

Проект

«О чём может рассказать школьная библиотека?»

(литературное чтение)

2 класс

ВЫПОЛНИЛИ: Журавкова Нина,

Пешков Даниил, Соколов Тимофей

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Духнова

Наталья Николаевна

2018-2019учебный год

Цель проекта:

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

План работы над проектом:

    Сбор информации о старинных книгах.

    Посещение сельской библиотеки.

    Обмен мнениями о библиотеке.

    Подготовка выступления о том, что узнали в библиотеке.

    Оформить и презентовать проект.

«Книга – это великое чудо из всех чудес, сотворённых человеком»

А.М. Горький

Слово «библиотека» греческого происхождения. «Библос» означает «книга», «теке» - «склад, хранилище».

Библиотеки появились очень давно . Созданы они были для того, чтобы собирать и хранить книги.

Библиотеки впервые появились в Древнем Востоке. Первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек. Одним из древнейших дошедших до нас собраний книг можно также считать ящик с папирусами. Самой крупной библиотекой считается Александрийская библиотека. Она была создана в 3-ем веке до н.э. Птолемеем 1. В средние века центрами книжности были монастырские библиотеки.

«Литературное чтение». Учебник для 2 класса.

Старинные книги


Библиотекарь - это человек , который много знает; знает названия книг, новинки литературы; умный, творческий, образованный человек ; интересный, всегда придет на помощь читателю. Библиотекарь поможет, если вдруг возникают трудности при поиске необходимой книги.

Мы в библиотеке


Мы всм классом пришли в библиотку. Библиоткарь Елена Александровна провела с нами беседу.

Что такое библиотека?

Это место, где хранятся книги.

Для этого существует отдельное помещение, в котором расположены стеллажи и полки, где ровными рядами выстроились книги. Это книжкин дом.
Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый ученик быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.

Творческий проект по литературному чтению 2 класс.

Тема: Наши сказки.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Введение

С самого раннего детства мы знакомимся со сказками с помощью родителей, бабушек, дедушек и других. И любую начатую сказку нам хочется дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё закончится. Мы ещё не знаем таких терминов как преступление и наказание, не всегда правильно понимаем, где зло, а где добро. Но подсознательно хотим, чтобы плохие герои были наказаны, а положительные герои торжествовали.

Когда мы ходим в детский сад, то чаще всего ещё не осознаём, что мы делаем «плохо» или «хорошо», а делаем так потому, что нам так хочется. Но, когда мы уже пошли в школу, то учимся отличать зло от добра. И решать такую проблему нам помогают книги. Читая сказки, сравнивая их, мы можем понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок.

Цель проекта – выяснить, всегда ли добро побеждает зло;

создать книгу учащихся 2 «А» класса.

Задачи исследования:

Узнать, что такое сказка?

Чем этот литературный жанр отличается от других?

Какие бывают сказки?

Исследовать сказки разных видов и сравнить их.

Выявить основные мысли сказок.

Можно предположить, что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.

Сколько лет сказке?

Методы исследования:

чтение сказок,

изучение литературы по теме,

сравнительный анализ сказок.

Основная часть

Сказка – один из основных видов народного устного повествования с фантастическим вымыслом.

Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые, в городе и в деревне. Когда мы произносим слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться.

Виды сказок

Известный собиратель и исследователь В.Я. Пропп разделил сказки по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые, богатырские, докучные. Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.

Бытовые сказки

Другим видом сказок были бытовые сказки. Уже по персонажам вы должны догадаться, что эти сказки появились гораздо позже. Для другого вида сказок – бытовых – характерны иные сюжеты: осмеяние злых, жадных да богатых. В бытовых сказках действуют люди, но они тоже наделены определенными, никогда не меняющимися чертами, например: солдат – всегда храбрый и сметливый, он обязательно найдет способ посмеяться над трусливыми и жадным попом или стариком и наказать его

Удивительное в этих сказках то, что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию

Волшебные сказки

Невероятность и занимательность сюжета особенно ярко проявляется в волшебных сказках, где развитию необыкновенного сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют цари и царевичи, короли и королевичи. Эти сказки нередко начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею. Уже одно такое начало сразу говорит о том, что речь пойдет в сказке не об обычном, а о чем-то необыкновенном. Часто главным героем волшебной сказки является простой человек (солдат, крестьянский сын и проч.), совершающий что-то особенное

Сюжет волшебной сказки начинается с необычайного события, в котором главную роль играет какое-нибудь волшебное существо, обладающее чудодейственной силой.

В волшебной сказке происходит много событий, герой (или героиня) обязательно должен избыть какую-то беду, и в этом ему помогают волшебные существа или предметы. С их помощью герой выполняет трудные задания? Каждое – труднее предыдущего. Для этого герою иногда приходится менять свой облик – превращаться. Но герой обязательно должен добиться желаемого – сюжет сказки обычно заканчивается свадьбой

Сказки о животных

Сюжет сказок о животных обычно очень прост, иногда даже такие сказки не имеют зачина. «Зачин – начальная устойчивая форма сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Обычно сказки о животных состоят их 1 эпизода. Дело в сказках о животных не в увлекательности повествования, а в удивительности отдельных ситуаций. Очень часто звери встречаются друг с другом и ли с человеком и разговаривают. Это самый простой способ наделения животных человеческими признаками и качествами. Мы не удивляемся тому, что в сказках звери совершают странные поступки (волк ловит рыбу хвостом, например). Часто мы даже не замечаем, что такие действия не присущи животным. Зато мы почти всегда знаем, какими будут названы и изображены животные:

Лиса Патрикеевна (Лиса при беседе краса) – хитрая-прехитрая; Волк зубами щелк - злой-презлой, да еще и глупый; Зайка –Побегайка – трусливый-претрусливый, да еще и всегда обиженный лисой

В сказках о животных много диковинных ситуаций (волк ловит рыбу хвостом, например). Часто мы даже не замечаем, что такие действия не присущи животным – это происходит именно потому, что за маской зверя мы видим человека, который ведет себя чаще всего неверно

Часто в таких сказках действуют и животные, и люди. Но в любом случае, это только маски – аллегории

Аллегория - это иносказание, когда мы говорим одно, а подразумеваем совсем другое, и слушатель хорошо понимает этот скрытый смысл. Этой особенностью сказки о животных схожи с баснями

Анализ исследуемых сказок

Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для исследования мы взяли три русские народные сказки и три сказки других народов. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.

Кот и Петух

(русская народная сказка)

Главные персонажи:

кот, петух, лиса.

Положительные черты:

смелость, мудрость, готовность прийти на помощь другу.

Отрицательные черты:

глупость, хитрость, коварство

Основные мысли сказки:

не будь глупцом – не попадайся на «удочку» лисы; выручай друга из беды; не мирись со злом, умей ему противостоять.

Марья и ведьмы

(русская народная сказка)

Главные персонажи:

Марья, ведьма Чуровница, девушки.

Положительные черты:

доброта, умение лечить людей, храбрость.

Отрицательные черты:

злость, коварство.

Основные мысли сказки:

Не злись на других, не обижай никого, друзья помогут злу противостоять.

Пётр и Петруша

(русская народная сказка)

Главные персонажи:

солдат, царь, разбойники.

Положительные черты:

смелость, храбрость, щедрость, находчивость, ум.

Отрицательные черты:

жадность, коварство, злодейство.

Основные мысли сказки:

умей разбираться в людях; не унижай ближнего; сам погибай, а товарища выручай, поплатишься за своё коварство.

Три поросёнка

(английская народная сказка)

Главные персонажи:

три поросёнка, волк.

Положительные черты:

находчивость, смелость.

Отрицательные черты:

хитрость, коварство.

Основные мысли сказки:

Разум силу победит; не делай никому зла, найдётся и на тебя управа.

Ведьма Барабаха

(белорусская народная сказка)

Главные персонажи:

Алёнка, ведьма Барабаха, три брата Алёнки.

Положительные черты:

смелость, терпеливость, храбрость, упорство в достижении цели; умение слушать.

Отрицательные черты:

хитрость, коварство, злодейство.

Основные мысли сказки:

добивайся своей цели; не делай никому зла, найдётся и на тебя управа.

Златовласка

(чешская народная сказка)

Главные персонажи:

Иржик, король, Златовласка.

Положительные черты:

доброта, готовность прийти на помощь тому, кто слабее, честность.

Отрицательные черты:

злодейство, коварство.

Основные мысли сказки:

всегда помогай другим; на добро и зло отвечай добром; поплатишься за своё коварство.

Сравнение исследуемых сказок

У большинства народностей есть множество сказок, схожих по тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.

Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и черты характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются.

Заключение

Результаты нашего исследования доказывают, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».

Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов будешь оценён по заслугам своим.

Изучив и проанализировав всё это мы с одноклассниками попытались стать сказочниками и создать свою книгу сказок.Мы очень старались,и вот, что у нас получилось.

Мы думаем, что по сказкам можно проводить много разных исследований. Хотелось бы продолжить работу в этом направлении. Например, можно изучить:

сюжеты волшебных сказок,

сюжеты бытовых сказок,

характеры и жизнь героев, которые встречаются во многих сказках и т.д.

Список литературы

Английские народные сказки / отв. за выпуск Т.Е. Сергеева. – М.: «Молодая гвардия», 1992.

Биографический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

Кубасова О.В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 1 / О.В. Кубасова. – 7-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.

Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.

Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.