Мы пойдём другим путём

Обычная обложка, оформленная в стиле Art Deco, 1930-е годы. Но что-то не так? Написано всё по-русски, но такого названия в архивах Союзпечати не значится. Да и вообще, дама "не наша": не комсомолка, не стахановская ударница и не ворошиловский стрелок, а вполне себе вальяжная дама, которую ни за что не поместили бы на обложку сталинского журнала.
Ну, разумеется, Вы поняли - это эмигрантская пресса. Но Вам никогда не хотелось пофантазировать, как выглядел бы мир обычного человека в России, которая не знала Первой Мировой Войны и Революции (а последняя была бы невозможна без первой)? В жанре альтернативной истории автор часто мыслит глобально, не опускаясь до бытовых описаний. Попробуем воссоздать детали быта русского человека в двух вариациях:

Улица Харбина в 1920-х гг. Так могла бы выглядеть улица буржуазной Москвы. Кликабельно.

Теперь представьте себе, что к власти в монархнической, буржуазной России 1920-х годов пришли фашисты (или нацисты). Сложно сказать, какова была бы цель русских ультраправых - то ли курс на построение корпоративного государства, по типу фашистской Италии (с царём - батюшкой и фюрером на одном троне) или же это было бы нацистское государство по типу Третьего Рейха (благо, опыт введения черты оседлости и прочих ограничений для инородцев существовал давным-давно). Но, скорее всего, это было именно фашистское государство со слабым, но живым (!!!) монархом и тенденциями к сплочению общества вокруг Вождя. Имеется даже специальный термин - Монархофашизм , который применялся в в советской историографии по отношениюк правлению болгарского царя Бориса, а также к королевскому правительству Греции послевоенного периода.

Русские фашисты в эмиграции.
Они бы и здесь были такими же...

Символ... Ну, к примеру, двуглавый орёл, держащий в лапах круг со свастикой. Фашизм Муссолини не имел ксенофобских настроений. Фашизм русский не обошёлся бы без "традиционного", черносотенного антисемитизма. Мне кажется, что русский вариант фашизма был бы, куда жёстче, нежели европейский...

Русские фашисты из эмигрантской среды.

Русский фашизм однозначно не мог быть ни языческим, ни атеистическим. Более того - православная церковь укрепила бы свои позиции в обществе. Ни о каком построении светского государства не могло бы даже идти речи. Церковный брак ещё долго оставался бы обязательным, а свобода нравов, присущая западной цивилизации 1920-1930 гг., никак не коснулась бы России. Так что модные веяния - короткие платья, голые ноги и короткие стрижки - "гарсон" вряд ли нашли бы поддержку у правильных, богобоязненных фашисток.

Общество на фоне двуглавного орла, со свастиками. Нью-Йорк.
Оно могло быть таким в Самаре или Екатеринбурге.

"Женский вопрос" в фашистской России был бы решён однозначно - кухня, церковь, дети, причём в ещё более однозначном варианте, нежели в Третьем Рейхе. Разумеется, девушки допускались бы до служения обществу, но это было бы, скорее, исключением, чем правилом. Эталоном считалась бы высокая, довольно мощная блондинка с длинными ногами и широкими плечами, сочетающая в себе спортивность и женственность.
Последняя выражалась бы в домостроевской покорности и в любви к детям, а не в пресловутой сексапильности. В моде, скорее всего, появился бы "народный стиль" - вариации на тему русского народного костюма (как был в Третьем Рейхе так называемый "баварский стиль").
Эллочки - Людоедки, разумеется, соревновались бы с Вандербильдихами, но с "западной модой" велась бы суровая, но безрезультатная борьба. В газете... "Фашистская Правда" появлялись бы статьи: ""Coty" как орудие диверсии", "Расовая сущность чарльстона", "Кому выгодны шляпки с перьями?" и "Все на борьбу с нудизмом!"

Женское отделение русской фашистской партии в Харбине.
В фашистской России "партейными дамами" были бы, скорее всего, экзальтированные дамочки.

Кстати отношение к обнажённому телу в монархофашистской России было бы совсем не похоже на то восхищение, которое имело место в Третьем Рейхе.* Православная традиция, помноженная на фашизм, дала бы такие всходы ханжества, что и СССР-у не снились. Если в Третьем Рейхе обнажённая натура имела цель - прославление расовой красоты, сходное с античным любованием формами, то в России всё это "не прокатило бы". Менталитет иной, не от античных корней, не от Ренессанса.

*Ещё раз подчеркну, что фото, портретные и скульптурные изображения обнажённой натуры в Третьем Рейхе не имели эротического характера!

Слева - так могла бы выглядеть дама из высшего общества в фашистской России.
Справа - костюм для исторической мелодрамы о XVIII веке.

...У Муссолини был Цезарь, у Гитлера - Фридрих Великий, так что Вождь фашистской России тоже был бы должен обзавестись своим "прототипом" и героем. Из всех кандидатур наиболее подходящ Николай I. При нём был сформулирован принцип: "Самодержавие - Православие - Народность" (разновидность Ein Volk, ein Reich, ein Führer). Консерватор, русский патриот (он даже ввёл при дворе некое подобие национального костюма), не слишком-то доверял родовитому дворянству,- помня декабристов, подавлял вольнодумство и вообще, с точки зрения фашиста - личность сугубо положительная.
Сервильный Алексей Толстой, непременно, разродился бы фолиантом "Николай Первый". Противопоставление "плюшевого космополита" Александра I и жёсткого Николая, наставление на путь истинный поэта Пушкина, несостоявшаяся любовь к какой-нибудь красавице с пышными плечами, etc в сочетании с картинами народного быта и чиновничьей преданности Государю.
...И начинался бы роман примерно так... " Еще не светало, а уже по всему дворцу хлопали двери, скрипели лестницы. Студёное, хмурое утро занималось над тщеславным Санкт-Петербургом, городом, выстроенным из серого камня. Царевич Николенька исподлобья глядел на матушку Марию Фёдоровну, тушевался, кусал заусенцы... Жеманно прошелестела шемизом фрейлина Зиновьева, дивной красоты фурия..."


Русские скауты из эмигрантской среды.
Слева - картина К.А. Вещилова "Русский бойскаут".
Справа - скаутский отряд великой княгини Ксении Александровны 1931 год. (Кликабельно).

В дореволюционной России, как и во всём мире, развивалось скаутское движение (после 1907 года) - именно его аналогами можно считать Пионерию и Гитлерюгенд. В эмигрантской среде скаутские отряды объединяли наиболее активную часть детей и подростков. В случае установления в буржуазной России фашистского режима, скаутские отряды были бы преобразованы в некую политизированную, идеологизированную (в отличие от скаутов) организацию, причём имеющую своей целью полный контроль над молодёжью. Причём, одной из основных задач этой организации было бы "преодоление кастовых предрассудков", ибо в одной палатке могли оказаться дочь фрейлины и дочь прачки.

...Нечто среднее между пионерками и девушками из BDM...

Помимо А.Толстого, весьма хорошо представляю себе А.Гайдара, вернее, А.Голикова, причём в том же качестве - певца недетской, суровой романтики. Все его вещи могли быть "фашистскими", только мальчика Тимура звали бы уже Тимофеем, а готовил бы он себя к непременной войне с коммунистической Англией (например).
...Чисто внешне фашистская Россия была бы похожа на наш СССР - аскетичный быт сочетался бы с барочными прелестями какого-нибудь ВДНХ, а прозападные, модные девочки изгонялись бы из институтов благородных девиц. Галина Уланова, та, всё равно танцевала бы свою Жизель, а Феликс Юсупов валил бы лес в райне города Берёзова.


Фотографии русских скаутов 1930-х гг.

В школах изучали бы Закон Божий и расологию, писали бы сочинение на тему: "Образ русско-германской дружбы в романе И.Гончарова "Обломов", усердно маршировали бы и не менее усердно слушали бы классическую музыку.
"Стирание граней между городом и деревней" - одна из проблем, которые ставила себе Советская власть. В фашистской, православной, патриархальной России деревня с её чистыми нравами и светлой верой, противопоставлялась бы порокам и нигилизму больших городов.
Вероятно, со временем, получила бы развитие концепция "города - сада", изложенная в начале XX века англичанином Э.Говардом. Город-сад - это проект убеждённого дезурбаниста, направленный на строительство небольших населённых пунктов, гармонично соединяющих все преимущества как городских, так и сельских условий жизни и лишенный их отрицательных сторон.

Девочки - скауты со своим руководителем в гостях у писателя Ивана Бунина.

Сейчас многие скажут: "Какой ужас был бы, если бы...!" А не было бы ужаса - Вы просто жили бы в иной реальности и не замечали бы, например, царя в телевизоре. Ну, спрашивали иногда свою жену: "А на фига нам этот дармоед Николай III?!", как это делают англичане в отношении своей виндзорской дамы, но особого отвращения всё равно не испытывали бы.
Ну ладно, не расстраивайтесь, ведь "от тайги до Британский морей Красная Армия - всех сильней".

Идея Ленина: "Мы пойдем другим путем", – провалилась?! Виктор Ушаков - Дмитрий Тальковский.

Дмитрий Тальковский. После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора.

На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
- Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим.

Вот почему Идея, высказанная Владимиром Ильичем Ульяновым после казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов, стала и для нас теперь также более чем сверхактуальной. Свидетельством тому является деятельность у нас таких вот личностей, как блогер Вячеслав Деревенский, который поет слезливые и, в общем-то, правильные песни о положении, в котором находится сегодня Россия! Но при этом умудряется заблудиться, по образному выражению В.И.Ленина, в трех соснах, простите трех партиях, а именно: во-первых, Единоросы! Во-вторых, - Коммунисты! В-третьих, - Жириновцы?!

Причем, под именем блогера Вячеслава Деревенского, мы, просто обязаны подразумевать всех без исключения откровенных, другими словами абсолютных, законченных РЕЛЯТИВИСТОВ, простите, ТЕРРОРИСТОВ! А это, как вы знаете, в том числе и генералы! Во-первых, Петров! Во-вторых, - Лебедь! В-третьих, - Рохлин!

Рецензии. Написать рецензию. Алексей Курганов 09.01.2018 18:46. Кругом одни козлы. Алексей Курганов.

Дмитрий Тальковский 09.01.2018 19:. Не то слово?!

Но именно в этом, как раз и заключается вся прелесть нашей, простите, жизни!

Вот почему нам, по крайней мере, как минимум, надо во всех этих без исключения козлах, простите, скрупулезно разобраться! В деРмократе Алексее Навальном, например, и во всех его без исключения друзьях, господах, простите, - товарищах Игоре Ивановиче Стрелкове! И так далее, и так далее...

Рецензии. Написать рецензию. Виктор Ушаков. «Троцкий - Сталин - Ельцин». Дмитрий Тальковский 12.11.2017 13:07.

С большим интересом познакомился с Вашим отношением к Ленину, Сталину и Троцкому. Считаю, что разобраться в этом треугольнике как трудно, так и необходимо. Другими словами, не паханое поле. Вот почему я не стану ни на чем настаивать, а только позволю высказать свое суждение в отношении указанного выше треугольника. За основу возьму Ваше высказывание и мое к нему отношение. Скажу сразу, что в полном соответствии с вашей, в том числе аксиомой, любое суждение базируется на том или ином мировоззрении! Так вот я считаю Ленина – гением, который послан Природой, /Богом/, кому кто ближе, для позитивного разрешения неизбежно возникающих в 21 веке проблем.

Так получилось, что Центром событий к тому времени стала Россия. Что не совсем соответствовало учению Маркса. Но в полном соответствии с диалектикой Древних греков, преобразованной Лениным в Диалектический материализм, гипотез может быть много, а вот которая из них есть ИСТИНА, определяет эксперимент или, если вам угодно, - опыт, или еще проще, - факт. Нам проще, так как факты именно говорят нам, что Пролетарская Революция произошла, / свершилась/ именно в России. Так что Маркс, - гением всех времен и народов, стал исключительно благодаря Ленину. Не было Ленина, никто не знал бы кто такой Маркс, вместе с Энгельсом, кстати!

Что касается Льва Троцкого то я не стану тянуть резину, а скажу прямо, что Троцкий, в отличие от Сталина, например, полностью понимал не только миссию, которую несет в себе Великая Октябрьская Революция всему человечеству, кстати! Но и умел, ловко встраиваясь в ее реализацию, извлекать для себя лично и своих друзей тоже, весьма полезные дивиденды. Это основное отличие Троцкого от Сталина. Тогда как Сталин был горячим и подлинным сторонником Ленина, хотя и не всегда понимал, но всегда и всячески его, как мог, естественно, поддерживал.

Основная не ошибка даже, а беда товарища Сталина, равно как и всех советских людей, как мне, конечно, представляется, заключается в том, что с уходом из жизни Ленина, мы лишились не только сердца Революции, но и головы, которая определяла пути ее построения. Троцкий знал, что надо делать, но делать этого по разным причинам или не хотел, или делать хотел, но со своими условиями. Сталин делал все как мог, но с учетом противодействия, в том числе и со стороны Троцкого, получилось так, как получилось!

Судьба СССР в конечно счете стала решаться именно на карте генеральных штабов, вместо того, что бы решаться на карте борьбы классов, причем не, только европейского, но и мирового пролетариата. Так произошла подмена геополитики тактическими разработками. Идея Ленина: МЫ ПОЙДЕМ ИНЫМ ПУТЕМ - ПРОВАЛИЛАСЬ! Мы выиграли, - тактически, проиграв стратегически! Теперь происходит реакция на все эти, к сожалению, трагические для нас события. Кто первым не просто поймет, но даже осознает неизбежность «Октябрьского Переворота», тот будет хозяином положения. Дмитрий Тальковский.

Добавить замечания. Виктор Ушаков 12.11.2017 20:32. Как-то путано, извините, у вас выходит. Никакого «треугольника» с Лениным я не рассматривал, там фигурирует Ельцин, но это не треугольник. В треугольнике вершины взаимосвязаны друг с другом, а здесь первые две «вершины» знать не знали, и знать не могли ни какого Ельцина. Это скорее ось от Троцкого, через Сталина, к Ельцину, причём Сталин определённым образом способствовал появлению Ельциных, а Троцкий такую возможность обосновал и предсказал.

* «Судьба СССР в конечном счёте стала решаться именно на карте генеральных штабов...». Ну как же так? «В конечном счёте» - это распад СССР в 1991 году. Разве он был разрушен в результате военного столкновения с внешним врагом? Налицо алчные интересы новоиспечённой буржуазии, подмявшей под себя трудящихся. Мы его все вместе и разрушили, когда пренебрегли результатами референдума о существовании СССР и попустительствовали Горбачёву и Ельцину.

* «Идея Ленина: мы пойдём иным путём - провалилась!». Какая же это идея? Это и не пророчество, а всего лишь намерение не заниматься индивидуальным террором, подобно народовольцам и эсерам, а использовать другие методы борьбы. Идеей Ленина была социалистическая революция в России. «Провалиться» эта идея может только в том случае, если граждане страны, их подавляющая часть, придут к обоснованному выводу: у нас нет социальных противоречий, ни какой социализм нам не нужен. Ничего подобного в нынешней капитализированной России не просматривается, социальные противоречия обостряются, и политическая борьба различных социальных групп будет нарастать. Поэтому социалистические идеи Ленина по-прежнему актуальны, реставрации старого строя, как известно из истории, не вечны. Виктор Ушаков.

Дмитрий Тальковский 12.11.2017 22:38. Как я уже говорил, я ни на чем не настаиваю, а только позволю высказать свое суждение в отношении указанного выше треугольника. Причем, интересующий меня треугольник, это конечно, исключительно: Ленин - Троцкий – Сталин. Что касается Ельцина, то я вообще не считаю нужным обсуждать любые, заметьте, действия этого не побоюсь этого слова, Гришки Отрепьева, этого современного Емельяна Пугачева! В виду того, что к теории их деятельность не имеет ровным счетом никакого отношения. Вот почему ваше утверждение, что: «Сталин определённым образом способствовал появлению Ельциных, а Троцкий такую возможность обосновал и предсказал». Я считаю интересным скорее для романов и фантастов, чем для серьезных исследований исторических событий.

Что касается утверждения: «Идея Ленина: мы пойдём иным путём - провалилась!» Так я имел в виду, что Ленин в своей деятельности, военному решению проблем, любых заметьте проблем, отводил, второстепенное значение. Лозунг «Превратим мировую в гражданскую войну и последнюю», был для него конкретно и для мира вообще, сверхактуальным. Именно этот лозунг стал залогом всех наших побед в революционной борьбе за новый мир.

Что же касается: «В конечном счёте» - это распад СССР в 1991 году. Разве он был разрушен в результате военного столкновения с внешним врагом? То я считаю: Да! СССР был разрушен в результате военного столкновения с внешним врагом! Все талдычат, о какой-то победе СССР во второй мировой войне! А где победитель, простите? Просто надо смотреть шире! И видеть, простите, не только то, что под носом, но и дальше! Для чего как минимум, установить, кто организовал побоище немцев с русскими! И кто в действительности, раз не СССР, вышел из этой войны победителем! Разумеется, если вообще из войны, можно выйти победителем?!

Что касается видения: «Налицо алчные интересы новоиспечённой буржуазии, подмявшей под себя трудящихся, что в нынешней капитализированной России сегодня просматривается»! То этот вопрос сложный, а главное неоднозначный. Вот почему, делать акцент на том, что социальные противоречия будут обостряться, а политическая борьба различных социальных групп будет у нас нарастать! По меньшей степени недальновидно потому, что это как раз и входит в планы наших постоянных, так называемых оппонентов. Это с одной стороны!

А с другой стороны Вы абсолютно правильно, как мне представляется, утверждаете, что: «социалистические идеи Ленина по-прежнему актуальны! Реставрации старого строя, как известно из истории, не вечны». И теперь происходит реакция на все эти, к сожалению, трагические для нас события. Кто первым не просто поймет, но осознает даже всю неизбежность свершившегося в свое время «Октябрьского Переворота», тот и будет хозяином положения в современной мировой политике. Дмитрий Тальковский.

Рецензии. Написать рецензию. Сергий Сальникоф. Да,ленин пошёл "другим путем" - отказался от мелкого индивидуального террора и организовал массовый террор,очень быстро переросший в геноцид русского народа. Сергий Сальникоф.

Добавить замечания. Дмитрий Тальковский. 11.01.2018 12:09. Господин русский националист Сергий Сальникоф! Смею вас заверить, что русский националист отличается от всех других разновидностей национализма, за исключением разве что украинских националистов, своим простите дремучим невежеством и слезливостью. Слезливость, плюс невежество, вот визитная карточка русского националиста! Потому говорить с вами о миссии русского народа, в отличие от проливаемых вами по всякому поводу и даже без повода, слез, и глупостей, считаю контр продуктивным занятием.

Единственное, что Вы можете, а главное, что вы должны в обязательном порядке не только понять, но и твердо себе усвоить! Так это то, что террор, - это тот метод, от которого самым решительным и бесповоротным образом, вслед за Владимиром Ильичем Ульяновым, произнёсшим в свое время лозунг: «Мы пойдём другим путём!», а позже: «Превратим империалистическую войну в гражданскую и последнюю войну!», был для него и остается для нас и всего мира вообще, - сверхактуальным. Это лозунг поддерживают все без исключения коммунисты! И именно в этом заключается, ПРАВДА и СИЛА ВЕЛИКОЙ и НЕПОБЕДИМОЙ РОССИИ. Дмитрий Тальковский.

Мы пойдем другим путем
Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870-1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за подготовку покушения на российского императора Александра 111. Как сообщила в своей речи на траурном заседании Московского Совета (7 февраля 1924 г.) сестра Ленина Мария Ильинична Ульянова, он сказал: Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти.
В свое время популярности выражения способствовала написанная на этот сюжет картина «Мы пойдем другим путем» (1951) советского художника П. П. Белоусова (р. 1912).
Шутливо: о желании действовать иначе, нежели предшественники или коллеги, в надежде, что так можно достичь лучших результатов.

  • - уединиться исключительно вместе с сотрудникам своего отдела и выработать стратегию доклада командирам, чтоб не влетело...

    Словарь бизнес-сленга

  • - пойти попить кофе, потрещать с секретаршей, выкурить по две сигареты, заварить еще кофе и прийти на рабочее место...

    Словарь бизнес-сленга

  • - С немецкого: Nach Canossa gehen wir nicht. Слова «железного канцлера» Германии Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка из его речи в германском рейхстаге...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Пойдем в церковь! - Грязно. - Ну так в шинок! - Разве уж под тыном пройти? См. БОГ - ВЕРА Пойдем в церковь! - Грязно. - Ну, так в кабак! - Уж разве как-нибудь под забором пройти...
  • - Пойдем вместе, найдем вести...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Шутливое обыгрывание имени Владимир; иногда выступает как приглашение присоединиться, идти следом...

    Словарь народной фразеологии

  • - о нежелании идти домой с кем-л. или к...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - См. ТЕРПЕНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. НАЧАЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. морск. Шутл. О невыполнимом приказе, просьбе. БСРЖ, 262...
  • - Народн. То же, что В добрый путь!. Балакай 2001, 435...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Словарь русского арго

  • - предл, кол-во синонимов: 16 айда вперед гайда двинем идем кедали летс гоу те попендерили потепали почесали пошлепали пошли снимаемся стартанули шагом марш...

    Словарь синонимов

  • - идем, пошли...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Мы пойдем другим путем" в книгах

Глава третья МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Из книги Пилсудский автора Матвеев Геннадий Филиппович

Глава третья МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Мы пойдем другим путем

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Мы пойдем другим путем Это было сорок с лишним лет назад. Я учился на первом курсе, и один семестр мы изучали технологию сельского хозяйства - будушие экономисты должны были знать все отрасли советской экономики.Читала курс немолодая женщина, Вера Петровна М. Еще недавно

Глава 3. Мы пойдем другим путем!

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Глава 3. Мы пойдем другим путем! Неутешительные итоги Итак, как показано выше, попытка построения социалистического общества в России закончилась неудачей. В результате незрелости производительных сил к моменту национально-освободительной революции 1917 года в России

ГЛАВА 10. Мы пойдем другим путем. О проблемах социалистического сообщества

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

ГЛАВА 10. Мы пойдем другим путем. О проблемах социалистического

Пойдем ли мы другим путем?

Из книги Четыре пути кармы автора Ковалева Наталья Евгеньевна

Пойдем ли мы другим путем? Тайны древних цивилизацийСколько тайн и загадок хранит в себе история человеческой цивилизации! Особенно интересно то, что некоторые из тайн прошлого бросают отсвет в далекое будущее. Во время археологических раскопок в Южной Америке ученые

«Мы пойдем другим путем!»

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

«Мы пойдем другим путем!» В конце XIX века активная часть еврейского населения Российской империи начала постепенно отказываться от участия в интернациональном революционном движении, предпочитая решать исключительно свои национальные проблемы. Если и строить новое

55. «Мы пойдем другим путем». Тезисы о биографическом Ленине. Фактор Чернышевского

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

55. «Мы пойдем другим путем». Тезисы о биографическом Ленине. Фактор Чернышевского - В Институте истории шло длинное заседание, посвященное единственному вопросу: говорил Ленин «Мы пойдем другим путем» или не говорил? Часами обсуждали, пока я не убедил, что Ленин этой

Мы пойдем другим путем

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мы пойдем другим путем Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870-1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за

Глава 1. А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ! А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ!

Из книги автора

Глава 1. А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ! А МЫ ВСЕ РАВНО ПОЙДЕМ НА ЮГ! ПРОСКРИПТУМВ названии главы перифраз слов холуя тигра Шерхана, шакала Табаки: «А мы пойдем на север! А мы пойдем на север!» - из киплинговского «Маугли».Центральным объектом анализа в этой главе является

Мы пойдем своим путем!

Из книги Бригада возвращается. Триумф бандитской романтики автора Раззаков Федор

Мы пойдем своим путем! Минуло всего-то пять лет с момента прихода к власти Михаила Горбачева, а от былых надежд, возлагавшихся на него населением огромной страны, уже не было и следа. Страна превратилась в одну кровоточащую рану, проделав стремительный путь от перестройки

Мы пойдем другим путем…

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Мы пойдем другим путем… Есть и другой путь, позволяющий воспользоваться всеми благами передвижения на четырех колесах, но при этом не озадачиваться вселенскими проблемами вроде «где припарковать автомобиль?» или «не угонят ли его ночью?». Речь идет о специальных

Глава 9 Мы пойдем другим путем

Из книги Время Ч. автора Калитин Андрей

Глава 9 Мы пойдем другим путем 1997 год – это год наивысшего успеха TWG в России. Весь алюминий фактически в руках братьев Черных и братьев Рубен. Но именно этот год вскрыл, словно больной нарыв, целый комплекс проблем, заложенных в их совместный проект еще пять лет назад. Все

3.8 Различие между путем Торы и путем страданий

Из книги Богоизбранность. В двух томах. Том 1 автора Лайтман Михаэль

3.8 Различие между путем Торы и путем страданий Люди верят экстрасенсам и тому, что они обладают большими сверхъестественными силами, что могут влиять на огромные массы людей, определять их будущее, управлять им. Люди готовы платить экстрасенсам большие деньги за защиту

Глава 409: О том, кто в день праздника возвращался (с праздничной молитвы) другим путём.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 409: О том, кто в день праздника возвращался (с праздничной молитвы) другим путём. 508 (986). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день праздника пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно возвращался обратно с молитвы не тем путём (,

А мы пойдем иным путем!..

Из книги Счастливая женщина и как ею стать автора Вуль Феликс

А мы пойдем иным путем!.. Все вокруг восхищаются: «Ах, индивидуальность!», гипнотизируют: «Будьте самой собой!», заклинают: «Не подражай!». Это я о модных дамских журналах, которые обожают самобытность, но до известных пределов. Даже «звезд» перед подачей публике по-своему

Ленинские фразы

Ле́нинские фра́зы - высказывания, использованные Лениным в письменной или устной речи, а также приписываемые ему. Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями . При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе . Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
- Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдем путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу : «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти».

«Любая кухарка способна управлять государством»

Приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л. Д. Троцкому ) цитата «любая кухарка способна управлять государством» ему не принадлежит.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 - 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. […] Но мы […] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Фраза «Любая кухарка способна управлять государством», приписываемая В. И. Ленину, часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». На самом же деле Ленин имел в виду лишь то, что даже кухарка должна учиться управлять государством.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. №190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». - М.: Л., 1925. - С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское Кино» № 1-2 за 1933 год - С.10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. - Т.44. - С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское Кино».

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» .

«Учиться, учиться и ещё раз учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться » были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии », написанной в конце и опубликованной в 1924 году :

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, “рабочую интеллигенцию”.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» :

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» слово было повторено дважды:

… каждый момент, свободный от боевой деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы и притом сначала. Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться .

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года . На самом деле, в этом выступлении прозвучали слова «учиться коммунизму », но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг, а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому , отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград , которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были». )

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко : я недавно прочел его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» - крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели .

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в Правде, № 49, 4 марта 1923 г.

См. также

Примечания

Литература

  • Ленин В. И. Полное собрание сочинений . - 5-е изд.. - М .: Издательство политической литературы, 1964-1981.
  • Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) . - монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2001. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
    Чудинов А. П Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - 2-е изд.. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
  • Максименков, Леонид Культ. Заметки о словах-символах в советской политической культуре. // «Восток» : Альманах. - В. № 12 (24), декабрь 2004.
  • Георгий Хазагеров Политическая риторика . § 4. Система убеждающих речей в ленинскую и сталинскую эпохи . Сайт evArtist (авторский проект Екатерины Алеевой) .(недоступная ссылка - история ) Проверено 20 августа 2008.

На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского .

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
- Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны , Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке : «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти ». Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова .

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 - 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской , и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление. Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» . Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться » были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция » № 8-9 :

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь », глава VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве » в 1896 году :

Учиться нам нужно, учиться и учиться , а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше » («Правда » № 49, 4 марта 1923 г.) :

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую).

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться » и «учиться коммунизму », но слово «учиться» не было повторено им три раза .

Призыв к обучению из уст государственного деятеля не является уникальным. 21 октября 1888 года министр народного просвещения Российской империи Иван Давыдович Делянов , выступая перед студентами Императорского Новороссийского университета , сказал: «Вы молоды, неопытны и в своих увлечениях часто забываете, что единственная и исключительная задача ваша, пока вы находитесь в этих стенах, это - учиться, учиться и учиться… Я в последние годы не в меру поседел и состарился от огорчений, которые причиняют студенты наших университетов своим поведением» .

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому , отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград , которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко : я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» - крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели .

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество [ ] свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (Бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета : «…Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь » (2Фес. ).

Профсоюзы - школа коммунизма

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича . Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме » ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах . Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

См. также

Примечания

  1. Ульянова А. И. Детские и школьные годы Ильича . - М.:Детгиз , 1962. - 40 с. - (Школьная библиотека. Для начальной школы)
  2. Удержат ли большевики государственную власть? = В. И. Ленин. Удержат ли большевики государственную власть? // «Просвещение»: журнал. - октябрь 1917. - № 1-2 . // В. И. Ленин Полное собрание сочинений, изд. 5-е. - М. : Издательство политической литературы , 1981. - Т. 34 . - С. 289-339 .
  3. Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» // Российская национальная библиотека .
  4. «То, что „важнейшим из всех искусств для нас является кино“, знали все советские люди. И лишь в годы перестройки и гласности они с удивлением обнаружили, что цитата, встречавшая их в каждом кинотеатре, не полностью отражает то, что Ленин сказал в 1923 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Мысль самого человечного человека в угоду руководителям кино извратили дважды. В исходном виде она звучала так: „Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“. » - Светлана Кузнецова Отделение цирка от государства // Журнал «Коммерсантъ Власть » № 30 от 31.07.2006. - С. 52.
  5. Попятное направление русской социал-демократии // В. И. Ленин Издательство политической литературы , 1967. - Т. 4 - С. 269.
  6. Чехов А. П. . Полное собрание сочинений в 30-ти томах. - М.: Наука , 1985. Т. 9.
  7. Лучше меньше, да лучше. 2 марта 1923 г. // В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы , 1970. - Т. 45 - С. 391.
  8. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции. (Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.) IV конгресс Коммунистического Интернационала 5 ноября - 5 декабря 1922 г. // Ленин В. И. . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. - М.: Издательство политической литературы , 1970. - Т. 45 - С. 291, 293
  9. Планы доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна. Ноябрь, ранее 13, 1922 г. // В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. - М.: Издательство политической литературы , 1970. - Т. 45 - С. 439.
  10. .