Молодёжные субкультуры. Виды и особенности. Субкультуры: список от а до я и их влияние на общество. субкультуры молодежи: панки, эмо и др. субкультуры сша и ссср

– это уже третье мероприятие международного масштаба, организованное . В 2013 году состоялся трехдневный , а в 2015 – Международная Юбилейная Конференция «Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей».



– Какие наиболее яркие молодежные субкультурные практики и сообщества можно выделить в современной России?

– Эта конференция тем и примечательна, что как раз делает акцент на новых типах городских сообществ и формирований, взаимодействий и коммуникаций молодёжи как в российских городах, так и в глобальном измерении. Сложно сказать, какие новые культурные молодежные типы появились в современной России. Мы отмечаем несколько ключевых тенденций, которые нам кажутся наиболее интересными в современном молодёжном пространстве. Во-первых, некоторое угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте. Дело не в том, что субкультуры исчезли. Скорее речь идёт о том, что какие-то ключевые и значимые, ядровые ценности, вокруг которых формировалась именно субкультурная солидарность, становятся более подвижными и «мягкими». И эти ценности могут восприниматься более широкими аудиториями, т.е. субкультуры теряют свою закрытость, которая была им присуща в классическом понимании. При этом, внутри самих субкультурных сцен происходит постоянное фрагментирование, выделение новых и новых подвидов, таких более точечных формирований, которые, сохраняя самую значимую ценность, в то же время развивают дополнительное особое качество, которое их отделяет, выделяет и делает узнаваемым среди других субкультур.

Что же означает угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте?

– На примере готической сцены мы видим, что они (субкультура готов) фактически исчезают. Этот вывод мы сделали, в том числе, опираясь на данные, собранные в ходе опроса студентов, которые признали готов как отдельную субкультуру только в Петербурге (опрос проводился в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Казани, Махачкале). И то очень небольшой процент молодёжи знаком с тем, кто такие готы, и только единицы признались, что входят в эту субкультуру. Но сама идея продвижения культа темных сил или чего-то непонятного, таинственного, потустороннего смысла воспринялась самыми разными более мелкими группами, мелкими сообществами и эти идеи продолжают собирать «последователей», но в основном это уходит в музыкальную сцену.



– То есть субкультуры перестают быть такими уж закрытыми?

– На примере классических субкультур мы видим, что они формировались, опираясь на 4-5 ключевых идеи. Например, для хиппи такими идеями были унисекс, принципиальный отказ от насилия, пацифизм, антикапиталистические ценности, культ движения и путешествия, легкие наркотики, поиски другой реальности, отказ от обязательного следования принятой в обществе успешной карьеры, культ природы и всего естественного, в том числе близких отношений, отказ от милитаризма, войны и т.д. Если, например, говорить о «Стилягах» или «Teddy Boys» – это все-таки культ стиля и особой коммуникации, это молодежь, которая более высокого статуса за счет достаточно эпатажного, особого стиля, который приближает их (хотя бы символически) к более высокому классу. Если это скинхеды, то здесь преобладают идеи рабочего, мужского братства, жёсткой гетеросексуальной маскулинности, силы, агрессии, защиты локальных ценностей (своей территории), такая мужская солидарность. Если говорить о панках, то это символический вызов обществу потребления, культу глянца, пренебрежение деньгами и богатством. И они развивают экономику DIY, веганство, вегетарианство и так далее. Все эти и другие ключевые «точки», идеи они начинают восприниматься более широкими молодежными группами, модифицируются, преломляются через локальные особенности, реализуются в более многообразном субкультурном молодёжном пространстве, участии.



– Это все касалось первой тенденции, а какие еще вы выделяете?

– Вторая тенденция, которую хотелось бы отметить в молодёжном пространстве сегодня – это развитие спортивных практик, которые по другому определяют городской функционал, т.е. переформатируют город, с точки зрения удобства и применимости конкретного места или мест для занятия спорта. И здесь мы видим спорт «натуральный» и «коммерциализированный» – фитнес. Под первым мы понимаем такие виды спортивных практик, как паркур, трейсинг, воркаут, где молодые люди отказываются от любых коммерческих форм (платный фитнес, тренер и т.д.), а делают акцент на натуральном. Здесь мы также видим другие типы карьеры, не связанные с финансами или коммерческим успехом.

Третья популярная тенденция – акцент на ЗОЖ, который, кстати, пересекается с предыдущей тенденцией. И здесь стоит сказать о реальном ЗОЖе, где практики реализуются через аскетизм в потреблении, который может проявляться не только в отказе от алкоголя, курения, наркотиков, но и в просто определенной идеологии аскетичной еды (веганы, вегетарианцы и проч.), а также в виртуальном ЗОЖе, например, сообщества во Вконтакте, страницы определенных людей в Instagram, в которых появляются фотографии, советы по ведению здорового образа жизни и данные группы и страницы собирают сотни тысяч подписчиков.

Четвертым хотелось бы выделить активизм, который за последние пять лет стал также трендом в молодёжной среде. Молодые люди и девушки включаются в формально организованные структуры или движения, которые могут финансироваться, а могут и не финансироваться, например студенческие организации или организованные НКО. Но все чаще мы встречаем разнообразные инициативы, неформально созданные, отказывающиеся от коммерциализации, действующие исключительно самостоятельно. И здесь тоже проявляется тенденция на моду быть вовлеченным в какую-то гражданскую активность и участвовать в каком-то виде в управлении городом.

Все эти тренды характеризуют молодежь как очень гетерогенную социальную группу, и это многообразие помогает увидеть и понять новые типы включенности молодёжи в город.


– А как вы решаете эту задачу?

– Если говорить о депроблематизации на методологическом уровне, на уровне исследовательских практик и техник, то мы решаем эту задачу, используя разные методы. Мы не только пытаемся снять общую картину с помощью опросных техник, но и стремимся понять различные смыслы и интерпретации молодежи относительно тех или иных политических, культурных практик, обращаем внимание на особенности молодёжной риторики для того, чтобы избежать каких-то моральных, оценочных суждений, что может проявляться в формулировке вопросов или ведения интервью. Мы пытаемся максимально точно и полно воспроизвести молодежную повседневность, мы слушаем саму молодёжь и вступаем с ней в равную коммуникацию. В этом как раз и проявляется понимание молодежи как активного, рефлексирующего субъекта, а не как объекта политических манипуляций и управления.

Ну, и наконец, очень важна собственно риторика академического письма. Очень важный момент – как мы представляем результаты исследований: презентации, статьи, книги. Мы стремимся к максимально включенному и откровенному взгляду, чтобы не искажать своей собственной оценкой то, что мы услышали на интервью или увидели в ходе наблюдения. Таким образом, если нам удается все это многообразие показать и найти общие черты и тренды, то нам кажется, что методология реализована успешно.



– Представьте, пожалуйста, профессора Хилари Пилкингтон как исследователя. Почему вы сочли важным пригласить ее?

– Профессор Хилари Пилкингтон работает в Манчестерском университете, она социолог. Мы с ней работаем вместе более 20 лет и очень много совместных проектов, исследований реализовали вместе. В ходе совместной работы выработалась главная стратегия, концепция молодёжных исследований. Трудно сказать, чей вклад больше. Это скорее похоже на такой общий совместный проект, в ходе которого мы все учились друг у друга. Мы её считаем формально и неформально академическим руководителем школы молодёжных исследований. Кроме того, совместно с ней были написаны ключевые книги – «Глядя на Запад» и книга про скинхедов «Russia’s Skinheads: exploring and rethinking subcultural lives» , много совместных статей и общих академических мероприятий. Хилари очень честный и заслуженный, широко известный социолог со сложившейся репутацией в Британии и Европе. При этом она очень эффективный руководитель. Под ее руководством реализуется уже третий международный проект, в каждом из которых участвует более 15 европейских стран. Это глобальные и очень амбициозные проекты. Получение таких грантов и таких крупных проектов говорит о её репутации.

Первый такой проект MyPlace , был посвящен исторической памяти и отношению молодёжи к истории в странах, переживших войну и ситуацию тоталитарного режима, второй (HORIZONT 2020) – это проект о включенности молодежи в общество, новых формах молодежного участия и исключения. Третий проект мы как раз сейчас начинаем вместе, он посвящен радикализации молодёжного активизма, прежде всего связанного с религией. Она очень сильный исследователь. К слову, книгу, которую она написала «Loud and Proud: Passion and Politics in the English Defence League (New Ethnographies)» . Британская социологическая ассоциация недавно признала лучшей книгой 2016 года.

Она не только сильный социолог, но и хороший друг ЦМИ, поэтому для нас крайне важно и почетно, что она будет открывать эту конференцию.



– Какова цель конференции?

– Цель нашей конференции – посмотреть на многообразие молодежных культурных активностей как пространства обучения, взросления, экспериментирования, протеста, творчества, коммуникации.

Для этого мы предполагаем привлечь к участию в конференции ученых-эмпириков из разных дисциплин и стран для того, чтобы обсудить современные молодежные культурные контексты и новейшие подходы к исследованию молодежи.


– А как стать участником конференции?

– Для участия в конференции необходимо отправить абстракт размером не более 350 слов вместе с сопроводительным письмом, где должны быть указаны Ваше место работы и должность, электронный адреса и номер телефона для связи. Абстракты могут быть подготовлены на русском или английском языках и должны быть отправлены до 28 мая 2017 года на адрес [email protected]. Результаты отбора будут известны 11 июня 2017 года. Мы ждем заявок! 18 февраля 2010, 15:45

Хиппи, молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Гранж, стилистическое направление в рок-музыке (вариант «new wave grunge metal») и молодежная субкультура, ставшее одним из наиболее заметных явлений альтернативного рока конца 1980-х - середины 1990-х гг. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон), наиболее яркими представителями - четыре сиэтлских коллектива: Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana и Soundgarden. Эти группы известны как «Сиэттлская четвёрка». Гранж относится к тяжелой музыке наряду с хеви-металлом и хард-роком. Эмо, субкультура эмо может быть классифицирована как последний новый стиль, хотя на вид очень похожа на гот и Glam Rock. Вдохновленные полосы с длинными именами, такими как " День, моя собака поехала в город", болезненные юноши во всем мире решили носить свои волосы зачесанными набок, шейные платки, черная подводка для глаз, и джинсы, плотно облегающие ноги.
Панк, молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком.
Chik, Этот стиль возрождается каждые несколько лет, причем последний из которых еще в полном разгаре, Джонни Депп и Джастин Тимберлейкяркие представители, клетчатые брюки кроссовки и футболка заправленная в брюки. Рокеры, Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х – начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры – выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и «проблемных» семей. Одежды рокера – кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл – символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. Gansta, Gangsta Rap начал своё развитие в конце 80-х годов. Это направление берет начало в hardcore rap. Стиль gangsta rap отличался жестким, шумным звуком. В лирическом отношении он был таким же резким, как и грубые небылицы рэпперов о городских непорядках. Иногда тексты отличались точным отображением реальности, а иногда это были просто наполненные преувеличениями комиксы. Это направление стало самым успешным в коммерческом отношении в истории развития hip-hop с конца 80-х до начала 90-х годов. В процессе своего становления gangsta rap стал причиной значительных разногласий, так как некоторые консервативно настроенные организации пытались запретить распространение альбомов этих музыкантов. Новые Романтические (Glam Rock), музыкальное движение, возникшее в Великобритании начала 80-х годов и (как часть новой волны) оказавшее заметное влияние на развитие английской поп-и рок-сцены. «Новая романтика» возникла как альтернатива аскетизму панк-культуры и не только не несла в себе социального протеста, но и (согласно Virgin Encyclopedia of 80’s Music) "воспевала гламур". Масленок, отросток культуры Британского Teddy Boy – можно охарактеризовать так: Узкие джинсы, плотная Т-майки и причесанные назад волосы. Музыкальные автоматы, коктейль бар и путешествия в автомобилях.
Dandy Flapper, Dandy Flapper у девочек преобладал. Красная помада, волосы прилипли к голове с лаком и блестками, платья были на повестке дня у девочек, у мужчин только твидовый костюм с котелком.

Чкаловская средняя школа № 1

Северо-Казахстанской области

Ярошинская Светлана Эдмундовна

Учитель истории и обществоведения

«Влияние субкультур на духовно-нравственное развитие молодежи»

Содержание :

2.Особенности молодежных субкультур, конфликт молодежных субкультур.

3. Влияние субкультур на духовно-нравственное развитие молодежи.

6. Интервью с представителями молодежных субкультур, специалистом по делам молодежи.

Список использованной литературы.

1. Что такое молодежная субкультура? Основные черты.

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде. Участие в субкультуре -это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них.

Субкультура – система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.

По сути, главное в понятии субкультуры – это приставка суб-, обозначающая голое структурное противостояние, направленное против явлений большой культуры

Представители субкультуры имеют культуру собственную, собственную настолько, что, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика.

Под субкультурой следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура является способом выражения индивидуальности молодых людей.

Согласно современной точке зрения субкультура - это особая сфера культуры . Скажем так, это образование внутри культуры , которое отличается собственными ценностями и обычаями. Это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний - все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре. Конечно, каждая субкультура хранит собственную «тайну», скрытую, предназначенную исключительно для посвященных. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

2.Особенности молодежных субкультур, конфликт между ними.

Существуют особенности, которые характеризуют молодежную субкультуру в целом. Одну из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами, модой, языком и искусством.

Досуг все больше становиться основной сферой жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом школы. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где она по настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество, размышление, праздник. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.

Одной из специфических черт молодёжной субкультуры является «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Соответственно меняется ценностная палитра подросткового сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые ценности, как-то вежливость, уважение к окружающим. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей.
Таким образом, Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.
Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.
Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур от конфликтах происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.
Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.
3. Влияние субкультур на духовно-нравственное развитие молодежи.

Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем.

Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих.

Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.

Анализируя можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:

Потребность в энергетической разрядке;

Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;

Отсутствие эмоциональной адаптации;

Подверженность эмоциональному заражению;

Критичность;

Бескомпромиссность;

Потребность в автономии;

Отвращение к опеке;

Значимость независимости как таковой;

Резкие колебания характера и уровня самооценки;

Интерес к качествам личности;

Потребность быть;

Потребность что-то значить;

Потребность в популярности.

У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Таким образом, подростки примыкают к той или иной неформальной организации. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

4.Знакомство с видами субкультур.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. Молодежные движения можно разделить на такие группы:
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
- Элита: мажоры, рейверы.
- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

1
.Эмо.В последнее время направление эмо становится очень популярно среди молодежи. Но не все знают, что это такое! Если говорить об эмо, как о понятии, то можно сказать, что эмо это не просто направление, а особый образ жизни и мышления людей. Слово эмо произошло от слова эмоции. Люди эмо живут только эмоциями, независимо от того позитивными они являются или негативными. Для людей этой категории выражение чувств через эмоции это не проявление слабости, а вполне естественное состояние. Эмо-кидов в толпе отличить так же просто, как и готов. Чтобы в полной мере выплеснуть свои эмоции и чувства, эмо-киды пишут стихи и песни, увлекаются фотографией и рисованием. А кто же такой эмо-кид? Если дословно переводить каждое слово, то выясняется, что эмо – это эмоции, а кид – это ребенок. Вместе получается эмоциональный ребенок. Но в эмовском направлении это з
начит, что каждый из нас в душе остается ребенком. Эмо-киды, как дети воспринимают мир. Они находят радость в каких-то мелочах, и даже самая незначительная потеря или неудача может их очень сильно огорчить. Но существует и другой вид эмо-кидов. Это те, которые не скрывают свои эмоцию и по особому воспринимают мир лишь потому, что просто хочет влиться в компанию эмо людей. Такая своеобразная оболочка является всего лишь имиджем, или просто пустой картинкой, за которой нечего не стоит. В основном увлечение эмо у эмо-кидов очень быстро проходит. Они не боятся мнения окружающих и с легкостью демонстрируют свои чувства. Часто эмо-киды бросаются из одной эмоциональной крайности в другую: от горя к счастью, от грусти к радости и т.д. Именно такие особенности выделяет эмо на фоне других субкультур. Существует стереотипное представление об эмо, как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать эти 3 компонента, и есть основная суть эмо. Эмо-кид ранимый депрессивный человек, мечтающий на самом деле о чистой и счастливой любви. Представители этого течения, как правило, носят черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо-кид открыт миру только на половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т.е. черный означает депрессию, а розовый - радость и прочие положительные эмоции.) также, эмо-киды густо подводят глаза черным карандашом и красят ногти черным лаком независимо от пола. Еще отличительной чертой представителя эмо является пирсинг, что означает отсутствие страха перед болью. Его в основном делают на лице. Также наличие ярких значков и разноцветныхбраслетов и бус. Характерная для эмо обувь – кеды. Эмо - музыка появилась в 80-х годах двадцатого века в США - как одно из ответвлений тяжелого рока. Любовь и смерть – любимый сценарий эмо - музыкантов, которым свойственны к тому же романтизм, утонченность чувств и чистое, детское восприятие мира.

2. Готы.

Еще, есть такое направление, как готы. Они пришли на смену панкам в 1979 году в Великобритании. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готам свойственно носить одежду в черных тонах, равно как цвет волос и грим. Стиль одежды может варьироваться от панковского до средневекового. Кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи. Девушки носят корсеты, кожаные юбки или длинные платья, а мужчины готы предпочитают черные плащи, или камзолы с черным поднятым воротником. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах и внешнем виде. У готов есть странное притяжение ко всему мрачному и таинственному. Их стиль отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образе типичного гота присутствуют черные волосы, черные ногти, яркие подведенные глаза черным карандашом. Прическа играет огромную роль. В основном это длинные прямые волосы, или большой пучок, поднятый вверх гелем. Украшения готы предпочитают из серебра, в виде различных символов смерти. Украшения с черепами, гробами, крестами, и т. д. Также у готов существует любовь к кладбищам, надгробиям и склепам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, вампиров и тому подобные изображения.

3. Рокеры.

Еще одни представители черного цвета- рокеры. Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века. Они позволяли себе рассекать по дорогам на мотоциклах весьма не почтительно. Их течение появилось в пятидесятых годах, в эпоху рок-н-ролла. Однако первых рокеров объединяет только один принцип- манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР, стала именно музыка. Но помимо позитивного отношения к музыке, у рокерской культуры есть и другая сторона. Это злоупотребление наркотиками, алкоголем, сигаретами. В отличие от других субкультур именно этой свойственно пропагандировать губящие здоровье вещи. В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку. С такими легендами рока ассоциируется у нас Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

4. Скинхэды .

Также, хочется рассказать, о субкультуре скинхэдов, которая распространилась в последнее десятилетие по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Это представители рабочего класса, субкультура которых была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века.

Главным внешним признаком скинхэдов является их прическа. Волосы очень коротко подстрижены, или выбриты некоторые участки головы. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета. На ногах тяжелая обувь, напоминающая армейскую, часто с титановыми пластинами. У представителей этого направления в большом почете татуировки. Также как и у всех субкультур, у скинхэдов есть своя музыка, например ска, реггей.

5. Гопники. Гопник - представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции, и законопослушным гражданам. В отличие от большинства неформалов и объединений молодежи гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру. Сами гопники гопниками себя не называют, они называют друг друга «пацанами». Они проводят большую часть своего времени на улице, среди излюбленных мест - парки, скверы, автобусные остановки, гаражи и дворики при детских садиках. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Еще, выращиванию гопников способствует наше государство, средство массовой информации и массовая культура в целом. Например, просмотр телесериалов про бандитов, фильмы с насилием и жестокостью и многое-многое другое. Обычно они одеты в спортивные костюмы, кепка или бейсболка, а также дешевые кроссовки.

Выделяются следующие основные признаки субкультур

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

В качестве причин “ухода в андеграунд” молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

В ходе работы над проектом, мы нашли материал, в котором даны необходимые условия успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам - представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника конструктивный диалог предполагает:

- наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,

- общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,

- консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;

- эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.

- оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.

Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует:

- раскрепощению, принятию воспитанником себя,

- овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,

- освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).

Организация экспериментирования и самовыражения в сфере юношеской субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры воспитатель должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся.

Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя - является важными составляющими имиджа.

Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

- создание в группе позитивного эмоционального климата;

- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

- расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

- приобретения опыта самовыражения в этой группе;

- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

6. Интервью с представителями молодежных субкультур, специалистом по молодежной политике.

Интервью с представителями молодежной субкультуры «эмо».

Самигатова Галия :
«Меня зовут Самигатова Галия. Я учусь в 9 «А» классе. Когда я заинтересовалась субкультурой «Эмо» мне было 14 лет.

В этой субкультуре мне больше всего понравились яркость и стиль одежды. Они очень эмоциональны, но скрытны, где-то одиноки. Просто мне надоело это однообразие, хотелось что-то изменить. И вдруг моя подруга стала эмо. Это меня и подтолкнуло стать эмо.

Конечно же, каждая субкультура влияет на нравственные ценности каждого человека.

Поначалу я даже не была похожа на эмо, потом стала затягиваться. Летом, когда я ездила в Астану, я ходила на сходки и даже ничем не отличалась.

Потом я стала грустнее, мысли мрачнее. Чувствовала себя одинокой. Меня постоянно преследовало чувство, что жизнь скоро кончится. Начала ругаться нецензурной бранью, хотелось умереть. Даже сейчас в жизни есть такие моменты, но всё - равно не так.

Меня больше всего привлекает на данный момент субкультура «Аниме». Я смотрю мультсериалы такие как «Вампик», «Тетрадь смерти» и другие».

Мордас Алина:

«Меня зовут Алина Мордас. Я учусь в 9 «А» классе Чкаловской средней школы №1 . Эмо я стала в возрасте 13 лет.

В этой субкультуре меня привлекали: стиль одежды, замкнутость, розовый и чёрный цвета.

В «Эмо» я подалась из-за жизненных обстоятельств. Во всех сферах моей жизненной деятельности меня окружали проблемы. Постоянные ссоры с подругами, с родителями. Учёба на тот момент меня тоже не радовала. Мне хотелось закрыться от всех, замкнуться в себе, но не сдерживать своих эмоций. Мне хотелось создать свою маленькую вселенную, где никто мне не будет мешать. Просто хотела спрятаться от всех в свой внутренний, душевный уголок и не выходить из него, так как мои хрустальные, розовые мечты разбивались об чугунный лоб реальности.

Субкультура «Эмо» давно привлекало моё внимание. Я не могла окунуться в неё с головой так ка: « Эмо- это не только яркая одежда, слёзы и растрёпанные волосы. Эмо- это состояние души».

После того, как я стала представителем этой субкультуры, за мной пошла моя подруга. Это меня возмутило. Я до сих пор храню обиду на неё. Меня это ранило. Она как –будто без моего согласия вторглась в мой маленький мир, который я придумала только для себя.

«Эмо» бесспорно на меня повлияло. Я стала замкнутой. Преследовали странные мысли, о которых мне не хочется вспоминать. Я испортилась. Жалею ли я о том, что была - эмо… Может в какой-то степени «да». Но субкультура оказывает не только отрицательное, но и положительное влияние на человека. Как говорится: «Учусь на ошибках!». Я научилась ценить всё, что имею, всех кто со мной рядом. Я узнала, кто мой настоящий друг и научилась ценить жизнь.

Сейчас я представитель субкультуры «Ulzzang ». Эта японская субкультура приветствует позитивные эмоции, бантики и розовые щёчки.

Вот, моя маленькая история о том, как я была Эмо».

Интервью у гота (не пожелал называть своего имени):

-Когда Вы решили стать готом? В каком возрасте и почему?

Это у меня началось с 7 класса, сейчас я в 11. Я очень люблю черный цвет, люблю что-нибудь неординарное, и фильм «Папины дочки»! В этом фильме моим кумиром стала Настя Сиваева, которая играла роль Дарьи. В ней я увидела себя, мы немного схожи характерами. И я решила стать такой как она. Стала много читать о готах, сменила гардероб.

-Какую музыку предпочитаешь слушать?

- Готику, готик-металл, классику. Конкретно : “Lacrimosa”, “To Die For”, “Death Stars”, “The 69 Eyes” и многое другое .

-В чем твои идеалы духовной нравственности?

Многие считают, что готы – это «нелюди». Что мы любим смерть и тому прочие. Суть нашей идеологии - смакование боли и страданий, так что смерть надо еще выстрадать. Готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Я отношу себя к к обычным готам, которые на жизнь смотрят просто(все мы смертны), не заглядывают в прошлое, любят темные тона в одежде. Я также люблю своих родных, желаю им счастья. Только единственно хочу, чтобы они принимали меня такой какая я есть.

- Часто готы собираются вместе?

В обычной жизни – нет, чаще в чатах. Вообще готы – одиночки.

- А зачем им тогда вообще встречаться в реальной жизни?

Готы – такие же обычные люди, и им как и всем нужно общение (хотя бы изредка). И они ищут «себе подобных».

Интервью со специалистом по молодежной политике Сатымгалиевой Алмагуль Исламбековной:

Характер нашего исследования определил метод изучения проблемы, нами было взято интервью у специалиста отдела по молодежной политике

-Как вы оцениваете общее культурное развитие нашей молодежи?

- На мой взгляд, наш уровень культурного развития очень низок. Сразу хочу привести статистические данные: большинство подростков старшего школьного возраста считают допустимым все виды вредных привычек, причем в сочетании со спортом. В наше время стало популярным брать в пример главных героев сериалов: «Бригада», «Бумер», ставить их себе в идеалы и стараться подражать им. Также многие молодые люди подвержены такому мнению: «За нас все итак решат и без нашего мнения обойдутся» Хотелось бы пояснить. Это означает, что современный подросток пассивен и придерживается такого мнения, потому что считает, что его взгляд на какую-либо проблему или задачу никому не интересен и абсолютно бесценен. Вот так думает каждый, в итоге наша молодежь вообще практически не участвует в жизни города.

-Какие основные цели молодежной политики в селе Чкалово?

В первую очередь это:

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодёжной политики;

Создание условий для эффективного вовлечения молодёжи в социально-экономическое и общественно-политическое развитие города, области и страны в целом;

Воспитание у молодежи идеалов гражданственности и патриотизма;

Профилактика социально-негативных явлений и создание условий для успешной социальной адаптации молодёжи.

Формирование в молодежной среде уважительного отношения к традиционным семейным ценностям, поддержка молодой семьи.

Таким образом, в данной работе я рассмотрела понятие молодежной субкультуры, историю самого термина и понятия, а также истоки возникновения молодежных субкультур, значение для современного функционирования общества. В целом в настоящее время явления субкультур прочно вошло в повседневную жизнь. В силу особенностей телекоммуникаций, оно создает в настоящее время стратификацию нашего общества по интересам.

Учащаяся молодежь села Чкалово в большинстве своем рассматривают современную молодежь как добрых, отзывчивых и позитивных людей. Эти молодые люди считают, что милосердие, духовность, любовь к родным и близким занимают центральное место в их душе.Основные причины вступления в группы – это одиночество и непонимание родителей, а также косвенные: обособленность, подражание, группирование, свобода, эмоциональная насыщенность общения, стремление компенсировать недостатки в семье и школе. Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок – это умение постоять за себя, смелость и независимость.

Сегодня надо помогать людям, стремящимся пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.

Список использованной литературы

1.Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.

2. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.

3. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. – Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004

4.Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990.

5. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М.: «Наука». – 1993.

6. Никольский Д. Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)/http ://www .romic .ru /referats /0703.htm
7. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”. М. 1997.

Электронный ресурс

Электронный ресурс

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Анкета для опроса молодежи и студентов.

Тема: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»

Дорогие друзья!

Эта социологическая анкета посвящена изучению отношения и информированности молодежи о различных молодежных субкультурах. Ваши ответы помогут выявить возможные риска при вступлении в различные молодежные организации, определить причины, побуждающие молодых людей вступать в ряды приверженцев неформальных движений.

    Пол:  М

     Ж

    2. По-вашему, молодежная субкультура – это (1 вариант ответа ):

     форма досуга;

     временное увлечение;

     стиль жизни современной молодежи.

    3. Что такое, по-вашему, неформальное молодежное объединение? (1 вариант ответа )

     группа людей, нарушающих общественный порядок, живущих в разрез с принятыми в обществе правилами поведения и морали;

     группа молодых людей, объединенных общими нестандартными увлечениями и интересами;

     группа молодых людей, выражающих протест обществу своим необычным поведением, внешним видом и специфическими взглядами на жизнь;

    4. Имели ли вы опыт общения с представителями неформальных субкультур?

     Да

     Нет

    5. Как вы относитесь к различным молодежным субкультурам?

     негативно;

     мне все равно, никогда над этим не задумывался(лась);

     положительно.

    6. Согласны ли вы с тем, что существование молодежных субкультур представляет собой угрозу общественности?

     да;

     я считаю, что НЕ все молодежные субкультуры представляют опасность для общества;

     нет.

    7. Интересны ли для вас какие-либо направления молодежных субкультур?

     Нет;

     Мне безразлично;

     Да;

     Мне ничего о них не известно.

    8. Есть ли какие-либо молодежные течения, чьи взгляды, идеи и увлечения вам симпатичны?

     Нет;

     Да.

    9. Что, по-вашему, побуждает молодых людей вступать в различные молодежные объединения? (1 вариант ответа )

     желание выделиться из общей массы и выразить свой протест против сложившихся устоев и порядков;

     общие нестандартные интересы и взгляды;

     желание самореализоваться.

    10. Считаете ли вы, что вступление в молодежные организации чревато негативными последствиями?

     конечно (наркотики, физические травмы, психологические проблемы);

     не думаю, что все молодежные объединения настолько опасны;

     нет, я уверен(а), что это совершенно безвредно.

    11. Как бы вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из ваших близких (родственники, друзья) присоединится к представителям молодежной субкультуры?

     резко негативно;

     я ничего не имею против молодежных объединений, но мне не хотелось бы, чтоб мои близкие присоединялись к ним;

     думаю, все зависит от того, к какому молодежному движению они решат примкнуть;

     мне все равно, это их дело;

     положительно.

    12. Должно ли государство каким-либо образом осуществлять контроль над молодежными организациями и движениями?

    Приложение 3.


Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;

7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Статьи:

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир...»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский //

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев //

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // Новости Археологии и Истории

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // Молодёжная субкультура 80-х в СССР

Большакова, Е. Родителям о молодежных субкультурах: Фрагменты книги «Ваш ребенок – неформал» / Е. Большакова // Пси-фактор

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин //

Варламов, Е. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны?/ Р. Вахитов // Научно-популярный портал "Нечто"

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Воловникова, Е. Молодёжные субкультуры: Секрет молодежной субкультуры как явления / Е. Воловникова // Клиника «Инсайт»

Гопники разных стран – в чём отличия? // За городом

Горелов, А.И. Молодежная субкультура «рэперы». Влияние на социализацию личности: Доклад по социальной педагогике / А.И. Горелов // Сoolreferat.com

Дворкин, А.Л. Движение "Нью эйдж": Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Сетевой интеллектуальный клуб

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // Сoolreferat.com

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Куприянов, Б. Субкультура ролевого движения: Ролевое движение в России / Б. Куприянов, А. Подобин // Технология альтруизма

Лебедева, И.В. Молодёжная субкультура: проблемы и пути решения / И.В. Лебедева // Сoolreferat.com

Левикова, С.И. Молодёжные субкультуры и объединения // Гражданское общество в России

Левикова, С.И. Феномен молодежной субкультуры: социально-философский аспект / С.И. Левикова // Библиотека диссертаций

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор ; Знание. Понимание. Умение

Марусецкая, Л.В. Молодёжные субкультуры современной России: Научная работа / Л.В. Марусецкая // Международный студенческий научный вестник

Минязева, К. Нонконформисты – модное безумие?: Одежда как инструмент самовыражения. Субкультуры / К. Минязева // Модный магазин

Михайлова, Ю.Д. Анимэ и манга в современной России: Причины обращения российской молодёжи к анимэ и манге, история и характерные черты русского фэндома /Ю.Д. Михайлова // Виртуальная Япония

Молодежная культура как явление субкультуры : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Молодежная субкультура. Готы // Студенту на заметку

Молодежная субкультура. Неформальные объединения : (информационные материалы) // МУК «ЦБС» г. Батайска

Молодежный экстремизм и молодежная субкультура : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Мытаров, С. Якудза на колёсах: японская субкультура мотохулиганов – босодзоку / С. Мытаров // Furfur

Назарова, Н. Кризис яппи: Яппи во время финансового кризиса /Н. Назарова // Атлас страхования. – 2011. – № 3.

О молодежной субкультуре // Блог социального педагога, психолога

Орлов, Д.В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: Диссертация / Д.В. Орлов // Сайт свободных игровых коммуникаций

Особенности и причины появления молодежных субкультур // ЛедиВека.ру

Особенности функционирования молодежных субкультур России XXI века : Причины создания неформальных молодежных объединений // Пятифан

Пакуленко, А.Ю. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе: Реферат. Секция обществознания / А.Ю. Пакуленко, Н.Л. Курякина // Алые паруса

Писаревская, Д.Б. Ритуализированные практики в субкультуре ролевых игр / Д.Б. Писаревская // Авторский проект Екатерины Алеевой

Поляков, С. Современные молодежные субкультуры: Понятие, причины привлекательности / С. Поляков // Первый психологический портал Пятигорска

Работягина, Е.Л. Гранж в мировой культуре: История возникновения, проявление в массовой культуре / Е.Л. Работягина // Тaby27.ru

Раевский, А.Н. Движение NewAge как квазирелигиозная субкультура современного общества: Диссертация / А.Н. Раевский // D isserCat: электронная библиотека диссертаций

Резухина, Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психологический аспект / Е.В. Резухина // Валеоцентр

Ремчуков, К. Хипстеры: О новой субкультуре в среде молодежи / К. Ремчуков // Независимая газета. – 2014. – 15 апреля.

Рондарев, А. Битники и Хиппи / А. Рондарев // Мир альтернативной рок-музыки

Рыбко, С. Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте: [беседа с отцом Сергием – настоятелем храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище о проповедовании Евангелия среди рокеров, байкеров, панков и других неформалов / беседовала В. Посашко] // iPages.ru

Суркова, Е.Г. Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к представителям молодежных субкультур: особенности поведения представителей различных неформальных субкультур / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение

Тарасов, А. Хочешь стать яппи? Становись. Тебе же хуже: «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» / А. Тарасов // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 2.

Топ-10 невероятных субкультур со всего мира // БУГАГА.РУ

Устинова, Е.Ю. Молодежные субкультуры: Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру / Е.Ю. Устинова // Российский информационно-образовательный портал VeniVidiVici Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286, с: ил.

Эмо. Новая прогрессирующая молодёжная субкультура : Презентация // Хостинг презентаций

Юрина, А.А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А.А. Юрина // КиберЛенинка


Страницы:

Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы.

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи.

Современные молодежные субкультуры

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберёмся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные молодёжные субкультуры

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др.

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять. Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.
  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие молодёжные субкультуры

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира.

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные молодёжные субкультуры

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.