Малявин художник картины. Русские художники. Малявин Филипп Андреевич. Талант, не обутый в китайские башмачки


Введение

Анализ использованной литературы

Жизнь художника

Основные этапы творчества

Заключение

Список литературы


Введение


Русское искусство конца XIX-началаXX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие горячие споры на выставках и в печати, до сих пор захватывают зрителя своей взволнованностью и красочностью.

Широкая известность Малявина была в свое время создана на один-два года лишь несколькими его картинами; имя художника оказалось прочно связанным с понятием «малявинские бабы». За шумным успехом этих картин остались как бы в стороне другие его произведения. А ведь написанные им портреты и его многочисленные рисунки, относительно мало известные, достойны не меньшего внимания, чем те немногие картины, которые сделали Малявина знаменитым на родине и за ее рубежом.


Анализ литературы


Книга: Русские художники. Живопись XX века. В ней статья Бориса Зотова, в которой он кратко рассказывает о жизни и творчестве живописца Филиппа Андреевича Малявина. В данной литературе Малявин представлен как величайший талантливый человек, который покорял зрителей своим прирожденным талантом колориста, также он прекрасно чувствовал форму, а самое главное: он был глубоко национален, его талант шел от крестьянского начала самого художника.


Жизнь художника


Филипп Андреевич Малявин родился в многодетной деревенской семье государственных крестьян 11(23) октября 1869 года в селе Казанке Самарской губернии. Истоки его творчества, особенность его живописного языка там и стоит искать - в его деревенском детстве. Маленький Филипп был искусным резчиком по дереву. Много лет спустя он будет вспоминать: «Долгое время я никак не мог решить, быть ли мне живописцем или резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы - вот будет мне семь, восемь. До десяти представить себе не мог, до того это уже старость, и мне казались люди после десяти лет уже пожилыми. Я только одного боялся, как бы не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовал везде - на стенах, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам, чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался их советами». Рисовать мальчик начал рано, а так как в деревне каких-либо изображений, кроме икон, не было, то он и срисовывал «святых». Должно быть, родным нравились его рисунки или уж очень покорило их рвение мальчика, но только они отнеслись сочувственно к его наклонностям, и 14-летний Филипп Малявин был отпущен с богомольцами в Грецию, на Афон, в находившийся там большой русский монастырь. Мальчик и его близкие полагали, что там он сможет научиться писать образа.

Никакой иконописной школы на Афоне, однако, не оказалось,- там существовала лишь небольшая иконописная мастерская, за которой присматривал монах, такой же самоучка, как и остальные «мастера». Но, чтобы заниматься даже в такой мастерской, Малявину надлежало стать послушником монастыря. Он начал работать с увлечением и, с точки зрения монахов, успешно: ему доверили, наконец, даже роспись целой стены в одной из церквей.

Так продолжалось до декабря 1891 года, пока на Афон не заехал, возвращаясь из заграничной командировки, молодой скульптор В. А. Беклемишев. Увидев работы Малявина, среди которых были и пейзажные этюды и портрет настоятеля монастыря, Беклемишев был поражен несомненным дарованием юноши. Он уговорил монахов отпустить их послушника учиться живописи в Россию.

В 1892 году Малявин выдержал экзамен для поступления в Академию художеств. Среди поступающих он резко выделялся, необычный студент - длинноволосый монах в черной рясе. Вот как вспоминает о Малявине известная художница А. П. Остроумова-Лебедева, державшая экзамены одновременно с ним: «Юноша в какой-то необычной одежде... На голове шапочка вроде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под нее висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые небольшие глаза... Его застенчивость, какая-то растерянность и одиночество среди студентов привлекали внимание... трогала его какая-то наивная откровенность и простосердечие».

Кроме таланта, нужны были воля и упорство, твердая вера в свое призвание, чтобы выходец из неграмотной деревни, из темного мира афонских монахов смог бы явиться в столичный Петербург, в Академию. Малявин занимался блестяще, он изумлял педагогов верностью глаза, точностью рисунка и не раз получал поощрительные медали. Его можно было считать уже сложившимся художником.

В годы занятий Малявина в Академии художеств шла подготовка к реформе системы преподавания. В 1894 году ряд крупнейших мастеров русского искусства стали ее профессорами, получившими широкие права в руководстве своими учебными мастерскими. Студентов особенно привлекала возможность работать под руководством И. Е. Репина. Пришел заниматься в его мастерскую и окончивший общий курс Малявин. В 1900-х Малявин участвует в выставках Товарищества передвижников, в 1906 г. показывает на выставке объединения «Мир искусства» свою картину «Вихрь». Впоследствии он также был членом «Союза русских художников».

Побывав летом 1895 года на родине, в Самарской губернии, Малявин привез оттуда большие портреты (один из них «За книгой» был приобретен П. М. Третьяковым). Они-то и являются одними из самых ранних известных нам произведений художника, в которых уже проявились характерные для него особенности. Портреты, «дивные по рисунку и живописи», произвели «громадное впечатление на меня и моих товарищей», - вспоминает Остроумова-Лебедева. Она же приводит слова, в которых Малявин выразил свое понимание живописи. Выше всего он ставил творческую активность художника, его способность к широким обобщениям: «Главное в существе предмета, в его характере, духе и жизненности. Не надо обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок. Вы обнимите весь предмет одним глазом, вникните в его характер, в его дух, и когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».

Вот это проникновение в существо изображаемого и поражает до сих пор в ранних работах Малявина, таких, как «Крестьянская девушка с чулком» или «За книгой (портрет сестры)», созданных в 1895 году. Первая из них, написанная на воздухе, - большой этюд, созданный как бы «единым дыханием»: очень цельный, непосредственный, свидетельствующий об умении художника точно наблюдать (жесты, движения, манеру вязать на ходу). В нем много воздуха, солнечного света и того ощущения тишины и простора, которое бывает только в деревне.

В портрете сестры Малявин создал психологически-сложный образ. Многие мастера бытового жанра изображали женщин русской деревни, но впервые, в работе студента Академии, крестьянка была представлена в таком духовном порыве,- взволнованной прочитанной книгой, думающей, мечтающей. Ее фигура как бы выступает из темного угла в сильном динамическом повороте; тени подчеркивают аскетический характер лица, резко выступающие скулы. Умение схватывать главное и как бы скульптурная лепка формы делают этот портрет произведением зрелого мастера.

Крестьянская тема стала основной в творчестве художника, но не единственной. Он всегда имел с собой альбом и постоянно рисовал: натурщиков, своих товарищей, педагогов - рисовал быстро, изощряя свою наблюдательность. Так же он стал работать и масляными красками.

Грабарь рассказывает о своем портрете, написанном Малявиным и произведшем «сенсацию» в академии. «Портрет был закончен в один присест и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его; пришел и Репин, долго восхищался силой лепки и жизненностью портрета».

Портрет Грабаря был не единственным изображением сотоварища по мастерской Репина: молодые художники охотно позировали Малявину. В каждом изображении он решал особую творческую задачу и это делало такими не похожими один на другой портрет И. Э. Грабаря, А. П. Остроумовой, К. А. Сомова, Е. М. Мартыновой, А. А. Мурашко.

В самой мастерской Репина был создан превосходный портрет художника К. А. Сомова - в белом халате, отдыхающего на диване (1895). Написанный живо, свободным и энергичным приемом в теплой серо-коричневатой гамме, портрет очень красив. Чувствуется репинская традиция в горячности живописного темперамента, в стремительности широкого мазка и в твердом рисунке. Малявин сумел передать непринужденность позы и метко показал существенные черты изображенного: уверенность в себе, спокойную замкнутость, ленивую медлительность. Можно сказать, что портрет Сомова - эпизод из жизни знаменитой репинской мастерской ее лучшего времени, когда в ней дружно работали и много спорили, учились у Репина и друг у друга.

Не меньшее значение в творчестве молодого Малявина имеет картина «Больная» (1897) - портрет художницы Е. М. Мартыновой, одно из самых поэтичных его произведений. Оно кажется очень простым: утомленная долгой болезнью девушка полулежит на подушках и печально смотрит перед собой, в сторону от зрителя. Но скромные внешние средства были использованы замечательно проникновенно. Однотонная серебристая гамма портрета прекрасно соответствует образу хрупкой, недолго прожившей Мартыновой. Привлекательно ее исхудалое лицо, тонок рисунок профиля. Художник подчеркнул характеристику Мартыновой выразительностью ее нервных и как-то детски беспомощных рук. Необычна для портретов конца прошлого века несимметричная композиция - темное пятно головы в верхнем углу, темные косы, пересекающие изображение. Е. М. Мартынову писали ее друзья-студенты: И. Э. Браз (в 1896 году), Малявин и несколько раз Сомов (его известная «Дама в голубом платье» была начата тотчас же вслед за малявинским портретом).

В еще большей мере дарование Малявина раскрылось при обращении к родной для него крестьянской теме. В 1898-1899 годах он создает портреты матери, сестры и некоторые другие. В сравнении с портретами 1895 года эти произведения сразу же производят впечатление особой значительности и широты обобщения. Портретный образ приобретает монументальное звучание.

«Старуха» - не просто портрет матери художника: это превосходно найденный образ старой и мудрой крестьянки-труженицы. Как всегда, у Малявина и здесь восхищают острота и верность его видения, умение выбрать характерную позу и передать столь присущую русским крестьянкам старой деревни суровую, полную достоинства недвижность черт лица, тяжелые и узловатые кисти рук. И как, вместе с тем, мастерски написан портрет во всей сложной игре света на морщинистом лице и на белой кофте. Фон портрета нейтрален, но его светлые и темные пятна создают тревожную, словно мерцающую среду, которая усиливает внутренний драматизм образа. Колорит портрета очень сдержан: как и прежде, в нем нет ни одного яркого, кричащего цветового пятна-скромная гамма красок разработана в тонких отношениях. Репин писал: «В этих простых мужиках, запечатленных кистью Малявина, столько истинного благородства человеческой души, которая уцелела еще в отдаленных от центра местностях».

Подобными произведениями завершается первый период творчества Малявина. Его широко написанные портреты и все более крупные по размерам этюды увлекали студентов, но возбуждали недовольство профессоров, видевших в них только «баловство». С тем большим нетерпением ожидалась дипломная картина Малявина. Наконец, в 1899 году, он представил на конкурс картину «Смех», изображающую нескольких хохочущих крестьянок в красных сарафанах, под ярким солнечным светом. Она поразила современников и вызвала резкие отзывы в печати и брань в адрес художника. Совет Академии художеств, возмущенный дерзкой картиной, отказал Малявину в заграничной командировке и не хотел признать его художником. Только благодаря заступничеству Репина, угрожающего уйти из Академии, Малявину дали звание художника, но и то не за картину, а за ранее написанные портреты. «Смех» производил впечатление огромного эскиза, стремительно набросанного уверенным в себе смелым мастером. Краски (среди которых впервые преобладали красные) казались невиданно яркими, хотя одновременно не уничтожали ощущения световоздушной глубины картины, точности рисунка и объемности формы каждой фигуры.

Широкая манера письма уже одна была неприемлемой для официальной художественной школы того времени. Странным казалось отсутствие повествовательности, обычной для жанровых картин и желание создать образ только на одной эмоциональной основе. За пугавшей темпераментностью картины не воспринимались значительность ее внутреннего содержания, смелая независимость и яркий характер русской крестьянки, радость, молодость и здоровье в блеске солнечного дня. Произведение Малявина не было, однако, одиноким: в картине можно уловить связь с рассказами молодого Максима Горького, с образами крестьянок в живописи (правда, более поздней) А. Е. Архипова.

Малявин лишился главной премии дряхлеющей академии - большой золотой медали, а еще важней - заграничной командировки, уступив ее благопристойному, усредненному, прилизанному подражателю из мастерской академического профессора Владимира Маковского. О конфликте и всей суете вокруг Малявина тончайший художник - мыслитель Нестеров выразился так: « Непосредственное дарование этого сына земли, быть может, на имеет себе равного среди всего, что прошло с основания Академии художеств, с появлением у нас искусства. Его художественные ощущения… тонки, новы, ярки неожиданно смелы. Малявин как Веласкес, как Милле, как большинство пейзажистов, заряжается самой Природой, а не идеями ее. Его огромная, шестиаршинная картина без названия или, как ее окрестили, «Смеющиеся бабы» вызвала страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры… вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей». Как было не наделать. Озорные, хохочущие, радостные девки в ярко-красных платьях переворачивали устоявшееся передвижническое унылое представление о русской деревне. Мужицкое здоровое нутро Малявина здесь само собой выплеснулось на полотно - да не хороните вы Русь, городские всезнайки, живет она и жить будет! История закончилась своеобразно. Шум, поднятый вокруг Малявина, усилился благодаря крупнейшему успеху, можно сказать,- триумфу, который картина «Смех» имела в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Художник был награжден золотой медалью выставки, а картина была приобретена для собрания Галереи современного искусства в Венеции.

В художественной жизни России в начале века шла ожесточенная борьба между тремя самыми сильными лагерями: «передвижников», «мир искусников» и «союзников», т.е. членов «Союза русских художников». Боролись за публику, за прессу, за доходы, короче, за место под солнцем. В стане «передвижников» стояли такие крепкие, хотя и подточенные временем, дубы, как Репин, Суриков, Поленов и Виктор Васнецов. Поросль помоложе - Нестеров, Серов, Коровин, Врубель - колебались, потеряв веру в незыблемость старых ориентиров, искала, перемещалась между странами. Художники и критики западного толка во главе с Бенуа, Нуроком, Нувелем, Бакстом, Лансоре стремились призвать под свои знамена «из тактических соображений» кого угодно, лишь бы поталантлевей, повесомей. А тут еще русофилы - «союзники» в лице Архипова, Аполлинария Васнецова, Петровичева, Жуковского, Виноградова, Степанова, Переплетчикова… И в этой лаве доспевал самородный талант Малявина.

Отвергнутый Академией, Малявин вскоре вошел в круг «мирискусников», тем более что среди них находились Сомов, Остроумова, Грабарь (знакомые ему по мастерской Репина). От камерных, утонченных работ «мирискусников», посвященных любованию ушедшей стариной, картины Малявина отличались своими народными образами, широтой живописи и здоровым оптимистическим восприятием жизни. Несмотря на все различия, объединение «Мир искусства» было увлечено стихийным размахом творчества Малявина.

Среди работ художника, показанных на выставках «Мира искусства», находился прежде всего, портрет И. Е. Репина, написанный в 1899 году. Малявин, не признававший бесстрастного позирования, показал своего учителя за работой или беседой, в живом движении устремившимся вперед.

Однако сближение с «Миром искусства» наложило печать на творчество Малявина - начали появляться портреты, в которых он изображал людей нового для него круга: баронессы Вульф, Дягилева и других. Вскоре он стал одним из модных портретистов петербургского «света», не чуждавшимся внешних эффектов и манерности.

Малявин покорял зрителей тремя вещами. Первое: Филипп был прирожденным колористом, великим чародеем цвета. Краски у него - выложенный драгоценными каменьями ковер. Каждый мазок самоценен, его хочется поцеловать. Кое - кто говорил, что Малявин знает секрет старинного темперного лака, изобретенного афонскими иконописцами, поэтому и свежее его краски. Так или не так, сказать трудно. Но известно точно одно: Малявин покупными масляными красками пренебрегал, тер сам огромным камнем - курантом. А уж какие масла тли лаки применял - Бог весть.

Второе: при всей тяге к новаторству Малявин умел блестяще, не хуже старых мастеров, рисовать. Он великолепно чувствовал не только цвет, но и форму. Соученники видели, какой ненасытной жадностью Филипп покрывает рисунками лист за листом, как часто откладывает заполненный альбом и берется за свежий. Словом, он был великолепным рисовальщиком, а рисунок, по уверению великого Энгра, - «высшая честность искусства». Жаль, что Малявин много альбомов отправил на хранение родичам в безулуксую свою деревню. Там они со временем бесследно исчезли.

И наконец третье. Малявин был глубоко национален, его талант шел от крестьянского его нутра, от самой земли русской. Излюбленными персонажами огромных холстов художника на много лет стали рязанские бабы, самые обычные, деревенские коровницы, кухарки. В них виделись символы народной мощи.

Репин писал, что более одаренного ученика, чем Малявин, он не имел. Поэтому три могучих художественных объединения Росси тянули Малявина к себе, как канатами.

В начале 1900-х годов Малявин построил в Рязанской губернии, в Аксиньине, большую мастерскую. В ней и были написаны его известные многочисленные «бабы» в цветистых сарафанах. «Бабы ходили по мастерской, и Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом», - вспоминает И. Э. Грабарь.

После прошумевшей дипломной программы Малявин, как бы не зная более трудностей и колебаний, написал ряд блистательных картин аналогичного содержания: «Девка» (1903), «Три бабы» (1903), «Пляшущая девка» , «Две бабы» (1905), «Две девки», «Вихрь» (1906), «Верка» (1913) и другие.

Более всего известна большая картина «Вихрь» - вершина творчества Филиппа Андреевича Малявина - яркая, широкая, мощная живопись, стихийный, безудержный ритм вихревого движения, грубоватые, полнокровные героини - все звучало контрастом по отношению к изысканному стилизму, к утонченной ретроспекции ведущих мастеров «Мира искусства», которая была задумана им в 1905 году (этим годом датирован эскиз к ней из собрания Третьяковской галереи). События первой русской революции 1905-1907 годов повлияли на выбор сюжета и живописно-пластическую манеру огромного монументального холста. Масштабность полотна подчеркивает значительность замысла. Все поле картины заполнено буйным вихрем красок, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица крестьянок. Преобладающий красный цвет благодаря экспрессии кисти и интенсивности накала теряет свойства обозначения предметного мира, но приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией; вторая причина - от иконы. Все полотно картины заполнено ярко-красными сарафанами, захваченными вихревым движением пляски; пестрые ткани несутся куда-то вверх, откуда смотрят на нас пять женских лиц. Особенно выделяются два образа: женщины слева, с лукавым, задорным, улыбающимся лицом, и девушки справа - несколько сосредоточенной, с затаенной улыбкой и остановившимся взглядом. Звучность и блеск красок удивительны. Вся картина, как яркий и драгоценный ковер, написанный с огромным темпераментом и поразительно смело. Вся она празднична, радостна, цветиста, полна движения, как сама русская пляска, как широкая и веселая, свободная душа русского народа.

Декоративность и отвлеченность, уже намеченные в «Смехе», здесь совершенно несомненны. «Вихрь» не произведение бытового жанра ни своими размерами или трактовкой эпически-монументальных образов, ни подчеркиванием стихийности, как единственного начала, определяющего тему.

В этом же 1906 году Академия за «известность на художественном поприще» избрала Малявина академиком. Во всех картинах Малявина 1900-х-1910-х годов - почти одно и то же: две-три «бабы» или «девки» среди струящихся мазков, которые образуют целую симфонию красок, то вспыхивающих алыми языками пламени, то изумрудных и прозрачных, то сумрачных. И среди хаоса сверкающих платков, бус, юбок - тщательно выписанные темные лица, полные загадочности, с глазами, мечтательно устремленными куда-то вдаль («Две девки»).

Фигуры матери и ребенка вылеплены как бы на одном дыхании. Написанная необычайно быстро, картина подкупает убедительностью народного типа. Характер образа подсказал здесь и кладку мазка, решительную и крепкую. Тело ребенка гораздо мягче по лепке формы, теряющей свою определенность и почти сливающейся с фоном. Осязаемо переданы упругость кожи лица и шеи молодой женщины, пушистые волосы малыша, грубоватая фактура домотканых одежд. Слитность матери и сына выявлена не только композиционно, но и в колористическом строе полотна. Сплав горячих тонов сгармонирован в единую приглушенную гамму. Удивительна конкретность этой гаммы: в красновато-бурых, почти коричневых «крестьянских» тонах как бы подчеркнуто слияние внешнего облика персонажей с их социальной характеристикой. Колорит в значительной мере предопределен самим художественным замыслом.

И все же «Баба с ребенком» - произведение уже истинно малявинское, как по духу, так и по приемам творчества. Только сущность художественного образа выражена здесь еще не патетикой цвета, декоративное звучание колорита не играет еще основную экспрессивную роль. Эта картина принадлежит к числу тех более ранних работ Малявина, которые показали, какие неиспользованные выразительные возможности таят в себе, казалось бы, «не главные элементы живописи манера и темп письма, характер кладки мазка, особенности живописной поверхности холста. Именно эти элементы живописного языка несут здесь основную эмоциональную нагрузку, становятся основным способом выявления ведущей идеи произведения. Дальнейшие же искания мастера были направлены на усиление декоративной звучности колорита и повышение образной активности цвета. С 1903 года Ф.А.Малявин решительно и бесповоротно становится на новый путь. Его картины все более превращаются в мажорные красочные феерии, звучащие торжественно и напряженно. Начинается короткий этап высших достижений мастера. Картина «Баба с ребенком» создана непосредственно в преддверии этого этапа.)

К лучшим работам Малявина принадлежит «Крестьянка в красном платье» - изображение хитрой и злой, немолодой женщины. В чертах ее лица, в косящем взгляде прищуренных глаз чувствуется что-то зверино-хищное. Выразительность образа, сочетание оливкового тона лица с полыхающим красным цветом кофты, делают картину одной из самых экспрессивных в творчестве художника. В картинах Малявина этого времени (начала столетия) вполне сказался односторонний характер трактовки им образа русского крестьянина. В них было воплощено ошибочное отождествление темы народа с темой стихийной загадочной силы.

С годами Малявин все более отходил от полноценных жизненных наблюдений, от конкретных образов. Повторяясь в содержании, он много терял и в живописи. Несмотря на отдельные удачи Малявин не мог выйти далеко за пределы своей узкой темы. Он как бы застывает на одной точке и постепенно утрачивает чувство правды, жизненность, взволнованность, которые так пленяют в его ранних произведениях. Изменяет ему и его живописный талант, пропадает трепетность цвета и света. Наряду с возрастающей надуманностью образов, лица его персонажей приобретают все более темный цвет, становятся, как «чугун» (типы «мужиков» в картинах предреволюционных лет, поздний портрет В. А. Беклемишева).

Быстрый и нежданный успех, любование собой, лишили художника самого главного в творчестве - изучения жизни, глубоких раздумий. Это привело его к такой печально-нашумевшей картине, как большой «Автопортрет с женой и дочерью» (1911). Стоившая ему трех лет работы и имеющая удачные фрагменты, она поразительна по манерности и безвкусице. Свои утраты в глубоком содержании Малявин стремился возместить новыми живописными приемами, но даже в сдержанном и обобщенном портрете П.И. Харитоненко с сыном ему все же не удалось достичь проникновенности своих прежних произведений.

Была однако область творчества, в которой Малявин сохранял всю силу своего дарования,- графика. Его многочисленные рисунки замечательны по своему мастерству. Он убедительно проявил в них не только остроту глаза и умение охватить главное, но и тонкий вкус (в отсутствии которого в живописи его нередко упрекали).

Малявин рисовал постоянно. Сохранились целые альбомы его набросков и законченных рисунков. В них запечатлены огородные и дети, артисты и художники (он много раз рисовал Репина), и он сам. Существует множество автопортретов Малявина. Но особенно интересны рисунки, изображающие крестьянок, словно мгновенно выхваченных из жизни; их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи,- любовно проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, что позволяло вызвать ощущение богатой игры красок и светотени.

Мастерски использовал Малявин белый фон бумаги: он как бы лепит из него лицо, едва намеченное легкой паутиной тонких линий, а то проводит горизонтальную черту и дает этим почувствовать пространство за фигурой, воздух и свет, окружающие ее. Иногда Малявин вводил в рисунок цвет, тронув красным или желтым карандашом платок на голове или плечах. Для работы он пользовался большими графитными стержнями, заточенными в виде острой лопаточки, что позволяло, не меняя графита, проводить и тончайшие и широкие линии. Он создал свой стиль рисунка, и его листы невозможно спутать с работами других художников, их отличает острая жизненность в сочетании со своеобразной, полной нервного подъема графической манерой. Здесь у Малявина не было срывов (как в живописи), он создавал рисунки, наблюдая натуру, которую прекрасно видел и ощущал.

Значительной работой Малявина после Великой Октябрьской социалистической революции было создание в 1920 году серии живых и выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина (исполненных в процессе подготовки к портрету маслом). Он рисовал Ленина у стола в его кабинете и за этим столом, сидящим в кресле, читающим книгу, на фоне красного знамени, идущим. Ему удалось передать хотя бы некоторую долю выражения то задумчивости, то улыбки, то деловитой сосредоточенности на живом и подвижном ленинском лице.

В 1922 году Малявин уехал за границу. Ничего нового или значительного создать там он не смог. Он много рисовал, в том числе и писателей А. И. Куприна и И. А. Бунина. Он обращался снова к крестьянской теме, но его новые картины не достигали уровня прежних произведений.

Глубокая вера в духовное богатство народа и знание русского крестьянства наполняли живым содержанием произведения молодого Малявина. Портреты его матери, сестры, односельчан открыли новую страницу в истории русской живописи, посвященной жизни деревни. Впервые образы крестьян были с такой покоряющей талантливостью раскрыты, как внутренне сложные, полные красоты и силы.

Лучшие стороны дарования Малявина были воплощены и в портретах его товарищей по Академии художеств, в произведениях большой поэзии и человечности, изумляющих тонкостью реалистического мастерства.


Заключение


Малявин вошел в русское искусство XX века как один из самых ярких, самобытных художников. Созданные им женские образы по праву получили нарицательное имя «малявинских». С ними неразрывно связано представление о праздничности или мечтательности, о жизнерадостном веселье или о строгом достоинстве, о вихре пылающих цветов или о глухом мерцании темных тонов.

Трепетный родник жизнеутверждающего искусства продолжает жить не только в его живописи. Не в меньшей мере он сохраняет свое очарование и в сотнях рисунков Малявина, составляющих одно из самых артистичных явлений в русской графике предреволюционного времени.

С десятилетиями, отделившими нашу эпоху от Малявина, стало правильнее отношение к нему и его творчеству. К классическим произведениям русской художественной культуры принадлежат лучшие его работы, и рядом с именами его современников - Серова, Коровина, Нестерова и многих других - не должно быть забыто и имя Филиппа Малявина. Ведь Малявин оставил следующим поколениям многое. Он создал яркую, многоликую галерею русских людей начала двадцатого века, воспел их жизненную силу, удаль и широту натуры. Художник - новатор мирового класса, в своих творческих поисках он шагал впереди времени. Работы Малявина есть в галереях Парижа, Рима, Брюсселя, Венеции. Как ценнейшее наследие национальной художественной культуры, они хранятся в Третьяковке, в Русском музее, во всех крупных музейных собраниях страны.

изобразительный искусство живописный малявин

Список литературы


1.<#"justify">3.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство/Гл. ред. В.М. Полевой; Ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюков,-М.: «Сов. Энциклопедия». Книга 1. А-М., 1986-447с.

.Русские художники от «А» до «Я»/Под ред.: Е.М. Алленова, Н.А. Борисрвской и др.,-М.: Слово, 1996.- 216 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ф.Малявин. Хоровод.

Малявин, Филипп Андреевич - живописец. Родился в 1869 г., в крестьянской семье Бузулукского уезда, Самарской губернии; учился в сельской школе; с малых лет очень интересовался иконами в деревенской церкви и пробовал подражать им; 14 лет ушел с богомольцами на Афон, чтобы учиться иконописи, поступил послушником в монастыре святого Пантелеймона, стал работать в иконописной мастерской и расписал стены небольшой церкви. В 1891 г. на Афон приехал скульптор В.А. Беклемишев, который увидел работы Малявина и был поражен его талантом. Вернувшись в Россию, Беклемишев разыскал Малявина в подворье Пантелеймоновского монастыря в Петербурге, поселил его у себя и подготовил к поступлению в Академию. В два года с выдающимся успехом Малявин прошел весь курс дореформенной Академии и начал выставлять на передвижных выставках. После реформы Академии Малявин решил остаться еще на некоторое время в мастерской Репина. В 1898 г. Малявин выступил на конкурс со своей картиной "Смех" и другими вещами, получил звание, но в заграничной командировке ему было отказано. В 1900 г. "Смех" был выставлен на всемирной выставке в Париже, где Малявину была присуждена золотая медаль; потом картина была выставлена в Венеции, где ее приобрело итальянское правительство для Венецианской Академии. По окончании Академии Малявин поселился в деревне, в Рязанской губернии, где построил себе мастерскую. Свои картины Малявин выставлял на выставках журнала "Мир Искусства", "36", "Союза", в "Салоне", на выставке, устроенной Дягилевым в Париже при "Salon d"Automne", на выставках "Secession" в Берлине и Мюнхене, в Риме, в Венеции. На всех этих выставках появлялись характерные малявинские "бабы" в ярких, пестрых сарафанах, отличные портреты и рисунки. Кроме первой картины: "Смех", следует упомянуть "Вихрь" (1906), "Крестьянская девушка" (1899), "Баба" (1904), "Две бабы" (1905). Из портретов очень интересны: "Портрет Ники", "Семейный портрет", портреты И. Репина, К. Сомова, М. Нестерова. По характеру живописи Малявин стоит ближе к Бенару и Цорну, чем к Репину. "Таких красивых сочетаний красок, такой бравурности в технике, такой великолепной простоты и смелости не найти на всем протяжении истории русской живописи" (Александр Бенуа). В Третьяковской галерее находятся: "Крестьянская девушка", другая такая же, "Вихрь", "За книгой" и много рисунков; в Русском Музее Императора Александра III - "Баба"; другие произведения Малявина находятся в частных коллекциях за границей и в России. - См. И. Остроухов и С. Глаголь "Художественная галерея П. и С. Третьяковых"; Александр Бенуа "История русской живописи в XIX в.". С. Р-ва.

Биографическая справка с сайта http://www.rulex.ru/

Ф.Малявин. Верка.

Филипп Малявин

Редкий природный дар безвестного крестьянского отрока, трудолюбие и упорство принесли ему ошеломляющий успех. На его полотнах сверкала буйным сполохом красок могучая, обильная и загадочная Русь. Восторг и печаль, радость и жуткие предчувствия ощущала душа художника на пороге грозного двадцатого века. Он, словно предугадывая трагические судьбы - и свою, и Родины, - торопился выплеснуть на холсты буйные, яркие, яростные цвета своих доселе невиданных образов - русских баб-богатырш, то с загадочной улыбкой глядящих на зрителя, то несущихся в вихре стремительной пляски... А начиналась судьба его тихо и просто.

Деревенские ложки

Филиппок рос обыкновенным деревенским мальчишкой. Бегал с соседскими ребятами в ближний лес по грибы и по ягоды, лазал по деревьям, таскал яйца из грачиных гнезд, засыпал на теплой печке под свист неумолчной вьюги. Спустя полвека, когда судьба забросила его на чужбину, в номере отеля «Савой» шведского города Мальме он писал на фирменных бланках:

«Интересно ли вернуться и вновь опять жить - испытывать, видеть и делать, что уже ушло без возврата и забыто? Интересно ли опять сидеть за столом, кругом вся моя семья, а посередине стола стоит большая миска с кислым молоком... Стол играет в деревне большую роль и обставляется этикетом и порядком. Когда ешь хлеб, нельзя крошки терять - грех! Говорить нельзя - грех, а смеяться и подавно, иначе по лбу получишь ложкой. Поэтому едят молча этот дар Божий. Деревенские ложки большие и надежные. Чтобы в рот ее всунуть, нужно так открыть рот, что кадык вывалится, вот и нельзя забыть этого большого рта у отца - разевал и глотал, как великан, и на самом деле он был великан и силач. Помню его еще молодым, и он удивительно, мне казалось, похож на Христа, с раздвоенной бородой и русый. Мать была роста невысокого, но очень плотная и красивая. Хотя и не часто, водила меня к «своим» - отцу и матери. Дом их был большой, деревянный, почти напротив церкви. Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники. Еще рано, рано слышишь первый удар, а затем звон, и когда видишь - все крестятся, и мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное...».

Детство у Малявина было очень трудное. Семья бедствовала. Государственные крестьяне села Казанки Андрей Иванов Малявин и Домна Климовна, родители будущего художника, не могли свести концы с концами - не хватало хлеба до нового урожая, приходилось подрабатывать, катать валенки. Филипп же, их первенец, не испытывал к крестьянскому труду никакого влечения, он рисовал углем на стенах, на полу, на печке, лепил и вырезал забавные фигурки людей, зверей, птиц.

Уже став известным живописцем, Филипп Андреевич признавался: «Долгое время я никак не мог решить, быть мне живописцем или резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы - вот будет мне семь, восемь. До десяти я и представить себе не мог, да это уже старость, мне казалось, люди после десяти лет уже пожилые... Я только одного боялся, как бы мне не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовал везде - на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам, чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался их советами».

Афонский инок

Время он не потерял. В шестнадцать лет вместе со знакомым монахом, приехавшим в село к родным, Малявин отправляется в Грецию, в далекий русский монастырь учиться иконописи. Сколько стоило трудов уговорить отца и мать отпустить его, и сказать трудно, деньги же на дорогу пришлось добывать «христарадничаньем». Но вот позади долгий путь. Море, лизавшее песок у ног Малявина, привело его в восторг, а учение... учение разочаровало. Быстро освоив все приемы иконописи, Малявин горячо принялся за работу, но тут встретилась новая беда: монастырь требовал от него точного следования образцам, а Малявина неудержимо тянуло писать по-своему. Дают юноше списать образ, и он списывает его - на свой лад, дают другой, а он и его изменяет до неузнаваемости. Должно быть, однако, работа Малявина производила впечатление в монастыре, потому что в конце концов его оставили в покое и даже доверили расписать целую стену в одной церковке (к сожалению, скоро сгоревшей). Если бы не добрый отец Гавриил, который опекал отрока, не вынести бы Малявину суровой монашеской жизни. А может быть, не избежать и смерти. Однажды, расписывая церковный свод, почувствовал он, как затрещали подмостки, на которых стоял. Одним махом юноша перескочил на другие, чуть-чуть не сорвавшись с огромной высоты. Оказалось, кто-то подпилил стойки.

Вызов на родину от бузулукского воинского начальника пришелся как нельзя более кстати, и, получив проездные деньги, Малявин отправился в Россию. Но побывать в солдатах ему не довелось - выручил тот же воинский начальник, потребовав нарисовать ему картину «Почтовая тройка». С тоской возвращался Малявин на Афон - писать иконы, зарабатывать монастырю деньги, выстаивать долгие церковные службы. Но тут случай круто изменяет его жизнь.

Ф.Малявин. Девушка с книгой.

Талант, не обутый в китайские башмачки

Скульптор из Петербурга, посетивший Афон, заинтересовался работами послушника Филиппа Малявина. Особенно поразил В.А. Беклемишева маленький этюд моря и изображение одного из святых, они убеждали в редкой одаренности автора. Беклемишев и «вывез» Малявина в столицу. Молодой инок - ничего, по сути, не получив в монастыре как художник - выучился единственному: умению размышлять, советоваться со своей душой и видеть.

«Интересный юноша был Ф. А. Малявин, - вспоминал Беклемишев. - Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков. Впрочем, первое правило монастырской жизни, полное подчинение своей воли воле старших, было у Малявина больше наружное... Обо всем и тогда уже было у него собственное мнение, до всего он доходил сам. Быстрое соображение помогало ему по одному намеку понимать вопрос и делать свой вывод. Все жадно его интересовало, и в особенности поражало все, что он узнавал из области науки». Малявин очень хотел учиться. Но прежде, чем поступать в Академию, художник должен был выписаться из родного села. В 1892 году на сходе крестьян села Казанки Бузулукского уезда Малявину вручили документ под названием «Временный увольнительный приговор для поступления в учебное заведение по науке живописи». Документ удостоверили 169 крестьян, из которых только семеро были грамотными.

В сентябре того же года Малявин успешно сдал экзамены и был принят вольнослушателем в Академию художеств. Беклемишев выхлопотал ему и стипендию. Началась настоящая учеба.

Художница А. Остроумова-Лебедева вспоминает: «Мое внимание было зацеплено странной фигурой. Юноша в какой-то необычной одежде. Похоже на монашеский подрясник. На голове шапочка вроде скуфейки, низко надвинута на глаза. Из-под нее висят длинные волосы до плеч... Простецкое лицо... Второй раз я увидела его уже в классах. Перед началом занятий он, ни с кем не здороваясь, с опущенными глазами, прошел к своему месту и тихонько стал развертывать свой рисунок. Потом, оглянувшись кругом, он торопливо перекрестился, что-то бормоча про себя, перекрестил рисунок и принялся за работу». Тем не менее великий Репин заметил странного ученика и взял его к себе в мастерскую. Игорь Грабарь, однокашник Малявина по Академии, впоследствии писал: «Из старичков - учеников старой Академии, унаследованных новой, резко выделялись своими блестящими талантами... Ф.А. Малявин». А вот свидетельство самого И.Е. Репина: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество».

А поразила всех знаменитая картина Малявина «Смех». А.Н. Бенуа рассказывает: «Самое главное явление на выставке, и в чисто художественном отношении единственное, картины, или вернее, картина г. Малявина. Слава Богу, на нем можно отдохнуть, вот наконец, талант, не обутый в китайские башмачки, бодро и весело расхаживающий...».

Художник обещал многое. Но судьба беспощадно вела его по своим, только ей известным дорожкам.

Кремлевский художник

Октябрь 1917 года. Революция. Россия в огне. «Искусство в массы!» - брошен лозунг. Малявин открывает в Рязани свою первую выставку. Перед его крестьянками в широченных сарафанах стоят их прототипы - рязанские крестьянки.

А.В. Луначарский знакомит его с вождем революции В.И Лениным, и тот позволяет Малявину беспрепятственно посещать Кремль и даже бывать у себя на квартире. Художник делает ряд зарисовок Ленина, оставшихся для широкой публики почти неизвестными.

Что не устроило русского художника в своем Отечестве: политический режим, голод, неопределенность? Но судьба Малявина опять совершает крутой поворот, и в 1922 году он вместе с семьей навсегда уезжает за границу, живет в Швеции, затем в Ницце.

Вылинявшие сарафаны

Жизнь Малявина теперь вне опасности. Минует его и сталинский террор. Хоть богатым человеком его не назовешь, однако нужды он не испытывает. Только талант его, словно лишенный почвы цветок, начинает потихоньку чахнуть. Картины художника разбросаны по всему свету, сведений о его дальнейшей жизни почти нет, за исключением редких воспоминаний современников.

Ф.Шаляпин: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...» Сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства» .

Конец жизни художника поистине трагичен: в момент внезапного наступления немцев в 1940 году на Бельгию Ф.А. Малявин находился в Брюсселе, где писал портрет какого-то высокопоставленного лица. Не зная другого языка, кроме русского, он был схвачен германцами и обвинен в шпионаже. Спасся он только тем, что командующий отрядом был сам художником... Ф.А. Малявин был отпущен. Ему пришлось идти пешком через всю Бельгию и Францию, и только после долгих мытарств, больной, к концу июля он добрался до Ниццы.

Художник из Брюсселя возвратился совсем истощенным, желтым от разлившейся желчи, слег, потом отправлен в клинику, откуда уже не вернулся... Известно также, что дочь Малявина для покрытия расходов на похороны отца продала за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга...

Наталья Кожевникова

Здесь читайте:

Художники (биографический указатель).


Филипп Андреевич Малявин (10 октября 1869 - 23 декабря 1940) - живописец, график. Работал на стыке стиля «модерн» и импрессионизма. Автор ленинианы. Помимо В. Ленина, писал с натуры А. Луначарского, Л. Троцкого. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

«Автопортрет». 1927

Филипп Малявин родился в Самарской губернии, Бузулукского уезда (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок. Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Неплохо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи. Были у Филиппа и ещё сестры.


«Портрет Андрея Ивановича, отца художника». «Портрет отца». 1898


«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной». 1895


«Крестьянская девушка. Портрет сестры художника П.А. Москалевой». 1899

Рисовать начал рано, с четырёх-пяти лет. Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. Имея в качестве образцов только изображения святых и местной церкви да иконки, подросток мечтал стать иконописцем. В воспоминаниях Малявин писал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники». В 1885 г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи» в иконописной мастерской. Посетивший в 1891 г. Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил ему переехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.


Справа- Леон Бакст. «Портрет Филиппа Малявина».


«Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой». 1896
«Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». 1895

В 1892 г. Филипп Малявин становится «вольнослушающим» Академии, где знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко. Однокурсница Малявина – Анна Остроумова-Лебедева вспоминала, что художник говорил ей: «Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».


«Портрет художника Константина Андреевича Сомова». 1895

В 1894 году не соответствовавшая духу времени система подготовки живописцев в Академии художеств подверглась реформированию с учреждением «именных» мастерских. В Академии открылась мастерская И. Е. Репина. Малявин попал к Илье Репину, под руководством которого занимался ещё пять лет. Мастер выделял Малявина среди других своих питомцев, неизменно защищая право художника писать так, как он «видит». Написанные в 1894-1895 годах картины «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (две последние экспонировались на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств) приобрёл для своей коллекции П. Третьяков. Это послужило своеобразным «сигналом» для публики, тут же принявшейся внимательно приглядываться к работам молодого художника. В 1896 году Малявин ещё раз посетил Афон.


«Крестьянка, закрывающая свиткой рот». 1894


«Крестьянская девушка с чулком». 1895


«Монах». 1896 «Портрет г-жи Поповой». 1899

Из стен Академии он вышел в 1899 году уже знаменитым мастером. О нём как о несравненном певце современного крестьянства, писали газеты. Ему заказывали портреты представители самых «громких» российских фамилий. Его гонорарам завидовали коллеги. Нищета осталась позади.


«Портрет Елизаветы Мартыновой». 1897


«Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой». 1898

В 1900 г. Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина «Смех», отклоненная Советом профессоров Академии за «бессодержательность» и «декадентство» (оценка видного критика Вл. Стасова), вместе с тем восторженно принятая французами и удостоенная золотой медали (полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции). Из письма М.В. Нестерова - Е. А. Праховой:«Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, „Смеющиеся бабы", вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным „звания", лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое „звание" угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную - даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться-„на коленях".)».


«Группа смеющихся баб» (эскиз к конкурсной картине «Смех»). 1890-е гг.

1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в жёлтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (1910) и др.


«Две девки». 1910


«Баба в жёлтом». 1903


«Девка». 1903

Как вспоминают современники, художник преобразился и даже несколько «забронзовел». Любопытно сравнить два свидетельства одного и того же человека, художницы Остроумовой, разделённые десятилетием. В 1892 году она встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, - он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и Остроумова увидела в Париже «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вёл при этом себя очень вызывающе. Приятель Малявина М. Фёдоров писал тогда же, что тот «ударился в свет, начал ходить по-другому и говорить по-другому».


«Автопортрет в шляпе».



Б.М. Кустодиев. «Портрет Ф.А. Малявина». В.А. Серов.«Портрет Ф.А. Малявина».

Впрочем, главной теме Малявин не изменил - он по-прежнему писал крестьян. С любовью писал и детей своих знакомых, и неизвестных крестьянских ребятишек. Одной из самых известных картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли «Лисичка».


«Портрет А.С. Боткиной (Лисичка)». 1902 «Портрет мальчика». 1890


«Верка». 1913

С 1900 г. начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина (в Рязанской губернии художник вместе с семьёй проживал в течение двадцати лет). После женитьбы на бывшей однокурснице по Академии, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (в браке родились дочери Зоя и Галина), поселяется в усадьбе в сельце Денежникове, где ведёт практически уединённый образ жизни.


«Автопортрет с семьёй». 1910-е гг.


«Автопортрет с женой и дочерью». 1911


«Дочь художника». «Портрет дочери».

В 1902 году Малявин пишет картину «Три бабы» (1901-02), ярко изображая три народных характера. Это полотно оказалось тоже в зарубежном собрании, его приобрёл Люксембургский музей в Париже. В критических статьях выставки, на которой Малявин представил эту работу, художника даже назвали «Максимом Горьким живописи». Время от времени Малявина навещают коллеги по цеху и молодые поклонники его таланта (Игорь Грабарь, Павел Радимов, Василий Каменский).


«Три бабы». 1901-02


В 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной - она называлась «Вихрь».
Критик Сергей Глаголь, писал, что «Вихрь» производит впечатление «красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок». Однако была своя тайна и в самих красках, рецепт которых подсказал Малявину Игорь Грабарь. Художник, правда, добавил в связующее вещество слишком много терпентина, и краски практически не затвердевали. Те, кто приходил в Третьяковскую галерею летом, говорили, что порой кажется, что красочная масса вот-вот придёт в движение.


«Вихрь». 1906


«Автопортрет в меховой шапке». 1900-е г.

Академия художеств избрала его за «известность на художественном поприще» своим членом. Итак, тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, в 1906 году был избран академиком. В 1907 г. совершает творческую поездку в Париж. Картины Малявина неоднократно подвергались и критике. Писали, что это не стиль, а всего лишь «манера», поверхностная и показная, что, несмотря на «оргию красок», в картинах Малявина «всегда чувствовался ученик Репина», и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колоризма. Особенно странным и противоречивым казалось искусствоведам, что художник соединял натуралистически написанные лица и нарочитое «буйство кисти» в трактовке одежд, которое искусствовед Я. Тугендхольд назвал «пёстрой драпированной неразберихи».


«Продавец платков». 1920–1930-е


«Танец».


«Автопортреты».

После октябрьского переворота 1917 года Малявин некоторое время пытался сотрудничать с новой властью - сначала в Рязани, куда он переехал в 1918 году и где занимался преподаванием. В 1919 г. губернский отдел Наркомпроса организует первую в карьере художника персональную выставку, которая открылась в Рязани и была приурочена к 50-летию со дня его рождения. Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника (большую часть ему удалось вывезти за границу). В 1920 г. вместе с семьёй переезжает в Москву, а в 1922 г., под предлогом организации передвижной выставки, эмигрирует во Францию.


«Луначарский, Ленин, Троцкий». 1920


«Ленин» (наброски).


«Кремль, кабинет В. И. Ленина». начало 1920-х гг. «Портрет Льва Троцкого».

В 1924 г. в Париже прошла вторая персональная выставка Малявина. В конце 1920-х, из-за начавшегося мирового экономического кризиса, художник переселяется с семьей в Ниццу. Нельзя сказать, что эмигрантское бытие Малявина было беспросветным. Нет, он много работал, но, кажется, без особой радости. «Вне родины - нет искусства», - говаривал стареющий живописец. В воспоминаниях Фёдора Шаляпина читаем:
«Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»


Константин Долгашев. «Ностальгия Филиппа Малявина». 2008


«Автопортрет». «Автопортрет».


«Автопортрет». Начало 1920-х гг.


«Автопортрет». 1930-е

1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Чехословакии, Франции, Швеции. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, начинает экспериментировать с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи. Приобретает репутацию салонного портретиста, получает заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей литературных кругов русского Парижа.


«Автопортрет на фоне икон». 1930-е гг.

Осенью 1933 г. Ф. Малявин организовал крупнейшую в своей эмигрантской карьере персональную выставку. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в 1939 г. в мастерской художника в Ницце.


«Автопортрет с внучкой».


«Автопортрет». 1940

В момент внезапного нападения Германии на Бельгию в 1940 году Малявин находился в Брюсселе, где писал заказной портрет. Он не знал языков, и фашисты, арестовавшие художника, заподозрили в нём шпиона. Отпустили Малявина благодаря счастливой случайности, поскольку отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве. Но потрясение, испытанное при аресте, вскоре дало о себе знать. Из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Он вернулся измученный, истощенный, ещё и жёлтый - у него разлилась желчь. Дома художник тут же слёг, его увезли в клинику, из которой уже не вернулся.

23 декабря 1940 года Малявина не стало. Н. Кожевникова упоминает тот факт, что «дочери Малявина для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга». Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.


Надгробие на могиле Филиппа Малявина на Русском кладбище в Ницце.

Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в коллекциях ведущих европейских музеев и провинциальных музеев России. Графика Малявина пользуется неизменным спросом у коллекционеров.

1869 - 1940 г. Выдающийся русский художник. Биография и картины.

В картинах русского живописца Филиппа Малявина, сложно найти тень нищеты и лишений, в которых прошло детство художника, напротив, российская глубинка в его произведениях кажется яркой и беззаботной. «Крестьянская» тема «вытолкала» одаренного самородка к вершинам творческого Олимпа, но так и не «отпустила» из своих цепких объятий. Величавые крестьянки, запечатленные Малявиным в празднично-экспрессивной манере, мгновенно «заводили» зрителя, но вынужденно отказавшись от этой темы, художник остался заложником своих рязанских «мадонн».

Родился Филипп Андреевич Малявин 10 октября 1869 в с. Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии. Первыми «кистями» юному самородку служили древесные угли, с помощью которых он с поразительной точностью мог запечатлеть увиденное. Желание посвятить себя живописи привело юношу на Афон, где он послушником, на протяжении шести лет усердно занимался иконописью, пока его талант не заметил скульптор В. Беклемишев. Уже летом следующего года Филипп становится вольнослушателем Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1899 г., после окончания Академии, Малявин получил не только художественное образование, но и славу портретиста, кисть которого запечатлела образы самых именитых персон высшего света. Вместе с тем, живописец, уже забывший о бедности, не забывал о жителях сельской глубинки, хотя «его» крестьяне не «выказывали» озабоченности своей нелегкой судьбой.

В год окончания Академии, художник «выстрелил» картиной «Смех» – конкурсной работой, взбудоражившей академический совет. Споры разгорелись нешуточные, но последнее слово осталось за «старичками», поэтому диплом Малявину достался благодаря его успехам в портретной живописи. На следующий год, свою оценку произведению дала Всемирная выставка в Париже, присудившая картине золотую медаль, а в 1901 г. полотно стало приобретением венецианской Галереи современного искусства.

После возвращения на родину в 1900 г., Малявин пытался внешне походить на «европейца», вел себя нарочито вызывающе, хотя выглядело это довольно нелепо. Финансовое положение позволило ему обзавестись собственным имением неподалеку от Рязани – деревней Аксиньино. В плане творчества, все осталось по-прежнему: «крестьянская» тема была приоритетной.

В Аксиньино Малявин прожил почти двадцать лет, создавая свои лучшие картины, и редко покидая усадьбу. Здесь он проявил себя и как мастер психологического портрета, легко «читая» характер модели. Касается это и групповых портретов, которые он писал иногда «нахально»; ярко индивидуальны образы каждой героини в работе «Три бабы».

В 1906 г. Малявин в очередной раз явил публике шедевр на «народную тему» – картину «Вихрь», где энергия «души народа» достигла апогея, во весь голос заявив о своем диком необузданном нраве. Критики ошибались, пытаясь связать это произведение с революционными настроениями того времени, ведь художник оберегал свою живопись от идеологической составляющей.

Сложно четко определить художественное направление, в котором работал в этот период Малявин, но живя в эпоху модерна, можно полагать, что он использовал его как технику, хотя знакомство с модернистскими новациями, состоявшееся в Париже, нисколько не впечатлило его.

К 1908 г., в душе Малявина накопилась обида на упреки критики, считавшей, что художник эксплуатирует одну и ту же тему, оставаясь ее заложником. Собравшись достойно ответить «обидчикам», Малявин почти три года работает над полотном «Портрет автора с семьей». В произведении можно найти следы символизма Пюви де Шаванна, тем более, что после «Вихря» художник некоторое время жил в Париже, но, не смотря на старания как самого автора, так и Союза художников, сенсация состоялась, но не в пользу Малявина.

Творческая неудача не сказалась на работоспособности художника, но до 1916 г., на выставках демонстрировались, в основном, рисунки и эскизы. Регулярно поступали заказы на портреты. «Возвращением в строй», можно считать появление картины «Баба», где знакомая экспрессия «народного» образа, снова мощно заявила о себе.

Казалось бы, с изменением в России государственного строя в 1917 г., Малявин будет комфортно чувствовать себя в новых условиях; он вовлекается в культурно-просветительскую работу, создает портреты «вождя», ярко-индивидуальные крестьянки на его полотнах гротескно «радуются» жизни, продолжая петь и танцевать, но, наверное, не такой свободы ждал художник. Воспользовавшись моментом, в 1922 г. он вместе с семьей, фактически сбежал из России.

Выставки в Европе чередовались одна за другой, Малявин был востребован, его «русская» тема, иногда в гротескном обрамлении, пользовалась успехом, пейзажи и портреты получали высокие оценки, но после расставания с родиной, картины художника утратили непобедимую стихийную силу, мощно звучавшую в России.

В семидесятилетнем возрасте, не оправившись от потрясения, вызванного арестом в Брюсселе, 23 декабря 1940 Филипп Малявин умер в Ницце, где он жил с 1930-х годов. Чтобы попасть домой, художник пешком прошагал пол-Европы.

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)

Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.

В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина , Малявин стал его учеником.

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря , К А Сомова , А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты.

Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов.

Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.

К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.

Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей.