Какой смысл названия комедии «Недоросль»? "Недоросль": значение комедии

Одна из выдающихся сатир и комедий «Недоросль», автор которой Денис Иванович Фонвизин, была написана в 18 веке в 1781году. Комедия носила политический и общественно социальный характер и вскоре стала одним из лучших достижений русской драматургии 18 века и обрела мировую известность, что конечно же принесло и самому автору славу.

В комедии остро затронуты проблемы взаимоотношений и воспитания того времени. Все произведение в образе Митрофанушки и его матери госпоже Простаковой описывает проблему воспитанности дворянства, их моральные устои, деспотичное и глумящиеся отношение дворянства по отношению к крепостным и прислуге.Само слово «недоросль» не носило глумливый характер, к примеру, при Петре I таким словом называли дворянских детей, которые еще не поступили на службу и не достигли совершеннолетия.

В комедии наоборот слово уже обретает нарицательный характер и отображает в себе смысл не доросшего морально и умственно человека.

По сюжету описывается глупая, злонравная и невежественная госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Женщина не желает быть образованной и просвещать свой ум вместо этого она предпочитает занимать свое время расправой над своими подчинёнными. Единственный человек, которого она по-настоящему любит, холит и лелеет это её сын Митрофанушка.

В своем сыне она воспитывает качества, которые считает, что действительно приносят счастье ей и её ребенку. Автор не просто так взял именно это имя, полное его значение звучит как «отображающий свою мать». Она воспитала сына жадным, глупым, эгоистичным и деспотичным, он не способен отвечать за свои поступки. Уже в самом раннем детстве он позволяет грубо обращаться и разговаривать со своей пожилой няней, дерзит отцу, да и к родной матери он наплевательски относится. Как же по другому расти ребенку, ведь ему позволено все и рядом есть постоянно отрицательный пример матери.

Позже ребенку конечно нанимаются различные учителя, но не для того чтобы он был развитым или как то занять полезным его свободное время, а для того чтобы просто он не отстал от остальных дворянских детей. Естественно он слишком ленив, чтобы чему-либо обучаться и спустя несколько лет обучения уроки не приносят своих плодов, он остается также и глуп и не способен связать грамотно слов. Отец к воспитанию ребенка не прилаживает каких либо действий, так как он боится в чем либо возразить своей супруге и подчиняется её воле. В такой атмосфере мальчик полностью морально деградирует, он безжалостен, равнодушен и ищет во всем свою корысть.

Однако плоды такого воспитания не заставят себя долго ждать. Примером того служит случай, когда план по похищению и женитьбе на Софье срывается и у Простаковой отнимают имение. Сын, не долго думая, безо всякого зазрения совести отказывается от своей матери, так как от нее теперь не видит выгоды.

Название комедии особенно четко раскрыто в кульминационных действиях комедии. Когда Митрофану пора было заступить на службу, Стародум сомневается в его полезности отечеству.

Таким образом автор заявляет о главной проблеме своего времени. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своему государству воспитывается не способным и не доросшим морально. Автор призывает к пересмотру политики относительно дворянства и к предотвращению разложения общества.

Смысл названия комедии Недоросль

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина была написана в начале 80-х годов XVIII века, период правления императрица Екатерины Второй, который повлек за собой ряд проблем для русского общества, в частности, падение устоев морали среди дворянства, а также низкий уровень образования многих представителей знати. Все эти проблемы и раскрывает автор в своем произведении.

Значимую роль в нем играет название комедии, именно с него начинает подниматься проблематика комедии.

Первое значение – прямое, устаревшее для нашего времени. Под недорослем в восемнадцатом веке понимали дворянских детей, которые еще не достигли своего совершеннолетия и не поступили на государственную службу. В своем прямом значении это слово не несет никакого оскорбительного или насмешливого характера, а просто обозначает обычного подростка, юношу тех времен. Естественно, под «недорослем» подразумевается Митрофан – один из главных героев пьесы. На момент сюжеты ему приходится около 16 лет, он получает домашнее образование, благодаря нанятым учителям: Цыфиркину, Кутейкину и Вральману, учиться у них основам орфографии, письмо, арифметики и истории.

Однако, как мы видим по ходу сюжета, юноша совсем не хочет учиться, чему потакает его мать и кормилица. Сидя на уроках, Митрофан не прикладывает ни малейших усилий к занятиям, старается как можно быстрее закончить урок, чтобы пойти дальше слоняться без дела по дому, сходить на голубятню или в свинарник. Такое отношение к образованию он унаследовал от свих родителей.

Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, чтении книг, считает это бессмыслицей и пустой тратой времени. Жизнь сама всему научит, так рассуждает героиня. Сама хозяйка дома безграмотна, ее речь изобилует руганью, бранными словами и просторечными выражениями. Она не умеет читать, что показано в эпизоде, где Софья приносит письмо от своего дядюшки Стародума. Он уже давно считался погибшим, так как от него много лет не было никаких вестей. Простакова не верит, что письмо от него, считает, что девушка врет, однако, не может никак доказать свои слова, она банально не может прочитать написанное в силу своей безграмотности.

Подобные установки госпожа Простакова унаследовала от своих родителей, таких же необразованных невежд. Таким образом, Фонвизин показывает, что в плохом воспитании и отсутствии хотя бы базовых знаний виноваты родители, преемственность поколений.

Мать Митрофана нанимает своему сыну различных учителей лишь для того, чтобы он смогу получить специальный документ (венечная память). Только после его получения молодой человек имел право вступать в брак, а именно успешной женитьбы желала Простакова своему сыну. Второй причиной является тот факт, что в те времена среди дворян было очень модно нанимать учителей своим детям для домашнего обучения, особенно иностранных преподавателей. Так, в доме Простаковых оказывается Вральман – бывший кучер, которому удается выдать себя за немца, учителя истории. Ничего неподозревающая хозяйка дома хвастается заграничным гостем перед Стародумом, не понимая, как глупо она выглядит.

Таким образом, недорослем в пьесе Д.И.Фонвизина можно назвать не только Митрофанушку, но и других героев: господина и госпожу Простаковых, Тараса Скотинина. Все они не образованы, безграмотны и нисколько не стыдятся этого. Напротив, они считают учебу бесполезным занятием, порождая тем самым таких невежд, как Митрофан.

Сейчас читают:

  • Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита сочинение

    Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается в двух временных линиях и в двух разных городах – в древнем Ершалаиме и в советской Москве 30-х годов. Действия, проходящие в Ершалаиме – это события, описываемые Мастером в своем романе.

  • Чичиков живая или мёртвая душа и почему сочинение

    В поэме Мёртвые души, Чичиков является главным героем. Автор назвал из-за того, чтобы показать, что у помещиков сердца мертвы. А касается главного героя, то сейчас разберёмся.

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад сочинение

    В своей пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов дает яркие характеристики всем героям, разделив их, условно, на людей настоящего, прошлого и будущего. Эти персонажи не только своими делами, а главное словами говорят о себе. Так, одна из главных героинь действа,

  • Сочинение по картине Рылова Зелёный шум

    Аркадий Александрович Рылов – выдающийся и знаменитый русский художник-пейзажист, родившийся в 1870 году. Он создаёт невероятные и удивительные пейзажи. Его картины с пейзажами приводили в восторг многих людей, которые обожают искусство и в том

  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа 7 класс

    Спорт - это увлечение человека заниматься своим телом. Как правило, родители с детства приучают детей принимать участия в спортивных мероприятиях. Спорт позволяет ребенку быть всегда здоровым. На эту тематику много разных статей,

  • Сочинение Остап и Андрий Братья и враги 7, 8 класс

    События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество

Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

Под словесным значением данного выражения в XVIII веке понимаются молодые люди, не имеющие надлежащего образования либо только получающие его, то есть не достигшие уставленного образовательного уровня.

Ключевым персонажем в произведении, на примере которого писатель раскрывает насущную проблему, является недоросль Митрофанушка Простаков, отличающийся, несмотря на попытки родителей дать ребенку минимальное образование, стойким нежеланием постигать знания.

Герой характеризуется автором в качестве молодого человека, с детства привыкшего получать все желаемое от любящей матушки, ограждающей его от любых невзгод, считающего науку бесполезным, скучным и нудным занятием, предпочитающего получать знания о правилах поведения в светском обществе от необразованного кучера Вральмана.

Митрофан изображается в комедии как собирательный образ молодого дворянского поколения, которое не стремится получить образование, являясь невеждами и лентяями, ценящими лишь лоснящееся светское существование.

В образе Митрофанушки перед читателями предстает морально и умственно отсталый юноша, кажущийся за счет своей глупости и тупости гораздо младше по возрасту, чем есть на самом деле, демонстрирующийся избалованным, недалеким ребенком, который не ценит ни родительскую заботу и не желает самостоятельно принимать решения либо совершать поступки.

Писатель акцентирует внимание на наличие у юноши ума и способностей, однако подчеркивает его откровенное нежелание направлять их на собственное развитие и выполнение необходимых обязанностей.

Главной проблемой в создавшейся ситуации автор считает окружающую обстановку, которая оказывает непосредственное влияние на появление в обществе данных представителей молодого поколения, при этом произведение демонстрирует порочность воспитания и образования той эпохи в виде комедийного жанра, высмеивая все их недостатки и отрицательные черты.

Писатель, используя комичность изображения, иллюстрирует необходимость в проведении реформ и преобразований в образовательной системе страны с целью развития для будущего государства достойных членов общества.

Вариант 2

По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.

Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.

Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.

Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.

Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.

Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.

Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.

Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Марка Крысобоя в романе Мастер и Маргарита

    Прозвище второстепенного героя Марка Крысобоя указывает на его сущность. Крысобоем называют крысу, которую специальным образом тренируют для того чтобы уничтожать других крыс и грызунов.

  • Сочинение Образ Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака

    Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака "Евгения Гранде" выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

  • Каждое время года по-своему уникально, неповторимо и прекрасно. Зима - это особенная, волшебная, сказочно красивая пора, наслаждаться которой нужно еще уметь.

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)

    На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает сквозь густые ветви деревьев.

  • Характеристика и образ Николая Ростова в романе Толстого Война и мир сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.

  • Образ и характеристика Марсилия в Песне о Роланде сочинение

    Марсилий – король испанского города Сарагосы. Персонаж этот отличается самыми неприятными чертами человека - хитроумностью, подлостью, трусостью, меркантильностью и жестокостью. Подтверждается это во многих эпизодах произведения, например, ради того

  • Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя

    Известная комедия Н.В.Гоголя была создана им в начале XIX века. Читатели были удивлены и потрясены характеристикой героев комедии «Ревизор». Гоголь описал все те негативные черты, которые наблюдал среди чиновников в то время

  • Сочинение по рассказу Царь-рыба Астафиева

    Произведение относится к социально-философскому творчеству писателя, раскрывающему проблемы взаимоотношений природы и человека, и является составной частью одноименного цикла новелл.

Денис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в эпоху самодержавия. Автор высмеивает систему воспитания и образования, применяемую в дворянских семьях, и создает образы невежественных помещиков.

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, - это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат - представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого - служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Значение имени главного героя

Буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика - лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

Эта комедия - бесподобное зеркало.
В. О. Ключевский
Сатирическая комедия «Недоросль» имеет непреходящую ценность как художественный памятник XVIII века. В ней Д. И. Фонвизин метко отразил русскую действительность времен правления Екатерины П и поднял вопрос о воспитании молодежи. Словно под увеличительном стеклом современники Фонвизина увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки.
Комедия «Недоросль» была включена в учебную программу по русской литературе. Спектакль по этой пьесе собирал полные залы и долгое время входил в театральный репертуар. «Недоросль» называли спектаклем для гимназистов и гимназисток, так как обычно его ставили во время зимних каникул. Но и взрослые люди с удовольствием смотрели комедию. Фонвизин заставлял их смеяться, возмущаться или огорчаться вместе со своими подопечными подростками-недорослями. Он представил им художественное воплощение их же жизни, пустой и грубой, но привычной. Наверное, честные по отношению к самим себе люди с горестью повторяли про себя восклицание Простакова-отца: «Хороши мы!».
Мы с вами живем в другой обстановке, и проблема крепостничества не тревожит умы современных прогрессивных людей, но природа человеческой души осталась прежней. Это означает, что пороки прошлого живут в нас, но в другой форме. Несмотря на наивность и шаблонность композиции пьесы, схематичность и плоскость героев, непонятный устаревший язык пьесы, откровенные нравоучение и морализм, ее главный конфликт между старым и новым в обществе, обнажение болезней человеческого ума и души остаются актуальными и сегодня.
Комедия «Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как изуродовали его ум и душу невежды-родители. Даже если бы для его обучения наняли хороших учителей, а не невежд, то толку из того было бы мало. Вернее сказать, вышел бы из этого большой вред. Невежество и злонравие Митрофанушки не так опасны, как образованность, помноженная на злонравие. Словами Стародума Фонвизин учит молодых людей: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие». Эта мысль, повторяющаяся уже более двух сотен лет со времени первого представления пьесы, остается актуальной и сегодня. Не редки примеры негативной деятельности умных, образованных, но злонамеренных, духовно и морально развращенных людей. Поэтому Фонвизин предлагает при воспитании подростка на примерах из жизни исторических деятелей указывать на «два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения».
Историк Ключевский писал, что комедия «Недоросль» показывает, «какими понятиями и привычками удобрена та культурная почва, по которой мы ходим и злаками которой питаемся. Этого исторического интереса не могли замечать в комедии современники ее автора: смотря ее, они не видели нас, своих внуков; мы сквозь нее видим их, своих дедов». Педагоги, родители и воспитатели современных подростов-недорослей могут сказать об этой пьесе перефразированными словами Стародума: «Читай ее, читай! Кто написал «Недоросля», тот пером своим нравов развращать не станет».