Как нарисовать гипсовую голову поэтапно для начинающих. Научиться рисовать гипсовую голову. Объемность формы. Упрощение и обобщение

Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.

В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.

Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.

В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.

В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.

Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.

Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.

Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться...

В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где "центр", то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?

А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов...

Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.

Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.

На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.

Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.

При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.

После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.

Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.

Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.

Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.

Учебные "обрубовочные" головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.

Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.

Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда - ощупывать) форму со всех сторон.

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность - делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.

Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы - более-менее напоминающей яйцо.

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.

Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.

Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.

Как видите, детали добавляются постепенно.

При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.

При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?

В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого - невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) - нужно.

Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь - он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд - тот который нужно добавить в дополнение к обычному "прыгающему" взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь - все это обычно происходит, когда человек задумывается, "рассеянно смотрит".

Есть знаменитое высказывание Чистякова: "Рисуешь ухо - смотри на пятку!" Можно трактовать его по разному, но факт - детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.

Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения - пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.

Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

Если у Вас возникают вопросы или пожелания, наш электронный адрес - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Олег Торопыгин

Рецензия

на методические рекомендации по выполнению практической работы «Поэтапное построение гипсовой головы Аполлона», по учебной дисциплине « Рисунок и живопись », разработанную для студентов III курса средних специальных учебных заведений по специальности 07.02.01 «Архитектура». Разработчик Куклина Л.Б. преподаватель художественно-графических дисциплин отделения "Архитектура" Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Методическая рекомендация по выполнению практической работы «Рисунок головы человека Давида», по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов III курса рассчитана на 8 аудиторских часов и предназначена для реализации государственных требований к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 07.02.01 «Архитектура» среднего профессионального образования.

Методическая рекомендация определяет общий объем знаний и умений, полученных ранее, и подлежащих обязательному закреплению студентами.

Содержание методической рекомендации состоит из 3 разделов.

В первом разделе «Пластическая анатомия» студенты изучают кости и мышцы, пропорции головы, изучают основы наблюдательной перспективы

Во втором разделе- поэтапно выполняют линейно - конструктивный рисунок и практические задания, опираясь на знания анатомии человека, пропорции, перспективные сокращения, прорисовка мелких деталей.

В третьем разделе- переходят к более подробному выявлению формы с помощью светотеневых градаций.

Курс рисунка способствует развитию графической культуры и владению различными графическими техниками и материалами, так необходимыми в профессии архитектора. Методическая рекомендация выполнена на высоком методическом уровне и может быть рекомендована для обучения студентов Краснодарского архитектурно-строительного техникума.

Рецензент:__________ В.П. Казачинский

Кандидат архитектуры,

Профессор ФГОУ ВПО «Южный

институт менеджмента»

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

По выполнению практической работы «Поэтапное построение гипсовой головы Аполлона», по учебной дисциплине «Рисунок и живопись» для студентов III курса

специальности 07.02.01 «Архитектура»

Краснодар, 2017г.

Поэтапное построение гипсовой головы Аполлона .

Голова человека - сложный и интересный объект для рисунка, позволяющий изучать многообразие форм. Прежде чем приступить к рисунку с живой модели, необходимо выполнить рисунки с гипсовых античных голов, имеющих ярко выраженный характер формы (Аполлон, Экорше, Антиной, Цезарь, Сократ, Лаокоон, Афродита, Гаттамелат, Давид и др.).

Цели обучения: - изучить канонические пропорции античных голов, овладеть умением

схватывать характер и пропорции человеческой головы в различных поворотах, наклонах,

ракурсах и перспективных сокращениях;

развить реалистический подход к выполнению рисунка гипсовой (античной) головы.

Учебные задачи:

1. Работу следует начинать с размещения изображения гипсовой головы на планшете,

учитывая освещение, что влияет на композицию рисунка.

2. Определить характер формы головы методами объемно-конструктивного и линейно-

конструктивного построения, учитывая линию горизонта и закономерности перспективного сокращения поверхностей.

3. Рисунок заканчивается тональной проработкой и передачей материальности, воздушной

перспективы; выявляя законы контрастности, завершить обобщением, подчинив детали целому.

4. Рисунок сопровождается недлительными набросками и зарисовками с разных положений гипсовой головы.

Усвоение основных принципов, правил и законов построения изображения гипсовой головы начинается с анализа конструктивной формы при соблюдении методической последовательности работы над рисунком.

Гипсовая маска с античного слепка – ценное учебное пособие, она помогает начинающему художнику разобраться в построении сложного объекта живой головы.

Гипсовая маска неподвижна, однородна по материалу и фактуре, что помогает

сосредоточить внимание на форме, объеме и характере постановки.

Необходимо: научиться изображать сложную форму головы человека на примерах гипсовых слепков с классических скульптур, с передачей анатомической структуры, грамотной моделировкой форм, светом и тенью, передачей материальности, техническими приемами, приучает к точности изображения, тренирует зоркость глаза, дисциплинирует, воспитывает в нем эстетический вкус.

Постановку гипсовой маски начинают с выбора слепка классического образа, установки его на подставку неподалеку от плоскости стены и освещение маски сверху под небольшим углом. Искусственный свет подходит больше, так как тени остаются неподвижны, хорошо расчленяют полутона, видны рефлексы, маска должна хорошо просматриваться, для чего ее необходимо поставить или повесить несколько выше уровня горизонта.

Студенты должны чувствовать и передавать красоту совершенной формы образа, его художественную ценность. Постановки желательно чередовать по принципу от простого к сложному.

Рисунок гипсовой головы начинается с тщательного и подробного анализа модели. При том, что, голова человека сложна по своей конструкции, она является ничем иным как совокупностью простых геометрических тел и её строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики её форм.

Затем следует провести анализ модели со стороны пространственного положения, соотношения масс, величин, пропорций, характерных признаков строения головы человека.

Последовательность в работе над рисунком должна строго соблюдаться, так как нарушение ее замедляет усвоение учебного материала. Нельзя перескакивать через отдельные этапы в работе над рисунком; не найдя, например основных форм объема, переходить к рисованию деталей; не поняв конструкции предмета, переходить к светотеневой проработке.

Работа над рисунком состоит из нескольких этапов, они не должны быть изолированы друг от друга, а должны находиться в тесной связи. Усвоение основных правил и законов построения изображения маски начинают с выполнения набросков и зарисовок, анализа конструктивной основы формы.

В подготовительном этапе в выполнении набросков, зарисовок, эскизов: П.П. Чистяков и другие великие педагоги рисования рекомендовали с самого начала обучения рисования гипсовой маски в набросках осваивать многочисленные технические приемы можно использовать для натуры памятники, скульптуру, делать альбомные зарисовки (рисовать « от себя», по представлению), развивать остроту глаза и наблюдательность.

На первом занятии можно выполнять на одном листе зарисовки гипсовой маски в трех – четырех поворотах. Найдя соответствующие точки зрения и определение уровня горизонта, надо зарисовывать маски поочередно, переходя из одной точки зрения к другой через каждые 25 -30 минут. Сокращение внешних форм и конструктивной основы головы под влиянием поворота или наклона в рисунке должны быть осознанно и умело выражены.

Рисунки на листе бумаги должны быть хорошо скомпонованы, каждая голова построена, при этом степень законченности рисунков должна быть разной.

Первый этап. Второй этап.

Третий этап. Четвертый этап.

Пятый этап.

Гипсовые маски в трех поворотах .

На первом этапе : Размещение изображения маски на листе бумаги, для этого нужно найти общий характер формы головы и ее размер, пропорции (высота, ширина) по отношению к листу. При компоновке головы в трехчетвертном положении с лицевой стороны на листе оставляют больше места (свободного пространства). При размещении в фас голова размещается в средине листа. По вертикале массу головы и шеи следует размещать чуть выше середины листа.

Голова должна располагаться так, чтобы глаз модели совпадал с уровнем глаза рисующего. Правильный выбор места очень важен, как и многое другое: линия горизонта, расстояние до модели, (не следует садиться слишком далеко) и прочее.

На натуру необходимо посмотреть со всех сторон, для этого надо мысленно соединить прямой линией переносицу и середину подбородка, и представить какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Верно определив угол, легко определяется наклон головы.

Прежде чем приступать к длительному рисунку, необходимо выполнить несколько упражнений в виде краткосрочных рисунков с натуры на полях большого листа, уточняя характер и формы головы и ее пропорции, обращая внимание на анатомические особенности головы.

Краткосрочный рисунок дает возможность увидеть общую массу головы. Не останавливаясь на подробностях, а за тем надо приступить к рисунку головы.

Изображение не должно «теснится» или « плавать» на листе, Если изображать рисунок маски в профиль, то перед линией лица поля листа должны быть шире, чем за линией затылка. В процессе работы нельзя забывать и о перспективе, для этого необходимо точно определить линию горизонта, знать закономерность воздушной перспективы. (Начнем с нанесения прямых линий основного контура головы, это только в том случаи, когда гипсовая голова находится фас по отношению к рисующему. Самым наилучшим положение головы, это в фас, но с некоторым отклонением в право, либо в лево в трехчетвертном положении.

Затем обозначим основное направление шеи от его центра, немного выше адамова яблока, к ямке, точке соединения костей ключицы.

Теперь обозначим внешнюю линии шеи, соотнося ее ширину и длину с размером головы.

Проведем прямую линию по длине лица, через переносицу, которая располагается между глазами, и через основание носа, в точке, где линия носа переходит в середину верхней губы.

Проведем еще одну линию от основания уха под прямым углом к другому уху.

После чего необходимо измерить положение глаз, рта и подбородка, эти линии будут параллельны линии, проведенной от уха до уха, которая пересекает под прямыми углами вертикальную линию, проходящую через центр лица.

На втором этапе : Определение характера формы головы, ее пропорций и наклона . Для этого необходимо наметить размеры основных частей лица: от теменной кости до надбровных дуг, (высота лба), от надбровных дуг до основания носа, от основания носа до нижнего края подбородка. При компоновки головы в трехчетвертном положении с лицевой стороны на листе оставляют больше места. Особое внимание нужно обратить на кости черепной коробки, предварительно изучив ее строение, отделяя лицевую поверхность от поверхностей, идущие к затылку. Для правильного изображения надо знать опорные точки на форме головы, особенно на черепе, и уметь ими пользоваться.

Прежде чем приступить к длительному рисунку, необходимо выполнить несколько упражнений в виде краткосрочных рисунков с натуры, на полях большого листа, с тем, что бы представить себе предлагаемый рисунок головы. Для этого необходимо обратить внимание на: анатомические особенности строения формы, уточняя пропорции, перспективу, не следует садиться слишком далеко от натуры, это дает возможность хорошо рассмотреть детали. Рисунок надо начинать с выявления общей формы и массы головы.

После выполнения краткосрочного рисунка и после предварительного просмотра преподавателем, если есть ошибки, то их немедленно исправить, и лишь потом, необходимо приступить к рисунку головы на заданном формате.

Время от времени нужно проверять ход рисунка, вставая со своего места, отходя на расстояние. При обнаружении ошибок, исправить.

Изображение нужно намечать очень легкими, еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность меньше пользоваться резинкой и вносить исправления и уточнения. Кроме глазомера, можно использовать дополнительные средства проверки: карандаш, отвес, вспомогательные линии.

На третьем этапе : Объемно - конструктивное построение формы головы.

Для этого необходимо обратить внимание на то, что формы головы ограниченны в пространстве поверхностями, нужно научиться пользоваться линиями, которые как бы расчленяют форму головы на планы, раскрывают конструкцию объема.

Линейно- конструктивная схема , построения формы головы человека очень хорошо видна на рисунке немецкого художника эпохи возрождения А. Дюрера.

Здесь можно увидеть не только общее закономерности конструктивного строения, но и закономерности пропорционального членения головы на части, анатомического строения.

Основные конструктивные линии членят форму головы на пропорциональные части. От линии волос, до линии надбровных дуг, от линии надбровных дуг, до основания носа, от основания носа до нижнего края подбородка.

Линия лба проходит в самой высокой точке лба (а).

Линия надбровных дуг проходит по выступу надбровья через точки надглазничного отверстия (б).

Линия разреза глаз проходит через переносицу и швы височных и скуловых костей она разделяет на верхнюю и нижнюю часть (в).

Линия основания носа проходит у низа скуловых костей и корня носа (г).

Линия основания подбородка – по выступу нижней челюсти (д).

Зная эти закономерности, можно точно определить положение головы в пространстве. Если расстояние от линии надбровных дуг до основания носа разделить на три равные части, то вторая линия сверху будет соответствовать линии разреза глаз.

Пропорции головы


Если нижнюю часть лица от подбородка до основания носа разделить на три равные части, то верхняя часть будет равна расстоянию от основания носа до линии разреза рта. Расстояние между глазами равно ширине глаза. Высота уха равна длине носа, они располагаются между линиями надбровных дуг. Все конструктивные линии - линия надбровных дуг, основание носа, подбородка, разрез глаз, рта - между собой параллельны. Все эти членения головы человека на части являются «каноном красоты» для художников.

После того, как были намечены линии глаз, основание носа, линию ротовой щели, основание кончика подбородка. Переносицу, которая всегда располагается выше линии глаз, и линии параллельных им деталей форм головы. Такие, как лобные парные бугры, границу покрова головы, надбровные дуги, скуловые выступы, уголки нижней челюсти.

Затем проверить общую форму головы ее детали в соответствии с пропорциональными перспективными сокращениями. Затем переходить к определению общей формы шеи, она имеет цилиндрическую форму с двумя параллельными секущими основаниями, расположенные под углом 40 градусов, нижнее основание шеи проходит на уровне седьмого шейного позвонка до яремной ямки. А верхнее основание - от затылочного возвышения, вдоль выйной линии затылка, сосцевидных отростков, углами нижнечелюстных костей, к яремной вырезке.

Шею можно наметить упрощенную форму в виде параллелепипеда.

После уточнения расположения глаз, необходимо правильно определить расстояние между слезниками, наружным и внутренним углам, а затем – расстояние между веками глаз. Размещая нос и уточняя его пропорций. Если нос расположен фронтально, то передняя плоскость будет хорошо видна, а боковые будут в перспективном сокращении.

При трехчетвертном повороте видимая боковая плоскость призмы носа будет хорошо видна, а остальные плоскости будут находиться в перспективном сокращении.

Для размещения формы рта, необходимо определить поперечную длину ротовой щели, толщину верхней и нижней губы, необходимо наметить характер линии рта и необходимо следить за его симметричным расположением.

При трехчетвертном расположении головы необходимо учитывать перспективное сокращение. Форма подбородка, именуемая подбородочными возвышениями, образована двумя подбородочными буграми. Через нее проводят соединительную линию профиля, проходящей по нижнему краю подбородка, вдоль средней площадки под нижней челюсти, составляющей границу с шеей.

Под нижней челюстью располагаются три плоскости: одна – средняя прямая, идущая от края кончика подбородка к гортани, и две треугольные боковые, расположены по ее сторонам, они граничат с краями челюстной кости, а снизу с цилиндром шеи. Необходимо проследить местоположением уголка челюстной кости.

Форма подбородка образованна шестью основными плоскостями: средней поверхностью, идущей от подбородочной – губной борозды к верхней границе подбородочного возвышения. А затем к его нижней границе, и двум боковым плоскостям, примыкающих к средней и уходящей к нижнебоковой поверхностей головы.

В пластическом отношении скуловые выступы играют важную роль в формировании головы и служат опорными точками при построении.

Уши располагаются на боковой поверхности головы в области височной кости. Скуловой отросток находится на уровне средней части ушной раковине (козелка), размер уха приблизительно равен размеру носа и располагается на одном уровне, ушная раковина параллельна направлению ветки челюстной кости вдоль оси носа.

Форма лба образованна тремя плоскостями и составляет изогнутую выпуклую поверхность, одна фронтальная и две боковые, ограниченные линиями виска и боковыми поверхностями. Сверху эти плоскости примыкают к лобно- теменной поверхности. Граница лобных и лобно- теменных плоскостей служит линий отделяющей лицевую поверхность от теменной.

Нижние основания лобной поверхности, граничат с надглазничным краем, которая является основанием надбровной дуги. Наметив общую форму можно переходить к уточнению деталей.

На четвертом этапе : Моделировка формы.

На этом этапе студент учится разбираться в пластической форме головы, закрепляя свои знания, как в анатомии, так и в перспективе, для этого необходимо чаще обращаться к таблицам анатомического атласа, для более углубленного изучения форм человеческой головы, проверяя местоположение костей и мышц.

Переход то общего к частному и проверка деталей.

На этой стадии работы нужно переходить к моделированию формы, постепенно насыщать «большую форму» деталями, постоянно соизмеряя их с общей массой головы. Приступая к детальной проработке формы, не надо перескакивать от одной части рисунка к другой, надо научиться увязывать одну форму с другой. Все время проверять, как они согласуются друг с другом. Например, рисуя нос, следите за тем, как он располагается по отношению к слезникам, скуловым костям, уху, уголкам губ.

П.П. Чистяков любил говорить своим ученикам: « Рисовать – это значит рассуждать…» (Письма, записки книжки, воспоминания, с. 354.)

Рисуя пряди волос, нужно следить за тем, чтобы они располагались по форме головы, Прорабатывая отдельные локоны волос не надо пассивно срисовывать их, не думая о форме, Вначале надо наметить общую форму всего локона, а за тем переходить к уточнению.

Прежде чем перейти к уточнению, нужно досконально изучить строение лобной кости, логическое обосновывая закономерность ее формообразования. Всякая форма предмет состоит из многочисленных плоскостей, задача состоит в том, чтобы понять, как образуется форма при сочетании этих поверхностей. Форма лба имеет единую структуру у различных людей, в верхней части лба участвуют три плоскости, расположены сообразно форме свода черепа, несколько расширяясь к затылку. Между лобно- теменной поверхностями располагаются лобные бугры и узловые точки на линии виска, которые служат границей прилегания шести плоскостей, расположенных по обе стороны виска.

Границы прилегания боковых и промежуточных плоскостей проходят от края надглазничных выступов вдоль линии виска к затылку. Височные линии служат границей разделения двух основных поверхностей головы - боковой и лицевой в ее верхнем разделе. Для полного формирования передней поверхности лба большое значение имеет надбровная дуга. Она имеет дугообразную выгнутую дугу., выделяющуюся над нижним основании лба и граничащую с верхним глазничным краем.

Наибольший выступ надбровной дуги имеют в области надпереносья и называются надбровными буграми. Они располагаются симметрично на расстоянии ширины ноздрей. В области виска соединяются с лобными отростками скуловых костей.

Чуть выше надбровных отростков, над краем глазничных впадин, по обе стороны находятся надглазничные выступы. Все костные выступы должны служить опорными точками для построения формы лба.

Наметив расположение глаза нельзя забывать, что он имеет шаровидную форму, форма глазного яблока должна восприниматься как полушарие, глаз должен быть посажен в глубине глазницы, под ее выступающими краями. На передней поверхности глазного яблока находится выпуклая роговица, которая служит причиной изменения характера изгиба формы верхнего века. Постепенно уточняя пропорции и перспективу, нужно приблизить рисунок к реальной форме. Наметив надбровные дуги, можно переходить к определению линии разреза глаза, нужно заметить, что переносица находится выше слезников, примерно на уровне верхних век, слезники глаза располагаются на одной линии, тогда как уголки края глаз могут быть, как выше, ниже, или на уровне. В линейной схеме, глаз будет выглядеть следующим образом: с фронтальной стороны – в виде параллелограмма. В трехчетвертном положении в виде прямоугольной трапеции или многоугольника, в профиль – в виде треугольника. Форма слезника играет главную роль. Кончик слезника направлен не по линии разреза, а несколько вниз и образует в верхней части чуть заметный угол, нижняя часть слезника направляется почти горизонтально, образуя менее заметный угол, чуть дальше, и плавно изгибает вверх, направляется к наружному углу глаза.

Наметив направление, ширину и толщину века, верхние веки намечаются сильнее, а нижнее легким касанием. Верхнее веко облегает глазное яблоко. Следует обратить внимание на разницу раскрытия верхней и нижней половины разреза глаз от горизонтали, верхняя половина больше нижней, это говорит о том, что верхнее веко имеет больший изгиб, чем нижнее. Надо учесть, что поверхность глаза наклонена относительно вертикальной оси, т.е. верхнее веко и средняя часть роговицы выступают вперед, а нижний край и нижнее веко уходят в глубь, это особенно видно глаз в профиль. Нужно четко придерживаться принципа последовательности работы над рисунком: от общего к частному от частного к общему.

Следуя последовательности построения изображения, перейдем к уточнению характера формы носа. При всем разнообразии форм носа структурная основа является неизменной. Длина носа определяется двумя расстояниями у лицевого основания и длиной передней плоскости носа. Форма носа целиком напоминает призму. При точно выбранном пропорциональном соотношении, поскольку сходство, есть результат правильного построения общей формы. Приступая к построению формы носа, начинать следует с основных пропорциональных величин, а затем определить наклон и положение носа с учетом перспективы. Точки определяющие верхнюю поверхность, находятся на уровне переносицы и кончика носа, боковую поверхность – сверху у основания - внутренние края слезников, снизу уголки краев крыльев носа. При трехчетвертном положении, та боковая плоскость, которая обращена к рисующему, будет находиться почти под прямым углом зрения, поэтому не подлежит перспективному сокращению, тогда как противоположная, будет в перспективном сокращении. Простроив обобщенную схему конструкции носа, необходимо проверить, исправить ошибки

Длина лицевого основания носа измеряется от нижней площадки конца ноздрей до слезников, длину передней плоскости - от кончика миндалин до впадины переносицы.

От впадины переносицы до линии надбровных дуг имеется трапециевидная плоскость, которая служит переходом от лба к носу. Передняя часть носа разделяется на три части: верхний, средний, нижний, они имеют трапециевидные фигуры, первые два сектора сверху соприкасаясь своими широкими основаниями, образуют горбинку носа, третий снизу, расширяясь в нижнем основании сообразно формам миндалины, определяет верхнюю поверхность кончика носа. Нижняя поверхность основания носа имеет два симметричных треугольника, между ними находится под определенным углом узкая плоскость перегородки носа.

Одним из самых выразительных частей лица- являются губы

Проверив построение форм головы нужно переходить к выявлению объема при помощи светотени. Что бы хорошо разобраться и не запутаться в этом, можно воспользоваться методом обобщения формы, это помогает правильно найти и выразить в рисунке» большую форму», без деталей.

Во время занятий студенты должны проверить место положение костей и мышц по таблицам анатомического атласа.

Прежде чем перейти к уточнению, нужно досконально изучить строение лобной кости

На пятом этапе : - Тоновая проработка передачи материальности.

На этом этапе работы надо окончательно отделывать рисунок каждой детали, нужно следить за плавностью переходов тоновых отношений, выявление рефлексов и материальность предметов. Изображая объёмную форму в пространстве, нужно следить за её перспективными сокращениями.

Пластика головы познаётся с помощью анатомических пунктов – узлов (опорных точек или маяков) и линий. Форму головы спереди определяют лобные бугры, височные лини, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Нужно уяснить, основное правило, что собственные и падающие тени на модели по мере удаления от освещения ослабевают в тоне, а приближаясь к источнику света, усиливаются.

По тому же закону у освещенной части гипсового слепка головы, фон (плоскость стены) смотрится темнее, а с темной стороны он светлее. Необходимо помнить о том, что существуют недостатки, о которых не следует забывать: чрезмерное округление формы, затушевывания объема, излишней черноте, путанице тоновых отношений.

На шестом этапе : - Обобщение и подведение итогов.

Обобщение нужно начинать с проверки пропорций головы, затем необходимо проверять и остальные отношения и подчиняйте детали к целому.

Проверить самые темные и самые светлые тона на гипсовом слепке, сопоставляя полутона, привести рисунок к цельному решению.

Детали дальнего плана должны быть менее проработаны, чем детали переднего плана. Рефлексы не должны оказаться в одной силе со светом, перечернены тени не делали «дыр», контрасты света и тени на дальнем плане не были чрезмерными.

Чтобы увидеть все недочеты, надо поместить его рядом с натурой и, прищурившись сравнить.

Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного к общему даёт возможность наиболее реалистично передать в рисунке предмет, натуру. В работе над рисунком должно строг соблюдаться последовательность: нарушение ее замедляет усвоение учебного материала.

Для того чтобы хорошо запомнить схему конструктивного строения формы человеческой головы, необходимо порисовать конструктивную схему и уметь пользоваться ею, на практике, в разных перспективных положениях и с различными точками зрения. Такие упражнения надо считать, как основные и крайне необходимы. Поэтому студентам необходимо изучить и зарисовать по памяти или по представлению схему конструктивного строения формы человеческой головы.

Хорошим рисунком считается такой, который исчерпывающе передаёт существенные признаки модели, то есть те признаки, по которым зритель получает наиболее полное представление о предмете.

Учебная и учебно – методическая литература.

    Ли Н. Голова человека Основы учебного академического рисунка /Н.Ли-М. « Эксмо», 2010г.-264с.

    Ли Н. Основы учебного академического рисунка /Н.Ли-М. « Эксмо», 2006г.-480с.

    Учебный рисунок. Московский государственный академический институт им. Сурикова. « Искусство»-2003 .

    Учебный рисунок в Академии художеств, « Изобразительное искусство», М.1990

    Учебный рисунок, Российской академии художеств. С - Петербургский государственный академический институт им. И. Репина, « Изобразительное искусство. М 1995.

    Строгановская школа рисунка, Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г. Строганова. « Сварог и К. М. 2001.

    Учебный рисунок.- М « Искусство», 2003-92с.

    Леонардо да Винчи, Суждения/ Леонардо да Винчи,-М, ЭКСМО- ПРЕСС, 1999-416с

Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.

Урок №1

Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.

С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени - свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Если же возможности рисовать с натуры нет, то используйте фотографию, непременно очень хорошего качества. Однако знайте, фотография – плохой товарищ и лучше использовать её в крайнем случае.

Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…

1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части. Обратите внимание на выступающие части скелета. На данном этапе вам необходимо понять, видите ли вы конструкцию этого объема.
Всё ещё читаете?... Рисуйте! Сейчас важно понять сам процесс. Внимательно изучайте форму, примечайте и улавливайте все свои ощущения.


Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.

Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке - высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.

Урок №2

Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:


  1. Глазницы и глазничные впадины
  2. Скуловые точки
  3. Лобные бугры
  4. Точка подбородка
  5. Угол (точка) нижней челюсти
  6. Самая высокая точка на черепе
  7. Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
  8. Теменные бугры на затылочной части


Оси, разделяющие голову на определенные части:

  1. Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
  2. Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
  3. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
  4. Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
  5. Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.

Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та ча сть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.


Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота . Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги . Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.

6. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше - линия надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности

натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.

9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
10. Намечаем ухо. Высота уха равна расстоянию между линиями надбровной дуги и нижней части носа.

11. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз. Не забывайте о перспективных сокращениях форм и расстояний!
15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.

6. Урок рисования гипсовой головы.

Начинающие рисовать гипсовые модели и желающие серьезно заняться рисунком головы должны иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка. Без знания и опыта самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных голов, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения. В вышеизложенных уроках достаточно материала, чтобы вы могли научиться, придерживаясь этих критериев.

На уроках рисунка в школе рисования New Art Intention каждому ученику объясняется, что изображая голову, следует обратить внимание на её строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих её объём. Отсюда происходит профессиональное выражение "строить голову".

Обучаясь рисовать модели, начинающие должны иметь ввиду, что голова человека является одним из сложных объектов изображения. И поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной. С главным принципами, лежащими в основе изображения человека вы познакомились ранее, на уроках рисования карандашом геометрических форм и натюрморта .

Рисование карандашом гипсовых моделей.

Обучение рисованию голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры.

На этом уроке, так же как и на предыдущих занятиях, необходимо соблюдать последовательность. Причём эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале, для освоения основных форм, следует научиться рисовать головы наиболее обобщённого, монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например таких, как "Дорифор" Поликлета, "Гера", "Диадумен". Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию "Зевса", "Геркулеса", "Лаокоона", "Гомера"; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы "Аполлона", "Гермеса", "Апоксиомена".

Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисунку живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты - Люция Вера, Сенеки и других.

В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнажённой шеей, можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры. Например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.

Для изучения отдельных частей в нашей школе New Art Intention используется голова известной скульптуры Микеланджело "Давид" и отдельные части - глаз, нос, губы, ухо.

Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающих, давая им возможность сосредоточить всё внимание на построении головы. Кроме того, неподвижность модели и ясно выраженная светотень, облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Постановка и построение гипсовой головы в рисунке.

Начиная рисовать голову, нужно, прежде всего, позаботиться о её постановке и освещении.

Образующие голову поверхности и характер её объёма лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45 градусов. При отсутствии искусственного света, модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и, таким образом получить верхний свет. Слишком тёмные тени на голове модели, следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.

На уроках, в зависимости от поставленных задач, источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.

Фон для гипсовой головы, необходимо брать темнее освещённых её частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещённой головы лучше всего ровный серый фон: около её светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у тёмных мест - светлее. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

Для первых рисунков, голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз начинающих художников, находился на линии глаз модели.

Одним из главных условий работы, является сохранение в процессе рисования, положения натуры и постоянной точки зрения на неё. Поэтому, следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

Не следует садиться не слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости, например на столе или подставке. Табуретка, стоящая на полу, или ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости.

Голова, изображаемая в пространстве, сама по себе, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приёме построения - использовании собственных внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки, дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить её общий овал и положение шеи, затем наметить основной объём головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы, от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объёме головы, можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей(рис.2).

Намечая основные части лица: расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью, увеличивается количество сравниваемых величин, поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика, переделывать рисунок заново.

Так, например, если уменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции.

Переносица, расположенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

Форма головы ограничивается прямыми и кривыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объёмной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушёванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой или плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых, каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге - это и есть построение объёма на плоскости листа.

Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой, на первых порах, упрощённости и резкости в их трактовке. При обучении рисованию понимание правильного объёма головы, характера её основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех её частей, несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей - бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны начинающие рисовать. Необходимо помнить, что в объёмном построении головы нужно идти таким же путём, каким идёт скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объём. Совокупность этих поверхностей, даже в своём предельно упрощённом виде, представляет уже реальную объёмность, являющуюся основой, для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение, убедительно показаны на рисунках голов Аполлона, выполненных В.Е. Савинским (рис.4 и рис.5). Резкими определёнными плоскостями пролеплен весь объём головы, показаны лицевые и боковые её поверхности, овальные формы глаз, крепко вставлены в глазницы.

На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы, к боковым, более перспективно сокращённым. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.

Когда вы намечаете поверхность формы, вводите карандашом лёгкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объёмное выражение.

Следующей стадией рисунка головы, является передача её пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причём он может быть или постепенным, или резким. На рис.5 видна граница, отделяющая лицевую, освещённую поверхность головы, от боковых, затемнённых поверхностей, а так же более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.

Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых, имеет решающее значение в передаче объёмности головы.

Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию карандашом деталей, должен быть постепенным и почти незаметным. Уточняя, например, обобщённую первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру четыре его поверхности являются местом расположения более мелких форм - крыльев носа, ноздрей, кончика носа, - весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.

Рассматривая поверхность лба, рисующий должен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба, лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних, височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (рис.3).

Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху, переходит в овальную форму лобных костей.

Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчинёнными, должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы её проверкой и могут в дальейшем взаимно уточняться.

Например, боковая поверхность носа, определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа, могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы, следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушёвку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте лёгкой светотенью поверхности, образующие объём, оставляя для освещённых мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушёвкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в неё рефлексы, а в область света - полутона и блики. Бесконечно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещённой формы.

Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает при обучении рисованию у начинающих), нужно найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка. При этом, хорошо иметь перед глазами кусочек чёрного бархата или зачернённой бумаги, сравнительно с которыми, самую глубокую тень на гипсе, придётся взять более лёгкой и прозрачной.

На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И.Е.Репиным (рис.6), можно наблюдать чётко отработанные детали, объединённые тоном в единое целое. Падающий сверху свет, к низу постепенно слабеет, утрачивая силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют, подчёркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон, помогает передавать освещённую форму в пространстве.

При обучении рисованию гипсовых голов, следует избегать бесформенного размазывания теней и вытирания резинкой пятен света. Штрих карандашом, как бы обнимающий форму, является лучшим средством её передачи. Прекрасным примером может служить рисунок головы "Лаокоона", выполненный Александром Ивановым (рис.7).

Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщёнными, чем головы живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для начинающих рисовать затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате рисунок у начинающих полон ошибок: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечернённые тени "проваливаются", резкие контрасты дальних планов "лезут" вперёд.

Прежде всего, эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.

В нашей школе New Art Intention в процессе обучения рисованию у начинающих рисовать развивается умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки. Это необходимое условие для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует стараться воспринимать их как однородные явления, то есть представлять реальную гипсовую голову, как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними - или в построении или в освещении. При виде спокойного тона натуры, очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но "замученный" и сбитый с тона рисунок, при известном опыте, поддаётся исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, клячкой или губкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются "выпадающие из тона" детали, а если требуется - подчёркиваются контрасты ближайших планов.

Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок - прекрасно передаёт форму, освещение, материал и окружающую среду.

Для всех интересующихся академическим рисунком очень рекомендую журнал Олега Торопыгина oleg_toropygin , Я давно на него обратил внимание, и периодически смотрю его видеоуроки. Сегодня наткнулся на видео, которое отвечает на многие распространённые вопросы по академическому рисунку гипсовой головы.

Оригинал взят у oleg_toropygin в Обучение рисунку. Портрет. 12 серия: построение головы римлянина и общие...

Немного законспектировал для тех, кто лучше воспринимает текстовую информацию, ну и может этот конспект для кого-то окажет стимул просмотреть это часовое видео с начала и до конца (посмотрите, не пожалеете):

1. Мы очень восхищаемся когда видим тщательно исполненный академический рисунок гипсовой головы XIX или XX века, либо рисунок какой нибудь другой школы, например американского гиперреализма. Когда рисунок тщательный, у нас это вызывает искреннее уважение и восхищение, но когда нам надо самим рисовать гипсовую голову, то получается, что энтузиазма мы к этому практически не проявляем...
2. Гипсовые головы это классика, и на самом деле сильно недооценённая...

3. Если мы рисуем гипсовую голову не видя связи с живой головой, то мы рисуем гипсовую голову напрасно. Если мы рисуем гипсовую голову думая, что мы рисуем гипсовую голову, то мы опять рисуем гипсовую голову напрасно...
4. Когда я учился в Строгановке, то в силу бедности или в силу других причин, направленное освещение при постановке гипсовой головы было только на первом курсе. Строгановская школа рисунка идёт от формы, и плюс такой, что освещение приходилось создавать мысленно...
5. Когда существует направленное освещение, человеку рисовать проще, видно где форма поворачивается, но есть и минусы - выявляются яркие пятна света и тени, и если человек не склонен размышлять о форме, то он может за это спрятаться. Он может выявлять только эти пятна, так часто и происходит. Для начинающих это может быть и не плохо, заставлять их сразу правильно рисовать и показывать формы без направленного освещения, при небольшом опыте даже жестоко. Важно в дальнейшем не стать заложником этой ситуации.
6. Прятаться за твёрдый карандаш, чтобы рисунок был аккуратным - значит, что вы симптомы лечите, а не болезнь. Если вы рисуете твёрдым карандашом, и за счёт этого у вас рисунки чистые, то при чём здесь вы? Это заслуга карандаша, а не ваша...
7. Мелкий рельеф лица гипсовой головы даёт резкую светотень, и он больше бросается в глаза рисующему. По большому счёту смотря на гипсовую голову мы видим только набор морщин, но важны не морщины, морщины только украшения на пути к пониманию формы. Встаёт вопрос, как увидеть эту форму, если я её не вижу? И это правильный вопрос! Смысл рисования гипсовых голов, это учиться видеть большую форму. Если вы её не научитесь видеть, то так и будете только срисовывать всякую ерунду. В этом контексте смысл обрубовки становится более очевиден, так как обрубовочная голова даёт подсказки там, где форма на самом деле поворачивается...
В обрубовочной голове чётко видно то, что на гипсовой голове, да и на живой натуре - много мягче. В гипсовой голове даже говорят, что там скульптор подчеркивает то, что на живой натуре почти не заметно, и этот момент очень важен!
8. Подставку гипсовой головы нет смысла рисовать. Её можно нарисовать, только если очень хочется. Тем более, что она обычно не идеальна, поскольку гипс имеет свойство откалываться...
9. Важно при рисовании гипсовой головы развивать глазомер, а не рисовать по намеченным точкам и линиям, как обычно это происходит в архитектурно-строительных ВУЗах. Сначала хорошо загрузите глазомер, а уже потом проверяйте измерениями...
10. Постарайтесь в начале игнорировать индивидуальные особенности лица. Психологически они конечно вырываются вперёд, наметьте их, но не забывайте, что главное - общая форма!
11. Если при рисунке гипсовой головы ты постоянно бегаешь от обозначения общей формы, то ты никогда не будешь знать как к этому подступиться. Поэтому не нужно бегать от обозначения формы, а нужно сразу пробовать с ней что-то делать, заниматься построением...
12. Можно на гипсовой голове рисовать сечения, как на простейших формах (кубах, кувшинах и др.), чтобы прочувствовать форму...
13. Следовать правилам (не верить своим глазам) нужно на ранних стадиях обучения академическому рисунку. Чтобы вы поняли, война идёт не за правила, а за ваше мышление! Как следствие вы начнёте правильнее, сильнее отображать...
14. Полезно возвращаться к рисунку гипсовой головы даже если вы их уже нарисовались в своё время. Интересно сравнить как у вас изменилось мышление, стали ли вы применять эти знания на практике, или просто согласились с ними покивав головой.
15. С точки зрения правильного понимания формы можно представить как скульптор лепил эту голову.
16. Очень важно научиться видеть и строить в рисунке форму, домысливать её, потому что идеально правильного освещения не будет никогда!
17. Чтобы получить правильное представление об объекте, недостаточно срисовывать его с одной точки. Появляются всевозможные иллюзии, там где форма не видна, вы и рисуете так как будто её нет. Поэтому нужно постоянно подходить к натуре (гипсовой голове), трогать, узнавать как эта форма на самом деле "лепится".
18. Сечения это путь к правильной штриховке.
19. Разбираясь с архитектоникой головы, после того как мы обозначили основные формы, нужно регулярно проверять пропорции, потому что не бывает так, что мы их абсолютно правильно изначально взяли.
20. Важно, сначала взять большие формы формы, только потом переходить на мелкие детали, если вы это не поймёте, то рисунок будет искусственным. Этот переход должен быть естественным и органичным...
21. Ничего страшного если на начальных этапах рисунки гипсовых голов будут производить "брутальное" впечатление. Если какие-то линии нужно сдвигать, сдвигайте. Ничего страшного, что вы их сразу правильно не смогли взять. Со временем, вы всё более правильно научаетесь их брать, и при необходимости править рисунок без сожаления.
22. Под падающую тень важно видеть форму на которую эта тень падает.
23. Можно учиться рисовать по фото и даже по видео, но это никогда не заменит опыта рисунка с натуры (гипсовые пособия или живые модели).