Ху из ху. Или откуда и куда. Коренные малочисленные народы таймыра Коренное население таймыра

http://old.taimyr24.ru/about/index.php?SECTION_ID=122&ELEMENT_ID=649
Начало присоединения Сибири к России относится к концу XVI века. В XVI веке Сибирь как новый край Русского государства управлялась Посольским приказом, а с 1599 г. - приказом Казанского дворца, в ведении которого к началу XVII в. находились все восточные окраины страны. В 1637 г. было образовано новое центральное учреждение - Сибирский приказ. В отличие от типичных областных приказов с их основной финансовой функцией по сбору налогов, Сибирский приказ на протяжении всего XVII в. имел очень широкие полномочия: ведал вопросами административными, финансово-податными, таможенными, военными и даже дипломатическими.

Специфика социально-экономических условий Сибири, удаленность сибирского региона от центра обусловили особенности управления им на местах. Царское правительство не разрушало социальную организацию аборигенов Сибири, а стремилось опереться на нее, привлекая на свою сторону родоплеменную знать.

В 1822 г. царское правительство провело реформу управления Сибирью, подготовленную и осуществленную под руководством М.М. Сперанского. Для подготовки реформы был создан Сибирский комитет. Авторы реформы исходили из того, что окраины России требуют своеобразной организации управления. Сибирская реформа вылилась в ряд законодательных актов, среди которых одним из важнейших стал "Устав об управлении инородцами Сибири", регламентировавший все стороны жизни коренного населения: экономическую, административную, судебно-правовую, культурно-бытовую. В основу Устава были положены следующие принципы:


  • - разделение коренного населения на три разряда (оседлые, кочевые, бродячие) в соответствии с родом занятий и образом жизни;

  • - ограничение опеки над аборигенами со стороны русской администрации и полиции, власть которых должна была отныне состоять лишь в осуществлении "общего надзора";

  • - введение свободной торговли с аборигенами;

  • - упорядочение налогового обложения.

К группе "бродячие инородцы" или "ловцы" (охотники), "переходящие с одного места на другое" относились энцы, нганасаны, ненцы, долганы и эвенки, проживающие на территории Таймыра.

НГАНАСАНЫ

Современные нганасаны являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. лет назад. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XXVII - начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др).

Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами.

К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века.

Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов.

Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и двух - трёх орнаментированных полос ниже его - характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда - того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй) из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон.

Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент - МОЛИ. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент "от руки", без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.

Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность - характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов - обязательный ритуал.

В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов.

В настоящее время нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Численность нганасан составляет около 800 человек.

ЭНЦЫ

Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Этим объясняются сходные этнонимы в родовых названиях энцев и южных самодийцев - селькупов, карасинцев, карагасов и других. Вытесненные в северную тундру, самодийские предки энцев столкнулись там с местными жителями - охотниками на дикого северного оленя. Пришедшие с юга самодийцы более многочисленные, с высоко развитой культурой, в относительно короткий срок полностью ассимилировали аборигенов.

Энцы представляют собой две территориально разобщённые группы: тундровые и лесные. Тундровые энцы проживают на самом севере сельского поселения Караул, в этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Сомату". Материальная культура тундровых энцев почти не отличается от материальной культуры нганасан. Близость проявляется в типе одежды, в некоторых особенностях устройства жилища, в конструкции нарт. По всем этим элементам культуры тундровые энцы в то же время отличаются от лесных энцев.

Лесные энцы проживают в посёлках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием "Пэ-бай". Материальная культура лесных энцев почти не отличаются от культуры живущих по соседству ненцев. Однако и тундровые и лесные энцы сохраняют собственное название и язык.

В настоящее время - энцы самый малочисленный, из коренных народов на Таймыре. В течение ХХ века часть энцев ассимилировали нганасаны, часть энцев ассимилировали ненцы. Но эта малочисленная группа, чуть более 160 человек, сохранила свою традиционную культуру и, что самое главное свой язык.

НЕНЦЫ

В своём формировании и этническом развитии ненцы прошли сложный исторический путь. Материалы археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I тыс. н. э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном пространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Под натиском кочевников, гуннов и тюрок значительные группы самодийцев были вынуждены покинуть места прежнего обитания и уйти на Север в таёжные, а затем в тундровые районы. Те этнические самодийские группы, которые проникли в северные районы, столкнулись здесь с местным аборигенным населением, основным хозяйственным занятием которого была охота на дикого северного оленя. В результате контактов самодийцев с аборигенами сложилась родовая организация сибирских тундровых ненцев.

Как свидетельствуют ясачные документы и другие архивные источники, ещё в начале XVII века ненцев в бассейне нижнего Енисея не было. Территорию низовьев Енисея населяли в тот период предки тундровых и лесных энцев. Первые попытки проникновения ненцев на восток относятся к середине 30-х годов XVII века.

Двухвековая оторванность приенисейских ненцев от западных соплеменников и ассимиляция ими энцев привела к образованию отдельной группы приенисейских ненцев со своими особенностями языка и материальной культуры.

Хозяйство ненцев издавна было и остается комплексным. Ведущей отраслью было и остаётся оленеводство.

Значение оленеводства было очень велико, помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы получали от оленей мясо, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Из шкур оленей выделывали ровдугу (замшу), сбрасываемые ежегодно оленьи рога употребляли для варки клея и для изготовления костяных деталей упряжи, руко¬яток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья. Охота у ненцев также была важной отраслью хозяйства. Охотились они на диких оленей, на песца, на лисицу, гусей и уток. В летнее время рыболовство являлось важным источником питания.

Домашнее производство ненцев носило потребительский харак¬тер. В каждой семье производились необходимые в хозяйстве предметы, существовало разделение труда: мужчины занимались обработкой дерева, кости, железа, плетением маутов и сетей; женщины - выделкой шкур и шитьем. Дети помогали взрослым в меру своих возможностей. Единственным видом жилища у ненцев был чум, потом появился балок. Чум является переносным жилищем, и его появление тесно связано с оленеводством и кочевым образом жизни. Устройством чума в прошлом занимались только женщины.

Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера. Мужская одежда состоит из малицы, меховой обуви и в очень холодное время совика. Женская одежда из «ягушки» (плечевая одежда), шапки и меховой обуви.

Основным способом передвижения ненцев в течение всего года является езда на оленях, запряжённых в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах.

В основе религиозных верований ненцев лежат анимистические представления, то есть вера в духов. Не один Нум? - дух неба - был предметом почитания ненцев. Весь окружающий мир представлялся им населённым духами, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости и огорчения, насылая различные болезни. Земля, реки, озёра, отдельные урочища имели своих духов - хозяев. Например, дух воды мог дать хорошие уловы, поэтому после каждого удачного лова рыбы ему приносили жертвы, опуская какие-либо предметы прямо в воду.

Расселены ненцы в нашем районе в поселках сельского поселения Караул, по берегам Енисея и его притоков. Численность ненцев около 3 500 человек.

ЭВЕНКИ

Исторически и этнически хантайские эвенки связаны с Эвенкией, откуда они небольшими группами и отдельными семьями в течение XVII - ХХ в. проникали на Таймыр.

Хантайские эвенки - небольшая по численности группа эвенкийского народа. В настоящее время их насчитывается около 300 человек.

В конце XIX начале ХХ века хантайские эвенки представляли собой весьма замкнутую кочевую группу, занимавшуюся охотой, рыболовством и оле-неводством. Они не более двух-трех раз в год выходили на факторию Плахино для сбыта пушнины и закупки всего необходимого. Единственным товарным занятием являлся охот¬ничий промысел. Зверя добывали преимущественно пастями и черканами; пасти настораживали на значительном расстоянии друг от друга в виде вытянутой линии. Обычный тип жилища для хантайских эвенков - шестовой чум, покрытый нюками (покрышки чума). Однако часть населения имела и деревянные "голомо" (балаганы), представляющие тип стационарной постройки и расположенные обычно по берегам больших озёр, на местах рыбной ловли.

При кочевом образе жизни эвенков и ограниченности транспортных средств, количество предметов домашнего обихода было доведено до минимума, причём весь домашний скарб и сама семья во время перекочёвок помещались на нескольких санках.

В 30-х годах ХХ века жизнь хантайских эвенков стала постепенно меняться. До середины 20-х годов XX века еще сохранялось старое родовое управление, введенное в 1822 г., но затем оно было перестроено. Были организованы Хантайско-тунгусский родовой совет и Коми¬тет общественной взаимопомощи (КОВ). Часть эвенков стала членами Плахинского отделения интегральной кооперации. Значительно улуч¬шилось снабжение: помимо муки и боеприпасов, население стало приобретать мануфактуру, мыло, сухари и другие товары.

В 1971 году к эвенкам на Хантайское озеро были переселены жители долганского поселка Камень, находившегося в верховьях реки Хеты. После этого в поселке Хантайское озеро эвенки и долганы составляют примерно равные доли населения. Однако оленеводством здесь по-прежнему продолжали заниматься в основном эвенки, а долганы больше внимания уделяли рыболовству.

В Таймырском муниципальном районе эвенки сосредоточены в основном в поселке Хантайское озеро, где живут вместе с долганами. Несколько эвенкийских семей живет также в поселке Потапово с долганами и ненцами. В общей сложности на Таймыре проживает всего лишь 1% от всей численности этого народа в Российской Федерации.

ДОЛГАНЫ

Дол¬ганы - самая молодая по времени образования народность, про-живающая на Таймыре. Образовалась она в XVIII веке на террито¬рии Таймыра. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдель¬ные тунгусские роды с названием "долган". Считается, что впер-вые о долганах упоминается в ответах, присланных администраци¬ей Енисейской губернии в Российскую академию наук в 1841 году, когда шла подготовка к экспедиции А.Ф. Миддендорфа. Сложились долганы из родовых групп различного происхождения.

В течение XVIII и XIX веков усиленно протекал процесс взаимного сближения культуры и быта этих разных групп населения. Господствующим становился якутский язык, осваиваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и большей частью затундринскими крестьянами. Взаимные браки всё больше стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими.

Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием выше перечисленных народностей. О родстве дол¬ган с эвенками (тунгусами) писали многие этнографы. Действительно, по типу некоторых элемен¬тов одежды, по ряду особенностей орнамента, по сходству некото¬рых родовых названий долганы могут быть сближены с эвенками. Влияние эвенков сильнее сказывалось на западных и юго-западных долган и в меньшей степени у северо-восточных долган. Это объясняется тем, что северо-восточные долганы испытывали длительное и сильное влияние якутов-оленеводов северо-западной Якутии и вследствие этого у них менее заметны выше упомянутые эвенкийские черты.

Оленеводство долган развивалось под влиянием тунгусов (эвенков) и самодийцев (ненцев, энцев и нганасан) и имеет, если так можно выразиться, скрещенный характер. Летняя, вьючная верховая езда на оленях у долган тунгусского типа. Зимняя езда на санках - самодийского типа, но с эвенкийским передовым, то есть передовым оленем управляют с правой стороны и на санках сидят тоже с правой стороны. Долганы стали, как эвенки, доить оленей и молоко заготавливали впрок, замораживая его. При окарауливании оленьих стад, применяли, как самодийцы, оленегонных пастушь¬их собак.

Русское влияние в XVII - XIX в. испытывали все народы Сибири, особенно принявшие крещение. Но у долган оно было бо¬лее глубоким ещё и потому, что часть из них являлась русскими по происхождению. От русских долганы переняли новое жилище - балок (нартяной чум). Нартяной чум возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками. В таких балках ездили по тундре русские купцы и чиновники. От русских также было заимствовано примене¬ние в пищу хлеба. Календарь долган — паскал (от русского слова пасхалия) построен на православных праздниках. В фольклоре долган много русских народных сказок. Многие предметы быта перешли к долганам вместе с русскими названиями.

Долганская одежда самая разнообразная. Насчитывается около 20 её видов. Характерной особенностью долганской одежды является удлинённый сзади подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали песцовые или заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Всё это любовно украшали бисером, цветным сукном, цветными кантиками, меховой мозаикой. У долган и мужчины, и женщины носили шапки. Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины - платья, юбки, кофты. Поверх платьев надевали закрытые фартуки. Домашняя одежда украшалась узкими кантиками из цветной материи. Долганские женщины носили много украшений из металла якутского производства.

В настоящее время долганы составляют наиболее много¬численную группу коренного населения Таймырского муниципального района. Численность их составляет около 5 500 человек. Проживают долганы в посёлках, подведомственных городскому поселению Дудинка (Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка), и посёлках сельского поселения Хатанга.

Современные нганасаны являются потомками самого северного тундрового населения Евразии — неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. лет назад. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XXVII — начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др).

Основными занятиями нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. По сравнению со своими соседями, энцами и ненцами, нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами.

К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века.

Техника у нганасан, по сравнению с их соседями долганами, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке дерева, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов.

Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном — из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-3 орнаментированных полос ниже его — характерная особенность одежды нганасан.
Женская зимняя одежда — того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного черного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй) из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон.

Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент — моли. Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент «от руки», без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.

Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность — характерные черты традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов — обязательный ритуал.

В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе нганасан был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман, как посредник между миром людей и миром духов, был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов.

На Таймыре коренные жители в основном трудятся в сельском хозяйстве. Они занимаются оленеводством, пушным промыслом, рыболовством и т.д. У народов Крайнего Севера много традиций, обычаев и обрядов. Люди и народы Севера самобытны и талантливы независимо от того, где и в какое время родились и живут. Самым интересным, торжественным и красивым обрядом у коренного населения Таймыра, как и у других народов по всей планете, является свадьба. Как известно ни одна свадьба не обходится без ювелирных украшений, а в частности обручальных золотых колец (http://spikagold.ru/).

Эвенки - это одна из самых многочисленных народностей Севера, проживающих в нашей стране. Семья у эвенков по своему составу небольшая, в среднем 5-6 человек. Браки не всегда регистрируются, а невесту часто берут из другого народа. Все проходит примерно так: сначала жених и невеста дарят друг другу подарки. Затем девушка обычно шьет своему будущему мужу расшитый бисером кафтан и обувь.

С волнением и трепетом невеста раскладывает по сумочкам свои безделушки, украшения, поминутно вскакивает и выглядывает своего суженого, ведь до этого они ни разу не встречались… И вот она видит: жених ходит в кафтане и унтах, сделанных ее руками.

А это значит, что невеста понравилась жениху! Тогда сваты подводят к чуму красавца-оленя под богатым седлом, украшенным серебряными и золотыми бляшками, и приглашают невесту, чтобы совершить обряд - обвезти её на олене вокруг жилища три раза. Жених в это время обязательно ждет в доме, но потом невеста входит в дом вместе с отцом и топит печь. Это значит, что уже не чужая, а настоящая хозяйка законно пришла в дом.

Не менее интересный обряд существует у ненцев. Богатый, зажиточный ненец может иметь 2-3 и даже 4 жены. Но при сватовстве за каждую из них нужно платить немалый выкуп (калым). Калым обычно выплачивается не отцу невесты, а всему роду. За невесту надо отдать от 100 до 200 оленей, определенное количество песцовых и лисьих шкурок! Невеста, в свою очередь, должна принести равноценное калыму приданое: одежду, постель, различную утварь, посуду и оленей. Что интересно, олени и их приплод составляют собственность жены, и в случае развода или смерти мужа остается у нее, но если жених не может внести за будущую жену выкуп, он обязательно отрабатывает определенное количество лет за нее. У энцев же обряд проводится немного скромнее. За невесту просто платят калым ее отцу. Семьи энцев обычно прочные. У них тоже допускается двоеженство, вторичное замужество или женитьба, но обычно это случается, когда один из супругов умирает. Сам обряд очень похож на нганасанский.

Нганасанские семьи достаточно большие. Категорически запрещается молодым людям заключать браки внутри своего рода, зато возраст особого значения не имеет. Брачный возраст мальчика определяется с началом его охоты, а вот девушку выдают замуж, когда она научится колоть дрова на топку. Среди нгансан часто можно встретить неравные по возрасту браки. Как и у многих коренных жителей Севера, за невесту нужно платить калым, поэтому часто отцы, чтобы получить за дочь богатый выкуп, выдают ее за зрелого жениха. Взрослые мужчины, женясь на молодой еще совсем девушке, должны отрабатывать за невесту в семье тестя до совершеннолетия девочки. Допускается у нганасан и многоженство.

Свадебный обряд совершается небыстро… Сватом выбирается обычно пожилой человек, владеющий хорошим словом, и, главное, не находящийся в родстве с невестой. Далее сват обговаривает размеры калыма, приданого, и спустя три дня после сговора сват с женихом приводят привязанных к аркану гуськом оленей. По обычаю невеста ложится с женихом рядом в постель, но если она не раздевается в течение нескольких недель, это означит, что девушка испытывает отвращение к нареченному. В этом случае родители забирают дочь к себе и отдают калым. А если всё складывается благополучно, утром мать невесты говорит жениху: «Заставь заплести волосы». Жених подставляет голову, и невеста, густо смазав его волосы жиром, заплетает их в две косички около ушей, вплетает бусы или медные подвески. Жених надевает сшитую невестой нарядную одежду и уезжает домой и уже через три дня вместе с матерью и отцом приезжает за невестой. Родственники невесты убивают оленя, мясом которого угощают гостей, после чего поезд с невестой, ее родителями и гостями уезжает на ее новое место жительство. В новый чум девушку вводит отец жениха, бросает кусочек жира в огонь и просит духа хозяина огня оделить молодых счастьем. На другой день родителей невесты одаривают подарками, и те уезжают со спокойной душой к себе в стойбище.

Основное население из коренных народов Таймыра составляют долганы. Это самая молодая коренная народность, проживающая на Таймыре. Среди прочих обыденных обрядов, таких как, обряд при рождении ребенка и обряд при захоронении умершего, самым торжественным и красивым у долган является обряд свадьбы.

Свадьбе предшествует сватовство. Иногда оно проводится до совершеннолетия будущих супругов. Очень часто отец, желая женить своего сына и услышав, что в соседнем стойбище есть в какой-то семье дочь, отправляется вместе с сыном в гости. Под разными предлогами отец с сыном остаются ночевать в этой семье и, если сыну нравится девушка, то они уезжают домой искать сватов. Через непродолжительное время уже втроем, вместе со сватом, они отправляются в семью вести переговоры. Но если отец невесты не хочет отдавать дочь, он молчит, личное же несогласие невесты во внимание не принимается. В случае согласия сват выходит из жилища и радостно сообщает об этом окружающим. После этого отец жениха преподносит отцу невесты подарок, назначается день свадьбы. Убивают оленей, готовят угощения и в течение трех дней продолжаются различные игры, устраиваются спортивные состязания. После напутствия отца невесты и коллективной молитвы жених берет невесту за правую руку и ведет к нартам. Обычно невесту сопровождают мать и пожилая родственница, при этом девушке ни в коем случае не разрешается оборачиваться назад.

Великолепный исследователь-северовед начала ХХ века Лев Яковлевич Штернберг в заповедях этнографа писал: «Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру - не знает ни одной». Не замыкайте себя в узких рамках своей собственной культуры, сколь бы великой она ни казалась, и вам откроется уникальный мир других народов и культур!

Меж высоких гор и Ледовитого океана, в бескрайней тундре раскинул свои просторы полуостров Таймыр. Этот дикий и суровый край ещё сто лет назад был таким же, как и в глубокой древности, - неизведанным и загадочным. Он и сейчас для многих непостижим, а его народы до сих пор хранят тайну предков.

Сегодня на территории Таймыра проживают чуть больше 30 тыс. человек, и только треть из них - представители коренных малочисленных народов: энцы, нганасаны, долганы, ненцы, эвенки.

Самый древний и самый молодой

Самый древний народ Таймыра - нганасаны. Исследователь, к. и. н., заведующий отделом археологии и этнографии Красноярского краевого археологического музея Николай Макаров рассказывает, что предки нганасан населяли эту землю ещё шесть тысячелетий назад, но как народ сформировались в XIX-XX веках.

Само название полуострова с языка нганасан - «тай мирэм», «страна оленьих следов». Основными занятиями нганасан были охота на дикого оленя и сезонные промыслы: добыча гусей и рыболовство. Поэтому этот народ вёл полуоседлый образ жизни. Позже, когда нганасаны освоили оленеводство, они стали кочевниками. Мужчина становился полноправным членом рода с момента добычи первого оленя, женщина с выходом замуж и рождением ребёнка. Нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая.

А вот долганы - самый молодой и самый многочисленный народ полуострова. Он образовался в XVIII- начале XX веках в результате смешения якутов, эвенков и русских. Оленеводство долган развивалось под влиянием эвенков, ненцев, энцев и нганасан. От русских к ним пришла вера, жилище - балок (нартяной чум), хлеб, календарь, построенный на церковных праздниках.

Издавна их основными занятиями также были оленеводство, охота и рыболовство. Необходимость менять оленьи пастбища заставляла долган кочевать, переезжая с места на место. Для пастьбы долганы используют пастушью собаку. Сейчас долганы продолжают держать оленей, стали развивать и домашнее животноводство.

Проживают долганы в посёлках, подведомственных Дудинке (Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка), и посёлках сельского поселения Хатанга.

Издавна их основными занятиями также были оленеводство, охота и рыболовство. Фото: Администрация Дудинки

Многочисленные и умирающий

Энцы - самый малочисленный народ Таймыра. В течение ХХ века часть энцев ассимилировали нганасаны, часть - ненцы.

«Отец у меня энец ненецкого происхождения, у нас в чуме было двуязычие. Мы, дети, знали и до сих пор знаем оба языка. По сути, они родственные, но есть и много отличий - если ненец никогда не слышал энецкого языка, ничего не поймёт, - рассказывает уполномоченный по правам коренных и малочисленных народов в Красноярском крае Семён Пальчин. - Отец со своими братьями всегда говорил по-энецки, но в целом у нас в чуме мы говорили по-ненецки».

Несмотря на малочисленность народа, энцы всё же сохранили свой язык и культуру, правда, в основном среди людей старшего поколения. Раньше они были кочевым народом, сейчас кочевников среди них становится всё меньше.

Энцы представляют собой две территориально разобщённые группы: тундровые и лесные. Тундровые энцы проживают на самом севере сельского поселения Караул-Воронцово, лесные энцы - в посёлках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам).

В основе религиозных верований ненцев лежит вера в духов. Фото:

Ненцы и эвенки - самые многочисленные народы. Ненцев в России около 50 тыс., на Таймыре проживает около 7%. Они являются исконными оленеводами. В течение всего года кочуют со стадами по просторам тундры. Помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы употребляли в пищу его мясо, из шкур шили одежду и делали жилище, рога использовали для варки клея и изготовления костяных деталей упряжи, рукояток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья.

Также большое значение в их жизни имеют охота и рыболовство. Долгие годы охотились на диких оленей, песца, лисицу, гусей и уток, а в летнее время важнейшим источником питания являлось рыболовство.

В основе религиозных верований ненцев лежит вера в духов, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости и огорчения, насылая различные болезни. Земля, реки, озёра, отдельные урочища имели своих духов - хозяев.

Расселены ненцы в посёлках сельского поселения Караул, по берегам Енисея и его притоков.

Эвенки - один из самых многочисленных северных народов. В мире их более 60 тыс. человек. Однако на Таймыре - менее 1%. Все они живут на берегу Хантайского озера. Эвенки были охотниками-оленеводами. При кочевом образе жизни и ограниченности транспортных средств количество предметов домашнего обихода было доведено до минимума, причём весь домашний скарб и сама семья во время перекочёвок помещались на нескольких санках.

Православие и шаманизм

Многие из северян хоть и обратились в христианство, как, например, долганы (95% населения причисляют себя к православным), до сих пор придерживаются многих языческих традиций.

Шаман - посредник между мирами. Фото: Таймырский долгано-ненецкий муниципальный район

Это первобытная религия, которая делит мир на три уровня: Верхний мир, Средний и Нижний. Обычные люди пребывают в Среднем мире, поэтому им просто невозможно обойтись без помощи посредника, имеющего доступ в другие миры, где обитают древние боги и духи умерших. Люди верят, что от этих духов и их поддержки зависит жизнь, здоровье и благосостояние всего племени. Таким посредником и является шаман, который путешествует по всем мирам Вселенной и вступает в контакт с разными духами. Обряд, который совершает шаман, чтобы вызвать духов и заручиться их поддержкой, называется камлание. Считается, что не каждый человек может стать шаманом, а только тот, у кого в семье уже были предки-шаманы.

Мнение эксперта

Доктор философских наук, профессор, завкафедрой культурологии СФУ Наталья Копцева: «Мужчины коренных малочисленных народов - это военные вожди, охотники, рыбаки, экстремалы. Это дети тайги и тундры, рек и озёр. Женщина - это начало, связанное с жизненно важными вещами: здоровьем, мудростью, знаниями, воспитанием детей, заботой о доме. Чем она старше, тем больший почёт и уважение получает. Наивысшим уважением пользуются женщины-учителя, врачи, мастерицы, матери и бабушки. Женщина заботится о семье, следовательно, она заботится о будущем всего народа. Если вы проявили мудрость и уважение к представителям коренных народов, то они ответят вам искренним уважением, поддержкой и симпатией. У этих народов чрезвычайно развита интуиция, их сложно обмануть. Но если они поняли, что вы на их стороне, они поддержат во всём бескорыстно».

Сухомлинов Владислав

В работе раскрыты культура и быт народов живущих на севере нашего края. Можно использовать при краеведении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Фестиваль исследовательских работ и творческих работ учащихся «Портфолио» 2015

ТЕМА:

КУЛЬТУРА И БЫТ

Выполнил: ученик «2-Б» класса

Гимназии №7

Сухомлинов Владик

Норильск 2008г.

  1. Введение стр. 3
  2. Долганы стр. 3
  3. Нганасаны стр. 5
  4. Ненцы стр. 7
  5. Энцы стр. 8
  6. Список литературы стр. 9

КУЛЬТУРА И БЫТ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ПОЛУОСТРОВА ТАЙМЫР.

Таймыр… Древняя земля, овеянная легендами и преданиями. С незапамятных времен живущие на этой земле народы из поколения в поколения передают миф о ее рождении:

«Когда земли не было, был только лед без растительности. В ледяном чуме жил мужчина – Белый бог, бог льда и снега, вместе с Матерью-богиней. Создали они первые растения, травы и цветы, а для защиты растений от пожирающих их червей и вредителей создали оленя. Сначала олень был без рогов, и ничего не мог он поделать с одолевающими растения вредителями. Пришёл олень к своему отцу и попросил дать ему крепкие рога, чтобы защищать растения. Приставил ему бог с одной стороны головы мамонтовый бивень, а с другой – каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтожавших растения. Устал олень, тряхнул головой – и с его рогов свалились отягчавшая их кожура. Упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет (хребет Миддендорфа), а с другого – в северный хребет (хребет Барранга). А олень все продолжал расти, как росли и его рога. Увидевший это Белый бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного рога – грозовым и снеговым облаками». Так и получилось. С тех пор спина этого огромного северного оленя стала землей, окруженной горами, и на ней стали жить люди. Так родился этот мир, и в нем появился народ».

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ был образован 10 декабря 1930г. Располагается он полностью за Полярным кругом. Общая площадь его составляет около 900 тысяч км 2 . Это самое крупное территориальное объединение окружного типа в России. Таймырская земля занимает сегодня 40% территории Красноярского края.

С северо-запада и северо-востока Таймыр омывается морями Северного Ледовитого Океана. На Юге граничит с Эвенкией и Игаркой, на востоке округ ограничивает Якутия, на западе Ямал. Таймыр - северный форпост нашего евразийского материка с его крайней точкой - мысом Челюскин Население Таймыра около 300 тысяч человек.

Суровый климат, разряженный воздух, высокое атмосферное давление, свирепые ветра, почти 10-месячная зима, полярная ночь - в этих условиях проживает около 9 тысяч человек коренного населения:

  • долган - около 5.000 человек;
  • нганасан - около 900 человек;
  • ненцев - около 2.500 человек;
  • эвенков - около 300 человек;
  • энцев - около 100 человек и приехавшие с «материка» люди из разных концов России и ближнего зарубежья.

Культура коренных народов Севера представляет ценность для всего человечества, ведь это культура людей, научившихся жить в крайне суровых природных условиях.

Долганы – так называют людей, которые составляют основную часть коренного населения Таймыра. Это сравнительно молодой народ, который сформировался в XVIII веке в результате смешивания якутов, эвенков и русских, так называемых затундренных крестьян. По легенде, имя одного из родов – Долган – дало название всему народу. Их язык принадлежит к тюркской группе алтайской семьи языков и близок к языку народности саха (якутов). Долганский язык, как и многие языки мира, неоднороден.

В нем, например, выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры.

Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII - ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.

Традиционные занятия Долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы Долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей Долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Долган можно легко узнать по особенности их национальной одежды – специально удлиненному сзади подолу, который они используют, садясь на холодную землю.

Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой Долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов.

В посёлках по Хатангскому тракту Долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем Долганов являлся балок или нартенный чум. Балки сохраняются в основном у оленеводов. Современные Долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Загадки обычно служили в качестве развлечения. В долгую полярную ночь их загадывали дети и молодежь. Загадки передаются из поколения в поколение.

Долганские рассказы - преобладающий вид устного народного творчества. Рассказы бывают двух видов: короткие, разнообразные по содержанию, легенды и предания исторического характера.

Сказки - длинные повествования с фантастическими сюжетами.

Былины - олонхо, длинные, местами рифмованные повествования, где песня чередуется с рассказом. Их пересказывали особые люди - сказители. Доманское олонхо очень напоминает русскую былину.

Нужно отметить и особое исполнение олонхо. Обычно сказитель поет те места олонхо, где вводится речь героя. Долганы были уверены, что сказителей олонхо создает шаман, чтобы эти люди не скучали.

Рассказывание олонхо требует особой обстановки. Знаменитые сказатели начинают их рассказывать только с наступлением темноты, при этом заставляли накрывать голову большим платком. Часто рассказывали олонхо в течение нескольких ночей. Но каких бы размеров она не была, она обязательно должна была быть прослушана до конца.

Так же было и закреплено время для рассказывания олонхо. Запрещалось рассказывать олонхо во время прилета птиц: уток, гусей, лебедей. Долганы считали, что если в это время рассказывать былины, то пернатые пролетят мимо.

Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т.п. Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство). В религии долган и других народностей имело место почитания сайтанов. Сайтанами могли быть самые разные предметы: камень необычной формы, рог оленя и т.д., в которые мог вселиться иччи. Сайтаны очень почитались как охотничьи и семейные покровители.

Посредником между людьми и духами выступал шаман - избранник духов. Шаманом мог стать лишь тот человек, в роду которого кто-то из предков был шаманом. Шаманы имели большое влияние на своих сородичей. Без них не происходило ни одно важное событие в жизни рода, семьи и просто человека.

Шаман - это не только для северян отец духовный, он помощник по жизни, советник, судья. Он помогал в охоте, рыбной ловле, во время болезни, при рождении и смерти соплеменников. Шаманские костюмы и атрибуты - бубен и колотушка, символика украшений (от птичьих перьев до космических объектов, пение, заклинание, речь - плавная, душевная - это настоящее театральное действо). Сочетая в себе поэтический дар со знанием мифов и преданий, шаманы были и народными сказителями и хранителями мудрости предков, традиций, памяти народа.

Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, к гармонии сосуществования человека и природой. Эта вера позволила далеким предкам в труднейшей борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную духовную и материальную культуру древнего Таймыра.

Нганасаны – самый северный и самый древний народ Таймыра. Их предки жили здесь еще пять тысячелетий тому назад. Сейчас их осталось около 900 человек! Существуют два диалекта нганасанского языка - авамский (западный) и вадеевский (восточный). Сами себя называют «ня» - человек. По языку и этнографическим признакам относятся к северо-восточной группе. Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Более высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого свободного передвижения оленьих санных групп и другие причины привели к консолидации местного населения по языку и в значительной степени по культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с другими полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности, относится организация оленьей облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на речных переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья, порох, свинец. Широко известны были металлические изделия нганасанов, инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники копий, ножны и др. Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому - дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды, забота о детях.

“На вас наша одежда!” - этими словами приветствуют энцы при встрече нганасан. Пришедшие на Таймыр из других земель предки современных нганасан полностью переняли одежду энцев - аборигенов этого края, и она помогла им обжить суровую землю.

Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетиями. Она лаконична и сложна. За ее простотой - уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материала. В процессе выделки оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми.

Девушка не могла стать женой, не научившись шить. От одежды зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее - дети, а значит и вся жизнь.

Костюм - самое яркое из открытий Севера, который создал свою систему костюма. Костюм максимально выполняет функцию надежной оболочки.

Одежда свидетельствует о красоте и соразмерности мира, она несет информацию об оккультных представлениях ее носителя, закодированную в крое и орнаменте.

Женская одежда нганасан состоит из комбине, сшитого из ровдуги или замши. Спереди от груди книзу прикреплено шесть медных полумесяцев с узорами. На каждой штанине внизу по семь трубочек с медными кольцами. На правом боку на цепочке из больших медных колец висит железное дугообразное огниво, рядом прикреплен крюк для очистки трубки и кисет из замша, вышитый бисером. С левой стороны пришивается ремень с медными трубочками и бляхами на конце. В трубочках - палки.

Сверху комбине надевается длинная малица из оленьих шкур с застежкой, меховая изнутри и снаружи. Малицы расшиваются цветной кожей, черной и красной, полосками сукна, вышиваются белым оленьим волосом и снабжаются пушистыми воротниками. На голове шапка - капор, обшитый собачьим мехом.

Мужская одежда называется Лу. Женская и мужская одежда отличается головным убором. У женщин шапка - капор, у мужчин - плотно облегающий головной убор. Одежда шьется по конструктивному канону. Орнаменты располагаются параллельно конструктивным линиям, прекрасно подчеркивая крой и общий силуэт костюма, орнаментные ленты соединяются кантами из цветного сукна и обшиваются белым подшейным волосом.

Образ жизни, мировоззрение, занятия нганасан отражались в устном народном творчестве. Свой фольклор нганасаны делят на две большие части:

Ситаби - героические поэмы о богатырях и дюрумэ - остальные прозаические жанры.

Произведения устного народного творчества знали почти все нганасаны: и мужчины, и женщины, поэтому у них нет специальных исполнителей и профессиональных певцов. Знатоками были оленеводы и охотники.

Ситаби - очень длинные произведения героического характера. Их поют иногда в течение суток. Язык необычен, сложен и вычурен. Это затрудняет перевод на русский. В этих произведениях воспеваются бесчисленные стада оленей, герои сказаний одеты в ненецкую одежду или в одежду сказочных богатырей из меди и железа. И чумы у них железные.

Дюрумэ - дословно означает вести, известия, различные сказки.

Нганасанские пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями. Песни - импровизации (басы) и иносказательные частушки (кайнганарю). В основном они относятся к дюрумэ. Их могли исполнять все нганасанские мужчины.

У нганасан отсутствовали какие-либо всенародные состязания, но были состязания двух молодых людей, которые заключались в том, что, сидя по обеим сторонам своей избранницы, они сочиняли свои иносказательные песни - импровизации, соперничая в остроумии. Тот из них, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, не смог ответить на него, считался побежденным и дарил победителю какое-либо металлическое украшение.

К нганасанским песням можно отнести шаманские песни. Они также носят иносказательный характер, и каждая из них - посвящение определенной дямады.

Песни шаманских дамяды петь не в соответствующей обстановке, как бы между прочим - значит навлекать на себя недовольство, гнев как реакцию на ненужное дерганье, поднимание без надобности. Они могут затоптать надоедливого человека, то есть он может умереть”.

Эти песни-заклинания шаманы поют в течение своих сеансов камлания. Своей песней-заклинанием он призывает определенного дамяды для решения задачи.

В начале и в конце шаман исполняет одну и ту же песню, посвященную одному и тому же зверю.

Охраняя благополучие своих сородичей, шаманы очень часто в своих песнях-заклинаниях просили духов счастья для людей, процветания, здоровья. Уже в наше время великий Демниме в одном из своих сеансов просил у дямады благополучия для своих сородичей, чтобы духи отвратили молодежь от пьянства, чтобы молодые нганасаны не заглядывали в горло бутылки.

главными сверхъестественными существами является нгуо, баруси, коча, дямады. Нганасаны олицетворяют нгуо с богом, баруси - с дьяволом. Нгуо в понимании нганасан - это матери различных стихий: воды, огня, земли, солнца, луны. Наряду с женским началом в окружающем мире есть у нганасан и мужские начала. Например: кое-нгуо (грома-бог). Но нгуо является и олицетворением болезни. Болезни называются коча.

Баруси связывают с сверхъестественными существами. Иногда их представляют страшными, иногда наивными. Но чаще всего его изображали как однорогое, одноглазое, однорукое существо. Нганасаны связывают нгуо с шаманами, баруси - никогда.

Дамяды в переводе на русский язык означает вороны, демоны, помощники шаманов.

Ненцы – еще один коренной народ Таймыра. Их язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи. На ненецком языке выходят газеты и передаются программы по радио. На нем издано несколько книг. Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.

В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.

К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя) - конусообразное сооружение. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушек-пастей и железных капканов. Из птиц добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили, в основном, летом.

Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.

Основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляли сами.

Для ненцев раньше был характерен отцовский (патриархальный) род (еркар). Мужчины составляли военную единицу. При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) - объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины - к разным. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.

В основе религии - вера в духов, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, доставляя им радость или огорчения. Приносили духам жертвоприношения. Хоронили в тесном гробу, знали о загробном мире, кладбища располагались на возвышенных местах.

Религиозные верования основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я -небя - "Мать земля" – старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.

По народным представлениям жизненная сущность человека (душа) проявлялась в виде крови, дыхания, тени, образа. Смерть - потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека).

Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.

Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение), когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако - словечко.

Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи - хозяева местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора - преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.

Энцы – одна из самых малочисленных народностей Таймыра, но сейчас их осталось совсем мало – 100человек. На энецком языке говорят всего несколько десятков человек, преимущественно старшего возраста. И, к сожалению, лишь старики знают сказки, легенды и песни на этом языке.

Энцы - небольшой народ живущий в настоящее время в Усть-енисейском и Дудинском районе Таймыра. Название энцы - искусственно созданное по аналогии с названием «ненцы» - из энецкого слова «эннэче», т.е. «человек», «мужчина». До сих пор они состоят из двух территориально разобщенных групп. Одни называют себя сомату - это тундровые энцы (или в прошлом хантайские самоеды). Материальная культура тундровых энцев почти не отличается от их восточных соседей - нганасан.

Вторая группа сама себя называет пэ-бай (т.е. лесные баи) - это лесные энцы. Материальная культура лесных энцев близка к культуре их западных соседей - ненцев.

У народностей Севера до сих пор сохранилось культовое верованиея, поддерживающееся шаманами - нойдами, хотя обращение их в христианство началось еще в 1526 году, когда были крещены кандалакшские лопари. Это первобытная религия, которая делит мир на три уровня: Верхний мир, Средний и Нижний. Обычные люди пребывают в Среднем мире, поэтому им просто невозможно обойтись без помощи посредника, имеющего доступ в другие миры, где обитают древние боги и духи умерших. Люди верят, что от этих духов и их поддержки зависит жизнь, здоровье и благосостояние всего племени. Таким посредником и является шаман, который путешествует по всем мирам Вселенной и вступает в контакт с разными духами. Обряд, который совершает шаман, чтобы вызвать духов и заручиться их поддержкой, называется камлание. Считается, что не каждый человек может стать шаманом, а только тот, у кого в семье уже были предки-шаманы.

Народы Крайнего Севера называются малыми и малочисленными потому, что численность их невелика, от нескольких тысяч до нескольких сотен и даже десятков. Но историческое культурное значение каждого, даже самого маленького народа не зависит от его численности.

Список используемой литературы

  1. Легенды и мифы Севера. Под ред. Пошатоевой В.М..-М,-1985
  2. Аргиш в полвека.Сбореик.- Красноярск.. - 1980
  3. Таймырские сказы. – Красноярск. – 1982
  4. Попова М.И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. – 5. Красноярск. – т.2. – 1995
  5. Северные просторы, № 1-2. – 1996
  6. Северные просторы, № 5. – 1995
  7. Северные просторы, № 3-4. – 1994
  8. Северные просторы, №3-4. – 1993
  9. Мир Севера, № 1-2. – 1999
  10. Мир Севера, № 3-4. – 1999
  11. Куцев Г.Ф. М. – 1989. – с.169
  12. Седов К.Р Неотложные задачи сохранения и развития здоровья малочисленных народов Таймыра // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. – Норильск. – 1994. - с. 21-22
  13. Гольцова Т.В. Генетико-демографические проблемы развития нганасан в период разрушения традиционного культурно-хозяйственного уклада // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. – Норильск. – 1994. - с. 23-24
  14. Агаджанян Н.А. Экология человека на пороге XXI века // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. – Норильск. – 1994. - с. 45-49
  15. Новая жизнь народов Севера. Под ред. Васильев В.И и др. – М. – 1967.- 120 с.