Гражданская война в произведениях русских писателей хх века

Вообще тема гражд. войны – это ведущая тема прозы, драматургии и поэзии 20-х гг. Создается огромное кол-во разнообр. произв-й, романы, повести, рассказы, очерки, все с разных точек зраения, т.к. нет еще жесткой цензуры, т.к. авторам необх. зафиксировать этот совсем недавний момент истории. Это попытки осознать войну как явление, представ. хар-ры людей, попавш. в колесо истории. В 20-е гг. в России романы, повести, рассказы о войне пишут: Серафимович («Железный поток»), Фурманов («Чапаев»), Бабель («Конармия»), Федин («Города и годы»), Леонов («Барсуки»), Шолохов («Донские рассказы», «Лазоревая степь», начало «Тихого Дона», закончил в 30-е), Фадеев («Разгром»1927), Малышкин («Падение Даира»), Булгаков («Белая гвардия»1924), Лавренев (рассказы), Платонов («Сокровенный человек», «Чевенгур»).

Первые 2 романа о гр. войне появл-ся в 1921 – это роман Зазубрина «Два мира» и роман Пильняка «Голый год» . Зазубрин был мобилиз. сначала в Колчаковск. армию, но бежал оттуда к красным, увидев издеват-ва над красными со стороны колчаковцев. (Кр. Армию он описал позднее в повести «Щепка» ).

В эмиграции Гражд. война и революция также находят свое отраж. в прозе, война воспринимаются более однозначно: «Окаянные дни» Бунина, «Взвихренная Русь» Ремизова, «Солнце мертвых» Шмелева, рассказы Газданова и «Вечер у Клэр» и др.

Серафимович. «Железный поток». Роман. Здесь наиб. ярко выраж. эта идея: человек в потоке истории.. Железный поток истории перемалыв. всех, кто стоит у него на пути, даже если человек и не сам выбрал себе это место:

Фадеев. «Разгром». Роман (1927). Среди хар-ров, представл. в романе, выдел-ся своеобр. треугольник: Левинсон на вершине, Мечик и Морозка. Левинсон – идеал руководителя партизанского отряда. Он спокоен, выдержан, вынослив, Левинсон, как своеобр. стержень отряда, остается в живых. Только в конце романа он проявл. слабость: плачет о смерти своего юного помощн. Морозка, сын шахтера, сам шахтер, в отлич. от Левинсона, весь на виду, он открыт, импульсивен, есть в нем что-то бесшабашно-бунтарское:. Мечик – интеллиг. мальчик, «чистенький», «желторотый», только после гимназии. После ранения он попад. в отряд Левинсона. Он давно уже проклинает себя за то, что ушел к партизанам, в отлич. от Левинсона и Морозки не видит смысла в том, что делает, а видит лишь то, что его обижают. Мечик, озабоченный только своим существов-ем, когда его посылают дозорным вперед отряда, натыкается на казаков и спасает собств. жизнь, вместо того, чтобы предупред. отряд и погибнуть. Когда же он поним., что сделал подлость, ему станов-ся жаль не погибающ. из-за него людей, а себя-прежнего, «такого хорошего и честного, никому не желавшего зла».

Булгаков. «Белая гвардия». Роман (1923-1924). Задуман в 1921, Задумана была трилогия, и «Белая гвардия» первонач. называлась «Полночный крест» (или «Белый крест»). вывод-ся ряд образов, Это семья Турбиных, друзья семьи – Мышлаевский, Карась, Шервинский, полковник Най-Турс, для которых честь важнее всего.

Бабель. «Конармия». Доминантой стало изображ-е персонажей конармейцев изнутри, с помощью их собств. голосов..В такой сказовой стилистике были написаны новеллы «Соль», «Измена», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионовича», «Письмо» и др. Много новелл было написано от имени интеллиг. рассказчика Лютова. Его одиноч-во, его отчужд-ть, его содрогающееся при виде жестокости сердце, его стремл-е слиться с массой, которая грубее, чем он, но и победительнее, его любопытство, его внешний вид - все это биографич. напоминало Б.

Рассказы Лавренева 20-х гг. («41», «7-й спутник»).

«Сорок первый» (1924). В бою в туркестанск. пустыне остаются в живых 25 красноарм-цев: «малиновый комиссар Евсюков, двадцать три и Марютка».. Нападают на караван, а там офицер и еще 5 чел., отстреливаются. Марютка хочет уже офицера подстрелить, 41-го своего, но промахивается от холода,. берут его в плен, Захваченный офицер оказыв-ся синеглазым красавцем по фамилии Говоруха-Отрок. На Арале попадают в бурю, двоих, что были с поручиком и Марюткой, смывает за борт. Марютка с офицером добираются до о-ва Барсы.

«Седьмой спутник» (1926-1927). Кр. содерж-е. Действие происх. в 1918-1919, в Петербурге и окрестностях. Гл. герой рассказа Евгений Павлович Адамов – пожилой человек, бывш. генерал, профессор юр. академии.. Голодное время, он идет на базар продавать запонки и видит на стене постановл-е о преследов. бывших в отместку за покуш. на Ленина (воззвание о красном терроре). В тот же день его забирают в арестный дом.

В двух этих рассказах Л. выводится образ военного интеллигента . Но это интеллигенты, сделавш. разный выбор. Поручик Говоруха-Отрок воюет на стороне Колчака, и помыслить не может ни о чем ином. Другое дело – Е.П. Он осознает с одной стороны, что «все криво стало», но с другой – говорит о новой власти «Не судим, да не осудят и нас», ему кажется, что с города, с улиц облетает некая шелуха, но при этом город похож не на больного, а на выздоравливающего

Изображение гражданской войны в произведениях писателей 20 века

11 класс

Презентацию подготовила: Косырева Нина Петровна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 87 г. Воронеж



Александр Серафимович «Железный поток» 1924г.

«А вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море, неохватимо теряясь

пятнами бронзовых лиц. Седобородые старики, бабы с измученными лицами, веселые глаза дивчат; ребятишки шныряют между ногами – и все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат.

Александр Серафимович главное внимание акцентировал на изображении гражданской войны как «революционного потока». Он не стремится изобразить конкретного человека, его судьбу - у него историю делает некая безликая масса, захваченная стремлением изменить мир.


«Ординарец Морозка, отгоняя плетью осатаневших цесарок, сушил на брезенте овес.

- Свезешь в отряд Шалдыбы, - сказал Левинсон, протягивая пакет. Морозка недовольно отвернул голову, заиграл плеткой - ехать не хотелось. Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего - нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо.»

Александр Фадеев «Разгром» 1924-1926

В изображении А.Фадеева гражданская война - это исторический разлом, который разделил людей на две противоположные, враждующие стороны. Его привлекают люди, которые разными путями пришли в революцию. Он уже рисует индивидуальные портреты, показывает проявления героического в людях, которые не похожи на героев.


Борис Лавренев «Сорок первый» 1924 г.

Борис Лавренев изображал не столько события гражданской войны, сколько судьбы людей, их чувства, которые проявляются вне зависимости от социальных катаклизмов.

Красноармеец Марютка оказалась в силу обстоятельств на пустынном острове посреди Каспийского моря с синеглазым белогвардейским поручиком по фамилии Говоруха-Отрок. Она должна была ненавидеть его классовой ненавистью, а вместо этого между героями вспыхнула любовь…

Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку.

В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее недоуменно-жалостно.

Она шлепнулась коленями в воду, попыталась приподнять мертвую, изуродованную голову и вдруг упала на труп, колотясь, пачкая лицо в багровых сгустках, и завыла низким, гнетущим воем:

Родненький мой! Что ж я наделала? Очнись, болезный мой! Синегла-азенький!


Михаил Булгаков. «Белая гвардия»

О трудных судьбах интеллигенции в революции и гражданской войне рассказывает роман М.Булгакова «Белая гвардия»

Привычный, казалось бы, устойчивый и прочный мир рухнул в одно мгновение. Куда идти? В каком сражаться стане? Эти непростые вопросы задают себе герои романа братья Турбины и их друзья. Писатель пронзительно правдиво передал трагедию людей, для которых слово «честь» было основой поведения.

Он показал, какой хаос и разруху несут любые социальные катаклизмы простым людям


- Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

- Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…

Михаил Шолохов «Донские рассказы»

Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…

Особое место в изображении гражданской войны занимает писатель Михаил Шолохов, впервые появившийся в литературе со сборником «Донские рассказы».

Война предстала перед читателем страшной, кровавой, разрубающей пополам жизнь не только односельчан, но и родных по крови людей, членов одной семьи.


М. Шолохов «Тихий Дон». Великий роман великого писателя

Трагические события гражданской войны показаны на судьбе простого казака Григория Мелехова. Тяжелый путь разочарований, поражений и потерь проходит главный герой. Война калечит не только тело, но и душу человека – вот главный итог романа




Любая эпоха, в которой происходят глобальные исторические события, меняющие ход истории, остается на страницах книг.

Писатели позволяют нам приблизить время, посмотреть пристальней на историю своей страны, ощутить её не через сухие строки документов, а через судьбы героев, живших в то непростое время


Ещё раз вспомним имена поэтов и писателей:

Александр Серафимович «Железный поток»

Александр Фадеев «Разгром»

Борис Лавренев «Сорок первый»

Михаил Булгаков «Белая гвардия»

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Поэты гражданской войны:

Асеев, Луговской, Светлов, Багрицкий

Домашнее задание. (по выбору или по вариантам) 1. Написать отзыв о любом поэте или писателе, о творчестве которого вы услышали на уроке. 2. Сделать сообщение об одном из произведений, исключая роман Шолохова «Тихий Дон»

Революция - слишком масштабное событие, чтобы не быть отраженным в литературе, и редкий писатель, её переживший никак не коснулся её в своем творчестве.

Существуют разные подходы к этой теме. Скажем «Конармия» Бабеля или «Донские рассказы» Шолохова - это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна, а «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова - классический роман. У разных писателей события подаются с разных точек зрения: у Серафимовича в «Железном потоке» - с точки зрения народа, у Булгакова и большинства эмигрантских писателей - с точки зрения дворянства. Шолохов вообще исследует не борьбу угнетателей и угнетенных, а противоречия, которые возникают в самом народе в ходе братоубийственной войны. Существует еще один подход к теме - исторический. Марк Алданов в романе «Девятое термидора» описывает не нашу революцию, а французскую. Революция для этого автора - не просто смена власти или даже социальной формации, а взрыв животных инстинктов, возвращение человечества в зверское состояние. Он пишет: «Страшна революция не против монархии, а против носового платка», то есть - против культуры.

И все же среди множества мнений можно выделить два основных подхода к данной теме. Удобнее всего будет проанализировать этот процесс на примере двух романов - «Разгрома» Фадеева и «Белой гвардии» Булгакова.

Персонажи Булгакова - это русская интеллигенция, дворянство, офицерство, и события изложены с их точки зрения. Герои Фадеева же - люди из народа (единственный, кого худо-бедно можно назвать «интеллигентом» - Мечик, подан как представитель «мелкой буржуазии»). Эти два писателя находятся в разных лагерях и, соответственно, у Булгакова представители простого народа, «мужички - богоносцы Достоевские» представлены отрицательно. Этим людям все равно, где белые, где красные, они заботятся только о себе, а интеллигенция предстает перед нами как хранительница народной памяти, великой культуры и твердых нравственных принципов. У Фадеева же все наоборот. Культурный и образованный Мечик оказывается предателем, в нем нет внутренней силы, позволяющей следовать за народом и служить ему. Морозко же, как олицетворение простого народа, хотя и несколько импульсивен, но интуитивно чувствует правду.

Есть у Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». Показателен образ Левинсона, который не останавливается ни перед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. Его можно сравнить с Хлудовым из булгаковского «Бега», но Хлудов в конце драмы понимает свою ошибку, осознает пагубность этой идеи. Левинсон же, напротив, убежден в своей правоте, и Фадеев оправдывает его.

Естественно, из всего вышеперечисленного видно, что у Фадеева и Булгакова диаметрально противоположные взгляды на саму революцию. Если у Фадеева это событие представлено как необходимое и закономерное, которое освободило народ (и в целом, несмотря на трагические судьбы героев, роман «Разгром» - вещь оптимистическая), то для Булгакова революция - прообраз апокалипсиса, гибель старой России, уничтожение культуры и всего, что дорого человеку.

Мы видим, что такое грандиозное событие никого не могло оставить равнодушным. Могут существовать разные мнения по этому поводу, но то, как революция была отражена в разных произведениях разных писателей, может помочь и нам, потомкам, разобраться во всем, осознать и осмыслить свою историю...

«Литература XX века» - Проблема преподавания литературы. А.Блок «Возмедие». Проблема периодизации литературы. Двадцатый век… Проблема существования Союза писателей. Исторические события. Периодизация литературы ХХ века. Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы. Литература русского Зарубежья. Возвращенная литература.

«Литература Октябрьской революции» - Отношение к народу. М. Горький в «Несвоевременных мыслях». Послеоктябрьская публицистика. В.Короленко. Часть русской интеллигенции. Писательская публицистика. Письма и дневники. День и ночь. Общее. Отношение к революции.

«Акмеизм в литературе» - Акмеизм. Ключевые категории акмеизма. Владимир Нарбут. Поэтика акмеизма. М. Зенкевич. Отличительные черты акмеизма. М. Зенкевич и В. Нарбут. Реакция на символизм. Модернистское течение. Стихотворения В. Нарбута. Поэты-акмеисты.

«Футуризм в литературе 20 века» - Футуризм. Владимир Владимирович Маяковский. Велимир. Динамизм велосипедиста. Николай Дулгерофф. Игорь Северянин. Пабло Пикассо. Казимир Малевич. Футуризм в литературе и искусстве. Термин "футуризм". Алексей Крученых. Футуристская архитектура. Фортунато Деперо. Аэроплан над поездом. Умберто Боччони.

«Литература 20-30 годов» - Анна Андреевна Ахматова. Все задыхается и вымирает»… Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима… Не солдатами – номерами Помирали мы, помирали! Какой же день избрать для Памяти? Да, можно убить человека. Вернуть людям право на память… Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово…

«Литература 50-80-х годов» - Романы о молодёжи. Бронзовый век. Городская проза. Проза. Ждановщина. Размышляющая очерковая проза. Александр Валентинович Вампилов. Драматургия. Лагерная проза. Всесоюзный съезд писателей. Фестиваль молодёжи. Михаил Михайлович Рощин. Авторская песня. Великая Отечественная война. «Окопная» правда о войне.

Всего в теме 19 презентаций

Овчинников Фёдор

Сопоставлены образы героев, ключевые эпизоды, авторское отношение к изображаемому в произведениях;

Составлен словарик литературоведческих терминов и примеров лексики, отражающей период Гражданской войны

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Изображение Гражданской войны в отечественной литературе 20-ых годов XX века» Составитель: Овчинников Ф. А., ученик 10 «А» класса Руководитель: Жуковская Е. В., учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 Хабаровск - 2018

Рассматриваемые произведения А. А. Фадеев, «Разгром », первая публикация: 1927г. М. А. Булгаков, «Белая гвардия», первая публикация: 1925г. И. Э. Бабель «Конармия», первая публикация: 1926г.

Цель и задачи Цель: сопоставление изображения гражданской войны в произведениях отечественных авторов 20-х годов Задачи: Прочитать произведения: А. А. Фадеев, «Разгром » , М. А. Булгаков, «Белая гвардия » , И. Э. Бабель «Конармия » ; Сопоставить образы героев и ключевые эпизоды в данных произведениях и авторское отношение к изображаемому; Составить словарик литературоведческих терминов и примеров лексики, отражающей период Гражданской войны.

Александр Александрович Фадеев Исаак Эммануилович Бабель Михаил Афанасьевич Булгаков Авторы произведений

Ключевые персонажи в романе А. А. Фадеева « Разгром» Левинсон - командир отряда, сын торговца подержанной мебелью. Павел Мечик - интеллигентный молодой человек, окончивший гимназию. Морозка (Иван Морозов) – ординарец Левинсона, шахтер 27-ми лет.

Ключевые персонажи в книге И. Э. Бабеля «Конармия» Лютов - главный герой-рассказчик цикла, фигурирующий в большинстве рассказов; еврей-одессит, брошенный женой; кандидат прав Петербургского университета.

Ключевые персонажи в романе М. Ф. Булгакова «Белая гвардия» Алексей Турбин - самый старший в семье, военный врач, 28 лет. Николай Турбин - самый младший в семье Турбиных, 17 лет, юнкер.

Фрагменты из романа А. А. Фадеева «Разгром» Конфискация свиньи у корейца «– Стреляйте, все равно,– махнул Левинсон и сморщился, словно стрелять должны были в него» Убийство Фролова «Левинсон хотел было назвать одним словом то единственное, что оставалось им, но, видно, слово это было настолько трудным, что он не смог его выговорить. Сташинский взглянул на него с опаской и удивлением и... понял.» «Кривя побелевшие губы, знобясь и страшно мигая одним глазом, Сташинский поднес мензурку. Фролов поддержал ее обеими руками и выпил.»

Фрагменты из книги И. Э. Бабеля «Конармия» Переход через Збруч «- Пане, - говорит она мне, - вы кричите со сна и вы бросаетесь. Я постелю вам в другом углу, потому что вы толкаете моего папашу... Она поднимает с полу худые свои ноги и круглый живот и снимает одеяло с заснувшего человека. Мертвый старик лежит там, закинувшись навзничь. Глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежит в его бороде, как кусок свинца.» Смерть Долгушова «Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки ползли на колени, и удары сердца были видны.»

Фрагменты из романа М. Ф. Булгакова «Белая гвардия» Убийство Фельдмана «Хорошо и то, что Фельдман умер легкой смертью. Некогда было сотнику Галаньбе. Поэтому он просто отмахнул шашкой Фельдману по голове.» Отступление юнкеров « Най-Турс подскочил к Николке вплотную, взмахнул левой свободной рукой и оборвал с Николки сначала левый, а затем правый погон. Вощеные лучшие нитки лопнули с треском, причем правый погон отлетел с шинельным мясом.»

Художественные средства в романе А. А. Фадеева «Разгром» «Лес распахнулся перед ними совсем неожиданно – простором высокого голубого неба и ярко-рыжего поля, облитого солнцем и скошенного, стлавшегося на две стороны, куда хватал глаз. На той стороне, у вербняка, сквозь который синела полноводная речица, – красуясь золотистыми шапками жирных стогов и скирд, виднелся ток. Там шла своя – веселая, звучная и хлопотливая – жизнь.»

Художественные средства в книге И. Э. Бабеля «Конармия» «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря. Тихая Волынь изгибается, Волынь уходит от нас в жемчужный туман березовых рощ, она вползает в цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля. Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами. Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу. Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов.»

Художественны средства в романе М. Ф. Булгакова «Белая гвардия» «Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу - коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками.» «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром»

Экранизации «Разгром»: 1931 - «Разгром». Режиссёр Николай Береснев; 1958 - «Юность наших отцов»(«Разгром»). Режиссёры: Михаил Калик, Борис Рыцарев; «Белая гвардия» и «Дни Турбиных »: 2012 - «Белая гвардия». Режиссёр Сергей Снежкин; 1979 - «Дни Турбиных ». Режиссер Владимир Басов; 1970 - «Бег». Режиссёры: Александр Алов и Владимир Наумов.

Словарик литературоведческих терминов Роман - литературный жанр, чаще прозаический, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Эпизод - с оставная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение. Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. Сказ - это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это - художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Словарик терминов Петлюровец – участник петлюровского белогвардейского движения; Начдив – начальник дивизии; Ординарец – военнослужащий офицер или рядовой, назначавшийся к войсковому штабу, к командиру или к почётному лицу для выполнения их поручений, главным образом, для связи и передачи приказаний. Шляхта – польское мелкопоместное дворянство.

Источники Конармия: Рассказы. – СПб. : Издательская группа « Лениздат », «Команда А», 2014. – 192с. Белая гвардия: роман / Булгаков Михаил Афанасьевич. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 352 с.– (Эксклюзив: Русская классика). Молодая гвардия. Роман. Разгром. Роман. Предисл. М Алексеева. Коммент. С. Преображенского. Оформ. Серии Б. Дехтерева. Ил. И оформ. тома О. Верейского. М., «Дет. Лит», 1977. 703 с. С ил. + фр. И нак. (Библиотека мировой литературы для детей, том 21). Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 7-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 464 с. Русская литература XX века. 11кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – в 2 ч. Ч 1 / В. В. Агеносов и др. ; Под ред. В. В Агеносова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. - 528с.: ил. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2.В А. Чалмаев, О.М. Михайлов, А. И. Павловский и др. ; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2002. – 384 с.: ил. – ISBN 5-09-011076-X. http:// www.bulgakov.ru http:// www.hrono.ru http://lib.ru

Выводы Произведения прочитаны; Сопоставлены образы героев, ключевые эпизоды, авторское отношение к изображаемому в произведениях; Составлен словарик литературоведческих терминов и примеров лексики, отражающей период Гражданской войны.