Готовые презентации на тему мертвые души. Презентация на тему: Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души» (9 класс). Образы в «Мёртвых душах»













































1 из 44

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Исторический. В крепостной России начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. «Мёртвые души» – это умершие крестьяне, ещё числящиеся в ревизских списках.

№ слайда 5

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Реальный. За условным обозначением умершего – мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характерами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопоставление мёртвого и живого.

№ слайда 6

Описание слайда:

Смысл названия поэмы. Метафорический (переносный). А.Герцен: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». «Мёртвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. Физически помещики и чиновники существуют. Но физическое бытие не есть ещё человеческая жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни» – мертвы. Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».

№ слайда 7

Описание слайда:

Манилов (II глава) Портрет «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

№ слайда 8

Описание слайда:

Манилов (II глава) Интерьер Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно его-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла не хватило. Имена детей: Фемистоклюс и Алкид (взяты из истории Древней Греции). Мечтает о постройке подземного хода через пруд.

№ слайда 9

Описание слайда:

Манилов (II глава) Характеристика «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Заботится о процветании человечества. Результаты его труда – пустые мечты и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

№ слайда 10

Описание слайда:

Манилов (II глава) Реакция на предложение Чичикова Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил, что Чичиков спятил. Он не привык думать и не понимает, что благодаря Чичикову впутался в тёмное и преступное дело. Когда Чичиков убедил его в законности сделки и заговорил о цене, Манилов предложил подарить «мёртвые души» Чичикову, а купчую взять на себя. Он это и сделал – передал список своих крестьян, свернутый в трубочку и связанный розовой ленточкой.

№ слайда 11

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Портрет «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчёркивание её бездуховности.

№ слайда 12

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Интерьер У неё «хорошенькая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведёт и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в мешочках, но не умеет ими распорядиться – они лежат мёртвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Всё лежит на своих местах, есть даже верёвочки, которые «уже никуда не нужны».

№ слайда 13

Описание слайда:

Коробочка (III глава) Характеристика Главная черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность – её единственная добродетель. Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Интерьер Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь – шарманка. Её игра вдруг прерывается и звучит вальс или песня. Как только перестанет звучать шарманка, дудка в ней никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрёв в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

№ слайда 16

Описание слайда:

Ноздрёв (IV глава) Характеристика В 35 лет Ноздрёв такой же, как и в 18. Отсутствие развития – признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории». Груб, речь его наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света». Но всё это не приводит к обогащению, а только разоряет его. Ведёт себя нагло, вызывающе, агрессивно, его энергия превращается в разрушительную и скандальную суету. Главная его черта – самовлюблённость.

№ слайда 17

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Портрет «Человек здоровый и крепкий». Похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

№ слайда 18

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Интерьер В комнате «всё было прочно, неуклюже… и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома»; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»

№ слайда 19

Описание слайда:

Собакевич (V глава) Характеристика Расчётливый хозяин. Вокруг него всё прочно, всё в изобилии; в деревне всё добротно и надёжно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчёркивается его сила, здоровье, степенность. А у души требования только гастрономические. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчёркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты – грубая прижимистость и цинизм.

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Портрет Непонятно, кто это – «баба или мужик». «…платье неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…»; «…маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши…» (эта деталь подчёркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

№ слайда 22

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Интерьер Имение – «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад, который подчёркивает трагизм запустения и вымирания. Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нём уныло, темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь – остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но всё пропадает, всё в запустении. Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

№ слайда 23

Описание слайда:

Плюшкин (VI глава) Характеристика Фамилия подчёркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души. Только этому помещику дана биография, показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ трагическим. Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Классификация чиновников Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, даёт саркастическую характеристику каждой группе. «Низшие» – это невзрачные писари и секретари (обычно горькие пьяницы). «Тонкие» – средняя прослойка. «Толстые» – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

№ слайда 27

Описание слайда:

Портреты чиновников Иван Антонович Кувшинное рыло – типичный чиновник, который вымогает взятки у посетителей, пользуясь своим положением. Губернатор – добряк, который вышивает по тюлю (как о руководителе о нём сказать больше нечего). Прокурор – человек, всегда бездумно подписывающий бумаги. Чичиков на похоронах невольно приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

№ слайда 28

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Сюжетная связь Историю о капитане рассказывает почтмейстер, желая внушить чиновникам, что Чичиков есть никто иной, как капитан Копейкин. Однако рассказ его никого не убедил. На первый взгляд никакого отношения к сюжету произведения эта глава не имеет (нет общих действующих лиц и связи событий), но тема омертвения человеческой души является главной и здесь.

№ слайда 29

Описание слайда:

«Повесть о капитане Копейкине» (X глава) Кто такой капитан Копейкин Капитан Копейкин – инвалид войны 1812 г, простой и честный человек. Несмотря на увечья и боевые заслуги, герой войны не имеет даже полагающейся ему пенсии. Пытаясь найти помощь в столице, сталкивается с бюрократией и равнодушием. Министр, к которому он обратился, приказал выдворить за пределы столицы дерзкого просителя. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах шайку разбойников.

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) Наказ отца «…угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

Описание слайда:

Павел Иванович Чичиков (XI глава) На службе Начав службу, сумел выделиться среди невзрачных служащих, «представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков». Для продвижения по службе угождал начальнику, «влюбил» в себя его дочь и стал человеком заметным. Потеряв «тёплое» местечко, поменял два-три места работы, «добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом потерял почти всё.

№ слайда 35

Описание слайда:

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Помещики Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всём внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мёртвые. Нельзя назвать «живой душой» ни пустого мечтателя Манилова, ни крепколобую хозяйку Коробочку, ни похожего на помещика-кулака Собакевича. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мёртвой» душой – омертвение происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.

№ слайда 38

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чичиков Чичиков оказался в своём стремлении к приобретательству жаднее Коробочки, черствее Собакевича, наглее Ноздрёва. От помещиков он отличается предприимчивостью – это цивилизованный подлец, хозяин жизни. Расчёт сделал его «мёртвой» душой. Его идеал – копейка, женитьба для него – выгодная сделка, пристрастия – чисто материальные. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Гоголь показывает появление в русской жизни человека без рода и титула, который пытается нажить капитал с помощью ума, изворотливости, приспособленчества.

№ слайда 39

Описание слайда:

«Мёртвые» души в поэме Чиновники Они обезличены. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду атласы, кисеи, головные уборы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки. Единственный признак индивидуальности – бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

№ слайда 40

Описание слайда:

«Живые» души в поэме - крестьяне Миру «мёртвых» душ противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Нельзя не почувствовать, как резко при этом меняется даже сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья и мягкая шутка. Тема народа проходит через все главы поэмы. Трагическая судьба обездоленного народа хорошо видна в образах крепостных людей. Полное отупение и одичание несёт человеку рабство.

Описание слайда:

Тема дороги Символ человеческой жизни Гоголь воспринимает жизнь как тяжёлый путь, полный испытаний, лишений, в конце которого ждёт горькое одиночество. Но писатель не считает жизнь бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Образ дороги – самостоятельный сквозной образ в поэме (им начинается поэма, им и заканчивается).

№ слайда 43

Описание слайда:

Тема дороги Судьба России – «птица–тройка» «Птица-тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полёт «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова.

№ слайда 44

Описание слайда:

Cлайд 1

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе) Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием. И.А.Гончаров. Репецкая З.И. учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия г.Обнинска

Cлайд 2

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

Cлайд 3

Цели: - Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - Повысить интерес к литературе. Задачи: - Развивающие: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию. - Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Cлайд 4

План урока: - Сатирическая направленность поэмы. - Образы помещиков и ваш взгляд на них. - Уроки Гоголя. - «Замашистый» язык Гоголя. - Традиции Гоголя и литературные аналогии.

Cлайд 5

Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку. Так над чем же смеётся, что критикует Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души»?

Cлайд 6

«Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Манилов

Cлайд 7

Манилов «Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»

Cлайд 8

Манилов Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ? Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии?

Cлайд 9

«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Коробочка

Cлайд 10

Настасья Петровна Коробочка «Иной и почтенный и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Cлайд 11

Коробочка Как характеризует Коробочку ее рассказ о «сгоревшем изнутри» кузнеце? В чем для нее заключается печальный смысл произошедшего?

Cлайд 12

«Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Ноздрёв

Cлайд 13

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

Cлайд 14

Ноздрёв и Чичиков Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Cлайд 15

«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Собакевич

Cлайд 16

Собакевич Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме», опытный хозяин, внешне похожий на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).

Cлайд 17

Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…». Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины? Собакевич за едой

Cлайд 18

«Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Плюшкин

Cлайд 19

Плюшкин Самое печальное, мрачное место – некогда богатое имение помещика Плюшкина, разоренное патологической скупостью хозяина. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

Cлайд 20

Плюшкин у сундука «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».

Cлайд 21

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

Cлайд 22

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем. Чичиков

Cлайд 23

Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

Cлайд 24

Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности. Не уходя от оксюморона, заключённого в названии – «Мёртвые души»,- скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи;

Cлайд 25

Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?

Cлайд 26

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

Cлайд 27

Губернатор Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседне вные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Cлайд 28

Иван Антонович «кувшинное рыло» Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.В. ГОГОЛЬ ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Учитель Борисова Н.И.

Развитие сюжета 1 глава. Приезд Чичикова в губернский город. Экспозиция. Завязка. 2 глава. Чичиков в усадьбе Манилова. 3 глава. Чичиков у Коробочки. 4 глава. Чичиков на постоялом дворе и в доме Ноздрёва. Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены Рассуждение о «тонких и толстых». Рассуждения о двух типах характеров. «Об оттенках и тонкостях обращения». Мысль о живучести Ноздрёвых. Учитель Борисова Н.И.

5 глава. Чичиков в усадьбе Собакевича. 6 глава. Чичиков у Плюшкина. 7 глава. Чичиков в городе. В гражданской палате. 8 глава. Бал у губернатора. Кульминация. Чичиков – « мильонщик ». Катастрофа. Чичиков «о славной бабешке». Автор «о метком русском слове» и «бойком русском уме». Воспоминания автора о юности. Размышления о человеке «И до какой ничтожности..» О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым. О силе исправника. Учитель Борисова Н.И.

9 глава. Смута в городе. 10 глава. Растерянность чиновников. 11 глава. Бегство Чичикова из города. О бунте крестьян имения Вшивая-Спесь. Повесть о капитане Копейкине. «Русь! Русь!» Дорога… Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое- подлеце. Тройка. Учитель Борисова Н.И.

Господский дом. Усадьба. Деревня. Портрет. Хозяйство. Интерьер. Обед. Разговор о продаже «мертвых душ».

Манилов В Манилове нет ничего отрицательного,… Он не совершил ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного, в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки.

Коробочка Настасья Петровна В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, закостенелого и омертвевшего в своей ограниченности. Но эта « туповатость » своей определенностью лучше пустоты Манилова – ни умной, ни глупой, ни доброй, ни злой

Ноздрёв Ноздрев – хвастун, болтун, лихач и дебошир, кутила и спорщик. Гоголь сводит Чичикова с Ноздревым в трактире на дороге, а дорога у писателя символизирует путь в будущее, а значит для этого героя есть надежда на спасение.

Собакевич Хозяйственность Собакевича словно проецируется на образ скаредного Плюшкина, сгущаясь в последнем до крайности. Тем не менее, Собакевич – первый в чреде гоголевских типов, кто соотносится с героями второго тома, где герои должны предстать пусть не идеальными, но уже очистившимися от многих страстей.

Плюшкин Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, настороженность и подозрительность. Но его страсть к накопительству – следствие одиночества. Именно он должен был по замыслу Н.В.Гоголя появиться нравственно возрожденным.

Деликатен как Манилов Способен копить как Коробочка Чичиков соотносится со всеми героями поэмы Может кутнуть и солгать не хуже Ноздрева Прижимист и деловит как Собакевич В бережливости на уступит Плюшкину

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н. В. Гоголь. Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Учитель Борисова Н.И.


Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь "Мёртвые души"

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатого помещика. Детство прошло в Васильевке Миргородского уезда. 2 года учился в Полтавском уездном училище, потом в Нежинской гимназии высших наук, после чего едет в Петербург в надежде устроиться на службу. Пробует себя в роли актера, профессора, учителя, но ничего не получилось. А роль путешественника Гоголь освоил с лёгкостью, побывал он в Германии, в Швейцарии, в Париже, в Риме, в Франкфурте, в Дюссельдорфе, в Ницце, в Остенде, в Палестине, в Иерусалиме, редко возвращаясь в Петербург и в Москву. Окончательное возвращение в Россию было в 1848 году, где он поселяется в доме графа Толстого, а через 4 года Гоголь, впав в мрачное уныние, умирает. Сначала был похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, где вскоре его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

Слайд 3

"Мёртвые души" 1 том
«Мёртвые души» . Н.В.Гоголь сам обозначил жанр произведения как поэму. Первый том был издан в 1842 году. Сюжет поэмы был подсказан А. Пушкиным. Сюжет растянулся на предлинный роман. Первые главы Гоголь прочитал Пушкину, а дальнейшую работу продолжил за границей(1836 – 1839). Вернувшись в Россию, он готовил свою рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 выяснились препятствия к публикации рукописи. Опасаясь цензурного запрета, Гоголь в Санкт -Петербург переправил рукописи и попросил друзей помочь с прохождением цензуры. 9 марта 1842 года книга разрешена цензором А.Никитенко, однако с изменениями. Вскоре вышла книга под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н.Гоголя».

Слайд 4

Образ Чичикова
Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нём совмещены разные качества помещиков. Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Павел Иванович принадлежит к бедной дворянской семье. Умирая, отец его ничего не сказал о чести, долге, достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности. Окончив учёбу, поступил в казённую палату, где угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.

Слайд 5

Чичиков постиг «великую тайну нравиться», с каждым из персонажей он говорит на его языке. В этом герое живёт ещё душа, но каждый раз, делая всё для своей выгоды и строя счастье на бедах других, он убивает её. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство – оружие Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Для Чичикова деньги – средство, а не цель. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремлённость. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Всё это говорит о явном его превосходстве.

Слайд 6

Образ Манилова
Манилов иронически обыгрывается Гоголем. Он пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Характер героя не определён, неуловим. Он мечтатель, мечты которого оторваны от действительности. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно. Манилов типичный, серый, нехарактерный. В кабинете его лежит книжка с закладкой на 14 странице. Разговор Манилова придаёт оттенок бесплодной речи: «Как было бы хорошо, если бы жить эдак вместе, пофилософствовать». Думать о реальной жизни этот герой не способен.

Слайд 7

Но есть и положительные качества у Манилова - гостеприимство, восторженность, симпатии. Это был бесхозяйственный, непрактичный, равнодушный к своим крестьянам помещик. Печать серости, неопределённости лежит на всём, что окружает Манилова: серый день, серые избы. И в доме у Героя всё неопрятно, тускло. Он проводит время в одиночестве, где ему приходят в голову фантастические проекты. В Манилове нет ничего отрицательного, но и нет ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Гоголь подчёркивает пустоту и ничтожность героя.

Слайд 8

Образ Коробочки
Образ Коробочки Гоголь относит к числу тех, «небольших помещиц», которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни – упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в поместье все следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает перспектива что-то пропустить.

Слайд 9

Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «крепколобая и дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову «мёртвых душ». В финале Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и аристократической дамы. Помещица бережлива, живёт замкнуто в своём поместье. Ограниченность и тупоумие довершают характер ее. Она владеет натуральным хозяйством, торгует всем, что имеет. В её доме всё устроено по старинке, она аккуратно хранит вещи и копит деньги. Гоголь хочет показать, что тупость Коробочки не такое уж редкое явление.

Слайд 10

Образ Ноздрёва
Ноздрёв – мастер «лить пули». Он безбашенный хвастун и несусветный враль, пройдоха, скандалист, наглый, вызывающий, агрессивный. Поведение его в обществе никого не шокирует. Но дружбы он никогда не лишался. Ноздрёв во многих отношениях был многосторонний человек, наделённый феноменальной способностью врать без нужды, надувать в карты, спускать всё дотла. В Ноздрёве видим своеобразную «широкую натуру», он способен с лёгким сердцем проигрывать в карты большие деньги, а обыграв, тут же пустить всё по ветру, накупить много ненужных вещей. Равнодушен к своим детям, отдав их няньке, не интересуется их жизнью, проблемами. Это– плут и дебошир; приглашая людей в гости, он каждый раз умудряется затеять скандал… Гоголь описывает Ноздрёва как никчемного хозяина, кутилу и мота, которому подумать о будущем совершенно некогда.

Слайд 11

Образ Собакевича
Собакевич Михайло Семёнович – помещик, чьё имя и внешность указывают на могучесть его натуры. Собакевич - хозяйственный человек, расчётливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он выглядит положительным человеком. Немногословен, обладает железной хваткой, нелегко его обмануть. С самого начала образ Собакевича связывается с темой денег, хозяйственности, расчёта. Главное для него цена, всё остальное не интересует. При торговле Собакевич расхваливает свой товар и успевает надуть Чичикова. В его доме нет архитектурной красоты, на стенах висят картины, похожие на самого хозяина. Собакевич – это тип русского кулака, крепкого, расчётливого хозяина. Крестьянам его живётся неплохо. Живёт он исключительно в современности. От природы наделён многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Собакевич - один из помещиков, у которого много шансов на новое возрождение.

Слайд 12

Образ Плюшкина
Степан Плюшкин – последний продавец «мёртвых душ». Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе Плюшкина автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, окна закрыты тряпьем. Здесь всё безжизненно. Помещик давно уже не знает, что у него творится в хозяйстве. Плюшкин – то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, маленькие глазки, засаленный халат – все это говорит о полном «выпадении» героя из богатого помещика и из жизни вообще. До смерти жены Степан был рачительным и богатым помещиком, но со смертью жены он стал подозрительнее и скупее, а после неприятностей детей его душа ожесточилась. Гоголь описывает Степана Плюшкина как безжизненного, мёртвого человека.

Слайд 13

Отношение помещиков к Чичикову. Его раскрытие.
В поэме «Мёртвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников, крестьян. Из всех героев Гоголь выделяет только одного – Павла Ивановича Чичикова. Приехав в город, Чичиков со всеми сближается. В каждой главе мы видим всё новые его возможности: с Маниловым он приторнолюбезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив, с Ноздрёвым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим великодушием… Собирание ненужных вещей напоминает привычки Плюшкина, это мы видим в ненужной афише, где он сорвал, пришёл домой, а прочитав, положил в ларчик; неопределённость и маниловская любовь к фразе напоминает Манилова; мелочность – Коробочку; самовлюблённость – Ноздрёва; грубая прижимистость, холодный цинизм – Собакевича; жадность – Плюшкина.

Слайд 14

Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях. Помещики же отзывались о нём по-разному, Манилов был от него без памяти; Собакевич даже уделил внимание сообщить о Чичикове жене; Плюшкин видел в нём добродетеля; Коробочка видела в нём покупателя её товара; Ноздрёв – компаньона. Но после слухов помещики поменяли своё мнение о нём и видели в нём разбойника. Они обдумывали цели покупки мёртвых душ, способы предотвращения похищения губернаторской дочери…. Чичиков вынужден бежать из города, но он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему «счастью», и всё остальное для него неважно.

Слайд 15

Образ светских дам
Дамы города были презентабельны. Что касается этикета, то они могли вести себя, соблюдать тон, множество приличий самых тонких, демонстрировали моду в самых последних мелочах, в чём опередили даже дам петербургских и московских. Одевались с большим вкусом, разъезжали по городу в колясках, сзади покачивался лакей. Визитная карточка для них была священной. Из – за неё две дамы могли поссориться, даже мужья или близкие родственники не могли их примирить. Насчёт занятия первых мест происходило тоже множество сцен, внушавшим мужьям рыцарские понятия о заступничестве. Дуэли между ними не происходило, но зато каждый старался напакостить другому. В нравах дамы были строги, казнили без пощады всякие слабости, противились всего порочного и разных соблазнов. Эти дамы отличались необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях.

Слайд 16

Образ капитана Копейкина
Тема разоблачения чиновничества в поэме «Мёртвые души» переплетается с темой крепостничества. Гоголь везде высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придаёт жизненный характер: обличает правительство.

Слайд 17

По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Копейкин, которому оторвало руку и ногу, чуть умирает с голода. Он кое – как добирается до столицы, приютившись в трактире, пытается добиться справедливости в высшей комиссии. Но чиновники везде были одинаковые – это бездушные существа. Добиться справедливости не смог. Капитана высылают из Москвы и вскоре образуется новая шайка разбойников. Здесь мы видим Копейкина целенаправленным, храбрым правоведом, целеустремленным, решительным, добивающимся своего… Но почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как у Чичикова целы и руки, и ноги…

Слайд 18

Почему Гоголь сжёг 2 том "Мёртвые души"
Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитином бульваре. Именно там он сжёг второй том «мёртвых душ». 2 том «мёртвых душ» - главный труд писателя, результат его религиозных исканий, труд, в который он вложил всю правду о России, всю любовь к ней. Однако в жизни писателя наступил переломный момент… Началось всё со смерти жены его друга. С этого момента Гоголь постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. С 11 на 12 февраля 1852 он приказал принести тетради с рукописью 2 тома «Мёртвых душ» и поджёг свечой в камине. Утром Гоголь был сам поражён своим порывом, но было уже поздно…

Слайд 19

"Мёртвые души" 2 том
Гоголь предлагал сделать поэму трёхтомной, и писал 2 том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить перерождение Чичикова. Работу над ним Гоголь начал в 1840 году. При работе над 2 томом значение произведения вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел не -реализуемым. Когда Гоголь сжёг 2 том, то после его смерти черновые записи 4 глав были обнаружены. Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который хлопотал о его издании. Гоголь в своей поэме сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, но и помещиков, живущих за чужой счёт. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственного мира не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Слайд 20

Методические ресурсы
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23895/
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/gogol.html
http://www.litra.ru/composition/work/woid/00067301184773069574/