Философские представления о социальных качествах человека кратко. Помогите пожалуйста философские представления о социальных качествах человека в средневековья

Урок № 2

Философские представления о социальных качествах человека
Бинарная природа человека

Человек и животное: сходство и различие

Вывод: природа человека двуедина (бинарна):

1.Человек - существо природное (биологическое);

2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации.

Социализация - (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.
Потребности и интересы человека.

Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо

необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,

социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности

обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.

Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система

базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности

от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,

жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,

уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с

другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении

успеха, служебном росте и т. д.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда

удовлетворены предыдущие.

Интерес - осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется

благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
Урок № 3

Деятельность и мышление
Понятия деятельности и мышления

Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе.

Мышление – специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
^ Специфика деятельности

Отличие активности животных от деятельности человека

Структура деятельности

Деятельность включает в себя цель , средства,

Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),

Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.

Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.

Виды деятельности:


  • Труд – преобразование человеком окружающей среды;

  • Игра – имитация реальных действий;

  • Учение - приобретение ЗУН;

  • Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.
Урок № 4

Понятие личности

Личность – существо становящееся.
Становление – философская категория, характеризующая противоречивый процесс формирования какого-либо субъекта или явления.

Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?

Факторы формирования личности

1. Воспитание;

2. Деятельность;

3. Общество и его культура.

Многообразие мира общения

Общение является сущностной характеристикой человека.

Что есть человек с точки зрения Бубера?

Рассматривая человека-одиночку, как он есть, видишь человека настолько, насколько мы видим месяц на ночном небе, образ полного круга составляет лишь человек с человеком.

Мы приблизимся к ответу на вопрос «Что есть человек?» после того, как научимся видеть в нём существо, в чьей органической способности быть вдвоём совершается и опознаётся встреча Одного и Другого.
БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром).
ВЫВОД:

С точки зрения М. Бубера, человек – это диалог.

Мартин Бубер выделял два основных слова, характеризующих отношение человека к миру:

Я – ТЫ и Я – ОНО.

В чём особенность этих слов?

Почему философ называет их основными?
ГОВОРЯТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР. Что это значит? Человек обследует поверхность вещей и знакомится с ними. Он добывает сведения об их структуре; он приобретает знания. Он узнает то, что присуще вещам. Но не только знания открывают человеку мир. Ибо они открывают ему лишь тот мир, который состоит из Оно и Оно и Оно, из Он и Он и Он и Она и Она и Оно.

ЕСЛИ Я ОБРАЩЕН К ЧЕЛОВЕКУ, как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я-ТЫ, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей. Он уже не есть Он или Она, отграниченный от других Он и Она; он не есть точка, отнесенная к пространственно-временной сетке мира, и не структура, которую можно изучить и описать - непрочное объединение обозначенных словами свойств. Нет, лишенный всяких соседств и соединительных нитей, он есть Ты и заполняет собою небосвод. Не то, чтобы не было ничего другого, кроме него, но все другое живет в его свете.

ВЫВОД:

Когда я говорю основное слово Я – ОНО, то другой человек для меня – вещь среди вещей. Когда я говорю основное слово Я – ТЫ, то другой человек становится для меня самым главным в мире, я начинаю смотреть на мир его глазами.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


  1. Какой смысл вкладывает писатель в слово «приручить»?

  2. Как понимать слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?

Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.

Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

Добрый день, - отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

Кто вы? - спросил он, пораженный.

Мы - розы, - отвечали розы.

Вот как... - промолвил Маленький принц. И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня

тоже..." А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть,

навсегда... какой же я после этого принц..."

Он лег в траву и заплакал.

Человек - существо природное (биологическое);


2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации.


Социализация - (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.

Потребности и интересы человека.


Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо


необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,


социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности


обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).


Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.


Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система


базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности


от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:


а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,


жилище, отдыхе и др.);


б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,


уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)


Вторичные же потребности включают в себя:


а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с


другими людьми деятельности);


б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении


успеха, служебном росте и т. д.);


в) духовные (потребности в самовыражении).


Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда


удовлетворены предыдущие.


Интерес - осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.


Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется


благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.


Деятельность и мышление

Понятия деятельности и мышления


Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе.


Мышление – специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

^ Специфика деятельности


Отличие активности животных от деятельности человека

^ Активность животных

Деятельность человека

Инстинктивная

Разумная, целеполагающая

^ Носит приспособительный характер

Активно изменяет окружающую среду

Используются только природные предметы в качестве орудия

Создаётся нечто новое, то, чего нет в природе

Структура деятельности


Деятельность включает в себя цель, средства,


Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),


Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.


Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.


Виды деятельности:

Труд – преобразование человеком окружающей среды;

Игра – имитация реальных действий;

Учение - приобретение ЗУН;

Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.

Понятие личности

Индивидуальность

Личность

Особь, каждый самостоятельно существующий организм

Неповторимое своеобразие отдельного индивида

Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

Личность – существо становящееся.


Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?


Факторы формирования личности


1. Воспитание;


2. Деятельность;


3. Общество и его культура.

Социальные качества людей - в широком смысле - вся совокупность черт их психологического, духовного облика, формирующихся под воздействием небиологической природы человеческого существа, а социальных факторов, общественной среды и проявляющихся в их социально значимом поведении, в образе жизни. В том числе в качестве таковых выступают и приобретающие «социальную окраску» проявления человеческой жизнедеятельности, порождаемые в своей основе природными, биологическими факторами. Например, следование людей принятым в обществе (вообще и в конкретном обществе) способам приема пищи, удовлетворения сексуальных потребностей, приверженность к соответствующей обычаям и моде одежде, типам жилища и др. Но большая часть социальных качеств в полной мере, без всяких биологических предпосылок формируется под воздействием совместной жизнедеятельности людей, влиянием общественной среды и различных социальных институтов.

Совокупность С.к.л. можно представить в виде следующей системы (не претендуя на исчерпывающее их перечисление).

  • Интеллектуальные: образованность, т.е. владение в той или иной степени научными знаниями своего времени, приобщенность к иным достижениям духовной культуры, умение обучаться, анализировать и осмысливать явления объективной действительности, способность предвидеть последствия своих поступков и т.д.
  • Мировоззренческие: общие представления о началах, лежащих в основе мироздания и миропорядка, о месте в нем человека и смысле его жизни, чувства веры и надежды и т.п.
  • Нравственные: осознание требований общественной морали - как общих, так и относящихся к отдельным сферам жизнедеятельности (труду, быту, межличностному общению, взаимоотношениям с природой и др.), способность руководствоваться им в своем реальном поведении, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность.
  • Гражданско-политические: неравнодушие, заинтересованное отношение к проблемам жизни общества, стремление активно участвовать в решении этих проблем (общественная активность), патриотизм, интерес к политической жизни и конкретные политические и идеологические пристрастия, толерантность (терпимость) к новым взглядам, уважительное отношение к представителям других социальных слоев и другим народам, этническим группам.
  • Эстетические: способность эстетически осваивать действительность воспринимать проявление красоты в ней и в искусстве, пристрастия к определенным видам искусства и направлениям в нем.
  • Социально-хозяйственные: трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство.
  • Социально-бытовые: коммуникабельность, общительность, чувство долга перед семьей, забота о ней, о ее крепости и благополучии, тактичность в отношениях с людьми.

Есть еще группа С.к.л., которые можно назвать побудительно-поведенческими и которые частично пересекаются с вышеперечисленными, но в значительной мере имеют и самостоятельную значимость: побуждающие людей к деятельности потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, традиционалистские или авангардистские ориентации в эстетических и бытовых пристрастиях, следование требованиям моды и др.

У конкретных людей степень развитости С.к.л. - как отдельных из них, так и всей их совокупности - различна: от высокого уровня до недостаточного и низкого, вплоть до практически полного отсутствия некоторых из них. При этом духовный облик человека нередко бывает внутренне противоречивым: одни С.к.л. у него развиты более или менее сильно, в то время как другие - слабо или вообще отсутствуют.

Слабое развитие или отсутствие некоторых из С.к.л. у значительной массы членов общества, например, эстетических чувств и пристрастий, ориентации на моду, коммуникабельности и т.п., придает определенную «окраску» жизни социума (в рамках общества в целом или какого-то менее масштабного человеческого сообщества), но существенного негативного влияния на эту жизнь не оказывает. Но большинство С.к.л. (уровень образования и культуры, нравственные и гражданско-политические качества и др.) через формирование образа жизни людей оказывают большое воздействие на нее. Поэтому, если у значительных масс людей они оказываются слабо развитыми, это весьма негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Тем более, что очень слабое развитие и отсутствие того или иного из этих качеств, имеющих большую социальную значимость, черт духовного облика и поведения человека оборачивается ее противоположностью, что придает соответствующему проявлению жизнедеятельности личности асоциальный и даже антисоциальный характер. Отсутствие интереса к политике и политической активности оборачивается аполитичностью, отсутствие законопослушности - противоправным, вплоть до преступного поведением, слабые нравственные устои - безнравственностью, непорядочностью, толерантности - расовой, национальной, религиозной нетерпимостью и т.д.

С.к.л. формируются всем укладом общественной жизни, ходом объективных процессов функционирования и развития общества, семейным воспитанием и влиянием среды ближайшего социального окружения. Вместе с тем в их формировании и развитии большую роль играет целенаправленная деятельность различных социальных институтов - государство, общественно-политических организаций, образовательных учреждений, СМИ. Формирование и развитие С.к. людей образует особый комплекс задач социальной политики, даже если в конкретных социально-политических обстоятельствах соответствующие задачи не формируются в документах, определяющих содержание социальной политики. Это вытекает из фундаментальных теоретических представлений о ее сущности. Главное назначение этого направления политики - обеспечивать решение социальных проблем. А к ним относятся не только негативные явления в условиях жизни людей (на преодоление чего в большей мере оказывается направленной социальная политика), но и в образе их жизни, т.е. в содержании жизнедеятельности, что непосредственно детерминируется тем, каков характер присущих массам членов общества С.к.л.

Социальная политика может воздействовать на формирование и развитие С.к.л., непосредственно используя механизмы социального управления, следующими способами. Она задает ориентиры воспитательной работе, осуществляемой различными социальными институтами. Эту роль осуществляет социальная политика не только государства, но и различных партий и других негосударственных общественно-политических организаций. Поэтому ориентиры задаются в чем-то различающиеся между собой, поскольку различной является идеология этих организаций. И направленность государственной социальной политики также может зависеть от идеологии, если ею руководствуется государственная власть.

Социальная политика обеспечивает создание условий, которые способствуют формированию тех или иных С.к.л., условия для получения людьми образования, для их культурного развития, упрочения здорового образа жизни в быту и т.д.

В рамках реализации социальной политики используются такие механизмы социального управления, как «образцы поведения» (patterns), ориентируя на которые оказывается возможным формировать у людей полезные для жизни общества С.к.л. Например, если социальными институтами культивируются как достойные всемерного общественного признания и подражания образы людей, социально и политически активных, патриотов, высокообразованных, преисполненных чувства долга, ведущих здоровый образ жизни и т.д., это способствует формированию у многих людей соответствующих С.к.л.

Тема 1. «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».

План

1. Философские представления о социальных качествах человека. Природа и сущность человека.

2. Проблема познаваемости мира. Основной закон философии.

3. Общение. Свобода, как условие самореализации личности.

4. Деятельность и её формы.

5. Общество, как сложная система.

1.Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости ) - особая форма познания мира. К задачам философии относится изучение всеобщих законов развития общества, изучение самого процесса познания, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично - материя или сознание?» и другие.

Проблема происхождения человека - вечно волновала человечества. В науке (философии, биологии, физиологии, психологии и др.) нет единого мнения на этот счёт.

Теория происхождения человека путём эволюции (дарвинизм) называет человека результатом развития от простых форм к сложным под воздействием окружающей среды.

В настоящее время в целом существует три основных версии происхождения человека.

Версия 1. Божественная. Изложена во всех священных Писаниях.

Доказательства: Семь этапов становления вселенной, мужское начало первично относительно женского, химический состав человеческого тела соответствует каолину (фарфоровая глина) и др.

Версия 2. Инопланетная. Человек гость на земле.

Доказательства: человек обладает правом свободного выбора, очевидны несовершенства строения человеческого тела. Земное притяжение порождает не характерные для животных заболевания (артериальное давление, болезни опорно-двигательного аппарата и др.).

Версия 3. Эволюционная. Дарвинизм.

Ч.Дарвин (1809 -1882)- английский естествоиспытатель и путешественник .

Эволюция (лат.) – медленное, постепенное развитие, изменяемость живых организмов под воздействием окружающей среды

Антропогенез (греч .)– процесс развития человека как вида от простых человекообразных форм к сложным формам.

Социальный дарвинизм – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование в природе (выявлен Ч. Дарвином), распространяется на отношения в человеческом обществе. «Выживает сильнейший».

2.5 млн. лет – homo habilis

1 млн. лет - homo erectus

150 тыс. лет – homo sapiens

38-40 тыс. лет – homo sapiens sapiens (человек современный)

Антропогенез

Роджер Патэрсон 1967 г. (видео) произвёл киносъёмку

человекообразного существа на территории Северной Калифорнии в каньоне Блаф – Крик. Существо получило прозвище «снежный человек».

По внешним биометрическим показателям «снежный человек» соответствует параметрам Homo sapiens , который жил на земле 65 тысяч лет назад.

видео

Отличия человека от других живых существ:

Человек – существо, принадлежащее к двум разным мирам – природе и нравственности.

Человек способен управлять собственными инстинктами.

Человек – существо социальное (не способен выживать в одиночку)

Человек существо «многопрограммное»

Человек способен изготовлять орудия труда.

Человек имеет духовные потребности.

Человек имеет понятия добра и зла.

Врождённые качества человека называются – способности, талант и гениальность.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Талант – высшее проявление способностей.

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Гениальность связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Творчество – процесс создания нового.

Приобретённые качества человека формируются в ходе жизненной практики. А так же в процессе образования, воспитания и обучения.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный

носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

Личность – социальный (общественный) облик человека. Совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях, например, роль сына, (дочери), коллеги по работе, соседа по квартире и т.д. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются

соответствующие черты характера, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Характер - совокупность психических свойств отдельного человека.

Формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.

На вопрос обществознпние. билеты заданный автором Ерлан Эгенбердиев лучший ответ это Билет №7
2) Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.
Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.) , которые образуют институциональный порядок.
В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно социологу С. С. Фролову социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
По мнению социолога М. С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.
Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Социальный институт - это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты - учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.
Социальный институт - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках.
Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые) . Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.