Эстетическая и художественная культура личности. Эстетическая культура личности: понятие и структура

Слово эстетика происходит от греческого “айстетикос ” – чувствующий, чувственный относящийся к чувственному восприятию. Как известно, само понятие ввел Н.Баумгартен лишь в XYIII веке. Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности. Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия. При рассмотрении понятия эстетика можно вспомнить вербально созвучное ему понятие – этика, прерогативой которого является доброе (также как прерогатива науки – истинное). Прежде всего понятие эстетика относится к творению человеческих рук, и даже его действиям, а затем уже к чему-то, рожденному самой природой. В большинстве энциклопедий эстетика объясняется как учение о прекрасном (или об изящном у В.Даля) прежде всего в искусстве, а затем уже в жизни. Можно сделать вывод, что особая природа эстетики как науки состоит в её междисциплинарном характере. Эстетика ориентирована на выявление универсальных критериев для чувственного восприятия выразительных форм окружающего мира.

    Определение понятия «Эстетическое»

Эстетическое - наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен И. Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п., т.е. ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой.

    Определение понятия «Красота»

Одна из традиционных категорий эстетики. С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекрасного и нередко употребляется в этом смысле и доныне, особенно в обиходной речи. Однако уже с античности наметились и некоторые смысловые различия, хотя они никогда не были строго закрепленными. В отличие от более широкого смысла прекрасного, как категории из поля субъект-объектных отношений, К. является характеристикой только эстетического объекта. С ее помощью стремятся обозначить ту трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного, произведения искусства), которая приводит к генерации чувства прекрасного.

    Определение понятия «Прекрасное»

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями - утилитарными (польза), познавательными (истина), этическими (добро).

    Определение понятия «Гармоничное»

Гармония - созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери , Кеплера, Джордано Бруно , Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие.

    Определение понятия «безобразное»

Безобразное - категория эстетики, содержащая оценку предметов и явлений действительности как уродливых, низменных, противоположных представлениям о красоте и прекрасном. Б. в иск-ве вызывает в человеке отрицат. отношение к ужасному и уродливому, будит чувство протеста и стремления к прекрасному, дает представление о том, что должно быть. Представления о Б. зависят от нац., историч., классовых и вкусовых различий.

    Определение понятия «Эстетическое воспитание»

Эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно - экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

Труд человека, его поступки, отношения с другими людьми, а также переживания, стремления и идеалы носят различный с эстетической точки зрения характер. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными и др

    Определение понятия «Художественное воспитание»

Художественное воспитание - формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни.

9. Определение понятия «Культура»

В переносном смысле куль­тура - уход, улучшение, облагоражива­ние телесно-душевно-духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура -- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

11. Определение понятия «Эстетическая культура» Компоненты Эстетической культуры

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:

Эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами; - знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни; - овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства; степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира; - мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни; - потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

13. Эстетическое воспитание в эпоху Древнего мира

Эстетические идеи в Древнем мире были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания. Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально - экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи.

В период античности социально - экономическое развитие общества потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и образование. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания.

В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучение музыки, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инструменте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества.


Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Сибирская Академия Государственной Службы

Юридический факультет

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Культурология»
Тема «Эстетическая культура личности»

Выполнил студент:

                  группы ___________
                  _________________
                  Проверил:
                  _________________
                  _________________
НОВОСИБИРСК 2011
Содержание

Введение

Актуальность. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.
Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.
Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты.
Эстетическая культура? инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.
Эстетическая культура? важнейшее составляющее духовного облика личности. От его наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в культуре. Однако ее формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
Цель данной работы? изучение эстетической культуры личности.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи :
    Рассмотрение сущности и содержания эстетической культуры личности.
    Изучение эстетического воспитания и эстетического отношения к миру.
    Сущность и структура эстетической культуры личности
Эстетическая культура? состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.
История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступающих предметом человеческой рефлексии.
Эстетическая культура субъектов общества выступает элементом духовной культуры.
Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавершенном труде « Эстетика». Им было обозначено совершенное чувственное познание, вершина которого? красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвышающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика? это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общества, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и способы воспроизводства искусства.
Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент? искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин? «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание». Не употребляются также и словосочетание «искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее» только искусством).
Содержание художественно-эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы.
    Развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов.
    Мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в их функционирование.
    Утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов.
    Интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру.
    Гуманизм художественного мышления и деятельности.
    Многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.
Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий человека мир и самого человека с использованием категорий - «художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основных является категория «художественное». Она имеет несколько значений. Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведению действительности в художественных образах. Например, художественная литература, художественное творчество, художественное мышление, художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся к произведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры, графики и т.п. как художественные выставки). Категория «художественный» применяется и для подчёркивания индивидуальных особенностей человека, его задатков и направленности: художественные наклонности ребенка, талант художника.
Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры.
Специфические особенности личности как объекта и субъекта культуры определяют и особенности структуры ее эстетической культуры.
По своей структуре эстетическая культура личности? сложное и многообразное образование. Можно выделить следующие ее основные компоненты.
Во-первых, необходимой составной частью эстетической культуры личности являются соответствующие знания. Один тип – это знания общекультурного, общеобразовательного порядка, в том числе искусствоведческие, философские, исторические и иные знания об эстетических объектах. Другой – знания непосредственно эстетические, которые предполагают не только знакомство, но и понимание, по крайней мере, основных эстетических категорий, особенностей эстетических и художественных закономерностей.
Эстетические знания являются базой эстетического развития личности. Сейчас, в эпоху научно-технической революции, в связи с возрастанием роли научного мышления вообще, вопрос об эстетической образованности личности становится особенно актуальным. Однако, как уже подчеркивалось, эстетическое сознание по своей природе является оценочным, поэтому эстетические знания – необходимый, но не единственный элемент эстетической культуры.
Путь к эстетическому идеалу? это путь нетрадиционного мышления, необходимо включающий в себя синтез культуры прошлого и настоящего. Это поистине путь «через тернии к звездам». И чтобы родить в себе «танцующую звезду» гармонии (Ф. Ницше), часто приходится преодолевать хаос незнания, предрассудков, мифологем.
Еще одним, наименее осязаемым, но, возможно, наиболее значительным элементом эстетического идеала, является его способность проявляться в сфере человеческого общения, сопереживания, создания атмосферы гуманитарной свободы, при которой только и возможно творчество. В своих высших проявлениях эта сторона эстетического идеала порождает подлинный талант, человеческий гений. Как писал Гегель, «хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одаренности, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли...». Культура же мысли невозможна вне человеческого общения, сотворчества.
    Эстетическое воспитание человека
Эстетическое воспитание личности происходит с раннего детства человека. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Как правило, выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях».
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.
Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного участия эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.
Эстетическая культура личности также проявляется в сфере быта, общественно-политической, в сфере досуга и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Художественная культура личности выступает важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально- коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.
    Эстетическое отношение к миру
Эстетическое отношение есть у каждого человека. Крошечный малыш с удовольствием слушает мелодичные напевы, обращает внимание на яркие цвета. Став старше, предпочитает те предметы, которые ему кажутся красивыми. А это уже не просто восприятие, это – оценка, что предполагает возможность выбора. То есть можно говорить об эстетическом отношении.
Возникает вопрос: является ли эстетическое отношение к миру врожденным или оно есть результат воспитания? Надо сказать, что это давняя проблема в эстетике и философии, по этому поводу было довольно много споров. Так, одни утверждали, что эстетическое дано нам от природы, другие – что оно есть только результат воспитания в обществе, то есть носит чисто социальный характер.
Сторонники первой позиции опирались на наблюдения живой природы, где красота звука, цвета, формы играют большую роль. Умение различать, выбирать относится и к окраске оперения, формам тела животного. Вот что писал по этому поводу Ч. Дарвин: «… Самцы некоторых птиц намеренно распускают свои перья и щеголяют яркими красками перед самками, тогда как другие, не имеющие красивых перьев, не кокетничают таким образом, ... самки любуются красотой самцов. Плащеносцы, убирающие с большим вкусом свои игральные беседки ярко окрашенными предметами, и некоторые колибри, украшающие таким же образом свои гнезда, ясно доказывают, что они имеют понятие о красоте» 1 .
Подобные наблюдения привели к умозаключению, что чувство красоты, и соответственно, эстетического у человека существует на биологическом уровне и является природным, врожденным качеством.

Представители такого подхода получили условное название «природников». К ним относится, например, Н.Г. Чернышевский, считавший, что «прекрасное есть жизнь, как мы ее понимаем...». «... Прекрасным кажется человеку округленность форм, полнота и свежесть; кажется прекрасным грациозность движений, потому что грациозным бывают движения какого-нибудь существа, когда оно «хорошо сложено». Некрасивым кажется все «неуклюжее», т.е. до некоторой степени уродливое по вашим понятиям. ... В лягушке к неприятности форм присоединяется еще то, что это животное покрыто холодной слизью, какою бывает покрыт труп; от этого лягушка делается от отвратительнее» 2 .
Вот и получается, что один и тот же предмет может вызывать прямо противоположные эстетические оценки.
С этим фактом столкнулись те, кто исследовал не жизнь природы, а жизнь людей: эстетические взгляды разных народов и одного и того не народа в разные времена отличались очень большой пестротой. То, что представлялось прекрасным одним, другим казалось безобразным. То, что вызывало восхищение в одно время, оставляло людей другой эпохи равнодушными.
На основании таких наблюдений возникло мнение, что красота существует лишь как чувство человека: то, что он считает прекрасным, то, следовательно, и прекрасно.
Таким образом, при ответе на вопрос, что такое эстетическое? введенное, природное или воспитанное, социальное, сложились две крайние точки зрения. Одни утверждали, что эстетическое объективно, то есть самостоятельно вне человека и независимо от него существует в мире. Другие считали, что эстетическое субъективно, то есть зависит лишь от понимания, ощущения самого человека, воспитанного в определенной среде.
Естественно, что сторонники каждого направления приводили доводы в защиту собственных взглядов и находили недостатки в противоположной теории. В процессе споров постепенно выяснилось, что истиной не владеет ни одна из крайностей, и лишний раз теоретики убедились в правоте Аристотеля, утверждавшего преимущество «золотой середины». Стало ясно, что истина находится где-то между этими полярными точками зрения.
И тогда возникло мнение, что эстетическое? это не объективный предмет, и не субъективное ощущение, а особое отношение между человеком (субъектом) и предметом, явлением (объектом). Другими словами: эстетическое всегда проявляется только в отношении к чему-либо: к вещи, свойству, самому человеку и т.д. Но отношений человека к миру очень много: познание, любовь, труд – вот некоторые примеры.
Прежде всего, выделим широту эстетического отношении: оно универсально. Это означает, что объектом эстетического может быть любой предмет, свойство, явление, существующие в мире.
Но ведь не все в мире вызывает в нас восхищение прекрасным или отвержение безобразного. Что-то оставляет нас равнодушными, не затрагивая наших эстетических чувств. Поэтому выделим следующее качество эстетического – это отношение удовольствия, наслаждения (гедонизм). Вкусная еда, удобная одежда и т.п. тоже доставляют человеку удовольствие, но не о всякой удобной одежде мы говорим, что она красива и даже, бывает, предпочитаем неудобную, но красивую (во всяком случае, ту, которую мы считаем красивой). Следовательно, речь идет не о любом наслаждении, удовольствии, а лишь о духовном.
Но человек может получать удовольствие и от решения: математической задачи, от выполненного долга, доброго дела и т.д. Это примеры духовного наслаждения, но не эстетического.
Получается, что эстетическое должно обладать еще каким-то признаком. И этот признак выделил немецкий, философ Иммануил Кант: эстетическое бесполезно, бескорыстно.
Дело в том, что эстетическое отношение к миру позволяет по-другому взглянуть на вещи: страшное, горестное, эстетически переосмысливаясь, становится трагическим. Нелепое, неуклюжее, несуразное, подвергаясь осмеянию, превращается в комическое. Великое, пугающее в эстетическом, отношении, воспринимается как возвышенное. Все эти примеры свидетельствуют о том, что эстетическое отношение вносит гармонию между миром и человеком, гармонизируем его жизнь. Это и есть еще один, причем чрезвычайно важный принцип эстетического.
Кроме того, эстетическое не может возникнуть по приказу или по указанию. Эстетическое отношение свободно, оно предполагает возможность выбора, совершаемого самим человеком.
и т.д.................

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

1) эстетико-ценностную ориентацию личности;

2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

3) развивает познавательную способность личности.

4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

Вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

Учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

Сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

1. Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

3. Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

4. Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

5. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности -- суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество -- форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

Воспитание нравственной культуры взаимосвязано с воспитанием эстетической культуры, также являющей­ся важнейшим компонентом духовной культуры личности.

Эстетическая культура - компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искус­ства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эсте­тической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, при­родоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.) учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, чувств, вкусов и убеждений, а также на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Средствами воспитания эстетической культуры являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида. В частности, в основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умение воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако в первую очередь нацелена на форми­рование художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и другие).

Рассмотрим возрастную специфику данного направления воспитания (см. таблицу 19).

Таблица 19

Возрастные особенности воспитания эстетической культуры личности

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование эстетического отношения к природе, обще­человеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства. Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природы. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобразительному искусству, архитектуре.

Обращение внимания на эстетику поведения и внешний вид детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т. п. с широким привлечением литературы, музыки, изобрази­тельного материала, видео-, кино-материалов, а также детской самодеятельности

Формирование полноценного эстетического (художественного) восприятия, способности к самостоятельным эстетическим оценкам; развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства, развитие умений и навыков художественно-творческой деятельности: формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде. Формирование эстетического восприятия произведений искусства в процессе эстетического просвещения (устные журналы, беседы, лекции, экскурсии в музеи, филармонию, театры и т. п.; просмотры видеофильмов, чтение книг по искусству), творческой деятельности подростков (конкурсы, выставки и т. п.). Формирование эстетических оценок учащихся в процессе написания отзывов, рецензий, статей, организации игр, вик­торин, работы с искусствоведческой литературой и т. п. Стимулирование подростков к эстетическому анализу произведений искусства. Формирование умений и навыков художественно-творческой деятельности средствами литературного, изобразительного творчества, театральной самодеятельности, которые не только способствуют эстетическому развитию подростков, но и удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками

Формирование эстетического компонента мировоззрения, развитие эмоционально-чувственной сферы, умений осознанного восприятия эстетики бытия, оценки произведений искусства и литературы, самооценки поведения и деятельности. Формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности. Организация творческих объединений на основе само-организации и самоуправления, в которых старшеклассники будут углублять свои знания в области национального и мирового искус­ства и литературы, развивать свои творческие способности

Понятие об эстетической культуре личности . Формирование эст-кой кул-ры - это процесс целенаправленного раз­вития способности личности к полноценному восприятию и пра­вильному пониманию прекрасного в искусстве и действительно­сти. Он предусматривает выработку системы худ-ных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворе­ние от того, что является действительно эстетически ценным. Од­новременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо­роться против уродливого, безобразного, низменного, а также го­товность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по своей натуре - худож­~к. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь жсоту. Эстетическое отношение человека к действительности обя­зано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание переживание труда как игры физ-их и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­~от фундамент эст-ого раз-ия личности.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эст-кого оформления ближайшего окружения и быта. Улучшение жилищных условий, повышение материального благосостояния, увеличение выпуска товаров народного потребления существенно изменяют предметный мир и вещное окружение, к-ые не мо­гут не участвовать в повышении уровня бытовой кул-ры.

Эстетическое восприятие природы . Природа - ничем не за­менимый источник прекрасного. Она дает богатейший матери­ал для развития эстетического чувства, наблюдательности, во­ображения. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению бла­годаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой зако­номерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношении к природе заключается в сохранении и приумноженииее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесе­ш ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Важно обеспечить эстетическую направленность природоох­ранительной деятельности уч-ся: проводить с ними наблюдения и опыты в уголке живой природы, на учебно-опытном школьном участке, организовать подкормку и охра­ну животных, охрану зеленых насаждений.

Формирование эстетической культуры средствами культуры .

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педа­-ке принято называть художественным воспитанием

Одно из действенных средств воспитания лит-го вку­са и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать лит-­ру как искусство слова, воспроизводить образы худ-го произведения в своем воображении, тонко подмечать св-ва и хар-ки действующих лиц, анализировать их поступ­ки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у чита­теля глубокие и яркие впечатления.

Основой музыкального воспитания в школе яв-ся хоровое пение, к-ое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, чув­ство ритма, гармонию, певческие навыки, худ-ый вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с основами музы­кальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к худ-ой кул-ре яв-ся преподавание изоб-ого искусства . Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живолиси, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фоно­тека, в которую включаются записи лучших исполнителей - со­листов, хоровых и оркестровых коллективов.