Древнеегипетский канон скульптура настенная живопись. Развитие живописи в древнем египте. Каноны живописи в Древнем Египте

Древнеегипетский канон изображения человека. - Лицо и ноги изображают в профиль; - верхняя часть туловища – анфас; - бёдра - на три четверти анфас; - глаза увеличены и подчёркнуты; - верхняя часть туловища – спереди; ноги внизу – сбоку; - мужчину как главу семьи изображают выше всех; жена – ниже плеча мужа; детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые; если дети совсем маленькие - их рисовали голыми. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.

Слайд 7 из презентации «Скульптура Древнего Египта» . Размер архива с презентацией 2558 КБ.

МХК 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Стиль барокко в архитектуре» - Шёнбрунн(Австрия). Ультрабарокко. Что такое барокко. Петергоф(Россия). Барокко в России. Самые крупные ансамбли барокко в мире. Карло Мадерна. Цвингер(Германия). Рококо. Характерные черты барокко. Версаль (Франция). Сармантское и виленское барокко. Стиль барокко. Аранхуэс(Испания).

«Музеи Лондона» - Музей Транспорта в Лондоне. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Гарри и Уильям в музее Мадам Тюссо. Музеи Лондона являются культурными ценностями. Список некоторых музеев Лондона. Уимблдонский музей большого тенниса. Британский музей. Дом-музей Шерлока Холмса. Коллекции картин, исторических ценностей. Национальная галерея Лондона. Изучение музеев Лондона. Музеи Лондона. Дом-музей Георга Фридриха Генделя.

«Скульптура Древнего Египта» - Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в Мемфисе. Звери, рыбы и птицы в росписи. Статуи фараонов. Остраконы. Бюст Нефертити. Фигурки работников и животных. Статуэтки кошек. Рельефы в Древнем Египте. Образцы рельефов. План презентации. Анубис. Скульптура Древнего Египта. Образцы росписи. Рельефы, статуи и росписи Древнего Египта. Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны египетских храмов.

«Известные скульптуры Древней Греции» - Скульптура Древней Эллады в современном мире. Венера Милосская. Триумф Венеры. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками. Фрагмент картины «Рождение Венеры». Мы хотим доказать, что пропорции которые считаются идеальными во всём мире были сформированы ещё до нашей эры в Древней Греции. Розовая Венера. Сальвадор Дали. Эталон красоты со временем постоянно менялся,но современный вариант был сформирован ещё в глубокой древности.

«Древнегреческие сосуды» - Использовался для питья. Горлышко достаточно расширено к кромке. Пелика - распространившаяся в Аттике форма амфоры. Имеют отверстие в нижнем узком конце. Амфора. Канфар. Псиктер. Амфора - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Псиктер помещался в жидкость, находящуюся в кратере. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра применялись для измерения жидкостей. Из истории декоративного искусства.

«Фонтаны мира» - Свето-музыкальный фонтан. Стеклянная пирамида. 10 самых красивых фонтанов мира. Киев. Самые красивые фонтаны. Фонтаны поражают своим величием и роскошью. Танцующий фонтан. Самые красивые фонтаны мира. Фонтаны. Огромный фонтан. Скорость выброса воды. Петергоф.

В мастерской скульпторы трудились на передвижных деревянных подмост­ках, которые позволяли одновременно работать нескольким мастерам, а также обрабатывать очень большие статуи. Скульпторов египтяне называли «санх», что значит «творящий жизнь», ведь они создавали дом для жизни души. Чтобы душа не ошиблась, мастер должен был как мож­но точнее передать в статуе черты лица. А для этого он делал гипсовый слепок с лица умершего, а порой еще живого человека, если тот заранее заботился о своей гробнице.

Традиция создавать скульптуры для гробниц определяла законы изображе­ния человека:

· статуи и бюсты создавались в расчете на то, что на них будут смотреть с определенной точки зрения - спереди;

· фигура стоит или сидит;

· голова поставлена прямо, а взгляд устремлен вдаль;

· ноги сомкнуты, руки прижаты к телу;

· поза скованная, застывшая;

· статуя тесно связана со стеной здания, часто за ее спиной сохраняется в виде фона часть того прямоугольного блока, из которого она была высечена;

· условная раскраска (статую мужчины окрашивали красно-коричневой краской, женщины - светло-желтой), позволявшая создать впечатление живого челове­ка и усилить портретное сходство.

Эти законы помогали создавать величественные образы людей, умерших и вос­кресших для новой, вечной, жизни людей. Они укрепляли веру в незыблемость вла­сти богов, фараонов и вельмож. К середине 111 тысячелетия до н. э. относится статуя Писца. Он сидит на земле, скрестив ноги. На коленях у него лежит свиток папируса. Главное внимание скульптор сосредоточил на лице своего героя. Его глаза широко раскрыты. Белки глаз сделаны из алебастра, зрачки - из серебра. Однако, взгляд его не поймать, он обращен в вечность, а легкая улыбка дополняет ощущение незыб­лемости вечной жизни.
Спустя столетия в египетском искусстве нарастает интерес к пе­редаче окружающего мира. Теперь фараона изображают не только как недоступного вла­дыку, а в кругу семьи, во время обеда, в колес­нице на улицах города. Портреты людей наполняются дыханием ЖИЗНИ.

Примером тому служит портрет прекрасной Нефертити, жены фарао­на Эхнатона. Его создал скульптор Тутмес в XIV веке до н. э. Мастер сумел передать тонкие черты лица, не­жный изгиб шеи, изящество и величавость царицы.

О высоком мастерстве египетских скульпторов можно судить по золотой маске Тутанхамона. Со­хранились записи профессора Дерри, который ис­следовал мумию этого фараона: «Золотая маска изображает Тутанхамона милым и благородным юношей. Тот, кому выпало счастье увидеть лицо мумии, может подтвердить, насколько точно и вер­но передал искусный художник черты усопшего фараона!».

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Тест 1.

Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

а) дворец в Кноссе; б) «Царская вилла» в Агиа-Триаде; в) крепость в Тиринфе; г) дворец-крепость в Микенах.

Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1) Архитрав; 2) Минотавр; 3) Аид; 4) Лабиринт

Тест 3.

Самая известная достопримечательность Кносского дворца: 1) круглая скульптура; 2) колоннада; 3) фресковая живопись ; 4) мозаики пола.

Тест 4.

Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название:

а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий; б) от названия материала, из которого изготовлялись изделия; в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство; г) от имени мастера этого ремесла; д) от названия одного из гончарных изделий.

Тест 5.

Песни в честь Дионисия назывались: 1) теориконом; 2) дионисием; 3) дифирамбом ; 4) кантом

Тест 6.

Свадебная песня у древних греков назвалась: 1) кантата; 2) хорал; 3) эпиталама ; 4) тропарь

Тест 7.

В течение V в. до н.э. создается ансамбль афинского Акрополя, куда вошли: а) Парфенон - храм Афины Девы; б) Пропилеи - парадный вход на Акрополь; в) храм Ники Аптерос (бескрылой Победы); г) храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону, и царю Эрехтею. Укажите, какие из этих сооружений были созданы архитекторами Калликратом и Иктином

Тест 8.

Храм Эрехтейон имел три различных портика, один из которых - портик кариатид. Почему этот портик имел такое название? Найдите правильный ответ среди предложенных вам вариантов:

а) в связи с расположением колонн портика в виде каре; б) в связи со скульптурным изображением стоящих женских фигур, которые служили опорой балки портика ; в) в связи с женскими фигурами, украшающими фронтон портика; г) в связи со скульпторами женщин, стоящих перед входом в храм со стороны портика.

Тест 9.

В IV веке до н.э. в Галикарнасе создается сооружение, представляющее собой 24-ступенчатую пирамиду высотой около 50 метров, увенчанную четверкой коней - квадригой. Что это за сооружение? Выберите правильный ответ:



а) алтарь Зевса; б) святилище Афины; в) усыпальница царя Мавсола; г) храм Посейдона.

Тест 10.

В классический период культуры Древней Греции были созданы такие скульптуры, как а) «Дорифор», б) «Афина и Марсий», в) «Зевс Олимпийский», г) «Дискобол», д) «Раненая амазонка», е) «Афина Промахос», ж) «Диадумен», з) «Афина Парфенос», и) «Гера», к) «Афина Лемния». Найдите среди перечисленных работ произведения скульптора Поликлета

Тест 11.

В IV веке до н.э. в греческой скульптуре на смену величавости, ясности и гармонии приходят драматический пафос, лиризм и грациозность. Создаются такие великолепные произведения, как а) «Менада», б) «Отдыхающий сатир», в) «Аполлон Бельведерский», г) «Гермес с младенцем Дионисом», д) «Надгробие юноши», е) «Афродита Книдская», ж) «Апоксиомен», з) «Аполлон, убивающий ящериц».

Укажите, какие работы принадлежат скульптору Праксителю.

Тест 12.

Скульптурный канон первым сформулировал : 1) Мирон; 2) Фидий; 3) Поликлет; 4) Пракситель.

Тест 13.

Родоначальником трагического жанра, "отцом трагедии" считается: 1) Эсхил ; 2) Софокл; 3) Аристофан; 4) Еврипид

Тест 14.

Отцом бытовой комедии является: 1) Эсхил; 2) Ксенофонт; 3) Аристофан; 4) Фукидид

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Тест 1.

В архитектуре этрусков обязательным элементом городского дома был атриум, представлявший собой: а) купольное сооружение из клиновидных балок; б) главный вход в. дом; в) главное помещение дома с отверстием в крыше и бассейном ; г) крытую галерею, соединяющую помещения дома.

Тест 2.

Этруски в VII-VI вв. до н.э. на погребальных урнах и саркофагах делали скульптурные изображения головы или фигуры покойного. Какой из перечисленных материалов употреблялся этрусками для изготовления погребальных урн и саркофагов.

а) мрамор ; б) гранит; в) терракота; г) бронза.

Тест 3.

В период Римской республики получает развитие скульптурный образ типа тогатуса, представлявшего собой: а) рельефное изображение государственных деятелей; б) скульптурное изображение знатных римлян; в) образ облаченного в тогу римлянина; г) скульптурные портреты в духе этрусского культа почитания предков.

Что такое тогатус? Выберите правильный ответ.

Тест 4.

Наукой всех наук в Риме считалась (лось): 1) военное дело; 2) философия ; 3) риторика; 4) юриспруденция

Тест 5.

В 81 году в Риме воздвигается одна из лучших триумфальных арок, представляющая собой двадцатиметровое мраморное сооружение, украшенное бронзовой скульптурной группой, изображающей императора и богиню победы на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Укажите, в честь какого императора была воздвигнута эта арка: а) Веспасиана; б) Августа; в) Тита; г) Тиберия; д) Нерона.

Тест 6.

Среди площадей императорского Рима выделялся грандиозными размерами Форум, построенный в 109-113 гг. На площади Форума была установлена конная статуя императора и возвышалась тридцатиметровая колонна, названная его именем. Укажите, в честь какого императора был создан этот Форум, установлена на нем колонна и конный монумент:

а) Августа; б) Веспасиана; в) Траяна; г) Нерона; д) Калигулы.

Тест 7.

В 211--216 гг. в Риме императором Каракаллой возводится одно из самых крупных сооружений. Что это было за сооружение? Выберите из нижеперечисленных:

а) Пантеон; б) акведук; в) термы; г) базилика.

Тест 8.

По распоряжению императора Адриана в 125 году на Марсовом поле возводят храм всех богов - Пантеон, имеющий оригинальную конструкцию, своеобразные пропорции и решения по освещению интерьера. «Око Пантеона» представляет собой а) вход в здание, б) проем в стене, в) отверстие в купольном перекрытии ; г) систему купольных отверстий.

Около 170 г. создается знаменитая конная статуя римскому императору - «философу на троне», записавшему в своем дневнике: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба -. загадочна, слава - недостоверна». Какому императору воздвигнут этот конный монумент:

а) Константину; б) Флавию; в) Марку Аврелию ; г) Октавиану Августу?

К произведениям величайших поэтов «золотого века» римской поэзии Вергилия, Горация, Овидия неоднократно обращались в своем творчестве поэты России. Так, А. С. Пушкин в стихотворениях «Баратынскому», «Чаадаеву» упоминает имя одного из этих поэтов, а в первой главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон.

Назовите полное имя великого римского поэта, которого упоминает в своих произведениях А. С. Пушкин.

Публий Овидий Назон

Контрольная работа для 10 класса

по теме «Художественная культура Древнего Египта»

    Перечислите основные периоды истории художественной культуры Древнего Египта.

(V- IV вв. до н.э.- додинастический период;

ХХХ – ХХVIII вв. до н.э. – раннее царство;

ХХVIII- ХХIII вв. до н.э. – древнее царство;

ХХI – ХVIII вв. до н.э. – среднее царство;

ХVI – ХI вв. до н.э. – новое царство;

ХI – 332 г. до н.э. – позднее время)

    Расскажите о верованиях египтян.

(испытывали чувство родства с живыми существами, населяющими землю. В мифологии сохранились поверья о происхождении человека от животного. Многоликость богов. Существовал ряд животных, птиц, насекомых, змей, которых обожествляли. В основе религии лежит мдея о вечной жизни человека).

    Бог Солнца –

а) Осирис;

б) Зевс;

в) Геракл;

г) Ра (г)

    Мумификация человеческого тела совершалась для того,

а) чтобы после смерти душа умершего человека смогла найти своё тело;

в) передать в музей восковых фигур (а)

    Первым восстал против многобожия и магии жрецов, утвердил культ единого Бога Солнца и провозгласил равенство перед ним всех племён и народов –

а) фараон Нармер;

б) фараон Аменхотеп IV – Эхнатон;

в) фараон Тутанхамон (б)

    Расскажите об особенности постройки пирамиды Джосера, назовите архитекторва проекта.

(архитектор Имхотеп, жрец, врач. Возводились в 3 этапа: первый 0 построена большая мастаба; второй – четырёхступенчатая пирамида;

2 -

третий – восточный фасад мастабы был доведён до шести ступеней; высота – более 60 метров)

    Мастаба – это

а) маленькая пирамида для вельмож;

б) прямоугольной формы усыпальница, по форме напоминавшая

скамью;

в) южная окраина Мемфиса (б)

    Самое большое сооружение, когда – либо построенное из камня:

а) пирамида Хеопса;

б) пирамида Осириса;

в) пирамида Хефрена (а)

    Расскажите, что вы знаете о «Книге мёртвых»?

(подробно описывается загробное странствование в загробный суд. В 125-й главе содержится текст оправдательной речи. Имеется специальное обращение к сердцу).

    Расскажите, что вы знаете о «Текстах пирамид»?

(писались зелёной краской – цвет жизни на стенах усыпальниц. Подробно описывалась счастливая жизнь владыки, вступающего в круг богов, попадающего в рай).

    Сфинкс – это

а) сакральный образ Хефрена в виде льва с головой фараона;

б) образ богини с человеческой головой и телом змеи;

в) памятник Хелопсу в виде мраморной скульптуры (а)

    Какие канонические установки сложились в египетской скульптуре. Приведите примеры.

(стоящие или сидящие люди в величавых позах с выдвинутой вперёд левой ногой с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Сходство с оригиналом. В глазницы вставляли кусочки алебастра и помещали драгоценный камень вместо зрачка. Например, принц Рахотеп и его жена; писец Каи).

    По канону египетского изобразительного искусства художники изображали человеческую фигуру на плоскости:

а) только в профиль;

б) только в фас;

в) поворачивали одновременно в фас и профиль (а)

3 -

    Расскажите о театре и музыке Древнего Египта.

(в городах разыгрывались мистерии. Большой популярностью пользовались действа, посвящённые Богу Осирису, его жизни, смерти, воскрешению. Добро побеждало зло – главная идея мистерии. Актёрами выступали жрецы).

    Назовите музыкальные инструменты, которыми пользовались египтяне.

(лютня, барабан, шумовые инструменты)

    Капитель – это

а) лепное украшение на стене здания;

б) изображение действий фараона при жизни на стенах гробниц;

в) венчающая часть колонны или столба (в)

    По мнению древних египтян, у человека имелось три души:

первая душа - … (имеет облик человека, от тела которого она отделилась);

вторая душа - … (представлялась в виде птицы с лицом человека);

третья душа - … (в виде солнечного луча)

4 –

АННОТАЦИЯ

Данная контрольная работа может быть проведена в 10 классе с целью проверки усвоения материала после изучения раздела «Художественная культура Древнего Египта» по программе Л.Рапацкой.

При необходимости задания могут быть разделены на два варианта.

Контрольная работа выполняется весь урок (45 минут).

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы - мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.
Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью . Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета - белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела - в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного