Диорамы в центральном музее великой отечественной войны. Куда сходить и что посмотреть на поклонной горе Зал славы на поклонной горе список

Посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны, созданных известными мастерами Студии военных художников им. М.Б.Грекова.

2. Приглашаю Вас посмотреть фрагменты диорам музея Великой Отечественной войны.

3. «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.»
В основу сюжета диорамы «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.» (автор - народный художник РФ Е.И. Данилевский) положены события, происходившие в ноябре - декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома Дмитровского района Московских и Уральских частей, прибывшие для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта.

4. В результате зимнего контрнаступления Красной Армии замысел гитлеровского командования по овладению Московской с северо-западного направления был сорван, враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Прямая угроза захвата столицы была ликвидирована.

5. «Блокада Ленинграда»
Эта диорама (автор - лауреат Государственной премии РФ художник Е.А. Корнеев) принципиально отличается от других: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа - канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальной топографии, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который воспринимается как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших 900 дней изнурительной блокады.

6. В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли и победили.

7.

8.

9. 27 января 1944 г. небо над широкой заснеженной Невой озарилось цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда.

10. «Сталинградская битва. Соединение фронтов»
В основу сюжета диорамы (авторы - народный художник РФ М.И. Самсонов, заслуженный художник А.М. Самсонов) положено историческое событие - соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач и поселка Советский.

11.

12. Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45-й и 69-й танковых бригад 4-го танкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Кравченко) с бойцами 36-й механизированной бригады 4-го механизированного корпуса (командир генерал-майор В.Т. Вольский).

13. Сталинградская битва, в которой участвовали с обеих сторон более 2 млн. человек, происходила на территории в 100 000 кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в пользу СССР и его союзников.

14. «Курская битва»
В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ Н.С. Присекин) положены исторические события лета 1943 г., завершившие коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге.

15. Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берет лишь один ее день - 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровке сошлись в лобовом сражении две танковые армады. С обеих сторон насчитывалось до 1 200 танков и самоходно-артиллерийских установок.

16. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести «гигантский огненный котел на красно-рыжей, как раскаленный металл, земле».

17. Сражение под Прохоровкой выиграли советские войска. Враг был измотан и обескровлен, по всему Курскому выступу началось его отступление.

18. 5 августа в честь освобождения Орла и Белгорода в Москве произведен первый салют. Курская битва завершилась 23 августа 1943 г. взятием Харькова.

19. «Форсирование Днепра»
В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ В.К. Дмитриевский) положено форсирование реки Днепр в сентябре - октябре 1943 г. на киевском направлении. Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу.

20. Идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли. Автор диорамы - участник Великой отечественной войны - считает эту переправу обобщенным образом всех днепровских переправ.

21. Он отдает дань памяти и уважения тем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании великой и могучей реки.

22. «Штурм Берлина»
Главным композиционным центром диорамы (автор - народный художник РФ В.М. Сибирский) выбрана северо-восточная часть парка Тиргартен с рейхстагом.

23. Сюда 29 апреля 1945 г., сломив сопротивление немецко-фашистских войск, вышли передовые части 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии - 150-я стрелковая дивизия генерал-майора В.М. Шатилова и 171-я стрелковая дивизия полковника А.И. Негоды.

24. Художник воспроизводит не только завершающий этап войны, но и отдельные героические подвиги советских воинов.

25. Всего советскими воинами на рейхстаге было установлено более 50 знамен и флагов.

26. В траншее мы видим полковника Ф.М. Зинченко с сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария, в руках одного из них - Знамя Победы, которое ранним вечером 30 апреля будет вооружено на крыше рейхстага.

27. 1 мая 1945 г. части 3-й Ударной и 8-й Гвардейской армий штурмовали рейхстаг. 2 мая к 15 часам сопротивление противника полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона сдались в плен. В ночь на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Музей Победы на Поклонной горе входит в комплекс парка Победы, являясь центральным зданием мемориала. С 22 июня 2017 музей получил новое сокращенное официальное название — Музей Победы. До этого он назывался Музей Великой Отечественной Войны.

Экспозиции размещены на четырех этажах. В музее проводятся организованные экскурсии с гидом, но возможен и индивидуальный осмотр. Помимо образцов подлинного вооружения и военной техники, символики и обмундирования участников сражений, отличием музея стали диорамы величайших сражений Великой Отечественной.

Посещение Музея Победы расширяет представления о значимом историческом периоде, знакомит с подлинными свидетельствами боевых событий и их непосредственными участниками. Вечный огонь и часовые у входа подчеркивают особый статус мемориала и его значимость.

При входе в Музей Победы размещены витрины и стенды с экспонатами – личными вещами, документами и наградами военачальников и рядовых бойцов. Представлены подлинные образцы оружия и обмундирования солдат и офицеров различных родов войск армий антигитлеровской коалиции и наших противников. Массивная лестница на следующий этаж занимает значительный объем.

В центре помещения первого этажа размещается Зал Памяти и скорби, с соответствующей наименованию скульптурной группой работы Кербеля.

Диорамы освещают картины с изображением батальных сцен решающих битв величайшей войны, унесшей жизни более 60 миллионов людей из разных государств, в том числе 27 миллионов наших соотечественников.

Следующий этаж музея вмещает основное количество предметов экспозиции. Зал Славы, находящийся в центральной части, представляет имена всех Героев Советского Союза, получивших высокие награды за подвиги во время минувшей войны. Перечислены также города – герои, удостоенные почетного наименования в память об их вкладе в победу над фашизмом. В центре – скульптурное изображение солдата Победы (автор – Зноб), у входа – бюсты летчиков Покрышкина и Кожедуба, по три раза награжденных звездой Героя.

Верхний этаж музея имеет представительный зал для тематических выставок, организуемых к памятным датам памятных исторических событий либо посвященных видам и родам войск и отдельным разновидностям вооружений. Здесь же портреты и бюсты маршалов и генералов, а также кавалеров главного полководческого ордена Победа. Красочное изображение этого ордена помещено во внутренней вершине купола, венчающего музейное здание.

Зал Памяти и скорби

После «вступительных» экспозиций посетители Музея Победы переходят в просторный зал, вдоль стен которого торжественно расположены тома Книги памяти. Это место посвящено памяти миллионов, отдавших жизнь за мир на земле.

Приглушенное освещение и хрустальные капли, слезами струящиеся с потолка, символизируют погибших и создают подобающую этому месту атмосферу.

Диорамы Музея Победы

Многие посетители называют самыми впечатляющими экспонатами музея диорамы великих сражений. В отличие от круговых (панорам) они выполнены на вогнутых поверхностях, также создающих впечатление перспективы. Задний план диорам выполняется чисто в живописной технике; передний иногда включает выпуклые элементы – горельефы и барельефы (разница – в степени рельефности), а также скульптурные изображения.

Оборона и контрнаступление под Москвой — это события первого военного года. Неожиданность немецкого нападения, неверие И. В. Сталина в разведданные о дате нападения позволили вражеским войскам развить наступление; Гитлером ставилась задача захватить Москву до наступления морозов.

Оборону держали отходившие войска; они срочно усиливались резервами Ставки и частями других фронтов. Занимали позиции и дивизии ополчения, сформированные из многочисленных добровольцев. Негодные к службе жители участвовали в строительстве оборонительных рубежей, влились в состав сил ПВО для нейтрализации зажигательных бомб.

Наиболее ожесточенные бои разгорелись в ноябре, однако 7 ноября состоялся парад, с которого войска следовали на боевые позиции. К началу декабря наступательный порыв врага стал выдыхаться. Появились предпосылки для активных ответных ударов Красной армии, и контрнаступление было спланировано и осуществлено.

Контрнаступлением 3-х обороняющихся фронтов руководили будущие прославленные полководцы Жуков, Конев и Тимошенко. Были разбиты многие танковые и пехотные соединения врага, вынуждены к отходу остальные подразделения.

План молниеносной войны – блицкрига был сорван, что укрепило боевой дух и уверенность в своих силах нашей армии. Непобедимость германской армии впервые была опровергнута.

Диорама, на которой иллюстрируется Сталинградская битва – одна из самых выразительных в экспозиции. Сражение готовилось гитлеровцами как ответ на неудачный штурм Москвы; целью был выход к Волге и установление контроля над важнейшей транспортной артерией нашей страны. Поэтому наступающие немецкие части имели превосходство в численном составе и боевой технике, что позволило вплотную приблизиться к реке и Сталинграду.

Сталинград стал фронтовым городом, подвергался массированным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха. К концу августа 1942 года противник вошел на окраины, завязались упорные уличные бои. Сражались за кварталы и дома, территории заводов; объекты неоднократно переходили из рук в руки. Мужеством и доблестью бойцов удалось Сталинград отстоять.

Ноябрь 1942 года был ознаменован блестящей контратакующей операцией Красной армии. Начатое 20 ноября наступление привело к окружению немецкой группировки фельдмаршала Паулюса в 330 тысяч человек. Противостояние продолжалось до февраля 1943 года, предложения о прекращении сопротивления немецкое командование не принимало.

Донскому фронту была дана команда на уничтожение; в ходе операции более 90 тысяч немецких солдат и офицеров во главе с Паулюсом были взяты в плен. И был все-таки подписан акт о капитуляции; немцы потерпели чувствительное поражение, сказавшееся на всем ходе войны.

Курское сражение, которому посвящена следующая диорама, во многом повлияло на весь ход войны в глобальном масштабе; происходила битва летом 1943 года, когда после сталинградской победы инициатива была в руках советских войск. Германия снова пыталась применить тактику блицкрига, собрав ударный кулак армейских группировок Юг и Центр.

Силами почти в миллион солдат и 2700 танков планировалось окружить и уничтожить войска Красной армии, замкнув курский выступ линии фронта. Окружения не получилось – командование наших войск заблаговременно ввело резервы, обеспечив превосходство в живой силе и бронетехнике.

В кровопролитных боях немецкие армии потеряли более 120 тысяч солдат, большое количество танков и потерпела сокрушительное поражение. Победу Красной армии во многом обеспечили разведывательные данные о вражеских планах. Немцам не помогло применение новейших мощных танков Тигр и Пантера – огонь реактивных минометов Катюша оказался мощнее.

Крупнейшая в истории танковая битва под Прохоровкой, окончившаяся победой советских войск, позволила развить стратегическое наступление.

Вскоре были взяты Орел и Харьков. Появились перспективы успешного развития событий в войне в целом.

Идея о создании в Москве Центрального музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов возникла еще в 1942 году. Инициатива исходила от Союза архитекторов страны, который объявил уже тогда конкурс на проектирование мемориального комплекса по случаю Победы, хотя до этого великого дня оставалось еще три долгих и тяжелых года.

В 1955 году уже Георгий Константинович Жуков в своей записке в ЦК КПСС напомнил о необходимости возведения такого мемориала.

Памятный камень на Поклонной горе по случаю начала создания в Москве мемориального комплекса в честь Великой Победы установили в 1958 году, и уже в 1961 здесь разбили парк.

После этого проводились многочисленные конкурсы, в которых принимали участие такие гранды архитектурного и художественного сообщества, как Евгений Викторович Вучетич, Михаил Васильевич Посохин и Николай Васильевич Томский, но до логического завершения так и не дошли - работы завершили уже их потомки Анатолий Трофимович Полянский, Владимир Михайлович Буданов и Зураб Константинович Церетели.

В конечном счете, работы по созданию мемориала Победы с музеем на Поклонной горе удалось завершить лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Экспозиция музейного комплекса

Основная цель Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в Москве - увековечить память о великом подвиге советских воинов в эти ужасные годы.

Помимо показа экспозиции, в залах на Поклонной горе ведется научная и просветительская работа, здесь проводят мероприятия по воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств и организуют тематические выставки по случаю знаменательных дат.

В четырехэтажном корпусе музея посетители проходят через различные тематические залы, могут рассмотреть богатую коллекцию предметов и стать свидетелем, пусть визуально, великих битв этой войны, посмотрев представленные диорамы.

Зал Полководцев

Именно этот зал открывает обширную экспозицию. Здесь находится галерея военачальников, награжденных орденом «Победы». Установленные по периметру бюсты героев изваял Зураб Церетели.

По кругу, на границе стен и свода, на геральдических щитах размещены изображения советских и российских орденов.

Далее, перед Залом Славы, устроена композиция «Щит и меч Победы», где в освещенной витрине находятся эти атрибуты, подаренные музею на Поклонной горе Правительством РФ в канун празднования 50-летнего юбилея Победы.

Зал Славы

Этот зал является центральным залом комплекса. Здесь изначально были увековечены имена только Героев Советского Союза, получивших это звание в 1941-1945 годах за подвиг и отвагу. Сегодня на мраморных пилонах выбиты фамилии 11800 кавалеров этой награды, а также уже и Героев Российской Федерации.

В центральной части размещена скульптура «Солдат Победы», которую создал скульптор Валентин Иванович Зноба.

С двух сторон от входа в Зал Славы установлены бюсты Александра Ивановича Покрышкина и Ивана Никитовича Кожедуба - летчиков и трижды Героев Советского Союза.

Под куполом разместили барельефы городов-героев. Купольную нижнюю часть обрамляет выполненный из бронзы лавровый венок, а центр украшает прекрасно исполненный орден «Победа».

Зал Памяти и Скорби

Доминанта зала Памяти и Скорби - беломраморная скульптурная композиция «Скорбь», выполненная скульптором Львом Ефимовичем Кербелем. Этот зал служит напоминанием потомкам и как дань памяти более 26 миллионам наших соотечественников, которые погибли на фронте или пропали без вести.

Для большего эмоционального восприятия этой трагедии в зале звучит музыкальное сопровождение и устроено специальным образом освещение. Стены выложены мрамором с красновато-багряным и черным оттенком. Края прохода в центральную часть украшают покрытые красной материей пандусы.

Потолок оформлен подвесками, выполненными из латунных цепочек с прикрепленными «хрусталиками», которые символизируют собой слезы, пролитые живыми по погибшим.

Для придания еще большей тишины в Зале Скорби смонтированы обернутые стеклотканью блоки, сделанные из базальтового волокна.

Военно-историческая композиция представлена огромной коллекцией предметов времен Великой Отечественной войны: боевое оружие, военная техника, армейское обмундирование, различные награды воинов, фотоматериалы, кинохроника, фронтовые письма, предметы изобразительного искусства и художественная литература.

В память о подвиге солдат во время великих и важных сражений установлены шесть диорам, которые были выполнены в «Студии военных художников имени М.Б. Грекова»:

«Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.»
«Блокада Ленинграда»
«Форсирование Днепра»
«Битва под Сталинградом»
«Курская битва»
«Штурм Берлина»

Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе - режим работы: работает все дни с 10 до 19 часов, кроме понедельника и последнего четверга месяца.

В экспозиции музея представлены шесть диорам, посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны, созданных известными мастерами Студии военных художников им. М.Б.Грекова.

"Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г."

В основу сюжета диорамы "Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г." (автор -народный художник РФ Е.И. Данилевский) положены события, происходившие в ноябре - декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома Дмитровского района Московских и Уральских частей, прибывшие для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта.

В результате зимнего контрнаступления Красной Армии замысел гитлеровского командования по овладению Московской с северо-западного направления был сорван, враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Прямая угроза захвата столицы была ликвидирована.

Аванзал диорамы украшен картиной Е.И. Данилевского "Москва. Ноябрь 1941 г.", дополняющей тему битвы за Москву.

"Сталинградская битва. Соединение фронтов"

В основу сюжета диорамы (авторы - народный художник РФ М.И. Самсонов, заслуженный художник А.М. Самсонов) положено историческое событие - соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач и поселка Советский. Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45-й и 69-й танковых бригад 4-го танкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Кравченко) с бойцами 36-й механизированной бригады 4-го механизированного корпуса (командир генерал-майор В.Т. Вольский). На переднем плане изображен немецкий солдат с автоматом, оказавшийся в расположении советских частей, - на его лице смертельная усталость от долгих боев.

Сталинградская битва, в которой участвовали с обеих сторон более 2 млн. человек, происходила на территории в 100 000 кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в пользу СССР и его союзников.

"Блокада Ленинграда"

Эта диорама (автор - лауреат Государственной премии РФ художник Е.А. Корнеев) принципиально отличается от других: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа - канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальной топографии, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который воспринимается как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших900 дней изнурительной блокады.

На боковых стенах диорамного зала изображены ленинградцы, героически защищавшие свой город. Среди них - поэтесса Ольга Бергольц, композитор Дмитрий Шостакович, писатель Александр Крон.

В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли т победили. 27 января 1944 г. небо над широкой заснеженной Невой озарилось цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. Этот эпизод запечатлен на стене аванзала диорамы.

"Курская битва"

В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ Н.С. Присекин) положены исторические события лета 1943 г., завершившие коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге.

Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берет лишь один ее день - 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровке сошлись в лобовом сражении две танковые армады. С обеих сторон насчитывалось до 1 200 танков и самоходно-артиллерийских установок. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести "гигантский огненный котел на красно-рыжей, как раскаленный металл, земле".

Сражение под Прохоровкой выиграли советские войска. Враг был измотан и обескровлен, по всему Курскому выступу началось его отступление. 5 августа в честь освобождения Орла и белгорода в Москве произведен первый салют. Курская битва завершилась 23 августа 1943 г. взятием Харькова.

"Форсирование Днепра"

В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ В.К. Дмитриевский) положено форсирование реки Днепр в сентябре - октябре 1943 г. на киевском направлении. Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу.

Широкой гладью величественного Днепра диорама как бы поделена на две части. В левой, освещенной ярким солнечным светом, изображены заднепровские дали. Оттуда, с востока, идет свет надежды освобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее становятся тона. Картины жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли. Автор диорамы - участник Великой отечественной войны - считает эту переправу обобщенным образом всех днепровских переправ. Он отдает дань памяти и уважения тем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании великой и могучей реки.

"Штурм Берлина"

Главным композиционным центром диорамы (автор - народный художник РФ В.М. Сибирский) выбрана северо-восточная часть парка Тиргартен с рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 г., сломив сопротивление немецко-фашистских войск, вышли передовые части 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии - 150-я стрелковая дивизия генерал-майора В.М. Шатилова и 171-я стрелковая дивизия полковника А.И. Негоды. Художник воспроизводит не только завершающий этап войны, но и отдельные героические подвиги советских воинов. В траншее мы видим полковника Ф.М. Зинченко с сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария, в руках одного из них - Знамя Победы, которое ранним вечером 30 апреля будет вооружено на крыше рейхстага. Всего советскими воинами на рейхстаге было установлено более 50 знамен и флагов.

1 мая 1945 г. части 3-й Ударной и 8-й Гвардейской армий штурмовали рейхстаг. 2 мая к 15 часам сопротивление противника полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона сдались в плен. В ночь на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Самым значимым объектом московского Парка Победы является Центральный музей Великой Отечественной войны

Центральный музей Великой Отечественной войны в Москве - один из немногих музеев такого масштаба, напоминающих и подробно рассказывающих нам сегодня об ужасах давно минувших дней


Здание музея представляет собой увенчанный огромным куполом с 15-метровым шпилем куб, в семи круглых основаниях которого расположились диорамы главных страниц Великой Отечественной войны. Уникальность музею придаёт контраст разных его залов - так в Зале Славы отдаётся дань почёта героям и победителям, тогда как в Зале Памяти отображена скорбь по погибшим. Также в музее есть кинолекционный зал на 200 и Большой зал на 450 мест, а также масштабная военно-историческая экспозиция. К музею примыкает художественная галерея, на концах которой установлены "Вестницы Победы", трубящие в позолоченные трубы


Зал Полководцев

Вначале посетители попадают в Зал Полководцев, в котором размещена галерея кавалеров высшего военного ордена "Победа"


Кавалеры этого ордена увековечены в установленных по периметру зала бронзовых бюстах работы Зураба Церетели, над которыми изображены выенные ордена Российской и Советской Армий


Прямо перед Залом Славы установлена композиция "Щит и меч Победы", в рамках которой в освещенной витрине выставлены декоративные щит, меч (отлитый из знаменитой златоустовской стали) и ножны, богато украшенные цветными металлами и уральскими самоцветами


Зал Славы

В главном зале Центрального музея ВОВ - Зале Славы - увековечены имена Героев Советского Союза, отличившихся в этой войне

Имена более чем 11800 Героев СССР и Героев РФ высечены на белоснежных мраморных пилонах зала

Центральное положение в Зале Славы занимает бронзовый "Солдат Победы", у подножия которого на гранитном постаменте лежит меч работы тульских оружейников. Купол украшен барельефами городов-героев и обрамлён лавровым венком, символизирующим торжество Победы, а в центре купола изображён сам орден "Победы"

Зал Памяти

Зал Памяти был создан, чтобы почтить память более чем 26 600 000 наших соотечественников, погибших и пропавших без вести во время войны. В центре установлена беломраморная скульптурная группа "Скорбь", а специальное освещение и музыкальное сопровождение создают у посетителей соответствующее настроение. По бокам расположены светильники в виде поминальных свечей, а потолок украшен подвесками из латунных цепочек, к которым прикреплены «хрусталики», символизирующие слезы, выплаканные по погибшим

Военно-историческая композиция "Путь к Победе"

В этой экспозиции представлено огромное количество вещей, так или иначе связанных с Великой Отечественной войной: от оружия и техники до фотографий и фронтовых писем


Отдел "Книга Памяти"

В 1995 году в Музее ВОВ была создана электронная Книга Памяти, в дополнение к хранившейся уже к тому времени здесь полуторе тысяч томов Всесоюзной Книги Памяти, где собраны краткие сведения о судьбах миллионов солдат. В 2005 году коллекция Музея была пополнена томами Книги Памяти Ленинграда и книгами "Солдаты Победы", в которых перечислены все участники ВОВ

Благодаря отделу "Книга Памяти" любой может узнать о судьбах большинства погибших и пропавших без вести


В Парке Победы под открытым небом развёрнута уникальная выставка боевой техники и инженерно-фортификационных сооружений , в которой представлено более 300 образцов тяжёлой техники всех стран, принимавших участие в войне


Располагает широкими возможностями для проведения мероприятий различной направленности


В двух киноконцертных залах, у которых я уже упоминал, проводятся всевозможные концерты, конференции и другие мероприятия


В Зале Славы часто проводятся торжественные приёмы, а в Зале Полководцев проходят выступления хоров, эстрадных и танцевальных коллективов


Диорамы

В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны представлены шесть диорам, посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны:


"Битва под Сталинградом. Соединение фронтов"