Что такое протестантизм? Кто такие протестанты и гугеноты? Основные течения в протестантизме

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас - «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет.

Мы хотим в этой статье предоставить вам информацию о протестантстве: раскрыть историю возникновения протестантского движения, основные доктринальные принципы протестантства, коснуться причин негативного отношения к нему в обществе.

Большой Энциклопедический Словарь открывает значение слов «Секта», «Сектантство», «Протестантизм»:
СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

СЕКТАНТСТВО - религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения - Священное писание. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Таким образом, протестанты - это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Они являются христианами, и вместе с католиками и православными разделяют основополагающие принципы христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, а также НикеоЦареградский символ веры, принятый Халкидонским собором в 451 году (Смотри вставку). Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы отличаются. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна (17:20-21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино...».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСТВА Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже - баптистская, пятидесятническая и другие, в том числе харизматическая. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 600 миллионов протестантов, 900 миллионов католиков и 250 миллионов православных.

На первый взгляд может показаться, что протестанты появились на территории СНГ только с распадом СССР и пришли с Америки. На самом деле, впервые протестанты пришли в Россию еще во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири. За девятилетний период (с 1992 по 2000 год) на территории Украины были зарегистрированы 11192 христианские общины, из которых 5772 (51,6%) - православного и 3755 (33,5%) протестантского направления (По данным Государственного Комитета Украины по делам религии).

Таким образом, протестантство в Украине давно вышло за пределы «группы лиц, замкнувшихся в своих узких интересах», так как более трети всех церквей в стране нельзя назвать «сектой». Протестантские церкви официально зарегистрированы государством, они открыты для всех и не скрывают свою деятельность. Основной их целью остается донести людям Евангелие о Спасителе.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечанием Иисуса в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «...Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

КРЕЩЕНИЕ Протестанты верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать только за покаянием (Деян.2:3) и считают, что крещение без покаяния бессмысленно. Протестанты не поддерживают крещение младенцев, так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19:14). Протестанты основываются на том, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более, что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

ИКОНЫ Протестанты считают, что десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). К тому же в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю, основывая это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых». Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14).

ДЕВА МАРИЯ Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца», и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Матф. 12:46, 13:55-56, Марк. 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Но они не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; если бы Мария была без греха, ей не нужен был бы Спаситель.

ЦЕРКОВЬ Протестанты верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от того, к какой конфесии они относятся.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ Протестанты уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

МОЩИ СВЯТЫХ Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

СУТАНЫ И ТИТУЛ «ОТЕЦ» Протестантские служители не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды. В Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле...», что, по их мнению, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор.3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян.19:9), в еврейских синагогах (Деян.18:4, 26;19:8), в еврейском храме (Деян.3:1), и в частных домах (Деян.2:46; 5:42; 18:7; Филип.1:2; 18:7; Кол.4:15; Рим.16:5 и 1-е Кор.16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян.16:13), в уличной толпе (Деян.2:14) и на площади (Деян.17:17). Нет ни одного свидетельства в Библии, что первые христиане проводили богослужения в церковном здании.

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОТЕСТАНТАМ Официально православие пришло на территорию нынешней Украины в 988 году, тогда правители Руси ввели православное христианство как государственную религию. Намного раньше ученики Христа приходили на землю скифов с целью донести Благую весть о Спасителе для варварских народов. Самым известным является приход в Киев ученика Иисуса - Андрея, которого в народе назвали «Первозванный». В то время не существовало разделения христианства на Римское и Византийское, то есть на католическое и православное, и Андрей представлял вполне протестантские взгляды - проповедовал, основываясь только на слове Божьем; проводил собрание везде, где была возможность, (церквей еще не было); крестил только взрослых.

С укреплением позиций православной церкви на Руси, а затем и в царской России, все неправославное перешло в ранг противогосударственного. Сначала это было связано с войнами, в которых католики воевали против православных, а затем - с укреплением власти государя, так как управлять одним вероисповеданием намного проще, чем несколькими. Протестантов или «иноверов» высылали в отдаленные регионы, а все, кто оставался, скрывались от гонений. Власть и руководство православной церкви всячески поощряло унижение прав других вероисповеданий.

После 1917 года новая власть попыталась полностью избавиться от «опиума для народа» путем разрушения церквей и физического уничтожения верующих. Но после определенных трудностей и недовольства населения, власть советов оставила для существования только одну церковь - православную. И протестанты, вместе с католиками, греко-католиками, представителями других деноминаций или отбывают срок в лагерях, или прячутся от власти. В таких условиях единственным способом для проведения собраний протестантов стали дома и подвалы, а для защиты от глаз «доброжелателей» выключали свет. В это же время, для дискриминации антигосударственных вероисповеданий в прессе и среди народа распространяются истории о жертвоприношениях баптистов, низком культурном и образовательном уровне пятидесятников, колдовстве харизматов и другое. Тем самым, в обществе десятилетиями подсознательно воспитывалось негативное отношение ко всему неправославному. И теперь людям очень трудно преодолеть эти негативные стереотипы и принять протестантов как христиан.

Теперь, когда Вы знаете историю протестантского движения, его основные доктринальные принципы, понимаете причины негативного отношения к протестантству в обществе, Вы можете сами решить принимать или нет протестантов как христиан. Но сегодняшний день говорит следующее: протестанты - это 3755 церквей на Украине за 9 лет!

Да, они имеют отличия от привычной православной церкви в некоторых вопросах, но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна - проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты справляются с ней в последнее время все лучше. Именно протестанты проводят массовые евангелизации и собрания, на которых все больше и больше людей приходит к Иисусу Христу. Именно протестанты через все виды средств массовой информации говорят людям о Спасителе.

Основывая свое служение непосредственно на Библии, протестанты предоставляют людям еще один путь ко Христу, путь к спасению. Исполняя поручение Иисуса Христа, протестанты приближают Его Спасение!

Роман КОТ

христианская газета "Слово пробуждения" http://gazetasp.net/

совокупность ряда самостоятельных и разнообразных христианских церквей и сект, возникших в XVI веке в странах Западной Европы в связи с реформацией - противокатолическим движением. Основные формы протестантизма: лютеранство, анабаптизм, кальвинизм, англиканская церковь (см.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОТЕСТАНТИЗМ

от лат. protestantis - публично доказывающий) - одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями - письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.

Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви - контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.

Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.

Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух - крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения - Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике - трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.

Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.

В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела - ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.

Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.

Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе - в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.

В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, алтарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.

Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ - примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции - консультативный орган всех англиканских церквей.

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других - к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах - деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.

В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.

От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру - именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.

Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству - США.

Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет - воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.

Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка».

«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, - пишет современный американский историк Т. Бейлин, - поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».

Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.

Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.

Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.

Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.

В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Общее число приверженцев протестантизма - около 325 млн человек.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом - в канонических Книгах Нового Завета.

Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической Церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».

Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.

Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.

Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма :

1. Sola Scriptura – «Только Писание».

Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».

Это доктрина о том, что спасение - это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».

Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Протестантизм (от лат. protestatio - провозглашать) - одно из основных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - антикатолическим движением XVI века в Европе. Основателем протестантизма считается Мартин Лютер (1483–1546), который выразил не только идеи реформирования церкви, которые высказывались еще с XIV века (предшественниками Реформации считаются вальденсы, гуситы, катары), но в большой степени свой собственный духовный опыт (так же как и другие деятели Реформации, современники Лютера Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Филип Меланхтон). В 1517 году Лютер начал борьбу за очищение церкви и прибил к дверям замковой церкви в Виттенберге «95 тезисов против индульгенций», где выступил против торговли церковью небесной благодатью. Впоследствии «Тезисы» Лютера разошлись по всей Европе, помогли вызреванию активного народного движения и борьбы светской власти за религиозную и национальную независимость от папства. В основу протестантизма легло пять принципов: Sola Scriptura («только Писанием»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»). В различных вариациях и в разной степени этих принципов придерживаются все течения протестантизма. С самого начала своего существования протестантизм стал широким движением, в которое входили самые многообразные течения без единого центра и одного духовного лидера. В настоящее время это движение включает в себя несколько десятков крупных направлений и до двух тысяч более мелких. В мире насчитывается около 600 млн протестантов.

Лютеранство - национальные церкви в ряде стран Европы (Германии, странах Скандинавии, России), а также в США. Государственные церкви в европейских странах, как правило, либеральные, в США - консервативные (Миссурийский Синод, Висконсинский Синод). Отличаются централизованной иерархической структурой, следуют литургической традиции в богослужении. В России лютеранство появилось еще при жизни Мартина Лютера в последние годы правления Василия III (1524–1533), впоследствии немецкая и скандинавская традиции (Церковь Ингрии) существовали наравне друг с другом, в 2000-е годы появились чисто русские лютеранские юрисдикции.

Кальвинизм и реформатство - второе крупное течение европейской Реформации после лютеранства. Жан Кальвин (1509–1564) систематизировал протестантское богословие в труде «Наставления в христианской вере». Кальвин развил и четко сформулировал идею двойного (полного) предопределения: Бог изначально, еще до сотворения мира, предначертал спасение или осуждение людей, и люди обязаны довериться его приговору. Но человек в земной жизни может увидеть знак своей избранности и правильности своих действий. Таким критерием служит успех в земном труде, к которому Бог призвал человека. В России к концу XVI века уже существовали постоянные реформатские общины в Москве, Архангельске, Вологде и других торговых городах. С

Протестантизм — одно из духовных и политических движений, относится разновидностям христианства. Его появление напрямую связано с развитием Реформации, которая началась после раскола в Основные направления протестантизма: кальвинизм, лютеранство, англиканство и цвинглианство. Однако дробление этих конфессий происходит постоянно уже несколько сотен лет.

Зарождение протестантизма

Возникновение Реформации в Европе произошло вследствие недовольства верующими аморальным поведением и злоупотреблением своих прав многими религиозными деятелями католической церкви. Все эти проблемы осуждались не только простыми благочестивыми людьми, но и общественными деятелями, учеными-теологами.

Идеи протестантизма и Реформации были провозглашены профессорами Оксфорда и Пражского университета Дж. Виклифом и Яном Гусом, которые выступали против злоупотребления прав священников и поборов папы римского, наложенных на Англию. Они высказывали сомнения в праве церковников отпускать грехи, отвергали идею о реальности таинства причастия, о преобразовании хлеба в тело Господа.

Ян Гус требовал от церкви отказаться от накопленных богатств, продажи должностей, выступал за лишение духовенства различных привилегий, в том числе обряда причащения вином. За свои идеи он был объявлен еретиком и сожжен в 1415 г. на костре. Однако его идеи были подхвачены последователями-гуситами, которые продолжили его борьбу и добились некоторых прав.

Основные учения и деятели

Основоположником протестантизма, который работал сначала в Германии и Швейцарии, стал Мартин Лютер (1483-1546 гг.) Были и другие вожди: Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, У. Цвингли. Самые благочестивые верующие-католики, наблюдая много лет роскошь и разврат, происходящие среди высшего духовенства, стали высказывать протесты, критикуя их за формальное отношение к нормам религиозной жизни.

По мнению зачинателей протестантизма, самым ярким выражением стремления церкви к обогащению были индульгенции, которые продавались за деньги простым верующим. Главным лозунгом протестантов стало восстановление традиций раннехристианской церкви и повышение авторитета Священного Писания (Библии), отвергался институт власти церкви и существование священников и самого папы римского, как посредника между паствой и Богом. Так появилось первое направление протестантизма — лютеранство, провозглашенное Мартином Лютером.

Определение и основные постулаты

Протестантизм — это термин, происходящий от латинского protestatio (провозглашение, заверение, несогласие), который обозначает совокупность вероисповеданий христианства, которые появились в результате Реформации. Учение основано на попытках понимания Библии и Христа, отличных от классического христианского.

Протестантизм является сложным религиозным образованием и включает множество направлений, основные из которых лютеранство, кальвинизм, англиканство, названы по именам ученых, провозгласивших новые идеи.

Классическое учение протестантизма содержит 5 основных постулатов:

  1. Библия является единственным источником религиозного учения, которое каждый верующий может толковать по-своему.
  2. Все действия оправданы только верой, независимо от того, добрые или нет.
  3. Спасение является благим даром от Бога к человеку, поэтому сам верующий не может себя спасти.
  4. Протестанты отрицают влияние Богородицы и святых в спасение и видят его только через единственную веру во Христа. Церковнослужители не могут быть посредниками между Богом и паствой.
  5. Человек почитает и славит только Бога.

Различные ветви протестантизма имеют отличия в отрицаниях католических догм и основных постулатах своей религии, признании некоторых таинств и др.

Лютеранская (Евангелическая) церковь

Начало данного направление протестантизма было положено учением М. Лютера и его переводом Библии с латинского языка на немецкий, для того чтобы каждый верующий мог познакомиться с текстом и иметь собственное мнение и толкование его. В новом религиозном учении выдвигалась идея о подчинении церкви государству, что вызвало интерес и популярность у немецкий королей. Они поддержали реформы, испытывая недовольство большими выплатами денег папе римскому и его попытками вмешиваться в политику европейских государств.

Лютеране в своей вере признают 6 книг, написанных М. Лютером «Аугсбургское вероисповедание», «Книга согласия» и др., где излагаются основные догмы и представления о грехе и его оправдании, о Боге, Церкви и таинствах.

Широкое распространение приобрело в Германии, Австрии, странах Скандинавии, позднее — в США. Его главный принцип гласит об «оправдании верой», из религиозных таинств признаются только крещение и причащение. Единственным показателем правильности веры считается Библия. Священники являются пасторами, которые проповедуют христианскую веру, но не возвышаются над остальными прихожанами. Также лютеране практикуют обряды конфирмации, венчания, отпевания и ординации.

Сейчас в мире приверженцев насчитывается около 80 млн человек и 200 действующих церквей.

Кальвинизм

Германия была и остается колыбелью реформаторского движения, однако позднее появилось еще одно течение в Швейцарии, которое разделилось на самостоятельные группы под общим названием церквей Реформации.

Одно из течений протестантизма — кальвинизм, к которому относят реформаторскую и пресвитерианскую церкви, отличается от лютеранства большей жесткостью взглядов и мрачной последовательностью, которые были характерны для религиозного Средневековья.

Отличия от других протестантских направлений:

  • Священное Писание признается единственным источником, любые церковные соборы считаются ненужными;
  • отрицается монашество, т. к. Бог создал женщин и мужчин с целью образования семьи и рождения детей;
  • ликвидируется институт обрядов, в т. ч. музыка, свечи, иконы и росписи в церкви;
  • выдвигается концепция предопределения, суверенитет Бога и его власть над жизнями людей и мира, возможностью его осуждения или спасения.

На сегодняшний день реформаторские церкви расположены на территории Англии, многих стран Европы и США. В 1875 г. был создан «Всемирный альянс Реформаторских церквей», который объединил 40 млн верующих людей.

Жан Кальвин и его книги

Кальвинизм ученые относят к радикальному направлению в протестантизме. Все реформаторские идеи были изложены в учении его основоположника, который проявил себя также в качестве общественного деятеля. Провозглашая свои принципы, он стал практически правителем города Женевы, вводя его жизнь преобразования, которые соответствовали нормам кальвинизма. О его влиянии в Европе говорит тот факт, что он заслужил себе имя «женевского папы».

Учения Ж. Кальвина было изложено в его книгах «Наставления в христианской вере», «Галликанское исповедание», «Женевский катехизис», «Гейдельбергский катехизис» и др. Реформация церкви в соответствии с Кальвином имеет рационалистическое направление, что проявляется и недоверием к мистическим чудесам.

Введение протестантизма в Англии

Идеологом движения Реформации на Британских островах был Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский. Становление англиканства происходило во 2-й половине XVI века и сильно отличалось зарождения протестантизма в Германии и Швейцарии.

Движение по указанию короля Генриха VIII, которому Папа Римский отказал в разводе с его женой. В этот период Англия готовилась начать войну с Францией и Испанией, что и послужило политической причиной развенчания католичества.

Король Англии объявил церковь национальной и решил ее возглавить, подчинив себе духовенство. В 1534 г. парламент объявил о введении независимости церкви от папы римского. В стране были закрыты все монастыри, их имущество передано государственной власти, для пополнения казны. Однако католические обряды были сохранены.

Основы англиканского вероучения

Книг, являющихся символом вероисповедания протестантов в Англии, немного. Все они были составлены в эпоху противоборства двух религий в поисках компромисса между Римом и реформаторством в Европе.

Основа англиканского протестантизма — это отредактированный Т. Кранмером труд М. Лютера «Аугсбругское исповедание» под названием «39 статей» (1571), а также «Книга молитв», в которой приведен порядок проведения богослужения. Ее последняя редакция утверждена в 1661 г. и остается символом единства приверженцев этой веры. «Англиканский катехизис» принял окончательный вариант только к 1604 г.

Англиканство, по сравнению с другими направлениями протестантизма, оказалось ближе всего к католическим традициям. Основой вероучения в нем считается также Библия, службы проходят на английском языке, отвергается необходимость посредников между Богом и человеком, спасти которого может только его религиозная убежденность.

Цвинглианство

Одним из вождей Реформации в Швейцарии был Ульрих Цвингли. Получив степень магистра искусства, он с 1518 г. служил священником в Цюрихе, а затем городском совете. После знакомства с Э. Роттердамским и его сочинениями, Цвингли пришел к решению о начале собственной реформаторской деятельности. Его идеей было провозглашение независимости паствы от власти епископов и папы, особо выдвигая требование к отмене обета безбрачия у католических священников.

Учение Цвингли (1484-1531 гг.) имеет много схожего с лютеранскими понятиями протестантизма, признавая истиной только то, что подтверждается Священным Писанием. Все, что отвлекает верующего от самоуглубления, и все чувственное обязательно должно удаляться из храма. Из-за этого в городских церквях города были запрещены музыка и живопись, вместо это введены библейские проповеди. В монастырях, закрытых при Реформации, были созданы больницы и школы. В конце XVI-начале XVII века это течение объединилось с кальвинизмом.

Баптизм

Еще одно направление протестантизма, возникшее уже в XVII веке в Англии, получило названием «баптизма». Основой учения также считается Библия, спасение верующих может прийти только при наличии искупительной веры в Иисуса Христа. В баптизме большое значение придается «духовному возрождению», которое происходит при воздействии Святого Духа на человека.

Приверженцы данного течения протестантизма практикуют таинство крещения и причащения: они считаются символическими обрядами, помогающими соединиться духовно с Христом. Отличием от других религиозных учений является обряд катехимента, который проходит каждый желающий вступить в общину в течение испытательного срока длиной в 1 год, за которым следует крещение. Все культовые свершения происходят достаточно скромно. Здание молельного дома совсем не похоже на культовое сооружение, в нем также отсутствуют все религиозные символы и предметы.

Баптизм широко распространен в мире и в России, насчитывает 72 млн верующих.

Адвентизм

Выделилось из течения баптистов в 30-е годы XIX века. Главная особенность адвентизма — ожидание пришествия Иисуса Христа, которое должно скоро произойти. Учение содержит эсхатологическую концепцию о скором уничтожении мира, после чего на новой земле установится царство Христа на 1000 лет. Причем все люди погибнут, а воскреснут только адвентисты.

Направление приобрело популярность под новым названием «Адвентисты седьмого дня», в котором провозглашен праздник по субботам и «санитарная реформа», необходимая телу верующего для последующего воскресения. Введены запреты на некоторые продукты: свинину, кофе, алкоголь, табак и др.

В современном протестантизме процесс слияния и рождения новых направлений продолжается, некоторые из которых приобретают церковный статус (пятидесятники, методисты, квакеры и др.). Широкое распространение это религиозное движение получило не только в странах Европы, но и в США, где обосновались центры многих протестантских деноминаций (баптисты, адвентисты и др.).