Что случилось в 1480 году на руси. Великое стояние на угре - как это было

Река Угра расположена на территории Смоленской и Калужской областях России. Угра принадлежит к бассейну Волги и впадает в Оку , являясь ее левым притоком. Угра известна прежде всего благодаря историческому событию 1480 года под названием: «Стояние на реке Угре». Это «стояние» положило конец монголо-татарскому игу и сделало московское государство полностью независимым.

Длина реки: 399 километров.

Площадь бассейна водосбора: 15 700 км. кв.

Где протекает: Исток реки находится в юго-восточной части Смоленской области на Смоленской возвышенности. Почти на всем протяжении своего течения Угра окружена высокими берегами поросшими лесом. Местами все же встречаются и безлесные места. В нижнем течении довольно часто встречаются песчаные пляжи. Впадает Угра, как уже было сказано в Оку, на 15 км выше Калуги.

Обитатели, рыбалка на Угре: рыбы в реке обитают в основном те же, что и в Оке. Это такие промысловые виды: налим, лещ, щука, подуст, плотва, голавль. В низовьях можно встретить судака, стерлядь, сома.

Видео: «Клёвое место. Река Угра рыбалка».

Питание: река имеет смешанный тип питание. На талые воды приходится 60% питания, 30% питания река получает за счет грунтовых вод, и примерно 5% на дождевую воду. Из-за особенностей питания, с преобладанием талых вод, режим реки характеризуется высоким весенним половодьем. Летняя межень может прерываться дождевыми паводками. Зимняя межень более устойчива и низка.

Ширина русла реки равна 70-80 м. Глубина в межень на перекатах 0,4-0,6 и на плесах до 4 метров.

Теперь коротко про так называемое «стояние на реке Угре» . Это событие произошло в 1480 году, в результате войны между московским князем Иваном III и ханом Большой Орды Ахматом. Иван III отказался платить Орде дань в 1476 и был вынужден принять бой.

Попытки Ахмата переправится через Оку, не увенчались успехом. Поэтому он продпринял попытку зайти с фланга. Для этого заручившись поддержкой польско-литовского короля Казимира IV. Сам Казимир не смог оказать военной помощи, так как был отвлечен союзником Москвы, крымскими татарами. Кроме того Иван III, воспользовавшись тем что Ахмат собрал все силы на Угре, отправил диверсионную группу во владения хана с целью совершить опустошительный набег и возможно, захватить и разграбить столицу Орды – Сарай.

Оба войска простояли на реке почти месяц, так и не вступив в решающее сражение. В конце концов 28 октября 1480 года Иван III начал отводить войска к Кременцу и далее сосредоточился у Боровска, чтобы здесь в благоприятной обстановке встретить татар, если они решаться на форсирование реки, но Ахмат не решился и 11 ноября начал возвращение в Орду. Река Угра после указаных событий получила название «Пояс Богородицы».

Если любите исторические рекострукции, то можете посетить фестиваль исторической реконструкции и фехтования: «Стояние На Реке Угре».

Вот и видео с фестиваля:

В 1472 году хан Ахмат собрал больше войско и двинулся к Великому княжеству Московскому. Однако у Тарусы хан столкнулся с многочисленным русским войском, которое отбило все попытки Ахмата перебраться через Оку. Тогда разъяренный тем, что поход провалился, хан сжег город Алексин и перебил все его население. Считается, что в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил платить Орде дань. Однако в летописях не зафиксирована точная дата прекращения выплат, поэтому данный вопрос до сих пор остается предметом спора среди исследователей. Например, существует упоминание в Вологодско-Пермской летописи: якобы в ходе переговоров в 1480 году Ахмат упрекал Ивана III в том, что тот не платит дань девятый год. Отсюда можно сделать вывод, что выплаты прекратились как раз перед сражением под Алексином.

Как бы то ни было, дань Орда не получала и давно. Но Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством, поэтому обратил внимание на Великое княжество Московское только в 1480 году. Он вступил в сговор с польско-литовским королем Казимиром IV, который пообещал хану военную поддержку. Кроме того, Ахмат полагал, что в силу сложившихся обстоятельств настало удачный момент для похода. Псковские земли еще с начала 1480 года подвергались нападениям Ливонского ордена. Магистр ордена собрал «такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после». 100-тысячная армия пришла в русские земли, однако все, что смогла сделать — выжечь предместья Пскова. Кроме того, в то время у Ивана III испортились отношения с братьями.

Борис Волоцкий и Андрей Большой восстали против московского князя, недовольные его усилением. Андрей Большой обвинял Ивана в том, что после смерти Дмитровского князя тот забрал все земли себе, ничего не дав братьям. Затем великий князь московский решил наказать Бориса Волоцкого за то, что тот посмел отъехать к своему брату. Андрей отказался его выдать. Братья решили искать поддержки в борьбе с Иваном у Казимира IV, но ничего не вышло. Только угроза нашествия ордынского хана заставила московского князя пойти на уступки, и братья примирились.

Фрагмент диорамы «Великое стояние на реке Угре». (regnum.ru)

Тем временем Ахмат решил воспользоваться сложившейся обстановкой и послал отряд на разведку правого берега Оки, а осенью уже собрал основные силы и выдвинулся к границам княжества. «Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше». Прознав о походе татарского хана, боярская верхушка раскололась.

Самые зажиточные и властные бояре, которых возглавили Иван Ощера и Григорий Мамон, советовали Ивану III спасаться бегством, остальные же настаивали на необходимости борьбы с Ордой. Народ устал от гнета и требовал от князя решительных действий. Возможно, именно это стало ключевым фактором, подтолкнувшим Ивана III к наступлению. Великий князь московский стал стягивать свои силы к берегам Оки: своего брата Андрея Меньшого он послал в его вотчину, Тарусу, а сына Ивана Молодого — в Серпухов. Сам же Иван III встал с войсками у Коломны и стал ждать дальнейшего развития событий. В тот же день в Москву доставили чудотворную икону Владимирской Божией Матери, так как считалось, что именно она спасла Русь от войск Тамерлана в 1395 году.

А тем временем Ахмат беспрепятственно продвигался по территории Великого княжества Литовского к Воротынску. Там он должен был получить помощь от короля Казимира IV, но так и не дождался подкрепления. Иван III вступил в сговор с крымскими татарами, и они напали на Подолию, тем самым оттянув литовскую армию на себя. Оставшись без поддержки и зная, что на Оке его ждут русские войска, Ахмат решил зайти на русскую территорию через Угру — левый приток Оки. Когда Иван III узнал об этих планах, то тут же направил к Калуге своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого. Сам же великий князь 30 сентября направился из Коломны в Москву на совет с митрополитами и боярами. Те были единодушны: «Чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». Тогда же Иван III получил и помощь от своих братьев, с которыми враждовал. Он послал Андрея Большого и Бориса Волоцкого с войсками к Оке. Со своим войском Иван III подошел к Кременцу, где остался стоять с небольшим отрядом, а основные силы направил к Угре. Русское войско растянулось по берегу реки на 60 верст.

«Стояние на Угре», миниатюра летописного свода. XVI век. (wikiwand.com)

Хан несколько раз принимал попытку форсировать Угру, но все они были остановлены. Тогда войска Ахмата отступили на две версты от Угры и встали в Лузе. Войска великого князя московского заняли оборонительную позицию на противоположном берегу реки. Началось «стояние на Угре». Несмотря на то, что периодически возникали перестрелки, никто из противников не решался на серьезную атаку. Начались переговоры. Хан Ахмат требовал, чтобы к нему на поклон пришел сам Иван III или его сын, кроме того, он настаивал на выплате дани за прошлые годы. Московский князь же отправил к хану сына боярина Ивана Товаркова с подарками.

Переговоры провалились, так как Иван III отказался выплачивать долг, в свою очередь Ахмат не принял подарки. Вероятно, московский князь пытался этими переговорами выиграть время. Во-первых, он ожидал, пока к нему подоспеют войска братьев. Во-вторых, войско хана было не готов к длительному стоянию, поскольку в качестве провианта они использовали овец, а большое количество лошадей и скота из-за длительного пребывания на одном месте опустошили все запасы корма в округе. Русское же войско снабжалось зерном и мукой из княжеских запасов. В-третьих, воспользовавшись отсутствием хана в Орде, Иван III решил направить туда небольшой, но боеспособный отряд. Князь полагал, раз хан увел с собой почти все войска и не оставил значительных резервов войск дома, то больших сил для операции не потребуется. Отряд возглавил князь Василий Ноздреватый, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге и при поддержке крымского царевича Нур-Девлета совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.


Картина «Лагерь русского ополчения». (icvl.ru)

Наступление холодов и предстоящее замерзание реки вынудили московского князя изменить тактику. 28 октября он решил отвести войска к Кременцу и сосредоточить их у Боровска, где надеялся в благоприятной обстановке дать хану Ахмату решающий бой. Однако Ахмат прознал, что в глубоком тылу против него действует диверсионный отряд, который должен захватить и разграбить столицу Орды. Хан решил не идти за русскими войсками и поспешил домой. 11 ноября он отправился обратно в Орду, по пути разрушая и грабя литовские города в отместку Казимиру IV за неоказанную помощь. Со стороны выглядело довольно странным, что оба войска почти одновременно развернулись и ушли от Угры. На Руси это приписали чудесному заступничеству Божьей Матери, а Угру стали называть «поясом Богородицы».

Великий князь Иван III со всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело». Для московского князя такой исход «стояния» был вполне благоприятным. Он не понес значительных потерь и не должен был выплачивать дань и долги за предыдущие годы. «Стояние» положило конец монголо-татарскому игу и сделало Русское государство свободным. Совсем иначе эти события восприняли в Орде. Ахмат, сам инициировавший поход, в итоге вернулся домой ни с чем. Это было равносильно поражению. 6 января 1481 года хан был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака. Предполагается, что Ибак вступил в сговор с Иваном III. После смерти Ахмата в Большой Орде началась междоусобная война, которая привела к развалу государства.

Место Итог

Стратегическая победа русских
Окончание монголо-татарского ига

Стороны Командующие Силы сторон Потери

Начало военных действий

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством , лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Московского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена . Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой , недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки , а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Московского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину - Тарусу , а сына Ивана Молодого в Серпухов . Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне , где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери , с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году .

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск , Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары , союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру . Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

Противостояние на Угре

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы , которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело» .

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем , отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV ;
  • отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Это историческое событие, описанное во всех учебниках по Истории России, имеет особое памятное отношение у Русской Православной Церкви. Именно поэтому на территории Владимирского скита, открытого неподалёку от Калужской Свято-Тихоновой пустыни, был открыт музей-диорама посвящённый этому событию, а также установлен первый в России памятник Великому князю Иоанну III.

В мае 2007 года, в селе Дворцы Калужской области, в 20 километрах от города Калуги, в 175 км от города Москвы началось строительство Владимирского скита в память о великом событии из русской истории, которое именуется, как "Великое стояние на реке Угре 1480 года". Скит создан по инициативе и трудами Мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни, который расположен неподалёку, на расстоянии около 3 километров.

На сегодняшний день на территории скита открыт храм в честь иконы Божьей Матери "Владимирская", музей-диорама посвященный Великому стоянию на реке Угре, памятник великому князю Иоанну III. Открытие памятника состоялось 8 июля 2017 года и оно предшествовало открытию другого памятника этому великому царю, который в Истории России именуется, как Иван III Васильевич. Церковь же традиционно величает его по-старославянски Иоанном III.

Об открытии памятника Ивану III в городе Калуге перед зданием администрации Калужской области мы писали в статье Памятник Ивану III Васильевичу в Калуге .

Подъезжаем к музею и видим вот такую красоту.


Напротив центрального входа на территорию Владимирского скита расположен памятник Великому князю Иоанну III. Запечатлев памятник на фото, мы поспешили на экскурсию. Экскурсия по музею-диораме проводится каждый час, взрослый билет стоит 300 рублей.

В первом зале музея расположены картины художника Павла Рыженко. На одной картине изображён преподобный Тихон Калужский. Этот святой старец был непосредственным участником событий Великого стояния на реке Угре. Именно он был основателем монастыря, впоследствии названного в его честь Калужской Свято-Тихоновой пустынью.

На этой картине изображён преподобный отец Сергий, благославляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Подробное пояснение к картине можно посмотреть на фото ниже.

На этой картине художник изображает Великого князя Иоанна III, который держит в руках меч и, видимо, собирается на битву с татарами. На лицах его собеседников можно увидеть, как согласие в необходимости предстоящего сражения, так и неуверенность в победе.

В этом зале фотографировать разрешено. Но в следующем зале, где расположена сама диорама битвы, фотографирование запрещено. Общий вид диорамы можно увидеть на сайте музея . Диорама выполнена студией военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник России Павел Рыженко на огромном холсте размером 23,6 метров в ширину и 6,7 метров в высоту изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря.

Экскурсовод сообщила, что свою работу художник выполнил за два месяца!!! Он был очень увлечён работой, торопился сделать её быстро. Но, к сожалению, после окончания картины художник умер, причина смерти - инсульт. Ему было всего 44 года. Мне подумалось, что может быть он переутомился. Потому что 2 месяца - это какой-то просто нереальный срок. Художники пишут картины годами. Очень печальное известие.

Диораму лучше смотреть с верхнего яруса, так лучше виден весь обзор сражения. На дальнем плане изображена река Угра, которая в этом месте делает петлю. На одном берегу расположились войска Иоанна III, на другом - войска хана Ахмата. За рекой видны бесчисленные шатры татарского войска. Лагерь русских расположен на переднем плане. Здесь можно увидеть воинов, мастеровых, священников, пленных татар. На картине художник изобразил Преподобного Тихона, а также себя, вид сзади.

На самом переднем плане композиция диорамы дополнена фигурами людей, что даёт возможность хорошо представить театр военных действий в трёхмерном виде. При просмотре звучит голос диктора, слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В, общем, задействованы все органы восприятия человека.

После завершения просмотра диорамы, мы перешли на второй этаж музея, где можно было посмотреть экспонаты, связанные с событиями того времени.


На этой фотографии мы видим изображение реки Угры и того места, где проходили исторические события с высоты птичьего полёта, в наше современное время. Ландшафт местности вероятно изменился с того времени, но навряд ли столь значительно. Мы видим, что то место, где стояли русские войска, защищены рекой Угрой, как поясом. Поэтому, видимо, и возникло такое название "Угра - Пояс Пресвятой Богородицы".

Здесь можно увидеть одежду и амуницию воинов того времени.

На постаменте расположена гипсовая модель памятника Иоанну III, установленному перед зданием музея.

Из окна зала виден и оригинал памятника Великому князю.

На схеме расположен план военной компании.

А также карта памятных мест, связанных с этим событием.

Следующий зал музея посвящён художнику, создателю диорамы, Павлу Рыженко. Он родился в городе Калуге 11 июля 1970 года. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора Ильи Глазунова. Закончил аспирантуру при академии, получив звание доцента. Скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в городе Москве.

Закончив свою экскурсию, мы перешли в монастырскую чайную, где отведали вкуснейший монастырский чай с пряником.

А также посмотрели фильм о строительстве Владимирского скита, музея-диорамы и о художнике Павле Рыженко.


Чайная великолепно оформлена и все угощения необыкновенно вкусны.



После чаепития я ещё походила по двору, осмотрела остальные постройки.



Ещё одна главная достопримечательность Владимирского скита - это храм в честь иконы Божией Матери "Владимирская". Храм также очень красивый, внутрь храма я не заходила.

В этом строящемся здании планируется открытие музея, посвящённое российской государственности.

В башне здания музея находится смотровая площадка, забравшись на которую можно осмотреть окрестности.

Остальные фотографии смотрите ниже.

Как мы видим, Русская Православная Церковь имеет к историческому событию "Великое стояние на реке Угре 1480 года" своё большое памятное отношение. Поэтому ещё в древности здесь был построен монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь, а в наше время строится и развивается Владимирский скит. Названо это событие "стоянием" потому, что оно было бескровным и всё благодаря заступничеству Божьему и Царицы Небесной.

Калужская газета "Весть" так комментирует это отношение:

Есть исторический факт, что 23 июня 1480 года, накануне грозных событий осени 1480 года, из Владимира в Москву была доставлена почитаемая чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Долгое время этот образ, по преданию написанный евангелистом Лукой, хранился в Киеве, пока не был перевезен князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира. Перед иконой стали совершать непрерывные молебны, что имело крайне важное значение для духовного состояния русских воинов.

Покровительство Божьей Матери, как мы знаем из летописей и, в частности, Лицевого летописного свода сопутствовало многим эпизодам Великого стояния.

Именно в силу этого Угра после победы над ордынцами стала называться Поясом Пресвятой (Пречистой) Богородицы. Летописец так сообщает нам об этом: «…и могу нарещи ту реку (Угру) пояс самыя Пресвятыя Богородицы, аки твердь от поганых защищающу Русскую землю». Пояс Богородицы – подлинно русское выражение, построенное на традиционных символах: Богородицы как заступницы земли Русской и пояса – оберега от злых сил. Не случайно борьба за этот «пояс» воспринималась народом как судьбоносное для Отечества событие.

В память о Великом стоянии и в благодарность о спасении Отечества наши предки стали возводить по берегам Угры православные монастыри и храмы, освящавшие эти земли и закреплявшие их за нашим Отечеством. Среди них: Спасо-Воротынский монастырь XVI века с церковью Введения Пресвятой Богородицы, бывший юхновский Казанский монастырь того же времени с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Успенский собор в Перемышле, Успенский Гремячев и Успенский Шаровкин монастыри на Оке и Жиздре, Успенский собор Свято-Тихоновой пустыни и, наконец, Владимирский собор скита этой обители.

Надеюсь, что рассказ наш был интересен, а ещё интереснее, конечно, посетить музей и диораму самостоятельно.

Уже в возрасте 12 лет будущий великий князь женился, в 16 лет он стал замещать своего отца, когда тот отсутствовал, а в 22 - стал Великим князем Московским.

Иван III обладал скрытным и одновременно твердым характером (позже эти черты характера проявились в его внуке).

При князе Иване начался выпуск монет с изображением его и его сына Ивана Молодого и подписью «Господарь Всея Руси ». Как суровый и требовательный князь, Иван III получил прозвище Иван Грозный , но чуть позже под этим словосочетанием стали понимать уже другого правителя Руси .

Иван продолжил политику своих предков - собирание русских земель и централизацию власти. В 1460х годах у Москвы обострились отношения с Великим Новгородом , жители и князья которого продолжили смотреть на запад, в сторону Польши и Литвы. После того, как дважды не удалось наладить отношения с новгородцами миром, конфликт вышел на новый уровень. Новгород заручился поддержкой польского короля и князя Литовского Казимира, и Иван прекратил посылать посольства. 14 июля 1471 года Иван III во главе 15-20-тысячного войска разгромил почти 40-тысячное войско Новгорода, Казимир на помощь не явился.

Новгород потерял большую часть своей автономии и подчинился Москве. Чуть позже, в 1477 году, новгородцы организовали новый мятеж, который также был подавлен, и 13 января 1478 года Новгород полностью потерял свою автономию и стал частью Московского государства .

Всех неблагоприятных княжичей и бояр Новгородского княжества Иван расселил по всей Руси, а сам город заселил москвичами. Таким образом он обезопасил себя от дальнейших возможных мятежей.

Методами «кнута и пряника» Иван Васильевич собрал под своей властью Ярославское, Тверское, Рязанское, Ростовское княжества, а также Вятские земли.

Конец монгольского ига.

Пока Ахмат ожидал помощи Казимира, Иван Васильевич отправил диверсионный отряд под командованием звенигородского князя Василия Ноздроватого, который спустился по реке Оке, затем по Волге и начал громить владения Ахмата в тылу. Сам же Иван III отошел от реки, пытаясь заманить врага в ловушку, как в свое время Дмитрий Донской заманил монголов в битве на реке Воже. Ахмат не повелся на уловку (либо помнил успех Донского, либо его отвлекли диверсии за спиной, в незащищенном тылу) и отступил от русских земель. 6 января 1481 года, сразу по возвращении в ставку Большой Орды, Ахмат был убит тюменским ханом. Началась междоусобица среди его сыновей (ахматовы дети ), результатом стал развал Большой Орды, а также и Золотой Орды (которая до этого формально еще существовала). Остальные ханства стали полностью суверенны. Таким образом стояние на Угре стало официальным концом татаро-монгольского ига, а Золотая орда, в отличие от Руси, не смогла пережить этап раздробленности - из нее позже возникло несколько, не связанных между собой государств. А вот мощь Русского государства начала расти.

Тем временем спокойствию Москвы угрожали еще Польша и Литва. Еще перед стоянием на Угре, Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гереем, врагом Ахмата. Этот же союз помог Ивану в сдерживании давления со стороны Литвы и Польши.

Крымский хан в 80е годы XV века разбил польско-литовские войска и разгромил их владения на территории нынешней центральной, южной и западной Украины. Иван III же вступил в бой за западные и северо-западные земли, подконтрольные Литве.

В 1492 году Казимир умер, а Иван Васильевич взял стратегически важную крепость Вязьму, а также множество поселений на территории нынешних Смоленской, Орловской и Калужской областей.

В 1501 году Иван Васильевич обязал Ливонский орден выплачивать дань за Юрьев - с этого момента русско-ливонская война временно прекратилась. Продолжение было уже при Иване IV Грозном .

До конца жизни Иван сохранял дружеские отношения с Казанским и Крымским ханствами, но позже отношения начали портиться. Исторически это связывают с исчезновением основного противника - Большой Орды.

В 1497 году великий князь разработал свой сборник гражданских законов под названием Судебник , а также организовал Боярскую Думу .

Судебник почти официально закреплял такое понятие, как «крепостное право », хотя крестьяне еще сохранили какие-то права, например, право перехода от одного хозяина к другому в Юрьев день . Тем не менее Судебник стал предпосылкой перехода к абсолютной монархии.

27 октября 1505 года Иван III Васильевич умер, судя по описанию летописей, от нескольких приступов инсульта.

При великом князе был построен Успенский собор в Москве, расцвела литература (в виде летописаний) и архитектура. Но самое главное достижение той эпохи - освобождение Руси от монгольского ига .