Библейский урок ноев ковчег. Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Всемирный потоп. Раздел: ной. ной услышал бога

Главная > Урок

Тема: Ноев ковчег, урок 1-й.

История Ноя и всемирного потопа, описываемая в книге Бытия, является, пожалуй, наилучшей иллюстрацией того, что человечество во все времена своего существования не отличалось праведностью перед Богом. Нам, по иронии судьбы, всегда свойственно думать примерно так: « В наше время люди стали хуже, моральный уровень человечества падает всё ниже и ниже, раньше, в прежние времена, всё было гораздо лучше!» Однако, уже в самом начале истории (Быт.6; 5-6) ясно говорится о том, что «развращение человеков на земле» было велико до такой степени, что Бог «раскаялся» в том, что создал людей и решил уничтожить их. И только один человек обретает праведность перед лицом Господа – это Ной. Ему Бог поручает построить ковчег и спастись в нём от всемирного потопа.

Что касается самого сказания о всемирном потопе, согласно различным историческим и географическим источникам, это стихийное бедствие действительно произошло около 1637г. до РХ и нашло отражение, прежде всего, в вавилонских и шумерских легендах. Схожее описание всемирного потопа есть и в книге Бытия. Праведный человек, Ной, получает возможность спастись и строит для этого, по указанию Бога, ковчег – огромный крытый корабль, способный перенести потоп. В Быт. 6; 14-17 описано, как Ной должен был построить этот ковчег. В указаниях по строительству ковчега упоминается дерево гофер – это прочная древесная порода Древнего Востока, похожая на современный кипарис или родственное ему дерево. Это дерево отличалось прочностью и надёжностью, устойчивостью к природным стихиям.

Для подготовки к урокам, посвящённым истории Ноя и всемирного потопа, рекомендуется самостоятельно прочитать эту историю в Быт. 6- 9- начиная с гнева Бога по отношению к человечеству и заканчивая спасением Ноя и заключением завета с ним. Поскольку истории Ноя будут посвящены два урока, рекомендуется «разбить» её так:

Урок 1: расскажите детям о том, как Бог разгневался на людей и решил их уничтожить с помощью потопа. Закончите рассказ тем, как Ной начал собирать животных для того, чтобы и их взять с собой в ковчег.

Урок 2: расскажите детям о том, как начался сам потоп и как ковчег плавал по поверхности воды. Далее скажите, что Бог «вспомнил о Ное», прекратил потоп. Закончите рассказ заключением Богом завета с Ноем и обязательно расскажите о радуге.

К первому уроку, кроме чтения текстов из Библии, рекомендуется подготовиться не совсем обычным образом. Если есть возможность, позаботьтесь о том, чтобы помещение позволяло провести оба эти занятия в форме интересной и увлекательной игры. Вам понадобятся нехитрые предметы, которые, по идее, всегда можно найти под рукой: несколько стульев, книги, одно или два покрывала, фонарик и несколько игрушек, изображающих животных – желательно, «парных»- например, козёл и коза, корова и бык – и так далее. Перед занятием расставьте игрушки по аудитории так, чтобы их можно было хорошенько поискать. Фонарик можно тоже спрятать. Заранее подготовьте покрывала, книжки и стулья- желательно, чтобы они были удобными и не очень тяжёлыми.

В начале урока прочтите с ребятами короткую молитву:

Господь Иисус, Ты к нам приди

И на уроке помоги. Аминь.

Затем начните рассказывать историю Ноя- примерно, таким образом:

Мы с вами уже много раз говорили о том, как важно учиться быть послушными, как важно слушаться Бога и наших родителей. В нашей Библии мы можем прочитать много поучительных историй об этом. Бог сотворил людей и очень хотел, чтобы они слушались Его, не делали плохих поступков. Но люди забыли Бога и совершали много дурного в жизни. Бог очень разгневался и решил жестоко наказать людей. Он сказал: « Зря я их создал, всё равно от них нет никакого прока- люди Меня не слушаются!» И решил Бог наслать на землю всемирный потоп- огромное наводнение. Чтобы уничтожить людей. Но был на земле человек, которого звали Ной. Он был единственным человеком, который остался верным Богу, слушал Его и любил Его. Поэтому Бог решил не уничтожать Ноя. А помочь ему спастись во время всемирного потопа. Он сказал Ною: «Вот, я нашлю на землю огромное наводнение. Все люди и все животные должны будут умереть, но ты останешься жив. Построй из дерева ковчег, а когда потоп начнётся, войди в него- ты и твоя семья». Ковчег, ребята, это огромная деревянная лодка, в которой есть несколько отверстий. Лодка эта крытая- можно даже сказать, что этот ковчег был похож на большую подводную лодку из дерева! Этот ковчег должен был плавать по земле, как по огромному океану, всё время, пока длился потоп.

И вот Ной начал строить свой ковчег! Ему нужно было торопиться- потоп мог вот-вот начаться! Ной и его семья должны были отправиться в долгое и опасное путешествие, но только так они могли спастись! И очень хорошо, что Бог предупредил их заранее! ..Давайте и мы с вами сегодня поиграем в игру, которую так и назовём: «Ноев ковчег». Построим вместе свой ковчег!

Начните вместе с ребятами «строительство ковчега»! Заранее позаботьтесь о том, чтобы в аудитории было достаточно пространства для этого. Возьмите несколько стульев. Расставьте их так, чтобы спинки стульев были обращены наружу. Оставьте место для «входа в ковчег»- желательно, чтобы «вход» не был слишком узким! Накройте «сооружение» покрывалами - так, чтобы образовалась «крыша», а концы покрывал опускались на обращённые наружу спинки стульев. «Укрепите» покрывало, чтобы оно не спадало- положите на спинки несколько книг. Чем покрывало длиннее, тем лучше! Задача в том, чтобы построить ковчег как можно быстрее, но при этом не забывать и о его «надёжности» и «прочности»!

Ну вот, наш ковчег готов! Конечно, мы все очень хотим залезть в него и опробовать- как там внутри, не так ли?! Но это ещё не всё. Дело в том, что Бог повелел Ною сделать ещё кое-что очень важное. Ной должен был взять в ковчег не только людей (членов своей семьи), но и птиц, и животных, и насекомых! И всех он должен был взять с собой по паре- чтобы, когда потоп закончится, на земле продолжался род животного мира!

В этом месте предложите ребятам найти пары животных- игрушки, расставленные по аудитории. Когда дети найдут все игрушки, пусть положат их в «ковчег», но сами не торопятся туда залезать. Скажите ребятам, что само путешествие в ковчеге состоится на следующем уроке. Постарайтесь организовать процесс так, чтобы «ковчег» остался в аудитории до следующего воскресенья.

Ноев Ковчег

Ноев Ковчег

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей о ковчеге. Продолжать учить молиться, повторять слова молитвы. Показать заботу Бога о Своем творении. Познакомить с новыми видами животных и их домиками, учить узнавать их на картинках. Воспитывать послушание и дружелюбие. Поддерживать радостное настроение.

ВСТУПЛЕНИЕ. См. тема 10.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I .Библейская история. «Ноев ковчег».

1.Этого дядю зовут Ной (фигурка на фланелеграфе). У Ноя была большая и дружная семья. Они все любили Бога. Однажды Бог сказал Ною, чтобы он построил большой кораблик - ковчег называется. Ной послушался Бога. Он взял молоток, досточки и начал строить. "Тук-тук, тук-тук" - раздавался стук вокруг. Это Ной и его сыночки строили кораблик. Давайте и мы постучим молоточками и споем песенку "Тук-тук-тук" (раздать детские молоточки или палочки).

2."Ш-ш-ш" - папа и сын пилили досточку (учитель показывает, как пилили. Движение руки вперед-назад). "Тук-тук-тук" - другие братики прибивали досточки. Покажите, как они пилили (повторяют движения учителя). Все трудились вместе, дружно. Это была дружная семья. Споем песенку "Папа, мама, я - наша дружная семья".

3.И вот кораблик построили, (поставьте на стол кораблик) он получился большой и красивый. Много зверей стали собираться возле ковчега. Они поднимались по ступенькам и заходили в него. Мишки, собачки, коровки, слоники, белочки пришли к кораблику (фланелеграф). Это ангелы привели их. Давайте тоже соберем зверей в ковчег (дети складывают игрушки-животные в ковчег).

4.Затем вошел Ной и его дружная семья. Пришел сильный Ангел и закрыл дверь ковчега (ребенок закрывает двери. На фланелеграфе большой Ангел).

5.Темные облака покрыли небо, солнышко спряталось за облачко (фланелеграф) и пошел дождик: "кап-кап, кап-кап". Как капал дождик? (дети повторяют). "Тук-тук, тук-тук" - стучали капельки по крыше. Дождик становился все сильнее и сильнее. Споем песенку про дождик и покажем, как он капает (дети поют песню "Капает дождик" и указательным пальцем правой руки стучат по ладошке левой руки).

6.Воды стало очень много, она булькала и плескалась (полить немного из лейки), а кораблик плыл по водичке (пустить лодочку по воде). В кораблике был Ной со своей семьей и звери. Им было тепло, сухо и хорошо всем вместе. Они дружили и никогда не ссорились. Иисус любит, когда все дружат(Песня "Радуйтесь" № 25 (1 купл.)

Радуйтесь, радуйтесь с нами, друзья,

Радуйтесь, радуйтесь, Бога хваля.

Припев:Песню радости поем,

С Иисусом мы живем,

С Ним рука об руку вместе идем!

Я улыбаюсь, мне так хорошо,

Рядом Иисус, я спокоен душой.

7.Кораблик качался на волнах, дождик капал, но они не боялись. Ангелы охраняли их. (Дети прикрепляют ангелов на полотно).

8.Дождик шел долго и Ной со своей семьей и животными жили в кораблике. Кораблик стал их домиком. Они там спали, ели, пели песенки и разговаривали. Бог просил Ноя позаботиться о животных. Нойбыл послушным. Он кормил животных, поил чистой водичкой и стелил мягкую подстилочку, чтобы им было хорошо спать. Каждому животному Ной давал вкусную еду, то, что они любят. Зайчику - морковку, мишке - мед, овечке и коровке - травку, птичке - зернышки, белочке - орешки. Давайте тоже покормим животных (выставить больших картонных животных с отверстиями для рта).

Песня "Доброта» Поющ. серд. № 27.

9.Скоро дождик перестал идти и земля высохла. Пришел сильный Ангел и открыл дверь. И все они вышли на улицу. А что это такое красивое на небе (фланелеграф, радуга). Иисус послал радугу. А вы видели радугу, детки? Посмотрите, какая красивая, разноцветная! Вся семья Ноя была очень рада, когда увидела радугу. Они стали на коленки и помолились (фланелеграф). (Развернуть большую радугу над детьми. Пригласить их под радугу помолиться, как Ной на полотне).

11.Иисус обещал нам небо, где будет такая красивая радуга. Он очень нас любит и хочет, чтобы нам было хорошо. Споем песенку (хлопают в ладоши и поют песню).

12.Ной слушал Бога и наши детки будут слушать папу и маму. Бог заботился о послушной семье Ноя. Он заботится и о нашей семье. Давайте сядем в кораблик, поплывем по водичке и запомним наш стих.

Памятный стих "Ной приготовил ковчег для спасения дома своего"

А теперь мы поиграем в «ковчег».Все детки смогут зайти туда и побыть немножко в большом кораблике.(Кораблик делаем из 2 кусков материала. Помощники учителя или родители держат материал с 2-х сторон, соединив по углам. Дети заходят в кораблик, держа в руках игрушечных животных иптиц.Материал слегка покачивают, имитируя волны).

РАЗМИНКА.

Игра "Дождик".

Детки строят кораблик (сжимают ручки в кулачки и ударяют кулачок об кулачок, говорят "Тук-тук"). Учитель говорит:

"Дождик, дождик! Надо нам

Расходиться по домам".

(После этих слов дети бегут на коврик). Повторить 2-3 раза.

I.Рассказ на ковре «Домики»

Когда был дождик, все животные спрятались в кораблике, как в домике. Иисус заботится обо всех животных, Он дает им всем домик.

1.Черепаха носит свой домик на себе (картинка). Посмотрите, из домика видны только головка, лапки и хвостик. Когда начинается дождик, черепаха прячется в свой домик.

2.Маленькие улитки тоже носят свой домик на спине (картинка). Посмотрите, какой у нее красивый домик, а какие усики у улитки. Она ест зеленые листочки. Вот домик улитки (показать картину). Это пустой домик, здесь никто не живет. Это Иисус дал им такие красивые и удобные домики.

Песня. «Один построил свой дом на песке» (с движениями) Поющ. Серд. № 29.

Один построил свой дом на песке,

Один построил свой дом на песке

И дождь пошел!

Дождь пошел и вода поднялась,

Дождь пошел и вода поднялась

И дом упал! И т. д.

3.А птичек Иисус научил строить особые домики. Они стоят их из веточек, соломки, травки и перышек. Их домик называетсягнездышко. Оно теплое и уютное. Ласточка делает свое гнездо из кусочков грязипод крышей дома или балкона (картинка), рядом с людьми.

А это гнездоаиста, они тоже любят строить свои гнезда рядом с домами людей. Они строят гнездо из веток. Посмотрите, птичка большая и гнездо у нее большое. Давайте и мы попробуем полетать, как птички.

Эта птичка называетсядятел (картинка). Дятел стучит своим клювом по дереву и делает дырочку в дереве - дупло называется. "Тук-тук, тук-тук" - стучит дятел по дереву. Покажите, как стучит дятел (ставят левую ладонь вертикально, а указательным пальцем правой руки стучат по ладони). Так стучит дятел. И в дупле он делает себе домик.

В дупле живет и рыженькая белочка. Свой домик она делает высоко на дереве. Белочка хорошо прыгает с дерева на дерево, с веточки на веточку. Как прыгает белочка? (дети прыгают на месте на двух ногах). В дупле она хранит орешки.

Есть птички, которые строят свои домики на веточках, а другие на земле, некоторые на воде (показать разные картинки). Разные птички - разные домики. Всех их научил Иисус строить домики. Иисус заботится о птичках. (Песня о птицах).

Песня «Хочу я быть послушным»Поющ. серд. № 83.

Хочу я быть подобным Иисусу моему,

Хочу воспеть о Нем ятворению всему!

Мне вторит птичий хор!

«Бог есть любовь, Бог есть любовь!»

Я петь всегда готов!

4.И животных Иисус научил строить домики. У лисички есть домик - норка, она выкапывает ее лапками в земле. В своей норке она живет вместе со своими малышами (картинка: лиса у норки с лисенятами).

А у мышки очень маленькая норка. Мышка быстро-быстро бегает. Она собирает зернышки, хлеб и несет в свою норку.

Медведь большой, у него и домик большой - берлога называется. Мишка очень любит спать, всю зиму он спит в своем домике и только носиком посапывает. Покажите, как спит мишка (закрыли глазки и ручки под щечку).

А у зайчика домик под кустиком, среди травки и листьев.

У всех есть домик. И у птичек, и у животных, и у людей. И у нас есть свой домик, где мы живем с мамой и папой. Иисус любит нас.

Песня. «Иисус любит деток, аллилуйя»

Игра на закрепление.

Пускают кораблик с фигурками животных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1.Животные поплыли на кораблике и мы поплывем. Заходите в кораблик. Будем плавать и повторять наш стих. Закрепление памятного стиха.

2.А теперь споем песенку, чтобы было веселее плыть.

(Песня внутри импровизированного ковчега).

3.Вот мы и приплыли. Понравилось вам плавать? Давайте скажем спасибо Иисусу за наши домики, за маму и папу.

Молитва.

Игра на ковре.

Делается большой кораблик (можно накрыть стол большой скатертью. С трех сторон скатерть опущена, а с 4-й поднята, чтобы не было темно). Дети имитируют животных (желающим можно одеть шапочки с изображением животных), заходят в ковчег и все вместе плывут. Учитель говорит: "Иисус рад, что все плывут вместе".

Задание родителям.

1.Продолжать дома знакомить детей с домиками животных. Можно поискать гнездо ласточки или др. птицы, норку мышки, крота. Подчеркните, что Иисус заботится о них.

2.Поиграйте с детьми в ковчег (они любят изображать животных), учите имитировать звуки животных.

3.Рассмотрите на картинке радугу. Предложите ребенку нарисовать ее.

4.Смастерите что-нибудь с детьми, чтобы они посмотрели, как работать с инструментами, как стучит молоточек. Напомните, что Ной строил ковчег.

Усложнение.

1.Вместо картинки взять живую черепаху или птичку.

2.Принести на урок настоящее гнездо птицы, а яйца слепить из пластилина, подходящего по цвету.


Ноев ковчег
Это было в далекой древности, когда люди жили намного дольше, а звери ещё помнили человеческий язык.
В большом лесу жил любознательный еж. С некоторого времени он стал слышать стук топора на другой стороне леса, и ему очень захотелось узнать, что, собственно говоря, там происходит.
Однажды утром он взял свою дорожную палку и направился туда, откуда доносился стук. Там он увидел старого Ноя, который рубил огромные брёвна.
- Интересно, зачем ему столько бревен, да таких больших? Ведь они даже для дома велики! - размышлял еж, молча наблюдая, как трудится Ной.
Ёжик подбежал к Ною, но из скромности всё никак не решался задать ему свой вопрос.
Наконец, Ной прервал работу, опустил топор, сел на пень только что срубленного дерева и сказал:
- Я вижу, что тебе очень хочется узнать, чем я занимаюсь. Видишь ли, люди сделали уже столько зла, что земля вопиет к небу о помощи и избавлении. Поэтому Господь решил пресечь их беззакония, и как мне возвещено в откровении - на земле случится потоп.
- Как потоп?
- Да, погибнут нераскаянные грешники.
Видишь эти брёвна? Я строю ковчег. Когда построю, то буду бить в било и звать всех людей к покаянию.
Покаявшиеся спасутся в ковчеге, а не покаявшиеся погибнут.
- Люди-то людьми, а мы как же? Неужели из-за ваших грехов нам, зверям, погибать?
- В моём ковчеге будет место и для зверей. Кто услышит стук в било и придёт - спасутся в ковчеге. Не знаю только, что из этого получится, ведь вы все такие драчливые.
- Я знаю, Ной. Мы поставим условие, чтобы не драться, не кусаться и не пожирать друг друга. Кто согласен - пусть приходит, а несогласные - ну, раз уж они такие, пускай себе гибнут.
Ной промолчал. Потом взял топор и стал опять рубить дерево.
А что же ёж? Он стал думать о том, что быть может не все звери услышат стук в било, и тогда они погибнут. Ежа эта мысль сильно огорчила, и он решил пройти по всему лесу и предупредить всех животных о грозящей опасности.
Кто бежит со всех ножек? Это я - бедный ёжик.
Как же мне удастся всех успеть предупредить?
Ах, надо, надо поторопиться,
Вот-вот польётся с небес вода.
Ёж двинулся в путь. Он очень торопился, но уже через несколько десятков шагов увидел бегущего льва.
- Лев, постой У меня есть к тебе серьезный разговор.
Лев был очень гордого нрава, поскольку считал себя царем зверей, но впрочем к ежу он относился благосклонно, уважая его колючки. Не поворачивая головы, лев приостановился
- Лев, грозит потоп Ной будет стучать в било, и надо прийти в ковчег, чтобы не погибнуть.
У льва заблестели глаза.
- И там будут овцы и зайцы?
- Да, лев Но есть одно условие: не драться, не кусаться и не пожирать друг друга.
- Э, нет. Это не для меня.
- Подумай хорошенько, ведь ты погибнешь!
Лев побежал своей дорогой, а ёжик пошёл своей. Он рассказал об опасности птицам и просил, чтоб они предупредили остальных.
В таких странствиях он провёл несколько дней. Обойдя весь лес, ёжик вышел к реке. Там стоял огромный динозавр и ел папоротник.
- Динозавр, - прокричал ёж, - нам грозит опасность! Нужно укрыться в ковчеге.
Я прошу прощенья, динозавр,
Надвигается беда.
Может быть через одно мгновенье, да!
Чтобы звери после наводненья
Не исчезли без следа,
Спрятаться должны мы все в ковчеге, да!
Динозавр долго думал, затем посмотрел на ежа, посмотрел на папоротник и спросил:
- А там будет папоротник, а?
- Ну, нарви с собой немножко. В конце концов, можно и попоститься ради такого случая.
- Нет, сам постись. Я без свежего папоротника жить не могу, - отрезал динозавр и повернулся к ежу спиной.
Ёж вздохнул и спустился к реке. Он хотел было предупредить рыб, но потом сообразил, что рыбы и так живут в воде, и потому потоп им не страшен.
А на другой стороне реки стоял мамонт - огромный волосатый слон, отличавшийся непомерной ленью.
- Ма-амонт, - закричал ёж, - надо прийти в ковчег к Но-ою, чтобы не поги-и-ибнуть.
Мамонт лениво приоткрыл глаза, посмотрел на ежа и пробормотал:
- Идти?.. Нет... Мне бы стоять здесь, на солнышке. А потом хоть потоп.
Мамонт закрыл глаза, а ёжик побежал дальше.
Кто лентяй и обжора,
Тот спастись никак не сможет.
Надо поскорее остальных предупредить.
В ковчеге сможем мы все укрыться,
Когда польётся с небес вода,
Должны все звери, должны все птицы
Узнать, что скоро придёт беда.
Он встретил лису, зайца, барсука, медведя и всем рассказал о ковчеге. О домашних животных ёжик не беспокоился, потому что знал, что Ной обязательно возьмёт и корову, и козу, и собаку, и остальных.
Наконец, ёж обошёл весь лес и вернулся к себе домой. Надо было сушить грибы на дорогу. Тем временем Ной закончил строить свой ковчег. Он сделал деревянное било, стал ходить по земле и звать людей к покаянию. Но люди были очень заняты своими делами и забавами, так что смотрели на Ноя, как на сумасшедшего Так никто и не пришел к ковчегу Ноя, кроме его сыновей с женами.
А у ковчега уже суетился ёжик. Он бегал между животными и внимательно смотрел, все ли собрались, никто ли не опоздал. Звери были в полном сборе, не пришли только лев, динозавр и мамонт. На поляне возле ковчега стоял шум и гам- змеи шипели, вороны каркали, коровы мычали, все животные выражали своё недовольство и пренебрежение к окружающим.
Ёж не мог на это смотреть, он пробрался к ковчегу и с шумом захлопнул его дверь.
Тотчас стало тихо Все звери повернулись на дверь и удивленно посмотрели на ежа.
- Послушайте, звери! Вы все погибните, если не в воде, то от собственной злобы. Ещё несколько дней, и воды покроют всю землю! Пора же вам, наконец, прекратить вражду и понять, что ковчег стал нашим общим домом. И каждый из вас ценен, поскольку другого такого нет, и не будет. А поэтому вы не должны ни драться, ни кусаться, ни пожирать друг друга. Кто не согласен - оставайтесь себе на погибель, а кто согласен - заходи в ковчег.
Животные прекратили гам и молча двинулись к ковчегу. Никто не хотел оставаться. Забрались все, и когда Ной был готов закрыть дверь, прибежал лев. Ёж радостно воскликнул:
- Лев! И ты пришёл!
- Так что же, погибать что ли, раз овечек не дают?
- Молодец, лев.
И ёж провёл его на самое почётное место в зверином отделе ковчега.
И вот полил поливной дождь. Ёж глядел в окно и видел, как день ото дня увеличивалась вода. Скоро потоки подхватили ковчег, и он понёсся по волнам невесть куда. Ёж видел, как всё также стоял мамонт на своём месте, пока его не покрыла вода. А динозавр сам утонул, когда хотел достать папоротник.
- Что ж, - вздохнул ёж, - их погубили лень и обжорство. Мы больше никогда не увидим ни динозавра, ни мамонта. Так они и останутся допотопными животными.
В ковчеге некоторое время всё было спокойно. Звери были настолько испуганы происходящим, что плыли молча. А через несколько дней все свыклись с обстановкой, и каждый стал проявлять свой характер: змеи по каждому поводу шипели, птицы болтали о всякой чепухе, лиса рассказывала разные истории о своих подвигах, причём все они были чистой выдумкой, а заяц мучался от того, что завидовал другим. Часто ёж находил зайца в слезах.
- О чём ты плачешь, зайка?
- Я такой весь маленький, серенький. У всех что-нибудь да есть, а у меня ничего такого нет.
У лисички хвост трубой
Рыжий и пушистый, Лишь у зайки хвостик - ой,
Вовсе никудышный.
Хвостик длинный и простой
Есть у крошки мышки,
А у зайки хвостик - ой,
Всё равно, что шишка. А медведь такой большой,
И рычит отлично,
Только серый зайка - ой,
Всё равно, что лишний.
- Глупый ты, однако. Ты плохо смотришь Давай смотреть вместе. Вот например, у лисы рыжая шкура, так знаешь ли ты, как за ней гоняются охотники? Хорошо, у овечек - кудри Но посмотри, не такие же кудри на той одежде, которую носит жена Хама? У каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Ты не завидуй тому, чего у тебя нет, но старайся в том, что имеешь, быть порядочным.
Так ёж утешал обиженных, мирил ссорившихся и старался изо всех сил, чтобы звери свои личные чувства подчинили той обшей беде, в которой они оказались.
Прошло сорок дней. Перестал лить дождь. Волны приутихли. Ковчег, плавно раскачиваясь, плыл по беспредельному океану.
К этому времени звери уже немножечко свыклись друг с другом, научились переносить недостатки ближних и разделять их скорби. Когда стали заканчиваться запасы, которые они взяли с собой в плаванье, то звери старались подбодрить друг друга.
И вот однажды утром Ной спустился к зверям и забрал ворона.
- Что это? - стали спрашивать животные, когда Ной ушёл. - Неужели и он так проголодался, что готов уже ворона съесть?!
- А почему ворона? - удивлённо спросил лев.
- Ну, наверное ворон много каркал и надоел нашему хозяину, - отозвалась лиса.
- Это что же получается? Мы условились не пожирать друг друга, а Ной?..
И все звери стали наперебой защищать несчастного ворона.
- Пусть он каркает много, у него голос такой, он не умеет по-другому, - сказал заяц, и все согласились.
Тогда ёж вызвался пойти к Ною и разведать о случившемся. Но пока проходили эти споры, спустился Ной и забрал голубя.
- Ну уж-шшш это слиш-ш-шком! - прошипела змея. - Голубь-то вообщ-ще самое без-з-зобидное сущ-щ-щество.
Во время странствий в ковчеге звери настолько хорошо усвоили, что каждый из них ценен и неповторим, что рассматривали поступок Ноя, как преступление.
Но Ной, конечно, и не думал съедать этих птиц, а хотел узнать, сошла ли вода, и выпускал их из ковчега, чтобы те улетели. Ведь если они не найдут сухое место, то обязательно вернутся, когда у них устанут крылья.
Ворон действительно скоро вернулся Когда же Ной выпустил голубя, то тот прилетел обратно с масличной веткой. Было ясно, что вода сходит На пасмурном небе засияла радуга, возвещающая Милость Божию.
А голубь пробрался к зверям и положил перед львом масличную ветку.
- Я знаю, что тебе труднее всех было в ковчеге Каждый день смотреть на овец и зайцев и не прикоснуться ни к кому из них! Да, лев, ты оказался выше зова желудка.
Со слезами лев ответил:
- Да что я? Я смотрел на вас всех, видел, что всем трудно, и сам терпел.
Звери плыли еще несколько дней, и когда сошла вода, Ной выпустил всех из ковчега Птицы разлетелись, змеи расползлись, животные разбежались, но еще долго-долго помнили они о масличной ветке, которая стала для них символом уважения, дружбы и любви друг к другу А на небе с тех пор время от времени стала появляться радуга, напоминавшая людям и зверям о беспредельной любви Господа к Своему творению.

НОЙ СТРОИТ КОВЧЕГ

Pассказ о пeрвом плaвании на кoрабле

Пpошло много вpемени, и на земле пoявилось немало людей. Нo, к сожалению, oни cтали очень гpешными, и Бoг pешил уничтoжить их пoтопом. Взглянув с нeбес на зeмлю, Бoг увидeл только oдного дoброго чeловека – Ноя. Пoскольку Ной стал Eго другом, Бoг предупpедил его о пoтопе, кoторый Он cобирался наcлать на землю, и приказал Ною пoстроить бoльшой кoрабль -кoвчег. Пpи этом Бoг пoдробно pассказал, кaк его пoстроить.
Кoнечно, гpешники cмеялись Нoя, cтроивший этoт бoльшой кoрабль тaм, гдe не былo никaкой вoды. Нoй, cледуя вcего тoго, чтo пoвелел Гoсподь, пpодолжал cтроительство. Oн вeрил Бoжьему cлову. Нoй был еще и пpоповедником, кoторый pассказывал людям о Бoге и о наказании, которое они дoлжны были пoлучить за cвои греxи.
Через более чем сто лет ковчег наконец был построен. Бог приказал Ною войти в ковчег вместе со своей семьей, которая состояла из восьми душ. Также Бог послал в ковчег животных, птиц и пресмыкающихся, чтобы на земле могли сохраниться все виды живых существ. Когда все они оказались в ковчеге, Бог Сам закрыл дверь.
Через семь дней начался дождь, который лил сорок дней и сорок ночей, будто растворились огромные небесные. Вода заливала всю землю, пока на ней не осталось ни одного сухого клочка и ни одного живого существа.
А между тем высоко над землей плыл ковчег, в котором находился Ной со своей семьей. Прошло много времени, вода наконец начала спадать и ковчег остановился на Араратских горах. Однажды Ной открыл сделанное им окно ковчега и послал от себя голубя. Но она вскоре вернулась, потому что не нашла для себя сухого места. Прошел еще неделю, и Ной снова выпустил голубя. На этот раз она вернулась с оливковым листом в клюве. Это означало, что вода спала и уже росли некоторые деревья! Когда Ной послал голубя в третий раз, она уже более к нему не вернулась. Так Ной узнал, что земля уже высохла.
Бог повелел Ною и его семье выйти из ковчега. Ной был благодарен Богу за то, что Он спас их жизни, построил жертвенник для чествования Бога. Тогда Господь создал на небе великолепную радугу и сказал Ною, что она будет знаком Его обещания больше никогда не уничтожать землю потопом.
Бытие 6 , 7 , 8, 9:1-18
Ной со своим семейством благодарят Бога за свое спасение.

Для родителей:
«Ибо Ты Бог, не то, что несправедливости! хочет, зло не в Тебе пробовать »(Пс. 5:5) .

Вопросы для детей:
1 . Кто приказал Ною построить ковчег?
2 . Кто еще был в ковчеге, кроме Ноя и его семьи?
3 . Почему Бог создал на небе радугу?


НОЙ БУДУЄ КОВЧЕГ

Розповідь про перше плавання на кораблів

Минуло багато часу, і на землі з’явилося чимало людей. Та, на жаль, вони стали дуже грішними, і Бог вирішив знищити їх потопом. Поглянувши з небес на землю, Бог побачив тільки одного доброго чоловіка - Моя. Оскільки Ной став Його другом, Бог попередив його про потоп, який Він збирався наслати на землю, і наказав Ноєві збудувати великий корабель-ковчег. При цьому Бог детально розповів, як його побудувати.
Звичайно, грішники сміялися з Ноя, який будував цей великий корабель там, де не було ніякої води. Але Ной, дотримуючись усього того, що наказав Бог, продовжував будівництво. Він вірив Божому слову. Ной був ще й проповідником, який розповідав людям про Бога і про покарання, яке вони мали отримати за свої гріхи.
Через більше ніж сто років ковчег нарешті було збудовано. Бог наказав Ноєві зайти в ковчег разом зі своєю родиною, яка складалася з восьми душ. Також Бог послав у ковчег тварин, птахів і плазунів, щоб на землі могли зберегтися всі види живих істот. Коли всі вони опинилися в ковчезі, Бог Сам зачинив двері.
Через сім днів почався дощ, який лив сорок днів і сорок ночей, ніби розчинилися величезні небесні розтвори. Вода заливала всю землю, поки на ній не залишилося жодного сухого клаптика і жодної живої істоти.
А тим часом високо над землею плив ковчег, у якому перебував Ной зі своєю родиною. Минуло багато часу, вода нарешті почала спадати і ковчег спинився на Араратських горах. Одного разу Ной відчинив вікно ковчегу і послав від себе голубку. Але вона незабаром повернулася, бо не знайшла для себе сухого місця. Минув іще тиждень, і Ной знову випустив голубку. Цього разу вона повернулася з оливковим листком у дзьобі. Це означало, що вода спала і вже росли деякі дерева! Коли Ной послав голубку втретє, вона вже більш до нього не повернулася. Так Ной дізнався, що земля вже висохла.
Бог повелів Ною і його родині вийти з ковчега. Ной був такий вдячний Богові за те, що Він урятував їхнє життя, що побудував жертовник для вшанування Бога. Тоді Господь утворив на небі чудову веселку і сказав Ною, що вона буде знаком Його обіцянки більше ніколи не знищувати землю потопом.
Буття 6; 7; 8; 9:1-18
Ной зі своєю родиною дякують Богові за своє спасіння.

Для батьків:
«Бо Бог Ти не той, що несправедливості! хоче, зло не буде в Тобі пробувати!» (Пс. 5:5).

Питання для дітей:
1. Хто наказав Ноєві збудувати ковчег?
2. Хто ще був у ковчезі, крім Ноя та його родини?
3. Чому Бог утворив на небі веселку?

Предлагаем вашему вниманию цикл занятий с детьми по Ветхому Завету в воскресной школе при Свято-Вознесенском храме г. Тулы , который проводил заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии Валерий Отставных . Данный опыт может быть полезен учителям религиозной культуры при разработке программы и содержания занятий.

В мае 2011 г. завершился первый учебный год в нашей детской воскресной школе. Я вел Основы Православия для детей, курировал школу. Принципиально отверг и отвергаю школьные парты, «звонки на переменку» и оценки «за знания». В условиях обычного православного прихода это не работает, тем более, когда возраст детишек от 6 до 9 лет. Кто-то еще не привык к «урокам», а кто-то (И ЭТО ФАКТ!) успел от них устать.

У нас всё было построено на игре. Играя, мы постигали основы Православия (главная форма общения – беседа), рисовали (чаще всего то, о чем беседуем), лепили, занимались рукоделием, бисероплетением, пели немножко обиход и православные песенки, читали христианские фэнтэзи, смотрели назидательные мультики, ездили в паломничество, исповедовались и причащались. Естественно, что небольшой опыт общения с детьми на тему «Основы Православия» появился. С чего все началось?

Встал вопрос о «программе». О чем, в какой последовательности И КАК говорить детям?
Оказалось, что замечательный пилотный учебник ОПК о.Андрея Кураева не совсем подходит т.к. он очень культурологический. В нем принципиально нет библейской истории: от творения мира до праведников, пророков, Моисея и т.д.
Он намеренно подчеркивает именно этическую сторону христианской культуры. Да, о. Андрей объясняет некоторые культовые понятия: «храм», «икона», «причастие», «монастырь», но у автора я не нашел даже попыток дать определение Бога (прошу прощения, если определение, есть и я просто плохо смотрел). Кто-то может подумать, что это неважно, это слишком сложно: подрастет - поймет. У меня лично иная точка зрения и я укрепился в ней, когда попросил детей своими словами рассказать, кто для них Бог. Ответы привели меня в тихий ужас!
За основу пришлось взять всё тот же «золотой стандарт» - "Закон Божий" прот. Серафима Слободского. Книга Слободского хорошая, просто замечательная. По ней учатся дети в воскресных школах, по ней же сдают вступительные экзамены в православные богословские вузы доктора наук. Книга, действительно, для всей семьи. Хотя многие справедливо подчеркивают, что она изобилует изображениями как бы Бога-Отца на престоле славы. И у детей может, несмотря на текст, сложиться представление о том, что Бог- это «дедушка с бородой». Не совсем устраивает композиция. По крайней мере, в первой трети книги. В «Свойствах Бога», делается попытка дать определение, Кто такой Бог. Затем много сведений о церковной обрядовой жизни и потом только --продолжение истории падения и спасения человечества: Рай, грехопадение и т.д.
Здесь некая «скомканность» повествования абсолютно понятна. По идее, надо начать с определения, Кто такой Бог, потом объяснить, как можно доказать, что Он есть, затем о творении Богом мира «из ничего» и дальше всю историю рассказывать до воплощения Бога, до Господа Иисуса Христа. Но детям -то посещать храм, исповедоваться, причащаться, молиться НАДО СЕЙЧАС. Поэтому, не уйти никуда от параллельного рассказа о Боге, о Библейской истории мира, с одной стороны и,одновременно, о церковной обрядовой жизни, с другой. Дети, конечно, должны сразу знать, что такое молитва, пост, благословение, икона, храм, его устройство, исповедь, причастие, должны иметь пусть самое начальное представление о Христе, ведь именно Его Плотью и Кровью причащаются дети.
Самое трудным (но без этого нельзя) оказалось объяснить детям на понятном им языке, но без сюсюканий и профанаций темы беседы, Кто такой Бог, что такое духовная жизнь. Сложности возникали и могут возникнуть у всех при объяснении первых двух дней творения. Имею в виду «свет-энергию» и «твердь». Это не могут понять даже взрослые люди…Но объяснить надо. И в 10-ти заповедях я лично не употребляю термины «блуд» или «прелюбодеяние», чтобы не разжигать детскую фантазию, которая пока в этой «пище» (сексуальные отношения с др. полом) даже и не нуждается. Объясняю заповедь о запрете блуда ценностями семейной жизни, которые надо сохранять, необходимостью добрых отношений мальчиков к девочкам, необходимостью подготовки детей к роли будущих пап и мам, т.е. воспитанием качеств, присущих папам и мамам (помощь друг другу, хозяйственность, умение "держать молоток", ухаживать за грудничком, варить кашу и т.д.). Кстати, ряд заповедей дети могут просто не понять. Их надо обязательно, как я думаю, «переводить» с церковнославянского на «детский».
Ну, а с самой Библейской историей достаточно просто. Здесь можно смело опираться на Слободского. Только я предпочитаю вычленять в рассказах о жизни потоков Адама и Евы самое главное. Убирая на задний план второстепенные детали.
Если мои конспекты для пап и мам пригодятся кому-то в семейном постижении вместе с детьми Основ Православия, буду очень рад. Еще раз напомню, что это только, если можно так выразиться, теоретическая часть Основ Православия. Практическая, т.е. постижении детьми обрядовой стороны родной религиозной культуры, знакомство с храмом, иконами, молитвой, участие в Таинствах, должна идти параллельно.

Занятие 1. Кто такой Бог.
Сказать, Кто Такой Бог чрезвычайно трудно. Самым важным определением Бога до сих пор остается определение Святого Апостола и любимого Ученика Господа Иисуса Христа (Бога,ставшего однажды человеком по имени Иисус Христос,но не переставшего быть Богом) Иоанна Богослова. «Бог – есть (это) Дух…» (Евангелие от Иоанна. Глава 4,стих 24).. А дальше можно говорить о том, чем Невидимый Бог (Дух) отличается от чего-нибудь также невидимого. Например, от воздуха в доме, где вы живете. Воздух можно «увидеть». Как? Его можно охладить и сжать и тогда он станет жидкостью. Дождь ведь это и есть воздух, ставший жидкостью. При большем охлаждении воздух превратится в твердое вещество. Например, в снег. Снег – это тоже воздух, но ставший видимым. Воздух в комнате можно ощутить органами осязания, взяв веер и обмахивая им лицо. В жаркий день это очень приятно.
А вот Бога, Его духовную природу, нельзя «потрогать руками», увидеть, ощутить кожей и органами чувств. С ней «нельзя ничего сделать». Ни сжать, ни охладить. До нее нельзя «дотронуться» пальчиком. Вот так…
Далее. За пределами земной атмосферы воздуха нет. Бог же не органичен пространством. Он – везде, но ни с чем не смешивается. Везде, но ни с чем не смешивается. Как это? Вы, наверное, видели всякие фантастические фильмы, в которых герой проходит сквозь стену. При этом человек не становится частью стены, не правда ли? Вот так и Бог. Везде присутствует, но не становится ни стеной, ни деревом, ни травой. Еще отличие. Было время когда не было воздуха, земли, вас, но не было времени «когда не было Бога». Он был всегда, Он есть сейчас и Он всегда будет. Он – ВЕЧЕН. Он создал само время. Вчера, сегодня, завтра. Жизнь человека можно сравнить с прямой линией, которая начинается в какой-то точке, но не заканчивается нигде. То есть человек бессмертен, но не вечен. А Бога можно сравнить с прямой линией, не имеющей ни начала, ни конца. Это символ вечности. Бог не только «бессмертен», как человек, Он ВЕЧЕН. Хотя представить себе это трудно, может быть, даже невозможно.
Еще отличие. Бог-Творец. Он создал все видимое и невидимое, всех живых существ. В том числе, человека. Человек же творение Бога. Он создан Богом. Иногда он уподобляется Богу-Творцу, когда творит сам: строит красивейшие здания и храмы, пишет иконы и картины, книги и песни. Но всегда человек использует не только способности, данные ему Богом, но и вещества, созданные Богом для человека. Кисти, краски, кирпичи, бумагу, карандаши и многое другое. Тело человека, созданное Богом, тоже «инструмент» для творчества. Например, именно свое тело для создания танца используют танцоры и артисты балета, голосовые связки служат людям для чтения стихов и пения, без рук невозможно вылепить замечательную скульптуру. Бог же создал весь видимый мир и весь невидимый мир «из ничего». Таким образом, в отличие от человека, пишущего картину, Бог создал не только картину, но и сами «краски». И Ему для творчества не нужны руки или ноги. Одно Его желание создает из ничего видимый и невидимый миры.
И еще. Последнее. О том, что объединяет человека и Бога, делает их «похожими». И человек, и Бог – Личности. Что такое личность? Определений этого много и все они слишком для вас научны и сложны. Достаточно пока понять, что личность – это живое существо, которое имеет волю, чувства, разум и сознает само себя как «Я». Коля. Ваня, Саша. Ангелина. Животное не может осознавать себя Шариком, Буренкой, Дружком, а человек может назвать себя Петр или Василий. Его воля и разум могут контролировать его чувства и поведение.Бог и человек – личности, но, в отличие от человека, Бог это – не одна,а Три Личности. Отец, Сын и Святой Дух. При этом, это не три разных Бога, а один. Это один Бог, являющийся Тремя Личностями, которые имеют одну природу, или сущность, но Три Лица. Представить это трудно даже взрослому и ученому человеку. Тем более вам. Приводят часто немного грубый, но яркий и понятный пример триединства. Он связан с Солнцем. Что такое Солнце? Это раскаленный шар, это свет, излучаемый шаром, и тепло, которое на земле создают солнечные лучи, нагревая ее. И шар, и свет, и тепло – это Солнце. Вот так и Бог – это Отец, Сын и Святой Дух. И при этом – Бог. Правда, интересно?
И пока этой информации для вас будет достаточно.

Проверочные вопросы: 1) Дайте определение Бога, которое предложил Церкви любимый ученик Христа святой апостол Иоанн Богослов.
2) Разделите чистый лист на две половинки. В одной напишите слово «Бог», в другой – слово «воздух». Под словом «воздух» напишите свойства обычного воздуха, а под словом «Бог» напишите то, чем Бог отличается от воздуха.
3) Разделите чистый лист на две половинки. В одной напишите слово «человек», в другой – слово «Бог». Под словом «человек» напишите свойства человека, а под словом «Бог» напишите то, чем Бог отличается от человека.
4) Нарисуйте на листе бумаги символические изображения Бога (прямая линия) и человека (точка и прямая линия, выходящая из нее). Объясните, что значит прямая линия и точка с прямой линией.

Новые понятия: Бог, Христос, Вечность, Бессмертие, Вездеприсутствие, творение «из ничего», личность, Троица.

Занятие 2. Как доказать, что Бог существует на самом деле? Умные дяди богословы знают много доказательств существования Бога, но мы, давайте, запомним хотя бы три основных.

Посмотрите вокруг. Как разумно устроен мир, как он гармоничен, как красив. Когда появляется солнце – открывают свои бутоны прекрасные цветы, с наступлением сумерек они снова складывают лепестки для «сна». Пчела чувствует благоуханную пыльцу цветка, которая станет медом, за несколько километров, и безошибочно летит к ней. Осенью птицы отправляются на юг, чтобы весной снова прилететь к нам. При этом они летят точно туда, где должна произойти их зимовка. Без компаса и карты. Сотни километров, над морями и лесами.Все это говорит нам о том, что жизнь возникла НЕ СЛУЧАЙНО. Что есть некий ТВОРЕЦ, создавший ее, давший ей мудрые законы существования. Который продолжает заботиться о жизни растений, животных и людей постоянно. Не дает им погибнуть. Сохраняет мир от разрушения. Без сомнения, это – БОГ!

В человеческой жизни мы и наши знакомые сталкиваемся подчас с такими явлениями, которые называем чудесами. Иногда то, что происходит с нами, может кому-то показаться случайностью, но мы сами прекрасно знаем, что такое в нашей жизни случайность, а что чудо. Например, ты поссорился с другом. А потом раскаялся. Стал молиться Богу и просить Его сделать так, чтобы друг тебя простил. И вдруг ты слышишь звонок в дверь. Это пришел твой друг, который больше на тебя не сердится. Кто-то скажет, что это простая случайность, но мы то знаем, что это чудо. А бывают события, когда привычные законы жизни людей и природы преодолеваются совсем явно. И это тоже чудо. Явное. Видимое многими. И его нельзя объяснить законами, которые нам пока не известны. Например, ставший живым мертвый человек. Или человек, идущий по поверхности воды. Или огонь, который горит, но не обжигает твое тело.В жизни может происходить много необычного. Но не всякое необычное событие является чудом, Творцом которого является Бог.Чем же настоящее чудо отличается от лжечуда? Не только тем, что чудо необычно, что в нем преодолеваются законы природы, но и тем, что оно имеет одну единственную цель: спасение человека от греха и смерти. Через утверждение его в вере, приведение его к Богу, в Его Церковь. Представим себе. В окне нашей квартиры появились какие-то существа, «зеленые человечки», «помахали нам ручкой» и исчезли. Чудо ли это? Нет. Потому как случившееся никак не помогло нам в нашей вере в Бога, в Господа Иисуса Христа, не сделало нас более добросовестными членами Святой Церкви.
И, наконец, есть люди особые, чистые, праведные, добрые. Еще их называют святыми. Они удостаиваются особого общения с Богом. Бог является им в образе Иисуса Христа, необыкновенного Света, Голоса. Бог посылает им Своих ангелов (бестелесных невидимых служителей, обладающих разумом и волей, являющихся личностями). И мы верим опыту и свидетельствам этих людей. Мы верим им и верим в то, что Бог, с Которым они общаются, существует!

Проверочные вопросы:
1) Назовите три основных доказательства существования Бога.
2) Приведите свои собственные примеры разумности устроения мира, которые доказывают, что мир сотворен Богом, а не возник «случайно», «сам собой».
3) Чем настоящее чудо отличается от лжечуда?
4) Приведите свои примеры настоящих чудес и лжечудес.

Новые понятия: чудо, лжечудо, ангелы, святые люди.

Занятие 3. Сотворение мира Богом.
Библия говорит нам о том, что Бог сотворил мир в течение 7 дней, но надо помнить, что под названием «дни» надо понимать не наши земные дни. Наш земной «день» или сутки -- это 24 часа, в течение которых земной шар поворачивается вокруг своей оси, и то одна, то другая его части оказываются освещенные солнцем. Это мы называем днем (светлая часть суток) и ночью (темная). Но солнце было сотворено Богом лишь на четвертый «день» творения, поэтому семь «дней» Библии это, как считают богословы, семь отрезков времени, в которые Создателем было создано все видимое и невидимое. Нам надо запомнить последовательность этих семи «дней» и то, что было в них сотворено из ничего Господом Богом.
Еще перед началом создания мира видимого Бог творит мир невидимый. Это мир невидимых Божьих слуг, .АНГЕЛОВ. Именно «здесь» они обитают. После предательства Бога частью ангелов и превращения их в бесов (демонов, противников Бога), они тоже стали существовать в этом невидимом мире. А после того, как стали умирать люди, их души также стали обитать в этом невидимом мире, сотворенном Богом до начала создания видимого мира.
После того, как появился невидимый мир, Бог начинает творить видимый. Вот последовательность этого творения.
1-ый «День». В первый «день» Бог повелевает появиться «свету». Но не привычному нам свету солнца или электрической лампочки, а некой ЭНЕРГИИ, которая лежит в основе всего видимого мира и которую мы будем называть «свет».
2-ой «День». Бог творит «твердь». То есть все окружающее нас пространство. Как художник вначале готовит краски, которые потом превратятся в рисунки людей, строений, животных.
3-ий «День». Творец начинает, подобно художнику, «рисовать» «красками»- «твердью» наш мир. Он создает нашу планету Земля. Сушу и океаны на ней. Зелень, траву и деревья.
4-ый «День». Бог создает солнце, луну и звезды.
5-ый «День». Бог создает на Земле пресмыкающихся, насекомых, слизняков, рыб и птиц.
6-ой «День». Бог творит животных. И,наконец, в заключение, людей. Мужчину Адама (в переводе с еврейского языка – «земного»), и Еву («мать всех людей»).
7-ой «День». Про этот «день» Библия говорит, что Бог, благословя Свое творение, то есть дав ему Свою Божественную силу для спокойной,безопасной жизни, «почил», как бы мы сказали, стал "отдыхать". Но Бог не человек, Он не может устать. Библия имеет ввиду то, что Бог перестал творить. В седьмой «день» должно было совершиться важное событие. Люди, созданные Богом, должны были утвердиться в своем добровольном послушании Ему. А еще «покой» или «отдых» Бога в седьмой «день» напоминают нам о том, что седьмой «день» нашей обычной недели необходимо посвящать не работе и делам, а Богу: посещать храм, молиться, исповедоваться и причащаться.

Проверочные вопросы:
1. В какой «День» Бог творит Землю?
2. В какой «День» Бог создал Солнце?
3. В какой «День» были сотворены люди?
4. Что создал Бог в первый «День»?
5. Что создал Бог во второй «День»?
Проверочное задание: нарисуйте любой из дней творения, так как вы это понимаете.
Новые понятия: творение из ничего, бесы, первозданный «свет», «твердь», первые люди (Адам и Ева). Благословение Бога.

Занятие 4. Грех и грехопадение первых людей в Раю.
Ребята, вы часто слышите слово ГРЕХ. А что оно значит? Вы догадываетесь, что это что-то плохое, нехорошее. Какой-то плохой поступок, за который взрослые вас укоряют. Так оно и есть. Грех это непослушание Богу. Его воле, Его Законам. Грех можно назвать и преступлением, то есть нарушением Закона. Но не человеческого закона, а Божьего, который говорит о том, ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ. Почему нельзя? Да потому что, делая непозволительное и плохое, мы сами становимся плохими и все дальше и дальше удаляемся от Бога. Грязного человека не пустят в чистую комнату. Вот так и плохой человек не может находиться рядом с Самой Чистотой, Самим Добром и Светом. С Богом. Потому нарушать Божий Закон нельзя.
Создав видимый мир и людей в нем, Бог поселил Адама и Еву в особом месте, в прекрасном саду под названием Рай (это слово с еврейского языка так и переводится – сад). Дал им кушать плоды со всех деревьев, в том числе Дерева Жизни, плоды которого давали людям бессмертие, но запретил срывать и кушать плоды всего с одного дерева – Дерева познания добра и зла. Противник Бога, падший ангел, сатана (что так и переводится с еврейского – противник), приняв образ змея, оболгав Бога, подтолкнул Еву и Адама к греху, к непослушанию Богу, к совершению беззакония. Они сорвали и съели плоды Дерева познания добра и зла. Этот первый грех, совершенный людьми, и его последствия называют грехопадением. Вместо раскаяния, и Адам, и Ева стали обвинять в случившемся грехе друг друга и сатану. Потому были изгнаны Богом из Рая. Человек потерял прямую связь с Богом, Источником Жизни и бессмертия, потому Адам, Ева и их дети стали физически умирать. То есть их души (такие невидимые части человека, обладающие разумом, волей, чувствами, соединенные с телом), стали терять с течением времени связь со стареющими телами и существовать отдельно. В невидимом мире. Кроме того, свойства душ Адама, Евы и их потомков, как солдаты в армии, «потеряли управление». Разум (командир души) перестал полностью управлять подчиненными (волей души и чувствами). Воля ослабла и все чаще слушалась не разума, а чувств. Чувства «взбунтовались» и не слушались никого, кроме физического тела, которое без контроля разума, как конь без седока, всегда "несет" человека к "обрыву греха". В результате человек, со времени греха в Раю, стал все время стремится совершить все новый и новый грех и «командиру человеческой природы» - разуму приходится очень стараться, чтобы тренировать волю ("закалять" ее, как закаляют тело) и сдерживать чувства ("держать их в узде", как всадники не дают строптивой лошади нестись по полю куда попало). Разуму приходится постоянно заставлять свою непослушную душу и свое непослушное тело не совершать новых беззаконий (грехов).
Еще одно последствие греха в Раю. Адам и Ева были тесно связаны, как с Богом, так и с окружающим их миром. Через них Творец-Бог изливал в мир Свою благодать (то есть, Свою Божественную энергию или силу, помогающую миру быть радостным и прекрасным). Потеря связи людей с Богом сказалась и на природе Земли. Она потеряла благодать, или, как говорят, «повредилась»: появилась бесплодная земля, пески, болота, холодные горы, морские впадины, задышали вулканы, земля стала сотрясаться от землетрясений. Животные, жившие в мире друг с другом, стали врагами. Одни – хищниками (теми, кто охотится и питается другими живыми существами) и жертвами (теми, кто становится пищей для хищников). В этих новых условиях земного существования у Адама и Евы стали рождаться дети….

Проверочные вопросы:
1. Что такое ГРЕХ?
2. В чем выразилось непослушание Адама и Евы Богу?
3. Кто подтолкнул людей к первому греху?
4. Раскаялись ли первые люди сразу после совершения греха в Раю?
5. А какие грехи совершаете вы?
6. Как совершенный грех в Раю сказался на душах первых людей?
7. Как совершенный грех в Раю сказался на природе Земли?
Новые понятия: грех, Закон Божий, Рай, Дерево Жизни, Дерево познания добра и зла, сатана, принявший образ змея, смерть, душа, Божественная благодать, тело, хищники, жертвы.

Занятие 5. Дети Адама и Евы Каин и Авель. Первое убийство в истории человечества.
У Адама и Евы появились дети. Среди них были два брата. Каин (более старший) и Авель (младший). Каин и Авель жили рядом. Чтобы восстановить связь с Богом, разрушенную в Раю их родителями, Адамом и Евой, они начали приносить Богу жертвы – плоды своего труда. На жертвенных кострах братья сжигали то, чем обладали. Авель, занимавшийся разведением животных, лучших животных из своих стад, а Каин, бывший земледельцем, произраставшее на земле. Причем, не самое лучшее из того, что росло. Дым от жертвенного костра Авеля поднимался вверх, что означало, что Бог принимает его жертву, а дым от костра Каина стелился по земле, что означало, что небо не принимает жертву Каина. Полагают, потому что делал это Каин не от чистого сердца, без страха и уважения к Богу. Каин стал завидовать брату. И однажды, выманив его в поле, убил. На вопрос Бога о брате Каин надменно ответил, что не знает, где он. Каин сказал: «Не сторож я брату моему». Что значит: мне не дорог мой брат, мне он не нужен, меня не интересует его жизнь.
Каин был проклят Богом и отмечен особой «печатью». Как полагают некоторые богословы, «печатью» стало особое выражение лица, по которому все люди узнавали Каина - братоубийцу и его потомков и избегали их.

Проверочные вопросы:
1. Почему Каин убил брата?
2. Что ответил Каин Богу об отсутствующем брате? Что это значит?
3. А вам знакома зависть? Как вы с ней боритесь?

Новые понятия: дети первых людей (Каин и Авель, братья), жертвы Богу, неугодная жертва, первое убийство, зависть, «каинова печать».

Занятие 6. Всемирный потоп. Ной и его дети. Ковчег. Человечество со временем стало совершать множество грехов и забыло Бога. Осталось лишь одно семейство во главе c человеком по имени Ной (в еврейского языка его имя можно перевести как «мирный», «миролюбивый»). Это семейство помнило Бога и доверяло Ему. Бог решил послать на людей, развращенных грехами, потоп (наводнение), но Ноя и его близких спасти, чтобы те стали родоначальниками нового человечества. Бог повелел Ною строить на суше большой Ковчег (огромное судно, закрытое со всех сторон, наподобие бочки, держащееся на воде и не тонущее). Люди смеялись над строительством, потому что Ной строил корабль на суше, но он, доверяясь Богу, продолжал создание Ковчега спасения. Когда строительство было окончено, Ной собрал в Ковчег запасы еды и питья, семь пар «чистых» животных (которых приносили в жертву Богу) и столько же пар «нечистых» (которых не приносили на жертвенник), своих детей с женами. Началось наводнение. Погибли все, кроме семейства Ноя внутри Ковчега. Когда вода начала спадать, Ной открыл Ковчег и увидел безбрежный океан. Посланный ворон вернулся ни с чем, а голубь принес радостную весть. Он держал в клюве лист. Значит, впереди была спасительная земля. И, стало быть, Бог больше не сердится на людей. Между Богом и человеком вновь установился мир. Появившаяся радуга (как бы мост между небом и землей) это подтвердила. С тех пор символом мира стало изображение голубя с веточкой в клюве.

Проверочные вопросы:

1. Что такое Ковчег и почему Ной начал его строить?
2. Почему люди смеялись над ним?
3. Что такое потоп?
4. Почему Бог послал на людей потоп?
5. Что значит изображение голубя с веточкой в клюве?
6. Что означала радуга, появившаяся после потопа?
Новые понятия: Ной – прародитель нового человечества, потоп, Ковчег, «чистые» и «нечистые» животные.
Занятие 7. Дети Ноя. Сим, Хам, Иафет.
У Ноя родились дети, которых звали: Сим, Хам, Иафет. И Бог благословил их. Даровал им Свою силу, Свою божественную энергию для долгой счастливой жизни. Ной, первым из людей, стал выращивать виноград. Люди еще не знали, что забродивший виноградный сок может стать вином. И вот Ной, не зная этого, однажды выпил много забродившего сока, опьянел и упал голым в своем шатре. Хам увидел это и посмеялся над отцом. Потом побежал к братьям и предложил пойти в шатер и вместе смеяться над голым и беспомощным родителем. Но его братья, Сим и Иафет, осудили брата, пошли и прикрыли наготу отца. Проснувшись и узнав о случившемся, Ной проклял своего сына Хама и его потомков, прекратил общение с ним. Но Бог не стал проклинать Хама, потому что накануне его греха благословил его вместе с другими детьми Ноя. Благословение - Божий дар и Бог никогда не "забирает" его назад по "Собственному желанию", только сам человек может отказаться от дара, отказавшись вначале от Дарителя. Не стал Бог проклинать и ноево потомство, дав возможность всем трем детям Ноя плодиться и размножаться в мире. С тех пор Землю населяют народы, являющиеся потомками трех братьев: семиты (евреи,арабы,ассирийцы), иафетиты (все европейцы и русские) и хамиты (африканцы, среди которых египтяне, эфиопы, ливийцы,финикийцы и др.). А неуважение к старшим стало именоваться «хамством», в память о греховном поступке Хама, сына Ноя.

Проверочные вопросы:
1. Почему Ной опьянел?
2. Что сделал Хам?

3. Что сделали его братья?

4.Почему Бог не проклял Хама и его потомков, как его отец Ной?
5. Кто такие хамиты, иафетиты и семиты?
6. Что такое хамство?

7. А вы когда нибудь грубили старшим? Не забыли попросить у старших прощения?
Новые понятия: дети Ноя – прародители современного человечества: Сим (семиты), Хам (хамиты), Иафет (иафетиты)., хамство, благословение Бога людям.

Занятие 8. Закон Божий. 10 заповедей Бога.
Позднее, через Божьего пророка Моисея (одного из людей через которых Бог объявляет свою волю, передает народу Свои послания) Бог дал людям, записанные на двух каменных плитах, 10 главных заповедей (то есть завещаний, наставлений, которые нельзя никогда забывать). О том, что СЛЕДУЕТ делать и что НЕ СЛЕДУЕТ. Что есть добро (доброе дело, добродетель), а что зло (плохой поступок, грех).
Перескажу вам эти заповеди своими словами.
1. Веруй только в одного, Истинного Бога. Бога, которого исповедует Православная Церковь. Бога-Троицу. Отца, Сына и Святого Духа.
2. Не верь в других богов, потому что все другие боги – ложные. Не «создавай» в своем уме богов из чего-нибудь, что Богом не является (кумиров): из уважаемых людей, интересных занятий, красивых вещей.
3. Не превращай свою веру в Бога во что-то будничное, скучное. Помни, что когда произносишь имя Бога, зовешь своего Создателя и Покровителя, от которого зависит и твоя жизнь, и твоя смерть. Не беседуй о Боге и вере с кем попало и где попало. Беседуй только с теми, кому, правда, интересно что-то узнать о твоей вере, и не второпях.
4. Не забывай о Боге. Один особый день недели посвящай Ему. Для нас, православных, это Воскресенье, когда мы посещаем храм.
5. Уважай своих родителей, слушай их, и заботься о них. И теперь, и когда он станут старенькими.
6. Не убивай никого из людей или животных из греховных побуждений (например, желая обогатиться, многие люди начинают неправедные, грешные войны) или «просто так» (например, некоторые дети «просто так», «от нечего делать», стреляют из рогаток в кошек или птиц).
7. Веди себя прилично по отношению к девочкам (если ты мальчик) и к мальчикам (если ты девочка). Мальчики и девочки – будущие взрослые люди, папы и мамы. К этому надо себя готовить с детства. Не только через воспитание уважения друг к другу, но и через приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Мальчик должен учиться всему тому, что умеет папа (забивать гвозди, клеить обои, ремонтировать сломавшийся стул и другое) , а девочка – всему тому, что умеет мама (готовить вкусную еду, шить, ухаживать за карапузами и многое другое). При этом, и мальчики, и девочки должны учиться помогать друг другу. До взрослого возраста, до свадьбы и создания семьи, между мальчиками и девочками могут быть ТОЛЬКО ДРУЖЕСКИЕ отношения.
8. Не воруй. Не бери чужого.
9. Не ври.
10. Не завидуй другим. Помни, что именно из-за зависти произошло первое убийство в истории человечества.

Проверочные вопросы:
1. Перечисли наизусть все 10 заповедей Бога.
2. Что говорит в них Бог о том, КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ?
3. Что говорит в них Бог о том, КАК НЕ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ?
4. А ты сам в своей жизни следуешь этим заповедям или нет?
Новые понятия: заповеди Бога, пророк, добро (добродетель),зло, кумир.

Желаем вам, дорогие ребята, летом не нарушать Божьи Заповеди, быть послушными, не огорчать старших и родителей!
(Продолжение – в новом «учебно-игровом» году).
Спасай вас Господь!